Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками


Пособия по формированию воздушной струи для детского сада своими руками

Методическая разработка с пособиями по формированию воздушной струи «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука»
Автор: Савосина Татьяна Александровна, учитель-логопед Место работы: МДОУ «Детский сад № 14 «Ёжик», г. Саратов Описание материала: методическая разработка с 3 пособиями на тему «Работа над воздушной струёй – залог быстрой постановки звука». Пособия пригодятся в работе учителям-логопедам при формировании воздушной струи. В методической разработке рассказывается о роли воздушной струи в постановке и усвоении звуков, основных направлениях воздушной струи и даются методические рекомендации для коррекционной работы над воздушной струёй; далее идет описание 3-х пособий по формированию и развитию воздушной струи с фотографиями пособий. Пособия можно использовать в работе с любой возрастной группой, но больше они применимы в работе с детьми дошкольного возраста старшей и подготовительной групп. Цель: построение работы над воздушной струёй, влияющей на эффективное и быстрое усвоение чистого звукопроизношения, достижение результатов в сфере коррекции речи. Задачи: 1. Привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме речевых нарушений у детей. 2. Развивать силу, направленность, плавность воздушной струи для быстрой и эффективной постановки звуков. 3. Вызывать положительный и радостный эмоциональный настрой на занятии с помощью пособий, стимулировать стремление и интерес к дальнейшей коррекционной работе. Своевременное овладение грамотной речью и чистым звукопроизношением имеет немаловажное значение для формирования полноценного и гармоничного развития ребёнка. Хорошая речь – один из основных показателей готовности малыша к успешному усвоению материала в школе. Недостатки звукопроизношения и другие нарушения речи могут способствовать проблематичному обучению, привести к неуверенности маленького школьника в своих силах, что в свою очередь будет сигнализировать о далеко идущих негативных последствиях. Поэтому стоит позаботиться о развитии речи ребёнка заранее, чем раньше – тем лучше. В настоящее время, к сожалению, количество таких детей с дефектами речи, а особенно с нарушениями звукопроизношения не только не уменьшается, а наоборот увеличивается. Речь не является нашей врождённой способностью, она формируется поэтапно, и процесс ее развития зависит от многих причин. Все звуки нашей речи мы произносим, как известно, на выдохе. Соответственно, если речевой выдох неправильный – все звуки будут звучать смазано и нечетко. И наоборот, освоенный правильный выдох – по середине языка – способен нормализовать качество всех звуков речи у детей, а также значительно сократить время работы над каждым звуком. Выработка сильной направленной воздушной струи – это необходимое условие для постановки звука. Вести работу над развитием воздушной струи и речевого выдоха можно самыми разными способами: надувать воздушные шарики и мыльные пузырики, дуть в свисток, губную гармошку, дудочку, задувать свечки. Такие игрушки развивают и силу, и длительность воздушной струи. Направление выдоха труднее скорректировать. Тут применяются такие упражнения, как дутье на высунутый язычок, где нужно следить, чтобы воздушная струя шла по середине языка. Выделяют основные направления для воздушной струи: 1) воздушная струя проходит по центру языка прямо. Это направление соответствует произнесению большинства звуков: губно-губных (В, В’, Ф, Ф’, заднеязычных (К, К’. Г, Г’. Х, Х’), переднеязычных (Т, Т’, Д, Д’), свистящих (С, С’, З, З’, Ц). 2) струя проходит по центру языка вверх. Это направление характерно для произнесения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков и вибрантов (Р, Р’). 3) струя проходит по боковым краям языка. Это направление характерно для произнесения смычно-проходных (Л, Л’) звуков. Формирование воздушной струи для разных групп звуков: • Широкая струя (для произнесения шипящих звуков); узкая струя (для произнесения свистящих звуков) • Тёплая струя (для произнесения шипящих звуков); холодная струя (для произнесения свистящих звуков) • Рассеянная или направленная воздушная струя • Слабая или сильная воздушная струя В процессе работы по формированию правильной воздушной струи следует придерживаться данных методических рекомендаций: • Упражнения проводить в проветренном помещении. • Лучшие результаты достигаются, если упражнения выполнять в свободном положении тела, не сидя, а стоя: осанка прямая, грудная клетка расправлена. • Вдох делается глубокий и спокойный, через нос. Выдох делается через рот: лёгкий, плавный, длительный. • Следить за направлением воздушной струи. • Упражнения не длятся дольше 3 минут. • Следует правильно дозировать количество и темп упражнений: интенсивно дуть не более 5 раз. • Следить, чтобы во время упражнений не надувались щёки. • Выдыхаемый воздух нельзя задерживать. • Упражнения легче выполняться под счет. • Для зрительного контроля на начальных этапах допускается использование зеркала. • Выдыхаемую струю воздуха контролируют с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: при правильном выполнении ватка будет отклоняться. Работа над развитием воздушной струи начинается еще на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Предлагаю, разработанные мной методические пособия, которые будут способствовать выработке сильной и плавной воздушной струи. Пособия красочные, привлекают внимание и вызывают у детей интерес к занятию. С такими пособиями можно провести занятие в игровой форме. 1. Чашка горячего чая.


