Когда ребенок пробует прикорм, очень важно не только подбирать качественные продукты, но также подавать их красиво. От того, как подаются блюда, зависит пищевое поведение человека. Возможно, вы сами замечали: чем симпатичнее внешний вид и сервировка стола, тем больше удовольствия мы получаем от еды, тем лучше концентрируемся на приеме пищи. А это, в свою очередь, влияет на наше здоровье.
Поэтому, когда ребенок получает прикорм или начинает есть самостоятельно, важно, чтобы у него уже был свой личный комплект посуды.
Требования к детской посуде
• Безопасный материал – первое, что должен гарантировать производитель. Тарелки, чашки и другую кухонную утварь для детского питания лучше выбрать в официальном магазине и у проверенных производителей. Нужно учитывать, что некоторые материалы непригодные для питания. Например, поливинилхлорид, меламин и пластик, содержащий бисфенол-А, использовать для хранения пищевых продуктов и кормления ребенка нельзя. Полистирол не подлежит нагреванию.
• Маркировка. На упаковке или на самом изделии должны присутствовать обозначения: из чего изготовлена эта тарелка или чашка, для каких продуктов она предназначена, каковы условия ее эксплуатации.
• Качество должно быть высоким, недопустимы царапины, зазубрины, трещины и сколы. Если на изделии неравномерно нанесена или стерта краска – лучше выбрать для ребенка что-то другое.
• Удобство и практичность. Дизайн должен быть продуман так, чтобы пользоваться посудой было приятно и вам, и ребенку, а ухаживать за ней – легко.
Материалы
Для изготовления детской посуды обычно используют пластик, силикон, бамбук, фарфор, керамику, стекло, металл.
• Пластиковая посуда прочная, легкая; ее просто мыть. Термостойкий пластик с пометкой в виде волн, надписью «micro», 5 или PP (полипропилен выдерживает температуру 100° С) можно мыть в посудомоечной машине, греть в микроволновке. Плюс довольно легко найти красивый набор, оформленный так, как понравится вашему малышу.
• Силиконовую тарелку невозможно разбить. Пищевой силикон безопасен, в нем допустимо разогревать еду в микроволновке. Он легко моется вручную либо в посудомоечной машине. Силиконовая тарелка не скользит по поверхности, она удобна для первых опытов самостоятельного приема пищи ребенком.
• Бамбуковая посуда изготовлена из натурального материала, легкая, прочная. Но греть ее в СВЧ-печи или ставить в посудомоечную машину, как пластик или стекло, нельзя. Во-первых, из-за клея и смол, которые используют при производстве, а во-вторых, потому что от этого портится покрытие бамбука. Но если вы будете беречь бамбуковую посуду от нагревания и мыть вручную без абразивных средств – она прослужит долго.
• Детский фарфор безопасен и долговечен. Но вместе с тем он хрупкий. Современный фарфор выдерживает нагревание до 110-160° С. Поэтому его можно использовать для подогревания блюд в микроволновой печи (если на нем нет позолоты) и мыть в посудомоечной машине. Фарфор лучше не давать совсем маленьким детям для самостоятельного использования.
• Керамика тяжелее фарфора, но при этом более прочная. Еда в керамической тарелке дольше остается теплой. Посуда из керамики подходит для использования микроволновой печи и посудомоечной машины.
• Стеклянная посуда для детей устойчива к износу, ударопрочна, безопасна, хорошо переносит посудомоечную машину и разогрев в СВЧ-печи. Однако стекло чувствительно к перепаду температур и может лопнуть, если, например, в холодную тарелку вы нальете горячий суп. Если ребенок случайно разобьет тарелку, то осколки будут не острыми и их будет легко собрать.
• Металлическая посуда прочная, долговечная и ее удобно брать в поездки с ребенком. Но она может нагреваться, поэтому нужно следить, чтобы малыш не обжегся. Ставить металлическую тарелку или чашку в посудомоечную машину можно, только если она изготовлена из нержавеющего материала.
