Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда по организации коррекционной работы в ДОУ


Статья:

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слов уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.

Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Овладения ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Нарушение речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении.

В нашем детском саду, в логопедической группе находятся дети с такими речевыми нарушениями, как общее недоразвитие речи различных уровней. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни излишне активны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Нередко повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания, память и работоспособность снижены.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды ДОУ. Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми логопедической группы.

В начале учебного года при поверке музыкальных способностей детей логопедической группы отмечается общая закономерность – дети не поют, а говорят, не справляются с пропеванием звуков, произношением окончаний слов, плохо запоминают тексты песен, их названия, названия музыкальных произведений, недостаточно согласовывают движения с музыкой, пением, словом, затрудняются в передаче ритмического рисунка. Перечисленные особенности детей обуславливают специфику музыкальной деятельности.

Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенеправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

Специфика музыкальной работы с детьми логопедических групп предполагает использование на каждом музыкальном занятии элементов логоритмики.

В специальной литературе логоритмика рассматривается, как система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых с целью логопедической коррекции (Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – М.: Просвещение, 1985). Таким образом, речевое развитие формируется посредством слова, движения и музыки.

Логоритмическая деятельностьвключает в себя следующие элементы :

1. Артикуляционная гимнастика

— это специальные упражнения, приводящие в движение речевой аппарат человека

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

* развивать певческие способности детей

* формировать артикуляцию различных звуков.

*закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.

* развивать дикцию детей посредством тренировки подвижности движений языка и губ

*учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз

* развивать чувство ритма.

Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком и губами не превышает 1-2 минут перед пением.

2. Пальчиковая гимнастика

Важное место на музыкальных занятиях имеют пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Пальчиковые игры сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народняе песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.

3. Дыхательная гимнастика

— разнообразные упражнения по развитию дыхания.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

* укрепление физиологического дыхания детей

* формирование правильного речевого дыхания (короткий вдох — длинный выдох)

* тренировка силы вдоха и выдоха.

* развитие продолжительного выдоха.

Работа над дыханием предваряет пение песен. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузки. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнения педагог вначале показывает его полностью, сопровождая показ пояснением, затем предлагает повторить упражнение вместе с ним, контролируя движение каждого ребенка и направляя движения рук, головы и туловища. В качестве речевого материала используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.

4. Речевые игры

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных инструментов, в том числе и самоделок. Тексты, подбираемые для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту, легко запоминаемыми. Это образцы устного народного творчества – песенки. Прибаутки, считалки, дразнилки, колыбельные. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.

Одним из видов речевых игр, используемых на музыкальных занятиях, является ритмодекламация. Это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

5. Коммуникативные игры и танцы.

Танцы и игры с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания в паре, подгруппе, группе, тактильный контакт, осуществляемый по ходу. Коммуникативные игры и танцы способствуют развитию доброжелательных отношений между детьми, нормализуют социальный климат в детской группе, способствуют развитию позитивного самоощущения.

В результате практической работы сложилась следующая структура музыкального занятия с детьми логопедической группы (подготовительная к школе группа):

Общая длительность занятия – 30 минут.

1. Спокойный вход.

2. Валеологическая песенка — распевка (создание положительного настроя, подготовка голоса к пению)

3. Музыкально-ритмические движения (используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса)

4. Активное слушание музыки (слушание музыкальных произведений с движениями под музыку)

5. Пальчиковая гимнастика

6. Музыкально – дидактическая игра

7. Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения

8. Пение, песенное творчество

9. Музыкально-ритмические движения (ритмика, коммуникативные танцы, хороводы)

10. Речевые /музыкально-подвижные/ коммуникативные игры.

Речевой материал на музыкальных занятиях предварительно не разучивается, а проводится по подражанию. Во время речевых упражнений желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность детям хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальной деятельности. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки, раздаточный материал.

Главным принципом достижения эффективности в работе музыкального руководителя с детьми логопедических групп является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей.

«Споем мы дружно песню»

Задачи:

Коррекционно-воспитательные:

— совершенствование грамматического строя речи;

— развитие фонематического и фонетического слуха и восприятия.

Коррекционно-развивающие:

— развитие зрительного внимания, речевого слуха, чувства рифмы;

— развитие артикуляционной и мелкой моторики;

— развитие координации речи с движением;

— развитие творческого воображения, фантазии, памяти и логического мышления.

Коррекционно-воспитательные:

— воспитание любви к Родине и бережного отношения к природе;

— закрепление нравственно-эстетических чувств в общении с природой;

— воспитание положительной установки на участие в занятии.

Атрибуты и оборудование: фортепиано; стулья, расставленные полукругом (по количеству участников); мешочки – «тучки»; султанчик; «мешочек хорошего настроения» с конфетами.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Совместный проект музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю»
  • Лукичёва Я.Н. – учитель-логопед МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево
  • Шиян И.С. – музыкальный руководитель МБДОУ № 6 «Светлячок», г. Гаджиево

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Заикание — один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

У детей с речевыми нарушениями наблюдается дефицит эмоций. Они плохо дифференцируют вербальные и невербальные средства эмоциональной выразительности, испытывают затруднения в передаче эмоций, что, в частности, выражается в обеднении их мимики и жестов.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи по своему строению. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания. Музыка, по мнению ученых, это дополнительный сенсор, который позволяет максимально развить речь у ребенка.

