Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»
Людмила Полюхова
Конспект занятия «Знакомство со звуком [Ш]»
Знакомство со звуком [Ш] (открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе)
Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш»
,
знакомство с буквой «Ш»
.
Задачи:
Образовательные: — учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш]; — упражнять детей в образовании относительных прилагательных.
Развивающие: — развивать навыки звукового анализа слова, упражнять в определении позиции звука в слове; закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения с заданным словом и «записывать»
его графически; — развивать интонационную выразительность речи.
Воспитательная: — воспитывать у детей самоконтроль за речью, целеустремлённость, умение слушать друг друга.
Оборудование: копилка бонусов, мяч, пазлы (змея, Маша, манка,картинки: шарф, шляпа, шуба – одежда; хлопушка, неваляшка, пушка – игрушки; ландыш, камыш – растения; мультимедийное оборудование.
I.Организационный момент:
(Под музыку дети заходят в зал и произвольно располагаются рядом с педагогом, здороваются с гостями).
— В круг скорее становитесь, крепче за руки беритесь (дети встают в круг)
.
Собрались все дети в круг Я твой друг, и ты мой друг Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. И играем и поем, Дружно в группе мы живем (установка на НОД)
Игра «Волшебные звуки»
— Ребята, а вы знаете, что пропевание некоторых звуков помогает улучшить здоровье? Если у вас начинается насморк, превратитесь в самолет – сделайте глубокий вдох, на выдохе долго и негромко произнесите звук [В]. Если у вас болит горло – превращаемся в комара и на выдохе произносим звук [З]. При кашле поможет превращение в жука с длительным произнесением звука [Ж].
(Дети выполняют упражнения, стоя, глаза должны быть закрыты, а тело расслаблено).
— Запомните эти упражнения и выполняйте, и волшебные звуки всегда придут к вам на помощь. Ребята, кто помнит артикуляционную сказку «У бабушки с дедушкой»
?
Артикуляционная гимнастика
Толстые внуки приехали в гости (дети надули щечки)
С ними худые – лишь кожа да гости
(втянули щеки, не открывая рот)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
(широкая улыбка)
Поцеловать они всех потянулись
(имитация поцелуя)
Утром проснулись – в улыбочку губы
(широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы
(язычок двигается между верхней губой и зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи
(соответственные движения языка)
С нижними зубками тоже мы дружим
(соответственные движения языка)
— Посмотрите, какую красивую коробку я нашла! Тут еще и письмо!
«Здравствуйте, ребята. Я знаю, что вы скоро пойдете в школу. Думаю, вы многому уже научились. Это я и хочу проверить. Дарю вам копилку бонусов. Если правильно выполните все задания и соберете 6 бонусов, тогда вы и узнаете — кто я».
— Ребята, вы хотите узнать от кого это письмо? Тогда первое задание. Мы будем передавать мяч, а я задавать вопрос, и вы должны отвечать на вопросы словами, начинающимися на один звук.
— Их надувают на праздник (шары)
. — Его делают из мяса и жарят на углях
(шашлык)
. — Головной убор
(шапка)
. — Там учатся дети
(школа)
. — В нем хранят одежду
(шкаф)
. — Коробочка, в которой хранят кольца, браслеты, бусы
(шкатулка)
. — Зимой его повязывают на шею
(шарф)
. — Их завязывают на ботинках
(шнурки)
. — Какие вы молодцы! Вот ваш бонус
(часть пазла)
.
(На экране появляются картинки-отгадки)
.
II. Сообщение темы и цели занятия:
— Давайте еще раз повторим отгадки. Как вы думаете, о каком звуке мы с вами будем сегодня говорить? (о звуке «Ш»
). Как вы догадались? Как вы думаете, кто поет эту песенку? Сложите пазлы
(змея)
. Изобразите рукой движения змеи.Змея ползет и шипит: “шшшшшшш”. (Делаем волнообразные движения руками в стороны и вперед. Сначала правой,потом левой рукой и обеими руками сразу и шипим: “шшшшшшшш”). А теперь змейки поползли в свои норки.
(Дети садятся на стулья)
.
III. Характеристика звука «Ш»
.
— Спойте ещё раз песенку змеи. — Как расположены губы, когда мы произносим этот звук? (губки округлены и слегка вытянуты вперед)
. — На что похож язычок?
(широкий язычок образует “чашечку”)
. — Где он расположен?
(за верхними зубками)
. — Произнесем
звук “ш”. Какой он — гласный или согласный? (согласный)
Почему?
