Многим родителям кажется, что речь ребенка развивается хаотично, но это далеко не так. Дети разных народностей осваивают родной язык в одной и той же последовательности. Развитие речи ребенка происходит благодаря общению с окружающими людьми, прежде всего, с родителями. С рождения малыш распознает и отличает речь от других звуков, которые он слышит, почти сразу начиная узнавать голос матери. Младенец криком и плачем оповещает родителей о своем состоянии (голода, боли), привлекает внимание взрослых.
Примерно к трем месяцам малыш начинает издавать протяжные, похожие на гласные звуки в ответ на обращенную речь взрослого (гулит). От трех до шести месяцев многократно повторяет одни и те же звуки, внимательно смотрит в лицо взрослого, визжит, смеется, пытается имитировать движения ртом. С шести до девяти месяцев произносит звуки «ммм», «ссс», слоги, похожие на «ма», «ба», «ла» (лепечет). С девяти до двенадцати месяцев малыш имитирует цепочки двойных слогов: «ма — ма», «да — да», «па — па», подражает покашливанию, цоканью.
На протяжении первого года активно развивается способность малыша понимать речь окружающих. К шести месяцам дети реагируют на свое имя, к восьми месяцам понимают слова взрослого: «иди ко мне на ручки», в девять — десять месяцев уже выполняют простые указания «дай мне», а от девяти до двенадцати месяцев распознают названия знакомых предметов. Взрослые помогают ребенку запомнить названия интересующих его предметов, громко и отчетливо произнося их название и рассказывая о назначении. Специалисты называют такой способ общения между родителями и ребенком ритуалом называния.
Годовалый ребенок активно использует для общения с окружающими жесты. В диалоге между ребенком и взрослым они означают: «посмотри на …», «расскажи мне о …», «дай мне …», «дай мне посмотреть на (потрогать, поиграть с) …». Если родители смотрят в указанном направлении, называют предмет или протягивают его, малыш остается доволен. Когда ребенок начинает говорить слова, отражающие понятия «вот», «дать», «это», он еще какое-то время продолжает пользоваться указательными жестами. Однако постепенно речь становится основным способом общения и вытесняет жесты.
Малыши понимают гораздо больше, чем говорят.
Согласно исследованиям, с начала второго года жизни ежемесячно ребенок начинает понимать около 20 новых слов, тогда как начинает произносить в среднем около девяти.
Специалисты выявили ряд особенностей начального словаря малышей. Обычно родители ждут, когда ребенок скажет слова «мама» и «папа». Но многие дети еще до них уже произнесли несколько слов, которые родители «не считают» словами, например, «ам — ам» — хочу есть; «ай» — дай и т.д. Малыши начинают говорить о том, что они хотят, видят и ощущают, а не о том, что они знают или думают. Поэтому первые слова обозначают наиболее важные и интересные для малыша объекты, предметы и действия:
- людей, окружающих ребенка (мама, папа, баба, деда, дядя, тетя);
- действия, производимые малышом или другими людьми (тук — тук, топ — топ, ам — ам);
- животных и птиц (мяу, ки, киса; ав — ав, ава; му; иго — го, ко — к о; кар — кар);
- еду (ако — молоко, ана — банан, адя — вода, тяй — чай);
- части лица и тела (нос, рот, глаза);
- игрушки малыша и вещи в доме (мишка, мяч, соска, але — телефон);
- одежда и обувь (носок, штаны, шапка);
- транспорт (би — би — машина, у — у — самолет);
- слова, отражающие состояния человека и некоторые качества (хочу, ой, ай, бо — бо).
Большинство первых слов — это звуковые комплексы, состоящие из одного или двух, часто одинаковых слогов («му», «мяу», « ав – ав», «пи – пи», «да – да»). Специалисты называют такие звуковые комплексы «языком нянь» или «языком младенцев». Часто первые слова малышей трудно узнаваемы, поэтому многие родители, рассказывая о ребенке, говорят, что тот разговаривает на «своем языке». Одни малыши произносят только первый или ударный слог слова. Например, слово «пить» преобразуется в «пи», а «молоко» в «ако».