Пособие на выработку длительности и плавности воздушной струи, на выработку направленной воздушной струи. Инструкция: Нужно остудить горячий чай. Для этого нужно подуть на пар.
2. Бабочка


Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи. Инструкция: Подуй сильно на бабочку, и она сможет улететь с цветочка.
3. Ёжик собирает грибы


Пособие на выработку сильной длительной плавной воздушной струи. Инструкция: Давай поможем ёжику собрать грибы. Но сначала их нужно найти под листочками. Подуй на листики и помоги ёжику найти все грибы. Работаем над формированием воздушной струи с самых первых занятий, и коррекция звукопроизношения будет быстрой и своевременной.

Рекомендуем посмотреть:

Разрезные картинки для дошкольников своими руками Методическая разработка тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста Развивающие игры на уроках изобразительного искусства Пути реализации ФГОС на уроках изобразительного искусства

Похожие статьи:

Авторам

Развивающее панно для детского сада своими руками

Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

Три тематических игры для автоматизации звуков и развития правильной воздушной струи

«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра.»

Макаренко А.С.

Игра – это не только ведущая деятельность детей дошкольного возраста, это ещё доступная и интересная, увлекательная форма взаимодействия с детьми. С помощью игры, интереснее и доступнее осуществляется развитие как умственных, ментальных способностей, так и развитие компонентов речи.

Игры, которые я подготовила для детей, были посвящены празднику «Halloween». Для изготовления игр мне понадобились: бумага, принтер цветной, плёнка для ламинирования, ламинатор, ножницы, нитки или леска тоненькая, игла.

Прежде чем начать играть с детьми, я проводила опрос у детишек, что же они знают про этот праздник, отмечают ли они его дома. Затем я даю понятия, что такое Halloween, атрибутику этого праздника, кто дал начало развитию данного торжества и как его отмечают.

Игра «Тыковки»

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фразы – предложения, развитие внимания, счёта.

Ход игры: Логопед перемешивает карточки, чтобы они не были по порядку, затем выкладывает их на стол со словами «…тыковки упали и разломались пополам, помоги собрать тыковки. К каждой циферке необходимо найти такое же количество семечек».

В процессе игры логопед следит за тем, как ребёнок произносит, автоматизирует уже поставленные звуки, если ребёнок произносит слова неверно, то логопед поправляет. Также логопед обращает внимание на то, может ли ребёнок составить фразу и предложение, если же нет, то логопед помогает.

Карточки тыкв не мои, картинки нашла у чудесного педагога #занятияКоняхиной.

Игра «Волшебная паутинка»

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фразы – предложения, развитие правильной воздушной струи отработка пространственного представления.

Ход игры: Логопед заранее раскладывает на паутинку жуков (если есть возможность, разложить жуков так, чтобы не было видно крепежа — ниток), перемешивает карточки, чтобы они не были по порядку, затем просит ребёнка сначала подуть на паутинку так, чтобы жучки не разлетелись – от 5 раз дуем, после чего подуть так, чтобы наоборот все сразу разлетелись.

В процессе игры, логопед следит за тем как ребёнок произносит, автоматизирует уже поставленные звуки, если ребёнок произносит слова неверно, то логопед поправляет. Также логопед обращает внимание на то, может ли ребёнок составить фразу и предложение, если же нет, то логопед помогает.

Игра «Ведьма»

Цель: автоматизация поставленных звуков, формирование фразы – предложения, развитие правильной воздушной струи отработка пространственного представления.

Ход игры: Логопед заранее раскладывает вокруг ведьмы летучих мышей, (если есть возможность, разложить мышей так, чтобы не было видно крепежа — ниток), перемешивает карточки, чтобы они не были по порядку, затем просит ребёнка сначала подуть на паутинку так, чтобы жучки не разлетелись – от 5 раз дуем, после чего подуть так, чтобы наоборот все сразу разлетелись.

