Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на постановку разговорной речи, проводится дыхательная тренировка. Она обучает выдуванию воздушной струи из легких. Чтобы тренировки были для ребенка более интересными, рекомендуется использовать ватку или мячик небольшого размера.
К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относят такие задания:

  1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
  2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
  3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

  1. «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
  2. Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
  3. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
  4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
  5. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
  6. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Механическая помощь

Если язык не удерживается за зубами, а выпрыгивает, то нужна механическая поддержка. Удерживать язык ребенка в позе горки можно с помощью:

  • пальца (предварительно помытого)
  • зонда массажного либо специального постановочного
  • зубочистки (отломив острый край)
  • спички (не серной головкой)
  • ватной палочки

параллельно отрабатывая гимнастику:

  • трубочку языком
  • блинчик
  • чистим нижние зубы
  • расчесываем язык
  • катаем катушку
  • заборчик — трубочка губами

дыхательные упражнения:

  • сдуть ватку с языка между губ
  • между зубов
  • с горки
  • спичку с горки

голосовые

  • тянуть звуки И, А, Э в положении горки

массаж языка и губ

Затем все эти отработанные по отдельности навыки соединяются, держать ребенку язык и сдувать ватку. Он держит горку, тянет “иииии”, затем добавляет “ссссс” — иногда свистящие лучше ставятся в обратных слогах — АС, ИС, ЭС, ЫС, можно и УС и ОС, но при этом надо четко делать губами “трубочку-заборчик”. Если сначала “сссс”, а потом “ииии”, то будет СЬ, что тоже не страшно, от него потом не сложно поставить и твердый звук, прижимая зондом спинку языка.

Постановка от других звуков


Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Примеры свистящих языков

По состоянию на 2021 год в мире было зафиксировано около 70 свистящих языков. Самым известным и изученным местом обитания свистящей общины стал Ла Гомера — один из нетуристических Канарских островов. Сильбо Гомеро первым из свистящих языков получил статус живого наследия ЮНЕСКО, он имеет и наибольшее число носителей — около 20 тысяч.

Сейчас язык сильбо гомеро играет важную роль в повседневной жизни острова. Его преподают в школах, он используется для привлечения внимания туристов — в некоторых ресторанах официанты передают детали заказа именно свистом.

Подростки иногда подрабатывают и устраивают для приезжих целое шоу, умудряясь адаптировать свист для других языков. Однако с момента начала пандемии коронавируса, от подобных практик пришлось отказаться — класть пальцы в рот стало небезопасно. Теперь школьники не практикуются в свисте сами, а слушают записи.

Старшее поколение отмечает, что им труднее понимать молодежь, которая обучается свисту в школе, а не на пастбищах. Для них такой свист слишком изящен и выверен, а словарный запас богаче и разнообразнее. Пожилые жители острова Ла Гомера вспоминают, как использовали сильбо, чтобы предупредить местных о прибытии полиции. В недавнем румынском триллере «Свистуны» Корнелиу Порумбою сильбо используется гангстерами в качестве секретного кодового языка.

На греческом острове Эвбея в деревне Антия говорят на сфирийском, звучание которого напоминает птичьи звуки. Сфирия — один из самых исчезающих и редких языков в мире. Большинство носителей языка — фермеры и пастухи.

Сейчас население деревни составляет 37 человек, но большинство из них потеряли зубы, поэтому не могут свистеть. В 2021 году на сфирийском свободно говорили только 6 человек. Местные жители всеми силами стараются сохранить свой язык — организуют занятия, пишут в местную администрацию с просьбой открыть школу и приглашают ученых для записи звучания языка. О сфирийском языке ученые узнали только в 1969 году, когда в горах недалеко от Антии разбился самолет. Члены поискового отряда услышали, как пастухи разговаривали на свистящем языке. Дальность общения на сфирийском может достигать 4 километров.

В Мексике для свиста используют Сочиапанский чинантекский и масатекский. Теоретический диапазон свиста может достигать двух километров, однако жители предпочитают общаться на коротких расстояниях и для них это скорее способ социализации, а не вынужденный инструмент.

