В старшем дошкольном возрасте все психические функции и познавательные процессы направлены на совершенствование речевых навыков. Ребенок 6 лет имеет большой словарный запас, развернуто отвечает на вопросы, логично и последовательно выражает свои желания, переживания, мысли, а также корректно произносит все звуки, использует сложные предложения. Все это необходимо для дальнейшего обучения в школе.
В статье мы поговорим об особенностях этого возраста, упражнениях для совершенствования всех ее компонентов, методике обучения чтению, письму.
Особенности развития речи дошкольников 6 – 7 лет
Все компоненты речи — словарный запас, грамматический строй, произношение, связность — выходят на новый уровень, ведь они составляют фундамент для успешной учебы.
Словарный запас ребят
Первый критерий оценки развития речи. Дошкольники знают от 4-х до 7-ми тысяч слов. Из них 70% они используют постоянно. Слова из пассивного словаря не используют, поскольку не понимают их значения.
Ребята знают названия дней недели, месяцев, праздников, времен года, городов; величины, числительные до 100; профессии, виды спорта; имена, другие данные о родственниках; части тела, цвета, оттенки; явления природы; предметы быта; растения, животных; могут назвать эмоции, чувства.
Грамматический строй предложений
Второй критерий оценки развития речи. Ребята говорят развернуто, сложными предложениями. В их речи встречаются ошибки, но редко. Они составляют новые слова из других, изменяют по родам, падежам, числам. Справляются с образованием сложных форм существительных, глаголов, прилагательных.
Связность речи ребят
Третий критерий оценки развития речи. Дошкольники говорят последовательно, связно, логично. Ведут монолог, диалог. Много фантазируют, сочиняют яркие рассказы. Могут пересказать сюжет книги или фильма, составить увлекательный рассказ по картинкам.
Фонетика: произношение звуков
Четвертый критерий оценки развития речи у детей 6 – 7 лет. Ребята не только правильно выговаривают звуки, могут вычленить их в потоке речи, определить их местонахождение в конкретном слове. Они подбирают слова, которые начинаются заданным звуком, различают близкие по звучанию слова («рак» — «мак»). Но пока остаются трудности различения парных «ш» — «ж», «ц» — «с», «с» — «ш». Различают и управляют тембром, громкостью голоса, определяют источник шума, изображают звуки природы, животных. Могут делить слова на слоги, отличают согласные от гласных.
Достаточное развитие речи, всех ее компонентов закладывает основу для дальнейшего обучения чтению, письму.
Активность родителей в развитии речи ребенка
Родителям важно учитывать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Замечая у своего дитя проблемы в развитии речи в дошкольном периоде и некоторое расхождение с нормами, им не стоит ревностно сравнивать с другими и догонять сверстников, во что бы то ни стало. Однако оставлять без внимания этот вопрос нельзя.
Родительская помощь необходима дошкольнику в познавательно речевом развитии. Дети при поддержке родителей успешно продвигаются в следующих направлениях:
- формирование словарного запаса
- словотворчество
- развитие умений словесного описания.
В повседневном общении с ребенком у родителей есть сотни возможностей употреблять новые понятия и пояснять, что они означают. Такое простое участие взрослых значительно расширит активный словарик дошкольника.
Словотворчество позволяет ребенку лучше понять язык и способствует развитию чувства ритма. Кроме пользы в речевом развитии, это занятие приносит несказанное удовольствие детям. Эмоциональность речи, совместное придумывание с мамой или папой новых слов всегда сопровождается смехом и радостным настроением.
Родители могут успешно обучать ребенка словесным описаниям. Взрослый может рассказывать истории и описывать происходящее дошкольнику, подавая пример связного высказывания, а потом предложить ему подобным образом описать, что тот видит вокруг. Такие занятия просты в исполнении, их можно реализовать в любой обстановке – дома или на прогулке.
Нормы речевого развития
Вот какие нормы установлены для развития речи у детей 6 – 7 лет:
- Словарный запас — 4000 – 7000 слов. Из них преобладают существительные;
- Может подбирать антонимы, синонимы;
- Говорит сложносочиненными, сложноподчиненными предложениями;
- Ребенок 6 лет согласует и сочетает слова по смыслу;
- Говорит выразительно, эмоционально, понимает, использует вопросительную, восклицательную формы;
- Использует союзы;
- Речь связная, логичная, последовательная;
- Четко выговаривает все звуки, не «глотает» окончания слов — артикуляция хорошая;
- Понимает образные выражения, например «солнечная улыбка»;
- Склоняет по роду, числу, падежу слова;
- Выделяет главное в рассказе, второстепенное может опустить;
- Пересказывает сюжеты книг, фильмов — содержательно, емко, логично;
- Ребенок 6 лет может объяснить значение знакомого слова;
- Образует существительные с суффиксами, глаголы с приставками;
- Оперирует сравнительной, превосходной степенями прилагательных, составляет их (например, «глубокий — глубже — более глубокий — самый глубокий — глубже всех»).
