Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]»
Автор: Мусалименова Алия Аманжоловна
учитель-логопед МБДОУ № 11 «Радуга» ХМАО-ЮГРА, г. Ханты-Мансийск
Конспект занятия «Автоматизация звука [Л]»
Индивидуальное логопедическое занятие по постановке звука [Л] и автоматизации его изолированного произношения в речи
«Приключения белочки Лу. Путешествие на цветочную поляну»
Цель.
Постановка и автоматизация изолированного произношения звука [Л].
Задачи
1.Коррекционно – обучающие:
— Уточнить артикуляцию звука [Л], поставить данный звук и закрепить артикуляцию в изолированном произношении;
— учить точно и полно отвечать на вопросы;
- Коррекционно – развивающие:
-развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания
— развитие фонематического слуха и восприятия, навыков слогового анализа,
— развитие логического мышления, целостности восприятия внимания, памяти, цветоразличения;
— развитие общей моторики и мелкой моторики пальцев рук;
- Воспитательные:
— воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование:
игрушка белка, зеркало, компьютер с презентацией, картинки елок больших размеров (для игры на полу), грибок с листиком на веревочке(пособие для развития воздушной струи), мяч «су-джок», картинки с вазами с цифрами 1, 2, 3, разрезная картинка, флажок.
Ход занятия
- Организационный момент
— Сегодня у нас на занятии новый гость, с которым мы отправимся в длинное путешествие. Отгадай загадку и попробуй догадаться кто это.
-Прыгнет с ветки в свой домишко, по пути поймает шишку .(белка)
Это веселая и добрая белка. Зовут ее Лу. (Слайд №1) Она очень любит собирать орешки и грибочки. Сегодня с Лу мы отправимся на цветочную поляну
II.Основная часть
- Сообщение темы
— Скажи, пожалуйста, а какой 1 звук в ее имени? [Л]. Лу переживает, что не умеет его произносить. Давай с тобой вместе ее научим. Для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали, поэтому мы с тобой сделаем артикуляционную гимнастику и покажем ее нашей гостье. (Слайд № 2)
- Артикуляционная гимнастика
- Открываем ротик-«дом». Кто хозяин в доме том? В нём хозяин Язычок. Он удобно в доме лёг.
- Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкой. Могут в трубочку собраться, после снова улыбаться.
- На качелях оказался. Вверх взлетал и вниз спускался.
- Надоели превращенья, лижет Язычок варенье.
- А теперь наш Язычок Моет нёбо-потолок.
— Молодец, ты отлично выполнил упражнения.
3.Развитие воздушной струи.
—
Лу нашла на полянке грибок, а на нем листик. (Слайд № 3) Помоги Лу сдуть листик с грибочка. (пособие) Ребенок выполняет упражнение с пособием и на слайде также «слетает листочек».
- Постановка звука [Л]
Попросить ребенка выполнить одно из упражнений по постановке звука.
— Губы в улыбке, зубы «заборчиком», широкий кончик языка упирается в верхние зубы, произноси громко звук [Ы]. Получился новый звук, произнеси еще раз и послушай сам себя. Ты сегодня научился произносить новый звук. Скажи его еще раз. Какой это звук? Как мы его произносим? (Характеристика звука по артикуляционным признакам)
- Автоматизация изолированного произнесения звука [Л]
1) — Этот звук напоминает звук самолета, который пролетает над нашей поляной. Давай погудим как самолет, расставив руки в стороны, как крылья. (Слайд№4 )
2) -А теперь мы вместе с белкой попрыгаем по «елкам» и будем произносить этот звук.
Ребенок шагает по картинкам с изображением елок, разложенным на полу, произнося звук [Л]
3 ) Психогимнастика.
-Закроем глаза. Представим, что мы оказались на красивой поляне вместе с Лу. Удивимся. Обрадуемся. Поляна вся в разноцветных цветах. Улыбнемся и откроем глаза. Перед тобой цветы разных оттенков, назови их. Давай попробуем произнести новый звук, нажимая на бабочек. Если ты его правильно произнесешь, то бабочка полетит. (Слайд №5)
- Пальчиковая гимнастика с мячами для су-джок терапии.
Массаж кольцами каждого пальчика с проговариванием стихотворения:
-Белка шишки собирала, целых 10 их набрала. Раз, два, три, четыре, пять, начинай считать опять.
- Развитие фонематического слуха.
Выделение звука Л среди других звуков
-Подними флажок, если услышишь звук [Л].
(Перечисляются звуки: Т, С Л, К, Л и слоги: та, су, лу, и т.д.)
- Игра «Накорми белку». Развитие фонематического восприятия.
— Белка по полянке гуляла и нашла тарелку с продуктами. Лу очень проголодалась. Помоги белке выбрать картинки со звуком звук [Л]-
они останутся, а остальные исчезнут. (Слайд №6)
- Физминутка.
— Белочка чуть-чуть устала. Давай вместе отдохнем.
Вот и беличья зарядка. Выполняй-ка по порядку.
Быстро встань и улыбнись. Выше, выше потянись,
Ну-ка плечи распрями, подними и опусти.
Влево, вправо повернись, рук коленями коснись.
- Игра с пособием «Собери цветы в вазы» Формирование навыков слогового анализа
—
Помоги Лу поставить цветы в вазы в зависимости от количества слогов ( на вазах нарисованы цифры 1, 2, 3)
- Игра «Собери картинку». Развитие целостности восприятия.
—
Посмотри, если собрать эту картинку, то получится то, что Лу сегодня в путешествии очень понравилось. (Разрезная картинка с изображением самолета). Давай Лу подарим эту картинку.
