Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках с помощью моделирования


Домашние задания на звук Л для родителей разработаны в комплексе и содержат многочисленные игры и упражнения. Данные занятия Вы можете скачать у нас на сайте одним файлом (смотреть ниже).

Это 20 занятий с различными заданиями:

  • артикуляционная гимнастика для звука «Л»;
  • автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихотворениях;
  • пересказ и составление рассказов с опорой на мнемодорожки и сюжетные картинки;
  • заучивание веселых стихотворений;
  • повторение и заучивание чистоговорок;
  • интересные задания по бродилкам, раскраскам, играм и упражнениям с опорой на наш сайт logoped-online.by

Каждое занятие расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 20 листов — 20 полноценных занятий для отработки звука «Л».

Занятия разработаны с опорой на наш сайт logoped-online.by. На сайте вы найдете красочные иллюстрации, мнемодорожки, игры и упражнения в помощь к распечаткам.

Инструкции прилагаются.

Каждое занятие содержит комплекс артикуляционных упражнений для звука «Л». В начале все упражнения представлены в картинках и с описанием. Далее описания прилагаются только к новым упражнениям. Упражнения артикуляционной гимнастики необходимы для подготовки речевого аппарата, поэтому выполняйте их. И Ваш малыш заговорит быстрее!

В каждом занятии вы также найдете много разнообразного речевого материала. Картинки к речевому материалу можно найти по представленным ссылкам или QR — кодам. Зайти можно со смартфона по специальному приложению. Переходя по ссылкам или кодам вы попадаете на сайт и выполняете те же задания, но уже с помощью картинок. Все это сделано для того, чтобы сделать занятия максимально интересными и комфортными для малышей.

Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.

И главное правило — следите за тем, чтобы ребенок говорил звук «Л» правильно!!!

На сайте представлена сокращенная версия комплекса занятий по закреплению звука «Л». Полную версию вы сможете получить, написав на адрес электронной почты

Автоматизация звука Л в конце слов:

  • бокал, пенал, шакал, мангал, кинжал, вол, кол, стол;
  • гол, футбол, укол, баскетбол, стул, зал, оскал, пьедестал.

Можно закреплять звук Л , называя или повторяя слова на картинках, а можно сделать занятия еще более интересными и разнообразными. Для этого мы предлагаем Вам варианты игр и упражнений. Данные игры помогут не только автоматизировать звук в словах, но и разовьют грамматический строй речи, память, внимание, мышление вашего малыша.

Автоматизация изолированного звука [Л]

Сначала артикулирование фонемы нужно отработать изолированно, то есть отдельно от остальных фонем. На постановочном этапе и при закреплении важно задействовать вспомогательные процессы – зрение, осязание. С опорой на визуальные стимулы, которые дошкольник применял редко или вовсе не применял, происходит создание верных зрительно-двигательных и слухоречевых стереотипов. Занятие должно проводиться у зеркала, чтобы ребенку было видно собственное лицо и лицо педагога для контроля правильности артикуляции.

Закреплять звук отдельно надо в интересной игровой форме. Недостаточно простого проговаривания фонемы для того, чтобы ребенок смог верно ее воспроизвести – при определенных ситуациях требуется детальное объяснение, как расположить органы речевого аппарата, чтобы добиться точного артикулирования. Бывают случаи, когда эффективно использование аналогий или имитирование действий языка ладонью. Продолжительное время важно напоминать ребенку визуально и словесно, как нужно произносить [Л]. При изолированном закреплении звука происходит знакомство с обозначающей его буквой.

Добрая Злата

Злата сидела на скамейке и ела булку с колбасой. Подошла к Злате бездомная собака. Она поглядела на колбасу, потом на Злату и тихо заскулила. По глазам собаки было видно, что она давно не ела.

Злата отломила половину булки и отдала голодной собаке. Та моментально всё съела. Затем собака потянулась к Злате и стала ласково лизать её ладони.

Лось и дятел

Лось стоял под ёлкой и глядел на Дятла. Дятел ухватился цепкими лапками за ствол ёлки и ловко сидел на своём хвосте. Он долбил ствол, выклёвывал из него личинок и жуков.