- Понимает, может оценить эмоцию, которую переживает;
- Выделяет 4-й лишний.
Ребенок 7 лет может строить предложения любой сложности, пишет и читает по слогам.
Развитие речи у детей 6 – 7 лет происходит в процессе игры. Они полноценно используют ее как средство коммуникации со сверстниками, взрослыми. В школе же она станет средством овладения новым видом деятельности — учебной. Вот почему так важно развивать навыки с раннего детства.
Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте
Речевое развитие — обозначение этапов и методик в комплексе, связанных с овладением средств речи, которые характеризуются развитием навыков вербального мышления, коммуникации и творчества.
Речь — динамичное явление. Язык не стоит на месте, а приспосабливается к условиям и реалиям. Дети чувствуют эти нововведения лучше нас. Дошкольный этап определяется интенсивным речевым развитием. У ребят происходит прыжок в расширении словарного запаса. Речь стала конкретной, осмысленной. В старшем дошкольном возрасте словарь малыша достигает уже 3-4 тысячи слов. В этот период у детей складывается «чувство языка.» Юный “лингвист” интуитивно ощущает языковую норму. Ребенок сопровождает комментариями действия. Проговаривает: что я сейчас делаю?
Растущие потребности дошкольника выступают мотивом для овладения языком. Развивается функция регуляции речи, которая помогает контролировать деятельность и поведение. Все виды деятельности связаны с речью. У дошкольника появляются новые задачи и расширяется круг общения среди сверстников и взрослых. Ребенку важно, чтобы его понимали собеседники. “Маленький человек” прислушивается к речи людей, копирует понравившиеся словосочетания и фразы.
Наблюдения играют роль в пополнении словарного запаса. Умение видеть и чувствовать красоту природы формируется во время прогулок на свежем воздухе. Пусть захочется рассказать о цвете облаков или форме листьев на деревьях! В процессе наблюдений у детей расширяется богатство словаря, предложения приобретают сложные конструкции. .
Нарушения речевого развития и их профилактика
Чаще всего у старших дошкольников эти нарушения проявляются неправильным произношением. Выделяют несколько видов нарушений:
- дислалия — неправильно выговаривает отдельные звуки, что быстро устраняется с помощью логопеда;
- дизартрия — нарушена артикуляция, голосообразование, нужна помощь невролога;
- ринолалия — неправильное произношение звуков, голос монотонный, невнятный, нужна помощь отоларинголога;
- моторная алалия — дети понимают всё, но не могут связно говорить, неправильно согласуют слова по роду, числу, падежу;
- сенсорная алалия — дети не понимают смысла обращенных к ним слов, нужна помощь невролога, психиатра, логопеда-дефектолога;
- афазия — нарушение вследствие нейроинфекции или черепно-мозговой травмы;
- реактивный мутизм — дитя раньше говорило, а потом резко перестало на фоне неврологического заболевания;
- заикание — отсутствует плавность речи, ребенок 6 лет повторяет слоги, звуки, говорит прерывисто.
Еще одна группа — это задержка развития речи (ЗРР) на фоне психических нарушений (ЗПР).
Профилактика нарушений у логопеда
Чтобы предупредить проблемы у ребенка 7 лет, необходимо развивать его с раннего детства: разговаривать с ним, показывать, называть предметы, читать сказки, потешки, петь песенки, развивать мелкую моторику.
Будет кстати помощь логопеда. Он помогает маленькому пациенту развить артикуляционную, мелкую моторику; познавательные процессы, навыки анализа услышанного.
Что такое «связная речь»?
Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:
- монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.;
- диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.
Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.
Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:
- описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
- повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
- рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).
Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.
Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.
Развитие речи дошкольников 6 – 7 лет: улучшаем связность
Используйте любую возможность для улучшения качества речи сына или дочки.
Создайте благоприятную обстановку вокруг чада. Дети усваивают родную речь на слух, поэтому вы должны разговаривать правильно, грамотно. Запомните: вы — образец для дочери или сына, и он будет подражать вам.
