Проблемы отступят непременно
Работа логопеда при дизартрии направляется на возобновление мягкости речи. Происходит разминка аппарата артикуляции посредничеством специальных упражнений. В лечение обязательно включен массаж. По мере восстановления у пациента способности говорить врач начинает работу над четкостью речи.
В индивидуальные логопедические занятия при дизартрии входят массаж, психологические консультации, лечебная физкультура, включающая упражнения для восстановления движений. Специалисты нашего Центра умеют разбудить интерес к занятиям даже у тех малышей, которые изначально не воспринимают логопедические занятия как что-то привлекательное, поэтому и результаты не заставляют себя ждать. В то же время производится лечение медикаментами.
Только при взаимодействии самого ребенка, его родителей и нескольких врачей-специалистов можно рассчитывать на быстрый и эффективный результат.
Дизартрия — симптомы и лечение
Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9].
Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.
Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.
Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.
Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.
Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.
Выделяется несколько степеней дизартрии [6]:
Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.
Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.
Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.
Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.
Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.
На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.
Конспект логоримического занятия для детей с дизартрией
Конспект логоритмического занятия для детей первого класса с дизартрией .
Тема: «Магазин игрушек»
Цели:
Образовательные:
— Расширение словарного запаса по теме «Игрушки»;
-Формировать навыки количественного звукового анализа, посредством ритмизации слова.
Коррекционные:
-Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развитие мимической мускулатуры лица;
Воспитательные:
— Воспитывать навыки самоконтроля, посредством игр и упражнений.
Оборудование:
кокошники (мяч, кот, конёк), бант для девочки — куклы, игрушки (мяч, кот, лошадка, кукла), зеркало настенное.
Ход занятия
Вводная ходьба
Построение, приветствие, контроль осанки. Под мелодию детской песни.
-Сегодня мы с вами на занятии повторим то, чему научились на прошлом занятии. И я предлагаю, отправится в магазин за покупками.
1) Развитие диафрагмального дыхания
Дети ложатся на спину, педагог кладет на живот что-нибудь нетяжелое, игрушку. Дышим диафрагмой и наблюдаем за тем, как книжка движется вверх-вниз.
2)Развитие речевого дыхания.
Под музыку “лошадка” — из “Детского альбома” — П.И.Чайковского выбегает “лошадка”. Произвольно танцует в основном шаг прямого от бокового галопа. Дети повторяют за “лошадкой” танцевальные шаги. “лошадка”: Я конёк не простой Я конёк заводной Гоп – гоп, цок – цок, Забирай меня дружок! Дети: Мы игрушку покупаем И с собою забираем. “лошадка”: Прежде чем меня забрать Научитесь повторять… (дети выполняют дыхательные упражнения).
Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.
— Какие бывают магазины? (продуктовые, хозяйственные, мебельные, одежды, детских игрушек и т.д.) — Что в них можно купить? (пояснить , что можно купить в продуктовом, хозяйственном и т.д. магазине). А пойдёмте в магазин игрушек! — Что мы в нём сможем купить? (игрушки). — Зачем нам игрушки? -Встаём в круг и “отправляемся” в магазин игрушек.
Развитие внимания. Игра “Мы пойдём сначала вправо…”
Под музыку дети отправляются в магазин, по сигналу логопеда дети меняют направление движения.
— Сейчас мы отправляемся в магазин игрушек, как только я дам сигнал (вправо, влево, вперед, назад) вы должны пойти в нужном направлении.
— дин – дин – дин, дин – дин – дин, Открываем магазин! Заходите, заходите, Выбирайте, что хотите!
2) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.
-Под русскую нар. мелодию “во саду ли…” выходит “Васька – кот”. “кот” — Я котик – котофей. Хорошо ловлю мышей. Деткам песенки пою Баю – баюшки – баю. Педагог: Будем кота покупать? Дети хором: Мы игрушку покупаем И с собою забираем “кот” — Прежде чем меня забрать Научитесь повторять. Дети выполняют упражнения на расслабление мышц (лежа на спине потянуться, в напряжении посчитать до трёх в медленном темпе и расслабиться), креативную гимнастику (поза злой кошки – с произнесением звука “Ф”, поза доброй кошки, с произнесением – “МЯУ”).