«Как дела, Дятел?» — воскликнул стоявший под ёлкой Лось. «Дела плохи! — ответил Дятел. — Галка меня подвела. Обещала не занимать моего дупла, а сама заняла. Вывела в нём птенцов. Остался я без дома!».

Лось, недолго думая, сказал Дятлу: «Слушай, а ты забодай Галку». И захохотал. Понял Дятел злую шутку Лося. Подумав, Дятел ответил: «Неплохая идея! Только ты, милый Лось, залезай ко мне на ёлку — вместе и полетим к Галке!»

Как маленькая Злата стала большой

Маленькая Элла очень хотела стать большой. Она всё делала для этого! Мамины туфли на высоких каблуках обувала. Волосы завивала. Бусы на шею надевала. Даже губы помадой подводила. Но все в доме всё равно называли Эллу малышкой.

Как-то Элла сама вымыла на кухне всю посуду и подмела пол. А потом сделала омлет! И тогда неожиданно папа сказал маме: «Наша Элла совсем большая стала!».

Видно, не каблуки и помада людей большими делают!

Необычный колышек

Павел посадил в саду маленькую яблоньку. Ствол у яблоньки был тоненький — того и гляди, сломается. Сделал Павел кол и воткнул его в землю около яблоньки. Слабый ствол яблоньки и колышек Павел соединил бинтом. Подвязал яблоньку и успокоился. Оставалось ждать зелёных листьев.

Каждый день Павел ходил к яблоньке, поливал её. Внимательно наблюдал за ветками. Но зелёных листьев всё не было и не было!

Как-то Павел увидел из окна, что его яблонька наконец зазеленела. Когда Павел подошёл ближе, то оказалось, что это на колышке, а не на яблоньке появилось несколько зелёных листиков! «Вот так колышек!» — подумал Павел.

Автоматизация [Л] в связной речи

Закрепление фонемы в связной речи − важнейшая ступень автоматизации. На данном этапе завершается работа с фонемой в специально организованных ситуациях. Далее фонема будет применяться в собственных спонтанных высказываниях.

Не всем детям нужна отработка произношения на материале текстов – если ребенок без затруднений, легко пользуется поставленным звуком, целесообразно приступать к спонтанной речи. Но большинству детей обязательно нужно закрепление в тексте. Для работы выбирают рассказы маленького объема, обогащенные отрабатываемой фонемой.

При работе с текстами звук используется без удлинения, без утрированного артикулирования. Фонема должна быть равнозначной по отношению к потоку остальных фонем. На данном этапе используют рассказы разных видов:

  • Рассказы по опорным картинам – переходная ступень от повторения фраз к пересказам текстов. Рассказы должны быть короткими, [Л] должен содержаться лишь в нескольких словах, которые предлагается вставить в нужное место после демонстрации изображения.
  • Рассказы-задачи. Работа начинается аналогично с одного-двух слов. Логопед прочитывает задачу, ребенок должен решить ее и ответить устно одним словом, а потом развернутой фразой.
  • Рассказы по наводящим вопросам.
  • Обычные рассказы с большим количеством закрепляемой фонемы. Здесь тоже допускаются вопросы.
  • Составление рассказа на определенную тему. Ребенку предлагают тему для сочинения и слова с закрепляемой фонемой, которые он должен включить в свой рассказ. Эти занятия готовят к включению фонемы в собственную речь.

Автоматизация [Л] в словах

Не следует слишком долго закреплять фонему в слогах, надо максимально быстро приступать к словам. Это важно, потому что в словах звук окружают другие звуки, которые накладывают характерный слухоречевой отпечаток. Также, детьми легче воспринимаются значимые, осмысленные слова.

Кроме доступного для ребенка смысла, слова для работы по автоматизации играют очень значимую роль. Они помогают закрепить фонему в разных позициях, создают нужные артикуляционные шаблоны. Ребенок не зазубривает все слова родного языка с изучаемой фонемой, он учится проговаривать разнообразные комбинации с новой фонемой, которые позже будут применяться в остальных, встречающихся словах, содержащих фонему [Л].

Автоматизация [Л] в словах проводится по следующему алгоритму:

  • Отработка слов, начинающихся на [Л].
  • Отработка интервокального положения [Л] (между двумя гласными).
  • Отработка слов, заканчивающихся на [Л].
  • Отработка [Л] в середине слова.
  • Закрепление в словах, содержащих несколько звуков [Л].