Приучайте дитя к искусству — литературе, театру. Хороший способ — разучивать стишки, песенки. Читайте вместе хорошие книги, слушайте спектакли в аудиоформате, ходите в театр. Не забывайте обсуждать увиденное, прочитанное. Вы удивитесь, как быстро речь вашего малыша станет содержательнее, богаче, разнообразнее.
Вот еще несколько простых упражнений.
Фантазеры. Задайте чаду тему, пусть он придумает рассказ (например, «Когда я вырасту…», «Если б у меня была волшебная палочка…»).
Рассказ по виммельбуху. Купите чаду красочную книгу с картинками и без слов. Пусть составляет рассказы про персонажей.
Сочиняем, рисуем. Вместе придумайте историю, запишите ее, нарисуйте картинки к ней.
Чтобы усовершенствовать речь ребенка 7 лет, не обязательно водить его на развивающие занятия — вам под силу заниматься дома, ведь это так интересно!
Комплекс игр для развития речи 6 – 7 лет
«Что означает слово?». Родитель называет предметы, чадо группирует: например, стол — мебель, тарелка — посуда.
«Что такое имя?». Просят назвать свое имя, мамы, папы, друзей.
«Кто что делает?». Взрослый предлагает чаду посмотреть вокруг и сказать, кто может спать, сидеть, ходить, а что ездить, звучать.
«Назови слово». Родитель называет малышу звук, а тот говорит слова, которые им начинаются. Потом по той же аналогии — имена.
«Посчитай слоги». Взрослый называет слова, а задача дошкольника — посчитать, сколько слогов в каждом из них.
«Плывем, летим, едем». Родитель показывает сыну или дочке картинки с изображением транспорта. Задача — сказать, что делает каждый из них (самолет летит, автобус едет).
«Разгадай ребус». Мама предлагает любую тематику (транспорт, фрукты), загадывает слово, говорит первую и последнюю букву. Он должен угадать, какое слово загадал взрослый.
«Расскажи-ка». Родитель просит чадо рассказать о любимом фрукте так, чтобы взрослый отгадал его.
Взрослые могут придумать такие игры для развития речи 6 – 7 лет самостоятельно.
Причины задержки формирования связной речи у детей
Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.
Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:
- патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
- родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
- детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
- слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).
Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:
- педагогическая запущенность — с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
- недостаток общения в семье — отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
- смена места жительства, особенно в иноязычную среду — если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице — на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.
Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.
Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:
- последовательно давать ответы на вопросы;
- составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
- описывать свои впечатления об увиденном;
- передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
- придумывать продолжение сказки, фантазировать.
Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.
Учимся писать и читать
Мамы и папы стремятся, чтобы их чадо научилось читать, писать как можно раньше. Но психологи, неврологи не рекомендуют делать это. Во-первых, малыш должен овладевать новыми навыками своевременно (и раньше не всегда значит лучше), во-вторых, учить деток нужно по специальной методике. Ей владеют воспитатели детских садов, учителя младших классов, а вот родители могут допустить множество ошибок и только навредить чаду.
Лучше сконцентрируйтесь на подготовке к овладению новыми навыками.
Учите звуки. Мамы, папы часто разучивают с детками буквы, но это неправильно. Слова строятся не на буквах, а на звуках.
Тренируйте артикуляционный аппарат. Это залог правильного произношения.
Учите писать печатными буквами, не прописными. В школах используют методику безотрывного письма. Другие техники только навредят, школьнику придется переучиваться, а это намного сложнее.
Готовьте маленькую ручку к письму. Пусть рисует, вырезает, штрихует, разрисовывает, складывает мозаику, рисует по точкам на бумаге в клетку — это тренирует мелкую моторику, мышцы, развивает пространственную ориентировку.
Отдельно поговорим о звуко-буквенном анализе слов. Именно с него начинают обучать дошкольников к чтению.
Учим читать поэтапно
Этап первый — изучаем звуки.
- Начните с изучения группы звуков. Воспользуйтесь букварем или азбукой — учите в той же последовательности.
- Расскажите про гласные, согласные. Как их произносить (протяжно, отрывисто), чем они отличаются.
- Расскажите о слогах. Покажите, как из двух звуков можно составить слог. Расскажите о разнице между буквами (их пишут) и звуками (их произносят). Покажите примеры, к примеру «ма», «ша», «ра», «ма».
- Правильно учить чадо: «б», «п», «в», а не буквам «бэ», «пэ», «вэ». В противном случае дочка или сын будет читать побуквенно: «Мэ — а — ша — а», место «Ма-ша». Ему будет труднее, дольше учиться читать по слогам, потом по словам. Сложные слова и вовсе будут похожи на ребусы: «а — вэ — тэ — о — бэ — у — эс» вместо «ав-то-бус» воспринять намного сложнее.
