Автоматизация звука Ц в слогах и словах при помощи наглядности

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности проводится после того, как звук поставлен и ребенок может его произносить изолированно.

Звук «Ц» — это свистящий звук. Он обычно появляется к 3-4 годам. Если же данного звука нет в речи малыша к 4-м годам то следует обратиться за консультацией к специалисту.

Переходить к постановке и автоматизации звука «Ц» необходимо после постановки звуков «С» и «З». Этот звук сложнее и образуется с помощью соединения двух звуков — «Т» и «С».

Артикуляция звука «Ц»:

  • губы слегка напряжены и растянуты;
  • между резцами небольшая щель;
  • кончик языка прижат к нижним резцам;
  • в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
  • во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
  • средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
  • боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
  • голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).

Полезные советы:

  1. В начале каждого занятия по автоматизации звука [Ц] проводим 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
  2. Во время занятия следите за правильной артикуляцией звука [Ц] (см. артикуляционную гимнастику).
  3. Занятия проводятся регулярно по 20-25 минут в зависимости от возраста ребенка и чередуя игровые упражнения.
  4. При первых признаках усталости проведите физминутку. Очень полезны для снятия напряжения и эмоционального расслабления кинезиологические упражнения.
  5. Занятия должны проводится в доброжелательной и комфортной для ребенка обстановке.

Слоги на звук «Ц»:

Автоматизацию Ц в слогах нужно проводить только после того, как ребенок научится проговаривать этот звук изолированно.

Для того, чтобы проговаривать слоги было веселее их можно обыграть при помощи бродилок. Их вы сможете найти на сайте или по выделенной ссылке.

Автоматизация Ц в обратных слогах: АЦ – ОЦ – УЦ УЦ – ЭЦ – АЦ ЭЦ – ОЦ – АЦ УЦ – ОЦ – АЦ ЫЦ – УЦ – ОЦ ЭЦ – ЫЦ – ОЦ ОЦ – АЦ – УЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ ЫЦ – ЭЦ – ОЦ

Автоматизация звука Ц в прямых слогах: ЦА – ЦО – ЦЕ ЦИ – ЦО – ЦЫ ЦЫ – ЦЕ – ЦУ ЦА – ЦУ – ЦО ЦО – ЦА – ЦЫ ЦЫ – ЦО – ЦА ЦЕ – ЦУ – ЦЫ ЦУ – ЦЕ – ЦО ЦА – ЦЫ – ЦО

Автоматизация Ц в интервокальной позиции: АЦА – ОЦО – УЦУ ОЦО – ЫЦЫ – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА ОЦО – ЭЦЭ – УЦУ ЭЦЭ – ЫЦЫ – АЦА ИЦИ – УЦУ – АЦА УЦУ – ОЦО – ЭЦЭ ЫЦЫ – ЭЦЭ – ОЦО

Со стечением согласных: ЦВЕ – ЦВА – ЦВО МЦА – МЦО – МЦУ ЦВУ – ЦВЫ – ЦВИ МЦЫ – МЦЭ – МЦЕ

При выборе слов на автоматизацию звука «Ц» обратите внимание, чтобы в данных словах не было неправильно произносимых ребенком звуков. Например, нужно исключить слова ЦАРЕВИЧ, ЦАРЕВНА, ЦАРЬ, если ребенок не произносит звук «РЬ». Это нужно для того, чтобы не закрепить неправильное произношение данного звука.

Автоматизация звука «Ц» в слогах и словах при помощи наглядности будет наиболее эффективной, если малыш не только слышит слово, но и видит его.

Автоматизация звука [Ц]

  • Логопеда.Нет
  • Автоматизация звуков
  • Автоматизация звука Ц

Упражнения по автоматизации звука [Ц]. Ц__ — длительное произношение звука [Ц].

1) Произносить (читать) cлоги Ц__А, Ц__О, Ц__У, Ц__Ы, Ц__И, Ц__Е

Звук [Ц] произносится длительно

2) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в начале

Образец: ц__ех, ц__у-кат.