Классификация по назначению и применению
По назначению посуду подразделяют на следующие виды:
- Кухонная – предназначена для приготовления пищи. Это кастрюли, сковороды, пароварки, чайники, формы для выпечки и прочая утварь, используемая для приготовления. Сюда же можно отнести приборы для готовки – половники, шумовки, толкушки.
- Столовая – используется для сервировки стола и подачи приготовленных блюд. К группе относят супники, тарелки, блюда, чайные и кофейные чашки и сервизы, стаканы, рюмки, все то, что оказывается на столе во время обеда. К группе находятся столовые приборы: ложки, вилки, ножи.
- Хранение продуктов – всевозможные баночки, емкости, масленки, бутылки и контейнеры. Все то, что используют для хранения сырых продуктов и приготовленной еды. Здесь выделяют емкости с различной температурой использования.
- Вспомогательная – это такие дополнительные предметы, как наборы для специй, салфетницы, ведерки для льда.
Виды кухонной посуды
Без кухонной посуды невозможно приготовить обед, поэтому обустраивать кухню нужно именно с этих важных предметов. Кухонная посуда включает:
- Сковороды – жаростойкая кухонная утварь из металла для жарки на плите и запекания в духовке. Сковороды классифицируют по материалу изготовления, диаметру, глубине, форме, виду ручек, наличию антипригарного покрытия и крышки. Подробнее о видах сковород читайте здесь.
- Жаровни – разновидности сковород более узкого назначения. Жаровни подходят и для приготовления на плите, и для духовки.
- Противни – плоские металлические листы с низкими бортиками. Предназначены для выпечки в духовке.
- Кастрюли – посуда для приготовления первых блюд, варки овощей, мяса, компотов, макаронных изделий. В продаже есть много видов кастрюль по назначению и материалам, о которых мы рассказывали в этой инструкции.
- Ковши, чайники и молочники – небольшие кастрюльки с одной ручкой для быстрого приготовления или кипячения воды (молока).
- Формы для выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий. Это всевозможные формы для хлеба, кексов, пирогов.
- Формы и порционные формочки, горшочки для запекания. В эту же категорию можно отнести формочки для жюльена.
Также к кухонной посуде относят предметы, которые используют вне плиты:
- Дуршлаг – широкий ковш с отверстиями для слива воды.
- Миски – емкости для мытья, нарезки, смешивания продуктов. Без мисок сложно обходиться на кухне.
- Сито для просеивания муки и процеживания гущи.
- Ступки – приспособления для ручного измельчения орехов, специй, семян.
- Терки и ручные измельчители для овощей, чеснока, зелени.
- Разделочные доски для сырых и готовых продуктов.
В процессе готовки блюд не обойтись без кухонных принадлежностей. Это:
- Шумовки, ложки, лопатки, вилки для жарки и прочие важные мелочи, помогающие переворачивать продукты и перемешивать ингредиенты.
- Толкушка для приготовления пюре. Прогресс и здесь внес свои коррективы, смотрите, какие картофелемялки сейчас появились.
- Половники для первых блюд и компотов.
- Скалки для раскатывания теста.
- Молотки для отбивания мяса.
- Ножи, ножницы и другие приспособления для нарезки.
Дополнительно посуду можно классифицировать по назначению: для варки, жарки, тушения, запекания, выпечки.
Виды столовой посуды
К столовой посуде относят тарелки всех видов, чашки, предметы для сервировки стола и специального назначения.
В зависимости от размера и назначения, тарелки бывают разных видов:
- Столовые – глубокие для первых и мелкие для вторых блюд с гарнирами и самостоятельных гарниров.
- Закусочные – мелкие и большие, для подачи холодных и горячих закусок. Диаметр от 20 до 30 см.
- Десертные диаметром 20 мм, для десертов и фруктов.
- Пирожковые – для пирожков, хлеба, гренок.
- Рыбные – отличаются удлиненной формой.
- Икорные – миниатюрные плоские для икры.
- Яичные – с бортиками для яичницы.
- Кокиль – форма в виде раковины, используют для устриц, рагу, салатов.
- Менажницы, разделенные на несколько отделений. Подходят для сервировки с соусами и одновременной подачи нескольких блюд.