Полосатая палка

Владик гулял с Полканом и постоянно кидал ему палку. Полкан не хотел носить палку. Тогда Владик сам стал бегать за палкой. Он вставал на колени, зубами поднимал палку с земли и нёс её Полкану. Да, учёба шла тяжело!

Как-то Владик закинул палку особенно далеко. Полкана долго не было видно. Наконец Владик заметил, что Полкан несёт в зубах палку. Хозяин довольно заулыбался. Когда Полкан подошёл ближе, Влад увидел в его пасти … полосатый милицейский жезл!

Плохой поступок

У подъезда на ступеньках сидел маленький котёнок. Около него, опустив голову, стоял большой пёс — долматин. Пёс злобно лаял на котёнка.

Недалеко, на скамейке, сидел Влад, хозяин пса. Он глядел на свою собаку и улыбался. Маленький котёнок съёжился и пищал.

Из подъезда вышла пожилая женщина. Она подняла котёнка, а псу скомандовала: «Фу! Нельзя! Пошёл вон!» Потом женщина подошла к Владу и сказала: «Нашёл себе забаву! И тебе не стыдно?» Влад ответил: «А что? Я ничего не сделал!» «Вот это-то и плохо!» — заметила женщина.

Автоматизация [Л] в стихотворениях

Когда ребенок научится безошибочно говорить звук в словах, насыщенных им фразах и предложениях, можно начинать его закрепление в стихотворениях.

Для занятий желательно отбирать произведения, которые не содержат оппозиционных звуков [Ль] и [Р] или тех, на которые [Л] заменялся до постановки.

Следует стараться выбирать стихотворения с доступным ребенку смыслом, опираясь на его возрастные особенности, уровень общего развития. При наличии неизвестных или непонятных слов нужно провести словарную работу, по ходу которой объясняется их значение. Понимание смысла помогает при проговаривании текста.

Если стихотворение провоцирует появление негативных эмоций или ассоциаций, не следует настаивать на работе с ним.

Не нужно маленькому ребенку предлагать длинные стихи – малышу сложно удерживать большой сюжет, он потеряет смысловую нить и воспроизведет набор слов. Нельзя использовать стихи со слишком длинными строчками или сложным порядком слов – это тоже усложняет понимание смысла, ухудшает качество речи.

Стихотворение предлагается по одной строке, ребенка просят повторить. Этот процесс носит название отраженное проговаривание. Совместное одновременное проговаривание (сопряженное) на этом этапе не допускается. Если дошкольник затрудняется при запоминании и воспроизведении всей строчки сразу − не может запомнить, путает порядок слов или неверно говорит закрепляемый звук в одном или нескольких словах, − нужно перейти на повторение по одному слову. Знакомя ребенка с текстом, следует выделять голосом изучаемую фонему.

Слова проговариваются в соответствии с орфоэпическими, а не с орфографическими правилами. Один и тот же стих необходимо отрабатывать на протяжении нескольких занятий. Известные ребенку ранее стихотворения, но с нарушенной фонемой, переучиваются после прохождения всех этапов автоматизации.

Жалко!

Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны.

Володя взял сумку и пошёл в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол погоняем!»

Володя влетел в кухню, кинул сумку на пол и тут же выбежал на улицу. Через полчаса в тепле, без холодильника, молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкой и невкусной.

А жалко!

Автоматизация [Л] во фразе

Автоматизация звука [Л] в предложениях представляет собой переходное звено между искусственным проговариванием отдельных слов и самостоятельной речью. Ребенку необходимо контролировать правильность произносимого звука, а также передать суть высказывания. Помимо этого, для проговаривания словосочетания из нескольких слов необходим продолжительный, равномерный выдох.

Для перехода к проговариванию словосочетаний необходимо говорить фонему довольно свободно, не применять послоговое проговаривание. Речевые органы должны с большой скоростью перестраиваться с одного артикуляционного положения на другое. Целесообразно использовать чистоговорки и скороговорки. Крайне нежелательно на данной стадии неверное проговаривание изучаемого звука.