Другие дети «изменяют» слова до полной неузнаваемости. Преобразованное ребенком слово может иметь то же количество слогов, что оригинал и сохранять место расположение ударения. Но при этом оно абсолютно не похоже на исходное слово, например: нанАна — лекарство; тититИ — кирпичи. Чаще всего дети искажают слова со стечениями звуков, в которых два или более согласных звука следуют последовательно друг за другом, например, как в слове «здравствуйте», которое ребенок произносит как «дятите». В «трудных» по звуковому составу словах ребенок меняет местами звуки и слоги, пропускает слоги, укорачивая слова. Такие звуковые искажения могут сохраняться в речи детей до 5-6 лет.
Примерно с полутора лет начинается поступательное развитие речи малыша. От полутора до двух лет активный словарь ребенка может увеличиться до 25, а у некоторых детей до 90 слов. Количество произносимых ребенком слов — индивидуальный показатель развития речи, который зависит от разных причин — «речевой» активности родителей и окружающих, здоровья и познавательного развития самого ребенка.
Языковые способности ребенка постоянно совершенствуются в общении с окружающими людьми. Малыш начинает выражать свои потребности или передавать текущие события с помощью слов-предложений. Например, он может сказать «мяч» — выражая, таким образом просьбу помочь ему достать мяч, «бах!» вместо «мяч упал», «ав – ав» вместо «собака идет».
Но постепенно утверждения и просьбы малыша становятся все более разнообразными, а предложения – более длинными. В конце второго — начале третьего года жизни в речи детей появляются предложения, состоящие из двух слов. У некоторых детей двух с половиной лет могут встречаться высказывания, состоящие из пяти слов.
Первые двухсловные предложения состоят в основном, из существительных и глаголов или прилагательных. Дети строят эти предложения, игнорируя законы грамматики родного языка, пропуская предлоги, союзы, искажая окончания глаголов, являющихся показателем числа или времени глагола. Из-за этой особенности детской речи исследователи окрестили ее «телеграфной» речью. Первые фразы ребенка, подобно телеграммам, содержат только самые существенные слова. Например, ребенок, который хочет пить вместо длинного обращения «Мама, дай мне попить», употребит более ёмкое: «Дать пить».
«Телеграфные предложения» обычно передают:
- Просьбу совершить какое-то действие, которая содержит в себе название предмета, интересующего ребенка. Чаще всего это название пищи или интересной игрушки. Просьбы могут быть выражены в утвердительной форме: «Дать сок», «Дать ням-ням» (конфету) или в форме вопроса: «Де оп?» («Где мяч?»), «Де ако?» («Где молоко?»).
- Просьбу об информации, которая выражается вопросом и отражает желание ребенка получить развернутый комментарий к происходящему в настоящий момент событию или дополнительные сведения об интересующем его предмете или объекте («Куда баба (усеченное бабушка)?», «Собака большая?»).
К 3 годам словарный запас ребенка достигает приблизительно тысячи слов. Теперь малыш говорит не только о предметах, текущих явлениях и событиях, которые он наблюдает, но и о том, чего нет непосредственно перед его глазами. Например, ребенок может поговорить с мамой о папе, который ушел на работу, вспомнить машину, которую видел на улице.
Малыши узнают и называют картинки в книжках. В их речи появляются более сложные предложения, состоящие из двух и более простых предложений «я думаю, я буду есть», «посмотри, это кошка». Дети с хорошо развитой речью начинают говорить сложноподчиненными предложениями: «когда я буду большой, я тебя подниму».
Постигая законы родного языка, дети экспериментируют, учатся сочетать слова друг с другом, употреблять в предложении союзы – и, но, когда, потому что. Ребенок начинает использовать слова, которые указывают на положение предметов по отношению к говорящему (тут, там, здесь), пространственное положение предмета (на столе, в шкафу, под диваном), количество предметов (один мячик — много мячей). Малыш начинает усваивать грамматические правила языка. Допустив ошибку, ребенок может сам себя исправить: «Она…он не хочет гулять».