(при произношении нам помешал язычок)
. — Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Почувствуйте её. — Голосок спит или звенит? (
«спит»
). Значит он звонкий или глухой?
(глухой)
. — Этот
звук твердый или мягкий? (твердый)
. — Запомните,
звук «ш»
всегда твердый! (На экране появляются символы
звука «Ш»
).
IV. Знакомство с буквой: — А на письме этот звук обозначается буквой «Ш»
.
Буква Ш с тремя шипами — Не хватай ее руками (рисуем в воздухе)
.
— На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е)
. Давайте нарисуем букву
«Ш»(дети подходят к столу и рисуют на манке)
. – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и
«нарисуем»
на спине друг друга эту букву
(потом дети меняются местами)
. — Как эту букву можно изобразить с помощью пальцев или своего тела?
(догадки детей)
. — Ребята, посмотрите, на столе лежат картинки.Вам нужно их разложить на группы: первая группа –
звук «Ш»
живёт в начале слова, вторая группа –
звук «Ш»
в середине слова и третья группа –
звук «Ш»
в конце слова.
(Дети раскладывают картинки по группам.)
– Скажите, что находится в первой группе картинок, общее название (одежда, во второй — (игрушки, в третьей —
(растения)
. — Молодцы! Вы заслужили бонус!
V.Физминутка: Мы шли, шли, шли. Ежа нашли. Наклонились, подняли – И дальше пошли. (Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении + гимнастика для глаз, а затем садятся на стулья).
VI. «Раздели слово на слоги»
— Посмотрите, ребята, какие интересные картинки! Назовите, что изображено на экране. (Дети называют — шоколад, машина, шашки, мышь)
. – Ребята, из чего состоит наша речь?
(из предложений)
. – А предложения?
(из слов)
— Ребята, а из чего состоят слова?
(из слогов)
— Как узнать, сколько слогов в слове?
(при помощи хлопков или сколько в слове гласных, столько и слогов)
. Правильно, а сейчас с помощью хлопков определите, сколько *слогов в слове
«шоколад»
(3, сколько гласных
звуков? (3)
. *сколько в слове
«машина»
слогов (3, сколько гласных
звуков? (тоже 3)
*сколько в слове
«шашки»
слогов (2, сколько гласных
звуков? (тоже 2)
*сколько в слове
«мышь»
слогов (1, сколько гласных
звуков? (тоже 1)
— Молодцы! Вы заслужили бонус! — А сейчас я предлагаю вам выложить с помощью прямоугольников схему слова
«шашки»
. И сделать
звуковой анализ этого слова, но сначала поставим ударение в этом слове.
Шашки – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. [ш]- согласный, твёрдый, глухой [а] – гласный, ударный [ш] — согласный, твёрдый, глухой [к] – согласный, мягкий, глухой [и] – гласный, безударный Молодцы! — Составьте, пожалуйста, разные предложения с этим словом. Запишите схему своего предложения на доске. Кто желает? — Молодцы! Вы заслужили бонус!
VII. Упражнение в правильном произношении звука (показ картинки малыша)
.
— Какой красивый малыш! Ша – ша – ша – прокатим малыша? Ответьте мне. (Ша – ша – ша – прокатим малыша)
. А теперь вы у меня спросите, а я отвечу. — А как произнести эту чистоговорку радостно?
(Ша – ша – ша – прокатим малыша)
Шу-шу-шу – подарки малышу
(произнести с разной интонацией)
— Молодцы!
(бонус)
— Хотите заработать еще бонус? Давайте поиграем в игру
«Скажи какой»
. — Носки из шерсти какие? (Дети отвечают полным предложением
«Носки из шерсти шерстяные»
) — Платье из шелка какое? — Халат из плюша какой? — Сок из груш какой? — Варенье из вишни какое? — Конфеты из шоколада какие? — Умники!
(бонус)
VII.Итог:
— Теперь мы можем узнать, кто написал нам письмо? Давайте соберем пазлы вместе (выкладывают изображение Маши)
. Ребята, именно Маша отправила нам это письмо? Что вам понравилось делать сегодня? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение? — И мне понравилось с вами играть и задания выполнять. Вы у меня умнички! — Ребята, я для вас приготовила сюрприз
(открывает красивую шкатулку)
посмотрите — смайлики, они разные радостные, задумчивые, грустные. Если вам сегодня было легко на
занятии, справились со всеми заданиями — возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть — задумчивого смайлика, а если совсем трудно — грустного. — А для гостей другая шкатулка в ней тоже смайлики, если вам было интересно-радостные смайлики, если скучно, не интересно — грустный.