В процессе игры, логопед следит за тем как ребёнок произносит, автоматизирует уже поставленные звуки, если ребёнок произносит слова неверно, то логопед поправляет. Также логопед обращает внимание на то, может ли ребёнок составить фразу и предложение, если же нет, то логопед помогает.

Играть детям, конечно же, понравилось, выполняя основные условия игры, некоторые дети начинали придумывать свои правила. Игры подняли настроение, пробудили дух этого таинственного праздника.

Афоньшина Лариса Андреевна, учитель логопед-дефектолог

  1. Конспект подгруппового логопедического занятия по выработке воздушной струи для детей среднего возраста, с использованием ИКТ
  2. Логопедические игры для автоматизации и дифференциации звуков
  3. Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков
  4. Игры для развития фонематического слуха у детей младшего школьного возраста
  5. Театрализованная деятельность, как средство развития правильной речи с детьми логопедической группы с ОНР

(2 понравилось, средний балл: 3,00 из 5)

Loading …

Картотека игр для развития дыханиякартотека по логопедии (старшая группа) на тему

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДЫХАНИЯ

Игра «Подуем в трубочку»

Задача: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

Игра «Разноцветные листочки»

Задача: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный, особенный запах: лук, чеснок, огурец, укроп.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Ребенок рассматривает, называет овощи, нюхает и запоминает их запахи.

Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Отгадай, что за фрукт»

Задача: тренировать глубокий вдох носом, научить различать запахи.

Оборудование: ваза с фруктами, имеющими ярко „сраженный, особенный запах: апельсин, лимон, яблоко, груша.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Взрослый делает надрезы на фруктах. Ребенок рассматривает, называет, нюхает их, затем с завязанными глазами старается определить по запаху предложенный ему фрукт.

Игра «Приятный запах»

Задача: тренировать правильный, глубокий вдох через нос, научить различать знакомые запахи.

Оборудование: ваза, в которой лежат очищенные лимон, апельсин, дольки шоколада, еловая ветка.

Описание. Рекомендуется для детей 3 лет. Дети подходят к вазочке, нюхают и на выдохе произносят: «Как вкусно!», «Как хорошо пахнет!», «Какой приятный запах!»

Игра «Фокус»

Задача: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в «ворота»»

Задача: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Кто дальше задует ватку в «ворота»»

Задача: тренировать плавную, непрерывную воздушную струю, при необходимости изменять ее направление.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Игра проводится как соревнование, если у детей хорошо получается предыдущее упражнение. На ровной поверхности строят двое широких «ворот» из кубиков или другого строительного материала и на одинаковом расстоянии кладут небольшой ватный шарик.

Играющие принимают определенное положение: губы в улыбке, широкий язык приподнимается к верхней губе. Далее, как бы произнося звук [ф], ребенок старается задуть ватку в «ворота» как можно дальше. Не допускается нарушение положения речевых органов: раздувание щек, выдох только на губы, произнесение звука [ф] вместо [х].

Игра «Буря в стакане»

Задача: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Погудим!»

Задача: тренировать длительный, целенаправленный выдох.

Оборудование: любые стеклянные пузырьки небольшого размера с диаметром горлышка около 1 см.

Описание. Взрослый показывает ребенку, как можно погудеть с помощью стеклянного пузырька. Для этого кончик языка должен касаться горлышка пузырька, а сам пузырек — подбородка.

Далее нужно сделать глубокий вдох носом и затем сильно, длительно выдохнуть на язык в этом положении. Потом ребенок пробует погудеть самостоятельно.

Игра «Лодочки»

Задача: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок. При необходимости можно изменять направление и силу выдоха, но соблюдать определенное положение речевых органов: губы растянуты, как для звука [ф] — для плавного выдоха, вытянуты трубочкой — для сильного выдоха.

Игра «Лети, самолетик!»

Задача: развить длительный, целенаправленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: бумажные самолетики, изготовленные совместно с ребенком.

Описание. Игра проводится как соревнование, парами. Самолетики ставят на краю стола. Напротив них садятся играющие. По сигналу взрослого они должны на одном выдохе, не делая дополнительного вдоха, как можно дальше продвинуть свой самолетик по столу.

Игра «Надуй игрушку»

Задача: развить сильный, длительный, непрерывный выдох.

Оборудование: неплотные воздушные шарики или надувные игрушки небольшого размера.

Описание. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.

