«Назови ласково» — логопедическая игра
Цель: совершенствовать грамматическую структуру речи.
Задачи:
- развивать навыки словообразования;
- обучать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- познакомить с суффиксами -онок, енок, -ат, ят.
- формировать внимание.
Оборудование: карточки из листов бумаги, на которых нарисованы, или приклеены картинки с изображением взрослого животного и такие же карточки меньшего размера с изображениями детёнышей этих животных.
Можно просто подобрать готовые уже карточки и распечатать. Если запланировать логопедическую работу с играми на постоянной основе, то лучше будет эти карточки заламинировать.
Постепенно карточек будет много, и можно будет сделать из них целую картотеку. Игровое задание:
Дети разбиваются на две команды. Им раздаются карточки с изображением животных. Одной группе детей выдаются карточки со взрослыми животными. Второй группе – карточки с детёнышами этих животных.
Игра заключается в следующем:
Логопед называет животное, дети показывают карточку. Та команда, у которой есть детёныш этого животного, должны быстро среагировать, показать и назвать этого детёныша.
Затем педагог называет детёныша животного. И карточку уже поднимают дети, у которых есть этот зверёк. А команда с карточками взрослых животных также быстро должна найти, показать и назвать соответствующее взрослое животное.
Во время игры необходимо обращать внимание на то, чтобы дети правильно проговаривали каждое название.
Эту игру можно приурочить к автоматизации любого звука или всех сразу.
Например, можно предложить такой вариант игры для отработки звука «Л».
В этом случае заготавливаются карточки с названиями животных и детёнышей, у которых встречается данная буква.
Лиса – лисёнок, лисята.
Лев – львёнок, львята.
А вот вам вопрос на засыпку – если играть с названиями птиц, как можно образовать слово, обозначающее детёныша/птенца ЛЕБЕДЯ?
Предлагайте ваши варианты через форму комментариев.
Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»
Конспект занятия по развитию речи «Ласковые слова»
Образовательная область:
Коммуникация
Раздел:
Развитие речи
Тема:
«Ласковые слова»
Цель:
Формировать представления о словообразовании
Задачи:
1)
Научить использовать в речи слова в уменьшительно-ласкательной форме
2)
Развивать подвижность мимической мускулатуры.
3)
Воспитывать терпение, усидчивость, любознательность, стремление доделывать все до конца; вызвать интерес к окружающему миру.
словарная работа
: ласковый
Оборудование:
мишка, пиктограммы с изображением эмоций
Ход работы:
1.Круг радости
«Солнышко»
Здравствуй, небо голубое! (поднимают ручки)
Здравствуй, солнце золотое! (встают на носочки, тянутся к солнышку)
Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и образуют круг)
Очень рад вас видеть я! (раскачивают ручками)
Здравствуйте, ребята!
Я рада всех вас видеть сегодня. Какое у вас настроение? (отличное, бодрое, праздничное, озорное, веселое, грустное)
2. Мимическая гимнастика
Выставляются пиктограммы.
Педагог и дети рассматривают пиктограммы с изображением радостного, грустного, удивленного, сердитого выражения лица, а затем изображают эмоции на своем лице.
3.Сюрпризный момент
— Сегодня мы с вами будем придумывать новые слова, а поможет нам в этом Винни Пух. Скажите, здравствуйте!
Винни Пух
: Дети, а вы знаете, что означает это волшебное слово: «Здравствуйте»? Это значит, когда мы с кем – то здороваемся, мы желаем этим людям здоровья. Ребята, а какие вы ещё волшебные слова знаете? (
ответы детей
). Ребята, а давайте поиграем в игру, которая называется «Здравствуйте!».
4.Игра
«Здравствуйте»
(Дети «здороваются» с той частью тела, которую назвал медвежонок, повторяя движения за педагогом.)
Здравствуйте ножки.
Дети: Здравствуйте: (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог) .
Здравствуйте ладошки.
Дети: Здравствуйте. (Хлопки в ладоши на каждый слог одновременно со словами) .
Здравствуйте губки.
Дети: Здравствуйте (Воздушные поцелуи друг другу).
Винни Пух
: Ребята, а я не знаю, как вас зовут!!! Может быть, вы скажете мне? (
да
)
5.Игровое упражнение
«Ласковые имена»
Педагог побуждает детей называть друг друга ласково: Сашенька, Софочка и т.д..
Винни Пух: Ой, молодцы какие! Эх, я бы с вами поиграл, но у меня спина болит.
Педагог:
Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым, чтобы спинка не болела? (
зарядку
) Давайте сделаем физминутку и вспомним одну сказку.
6.Физминутка
«Заюшкина избушка».
Зайка наш в избушке жил. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика
) .
Никогда он не тужил (Головой поворачивают в разные стороны
)
Песню весело он пел (Кивают головой
) .