Жители мексиканских общин используют свист для разговора на рынке — эта ситуация уникальна для свистящих языков. Другой удивительный факт — в Мексике свистом общаются исключительно мужчины, хотя женщины обычно понимают, о чем идет речь.

На севере Турции в деревне Кушкёй говорят на «языке птиц». Он используется в этой местности на протяжении многих веков и насчитывает около 10 000 носителей. В 2021 году он наравне с сильбо гомеро был включен в список устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, нуждающегося в охране. Каждый год в деревне проводится фестиваль, посвященный традициям, истории и культуре птичьего языка. С недавнего времени его начали изучать в начальной школе и турецком университете Гиресуна на факультете туризма.

У народа хмонг, проживающего в предгорьях Гималаев во Вьетнаме, есть своя версия свистящего языка, который используется охотниками и фермерами. Однако у него есть и другое популярное применение — язык ухаживания. Хотя сегодня это редко практикуется, молодые люди использовали свистящий язык хмонгов в качестве языка флирта. Парни бродили по деревням, насвистывая стихи, чтобы привлечь внимание девушек. Если девушки отвечали взаимностью, это могло стать началом отношений.

***

Стремительное развитие технологий значительно снизило потребность в свисте, однако в высокогорных территориях покрытие сети всё еще дает сбои. Пожилые обитатели «свистящих» общин стараются передать свои знания молодежи, участвуют в фестивалях, посвященных языковым традициям и часто игнорируют мобильные телефоны, предпочитая общаться проверенным методом. Подростки прибегают к свисту значительно реже, но всё же периодически тренируются и интересуются древним навыком. Для них это способ сблизиться с историей и понять истоки местных традиций. Время от времени пригождается еще одна важная особенность свиста — так можно быстро передать информацию, которая не предназначена для чужих ушей. Так или иначе, свистящие языки остаются уникальным явлением, многие загадки которого еще предстоит раскрыть.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Призубный парасигматизм

Одна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Причины

Сигматизмы возникают у детей по разным причинам. Нельзя точно сказать, что послужило толчком к дисфункциям пассивного или активного органа артикуляционного аппарата. Но можно выявить, работа какого органа нарушает фонематическую стройность, правильность речи.

Основными причинами свистящего и шипящего сигматизмов являются:

  • Несформированность артикуляционного праксиса
  • Перцептивные нарушения
  • Нарушения иннервации органов артикуляции
  • Сенсомоторные нарушения
  • Аномалии развития органов речи, челюстного, зубного аппаратов
  • Другие функциональные нарушения
  • Аденоиды
  • Неправильный прикус
  • Выпавшие молочные зубы

Возникновение сигматизмов может быть спровоцировано анатомическими аномалиями:

  1. Нарушениями актов кусания, глотания, жевания
  2. Невритами
  3. Парезами мышц рта
  4. Бульбарным параличом

В этом случае абберация имеет органическую природу. Местом иннервации будут щеки, губы, челюсти, язык, мимическая мускулатура, глотка, гортань, двигательные волокна. Речь идет о патологиях черепно-мозговых нервов. Именно они отвечают за активность органов, их правильную работу. Чтобы определить, какой из них имеет дисфункцию, нужно пройти аудиографию, нистамографию, электромиографию. По результатам исследования строить дальнейшую работу по коррекции речевых нарушений.

Прибегать к обследованиям мозга необходимо только в крайне сложных ситуациях. Как правило, логопед, дефектолог способен зрительно определить параличи, недоразвитие праксисов и устранить нарушения в работе артикуляционного аппарата без сложного медицинского обследования.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

  1. Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку. Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
  5. При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Учимся «свистеть» и «звенеть» правильно

При работе над любым дефектным звуком нам всегда в помощь – артикуляционная гимнастика. От ее ежедневного выполнения зависит половина успеха. Свистящие звуки [с] и [з] – одинаковы по артикуляции, поэтому для них подойдет один и тот же комплекс упражнений, главное понять, каков артикуляционный уклад нам нужен. Для звука [с] он такой: губы растянуты в улыбке, зубы стоят ровно друг над другом «заборчиком», между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка немного напрягается и поднимается к нёбу, его края прикасаются к верхним зубам, по центру языка образуется неглубокий желобок, по которому струя воздуха проходит свободно и выдыхается между щелью в зубах. Попробуйте!

