Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с дизартрией


Проблемы отступят непременно

Работа логопеда при дизартрии направляется на возобновление мягкости речи. Происходит разминка аппарата артикуляции посредничеством специальных упражнений. В лечение обязательно включен массаж. По мере восстановления у пациента способности говорить врач начинает работу над четкостью речи.

В индивидуальные логопедические занятия при дизартрии входят массаж, психологические консультации, лечебная физкультура, включающая упражнения для восстановления движений. Специалисты нашего Центра умеют разбудить интерес к занятиям даже у тех малышей, которые изначально не воспринимают логопедические занятия как что-то привлекательное, поэтому и результаты не заставляют себя ждать. В то же время производится лечение медикаментами.

Только при взаимодействии самого ребенка, его родителей и нескольких врачей-специалистов можно рассчитывать на быстрый и эффективный результат.

Дизартрия — симптомы и лечение

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга [9].

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.




Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии [6]:

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Конспект логоримического занятия для детей с дизартрией

Конспект логоритмического занятия для детей первого класса с дизартрией .

Тема: «Магазин игрушек»

Цели:

Образовательные:

— Расширение словарного запаса по теме «Игрушки»;

-Формировать навыки количественного звукового анализа, посредством ритмизации слова.

Коррекционные:

-Закрепить навыки речи с движениями, совершенствовать общую, мелкую и артикуляционную моторику, развитие мимической мускулатуры лица;

Воспитательные:

— Воспитывать навыки самоконтроля, посредством игр и упражнений.

Оборудование:

кокошники (мяч, кот, конёк), бант для девочки — куклы, игрушки (мяч, кот, лошадка, кукла), зеркало настенное.

Ход занятия

Вводная ходьба

Построение, приветствие, контроль осанки. Под мелодию детской песни.

-Сегодня мы с вами на занятии повторим то, чему научились на прошлом занятии. И я предлагаю, отправится в магазин за покупками.

1) Развитие диафрагмального дыхания

Дети ложатся на спину, педагог кладет на живот что-нибудь нетяжелое, игрушку. Дышим диафрагмой и наблюдаем за тем, как книжка движется вверх-вниз.

2)Развитие речевого дыхания.

Под музыку “лошадка” — из “Детского альбома” — П.И.Чайковского выбегает “лошадка”. Произвольно танцует в основном шаг прямого от бокового галопа. Дети повторяют за “лошадкой” танцевальные шаги. “лошадка”: Я конёк не простой Я конёк заводной Гоп – гоп, цок – цок, Забирай меня дружок! Дети: Мы игрушку покупаем И с собою забираем. “лошадка”: Прежде чем меня забрать Научитесь повторять… (дети выполняют дыхательные упражнения).

Некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений.

— Какие бывают магазины? (продуктовые, хозяйственные, мебельные, одежды, детских игрушек и т.д.) — Что в них можно купить? (пояснить , что можно купить в продуктовом, хозяйственном и т.д. магазине). А пойдёмте в магазин игрушек! — Что мы в нём сможем купить? (игрушки). — Зачем нам игрушки? -Встаём в круг и “отправляемся” в магазин игрушек.

Развитие внимания. Игра “Мы пойдём сначала вправо…”

Под музыку дети отправляются в магазин, по сигналу логопеда дети меняют направление движения.

— Сейчас мы отправляемся в магазин игрушек, как только я дам сигнал (вправо, влево, вперед, назад) вы должны пойти в нужном направлении.

— дин – дин – дин, дин – дин – дин, Открываем магазин! Заходите, заходите, Выбирайте, что хотите!

2) Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

-Под русскую нар. мелодию “во саду ли…” выходит “Васька – кот”. “кот” — Я котик – котофей. Хорошо ловлю мышей. Деткам песенки пою Баю – баюшки – баю. Педагог: Будем кота покупать? Дети хором: Мы игрушку покупаем И с собою забираем “кот” — Прежде чем меня забрать Научитесь повторять. Дети выполняют упражнения на расслабление мышц (лежа на спине потянуться, в напряжении посчитать до трёх в медленном темпе и расслабиться), креативную гимнастику (поза злой кошки – с произнесением звука “Ф”, поза доброй кошки, с произнесением – “МЯУ”).

Какие формы заболевания наблюдаются

Учитывая уровень распространения поражения речевой функции, выделяют бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую, корковую формы. Формирование просодического компонента речи при дизартрии происходит посредством пения, в процессе которого необходимо изменять крепость голоса, интонацию. Немаловажное значение при исправлении голосовых патологий имеют зарядка, упражнения для дыхания и выговора.

