Современные дети в большинстве своем идут в школу уже подготовленными: умеют читать, писать, считать, решать несложные задачи. Кто-то посещает курсы подготовки к школе, кто-то занимается с педагогом индивидуально, но многие родители предпочитают готовить ребенка к школе самостоятельно.
Ребенок выучил буквы, научился соединять их в слоги, а слоги – в слова. И родители очень счастливы, есть чем гордиться перед соседями. Особенно, если у соседей детки только в игрушки играют, а ни одной буквы не знают.
Но останавливаться на достигнутом нельзя. Иначе обретенные навыки быстро самоликвидируются. Теперь подходит пора переходить на чтение небольших текстов. Это очень сложное для малыша, но интересное задание. Ведь, воспринимая текст, ребенок получает много полезной и увлекательной для него информации.
Родители и педагоги часто оказываются в затруднении, как предложить дошкольнику тексты, в каком виде будет более эффективно, каким образом начинать нарабатывать слогочтение в таком возрасте.
Выучить буквы, научиться складывать их в слова – задача не из легких. Бывает, что у родителей в процессе обучения опускаются руки. Учитывать возрастные особенности – это важный момент. С этого мы и начнем наше обсуждение.
О том, как сделать обучение приятным для родителей и их маленьких учеников, будет рассказано в данной статье.
Возрастные особенности дошкольников
Пятилетние дети очень активны и любознательны. В этом возрасте «взросление» происходит прямо на глазах. Дети развиваются не только физически, но и психически и интеллектуально.
В этот период начинается подготовка ребенка к обучению в школе. Познавательные психические процессы начинают формироваться с большим ускорением. Дети постоянно задают вопросы взрослым.
Начало формирования познавательных интересов способствует развитию воображения и фантазии. Благодаря этим процессам начинается становление творческого потенциала личности дошкольника.
Знания поступают к детям через все виды деятельности – игру, занятия, различные продуктивные и досуговые виды деятельности.
Я решила предложить вам позаниматься с ребёнком (да и вам будет не менее интересно) следующим методом.
Выбираете уровень, внимательно читаете предложение, а затем составляете его из рассыпанных слогов и букв.
В зависимости от уровня предложения удлиняются на определенное количество слов. Это позволяет совершенствовать свои навыки запоминания и складывания слов из слогов.
Для большего усложнения задания можно включить таймер и попробовать составлять предложения в отведенный отрезок времени. В любой момент таймер можно остановить.
Если предложение пока слишком сложное для ребёнка, можно его пропустить, нажав на кнопку «Далее».
После того как предложение будет составлено нажимаете на кнопку «Проверить». Результат скажет за себя.
Удачи в тренировке над навыками чтения и запоминания!
Во весь экран
Игра «Составление слов из слогов»
Здесь можно вполне обойтись и без картинок. Для игры понадобится написать на карточках несколько двусложных слов, например, «река», «мама», «лото», «баян», «нога», «рука» и т.д. Затем нужно разрезать карточки на две половины и перемешать.
Задачей ребенка является составление слов из слогов, причем последовательность он должен выбирать самостоятельно. Помимо того, что малыш будет учиться правильно читать слова, он будет разбираться и в их смысловом значении. Если будут появляться несуществующие слова, указывайте ему на это, если же он будет составлять слова, которые ему не знакомы, объясняйте их значение.
Аналогичную игру можно проводить их со словами из трех слогов. Зачастую такой вариант намного интереснее первого.
5
Когда можно начинать обучать ребенка чтению
Обучать чтению нужно только тогда, когда будут решены логопедические проблемы, если таковые имелись. Нарушения речи могут привести к дислексии (нарушение процесса чтения), а в будущем к дисграфии (нарушение процесса письма). Следствием всего этого станет низкая успеваемость в школе.
Если ребенок не выговаривает пару «неподдающихся» звуков, но в целом его речь чистая – это не столь критично. Если же у малыша каша во рту, он не выговаривает половину букв, то прежде всего необходимо корректировать устную речь с помощью логопеда. При обучении алфавиту малыш заучит буквы так, как он их слышит и произносит сам, а это повлечет за собой проблемы при чтении и письме.
Немаловажен и возраст. Есть методики, позволяющие обучать совсем маленьких детей, но нужно понять: действительно ли ребенок готов к обучению, понимает ли объяснения, нравятся ли ему занятия. Здесь очень важно уловить тонкую грань между психологической готовностью ребенка к обучению и амбициями его родителей.
