Конспект индивидуального логопедического занятия. «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях».


Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Р] в слогах, словах .

Цель:

Автоматизировать звук «Р» в слогах, в словах в начале и в конце слова.

Задачи:

Образовательные:

— закрепление изолированного произношения звука «Р» ;

— автоматизация звука «Р» в прямых и обратных слогах;

— автоматизация звука «Р» в словах в начале и конце слова;

— закреплять навык образования существительных в единственном и множественном числе.

Коррекционно-развивающие:

-Развитие длительного и плавного ротового выдоха;

— Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука;

— Развитие психических процессов: зрительного, слухового восприятия и активного устойчивого внимания, памяти;

-развитие общей, мелкой моторики и осязания.

Воспитательные:

— воспитывать желание и стремление помочь другу;

— интерес достижения результата от выполненной работы.

Оборудование: герой собака «Рыжик», тренажер «Бабочка» для дыхательной гимнастики, карточки для артикуляционной гимнастики, зеркало, карточки «косточки» со слогами, емкость для пшена, пшено, карточка лабиринт, аудиозапись слов на звук «Р», аудиозапись на «Разминку» Железновой, конфеты.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Л: Здравствуй Денис! Я рада видеть тебя на нашем занятии. Посмотри сколько у нас гостей, поздоровайся с ними кивком головы.

Денис! А ты знаешь, к нам на занятие торопится гость. А кто, я не знаю. Давай мы с тобой соберем картинку из частей и узнаем, кто там изображен.

(складываем картинку с изображением Рыжика)

Кто это? ( пес) Верно. Его зовут Рыжик. Он умеет рычать: р-р-р, это его любимый звук. И мы с тобой сегодня будем учиться говорить звук [р] красиво и правильно в слогах и словах. А Рыжик нам поможет. Он приготовил тебе много разных заданий.

Дыхательная гимнастика.

2. Л: Рыжик часто играет с бабочками. Он на них подует и бабочки улетают далеко.

-посмотри как я это делаю, а теперь ты попробуй подуть на бабочку.

Артикуляционная гимнастика.

3. Л: А теперь нужно показать Рыжику артикуляционную гимнастику. Выбирай карточки и выполняй упражнение перед зеркалом.

— «Улыбка, трубочка»-5сек

— «Чашечка»- 5 сек. — «Маляр»- 5 раз. — «Вкусное варенье»- 5 раз. — «Лошадка»- 5 раз. — «Барабанщики»- 5-7 раз.

(Рыжик хвалит Дениса)

4. Игра «Поймай звук»

Л: Послушай, как рычит Рыжик, когда сердится: РРРРРРР. А ты можешь так? Покажи!

Он хочет с тобой провести игру «Поймай звук». Когда услышишь рычание Рыжика, хлопни в ладоши.

(Различение звука «Р» от других смешиваемых звуков)

-звуки: К Р Д Р Ш Р С Р Л Р

— слоги: РА, ТА, РЫ, ДЫ, РУ, МУ, РО, ЛО

-слова: Ромашка, ракета, каша, роза, лапа, повар, жук, сыр, ручей.

(Рыжик хвалит Дениса)

5. Повторение артикуляции звука [Р]: — покажи ты как рычит Рыжик.

— Расскажи Рыжику о том, что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]. (Положение органов речи: губы раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).

6. Л: Рыжик очень любит кататься на машине. Он предлагает тебе задание: помочь водителю машины проехать по дороге домой.Дорога, по которой едет машина, трудная. Поэтому будь внимательным, проведи пальчиком по дорожке повторяя звук «р-р-р-р-р». Сделай остановку, подыши: вдох носом, выдох ртом, продолжай путь , но мотор громче слышен, а теперь тише. Молодец!

7. Л: Рыжик предлагает провести нам разминку (диск Железновой).

8. Л: А как ты думаешь, чем мы можем угостить Рыжика? (Он любит грызть косточки)

Точно! Кажется, я знаю где они! Рыжик зарыл их. Давай поищем и угостим Рыжика. Денис, закрой глаза, пусть они отдохнут, а ты поищи с закрытыми глазами.

Посмотри на косточках слоги, прочитай слоги ( соединяй сразу) и отдай косточки Рыжику.

Ра, ро, ру, ры, ор, ар, ур, ыр.

9. Л: Теперь ты сможешь выполнить следующее задание Рыжика, пройти по лабиринту. Начинается лабиринт с картинки со звёздочкой, пройди вместе с Рыжиком по лабиринту по стрелкам и называй картинки и направление стрелок: вверх, вниз, вправо или влево. Помни! Звук [р] надо произносить чётко и правильно. ( исправлять произношение

)

10. Сейчас Рыжик предлагает игру «Один- много». Назвать один предмет и много предметов. Образец: ромашка-ромашки

.