Игра «Птички (бабочки)»

Задача: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Игра «Вертушка»

Задача: развить выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: сначала бумажная, затем пластмассовая вертушка.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.

Игра «Лети, одуванчик!»

Задача: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Задача: развить сильный, направленный выдох, укрепить мышцы губ.

Оборудование: песочный набор, маленькие свечки для торта.

Описание. Взрослый предлагает ребенку подготовиться к своему дню рождения или Новому году и потренироваться задувать свечки. Ребенок сам изготавливает «куличики» («тортики») из песка, в которые затем втыкаются свечки в соответствии с возрастом ребенка.

Далее ребенок делает глубокий вдох и одним сильным длительным выдохом старается задуть все горящие свечки. При этом по желанию ребенка он может про себя загадать желание.

Игра «Фокус с предметами»

Задача: тренировать силу и направленность выдоха.

Оборудование: любая ровная поверхность (пол, стол и т. д.), легкие деревянные или пластмассовые предметы (ручка, карандаш, катушка, бусинка и т. п.)

Описание. Взрослый кладет любой легкий предмет на стол, а ребенок делает глубокий вдох носом я сильно, длительно дует на него. Предмет должен откатиться от исходной точки в направлении воздушной струи.

Игра «Надувайся, шар!»

Задача: развить длительный плавный выдох, автоматизировать звуки [с], [ш].

Описание. Дети стоят близко друг к другу в маленьком кругу. Затем повторяют слова за взрослым: «Надувайся, наш шар, надувайся большой, да не лопайся!» и отходят назад, образуя большой круг.

По сигналу взрослого «Шарик лопнул» дети снова сужают круг и тянут звук [с] или [ш] (в зависимости от возможностей детей), изображая выходящий из шара воздух.

Игра «Кто дольше?»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.

Игра «Вьюга воет»

Задача: развить речевое дыхание, силу голоса, Способность изменять ее в нужный момент.

Оборудование: сюжетная картина «Вьюга», аудиозапись вьюги в начале, в разгаре, в конце.

Описание. Взрослый показывает детям картинку, объясняя, что такое вьюга (это сильный ветер со снегом), и дает им послушать звук вьюги, когда она начинается, когда она самая сильная и когда она стихает.

Затем дети по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» — изменяют силу голоса до громкого (но не крика), «Вьюга стихает» — снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.

Перед началом игры дети делают глубокий вдох носом. Взятого воздуха им должно хватить до слов «Вьюга прошла».

Игра «Лестница»

Задача: тренировать речевое дыхание, длительность и плавность голоса, умение изменять его тембр.

Описание. Ребенок делает глубокий вдох носом и на выдохе начинает плавно, длительно протягивать любой гласный звук, начиная с высокого тона голоса и постепенно изменяя его до низкого и наоборот — от низкого до высокого.

Перед началом игры взрослый показывает ребенку, как это сделать, и объясняет, что голос как бы опускается и поднимается по лестнице.

Игры на развитие речевого дыхания

Игры на развития речевого дыхания

Игры на развития речевого дыхания

Игры на развитие речевого дыхания

В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха

. Поэтому,
развитие дыхания
один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.

Речевое дыхание

— является основным источником энергии при образовании звуков речи.
Речевое дыхание
отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.

Формирование речевого дыхания предполагает

, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные

упражнения нужны для усиления воздушной струи,
развитию
целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок,
развитие
длительности воздушной струи.
Дыхательные
упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить
игры
надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие речевого дыхания

можно условно разделить на три группы:

1. Игры на развитие

силы воздушной струи.

2. Игры на развитие

длительности воздушной струи.

3. Игры на развитие

целенаправленности воздушной струи.

Игры на развитие

силы воздушной струи

«Времена года»

.

Цель: развитие

сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: коробочки оформленные под времена года: зима – снег — пенопласт, весна – дерево с птичками, лето – бабочки, осень – осенние листики из бумаги; соломинки.

«Султанчики»

Цель: развитие

сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: на деревянную шпажку прикрепить нарезанные из цветных пакетов или мешков для мусора полоски скрепленные между собой.

«Улитки»

Цель: развитие

сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: улитки и поля распечатанные на принтере и заламинированы

Игры на развитие

длительности воздушной струи

«Дед Мороз»

Цель: развитие длительного

, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: коробки из под конфет, внутри коробок конфетти; в шапке Деда Мороза просверлили отверстие для соломинки.

«Насекомые»

Цель: развитие длительного

, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Оборудование: распечатанные и обклеенные скотчем насекомые, прикрепленные к карандашам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]