Фонетико-фонематический альбом по логопедии звук [л]-[л’]


Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л»

Рассказы с картинками для автоматизации звука «Л» помогут детям научиться правильно говорить звук в предложениях и легко запоминать текст для пересказа.

Просмотр содержимого документа «Алла и Слава.»

Просмотр содержимого документа «Белка и дятел»

Просмотр содержимого документа «Волчата»

Просмотр содержимого документа «Голубая лампа»

Просмотр содержимого документа «Кукла для Ланы»

Просмотр содержимого документа «Лосиха и лосёнок»

Просмотр содержимого документа «Лунтик и Мила»

Просмотр содержимого документа «Человек паук»

kopilkaurokov.ru

Автоматизация звука [Л]

Твёрдый согласный звук [Л] окрашен синим цветом (твёрдый согласный). Гласные звуки окрашены красным цветом.

Звук [Л_] произносится длительно и только при неподвижном языке (см. артикуляцию звука [Л]).

1) Произносить (читать) слоги со звуком [Л_]

Образец: ал__, ол__, ул__, ыл__, эл__, ил__, ел__, ёл__, юл__, ял__

2) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в конце

Образец: пол__, у-гол__

  • пол
  • кол
  • бал
  • зал
  • пел
  • жил
  • угол
  • укол
  • упал
  • спал
  • стул
  • сеял
  • канал
  • обвал
  • чехол
  • сокол
  • дятел
  • котёл
  • вокзал
  • металл
  • футбол
  • подвал
  • мускул
  • качнул
  • высадил
  • вытащил
  • выносил
  • стукнул
  • ущипнул
  • выскочил

3) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: пол__ка, и-гол__ка

  • залп
  • долг
  • волк
  • холм
  • шёлк
  • толк
  • галка
  • балка
  • жалко
  • тёлка
  • пилка
  • жилка
  • балкон
  • солдат
  • фиалка
  • шалфей
  • вулкан
  • колпак
  • косилка
  • метёлка
  • посёлки
  • заколка
  • полдень
  • носилки

4) Произносить (читать) слоги Л__А, А__О, Л__У, Л__Ы, Л__Э

5) Произносить (читать) слова со звуком [Л] в начале

Образец: л__ак, л__а-па

  • лак
  • лаз
  • лоб
  • лом
  • лук
  • луч
  • лапа
  • лама
  • лупа
  • лыко
  • лыжи
  • лужа
  • лампа
  • лавка
  • лодка
  • ложка
  • лунка
  • лучше
  • лопата
  • лобзик
  • лавина
  • лошадь
  • ландыш
  • лыжник
  • лапочка
  • ловушка
  • лужайка
  • лукошко
  • ласточка
  • луковица

6) Произносить (читать) слова со звуком [л] в середине

Образец: ка-л__ач, са-л__ат

  • зола
  • вела
  • дела
  • волы
  • полы
  • голы
  • кулак
  • калач
  • салат
  • чулок
  • малыш
  • голубь
  • палата
  • калоши
  • болото
  • белуга
  • палуба
  • каналы
  • палатка
  • булавка
  • колодец
  • молоток
  • колобок
  • поломка

7) Произносить (читать) слоги

Образец: к-л__а, к-л__о, к-л__у, к-л__ы

  • кла-кло-клу-клы
  • фло-флу-фла-флы
  • слу-сла-слы-сло
  • плы-плу-пло-пла
  • гла-глы-глу-гло
  • хлы-хла-хло-хлу

8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • флаг
  • флот
  • слон
  • клуб
  • клык
  • клок
  • глаза
  • пламя
  • слова
  • класс
  • глыба
  • хлыст
  • флакон
  • флажок
  • глобус
  • клумба
  • пломба
  • плакат
  • планета
  • клавиши
  • площадь
  • блокнот
  • плавать
  • слушать

9) Произносить (читать) слова с двумя звуками [л]

Образец: ф-л__аг, п-л__а-вал__

  • лаял
  • плыл
  • колол
  • полол
  • делал
  • лакал
  • лазил
  • ломал
  • ловил
  • лотал
  • гладил
  • плакал
  • плавал
  • глотал
  • служил
  • доложил
  • молотил
  • колотил
  • получил
  • колокол

10) Произносить (читать) словосочетания

Образец: ОБРАЗЕЦ: Бе-л__ый ха-л__ат

  • Голубое платье.
  • Светлая луна.
  • Плохая лодка.
  • Жёлтый платок.
  • Сломанная пила.
  • Холодный подвал.
  • Голодный волк.
  • Толстая палка.
  • Тяжёлый молоток.
  • Спелая клубника.
  • Тёплое пальто.
  • Колкая ёлка.
  • Оловянный солдатик.
  • Золотой колос.
  • Голубые глаза.
  • Шёлковая блузка.
  • Глубокий колодец.

11) Проспрягать предложения

  • Я ел (а) молочную лапшу.
  • Я купил (а) блокнот и мел.
  • Я сломал (а) велосипед.
  • Я плыл (а) на лодке по волнам.
  • Я ел (а) спелую клубнику.

Образец:

  • Я пил(-а) холодное молоко.
  • Ты пил(-а) холодное молоко.
  • Он (она) пил(-а) холодное молоко.
  • Мы пили холодное молоко.
  • Вы пили холодное молоко.
  • Они пили холодное молоко.