И на дудочке гудел. (Имитация игры на дудочке
) .
Но лисичка постучала. (Стучат кулачком о кулачок
) .
Зайца нашего прогнала. (Хлопают в ладоши
) .
Теперь зайчишка грустный ходит. (Кружатся
.)
Себе места не находит. (Вздыхает, и разводят руками
.)
И собака, и медведь (Виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону.)
К зайцу нашему подходят. (Подходят друг – другу) .
И ни с чем они уходят (Расходятся
) .
Лишь единственный петух.
Зайцу нашему помог (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
.
И теперь живут в дому. (Руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика.)
Припеваючи в ладу. (Обнимаются
.)
-Ребята, вы узнали сказку? («Заюшкина избушка»)
Молодцы! Ну-ка, Винни Пух, как твоя спина? Сможешь теперь играть?
Винни Пух
: Да, полегчало мне! Дети, я придумал новую игру, хотите поиграть?! Только с ее помощью вы сможете придумать новые слова!
7.
Игра
«У меня нос, а у тебя?»
Педагог называет части своего тела, а ребёнок повторяет их, используя суффикс уменьшительности.
— У меня нос, — говорит педагог.
— А у меня носик.
— У меня уши (а у меня ушки) и т.п.
8. Итог занятия
(Дети по «цепочке» называют части тела человека)
Винни Пух: Ребята, мне было так весело с вами играть! Вы все такие умные, такие ласковые ребята! Еще и спинку мне вылечили! Вы хотите, чтобы я еще пришел в гости? (да
) Я обязательно приду к вам! До свидания
!(Дети прощаются с гостем)
Ожидаемый результат
:
-знать названия и расположение частей тела;
-иметь представление о словообразовании;
-уметь выражать свои эмоции, образовывать новые слова
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создания положительных эмоций.
Игры и упражнения, направленные на знакомство детей
друг с другом, создание положительных эмоций.
Ревякина Юлия Юрьевна
Ласковое имя (с 5 лет).
Цели:
данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.
Инструкция.
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя» [9].
.
Представь свое имя в движении (с 6 лет).
Цели:
игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры:
дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения [7].
.
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет).
Цели:
помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материал:
две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Ход игры:
ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [7].
.Паровозик (дети сидят в кругу) (с 5 лет).
Цели:
позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.
Инструкция.
«Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети» [9].
.
Переходы (дети сидят в кругу) (с 6 лет).
Цели:
игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры:
А. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.
Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
Пантомима «То, что я люблю делать».
Цели:
формирует группу и повышает личную самооценку.
Ход игры:
образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность [7].
Ракета (дети сидят в кругу)
Цели:
дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.
Инструкция.
«Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть [9].
Игра «Жмурки» (с 5 лет).
Цели:
создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Ход игры:
все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев говорят: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас! Не развязывая глаз!
Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду [6].
Игра «Жучок» (с 5 лет).
Цели:
создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.
Ход игры:
дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки [6].
Игра «Бun» (с 5 лет).
Цель:
сплочение группы.
Ход игры:
дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип» [6].
Волны (дети сидят в кругу) (с 4 лет).
Цели:
снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.
Инструкция.
«Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».
Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя» [9].
Котенок (дети сидят в кругу) (с 4 лет).
Цель:
помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.
Инструкция.
«Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается [9].
Потерялся ребенок (с 4 лет).
Цели:
развивает слуховое внимание, способствует распознаванию по голосу.
Инструкция.
«Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [9].
Инструкция:
«Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать подарки [9].
Печем пирог (с 4 лет).
Цель:
снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.
Материал:
одеяло или плед.
Ход игры:
кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет [1].
.
Слон у папы на спине (с 3 лет).
Цели:
снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.
Ход игры:
все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести [2].
Дружная команда
Учим детей договариваться и сотрудничать.
Все вместе (с 6 лет)
Цель:
развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.
Материал:
мелки для рисования или листы газет.
Инструкция.
Надо нарисовать на полу круг такого размера, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой проблемой: как им всем разместиться на очерченном пространстве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.
Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве [1].
.
«Пошли письмо» (с 6 лет).
Цель:
развитие групповой сплоченности, наблюдательности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.
Ход игры:
играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий — почтальон — в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона — «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона [5].
Буря (с 5 лет).
Цель:
развивает чувство группового единства.
Ход игры:
ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед которым остановился ведущий, имитирует звук начинающейся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают потирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждому участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обозначается полновесными ударами ног об пол. Таким образом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щелканьем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина [7].
Спина к спине (с 6 лет).
Цель:
стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимодействия.
Ход игры:
дети садятся спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь [5].
«Путаница» (с б лет).