  • цех
  • цель
  • цепь
  • цена
  • цвет
  • цукат
  • цапля
  • цыган
  • целый
  • цинга
  • цокать
  • целый
  • цитата
  • цемент
  • цепкий
  • цветник
  • цыганка
  • цыплёнок
  • цикламен
  • цинковый

3) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в середине

Образец: лиц__о, кон-ц__ы

  • лицо
  • яйцо
  • овца
  • лица
  • овцы
  • отцы
  • певцы
  • концы
  • бойцы
  • гонцы
  • кольцо
  • пыльца
  • водица
  • певица
  • пловцы
  • пятница
  • теплица
  • молодцы
  • мельница
  • больница
  • гусятница
  • пунцовый
  • мыльница
  • салфетница

4) Произносить (читать) слоги АЦ__, ОЦ__, УЦ__, ЫЦ__, ЭЦ__, ИЦ__, ЕЦ__, ЁЦ__, ЮЦ__, ЯЦ__

Звук [Ц] произносится длительно

5) Произносить (читать) слова со звуком [Ц] в конце

Образец: о-тец__, го-нец__

  • отец
  • боец
  • заяц
  • паяц
  • певец
  • жнец
  • гонец
  • палец
  • месяц
  • танец
  • песец
  • конец
  • удалец
  • огурец
  • кузнец
  • птенец
  • китаец
  • пловец
  • индеец
  • леденец
  • колодец
  • молодец
  • наконец
  • мизинец

6) Произносить (читать) словосочетания

  • Целое яйцо.
  • Ценное кольцо.
  • Птенцы птицы.
  • Высокая цена.
  • Цокот копыт.
  • Болотная птица.
  • Западный циклон.
  • Светлая улица.
  • Ситцевое платьице.
  • Цепкие палацы.
  • Цементный цоколь.
  • Птица с цыплятами.
  • Светит месяц.
  • Цвета колец.
  • Ценное письмецо.

7) Проспрягать предложения

  • Я гулял(а) на улице.
  • Я купил(а) леденцы и конфетницу.
  • Я поливал(а) цветы в цветнике.
  • Я нацедил(а) целую банку молока.

Образец:

  • Я оцарапал(-а) палец.
  • Ты оцарапал(-а) палец.
  • Он (она) оцарапал(-а) палец.
  • Мы оцарапали палец.
  • Вы оцарапали палец.
  • Они оцарапали палец.

8) Произносить (читать) предложения

  • На цепи собака.
  • У леса сидит заяц.
  • В конце села кузница.
  • У соседнего дома акация.
  • Девица зацепилась пуговицей.
  • Цапля — болотная птица.
  • Цветок к цветку — цветной узор.
  • Циннии цвели вдоль улицы.
  • Ловкие пальцы плели цветную циновку.
  • Цыплёнок клевал под оконцем остатки хлебца.
  • Цигейка — мех овцы.
  • В колодце холодная водица.
  • Боец целится в цель.
  • Многие цветы целебны.
  • С улицы доносился цокот копыт.
  • По улице едет конница.
  • Молочница цедила молоко.

9) Произносить (читать) скороговорки

  • У кольца — нет конца.
  • Не кольца красят пальца.
  • Орёл — царь-птица, а сокола боится.
  • Цыплята и курица пьют чай на улице.
  • Из соседнего колодца целый день водица льётся.
  • Бедным курицам не спится, если им лисица снится.
  • Любовалась цыплятами курица, что ни цыплёнок, то умница.
  • Цып-цып-цып, цыплятки, есть водица в катке.

10) Произносить (читать) и пересказывать текст

На границе

Отец служил на границе. Вместе с другими бойцами отец охранял границу. Им помогали собаки. Бойцы ценили собак. Собаки любили бойцов. У отца была собака Цибик. Цибик не раз помогал отцу. Один раз отец был ранен. Цибик спас его от смерти. Отец помнит Цибика.

11) Произносить (читать) тексты

Посылали молодицу на улицу по водицу. А водица далека, а бадейка велика. Ты, девица, не ходи, молодица, посиди.