Желание понять взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира заставляет ребенка спрашивать взрослых о том, что его интересует. Сначала вопросы малыша — это утвердительные конструкции, произнесенные с вопросительной интонацией: «Папин галстук?», «Мамина кофта?». Затем появляются «настоящие» вопросы, которые начинаются со слов «что?», «где?». И только позже возникают вопросы, начинающиеся со слов: «почему?», «когда?», «как?».
Малышу нужно научиться не только спрашивать, но и отвечать на вопросы взрослых.
Иногда на вопросы, которые начинаются со слов «Когда?», «Как?», «Почему?», «Зачем?», малыши могут давать ответ, как будто в формулировке вопроса использовались слова «кто?» или «где?». Например, на вопрос «Ты уже гулял?», ребенок может ответить: «Во дворе», а на вопрос «Зачем ты взял это?» сказать: «Это банан». Однако к трем — трем с половиной годам большинство малышей начинают отвечать на вопросы правильно.
Ребенок как губка впитывает словесные оценки и суждения взрослого, которые часто становятся его собственными. Теперь родителям приходится следить за своими собственными словами. Неосторожно произнесенная мамой фраза: «что – то каша сегодня получилась не очень вкусная», может привести к тому, что ребенок откажется есть ее после первой ложки, мотивируя свой отказ словами: «Каша – невкусная».
Трехлетний ребенок начинает учитывать в своем поведении речевой комментарий взрослого на его высказывания или поступки, понимает запрет или похвалу. Он говорит окружающим о том, что ощущает, думает, испытывает, может выразить свое отношение к людям — любовь, ласку, неудовольствие. Ребенок начинает осознавать силу воздействия слов на окружающих. Он обнаруживает, что словами можно управлять поведением людей, попросив другого человека сделать то что, нужно ребенку. Сопровождая свои действия словесными комментариями, дети учатся управлять собственным поведением. Малыш, который строит башню, может обратиться к самому себе следующими словами: «Не надо кубиков, башня развалится».
Развивается и произносительная сторона речи: к 3 годам многие дети правильно и чётко произносят многие звуки: гласные — а, у, и, о, согласные — м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х, хотя речь малышей не всегда понятна окружающим. Наиболее характерной чертой произношения в этом возрасте является смягченность — ребенок произносит «масинькя» — вместо «машинка», «лёзетька» — вместо «ложечка», «нёська» — вместо «ножка». Часто ребёнок заменяет «трудные» для произнесения звуки более «лёгкими». Ошибки и замены произнесения звуков очень разнообразны. Физиологическими (проходящими, свойственными всем детям раннего возраста) искажениями (неправильным произнесением и заменами) звуков в этом возрасте являются:
- отсутствие в речи шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ или замены их другими звуками — «лосядка» — вместо «лошадка», «косетька» — вместо «кошечка»;
- отсутствие звука «Р» («каова» — вместо «корова», «от» — вместо «рот»), или замены звука «Р» на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Й» («лак» — вместо «рак», «лямаска» — вместо «ромашка», «вак» — вместо «рак», «йыба» — вместо « рыба»);
- нарушение произнесения звука «Л» — его смягчение («кальбаса »- вместо «колбаса»), замена звука «Л» на звук «Й» («туй» — вместо «стул);
- замены звуков «К» и «Г» на звуки «Т» и «Д» («тапля» — вместо «капля», «дусь» — вместо «гусь»);
- замены звонких звуков глухими («сайка» — вместо «зайка»).
Произношение детей младшего дошкольного возраста зависит от структуры слов — один и тот же звук в словах разной «сложности» ребенок произносит неодинаково. Чем сложнее структура слова, тем больше вероятность того, что ребенок исказит произносимый звук (например, «протокваша» — вместо простокваша). В «легких» словах, где этот звук находится в сочетании с гласными, он произнесет его верно («лиса», «Соня»). Детям все еще трудно дается произнесение 2-3 рядом стоящих согласных звуков.