Этап второй — читаем:
- Учимся соединять звуки в слоги. Задание для малыша: произносить первый звук в слове до тех пор, пока не прочтет второй: «м-м-м-м-а-а»;
- Находим слоги в слове. Задание: попросите сына или дочку найти в слове определенные сочетания букв. Пусть прочитает их;
- Составляем новые слова. Попросите чадо составить несколько слов из знакомых ему слогов и прочитать их;
- Добавляем звуки. Малыш к знакомым слогам добавляет один звук, читает, составляет новые слоги, слова;
- Учимся читать закрытые слоги. Сначала покажите разницу между открытым («ка») и закрытым («ан») слогом.
Если эти этапы дошкольник прошел успешно, можно усложнить задачу — переходить к более сложным словам, а потом к предложениям.
Обращайте внимание на то, чтобы малыш правильно ставил ударение, понимал смысл прочитанных слов. Если не понимает — объясняйте. Занимайтесь в форме игры.
Статья:
Анализ дошкольных программ воспитания и развития позволяет нам определить существующие требования к развитию речи детей старшего дошкольного возраста: правильно воспринимать и понимать обращённые к детям высказывания или сообщения, дифференцировать и правильно произносить фонемы, интонацию, ударение, разделение с помощью речевых пауз, говорить отчетливо; владеть достаточным словарным запасом и грамматически правильной речью; умением взаимодействовать с другим человеком; пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное; высказывать свою точку зрения.
Вместе с тем в 80-90-е годы ХХ столетия определились новые подходы к пониманию сущности развития речи старших дошкольников и младших школьников – с позиции теории речевой деятельности (работы А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Н.И. Жинкина, Т.А. Ладыженской, Н.А. Плёнкина, В.И. Капинос, А.Ю. Купаловой, М.Р. Львова, М.С. Соловейчик). Сначала психологи, затем педагоги пришли к выводу, что речь тоже является своеобразной человеческой деятельностью, а само содержание этой деятельности, её особенности стали определяться, исходя из понятий «речь», «язык».
Развитие речи предполагает обучение детей речи, что возможно лишь в условиях организованной учебной речевой деятельности.
Речевая же деятельность рассматривается нами как коммуникативный процесс, который осуществляется в ходе общения, а значит, предполагает наличие партнёров, т.е. того, кто создаёт речь (говорит, пишет), и того, кто её принимает (слушает, читает).
«Речевая деятельность … представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения приёма или выдачи речевого сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом)». [1]
Дети вступают в определенные отношения с другими людьми, и потому им необходимо максимально точно понимать речевые высказывания окружающих, уметь правильно выразить в речи свои впечатления, опыт, намерения и мысли; владеть навыками речевого общения, иметь достаточный уровень речевого (вербального) мышления.
Овладение ребёнком родным языком в процессе педагогически организованного развития речи, ограниченного нуждами общения ребенка с окружающими его людьми, не соответствует потенциальным возможностям ребёнка ни в овладении языковой действительностью как особым объектом познания, ни в развитии, совершенствовании самой речи.
Вхождение ребёнка в подобную учебно-познавательную деятельность, в соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, обеспечивается самой структурой деятельности: «Всякая деятельность имеет кольцевую структуру: исходная афферентация – эффекторные процессы, реализующие контакты с предметной средой, – коррекция и обогащение с помощью обратных связей исходного афферентирующего образа». [3]
Как и любая другая деятельность, речевая деятельность имеет предмет (мысль) и структуру. «В любой деятельности можно выделить одинаковые структурные компоненты. В ней есть четыре этапа: а) этап ориентировки в условиях деятельности; б) этап выработки плана в соответствии с результатами ориентировки; в) этап осуществления (реализация) этого плана; г) этап контроля». [3]
Рассмотрим схематичное изображение структуры любой человеческой деятельности, предложенное А.Н. Леонтьевым:
где потребность понимается как испытываемая нужда, мотив как побуждение к деятельности, цель как осознанно проектируемый образ, действие как единица деятельности, задача как заданная в определённых условиях цель деятельности, операция как способ осуществления действия.
Соотнесём данные понятия с содержанием речевой деятельности:
Предмет – мысль (высказанная или воспринимаемая).
Потребность – стремление к коммуникации (коммуникативная потребность).