Комплекс воздействия логопедических занятий при дизартрии позволяет:

  1. развить артикуляционный аппарат,
  2. развить голос (тембр, сила, высота, диапазон),
  3. развить дыхание (глубина и длительность вдоха и выдоха).

Вовремя начатая логопедическая работа при дизартрии у дошкольников на постоянной основе приведет к скорому исправлению функции речи.

Лечебная гимнастика входит в логоритмическую работу с больными, которые страдают дизартрией. Составляется она совмещенно с логопедическим коррекционным курсом.

Коррекционно-логопедическая работа при дизартрии нацелена на развитие статики движений; формирование мелкой моторики пальцев рук; воспитание движения конечностей и туловища с поэтапным внедрением работы с вещами; улучшение состояния мышц мимики; тренировку всех видов памяти, внимания; поэтапное развитие навыка здорового дыхания; победу над просодическими нарушениями при заболевании.

Логопедическая работа по преодолению дизартрии включает общую двигательную разминку; голосовую, дыхательную, артикуляционную гимнастики; смешанный массаж.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

МАДОУ «Радость» д/с № 202 г. Нижний Тагил Свердловская область учитель-логопед Руденко Елена Анатольевна

Конспект индивидуального занятия «В стране насекомых» (для ребенка с дизартрией) Цели: 1. Автоматизировать звука Ш в изолированном виде и в слогах. 2. Закреплять названия насекомых. 3. Развивать артикуляционную моторику. 4. Развивать фонематический слух. 5. Развивать силу голоса и интонационную сторону речи. 6. Развивать чувство ритма.

7. Продолжать формировать направленную воздушную струю . 8. Развивать мелкую моторику и тактильные ощущения. 9. Развивать память 10. Воспитывать умения выполнять задания до конца.

Оборудование: плоскостные фигурки насекомых, картинки с символами артикуляционных упражнений, шариковый зонт, тренажер для выработки длительной воздушной струи, карточки-символы с органами артикуляции, фишки с буквами , волшебный сундучок, ширма, плоскостные цветы, гласные буквы, ширма, мячики с изображением символов разных эмоций.

Оргмомент: Сегодня мы продолжим учиться правильно произносить звук Ш. А в гости к нам сегодня пришли насекомые. Они тоже хотят научиться произносить этот звук. Научим их? А мы будем учиться у них трудолюбию и усердию .Но они очень маленькие и мы их не сможем рассмотреть. Придумала, мы их увеличим! Для этого надо выполнить задание: Отхлопай также как и я И будет превращение тогда (Повторение ритма. Логопед хлопает тихо, а ребенок громко) ХХ-ХХ Х-ХХ ХХ-Х ХХ-ХХХ Молодец! Вот наши насекомые и стали большими. (Заходят за ширму. Ребенок разглядывает увеличенных насекомых) Посмотри, сколько много гостей .

Чтобы звук правильно произносить , я приглашаю тебя на разминку. Нам поможет эта-бабочка-красавица

МАССАЖ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА ( проводит логопед и ребенок) Большая бабочка к нам прилетала И крыльями гладить личико стала. поглаживающие движения от середины лба к вискам и до подбородка (выполняет логопед) А маленькая бабочка тоже не отстала. (выполняет ребенок) Вот жук прибежал и топать стал постукивающие движения кончиками пальцев от ушей к носу (выполняет логопед) А за ним сынок – маленький жучок. (выполняет ребенок) Вот еще дорожки Пробежим по ним немножко. Массажные движения к верхней и нижней губе Они бежали , торопились И вдруг остановились. Повертелись , покрутились Покрутились, повертелись Массаж точки под нижней губой и под подбородком Быстро ,быстро удалились. Тут кузнечик прискакал В мячик поиграть позвал УПРАЖНЕНИЯ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ Отбиваем язычком мячик (шариковый зонд) -Вверх, вперед, вниз , вперед(дотягиваемся языком до шарика) -Влево, вправо поворот -Мячик залетает в рот. -шарик губами ты схвати и покрепче удержи( захват шарика губами и удержание его.) А еще к нам прилетела пчела. Она с утра уже трудится:

с цветка на цветок перелетала, нектар собирала а еще с утра тесто замесила (упр-ие «НАК АЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК») Разрезала на кусочки (идем зубами по языку) Скалкой раскатала (гладим язык зубами) Напекла пирожков (защипываем пальчиками губы) Напекла блинов (упр-ие«ЛОПАТОЧКА») ,положила остужать Попробуем блинчик (имитация жевания и глотания) Вкусно! А еще вкуснее с вареньем ( упр-ие «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ») А теперь запьем чаем (упр-ие«ЧАШЕЧКА») УПРАЖНЕНИЯ на формирование длительного выдоха. Какой он горячий, давай подуем (упр-ие «ФОКУС») А один шмель так блинов наелся, что растолстел и не может подняться над цветком, Давай ему поможем, сделаем вдох носом и долго , долго подуем ротиком, чтобы шмель повис в воздухе. А это кто? Конечно муравей .Расскажем ему, как правильно произносить звук Ш РАЗБОР АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Ш (Подбор карточек-символов с органами артикуляции) ГУБЫ -вытягиваем вперед ЗУБЫ – сближены ЯЗЫК – широкий, поднимается вверх , похож на чашечку ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ – теплая ГОЛОС — не работает