Чашки тоже бывают разные:
- чайные;
- кофейные;
- бульонные;
- кружки – отличаются большим объемом;
- пиалы.
Еще больше видов стаканов, бокалов и рюмок. Практически для каждого крепкого напитка есть своя посуда. Форма бокала служит не для красоты. Она обусловлена ароматом, вкусом и способом дегустации. Форма помогает раскрыться аромату и направить напиток на нужные рецепторы во рту.
Столовые приборы для будней и праздничного стола
Столовые приборы бывают двух типов – основные и вспомогательные. Основные предназначены для индивидуального пользования. Это ложки, вилки, ножи, подаваемые каждому гостю к тарелке. В основной группе подразделяют столовые, закусочные, рыбные, десертные и фруктовые приборы.
Чаще всего для сервировки в повседневной жизни обходятся стандартным набором столовых приборов. Любители соблюдать этикет могут купить дополнительные наборы для рыбы, а также специальные вилки для спагетти и крабов.
Вспомогательные приборы используют за столом сообща. Это различные ложки и вилки для накладывания салатов и закусок с общих блюд на свою тарелку, лопатки для тортов, щипцы для пирожков и льда.
Столовые приборы делают из твердых металлов. Для массового потребителя это нержавеющая сталь, а для любителей штучных вещей – мельхиор и серебро. Вспомогательные приборы могут быть изготовлены из пластика, керамики, стекла, дерева.
Как выбрать посуду для детей
Выбирайте посуду по возрасту. Если ребенок только учится есть самостоятельно, то приборы и тарелки лучше брать небьющиеся и те, которыми невозможно поцарапаться. Чтобы посуда не скользила, можно подкладывать под нее специальный противоскользящий коврик для кормления детей.
Иногда ребенку, который привык пить воду, соки или смесь из детской бутылочки, трудно начать пить из чашки. Поэтому на первое время можно использовать поильник в виде кружки с крышкой специальной формы. Постепенно она научит ребенка правильно пить воду из обычной чашки.
Игра 1.Угощаем гостей. Играем со словами.
Учимся образовывать новые слова из известных (наименования предметов посуды).
Познакомься с Таней и Ваней. К Тане и Ване пришли в гости их друзья. Ребята пригласили гостей к столу. Посмотри на картинки и назови, какую посуду поставили дети на стол. Для масла – маслёнку, а для соли — …? (Солонку) Для супа – супницу, для конфет — …? (конфетницу), для сахара — …? (сахарницу), для хлеба -… (хлебницу). Для молока – молочник, для салата — …? (салатник), а для кофе -…? (кофейник). А какую посуду ставит на стол твоя мама, когда к вам приходят гости? (внимательно рассмотрите посуду дома, назовите ее, рассмотрите детали и назовите их — ручка, носик, крышка, донышко)
Послушай стихотворение о посуде. (Стихотворение «Спор» поможет ребенку научиться правильно называть разную посуду. Во время чтения показывайте ребенку посуду, изображенную на картинке)
Это стихотворение для занятий с детьми придумала я, и оно им очень понравилось. А также помогло быстрее освоить названия разных предметов посуды. Надеюсь, что и Вы с Вашими детьми получите большое удовольствие от стихов в картинках.
Это стихотворение в картинках, а также другие задания в картинках Вы найдете в статье «Картинки посуды для детей»
Презентацию по этому стихотворению с картинками в хорошем разрешении для более удобного рассматривания с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (раздел группы «Документы» справа под видео группы)
Спор.
Раз заспорила посуда, Кто на свете всех важней. «Я важней»,- сказал всем чайник. Грею чай я для людей.
«А без нас не съесть им суп. Ложка – тоже людям друг». Тут кастрюли им в ответ: «Не сварить без нас обед!»
Сковородка заш-ш-шипела: «Вот что я сказать хотела. Ж-ж-жарю людям я котлеты, И картош-ш-шку, и омлеты».
Прекратите этот спор, Бесполезный разговор. Вся посуда нам нужна, Каждая для нас важна.