— Давай произнесем с тобой новый звук, который у тебя сегодня получился. А теперь мы с тобой закроем глазки, улыбнемся, вспоминая о приключениях белки, и вместе с ней вернемся из нашего путешествия.
III. Подведение итогов.
-Мы с тобой сегодня играли в интересную игру- путешествие. Ты сегодня научился произносить новый звук. Давай вспомним его. Молодец!
—
Что тебе сегодня понравилось в нашей игре? Что у тебя получилось лучше всего? Чему ты научил белочку?
Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л»
Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района МКУ ДО «ДДТ «Алый парус»
Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Конспект занятия по обучению грамоте тема: Звук и буква «Л»
Педагог дополнительного образования
Ивлева З.В.
Конспект занятия по обучению грамоте
Звук и буква «Л»
Задачи:
· Познакомить детей с буквой «Л», учить читать слоги, находить букву «Л» в слове (в начале, в середине, в конце,)
· Повторить ранее изученные буквы
· Развивать внимание, память, логическое мышление
· Формировать умение слитного, осознанного чтения
Ход занятия
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Психологический настрой— Ребята, давайте повторим правила нашего занятия: «Говорим мы все красиво, смело и неторопливо. Ясно, чётко говорим, никуда мы не спешим» (произносят хором)
2. Повторение пройденного материала:детям раздаются карточки с заданием: послушать слова и записать в кружочки только гласные из этих слов: лук, сок, сыр, мак.
—Какие это звуки? (гласные)
—Почему?
—Каким цветом они обозначаются? (красным)
Повторение пройденной на прошлом занятии буквы «Т». Дидактическая игра «Поймай звук в ладошки» — Толя, кит, Таня, бегемот, суп, бант, майка, самолёт, танк, Коля, кухня.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. Чтение сказки. У нас в гостях новая буква. Я прочитаю вам сказку, а вы догадайтесь, с какой буквой мы познакомимся сегодня (сказка про букву Л»» прилагается)
—С какой буквой мы познакомились?
—Посмотрите, как я её произношу (язык к верхним зубам прижимается) А теперь вы попробуйте произнести.
—Можем мы её пропеть? (Нет).
— Значит, какой это звук? (согласный)
—Каким цветом будем его изображать? (синим).
—На что похожа эта буква?
— Из чего она состоит?
—Пропишите букву «Л» в воздухе.
— Составьте букву «Л» из палочек.
4. Стихотворение про букву «Л»
Плавать любит по волнам эта буква тут и там.
И на лестницу похожа, и на крышу дома тоже.
В наконечниках у стрел тоже есть буква «Л».
5. Загадки(в ответах присутствует буква «Л»)
—Падают с ветки золотые монетки (листья)
-Я соткано из зноя, несу тепло с собою.
Я реки согреваю, «Купайтесь»-приглашаю.
И любите за это вы все меня. Я – (лето)
-Угадайте, что за птичка, тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста.
Всех быстрей она летает, мошек на ходу хватает.
Если к нам летит она – значит, началась весна (ласточка)
6. Чтение слогов. Игра «Порт»
Лодка по реке плыла, букву «Л» она везла.
Подплыла к причалу «А», прочитали дети – ЛАПодплыла к причалу «У», прочитали дружно – ЛУ Подплыла к причалу «Ы», прочитали тихо – ЛЫ Подплыла к причалу «Я», прочитали громко – ЛЯ
7. ФизминуткаБуква Л, расставив ноги, словно в пляске – руки в боки Наклонилась влево, вправо, получилось на славу.
1 – 2 – выше голова, 3 – 4 – ноги шире, 5 – 6 – тихо сесть.
8. Чистоговорки. Для того, чтобы чётко и ясно говорить, для этого надо подготовить дыхание и голос. ЛО – ЛО – ЛО – на улице тепло ЛУ — ЛУ – ЛУ — стул стоит в углу. УЛ – УЛ – УЛ – у нас сломался стул. ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль.
9. Дидактическая игра «Определи место звука» В начале – лампа, лодка, лужа, лыжи, лиса, лук, лев В середине – молоток, белка, полка, павлин, апельсин, пальто, цыплята В конце – стол, стул, пол, пенал, дятел, самосвал
10. Упражнение в чтении слогов ЛА – АЛ, – ЛО – ОЛ, – ЛУ – УЛ, — ЛИ – ИЛ, — ЛЫ – ЫЛ
11. Письмо в прописях
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
— С какой буквой познакомились на занятии?
—Какая это буква?
—Каким цветом обозначается?
—Почему?
Перед вами лежат два солнышка с разным настроением (радостным и грустным). Если вам на занятии было всё понятно и интересно, то поднимите солнышко с улыбкой, а если не интересно – то грустное солнышко. Давайте посмотрим, какие солнышки вы подняли?
Сказка про букву «Л»
Буква Л
— Не хочу спать, не буду ложиться, — капризничала девочка.
Мама грозно нахмурила брови, но буква Лтихонечко шепнула ей на ушко волшебное слово «Люблю».
— Я люблютебя, моя малышка, — ласковосказала мама и обняла дочку. Мама поцеловала ее, и девочка спокойно заснула.
«Большим и маленьким людям больше всего на свете нужна любовьи ласка», — подумала буква Л.
Она летала повсюду и ласково шептала: «Люблю, люблю, люблю», — чтобы никто не забыл сказать это волшебное слово.
Скажи волшебное слово «люблю» всем, кого ты любишь.