Цель:
формирование группового единства.
Ход игры:
водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий входит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у детей [б].
«Ладонь на ладонь» (с 5 лет).
Цель:
развитие умения согласовывать действия с партнером.
Ход игры:
дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ребенком гора или река. В игре может участвовать пара взрослый—ребенок [5].
«Меняемся пуговицами» (с 5 лет).
Цель:
побуждает детей договариваться друг с другом, сотрудничать.
Материал:
100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.
Ход игры:
ведущий перемешивает пуговицы и затем раздает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пуговиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор определенного цвета. Для этого ему придется обмениваться пуговицами с другими детьми.
Игры для снятия напряжения.
«Рвакля» (сЗлет).
Цели:
помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.
Материал:
ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.
Ход игры:
ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек — они отлично пружинят [8].
Зоопарк (с 5 лет).
Цель:
помогает снять напряжение.
Ход игры:
дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие угадывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыгают, бегают, рычат, кричат [5].
«Медвежата» (с 4 лет).
Цель:
упражнение направлено на мышечное расслабление.
Ход игры:
ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.
Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения [5].
Из семечка
—в дерево (с 4 лет).
Цель:
обучение выразительным движениям, релаксация.
Ход игры:
дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый — садовник — очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент — бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому ребенку, гладит его.
Волшебные превращения.
Цели:
дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.
Ход игры:
взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек».
В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.
Идет разминка с движениями на усмотрение руководителя.
♦ Раз, два, три, четыре, пять! Будем с дождиком играть: Дождик, дождик, приходи! Дождик, дождик, уходи! Дождик, дождик, приседай, Дождик, дождик, улетай. Дождик, дождик, затихай, Дождик, дождик, засыпай…
Дидактические игры по формированию грамматического строя речи. Тема «Осень»
Дидактические игры по теме: «Волшебница осень»
Подготовила учитель-логопед: Ковалева А.В.
Старшая группа.
Обучающие задачи:
- Уточнить, расширить и закрепить знания детей об осени и её признаках.
- Развивать умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Образовывать притяжательные прилагательные.
- Согласовывать существительные и прилагательными.
- Развивать умение составлять предложения из деформированного текста.
Развивающие задачи:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопровождать предметно-практические действия речью.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к занятиям, воспитание культуры коммуникации, умение выслушивать ответы своих товарищей.
- Воспитывать любовь к природе.
Коррекционные задачи:
- Устранение аграмматичного использования слов в структуре простого предложения.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Назови ласково»
(Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами )
Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко, лужа — лужица, дерево — деревце, ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек, туча — тучка, лес — лесок, сад — садик, птица — птичка.
Игра «Один — много»
(Образование множественного числа существительных в родительном падеже)
Месяц — месяцев, дерево — деревьев, дождь — дождей, фрукт — фруктов, лужа — луж, овощ — овощей, урожай — урожаев, листья — листьев, сад — садов, птица — птиц, огород — огородов, слякоть — слякоти, зонт — зонтов, лес — лесов.
Игра «Скажи со словом «осенний»»(Согласование существительного и прилагательного)
Небо (какое?) — осеннее, ветер (какой?) — осенний, аллея (какая?) — осенняя. Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто. Игра «Назови, какая погода?»
(Образование качественных прилагательных)
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая, … дует ветер — ветреная; если на улице холодно, какая погода? — холодная; если пасмурно — пасмурная, … сыро — сырая, … хмуро — хмурая, … солнечно — солнечная, … ясно — ясная. Игра «Один — много»
(Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных)
Наступил осенний день — наступили осенние дни, на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья, плывет темная туча — плывут темные тучи, стоит большое дерево — стоят большие деревья, идет холодный дождь — идут холодные дожди, дует сильный ветер — дуют сильные ветры, висит теплая куртка — висят теплые куртки, летит птичья стая — летят птичьи стаи. Игра «Скажи наоборот»
(Поиск антонимов)
Осень ранняя — осень поздняя, день веселый — день грустный, день солнечный — день пасмурный, облако белое — туча черная, … холодная — жаркая, … хорошая — плохая.
Игра «Я начну, а ты закончи»
(Поиск соответствующего понятия)
Люди осенью одеты, (во что?) — … ; школьники идут с портфелями (куда?) — … ; листья на деревьях стали (какими?) — … ; цветы на клумбах (что сделали?) — … ; птицы улетают (куда?) — … ; звери делают на зиму (что?) — … ; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — …. Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:
1) когда наступает осень; 2) осенние месяцы; 3) приметы осени в природе; 4) красота золотой осени; 5) что делают птицы и животные осенью; 6) труд человека в осенний период; 7) осенняя одежда.
Игра «Исправь ошибки»
(Поиск фактических ошибок)
Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завяли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы. Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.