Масло мы кладём в маслёнку, Насыпаем соль в солонку. Хлеб мы в хлебницу кладём, Суп из супницы берём.
Есть у нас и чайник с чаем. Мы за чаем не скучаем И из сахарницы яркой Насыпаем сахар сладкий.
Есть молочник с молоком И кофейник с ободком. Есть в конфетнице конфеты И для Маши, и для Светы.
Много разной есть посуды И нужна она нам всюду! И готовим, и едим, И продукты в ней храним. (Автор — Валасина А.В.)
Для чего людям нужна разная посуда? Что было бы, если бы посуды не стало?
Ещё раз прочитайте стихотворение и попросите ребенка договаривать за Вами слова – наименования предметов посуды. Например, «Масло мы кладём в мас…(лёнку), насыпаем соль в со…(лонку)».
Игра 2. Чего не хватает?
Учимся точно называть части посуды. Учимся использовать в речи родительный падеж.
Давай вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».
Скажи, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?
«Чашка без …(ручки)».
«Кастрюля без …(крышки)».
«Чайник без …(носика)».
-Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? ( У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?
-Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?
-Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?
Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)
Игра 3. Отгадай загадку.
Учимся рассуждать, выделять и точно называть признаки предметов.
Вам понадобятся три игрушки или три картинка для выбора отгадки ребенком: сковорода, кастрюля, чайник (но чайник ни в коем случае не должен быть первым в ряду).
Попросите малыша отгадать загадку:
«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Что это? Найди отгадку.
Не спешите дать правильный ответ, дайте ребенку возможность порассуждать, подумать. Обязательно спровоцируйте его доказывать свое мнение, давая преднамеренную ошибку. Можете сказать: «Почему ты решил, что это чайник? Может быть это кастрюля, она ведь тоже пыхтит?». Пусть малыш еще раз послушает загадку и попытается доказать свое мнение. Затем переспросите: «А может это сковорода, она тоже греется ?» Еще раз перечитайте загадку и найдите в ней признаки предмета, назовите их вместе с ребенком: у него есть крышка, он пыхтит и греется на плите, он кипятит воду для чая.Почему же это не сковорода?
Эти преднамеранные ошибки, побуждающие малыша рассуждать, может делать Мишка – Торопыжка или Незнайка, которого Вы пригласите вместе с малышом отгадывать загадки.
Советы для родителей:
— Помните, что именно в 3-4 года у ребенка зарождается словотворчество. Не ругайте малыша за придуманные им слова типа «для соли – сольница, для масла – масленица (маслёник)». Словотворчество ребенка необходимо поощрять Оно свидетельствует об экспериментировании малыша со словами, об его активной умственной деятельности. Без игр со словом невозможно полноценно усвоить грамматику родного языка во всей её полноте и богатстве! В случае ошибки не повторяйте её за малышом, просто сразу же скажите правильный вариант слова: «Люди договорились называть посуду для масла маслёнкой, а посуду для соли солонкой».
— Игры для детей 3 лет не должны быть длительными. Они всегда веселые, занимательные, строятся в диалоге с ребенком. Усвоив в игре названия предметов посуды, назначение их частей, обязательно повторяйте этот материал (рассмотрите посуду у себя дома, у бабушки, в магазине, обратите внимание ребенка на интересные формы ручек, крышек, носиков, попробуйте зарисовать их; если Вашему ребенку уже 4-5 лет, можно рассмотреть посуду в музее – чем она отличается от нашей посуды дома, как называется, для чего раньше использовалась). При рассматривании предметов нужно обязательно давать их в руки малышу, чтобы он проводил пальчиком по контуру, определяя из форму; пробовал подержать с ручкой и без ручки — как удобнее.
Продолжение игр с детьми 3 лет и старше Вы найдете в следующей статье: «Посуда: задания в картинках для детей»
Все картинки статьи для более удобного их рассматривания с детьми Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте (см. раздел группы «Документы» — презентация «Посуда», презентация доступна для редактирования). Или посмотреть в презентации ниже. Для полноэкранного просмотра нужно нажать значок со стрелками в правом нижнем углу экрана.