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. Пение давно используется, как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи. Оно способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора; нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного); развитию речи за счет расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение и ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу.

Так возникла идея совместного проекта музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Я пою и говорю».

Проект рассчитан на два года, начиная с сентября 2021 г. Реализуется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие логопункт, музыкальный руководитель, учитель — логопед, родители.

Цель проекта: внедрить и апробировать на практике систему работы, направленную на коррекцию речевых и поведенческих особенностей детей с логопедическими проблемами на основе совместной деятельности учителя логопеда и музыкального руководителя.

Задачи проекта:

  • формирование слухового внимания
  • развитие слуховой памяти
  • развитие координации движений
  • развитие умения передавать несложный музыкальный ритмический рисунок
  • развитие артикуляционной моторики
  • развитие просодики (голосовые характеристики: высота, сила, длительность, тембр и мелодико-интонационная сторона речи (темп, паузация, ритм)
  • развитие фонематического слуха
  • воспитание темпа и ритма дыхания и речи.

По окончании реализации проекта «Я пою и говорю» ожидаем следующие результаты:

  • дети проявят устойчивый интерес к музыкально — речевым играм
  • смогут грамматически правильно формулировать свои мысли
  • преодолеют речевой негативизм и скованность
  • преодолеют внутренний страх перед взаимодействием с социумом
  • возрастет положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения у детей с логопедическими проблемами и с заиканием в частности.

Осуществляя коррекционную работу, учитываем:

  • структуру речевого нарушения
  • осуществляю индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности
  • закрепляю знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях
  • всесторонне развиваю личность дошкольника.

Ход проекта

Этапы реализации проекта:

  • 1-й – организационный (сентябрь 2021 г.);
  • 2-й – формирующий (октябрь 2021 г.- март 2021г);
  • 3-й — заключительный (апрель 2021 г. — май 2021г.)

Первый этап — Организационный.

Формы работы

  1. Анализ научной и методической литературы.
  2. Разработка перспективного плана работы с детьми.
  3. Подборка музыкально — логопедических игр и упражнений с описанием проведения.
  4. Организация предметно – пространственной среды.

Второй этап — Формирующий.

Построение коррекционно-педагогического процесса развития речи детей в рамках данного проекта базируется на принципе интеграции, то есть сочетании логоритмической, игровой, слушательской и исполнительской (певческой) деятельности дошкольников.

В связи с этим широко используется ряд упражнений для укрепления мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитания чувства ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного чувства» и чувства расслабления. Музыкально-дидактические игры, развивают у детей слуховое внимание и слуховую память.

Особое внимание уделяется упражнениям на дыхание, распевкам на автоматизацию звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. При использовании в коррекции речи песенного материала, происходит формирование мыслительных способностей и фантазии, способности к интонированию, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие тонкой моторики и артикуляционной моторики. На коррекционных логопедических занятиях песенный материал можно использовать как оформление логопедических игровых упражнений, так и, в качестве ритмических игровых моментов, для развития речевого дыхания, что особенно важно при заикании.

Развивая певческие навыки, мы в то же время работаем над развитием речи: над правильным произнесением окончаний существительных и особенно прилагательных, протягивание гласных звуков, что способствует развитию фонетико – фонематического слуха.

Реализация проекта проводится с использованием следующих приемов:

  1. Логопедическая ритмика;
  2. Театрализованная деятельность;
  3. Развитие музыкально-ритмических навыков;
  4. Развитие певческих навыков.
  5. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика, фонопедические упражнения.

Авторские разработки М.Л. Лазарева используем согласно лексической теме для развития речевой функции, дикции, голосовых и дыхательных функций и фонематического слуха.

Песенный и танцевальный репертуар разучиваем на музыкальных занятиях. Речевые упражнения и игры с одновременным выполнением действия без музыкального сопровождения отрабатываем на индивидуальных логопедических занятиях.

В ходе музыкально – дидактических игр отрабатываю артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Все виды логоритмических игр, упражнений предлагаем детям в сочетании с какой – либо ритмической основой: под музыку, под счёт, словесное, или чаще стихотворное сопровождение.

Работа над проектом наполнила повседневную жизнь воспитанников новыми красками, позволила нам педагогам увидеть интересные перспективы в работе и, как следствие, порадовала результатом. Дети активнее вступают в диалог, задают вопросы, слушают и понимают речь, строят общение с учётом ситуации, легче идут на контакт со взрослым и сверстниками.

Занятие пением, тем более хоровым пением, встречается не часто в коррекционной работе в детском саду. Польза таковых занятий неоспорима. Надеемся, что наш опыт поможет шире внедрить ее в практику работы, ведь она, как никакая другая помогает как самовыражению с одной стороны, так и формирует умение работать в команде. Снимает рамки скованности, позволяет дышать глубоко и свободно.

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]