Цып — цыплёнок, молодец, не боится он овец, И совсем ни капли не боится цапли. Он идёт по улице, улицей любуется. Солнце светит там и тут в цветниках цветы цветут.

12) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

Метелица

Над кузницей, мельницей, вьётся метелица, По лесу танцует и по полю стелется, А зайцы метелицы не боятся, Под снегом танцуют и веселятся.

Варианты игр:

«Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком [Ц] (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

«Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ц] (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете : «Чего не стало?»(не стало цапли, не стало бойца и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

«Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком [Ц], называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

«Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком [Ц], а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, цапля, цыпленок, сумка, цыганка. Лишняя карточка СУМКА, здесь нет звука [Ц] ).

«Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, цыпленок — много цыплят, кольцо — много колец, боец — много бойцов). Не забывайте слова произносить правильно!

«Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии, как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЦЕПЬ, к маленькому — ЦЕПОЧКА.

LiveInternetLiveInternet

Среда, 20 Февраля 2013 г. 19:01 + в цитатник Автоматизация звука [ц] 1. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах: Ца – цо – це ци – цо – цы цы – це – цу Ца – цу – цо цо – ца – цы цы – цо – ца Це – цу – цы цу – це – цо ца – цы – цо 2. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах: Ац – оц – уц уц – эц – ац эц – оц – ац Уц – оц – ац ыц – уц – оц эц – ыц – оц Оц – ац – уц ыц – эц – оц ыц – эц – оц 3. Автоматизация звука [ц] в интервокальной позиции: Аца – оцо – уцу оцо – ыцы – эцэ ыцы – эцэ – аца Ици – уцу – аца оцо – эцэ – уцу эцэ – ыцы – аца Ици – уцу – аца уцу – оцо – эцэ ыцы – эцэ – оцо 4. Автоматизация звука [ц] в слогах со стечением согласных: Цве – цва – цво мца – мцо – мцу Цву – цвы – цви мцы – мцэ – мце 5. Автоматизация звука [ц] в начале слова: Цапля, царапина, цель, центр, цена, цепь, цех, цирк, цифра, цоканье, цокот, цыганка, цыплята. 6. Автоматизация звука [ц] в конце слова: Боец, гонец, кузнец, леденец, молодец, мудрец, огурец, отец, певец, перец, пловец, телец, удалец. 7. Автоматизация звука [ц] в середине слова: Авиация, акация, больница, водица, девица, курица, лицо, луковица, милиция, операция, оценка, пуговица, рация, рукавица, теплица, улица, умница. 8. Автоматизация звука [ц] в словах со стечением согласных: Борцы, деревце, кольцо, концы, крыльцо, молодцы, овца, отцы, пальцы, пловцы, продавцы, цветок. 9. Автоматизация звука [ц] в словосочетаниях: Бойцы на границе, больница на улице, в колодце водица, конец улицы, кузнец в кузнице, огурцы и луковицы, птенец в яйце, разноцветные цветы, цветы под оконцем, целая цепочка, ценное кольцо, цепкие пальцы. 10. Автоматизация звука [ц] в предложениях: В колодце холодная водица. В конце улицы новая больница. Возле акации много цветов. Детям купили разноцветные леденцы. Кузнецы были целый день в кузнеце. Мальчик резал цветную бумагу ножницами. Мама купила цепочку и кольцо. Мы были у отца в больнице. Певец вышел на сцену. У Тани на платье новые пуговицы. Цыплята сбежались к курице. Я нашла рукавицы на улице. 11. Автоматизация звука [ц] в чистоговорках: АЦ-АЦ-АЦ – стелим мягкий матрац, АЦ-АЦ-АЦ – читай новый абзац, ЦА-ЦА-ЦА – пасется на лугу овца, ЦА-ЦА-ЦА – нет конца и нет начала (круг), ЦО-ЦО-ЦО – у мамы на пальце кольцо, ЦО-ЦО-ЦО – выйду на крыльцо, ЦУ-ЦУ-ЦУ – всем раздали по яйцу, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – все ребята молодцы, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – в гнезде пищат птенцы, ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ – есть ягненок у овцы, 12. Автоматизация звука [ц] в скороговорках: Цапли цапают цыплят. Скворцы и синицы – Веселые птицы. Целый день цыпленок Цып Возле курицы сидит. Из соседнего колодца Целый день водица льётся. В цветнике овца гуляла – Все цветы она сжевала. 13. Автоматизация звука [ц] в стихах: Вот в цирке публика шумит, Вот фокусник в цилиндре, Вот циркуль в воздухе кружит – Кривые чертит линии. Вот черепаха в панцире Заняться хочет танцами. Циркач умеет гарцевать, Зверей и птиц дрессировать, И на трапеции вертеться, И на канате танцевать. Любят петь не только птицы: Ученицы, Как синицы, Распевают иногда. Свищет мальчик круглолицый Лучше певчего дрозда. В роще, в парке, в чистом поле Песнь летит во все концы Но в одной московской школе Громче всех поют певцы. https://marinafilippova.jimdo.com/%D1%81%D0%BE%D0%B…D0%B2%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2/