Итак, нам необходимо выработать «желобок» на языке, небольшой верхний прогиб языка с опорой на нижние зубы («горка»), ровность положения верхних и нижних зубов – «заборчик», симметричную растяжку губ в улыбку. В тех случаях, если у ребенка чрезмерно напряженный или расслабленный язык необходим зондовый логомассаж языка.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Узнавание и обучение

Необходимо понимать, что свистящие языки — это не отдельные единицы, а скорее другие формы привычных языков. Изменению подвергается только форма общения — голосовой регистр речи, — а семантическое наполнение остается прежним. Таким образом, свистящая речь — это фонетическая адаптация естественного языка, которая появилась для коммуникации на дальних расстояниях, когда нет возможности увидеться с глазу на глаз или природные особенности ландшафта не позволяют этого сделать.

Принцип свистящей речи прост: во время свиста люди слог за слогом упрощают и трансформируют привычные слова в свистящие мелодии.

Свистуны даже подчеркивают, что они свистят именно так, как думают на своем языке, и что получаемые ими свистящие сообщения мгновенно интерпретируются как обычная речь. В большинстве случаев опытные носители языка могут просвистеть любую информацию и распознать нестандартно выстроенные предложения.

Другой важной особенностью, которая выделяет свист на фоне шепота или крика, становится его неразборчивость для людей со стороны. Его нельзя назвать совсем уж уникальным — в конце концов, даже на своем родном языке бывает тяжело разобрать оперное пение. Но в случае свиста люди часто воспринимают его не как общение, а скорее как шутку. Возможно, именно этот аспект секретности позволил свистящим языкам «выживать» так долго. В то же время эта тайна значительно ограничила возможные исследования: свистящие языки обнаруживали случайно, а количество носителей с каждым годом уменьшается.

Обучаются свисту так же, как и любому языку. Дети подсознательно привыкают к свистящим речевым сигналам, если слышат их достаточно часто, однако их освоение требует немного больше времени. Ребенок, который заговорил в 3 или 4 года, понимает свистящий язык в 5–6 лет, но достаточно хорошо овладевает им только к 10–12 годам. Еще один важный момент — словарный запас свистунов настолько же богат и многогранен, что и в обычной речи. Другое дело, что свистящие обычно используют ограниченный набор слов, который соответствует их повседневной деятельности.

Свистящие языки хоть и встречаются на многих континентах, но сохраняются только в отдаленных или изолированных общинах.

Они не ограничены конкретной территорией, языковой семьей или структурой. В зависимости от особенностей ландшафта формируются закономерности общения: для каких нужд используется свист и какую технику выбирают местные жители.

В лесах Португалии и Бразилии свистят обычно во время охоты. Как правило, люди находятся не очень далеко друг от друга, для свиста используются губы и руки. В случае мексиканских гор с густыми лесными массивами местные жители координируют ведение сельского хозяйства: расстояния становятся больше, а для общения используются губы и зубы.

Если же говорить об отвесных скалах со скудной растительностью в Греции, Турции, Испании или в Африке, то там преобладает пастушество, расстояния очень велики, и для свиста прибегают к помощи пальцев. Свистящая речь становится своеобразным показателем сохранения традиций: техника свиста требует передачи навыков из поколения в поколение, продолжения традиционного уклада жизни и наличия той же экосистемы, что и прежде. Образ жизни меняется очень медленно из-за изолированности общин: горы и густые леса замедляют проникновение цивилизации и ограничивают доступ людям извне.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]