Если логопедических проблем нет или они уже решены, если малыш готов к обучению, то стоит познакомить его с алфавитом, а затем переходить к чтению слогов.
Игра «Составление слов из букв»
Игра, аналогичная одной из рассмотренных выше. Разница лишь в том, что играть в нее с ребенком нужно только в тех случаях, кода при чтении он не переходит на побуквенное чтение и уже приспособился к проговариванию и озвучиванию слогов-слияний.
Для игры вам потребуется вырезать из какой-нибудь азбуки буквы (можно даже пожертвовать на это дело две или три азбуки). Буквы раскладываются перед ребенком, и он должен составить из них существующие слова.
Интереснее играть в эту игру, если специально подобрать комплект букв. Например, выложите перед малышом буквы Ф, Е, Н, О, Т, Л, Е, и посмотрите, какое слов он из них составит. Если же хочется усложнить игру, то можно дать ребенку задание составлять два слова одновременно, заранее подготовив соответствующий комплект букв. Например, положите перед ним буквы Й, О, С, Ч, К, А, и дайте задание составить два слова, обозначающие названия напитков (рекомендуется выбирать слова, относящиеся к одному общему понятию, но когда выполнять задание станет просто, этой рекомендации можно не придерживаться).
9
Положительный опыт
Эмоционально развитые, полные впечатлений дошкольники быстро приобретают положительный опыт в обучении. Дополнительный стимул в виде похвалы и поддержки помогает детям самомотивироваться к образовательной деятельности.
Благодаря быстрому развитию памяти, внимания, мыслительных операций пяти-семилетние дошкольники способны уже получать и перерабатывать большой поток информации. Но нельзя этим злоупотреблять. Все же это детский мозг, и доза информации должна быть рассчитана именно на возрастной этап и соответствующий познавательный опыт ребенка.
Какие могут возникнуть трудности при чтении слов
Бывает так, что дети испытывают трудности с чтением слов, не разделенных на слоги, и стараются найти слоги там, где их нет (распространенный пример: «кн-и-га», где разделение на слоги неправильное). Если подобное затруднение испытывает и ваш ребенок, советуем вам на первых порах помогать ему выделением слогов-слияний. Нужно просто указывать карандашом на слог и говорить, как правильно читать.
Также довольно часто встречающееся затруднение – сложности при прочтении длинных слов. В таких ситуациях рекомендуем делить с ребенком слово на слоги. Сначала на листе записывайте последний слог и читайте его вместе с малышом, затем – предпоследний и т.д., добираясь так до целого слова. К примеру, если это слов «мышеловка», сначала записываете КА и читаете, потом – ЛОВ (получается ЛОВКА), потом ШЕ (получается ШЕЛОВКА), потом МЫ (получается МЫШЕЛОВКА). Помогая ребенку таким образом, вы еще и исключите неправильно додумывание им слов.
И еще один нюанс: обращайте внимание на слова, имеющиеся в букваре или азбуке вашего малыша. Нередко некоторые авторы стараются включить в свои пособия множество слов, которые вполне легко составить, используя имеющиеся на страницах буквы (как правило, это более сложные специфические слова типа «фаза», «краситель», «реле», «помпа» и т.д.). В этих случаях будет более оптимально не фокусироваться на этих словах, а вместо их чтения и изучения использовать их в вышеназванных упражнениях.
На этом уроке основная обучающая чтению часть курса подходит к концу, и заключительные три урока будут иметь несколько иную направленность. В восьмом уроке мы расскажем о том, как помочь своему ребенку читать быстрее.
Речь дошкольника
Самым важным приобретением в дошкольном возрасте считается правильно сформированная речь и достаточный словарный запас.
Дошкольники знают уже много стишков, загадок и сказок наизусть.
Но чтобы личность ребенка развивалась, необходимо разнообразить информацию, усложнять материал для обучения. Это подстегнет любопытство малыша и разовьет в нем желание узнать еще больше нового и неизвестного.
Важно помнить, что обучение дошкольников должно проходить в игровой, ненавязчивой форме. Иначе малыш быстро потеряет интерес к происходящему, в дальнейшем чтение будет вызывать только неприязнь.
Занятия должны проводиться регулярно, пройденный материал необходимо закреплять каждый день. Для этого необязательно постоянно сидеть с букварем и выполнять упражнения. Можно искать знакомые буквы или слова на вывесках, упаковках с продуктами, названиях журналов в киоске.
