Конспект образовательной деятельности «Описание посуды с использованием мнемотехники»


Как работает память у детей дошкольного возраста?

Прежде чем перейти к описанию принципа использования мнемотаблиц, необходимо остановиться на том, в чем особенности развития памяти у дошкольников. В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинает формироваться произвольная память. С развитием способности к самоконтролю малыш учится самостоятельно запоминать информацию, которая может ему пригодиться. Именно наглядные средства (схемы, зарисовки, записи) позволяют крохам лучше запомнить необходимый материал.

У детей дошкольного образа наиболее развита образная память, поэтому, чтобы ребенку лучше запомнилась какая-либо информация, необходимо использовать различные наглядные средства, в том числе мнемотаблицы.

Мнемотехника по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировки памяти у детей проводятся и в ДОУ воспитателями. Из мнемоники в таком случае выбирают опорные схемы и мнемотаблицы. Обучение начинают с года или двух лет, поскольку в этот период кроха уже знает какие-то сказки и может их рассказать. Однако зачастую он путает персонажей из разных сказок. Мнемотаблицы как раз и помогут запомнить главных героев заданной сказки.

Мнемотаблица по сказке «Колобок»

В ячейки таблицы помещаются иллюстрации персонажей сказки. Особенно удобна для обучения сказка «Колобок», поскольку в ней много персонажей.

Дополнительная информация! Для самых маленьких учеников достаточно четырех ячеек или не более девяти.

В процессе обучения воспитатель рисует в ячейках таблицы с детьми изображения. Это очень увлекает детей, впоследствии они могут начать сами придумывать такие таблицы и изображения.

Дидактические игры для детей старшей группы

Память улучшается за счет постоянной кодировки информации в картинки и наоборот, также подкрепляется словесно.

Что такое мнемотаблицы?

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.

Знакомство крохи с мнемотехникой лучше всего проводить в несколько этапов по принципу от простого к сложному:

  1. Мнемоквадрат – отдельная карточка со схематично изображенным на ней предметом, действием или явлением, в котором зашифровано одно слово (например, «чашка», «бежать» или «дождь»).
  2. Мнемодорожка – сочетание нескольких линейно расположенных мнемоквадратов, по которым можно составить фразу или предложение.
  3. Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.

Количество мнемоквадратов, из которых состоит дорожка или таблица зависит от возраста и других индивидуальных особенностей ребенка. Для детей 3-5 лет подойдут небольшие схемы, включающие 4-8 клеток. Со старшими дошкольниками 5-7 лет можно использовать таблицы из 8-16 квадратов. Мнемотаблицы для малышей обязательно должны быть цветными и яркими, так ребенку будет легче концентрировать свое внимание. Для детей постарше подойдут и черно-белые картинки. Важно, чтобы изображения были знакомы и понятны малышу.

В работе с мнемотаблицами задействованы оба полушария головного мозга ребенка: левое, которое отвечает за логику и последовательный анализ информации, и правое, отвечающее за образное мышление и воображение.

Эффективные методики запоминания

Запоминать — это выстраивать надолго воображаемую связь с чем-то: дату с событием, информацию с программой или определенным курсом. Психологи называют такие процессы «ассоциативными связями».

Запоминание цифр по мнемотехнике

Важно! Случается так, что человек начинает плохо воспроизводить материал. Такой процесс характеризуется частыми провалами в памяти, забыванием. Подобные явления могут быть у людей разных возрастов. Не стоит сразу переживать на этот счет. Как правило, обычно такое происходит ввиду того, что мозг отсеивает ненужную информацию. Происходит «чистка» от тех знаний, которые не использовались долгие годы. Такие моменты очень индивидуальны и зависят от строения мозга. Также следует помнить о том, что детский организм отличен от взрослого и формируется вплоть до юношеских лет.

В настоящее время существует множество эффективных методик запоминания. Их используют авторы, для создания своих книг, многие из которых можно найти в формате аудиокниги и прослушать онлайн либо скачать. Также сегодня есть авторские курсы по техникам запоминания, которые ведут профессиональные психологи и специалисты.

Самые распространенные методы:

  • Мультисенсорная рецепция. Воздействия в процессе запоминания на рецепторы.
  • Мнемоника. Используется в логопедической и педагогической практиках при работе с детьми от 3х лет и в дошкольный период при изучении стихов, рассказов и другой информации.
  • Ассоциативная практика. Способствует погружению мозга в лабиринт логических цепей, научиться связывать предмет с нужным событием.
  • Сортировка материала. Он подходит тому, кому нравится развивать память способом классификации материала на темы и блоки.
  • «Шведский стол». Запоминание информации подряд, без разбивки на подтемы.
  • Отбрасывание слов. Подразумевает выписывание материала вручную и отбрасывание ненужного текста.
  • Рифма и цифры. Рифма используется при запоминании правил, а цифры — при изучении цифр (например, 0-бублик, 2 — лебедь).

