Классификация физкультминуток
Физкультминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.
Но усталости чего? Что устало у детей именно сейчас? Какая физминутка принесет наибольшую пользу? Ответы на эти вопросы воспитатели обязательно должны знать прежде, чем предложить физминутку детям.
Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Выбор эффективной, подходящей вашим детям физминутки зависит от того, каким видом деятельности вы в данное время занимаетесь с дошкольниками, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки малыши нуждаются больше всего.
Двигательно–речевые
Интересно
Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.
Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки – разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.
Варианты двигательно-речевых физкультминуток:
Раз – руки вверх махнули И при том вздохнули Два – три нагнулись. пол достали А четыре – прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем При наклонах выдох дружный Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики
Рисовали и устали. Дружно очень тихо встали. Ручками похлопали: раз, два, три. Ножками потопали: раз, два, три. И еще потопали и дружней похлопали. Сели-встали, встали-сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем Рисовать опять начнем.
Что за чудо – будет дом! Мы пока в нем не живем… (ходьба врассыпную) Мы его построим сами (остановились) Кистью и карандашом! (руки на пояс) На бумаге не спеша Поднялись три этажа:(потянулись вверх) Крыша (дотронуться до головы), Окна (руки вперед), Дверь (руки в стороны), Балкон (наклон, руками дотронуться до пальцев ног), Получился славный дом! (прыжки) А потом его украсим, Подрисуем и раскрасим. (ходьба)
Офтальмологические паузы
Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна.
Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!
Интересно
Очень интересны детям электронные физминутки для глаз (физминутки – офтальмотренажеры). Это – гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.
Например, вниманию дошкольников представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другую. Дети следят за ней глазами и называют картинки, на которые приземляется бабочка.
Но, к сожалению, пока еще внедрение ЭОР в ДОУ оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего воспитатели самостоятельно изготавливают различные зрительные таблицы или используют в работе разнообразные упражнения для глаз.
Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения будут сопровождаться стихотворным текстом.
Танцевальные физкультминутки. Они выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
Физкультурно-спортивные физкультминутки
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.
Подражательные физкультминутки
Зависят от фантазии и творчества педагога. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.
Пальчиковая гимнастика
Для дошкольников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.
Что может помочь в этом случае?
Лучшей физминуткой в такой ситуации является пальчиковая гимнастика.
Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала.
или, как вариант :
Этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил – Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.
ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
На двери висит замок. Кто его открыть бы мог? Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.
Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли», малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.
Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко. Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил. С этим братцем щи варил. С этим братцем песни пел. С этим – в дудочку дудел.
Этот пальчик.
Предложите малышу согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – матушка, этот пальчик – батюшка, Ну а этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.
Релаксационные упражнения
Релаксационная техника «напряжение-расслабление» — это самый лучший способ научиться распознавать существующие в мышцах напряжения и избавляться от них.
Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно возбужден, взволнован, угнетен, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц.
Подготовка к релаксации
В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной, спокойной музыки:
- 1 этап. Лечь удобно и расслабиться. Дети ложатся на коврики, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещены.
- 2 этап. Прочувствовать и «осмотреть» все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище. Желательно при этом закрыть глаза.
- 3 этап. Ощущение приятного тепла – комфорта от расслабленного тела, удовольствия, покоя.
Детей необходимо учить чувствовать это напряжение, изменять его степень или снимать совсем, расслабляя определенные группы мышц. При расслаблении мышц эмоциональное напряжение ослабевает или исчезает совсем.
Статья:
Физкультминутки на уроке в начальной школы помогают деткам снять напряжение от учебного процесса, слегка размяться от долгого сидения за партой, сменить вид деятельности и потом лучше усваивать новый материал. Физкультминутки- это небольшой комплекс физических упражнений: наклонов, потягиваний, поворотов, прыжков. Все действия выполняются под стихотворный текст. Важно, чтобы стихотворение для физкультминутки было подобрано соответственно возрасту ребенка.
Учителю важно помнить, что упражнения и сопутствующее стихотворение нужно периодически менять.
*** Ветер дует нам в лицо, — детки машут ручками себе на лицо Закачалось деревцо. — поднимаем руки вверх и качаемся Ветер тише, тише, тише. — приседаем Деревцо все выше, выше. — встаем, тянемся руками вверх.
*** Буратино потянулся, — поднимаем ручки вверх и встаем на мысочки Раз – нагнулся, — наклоны вперед, доставая пальчиками до пола Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, — разводим руки в стороны Ключик видно не нашел. — качаем головой Чтобы ключик нам достать, — поднимаем ручки вверх Нужно на носочки встать. — тянемся вверх, вставая на мысочки.
***
Мы — веселые мартышки, — дети встают со своих мест Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, — топают ногами (ходьба) Все руками хлопаем, — хлопают в ладоши Надуваем щечки, — надувают детки щеки Скачем на носочках. — прыжки Дружно прыгнем к потолку, — высокий прыжок Пальчик поднесем к виску — подносим оба указательных пальца к виску И друг другу даже Язычки покажем! — показывают языки Шире рот откроем , — открывают рот Гримасы все состроим. — строят гримасы Как скажу я слово три, Все гримасы убери. Раз, два, три!- садятся на места
*** Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли В пояс поклонились! Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже, не ленись, Поклонись и улыбнусь.
*** Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуться, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место тихо сесть.
*** Дети повторяют за учителем упражнения, а заодно повторяют понятия право-лево.
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
*** Мы поставили пластинку И выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз-два, раз-два, Хватит, прибежали, Потянулись, подышали.
*** Все подняли руки — раз! На носках стоит весь класс, Два — присели, руки вниз, На соседа повернись. Раз! — И вверх, Два! — И вниз, И к соседу повернись. Будем дружно мы вставать, Чтобы ногам работу дать. Раз — присели, Два — поднялись. Кто старался приседать, Может уже отдыхать.
*** Раз, два – наклонимся мы слегка. Три, четыре – руки в боки, будем делать многоскоки. Пять, шесть – на лесенку надо влезть. Семь, восемь – пробежаться вас попросим. Девять, десять – вот и всё. Скоро встретимся ещё.
*** С добрым утром, детвора! — детки поднимаются из-за парт и становятся в проход Просыпаться всем пора! Потянулись – потянулись. — потягиваются на мысочках Вот уже почти проснулись. Руки в стороны, вперёд, — руки разводим в стороны и сводят вперед А теперь наоборот. Наклонились до носочков, — наклон к носочкам Пробежались на мысочках. — тихонечко бежим на месте Прыгай дружно прыг да скок. — прыжки на месте Продолжаем свой урок. — дети садятся за парты.
*** Утром дети в лес пошли — дети шагают, высоко поднимая ноги И в лесу грибы нашли — выполняют приседания, Наклонялись, собирали — наклоны вперёд, По дороге растеряли — разведение рук в стороны.
*** У меня спина прямая, — дети встают и расправляют плечи Я наклонов не боюсь — наклоны вперед. Выпрямляюсь, прогибаюсь, Поворачиваюсь. — делаем повороты. Раз — два, три — четыре. Три — четыре, раз — два. Я хожу с осанкой гордой. — поворачиваются в стороны Прямо голову держу, — поклон вперед Никуда я не спешу. — руки за спину и ходьба на месте Раз — два, три — четыре, — повороты туловищем Три — четыре, раз — два. — снова ходьба на месте Я могу и поклониться. — поклон И присесть, и наклониться, — приседание и поклон вперед Повернись туда — сюда! — повороты Ох, прямешенька спина! Раз — два, три — четыре, — повороты туловищем Три — четыре, раз — два. — снова ходьба на месте.