Заинтересовывать чтением необходимо с раннего возраста. Старая добрая традиция чтения сказок перед сном отлично в этом поможет. Важен и личный пример: ребенку будет полезно видеть родителей не только перед экраном телевизора или ноутбука, но и с книгой в руках.
Игра «Закончи слово»
Еще одна игра с картинками, но картинки в этом случае подойдут совершенно любые, от открыток до вырезок из журналов. К картинкам при помощи скрепок нужно прикрепить бумажки с написанными на них первыми буквами названий того, что на них изображено. Окончания слов тоже нужно написать на бумажках и разложить перед ребенком. Его задача посмотреть на изображение, прочитать начало слова и найти бумажку с подходящим окончанием (для разнообразия добавьте к бумажкам несуществующие варианты окончаний).
Есть еще один вариант данной игры, но уже без картинок. На карточках пишутся начала слов, которые относятся к какому-то одному обобщающему термину (животные, посуда, одежда, мебель, обувь, времена года и т.д.). На других карточках пишутся окончания слов. Задача малыша – правильно составить слова, а потом сказать, как все это можно назвать одним словом, например: «сапоги» + «кеды» + «валенки» «обувь», «пальто» + «штаны» + «юбка» «одежда» и т.п.
6
Алгоритм обучения чтению
Алфавит
Для начала нужно познакомить малыша с алфавитом. Для этого мы разработали тренажёр, с работой которого можно ознакомиться здесь.
Во весь экран
Обучение стоит начать с твердых гласных: А, О, У, Э, И, Ы. Затем перейти к твердым звонким непарным согласным: Л, М, Н, Р. В конце перейти к сложным гласным: Е, Ё, Ю, Я и сложным для восприятия дошкольника согласным – шипящим, глухим, твердым звонким парным (Б, В, Г, Д).
Называя согласные, нельзя обозначать их как «эм», «эль» или «мэ», «лэ». Нужно произносить сам звук. Например, «Эта буква звучит так: «м». В противном случае ребенок может не научиться складывать буквы в слоги и при чтении есть риск получить что-то похожее на «мэ-а-мэ-а» вместо «ма-ма».
Слоги
Следующим этапом становится соединение букв в слоги. О методах обучения этому будет подробно рассказано ниже.
Слова
Конечной целью обучения является сложение слогов в слова и отработка навыка слитного чтения.
Упражнение «Цепочки слов»
Вначале при чтении слов многие дети начинают повторять первые слоги. К примеру, при прочтении двухсложного слова повторяется первый слог, при прочтении трехсложного слова – первый и второй слоги и т.д. Происходит это по той причине, что благодаря повторению слова лучше осмысливаются, а к моменту прочтения последнего слога не забывается первый.
Таким образом, чтобы послогове чтение стало нормальным чтением, можно использовать цепочки слов, в которых последний слог одного слова является начальным слогом следующего, например: «ки-но-та-ра-са-ни-на» и т.п. При чтении таких цепочек малышу нет нужды все время повторять первый слог, ведь он уже бы прочитан в предыдущем слове. Это значительно облегчает чтение и делает его гораздо интереснее.
Читать же подобные словесные цепочки в книжке ребенку может быть сложно, ведь в его поле зрения попадает масса букв и слогов. Для упрощения процедуры можно либо написать такие цепочки на отдельных листах, либо вырезать в небольшом бумажном квадратике «окошко», в которое будут помещаться лишь 2-3 слога.
Если же вы решите использовать карточки, то выкладывайте их попарно, и по мере чтения добавляйте новые слоги и убирайте предыдущие. Вот еще один пример таких слогов: «ра-но», «но-ги», «ги-ря», «ря-ба», «ба-ня», «ня-ня» и т.д.
3
Как работать с текстами
Начинать работу с текстами можно с небольших стихотворений и совсем маленьких историй и рассказов.
Дошкольник не всегда может уловить смысл текста. Поэтому процесс обучения должен строиться примерно следующим образом:
Подобрать небольшие карточки с короткими предложениями. Для четырехлеток текст на карточке должен содержать не более 1-3 предложений.
Старшим дошкольникам нужно предлагать карточки, содержащие по 4-5 предложений.
Предложения подбираются не длинные. Слов в предложении должно быть немного. И они не должны быть слишком длинными. Сами же предложения для начала лучше размещать на карточке простыми или с одной запятой.