11.Л: Рыжик приготовил еще одно задание, но не может без твоей помощи. Послушай слова на звук «Р» и назови их по памяти (запись слов, слова на букву Р)

11. Итог занятия.

Тебе понравились задания Рекса? А что больше всего понравилось? А что ты маме расскажешь, когда придешь домой? Подойди погладь Рыжика, поблагодари его за занятие. Рыжик: Денис! Ты молодец! Мне очень понравилось с тобой играть. За хорошую работу Рыжик дарит тебе свои любимые конфеты. Спасибо. Занятие окончено.

Конспект

индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах.

Провела:

учитель-логопед

Ларионова Т.С

г.Оренбург, 2015г

Ход занятия

Ход индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р]:

Организационный момент

Добрый день! На прошлых занятиях к нам приезжала красная машинка, в этот раз она приехала не одна, а вместе с тигром. Давай поздороваемся с ними. Мы будем сегодня с ними путешествовать по Африке. Для начала отправимся на Занзибару, там все жители очень любят делать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Каждое занятие по автоматизации звука [Р] начинается с артикуляционной гимнастики:

  • Улыбаемся мы шире, Чтоб видны нам зубы были.

(Заборчик – губы разомкнуты, растянуты в улыбке, зубы сомкнуты).

  • Маму радовать мы будем – Улыбнемся, поцелуем.

(Чередуются упражнения трубочка-улыбка, каждое выполняется по 3 секунды).

  • Язычок наш станет кистью И забор покрасит быстро.

(Почистим верхние зубы – рот приоткрыт, язык двигается вправо-влево, нижняя челюсть остается в статичном положении).

  • Маляром стал язычок, Сейчас покрасит потолок.

(Маляр – кончиком широкого языка надо водить по небу вперед-назад).

  • Котик губку облизал, Язычок свой показал.

(Вкусное варенье – широким языком облизать сверху вниз только верхнюю губу, рот открыт, нижние зубы не поддерживают язык).

  • Вместе в лес гулять пошли И грибочек там нашли.

(Грибок – широкий язык поднять вверх, прижать к небу, рот открыть).

  • И пойдем играть в футбол, Всем забьем сейчас мы гол!

(Загони мяч в ворота – в ворота из кубиков задуть вату воздушной струей, вытянув губы вперед. Щеки при этом не надувать).

  • Языком поцокаем, Как лошадки топаем.

(Лошадка – улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком по небу, нижняя челюсть должна быть неподвижна, если не получается, то можно придерживать руками).

  • Как индюшки-болтушки Балаболить будем дружно.

(Индюшка – широким языком быстро водить языком вперед-назад по верхней губе, произнося «бл-бл-бл»).

  • Сыграем на гармошке Песню про Антошку.

(Гармошка – широкий язык «присосать» к небу, не отпуская языка открывать и закрывать рот).

  • Барабанить я люблю: «Д-д-д», – всем говорю.

(Барабан – открыть рот, улыбнуться, кончиком широкого языка «стучать» по альвеолам со звуком «Д-д-д).

Дыхательная гимнастика

Теперь мы искупаемся в реке Нил.

Для этого бери стакан с водой из реки и трубочку, а затем дуй, чтобы получились пузыри.

Ольга Бажина

Логопед, эксперт проекта

Задать вопрос

Развитие фонематического слуха

Тигр живет в Саванне, он любит бегать по прериям и рычать. Его любимый звук, как ты уже догадался [Р]. Помимо этого, он очень любит слова с этим звуком. Помоги тигру найти и повторить их.

Я буду читать фразы, а ты называй только те слова, в которых есть любимый звук тигра.

Зубастый крокодил, египетская пирамида, бескрайнее море, Красная Шапочка, высокие горы, широкая река, яркое солнце, мирное небо, зеленая трава, узкая тропинка, дальняя дорога, быстрый гепард, жираф с длинной шеей, жаркий день.

При необходимости объяснить ребенку значение незнакомых для него слов.

Автоматизация звука во фразовой речи

А теперь мы приехали в гости к давнему хорошему другу тигра – африканскому слону. Этот вид слонов считается самым крупным в мире. А еще он очень умный и даже умеет считать. Давай посчитаем вместе со слоном.

  • Один огромный тигр, два огромных тигра, пять огромных тигров;
  • один пиратский парус, два пиратских паруса, пять пиратских парусов;
  • одна красная рукавица, две красные рукавицы, пять красных рукавиц;
  • одна пара роликовых коньков, две пары роликовых коньков, пять пар роликовых коньков.

Итог занятия

Как хорошо путешествовать с новыми друзьями, но пора возвращаться домой. Мы увидимся с тигром, красной машинкой и африканским слоном в следующий раз.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]