Методическая разработка по развитию речи по лексической теме » Посуда»


Дидактическая игра «Посуда»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Посуда»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:
  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • одна фарфоровая глубокая тарелка;
  • три металлические блестящие кастрюли;
  • два высоких блестящих стакана;
  • пять деревянных больших ложек;
  • четыре металлических острых ножа;
  • шесть пластмассовых красных мисок;
  • одна берестяная желтая хлебница;
  • семь фарфоровых берестяных чашек.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — четыре).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – нож).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько ножей? — четыре ножа).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (четыре ножа (каких?) – металлических, острых).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Четыре металлических острых ножа.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – миску.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Ножей – четыре, а мисок – шесть. Нож — металлический, а миска — пластмассовая и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Загадки про посуду

• Он округлый, но не шар, Медный — не монета, В нём пылает алый жар, Им вода согрета. Чай готовить он мастак, Чайник вспомнил даром! Ведь зовут его в веках Люди… (Самоваром!)

• Среди ложек я полковник. И зовут меня… Половник! • Суп, салат, пюре, котлеты Подают всегда в … (Тарелке) • А на чай и простоквашу Подставляй, дружочек, … (Чашку) • На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… (Чайник) • По моей тарелке лодочка плывёт. Лодочку с едою отправляю в рот. (Ложка) • Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… (Кастрюлей) • Будет вкусная еда С золотою коркою, Если пользуешься ты… Верно, сковородкою! • Сами не едим, а людей кормим (ложки) • С поварёжкой она дружит Кашу сварит нам на ужин Её любит мама Юля. Как зовут её?(Кастрюля)

• Ем столовой суп в обед, Чайной пробую десерт, Дайте мне ещё немножко, Где моя большая … /ложка/ ? • На одной широкой ножке У неё 4 рожка, Но она совсем не пилка, Для котлет и мяса … /вилка/ • Осторожненько, смотри, В руку ты его бери, Не всегда и сам поймёшь, Как порежет руку … /нож/

• Нос пыхтит и дышит паром, Бок горячий пышит паром, А внутри напиток – травник, Он – любимый мамин … /чайник/ • На плите стоит горячей Вкусноту под крышкой прячет, Кашу варит в ней мамуля, Ручки две, одна … /кастрюля/ • Словно блин кругла она, Съел я кашу всю до дна, Вижу я улыбку Севки, Он живёт на дне … /тарелки/ • Крутобокий и высокий, Ох, напьюсь сейчас я соку, Вкуснотища – не обман, Опустеет мой … /стакан/ • Она всем очень нравится, На блюдечке красавица, С одной рукой милашка, Голубенькая … /чашка/ • И оладьи, и омлет, И картошку на обед, А блины – вот это да! Жарит всё … /сковорода/

• Стоит толстячок, Подбоченивши бочок, Шипит и кипит, Всем чай пить велит. Самовар • Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор. Называюсь я … Фарфор • Я пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник • Носит воду Хозяину в угоду; При нем живет, Пока не упадет. Чашка • Неприступная на вид, Подбоченившись стоит, А внутри-то, посмотри Угощение внутри! Сахарница • Я горячее храню, Я холодное храню, Я и печь, и холодильник Вам в походе заменю. Термос • Если я пуста бываю, Про себя не забываю, Но когда несу еду, Мимо рта я не пройду. Ложка • Новая посуда, А вся в дырках. Решето • На головке пуговка, В носу решето, Одна рука, Да и та на спине. Чайник • Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякае, стучит. -Эй, сними меня! — кричит. Чайник • Чистопородный Боярин дородный Всему народу Отпускает воду. Самовар • На огне ворчу-бурчу Потом чихаю И пар испускаю. Чайник • Она бывает глубока. Она бывает мелка. Однако, это не река. Тарелка • В земле я родился, В огне закалился. Горшок • Среди воды огонь пылает, Вода его не заливает. Самовар • Сделана для жидкости, а жидкость в ней не держится. Воронка • Чайника подружка Имеет два ушка, Варит кашу, суп для Юли. И зовут её… Кастрюлей • Всех кормлю с охотой я, А сама безротая. Ложка • На плите — кастрюль начальник. Толстый, длинноносый… Чайник • Как начнет Говорить-разговаривать, Надо чай Поскорее заваривать. Чайник • У него большой живот, А совсем не бегемот. Хобот-нос приподнял он, Но, однако же, не слон. И пыхтит он через нос На плите как паровоз. Чайник