12) Произносить (читать) предложения

Образец: Ми-л__а пи-л__а мо-л__о-ко

  • У стола стоял стол.
  • Володя уехал в колхоз.
  • Алла купила белое платье.
  • Мила несла голубой флаг.
  • По волнам плывёт лодка.
  • Клава захлопала в ладоши.
  • Клуша подмела пол.
  • У слона белые клыки.
  • Белка сидела около дупла.
  • Клава купила лук и свёклу.
  • Мила ела клубнику из лукошка.
  • Николай сломал велосипед.
  • Володя забыл, куда положил пенал.

13) Произносить (читать) чистоговорки

  • Сел и всё съел.
  • Около кола колокола.
  • Клава ловко лук полола.
  • Не жалела мама мыла, мама мылом Милу мыла.
  • Кол около стола, стол около кола.
  • Палку толкал лапкой Полкан.
  • В уголок Алёнка села — у Аленки много дела.
  • Не велик соловей, а голосок золотой.
  • Откладывай безделье, да не откладывай дела.
  • Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
  • Вот весёлый колобок покатился, как клубок.
  • Свёкла у Фёклы мокла и сохла.
  • Плавал Слава на плоту и ловил с плота плотву.

14) Произносить (читать) и пересказывать текст

Шалун

У Милы был котик. Он был совсем белый. Мила назвала его Беляк. Беляк был большой шалун. Однажды мама вязала Миле новые носки. На столе лежал клубок. Мама вышла из комнаты, а клубок оставила на столе. Беляк скок на стул, со стула на стол и давай клубок лапками толкать. Беляк толкал, толкал клубок и спутал все нитки. Мила вошла в комнату, увидела клубок на полу и сказала: «Ай, какой ты шалун, Беляк!».

15) Произносить (читать) стихотворения

Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой белка не была.

Посадил дед лук, Отрастил лук чуб. Увидал лук внук, Оборвал луку чуб.

Клава ловко лук полола, Мыла пол и полки Лала, Пыль Володя выбивал, Гвозди Валя забивал, Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл, Ну, а маленькая Света, Ела сладкие конфеты.

— Заяц белый, Заяц белый! Ты куда За лыком бегал? Заяц белый Отвечал: — Я не бегал, Я скакал.

16) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Автоматизация звука [Л]. «Котенок-шалун» | Логопед по Скайпу

Содержание

Игра на автоматизацию звука [Л] «Котенок—шалун»

( по материалам книги Шинкарёва Л.Н.«Игры для автоматизации и дифференциации звуков у детей дошкольного возраста» )
Цель игры:

  1. Автоматизация звуков [C], [З], [Ш], [Ж], [Р], [Л], [Ль].
  2. Дифференциация звуков [C]- [З] — [Ш]- [Ж]; [Р]- [Л]- [Ль].
  3. Развитие лексико-грамматического строя речи, в частности, тренировка в употреблении падежных конструкций

Материал:

Кружочки из цветного картона, раскрашенные «под клубочки

«.
Картинки на клубочки вырезаются отдельно и приклеиваются.
Правила игры «Котенок—шалун»

Клубочки раскладываются на столе. Ребенку объясняем, что котенок разбросал бабушкины клубочки. Чтобы бабушка не огорчилась, их надо собрать.

Вы можете собрать клубочки в любую красивую коробочку, или разложить возле сидящей в кресле бабушки, изображенной на сюжетной картинке.

Для тренировки в различении (дифференциации) звуков можно предложить ребенку собрать клубочки с картинками, содержащими разные звуки (например, звуки [C] — [Ш] или [Р] — [Л]) в разные стопки или разные коробки.

Можно задать вопрос: «Какие картинки ты собрал?», «Какую картинку спрятал котёнок?», тренируя в употреблении винительного падежа.

На обратной стороне клубочков имеются предметные картинки, которые ребенок должен правильно назвать.

Приложение к игре: см. ниже

Игру подготовила:

учитель-логопед

Людмила Федирко

МДОУ Детский сад №1 с. Акша

Советую прочитать дополнительно по этой теме

logopedrunet.ru

Звукотаблица на звук Л

Слова – подсказки:сЛон,игоЛка,акуЛа,футбоЛка,
пЛатье,Лошадь,метЛа,беЛка,
осеЛ,еЛка,воЛк,Ложка,
Лук,крокодиЛ,Лопата,пчеЛа


1. Назови все предметы по порядку «змейкой», начиная с картинки со звездочкой * (слон, иголка, акула, футболка, белка, метелка, лошадь, платье …)

2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала фразу «Я встаЛ(а)»:

Я встаЛ(а) на сЛона Я встаЛ(а) на игоЛку Я встаЛ(а) на акуЛу и т.д.

3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например, у сЛона –игоЛка, у акуЛы – футбоЛка и т.д.

(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).

4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сЛон — живой, игоЛка неживая и т.д.

5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ : один сЛон, два сЛона, пять сЛонов ; одна игоЛка , две игоЛки, пять игоЛок и т.д.

6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно:

сЛон – сЛоник, игоЛка – игоЛочка и т.д.

7. Раскрась живые предметы в желтый цвет, неживые предметы – в голубой цвет.

8. Показывай и называй сЛон – жеЛтый, игоЛка – гоЛубая, акуЛа – жеЛтая и т.д.

9. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между, над …., под… и т.д. (задание может быть любой сложности).

10. С каждым предметом придумай по одному предложению.

(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сЛон и игоЛка – сЛон вдевает нитку в игоЛку)

Следи за правильным произношением звука Л!

Автор материала: Инга Дидковская

Также по теме: «Автоматизация звуков»

logoped18.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]