Такие тексты легко воспринимаются дошкольниками. Но долго останавливаться на таком уровне сложности нельзя.
Переходить к текстовому чтению по карточкам необходимо только тогда, когда слоговое чтение освоено на хорошем уровне и доведено до автоматизма. В этот момент можно переходить к текстам с малознакомой информацией.
Читать должен не только ребенок. Лучше делать это по очереди или по цепочке, если это занятие проходит в группе детского сада.
Нельзя торопить малыша. А еще хуже – начинать ему подсказывать. Это приведет только к тому, что дошкольник всегда будет останавливаться на сложных местах в тексте, ожидая подсказки.
Не скорость чтения, а понимание смысла информации, предоставленной в тексте – это важнее на обучающем этапе.
LiveInternetLiveInternet
Чтобы ребенок освоил чтение, нужно терпение, время и качественные короткие простые тексты для чтения, которые ребенок сам смог бы прочитать по слогам, понять и пересказать. Предлагаем вам подборку таких текстов. Для вашего удобства рядом с каждым текстом написано количество слов, чтобы вы выбрали текст, оптимальный по объему для своего ребенка. Каждый текст доступен для скачивания в формате *.docx крупным шрифтом по слогам. Детям на начальном этапе стоит предлагать только тексты, разбитые по слогам, напечатанные крупными буквами. К некоторым текстам прилагается небольшая картинка раскраска, как маленький приз за прочитанный текст.
Белоснежка
Белоснежка по утрам готовила гномам завтрак. Она готовила всё очень вкусно. Белоснежка наливала им чай с молоком, пекла блины со сгущенкой и вареньем. Но она никогда не разрешала садиться за стол с грязными руками. Гномы привыкли и стали мыть руки перед едой без напоминания. (44 слова)
Новый год
Перед Новым Годом в детском саду нарядили красивую пушистую ёлочку. Дети сами вешали на неё разные игрушки, шары, шишки, гирлянды и флажки. А мальчик Саша одел на макушку ёлки красную звезду. Дети с нетерпением ждали Деда Мороза и дружно кричали: «Дед Мороз!». Дед Мороз пришел к детишкам с большим мешком подарков. Подарков хватило всем. (54 слова)
Котенок и щенок
Однажды щенок увидел котёнка. – Как тебя зовут? – спросил щенок котёнка. -Гав, – ответил котёнок. – Чего ты дразнишься? – обиделся щенок. – Это меня так зовут – ГАВ! – сказал котёнок. – Я не хотел тебя обидеть. Давай дружить! Так Котенок и Щенок стали друзьями. (43 слова)
Полевые цветы
Был жаркий летний день. Солнце светило ярко. Небо было голубое. Три девочки Катя, Марина и Юля собирали в поле цветы. Они набрали по букету разных цветов: ромашки, васильки, одуванчики. А потом сплели из полевых цветов красивые венки на голову. (39 слов)
Как Саша увидел самолёт
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолёт. Засмотрелся Саша на самолёт, а лодочки уплыли. (36 слов)
Котёнок
Мама с папой купили мне котёнка. Котёнок был маленький. Я поила его молоком. Котёнок спал и я его не будила. А когда просыпался – играл со мной. (26 слов)
Бабочка
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала жёлтая бабочка. Вдруг прилетела большая чёрная птица. Увидела она бабочку и захотела её съесть. Испугалась бабочка и села на жёлтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем. (47 слов)
В зоопарке
Ученики нашего класса ходили в зоопарк. Они видели много зверей. На солнце грелись львица с маленьким львёнком. Заяц и зайчиха грызли капусту. Волчица с волчатами спали. Медленно ползала черепаха с большим панцирем. Девочкам очень понравилась лисица. (36 слов)
Летние каникулы
Наступило жаркое лето. Рома, Слава и Лиза с родителями поехали в Крым. Они купались в Чёрном море, ходили в зоопарк, ездили на экскурсии. Ребята ловили рыбу. Было очень интересно. Они надолго запомнили эти каникулы. (34 слова)
Кубики
Мама подарила Вове кубики. Кубики были красивыми, яркими: жёлтые, красные, синие, зелёные. Вова был очень рад подарку! Он сразу стал строить из кубиков высокую башню. Вечером Вова пригласил к себе в гости Никиту. Мальчики вместе играли в строителей. (38 слов)
Грибы
Ребята пошли в лес за грибами. Рома нашел под березой красивый подберезовик. Валя увидела под сосной маленький масленок. Сережа разглядел в траве огромный боровик. В роще они набрали полные корзины разных грибов. Ребята веселые и довольные вернулись домой. (38 слов)
Добрая девочка
(К.В. Лукашевич) Стояла суровая зима. Все было покрыто снегом. Тяжело пришлось от этого воробушкам. Бедняжки нигде не могли найти корма. Летали воробышки вокруг дома и жалобно чирикали. Пожалела воробышков добрая девочка Маша. Она стала собирать хлебные крошки, и каждый день сыпала их у своего крылечка. Воробышки прилетели на корм и скоро перестали бояться Маши. Так добрая девочка прокормила бедных птичек до самой весны. (61 словj)
Ёжик
Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь. (50 слов)
И ЕЩЁ ОЧЕНЬ МНОГО: https://www.mam-club.org/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D…%D0%BC-4-7-%D0%BB%D0%B5%D1%82/
Где взять карточки с текстами для дошкольников?