Мотив – возможность через общение (с человеком, книгой и т.д.) что-то понять, узнать, сообщить, выразить, доказать и т.д. (познавательный интерес, личностный мотив).
Цель – проектируемый результат (реакция собеседника, нахождение ответа, знание информации, понимание текста и т.д.).
Действие – говорение, чтение, письмо, слушание, когда язык используется как средство речевой деятельности.
Задача – продукт деятельности (предложение, текст, умозаключение и пр.).
Операция – способ действия (отбор содержания для высказывания, использование языковых средств для выражения этого содержания и т.д.).
Понятие видов речевой деятельности принадлежит известному лингвисту и педагогу Л.В. Щербе и рассматривается нами одновременно как методическое, так и психологическое. Обычно выделяется четыре основных вида речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание) – рецептивные виды речевой деятельности; устная речь (говорение) и письмо, которые называются продуктивными видами.
Понятие видов речевой деятельности в методике позволяет более чётко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений: методические приёмы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.
Это значит, что на практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетённости, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Едва ли правильно совершенно отдельно и бессвязно заниматься с дошкольниками чтением или слушанием, устной речью. Лучше с самого начала строить занятия с дошкольниками как интегрированные. [2]
Широко известно высказывание Л.С. Выготского: «Мыслит не мышление, мыслит человек», которое можно продолжить: пишет не рука, говорит не язык, слушает не ухо. Особенно важно это учитывать применительно к обучению чтению.
Отметим, что процесс обучения чтению на дошкольном этапе традиционно воспринимается как обучение ребенка воспроизведению вслух печатного слова (текста) и именно по поводу того, в каком возрасте можно начинать такое обучение, как правило, и ведутся споры. Чтение же как вид речевой деятельности практически не рассматривается по отношению к дошкольникам. Основные исследования связаны с методикой обучения детей 3-6 лет говорению (устной связной речи) в сензитивный для этого период.
Кроме того, почему-то принято считать, что, научив ребенка читать вслух, мы обеспечиваем у него умение читать вообще. Однако, по мнению А.А. Леонтьева, «обучение чтению вслух – это не столько обучение чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата». [3] Полностью разделяя позицию учёного, отметим также, что в процессе слушания того, что читают дошкольникам взрослые, у читателя-слушателя включаются три из четырёх сфер читательского восприятия текста: эмоциональная сфера, сфера воображения и реакция на содержание текста. Наши исследования подтвердили первоначальное предположение о том, что у читателей в возрасте 5-7 лет в процесс чтения практически не вовлекается сфера реакции на художественную форму.
Таким образом, характер восприятия старшими дошкольниками текста, который, как правило, им читает взрослый человек, говорит о том, что при этом дети скорее включены не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения. Вид речевой деятельности, когда текст воспринимается на слух, и при этом обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.
Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и возраст старшего дошкольника мы рассматриваем как чрезвычайно сензитивный для решения этой задачи период. Ребёнок, вероятнее всего, не будет уметь того, чему мы его специально не учили. Многие беды в будущем изучении курса школьной литературы коренятся именно в том, что мы не учили старших дошкольников читать (воспринимать) художественный текст как художественный.
Вообще полноценное обучение разным видам речевой деятельности на этапе дошкольного образования – это условие успешной будущей учебной деятельности школьника и одновременно – «это орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно-ценностное развитие». [2]
Пути совершенствования речевой деятельности старших дошкольников и младших школьников предложила М.С. Соловейчик:
- расширение кругозора, обеспечивающее обновление мыслей и чувств детей, потенциальных предметов их речевой деятельности;
- осознание детьми системы языка, назначения различных языковых единиц;
- развитие умения выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно формулировать свои мысли;
- развитие умения отбирать содержание для высказывания и организовывать его в соответствии с замыслом;
- понимание значимости всех элементов «чужого» текста, развитие умения извлекать смысл из каждого элемента текста.
Итак, перед специалистами-дошкольниками сегодня стоит задача – обеспечить полноценное речевое развитие дошкольников, раскрывая достаточно сложные явления новой для них языковой действительности, воспитывая интерес к языку и тем самым повышая активность в его усвоении.
Исходя из сказанного выше, можно наметить основное содержание работы, обеспечивающей развитие речевой деятельности старших дошкольников:
Литература: 1. Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку. / И.А. Зимняя. – М, 1989. – С. 133. 2. Леонтьев, А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избр. психол. труды / А.А. Леонтьев. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 536 с 3. Леонтьев, А.Н. Сознание, деятельность, личность./ А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1977. – С.86.