• Хоть и задрал он кверху нос, Но это вовсе не всерьез. Ни перед кем он не гордится, Кто пить захочет – убедится. Чайник • По моей тарелке Лодочка плывёт. Лодочку с едою Отправляю в рот. Ложка • Каким инструментом можно щи хлебать? Ложка • Длиннохвостая лошадка Привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот – Открывай пошире рот. Ложка • Кто такая? Каши зачерпнет И отправит в рот. Ложка • Если хорошо заточен, Все легко он режет очень – Хлеб, картошку, свеклу, мясо, Рыбу, яблоки и масло. Нож • Вся макушка в дырках мелких – Горечь-горькая в тарелках. Перечница • Среди ложек я полковник. И зовут меня… Половник • Новая посудина вся в дырах. Решето • Купили новенькое, такое кругленькое, качают в руках, а оно все в дырках. Сито • Скажите, как назвать ее: Все в дырках зубы у нее, Но свеклу, редьку, хрен, морковку Она перетирает ловко. Терка • Жесткая, дырявая, Колючая, корявая. Что ей на спину положат, Все она тотчас изгложет. Терка • Лежит Сивка — Исколота спинка. Терка • У носатого у Фоки Постоянно руки в боки. Фока воду кипятит И как зеркало блестит. Самовар

История посуды для детей

Быт современного человека сложно представить без посуды. История появления посуды тесно связана с историей развития человечества в целом. Форма, размер и качество посуды всегда отражали определенный этап развития человечества. Появление посуды произошло примерно в VII тысячелетии до нашей эры.

Первобытные люди научились плести корзины из прутьев, а для прочности обмазывать эти корзины глиной. Корзинки оставляли сушиться на солнце – это позволяло им стать прочными. Получалась первая посуда, в которой можно было хранить сухие продукты, например, крупу. Воду туда наливать было нельзя – глина сразу же размокала. Глиняная корзинка случайно попала в костер, и люди увидели, что после обжига она стала очень крепкой. Теперь в ней можно было хранить жидкости и даже варить что-то на огне. Так первобытные люди научились лепить и обжигать глиняные горшки. В античной Греции и Риме керамическая посуда достигла расцвета – на любой предмет искусно наносили изображения богов и героев. Посуда из глины популярна и сейчас, ведь этот материал является одним из самых безопасных для здоровья человека.

Вместе с деревом в костер иногда попадали кусочки медной руды. И люди заметили, как медь меняет форму при высоких температурах, теперь ее можно заострить или изогнуть. Так появилась первая металлическая посуда.

Долгое время посуда на Руси была только деревянной и глиняной. Вместо современных кастрюль использовали керамические горшки разных размеров и форм. Гораздо позже появились чугунки, выплавленные из чугуна. Еще позже появилась посуда из стекла, серебра и фарфора. Со временем, русские мастера научились создавать красивую посуду с уникальной росписью.

Еще до появления тарелок еду клали прямо на стол и ели руками. Индивидуальной «тарелкой» для каждого служил большой кусок хлеба, в его углубление накладывали пищу. Интересно, что первые тарелки появились у французских королей и только для самых торжественных приемов. Причем все они были только квадратной формы.

Если говорить о столовых приборах, то самым первым появился нож и только потом ложки и вилки. Конечно, вначале нож не был столовым прибором, его использовали мужчины для охоты. Это было тяжелое каменное изделие, и лишь позднее ножи стали более удобными – металлическими. Ножи для кухни и для других нужд ничем не отличались, а потому были опасны. В XVIII веке Наполеон приказал затупить и закруглить кончик столового ножа ради безопасности.

Первые ложки в основном были из дерева, иногда их вытачивали из кости или даже камня. В Греции вместо ложек использовали подходящие ракушки. На Руси было принято носить свою ложку с собой. Ее клали за пазуху, в специальную коробочку, затыкали за пояс или за голенище сапога. В словаре Даля приведено много разновидностей ложек для разных целей.

