лечение депрессии в курске Индивидуальный подход. Для каждого конкретного случая мы тщательно подбираем специалиста и вид лечебного воздействия. С этой целью мы проводим первичные диагностические консультации.

Домашняя логопедия: упражнения для развития детской речи


Как развивать речь ребенка

Движения организма и органов, участвующих в воспроизведении речи, имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно по этой причине пальчиковая гимнастика для развития речи малышей должна занять прочное место в ваших занятиях с ребенком.

Тренировка движений пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Начать тренировать пальчики ребенка вы можете уже в течение первых 5 месяцев. Подробнее о мелкой моторике мы рассказываем здесь.

А теперь давайте посмотрим, как можно помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей.

Помните: занятия должны проходить в максимально легкой, веселой и игровой форме. Тогда они и принесут реальную пользу, и доставят настоящее удовольствие вам обоим.

Комплекс мер по развитию речи (для проведения в домашних условиях):

  • Развитие мелкой моторики
  • Речевая гимнастика
  • Логоритмика

Мы не упоминаем здесь такие направления работы по развитию речи, как логопедический массаж, специальные упражнения на отработку различных звуков, на развитие фонематического слуха и некоторые другие. Они являются областью применения исключительно профессиональных знаний и умений. Здесь лучше довериться специалисту, а не пытаться справиться с этой задачей самостоятельно. Пособия для развития мелкой моторики:

  • Матрешки
  • Бархатная бумага
  • Пластилин
  • Мозаика
  • Шнуровки
  • Фасоль, горох
  • Манная крупа
  • Соленое тесто
  • Счетные палочки
  • Разноцветные прищепки
  • Бусины
  • Тряпочки с пришитыми пуговицами
  • Трафареты
  • Массажный мячик
  • Деревянные конструкторы

Мелкая моторика:

  • Пассивная гимнастика — массаж для развития мелкой моторики.
  • Активная гимнастика — игры для развития мелкой моторики: стихи и потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр.

Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

Ну а что лучше всего читать ребенку в этом возрасте, можно узнать здесь:

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ. СКАЗКИ И СТИХИ

РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ

Пассивная гимнастика (массаж)

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений:

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

Активная гимнастика: игры для развития речи с помощью мелкой моторики

Пособия для игр:

  • Бабочки из цветной бумаги
  • Листочки из цветной бумаги
  • Вертушка
  • Ватные шарики
  • Бумажный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев:

  • Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
  • Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
  • Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
  • Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
  • Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
  • Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
  • Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
  • Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
  • Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
  • Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;
  • Дуть в дудочку;
  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;
  • Надувать мыльные пузыри;
  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;
  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая:

  • Стимулирует развитие мелкой моторики;
  • Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
  • Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
  • Развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • Формирует творческие способности и артистические умения;
  • Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

Я очень люблю методику Домана – не ту, в которой родители гонятся за результатом и кроме карточек ребенок больше ничего не видит, а ту ее версию, когда родители без фанатизма демонстрируют ребенку действительно интересную информацию. При таком подходе ребенок любит карточки и смотрит их с удовольствием. А еще он стремится повторять слова, услышанные во время просмотра!

Во время наших с дочкой занятий я много раз замечала, что любимые карточки побуждают ее произносить все больше и больше новых слов. В возрасте около года, Таисия старалась хотя бы односложно, но повторить за мной название увиденной картинки, либо изобразить его (например, фырчала при виде ежика, или указывала на конкретный предмет). Чуть постарше она стала повторять уже все слова целиком. Ну а в 2 года, когда пришел черед изучать факты-предложения, она легко запоминала их и потом нам выдавала.

Про то, что просмотр карточек Домана расширяет пассивный словарь ребенка, думаю, и говорить даже не стоит.

Пальчиковые игры для развития речи

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра \
  • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра \
  • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Заключительные аккорды

Учимся разговаривать чисто, грамотно и красиво мы прежде всего для себя. Желание не стоять на месте, развиваться, ставить цели, идти к ним — все это дает нам энергию и делает нас сильными. И если мы постараемся, чтобы были красивыми наши мысли и чувства, то у нас все получится. Ведь из чувств рождаются мысли, мысли облекаются в слова, а слова — это составляющие нашей речи.

Своей созидательной энергией мы поделимся с детьми, чтобы помочь им самим преодолевать возникающие проблемы. А как иначе?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]