Требуется воспитание спокойного, плавного темпа речи. Если ребенок разговаривает быстро, смазано проговаривает звуки, он не привыкнет контролировать правильность собственной речи. Такой ребенок может деформировать или пропускать даже те фонемы, которые изолированно говорит верно. Выработка размеренной скорости провоцирует улучшение звукопроизносительной стороны. Также важна громкость речи.

Весёлый праздник

Наступил последний день в году. Людмила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке!

Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Людмила установила ёлку, а на неё повесила лампочки.

«Только бы успеть к ужину!» — мелькало в её голове. Людмила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье.

Усталая хозяйка на минутку прилегла на диван… Звонков Людмила не слышала.

Когда наступил Новый год, она сладко спала!

Голубой платок

Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шёлковый, с кистями — загляденье! —

Мила захотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут как назло в кухне зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке…

Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у нее не стало!

Задания и упражнения на автоматизацию звука [л]

Подборка заданий и упражнений на автоматизацию звука [л]

Переодетые буквы

Буква Л любит переодеваться в разную одежду. Ее бывает трудно узнать. Давай попробуем узнать ее в разных нарядах. Называй все буквы Л и подчеркивай их.

Найди букву на картинке

Буква Л решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Л на картинках, покажи их пальчиком и назови.

Балаболки

Буква Л хочет тебе рассказать о своих подружках-балаболках. Они все время что-то болтают. Для того чтобы разговаривать с ними, попробуй запомнить их язык.

ЛА-ЛА-ЛО ЛЫ-ЛЭ-ЛА ЛЭ-ЛЫ-ЛЭ ЛА-ЛЫ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛА ЛОЛЫ-ЛА ЛУ-ЛЫ-ЛЭ ЛУ-ЛО-ЛА

Комната Л

Это комната Л. Найди в комнате предметы, в названиях которых есть звук Л. Назови все эти предметы, а потом раскрась их.

Загадки звука Л

Перед тобой
стеллаж
Л. Сначала назови, что находится на верхней полке, затем — на нижней и в конце — на остальных. А теперь Л будет задавать тебе вопросы. Постарайся правильно ответить на них.

Что находится между яблоком и луком? Что находится слева от куклы и над яблоком? Что находится под луком и справа от ложки? Что находится между лопаткой и молотком? Что находится под юлой и над вилкой?

Игра «Скажи наоборот»

Л хочет с тобой поиграть в игру «Скажи наоборот». Л будет называть тебе картинки и говорить, какими они бывают, а ты должен будешь сказать
наоборот.
Например:
молоко бывает горячее, а бывает холодное.


Волшебник бывает добрый, а бывает … (злой). Волк бывает сытый, а бывает … (голодный). Лошадь бывает черная, а бывает… (белая). Бокал бывает пустой, а бывает … (полный). Волосы бывают темные, а бывают … (светлые). Человек бывает пожилой, а бывает … (молодой).

Вагончики

У Л гостили друзья. Пришла пора их провожать, приехали они на
вокзал
и забыли, кто в каком вагоне едет. Помоги им сесть на свои места. Гостей со звуком Л в начале слова посади в первый вагон, со звуком Л в середине слова — в средний вагончик, со звуком Л в конце слова — в последний вагон. Нарисуй стрелочку от пассажира к вагончику, в котором он будет ехать.

Поход в лес

Л с друзьями в лесу. Посмотри внимательно на левую картинку и назови всё со звуком Л. А теперь посмотри на правую картинку и скажи: что дети забрали с собой, а что забыли в лесу?


Автоматизация звука Л в словах

Письмо

Сочини вместе с Л письмо ее бабушке. В этом тебе помогут картинки. Я начну предложение, а ты его закончишь.


Колдунья на балу… что делает? Плакса в комнате… что делает? Плот по воде…? У Милы каблук…? Малыш по полу…? Клоун лукаво…? Болтунья на лавке…? На балу колдует… кто? В комнате плачет…? По воде плывет…? У Милы сломался…? По полу ползает…? Лукаво улыбается…? На лавке болтает…?
Подбери картинку

Назови все картинки в окошках. Найди подходящую картинку, назови ее и помести в пустое окошко (нарисуй стрелочку от картинки к окошку). Объясни, почему ты так сделал.