Картинки переворачиваем ,получаем изображение буквы Ш Посмотри, мы все картинки подобрали правильно и перед нами теперь буква нашего звука Ш А муравьишка тебе принес веточки и предлагает тоже выложить букву Ш. Ребенок выкладывает букву На дорожке ровно в ряд 3 столбика стоят ПРОИЗНОШЕНИЕ ИЗОЛИРОВАННОГО ЗВУКА Ш. Зашуршали крылышки наших насекомых ШШШ Побежали пальчики по камушкам с буквой Ш На каждый камушек нажми и звук Ш проговори (шагаем пальчиками по буквам-камушкам) Пока мы шагали, несколько камушек, на которых буква Ш, перепутались с другими Руку в сундучок опусти на ощупь буквы найди внутри.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. А вот кузнечик нам на встречу прыгнул . Он так высоко умеет прыгать и сейчас мы с ним поиграем в такую игру Если услышишь звук Ш , подпрыгни на месте. ШМЕЛЬ, ПАУК, МОШКА, СОРОКОНОЖКА, МОТЫЛЕК, КОМАР, МУРАВЬИШКА АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Ш В СЛОГАХ Посмотри , к нам муравьишка прибежал. Предлагает по полянке погулять и травинками пошуршать и все буквы собрать Проходим от цветочка к цветочку, собираем гласные А, О , У, ШШШ_________ А Получился слог ША ШШШ________ О Получился слог ШО ШШШ________ У Получился слог ШУ Собрали мы все буквы. Буквы лесенкой поставим. Лесенка у нас получилась волшебная. Когда будем по ней подниматься , Будет муравьишка в большого муравья превращаться, а потом опять в маленького (Ш) У (Ш) О (Ш)А (Сначала тоненьким голосом, потом все громче и громче и обратно). Порадовал муравьишку. МИМИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА А божья коровка с тобой тоже захотела поиграть: Внимательно слушай, запоминай, с таким же настроением повторяй. (Логопед произносит слоговые ряды с разными эмоциями и перекатывает мячик с изображением символов этих эмоций ребенку. Ребенок повторяет их и перекатывает мячик обратно) ШИ-ШИ-ША- весело ШО-ШО-ШУ- сердито ША-ША- ШИ- удивленно

Всем насекомым понравился звук Ш и они захотели , чтобы в их имени были звуки Ш. Мы с тобой сейчас их назовем. Я начну , а ты добавляй слог ША. Бабочка МаША Божья коровка НатаША Жук ПаША Пчелка ДаША Муравей ГоША ИТОГ Какой ты молодец! Как хорошо потрудился, так здорово выполнял задания , еще лучше подружился со звуком Ш. А кто тебе сегодня помогал? НАСЕКОМЫЕ . А сейчас закрой глаза и вспомни какие насекомые были? Ты всех перечислил, молодец! А к тебе в соту прилетит еще одна пчелка. (На стенде «Наши успехи» в кармашек — соту ставим картинку-пчелку)

Следующая >

Работа логопеда-дефектолога при дизартрии

Логопеду-дефектологу в данном случае достается ответственная роль корректора имеющихся нарушений в речи ребенка. Очень важно, чтобы родители относились с пониманием необходимости регулярных занятий и обязательного выполнения домашних заданий.

При правильном подходе прогноз при стертой форме дизартрии — самый благоприятный. Ребенок полностью способен освоить правильную речь и сможет успешно учиться в школе.

Что входит в занятия:

  1. Артикуляционная гимнастика. Она необходима для того, чтобы «научить» язык занимать правильное место при произнесении того или иного звука.
  2. Упражнения для выработки правильного речевого дыхания.
  3. Развитие мелкой моторики. Широко известно, что чем лучше координация пальцев рук, тем быстрее формируется правильная речь.
  4. Формирование пространственной ориентации.
  5. Логопедический массаж языка. Даже из-за незначительных поражений мозга многие дети имеют нарушения тонуса артикуляционного аппарата. Специальный массаж помогает снять излишний тонус или, наоборот, укрепить нужные мышцы.
  6. Постановка правильного произношения звуков.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]