Самая первая вилка имела всего два зубца и была абсолютно ровной, без изгибов, ею нельзя было зачерпывать пищу. Она была гораздо больше современного прибора, потому-что прямым ее назначением было вытаскивать крупные куски мяса из котла или жаровни. Появление вилки относят к IX веку. В Россию вилку привезла Мария Мнишек, чем вызвала большое удивление при дворе.

Еще одна важная разновидность посуды – сковорода, поначалу ею был обычный плоский камень. И пища на ней практически не жарилась, она просто сушилась. Сковороды из металла и керамики возникли чуть позже. С их появлением хозяйки смогли расширить меню, ведь теперь пищу можно было жарить по-настоящему.

В наше время множество посуды изготавливают из пластмассы. В основном это пластиковые контейнеры для хранения пищи, детская посуда или одноразовые изделия для пикников. Короткое путешествие в историю позволяет оценить, насколько богат и разнообразен арсенал посуды в наше время.

Ход занятия для изучения темы «Посуда»

1. Занятие «Волшебный мешочек»

— У меня есть вот такой красивый мешочек, и в нем что-то лежит. Посмотрим, что внутри? Дети по очереди из мешка достают предметы. Дети (3-4 года) — по одному предмету, называют его и ставят на стол. Постарше стараются на ощупь отгадать предмет, достают и ставят его на стол.

2. Беседа

— Как одним словом можно назвать все эти предметы? — Для чего она нам нужна? Для детей (3-4 лет) называют конкретный предмет и спрашивают для чего нам нужен.

3. Занятие «Накорми Машу»

— К нам в гости пришла кукла Маша. А как принято, гостей обязательно нужно чем-нибудь угощать. — Приготовим обед для нашей гостьи. Что нам для этого понадобится? (Кастрюля, половник, сковорода) Посуда, которая нужна нам для приготовления еды называется кухонной. — Давайте накормим Машу нашим обедом. Что мы для этого возьмем? (Тарелка глубокая, мелкая тарелка, вилка, ложка) Посуда, из которой мы едим называется столовой, а с помощью чего – столовыми приборами. — Ну и после обеда Машу можно напоить вкусным чаем. Возьмите ту посуду, которая нам для этого понадобится (чайник, блюдце, чашка, чайная ложка). Она называется чайной.

4. Физкуль

5. Занятие «В чем хранится?»

На доску вывешиваются иллюстрации. Дети (5-7 лет) сами говорят ответ. Младшим помогает взрослый. — Сахар (в сахарнице) — Соль — Перец — Масло — Хлеб — Конфеты — Соус — Супница

6. Занятие «Из чего посуда сделана»

Взрослый выставляет на стол тарелки (салатники). — Чем похожи все эти предметы? (форма, предназначение) — Чем отличаются? (цвет, материал изготовления) — Посуду изготавливают из разных материалов.

Скажите, как называется посуда из: Стекла Дерева Фарфора Пластмассы Металла (Старшие дети сами называют, младшие с помощью взрослого) — Если уронить стеклянную тарелку, что с ней произойдет? — Если уронить ложку на пол, что с ней произойдет?

7. Занятие «Собери осколки»

Детям раздаются картинки с предметами, разрезанные на несколько частей. Нужно собрать картинки. — Вот и я сегодня была не осторожна и разбила несколько предметов. Соберите картинки и узнаете, что у меня разбилось.

8. К. Чуковский «Федорино горе»

— Вспомним сказку «Федорино горе». — Что случилось с Федорой? — Почему от нее убежала посуда? — Как надо ухаживать за тарелками, вилками, ложками?

9. Итог занятия

— Сегодня мы с вами говорили о посуде, о том, что она очень важна и необходима в нашей жизни. Узнали, что она бывает чайная, кухонная, столовая. Делают ее из различных материалов, поэтому она бывает стеклянная, фарфоровая, деревянная, металлическая. Из одних материалов она прочная, а из других хрупкая и ее можно разбить. С посудой нужно обращаться очень аккуратно, мыть ее и убирать на свои места.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]