Карточки можно сделать самим или найти подходящие возрасту в интернете. Если изготавливаем карточки сами, то можно составить таким образом предложения, чтобы в них рассказывалось о самом же ребенке.
Даже имя его вписать. Это однозначно заинтересует юного читателя, и он захочет узнать, что же там про него написано.
Текст в предложениях надо сделать крупным и полужирным. Это облегчит зрительное восприятие информации. На первых этапах между слогами ставится дефис, что также сделает чтение более легким, ведь со слогами малыш уже знаком.
Изографы
Изографы представляют собой картинки, которые нарисованы при помощи обозначающих их букв. В большинстве случаев и сами буквы расположены так, что изображения напоминают то, что буквы обозначают. Задача ребенка посмотреть на изображение, прочитать зашифрованное слово и определить, соответствует оно картинке или нет.
Несколько примеров хороших изографов:
Рассмотренные упражнения помогут вашему ребенку научиться читать слова, перестать запинаться между слогами, а также воспринимать суть прочитанного. Вообще проблем возникнуть не должно, но все же есть смысл сказать несколько слов о возможных трудностях.
11
Тексты для чтения по карточкам с картинками
Далее я подобрала небольшую коллекцию карточек, которые можно распечатать для занятий с дошкольниками.
Карточки иллюстрированы, предложения подобраны соответствующие возрасту ребенка дошкольного периода детства.
Как развивать навыки скорочтения?
Карточки с текстами для чтения для детей от 4-х лет
Эти карточки содержат красочную иллюстрацию с одним предложением по представленной картинке. Ребенку будет несложно прочитать текст, глядя на изображение.
Распечатанные картинки можно согнуть, чтобы получились небольшие книжечки, которые ребенок время от времени будет перечитывать.
Карточки с текстами для чтения для детей от 5-и лет
Представленные ниже карточки содержат больше текста. После их прочтения будет полезно дать ребенку несложное задание.
Карточка с текстом для чтения 1 Карточка с текстом для чтения 2 Карточка с текстом для чтения 3 Карточка для обучения чтению Карточка с текстом для чтения 4 Карточка для обучения чтению 2
Похожие записи:
- Обучаем ребенка чтению Обучение чтению при подготовке к школе. Когда можно обучать ребенка…
- Читательская культура — условия формирования Условия формирования читательской культуры школьников в процессе внеклассных занятий. Технология…
- Д. Дейвис и его метод коррекции речи у дислексиков Метод Дейвиса при дислексии успешно применяется для коррекции нарушений речи….
- О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…
Игра «Картинка и слово»
Представленная игра относится к самым распространенным среди словесных игр (кстати, ее можно найти во многих книжных магазинах). В обычном варианте игра проводится так: ребенку выдаются карточки со словами, а у родителя на руках картинки. Родитель показывает картинки малышу. Если среди его карточек есть слово, соответствующее показанной картинке, он забирает картинку себе. Если нет – игра продолжается.
Нередко также можно встретить подобную игру в специальных тетрадях по чтению. Игра подразумевает прочтение ребенком слова и его соединение с изображением, которое ему соответствует.
Хотим обратить ваше внимание: если вы решите сделать подобную игру сами, чтобы она стала более интересной и насыщенной, добавьте в карточки со словами и картинками пару лишних карточек, которые не соответствуют друг другу.
4