Мнемотехника и мнемоника

Мнемоника используется для следующего:

  • Облегчения запоминания и увеличения объёма памяти;
  • Развития познавательной активности;
  • Развития главных психических процессов, а также слуховой и зрительной памяти;
  • Улучшения навыков мышления, воображения, связной речи и мелкой моторики.

Мнемотаблица по посуде

С использованием мнемотехники облегчаются следующие процессы:

  • Обогащения словарного запаса;
  • Составления рассказов;
  • Отгадывания загадок;
  • Заучивания стихотворений.

Занятия по театрализованной деятельности в средних группах ДОЦ

Правила запоминания информации детьми

7 главных правил:

  • Сначала пробудить интерес у малыша, заинтриговать.
  • Создать ассоциации. Чем лучше она — тем лучше информация воспримется.
  • Запоминать частями. Ни в коем случае не требовать от ребенка наизусть знать текст за один присест.
  • Повторять то, что запоминали.
  • Попытаться понять материал — значит, создать логические цепи в мышлении.
  • Постановка цели «запомнить».
  • Применять знание этой информации на практике. Например, при заучивании стихотворения наизусть почаще его рассказывать родителям, воспитателям и группе.

Мнемотехника для начинающих: упражнения для детей, игры

Упражнения для начинающих по мнемотехнике для детей всегда увлекательны и интересны. Это могут быть и мнемотаблицы, и мнемоприемы, упражнения.

Мнемотаблица своими руками

Обратите внимание! Принципом мнемотехники является создание визуальных, аудиальных и чувственных представлений.

Упражнения:

  • Созвучия. Благодаря постоянному повторению запоминается слово: «Как на горке снег, снег, и под горкой снег, снег. А на горке спит медведь! Тише-тише, не греметь!»
  • Таблицы. Помогают малышу выстроить связную речь. С их помощью изучают сказки, времена года, стихи.
  • Рифмы. К трудно запоминающимся словам подбираются рифмы: трава-сова, молва, куда.
  • Схемы. Для запоминания цифр. Например, к каждой цифре пишется слово-ассоциация: 4 — стул или кресло.

Как создать мнемотаблицу самостоятельно?

В занятиях с крохой можно использовать как готовые мнемотаблицы, так и сделанные самостоятельно. Для того чтобы составить таблицу по стихотворению или рассказу, нужно:

  1. Разделить текст на фрагменты (чем младше ребенок, тем короче).
  2. Расчертить на листе бумаге квадраты по количеству фрагментов текста.
  3. В каждом квадрате изобразить то, о чем говорится во фрагменте, или же то, что с этим ассоциируется. Ребенок старшего дошкольного возраста может самостоятельно нарисовать картинки для таблицы.
  4. При желании можно подписать в каждом квадрате текст, который нужно запомнить.

Примеры мнемотаблиц для дошкольников

  • Мнемотаблицы для разучивания стихотворений

Чтобы ребенку было легче запомнить стихотворение, можно использовать мнемотаблицы:

  1. С выражением прочитайте ребенку стихотворение.
  2. Затем нужно сказать малышу, что сейчас вы будете вместе учить стих наизусть. После этого прочтите текст еще раз, но при этом обращайте внимание крохи на таблицу.
  3. Обсудите содержание стихотворения, его основную мысль.
  4. Выясните, все ли слова и картинки понятны ребенку, объясните их смысл.
  5. Читайте по строчке и попросите малыша повторять за вами, опираясь на картинки.
  6. Затем кроха может попробовать самостоятельно рассказать стихотворение, глядя на мнемотаблицу.
  • Обучение пересказу и составлению рассказа с опорой на схему

Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке.

Методики диагностики памяти дошкольников

Диагностика памяти у дошкольников с помощью методик необходима для выявления эффективности и адекватности проведенного обучения, улучшения дальнейших техник образования. После диагностики корректируется план развития, модель обучения детей.

Важно! Диагностирование процесса запоминание у детей в раннем возрасте поможет избежать возможные нарушения в данном процессы и вовремя предпринять необходимые меры.

Методики на память для дошкольников:

  • Усвоение материала,
  • Воспроизведение,
  • Качество сохранения информации.

В процессе диагностики работают зрительная, слуховая и двигательная память.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]