Половинки

Злой волшебник утащил половинки картинок со звуком Л. Скажи, половинки каких предметов утащил волшебник? Например:
половинку луны, половинку яблока.
А теперь дорисуй предметы, чтобы они стали целыми.

У Л есть знакомый волшебник. Сегодня он не выспался и написал письмо, в котором все перепутал. Помоги волшебнику исправить ошибки в письме, а потом найди подходящую картинку.

Волшебник

  1. На луне небо.
  2. Мама сделала свеклу из салата.
  3. Холодильник в колбасе.
  4. На платке голова.
  5. Калач съел Славу.
  6. Яблоко выжало сок из Милы.
  7. Волны плывут по лодке.

Мила в гостях

(цепной текст) Мила ездила в гости в
село.
Послушай об этом рассказ и, опираясь на картинки, попробуй пересказать его.


Мила поехала в село к тете Клаве. У тети Клавы была лошадь. На лошади каталась Мила. Для Милы тетя Клава купила удобное
седло.
Ленивый Павел

(пересказ по серии картинок) У звука Л есть знакомый мальчик Павел. Он — лентяй. Любит
сидеть сложа руки.
Послушай рассказ о нем и постарайся запомнить.


Павел вышел на улицу, сел на лавку. Сидел на лавке и глядел на солнышко. Напекло ему голову. Зашел Павел домой. Сел на стул. Сидел и глядел в потолок. Посидел на стуле, встал и сел на лошадку-качалку. Сидел на качалке и глядел на пол. Встал с качалки, походил, походил и сел на пол. На полу и уснул. Так Павел целый день
бил баклуши.
Котенок Шалун

(пересказ по серии картинок) Л побывал в гостях у своей подружки Лады и нарисовал об этом картинки. Теперь он хочет рассказать тебе о своих друзьях: Ладе и ее котенке. Попробуй запомнить этот рассказ. Будь внимателен! Л перепутала все картинки. Пожалуйста, пронумеруй их правильно и перескажи рассказ Л.


У Лады был милый котенок. Он был белолапый, белолобый, белохвостый и очень шаловливый. Лада гладила котенка и поила его молоком из голубой плошки. Когда Лада садилась учить букву Л, котенок шалил. Он катал по полу клубки для вязания. Потом котенок уставал и ложился спать на мягкую теплую подстилку под столом.

Найти, покажи и назови букву Л

Упражнение «Пароход».

Рассмотри картинку. Как гудит пароход?
(Л-л-л…)
Помоги пароходу доплыть до пристани. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: Л-Л-Л…

Упражнение «Песенки».

Белочка решила научить всех зверей в лесу правильно произносить её любимый звук Л. Для этого она придумала слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Белочкой. Постарайся не ошибаться.

Упражнение «Скажи наоборот».

Послушай предложения. Добавь в каждое предложение подходящее по смыслу слово со звуком Л. Повтори предложения целиком, выделяя звук Л. Справиться с заданием тебе помогут пары картинок.

У берёзки ствол тонкий, а у дуба — … (толстый)

Заяц трусливый, а лев — …
(смелый)
Суп горячий, а эскимо — …
(холодное)
Собака сытая, а волк — …
(голодный)
Воздушный шар лёгкий, а гиря — …
(тяжёлая)
Великан сильный, а Дюймовочка — …
(слабая)
Марфушка грубая, а Настенька — …
(ласковая)

Упражнение «Найди слово».

Назови картинки, выделяя звук Л. Найди слова, в которых звук Л находится в начале (в середине, в конце). Соедини каждую картинку с соответствующей схемой. Составь предложение с каждым словом — названием картинки. Придумай свои примеры слов для каждой схемы.

Упражнение «Волшебная дорожка».

Помоги ласточке долететь до своего гнёздышка. Для этого прочитай слоги и слова на волшебной дорожке из облаков. Составь предложения с прочитанными словами.

Упражнение «Слоговое лото».

Помоги Ладе собрать необычный букет. Прочитай записанные на цветах слоги и составь из них слова. Справиться с заданием тебе поможет цвет лепестков. Вместе с Ладой составь предложения с получившимися словами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]