Домашнее задание по лексической теме «Перелетные птицы»учебно-методический материал (старшая группа)


LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Татьяна57

Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ».

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля. ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить. ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый. РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ. Перелётные птицы — это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края. Эти птицы — насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.


Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают. Утки, гуси и лебеди улетают вереницей — верёвочкой.


Ласточки и скворцы улетают стаей.


Журавли улетают клином — углом.


А кукушки улетают поодиночке. Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно. У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.


ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ : ПОЧЕМУ? Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие). Жаворонок, воробей, грач, скворец. Ворона, утка, голубь, воробей. Грач, синица, ласточка, кукушка. Сорока, воробей, дятел, стриж. Голубь, лебедь, цапля, журавль. Жук, бабочка, птенец, комар (птенец – птица, остальные насекомые). ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ: Журавли – журавлята. Грачи – грачата. Гуси – гусята. Скворцы – скворчата. Утки — … . Кукушки — … . Стрижи — … . ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ? Чей клюв? У журавля – журавлиный. У гуся – гусиный. У утки -… . У кукушки -… . У грача -… . ОДИН — МНОГО. Кукушка – кукушки. Журавль — журавли. Скворец — скворцы. Соловей — соловьи. Жаворонок – жаворонки. Лебедь — лебеди. Грач — грачи. Утка — утки. Ласточка – ласточки. Грачонок – грачата. Аист – аисты. Гусенок – гусята. КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁТ: Кукушка – кукует. Ласточка – щебечет. Скворец – поет. Журавль – курлыкает. Утка – крякает. Гусь – гогочет. ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ: Зимующая или перелётная птица? Почему их так называют? Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…) Чем питается? Где живёт – дупло, скворечник, гнездо… СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА. Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.


Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит. С нею солнце краше и весна милей… Прощебечь с дороги нам привет скорей. Дам тебе я зерен, а ты песню спой, Что из стран далеких принесла с собой. (А. Плещеев) ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО. На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его — … (скворец). НАЗОВИ ЛАСКОВО : Соловей — соловушка. Журавль — журавушка. Лебедь — лебедушка … . У КОГО — КТО? У кукушки – кукушонок, кукушата. У журавля — журавленок, журавлята. У скворца — скворчонок, скворчата. У лебедя — лебеденок, лебедята. У грача — грачонок, грачата. У утки — утенок, утята. У аиста – аистенок, аистята. У гуся – гусенок, гусята. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ «ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ»: В поле я увидел … (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за … (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный … (длинноногий журавль). Я хотел подойти к … (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе … (длинноногий журавль). Я рассказал маме о … (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать … (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к … (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за … (длинноногим журавлем). ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО): Грач вылетел … гнезда. Грач прилетел … гнездо. Грач подлетел … гнезду. Грач кружит … гнездом. Грач сел … ветку. Грач ходит … пашне. СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ. ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ: Прилетели грачи. Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи? Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов? Предвестники весны. Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!» Какая была зима? Что наступает после зимы? Как греет солнышко весной? Кто прилетел? Кого увидели дети? Что они закричали? ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА: Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом. ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: На дереве гнездо, а на деревьях … (гнезда). На ветке сук, а на ветках … . В гнезде птенец, а в гнездах — … . На дворе дерево, а в лесу — … . ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ: Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо.) Явился в жёлтой шубке, Прощайте, две скорлупки. (Птенец.) На шесте дворец, Во дворе певец, А зовут его… (Скворец.) Белоклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. Верный сторож, друг полей. Первый вестник тёплых дней. (Грач.) ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ. Скворцы. Мы вставали ночью даже, Из окна смотрели в сад: Ну когда же, ну когда же Наши гости прилетят? А сегодня поглядели – На ольхе сидит скворец. Прилетели, прилетели, Прилетели, наконец!

Лексическая тема «Перелётные птицы» взаимосвязь с воспитателем

Пальчиковая гимнастика

Перелетные птицы

Птицы в небе тают, тают

Птицы к югу улетают.

Все растаяли вдали

Аист, цапли, журавли

Машем руками

Ладонь «козырьком» ко лбу

Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы

Дыхательная гимнастика

«Перышко»

(дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…)

«Аист»

Представим, что мы превратились в аиста, разгуливающего с важным видом по болоту. Голова гордо поднята, спина — прямая. Руки-крылья вытянуты в стороны. На вдохе поднимаем «крылья» и од­ну ногу, сгибая ее в колене. Затем колено разгибаем, вытя­гиваем носок вперед. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, делая шаг и произнося «ш-ш-ш…». Так же — с дру­гой ногой. Чередование вдох-выдох рекомендуется повто­рить 6-7 раз.

«Гуси летят»

Медленная ходьба по комнате. На вдох — руки поднять в стороны; на выдох — опустить, произнося длительное: «Г-у-у у». Продолжительность 60 секунд.

Развитие артикуляционной моторики.

«Клювы разных птиц».

Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед

«Голодные птенчики».

Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

Упражнения для щек и губ.
«Мама-птица прогоняет от птенцов куницу».
Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка


«Птенчики ждут пищу».
Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!»

Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист».

Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие мимических мышц.

Осенью вы прощались с птицами, (Грустно

). Изобразить голодных птиц в морозный день. Передать эмоциональное состояние, вы сочувствуете птицам, жалеете их.
Грустное, жалостливое лицо
). Скворец попался в лапы кошке. (
Страх
) Птицы вернулись из теплых стран. (
Радость)
Лексическая тема: «Перелётные птицы»

Рассказ о птицах

В природе существует большое разнообразии птиц. Где бы вы ни гуляли – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду вы встретите птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые. Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Расскажите детям о перелетных птицах.

Перелетные птицы — это те птицы, которые поздней осенью и зимой не находят для себя корма и улетают в теплые края, где много корма.

Улетают от нас насекомоядные, болотные и водоплавающие птицы. А почему?

Скворец, грач, кукушка и другие насекомоядные птицы питаются насекомыми. Осенью насекомые прячутся в кору деревьев, зарываются в землю, находят укромные местечки и там зимуют. Птицы не могут отыскать насекомых, им становятся голодно, холодно; они улетают.

Болотные и водоплавающие птицы питаются мелкими рыбками, лягушками, водными насекомыми. Осенью холодно — лягушки и водные насекомые впадают в спячку. Зимой вода превращается в лед — до рыбешек птицам не добраться.

Побеседовать о том, какую пользу приносят перелётные птицы.

Существительные:

ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи, перо, крылья, клюв, голова, тело, лапы, глаза

Назвать и показать части тела птицы:

— Рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечать полным предложением. У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапки. У птиц есть хвост. У птиц есть клюв.

У птиц есть шея. Тело птиц покрыто перьями.

Назвать перелетных птиц:

лебедь, скворец, журавль, аист, грач, кукушка, соловей, иволга, жаворонок, утка, цапля, ласточка, гусь, дрозд, чиж, стриж.

Игра «Добавь слово»

Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы»

Дата______________ Класс________

№ Урока___________

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели: — Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах. — Расширение словарного запаса по лексической теме, — Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели: — Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления. — Развитие общей и мелкой моторики. — Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи: — Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка , стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика.

«Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики»)

и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли
(упр. «Качели»).
Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»).

Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка
(упр. «Сердитая кошка»).
Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить
(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо).
Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце
(упр. «Чашечка»)
и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»).

Вымыв свои лапки, ушки и мордочку
(упр. «Варенье»),
кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

-Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

-Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

-Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5.
«Не ошибись».
Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: «Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие.»

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия.

Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]