Какие формы заболевания наблюдаются
Учитывая уровень распространения поражения речевой функции, выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы. Формирование просодического компонента речи при дизартрии происходит посредством пения, в процессе которого необходимо изменять крепость голоса, интонацию. Немаловажное значение при исправлении голосовых патологий имеют зарядка, упражнения для дыхания и выговора.
Комплекс воздействия логопедических занятий при дизартрии позволяет:
- развить артикуляционный аппарат,
- развить голос (тембр, сила, высота, диапазон),
- развить дыхание (глубина и длительность вдоха и выдоха).
Вовремя начатая логопедическая работа при дизартрии у дошкольников на постоянной основе приведет к скорому исправлению функции речи.
Лечебная гимнастика входит в логоритмическую работу с больными, которые страдают дизартрией. Составляется она совмещенно с логопедическим коррекционным курсом.
Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии нацелена на развитие статики движений; формирование мелкой моторики пальцев рук; воспитание движения конечностей и туловища с поэтапным внедрением работы с вещами; улучшение состояния мышц мимики; тренировку всех видов памяти, внимания; поэтапное развитие навыка здорового дыхания; победу над просодическими нарушениями при заболевании.
Логопедическая работа по преодолению дизартрии включает общую двигательную разминку; голосовую, дыхательную, артикуляционную гимнастики; смешанный массаж.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Конспект индивидуального занятия «В стране насекомых» (для ребенка с дизартрией) Цели: 1. Автоматизировать звука Ш в изолированном виде и в слогах. 2. Закреплять названия насекомых. 3. Развивать артикуляционную моторику. 4. Развивать фонематический слух. 5. Развивать силу голоса и интонационную сторону речи. 6. Развивать чувство ритма.
7. Продолжать формировать направленную воздушную струю . 8. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. 9. Развивать память 10. Воспитывать умения выполнять задания до конца.
Оборудование: плоскостные фигурки насекомых, картинки с символами артикуляционных упражнений, шариковый зонт, тренажер для выработки длительной воздушной струи, карточки-символы с органами артикуляции, фишки с буквами , волшебный сундучок, ширма, плоскостные цветы, гласные буквы, ширма, мячики с изображением символов разных эмоций.
Оргмомент: Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук Ш. А в гости к нам сегодня пришли насекомые. Они тоже хотят научиться произносить этот звук. Научим их? А мы будем учиться у них трудолюбию и усердию .Но они очень маленькие и мы их не сможем рассмотреть. Придумала, мы их увеличим! Для этого надо выполнить задание: Отхлопай также как и я И будет превращение тогда (Повторение ритма. Логопед хлопает тихо, а ребенок громко) ХХ-ХХ Х-ХХ ХХ-Х ХХ-ХХХ Молодец! Вот наши насекомые и стали большими. (Заходят за ширму. Ребенок разглядывает увеличенных насекомых) Посмотри, сколько много гостей .
Чтобы звук правильно произносить , я приглашаю тебя на разминку. Нам поможет эта-бабочка-красавица
МАССАЖ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА ( проводит логопед и ребенок) Большая бабочка к нам прилетала И крыльями гладить личико стала. поглаживающие движения от середины лба к вискам и до подбородка (выполняет логопед) А маленькая бабочка тоже не отстала. (выполняет ребенок) Вот жук прибежал и топать стал постукивающие движения кончиками пальцев от ушей к носу (выполняет логопед) А за ним сынок – маленький жучок. (выполняет ребенок) Вот еще дорожки Пробежим по ним немножко. Массажные движения к верхней и нижней губе Они бежали , торопились И вдруг остановились. Повертелись , покрутились Покрутились, повертелись Массаж точки под нижней губой и под подбородком Быстро ,быстро удалились. Тут кузнечик прискакал В мячик поиграть позвал УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Отбиваем язычком мячик (шариковый зонд) -Вверх, вперед, вниз , вперед(дотягиваемся языком до шарика) -Влево, вправо поворот -Мячик залетает в рот. -шарик губами ты схвати и покрепче удержи( захват шарика губами и удержание его.) А еще к нам прилетела пчела. Она с утра уже трудится:
с цветка на цветок перелетала, нектар собирала а еще с утра тесто замесила (упр-ие «НАК АЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК») Разрезала на кусочки (идем зубами по языку) Скалкой раскатала (гладим язык зубами) Напекла пирожков (защипываем пальчиками губы) Напекла блинов (упр-ие«ЛОПАТОЧКА») ,положила остужать Попробуем блинчик (имитация жевания и глотания) Вкусно! А еще вкуснее с вареньем ( упр-ие «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ») А теперь запьем чаем (упр-ие«ЧАШЕЧКА») УПРАЖНЕНИЯ на формирование длительного выдоха. Какой он горячий, давай подуем (упр-ие «ФОКУС») А один шмель так блинов наелся, что растолстел и не может подняться над цветком, Давай ему поможем, сделаем вдох носом и долго , долго подуем ротиком, чтобы шмель повис в воздухе. А это кто? Конечно муравей .Расскажем ему, как правильно произносить звук Ш РАЗБОР АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ш (Подбор карточек-символов с органами артикуляции) ГУБЫ -вытягиваем вперед ЗУБЫ – сближены ЯЗЫК – широкий, поднимается вверх , похож на чашечку ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ – теплая ГОЛОС — не работает
Картинки переворачиваем ,получаем изображение буквы Ш Посмотри, мы все картинки подобрали правильно и перед нами теперь буква нашего звука Ш А муравьишка тебе принес веточки и предлагает тоже выложить букву Ш. Ребенок выкладывает букву На дорожке ровно в ряд 3 столбика стоят ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА Ш. Зашуршали крылышки наших насекомых ШШШ Побежали пальчики по камушкам с буквой Ш На каждый камушек нажми и звук Ш проговори (шагаем пальчиками по буквам-камушкам) Пока мы шагали, несколько камушек, на которых буква Ш, перепутались с другими Руку в сундучок опусти на ощупь буквы найди внутри.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. А вот кузнечик нам на встречу прыгнул . Он так высоко умеет прыгать и сейчас мы с ним поиграем в такую игру Если услышишь звук Ш , подпрыгни на месте. ШМЕЛЬ, ПАУК, МОШКА, СОРОКОНОЖКА, МОТЫЛЕК, КОМАР, МУРАВЬИШКА АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОГАХ Посмотри , к нам муравьишка прибежал. Предлагает по полянке погулять и травинками пошуршать и все буквы собрать Проходим от цветочка к цветочку, собираем гласные А, О , У, ШШШ_________ А Получился слог ША ШШШ________ О Получился слог ШО ШШШ________ У Получился слог ШУ Собрали мы все буквы. Буквы лесенкой поставим. Лесенка у нас получилась волшебная. Когда будем по ней подниматься , Будет муравьишка в большого муравья превращаться, а потом опять в маленького (Ш) У (Ш) О (Ш)А (Сначала тоненьким голосом, потом все громче и громче и обратно). Порадовал муравьишку. МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА А божья коровка с тобой тоже захотела поиграть: Внимательно слушай, запоминай, с таким же настроением повторяй. (Логопед произносит слоговые ряды с разными эмоциями и перекатывает мячик с изображением символов этих эмоций ребенку. Ребенок повторяет их и перекатывает мячик обратно) ШИ-ШИ-ША- весело ШО-ШО-ШУ- сердито ША-ША- ШИ- удивленно
Всем насекомым понравился звук Ш и они захотели , чтобы в их имени были звуки Ш. Мы с тобой сейчас их назовем. Я начну , а ты добавляй слог ША. Бабочка МаША Божья коровка НатаША Жук ПаША Пчелка ДаША Муравей ГоША ИТОГ Какой ты молодец! Как хорошо потрудился, так здорово выполнял задания , еще лучше подружился со звуком Ш. А кто тебе сегодня помогал? НАСЕКОМЫЕ . А сейчас закрой глаза и вспомни какие насекомые были? Ты всех перечислил, молодец! А к тебе в соту прилетит еще одна пчелка. (На стенде «Наши успехи» в кармашек — соту ставим картинку-пчелку)
Следующая > |
Работа логопеда-дефектолога при дизартрии
Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.
При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.
Что входит в занятия:
- Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
- Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
- Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
- Формирование пространственной ориентации.
- Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
- Постановка правильного произношения звуков.