Рубрики:логопедия

Метки:
логопедия

Процитировано 2 раз

Нравится Поделиться

0

Нравится

  • Запись понравилась
  • Процитировали
  • 0
    Сохранили
  • Добавить в цитатник
  • 0
    Сохранить в ссылки

Понравилось
0

Речевой материал:

  • цветник с цветами, на блюдце яйца, кожица огурца;
  • на пальце царапина, царь царствовал, царица цапля;
  • цып-цып цыплёнок, кожица цитруса, цифры на циферблате;
  • называется птица, сестрица царевича, львица царапается;
  • миграция птиц, тигрица цап-царап, опасаться гололедицы;
  • царица на царстве, не идется и не едется, столица царства;
  • метелица стелется, в цирке медведица, бояться закаляться;
  • у девицы спицы, с пальца кольцо, ученица отличница, цапля цапнула;
  • цыганские танцы, цыплята у колодца, боец молодец;
  • крупица чечевицы, лисица снится, цыган на циновке;
  • курицам не спится, акация во Франции, учительница в больнице;
  • во дворец гонец, девица в темнице, порция чечевицы;
  • солнце на мое оконце, у крыльца деревцо, у кузнеца овца;
  • царица на цыпочках, тянется к яйцу, на плацу молодцы;
  • целиться в цель, водица под половицей, конец лекции;
  • перец в перечнице, танцы на сцене, письмецо учительницы;
  • цыплята на крыльце, боцман в цирке, девица в темнице;
  • львица в цирке, водица из колодца, в теплице цветки;
  • на улице больница, целая сахарница, рукавица кузнеца;
  • куница не птица, скворец молодец, борцы молодцы;
  • курица-умница, на лице румянец, цветные клёцки;
  • на блюдце кольцо, водица в колодцах, пыльца цветка;
  • целлулоидный цех, овца и курица, птица на улице;
  • палец мизинец, тигрица на циновке, целое яйцо;
  • леденец в сахарнице, певица и певец, пепельница офицера;
  • на акации синица, гонец хитрец, цвет птицы, на крыльце черепица;
  • царапинка на лице, авиация Франции, целый леденец;
  • медведица на цепи, цифры на кольце, лисица за синицей;
  • у цветка пыльца, иностранец во дворце, в цирке борцы;
  • в вафельнице печеньице, порция цукатов, в пятницу танцы;
  • ценная информация, цветная пуговица, цитата со страницы;
  • цветение цветов, боец на плац, у цыганки пуговицы;
  • овцы у водицы, отец – кузнец, немецкая акация;
  • иностранец в песце, пунцовый цветок, целый цитрус;
  • цветная циновка, зайцы на танцы, куница охотница;
  • цветок в петлице, цветные пуговицы, меняются позиции;
  • цедра цитрусовых, бояться зайцев;


Фразы на звук «Ц» — автоматизация звука «Ц» во фразе при помощи картинок. Ребенок видит слова образами, поэтому картинки — необходимое условие для работы со речевым материалом.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]