Если один из звуков, стоящих в таком сочетании «освоен» ребенком недостаточно, он либо пропускается, либо произносится искаженно. Кроме пропуска «трудных» звуков ребенок может сокращать длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов, — «ампитура» — вместо «температура», «кавотка» — вместо «сковородка», менять местами звуки или слоги, — «пыселос» — вместо «пылесос», «чедоман» — вместо « чемодан».
Голосовой аппарат ребёнка третьего года жизни тоже ещё недостаточно окреп. Дети часто говорят тихо, или, наоборот, очень громко, не умеют говорить шёпотом. Речевой выдох тоже пока очень короткий — его длины хватает для произнесения короткой фразы. Тем не менее, большинство детей неплохо повторяют вслед за взрослыми различные интонации и верно пользуются ими в своей речи. Все перечисленные нарушения речи ребёнка относятся к так называемым физиологическим нарушениям речи, которые являются нормальным возрастным этапом становления речи.
Однако у некоторых детей может наблюдаться неправильное формирование речи, задержка речевого развития. В этом случае вам необходимо обратиться к специалисту — логопеду (педагогу, исправляющему нарушения речи), чтобы получить рекомендации, и при необходимости — начать незамедлительное лечение.
Общая информация
В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.
В три года речь ребенка характеризуется:
- предложениями из 3-4 слов;
- используется единственное и множественное число;
- соотношением слова и предмета;
- простыми предлогами;
- способностью последовательно изложить события;
- появляются прилагательные, наречия, местоимения.
Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.
Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.
Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.
В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).
Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.
Речь ребенка в 3 года: отклонения
У ребенка есть отклонения от нормы, если он:
- Испытывает серьезные затруднения при пересказе, то есть не может запомнить содержание короткого простого текста, который соответствует возрасту, типа «Колобок», «Курочка Ряба», плохо его понимает, не может сформулировать мысль;
- Неправильно произносит более 5-7 звуков к 4 годам (трехлетним малышам это еще разрешается);
- Использует звукоподражания и упрощенные варианты слов вместо полных;
- Имеет маленький словарный запас;
- Имеет трудности при произнесении слов – повторяет звуки или слоги (вместо машина – мммашина, вместо мультик – мумумультик);
- Говорит слишком быстро.
Последние 2 пункта иногда связаны с заиканием.
Заметили у ребенка эти проблемы? Стоит задуматься о том, чтобы обратиться к логопеду. Потому что в этом случае родители зачастую не обладают необходимыми знаниями и не смогут самостоятельно помочь малышу.
Причины нарушения
У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.
К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.
Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.
Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.
Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.
Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.
Разделение диагнозов
Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.
Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.
Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.
Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:
- странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
- необоснованные страхи;
- ухудшение навыков бытового и социального спектра;
- бессвязная речь;
- немотивированная агрессия;
- контрастные рисунки.
Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.
Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.
При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:
- молчаливость;
- избегание зрительного контакта;
- негативная реакция на прикосновения.
С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.
При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.
При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.
При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.
Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.
Речевые нормы для детей
Судить о наличии или отсутствии патологии помогает знание того, что должны уметь дети в разном возрасте.
Возраст | Норма развития слуховых навыков |
От 0 до 1,5 лет | Ребенок вслушивается в голос родителя, реагирует на интонацию. Различает голоса близких, знает собственное имя. Воспринимает простейшие просьбы, например, прекратить какое-то действие или подать руку. К 1,5 годам начинает понимать названия некоторых предметов и узнает их на картинках |
От 1,5 до 2 лет | Ребенок может указать на определенное действие на сюжетном рисунке, например, показать, кто спит или ест |
От 2 до 3 лет | Способен выполнять просьбы с множеством действий, например, пройти в другую комнату и взять яблоко из чашки. Понимает услышанные сказки и рассказы |
От 4 до 5 лет | Ребенок воспринимает сложноподчиненные предложения, а также значение разных предлогов |
Логопедическая диагностика
Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.
Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.
Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.
Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.
Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.
Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.
Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.
Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.
Как себя вести родителям, если ребенок не воспринимает обращенную речь
Маме и папе может быть очень трудно воспитывать малыша с рецептивным расстройством, поскольку ребенок не обращает внимания на речь взрослого. Из-за его нестабильного поведения, повышенной тревожности и капризов без видимой причины, кажется невозможным его как-либо обучать восприятию услышанной информации.
Однако не стоит отчаиваться и оставаться один на один с проблемой. Необходимо обратиться к специалистам, чтобы они могли комплексно разобраться в нарушении и разработать эффективную методику коррекции. Нейропсихолог в клинике La Salute проводит не только диагностику, позволяющую выявить источник отклонений, но и помогает стимулировать развитие детей с различными формами нарушений.
Коррекция проблемы
При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.
Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».
Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.
Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.
Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.
Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.
Прогноз
Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.
Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.
В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).
Как помочь ребенку
Малышу важно обеспечить условия развития. В этом должны участвовать родные люди и специалисты.
Правила взаимодействия родителей с ребенком
Малышу с данным нарушением необходима не только психологическая и медицинская помощь, но и понимание со стороны мамы и папы. Для того чтобы облегчить обучение, взрослым необходимо:
- Регулярно выводить ребенка на прогулку.
- Совместно читать легкие рассказы с картинками.
- Проводить обучающие занятия.
- Составлять фразы из слов, доступных для понимания ребенка. Например, заменить предложение «пойдем откроем дверь» простым словом «дверь».
- Ограничить просмотр телевизора. Малыш будет запоминать случайные слова и фразы из рекламы и мультиков, что затруднит его обучение.
- Обеспечить ребенку чувство защищенности и взаимопонимания. Исключить наказания за проступки.
- Наблюдать за тем, как малыш реагирует на вашу речь. Например, он может: игнорировать просьбу или делать не то, о чем попросили, лучше воспринимать информацию от одного из родителей, внимательно следить за жестами.
- Каждое действие сопровождать одним и тем же комментарием. Например, если вы зовете малыша на прогулку, каждый раз повторяйте «идем гулять».
Обращаясь к ребенку, следует соблюдать данные правила:
- при разговоре смотреть малышу в лицо;
- озвучивать действия, недавно совершенные вместе, например: «мы кушали» или «мы ездили в парк»;
- говорить максимально короткими фразами;
- слова произносить громко, ясно и четко, не искажая интонацию;
- указывать на называемый предмет.
Медицинская помощь
При обнаружении симптомов рецептивного расстройства первое, что вам следует сделать – записаться на прием к нескольким специалистам:
- Неврологу.
- Отоларингологу. Врач подтвердит или исключит наличие заболеваний ушной раковины.
- Логопеду. Оценит степень развития речи, поможет овладеть языком.
- Психиатр, который будет работать над предотвращением появления психических отклонений у ребенка.
В ходе обследования вас могут перенаправить к другим врачам, а также выписать витамины или ноотропы для облегчения обучения. Также для лечения применяют массажи, физиопроцедуры, психологическую коррекцию.
Нейропсихологическое сопровождение
Нейропсихология помогает оценить нарушения детально. При обследовании врач изучает системно-динамические перестройки мозга ребенка. Это позволяет разработать индивидуальный план лечения, затрагивающий все аспекты рецептивного расстройства.
Для того чтобы обследоваться у опытного специалиста, посетите клинику La Salute. Здесь работает нейропсихолог со стажем 14 лет. Данилина Камилла Касимовна разберется в вашей проблеме, составит индивидуальный план корректировки состояния ребенка, поможет малышу наладить общение со сверстниками и взрослыми.
Логопедическая коррекция
Помощь логопеда необходима на протяжении всей коррекции расстройства. Она может проводиться как индивидуально, так и в группе из нескольких детей. Возможные методы занятий:
- томатис – наиболее эффективен при возникновении расстройства на первых двух степенях развития речевого восприятия;
- ABA-программа – интенсивная проработка диагноза, сформированная на индивидуальных особенностях;
- логоритмика – система двигательных упражнений, в которых движения сочетаются с произнесением специальных фраз или музыкальным сопровождением.
Занятия с логопедом направлены на всестороннее развитие ребенка, познание окружающей среды и адаптацию. В результате коррекции прорабатываются:
- восприятие;
- память;
- внимание;
- коммуникативные навыки;
- речевые расстройства.