Правильная артикуляция
Выше описанные упражнения наглядно демонстрируют, что постановка звука [Ч] возможна несколькими способами, которые отличаются методикой звукообразования:
1. Использование опорного звука и правильная постановка последовательных движений языка:
- малышу предлагают проговаривать всегда мягкий [т’] и при этом концентрировать внимание на том, чтобы язык плотно примыкал к альвеолам. Потом специалист показывает, как нужно завернуть язык к гортани из этого положения. Для этого используют шпатель. Если ему тяжело даётся изолированный звук [т’] , можно заменить его на [ат’] ;
- ребёнка просят проговорить [т’] и при этом нажимать пальчиками на уголки рта, вытягивая губы трубочкой. При таком положении губ язык автоматически скользит назад.
2. Использование эффекта слияния частей [Ч] :
- нужно попросить малыша последовательно, но быстро произносить твердый глухой [т], а за ним [щ]. Сначала это делается медленно, а потом с наращиванием темпа ускорения. Важно, чтобы произношение формировалось на выдохе.
3. Упражнение с применением игровой формы подражания:
- имитировать стрекотание кузнечика или «звать» уток – «кача-кача»;
- читать малышу стихи: взрослый зачитывает строчки и делает паузы в тех местах, где ребёнок должен произнести звук.
4. Использовать опорные звуки:
- попросить произнести звук «ть», акцентировав внимание на правильном положении языка. Во время того, как ребёнок произносит, сопровождать звукообразование движеньем сгибающейся ладони.
Неспециалисту трудно определить, какой из способов, подойдёт ребёнку. Для этого родители могут попеременно использовать каждое из этих упражнений. По результатам работы оценивается его эффективность. Главное — не останавливаться на том, что у ребёнка получается дифференциация звуков [т’] и [ч], ведь артикуляционный навык ещё не закреплён.
Автоматизация звука [ч]
Для автоматизации произношения используется такая последовательность упражнений:
- сначала проговаривание прямых, а потом обратных слогов: ча-ач, уч-чу, чо-оч;
- проговаривание одно- и двухслоговых слов, у которых [ч] находится на конце: мячь, дичь, бычки, птичка;
- произношение слов, где звук находится в середине: бочка, уточка, паучки;
- проговаривание слов, которые начинаются на [ч]: чайник, чугунный, Чукотка;
- чтение или произношение словосочетаний со звуком, их сопряжение: чайные чашки, кожаный чемоданчик, пень-пенёчек, кот-коточек.
- чистоговорки и стихи, насыщенные этим звуком — заключительная часть логопедической работы по автоматизации.
Автоматизация звука [ч] в прямых слогах
Автоматизация звука [ч] в обратных слогах
Автоматизация звука [ч] в словах
Автоматизация звука [ч] в словосочетаниях и предложениях
Автоматизация звука [ч] в чистоговорках
Автоматизация звука [ч] в стихотворениях
Артикуляционная гимнастика
Для начала необходимо «разогреть» язык, ведь этот орган — это большая мышца. Вот несколько упражнений, которые помогут подготовить её к работе:
- «Чистка зубов»: языком необходимо водить по внутренней части верхних зубов. Делать это нужно с нарастающей скоростью. Важно, чтобы он соприкасался именно с основанием зубов — местом их стыка с десной. Именно там находятся альвеолы.
- «Грибочек»: задание поможет тем ребятам, у которых были проблемы с другими звуками из-за короткой уздечки. Малышу нужно растянуть губы в улыбке и широким языком прижаться к верхнему нёбу. Чем шире раскрыт рот, тем лучше результат.
- «Вкусняшки»: положить на кончик языка ириску, шоколадку и приклеивать её к верхнему нёбу у передних зубов. Важно, чтобы рот был широко открыт. В отличии от упражнения на постановку звука, ребёнку не нужно его произносить, потому что задача — укрепить мышцу.
Если малышу нравится так заниматься, то его можно ставить в конце артикуляционного блока и с него уже переходить на произношение звука [Ч]: сначала упражнение без звука, а потом его усложнение необходимостью проговаривать [Ч].
Дифференциация звуков Ч-С.
Приступать к дифференциации можно только после того, как звук будет поставлен и автоматизирован.
Произносить (читать) слоги:ча—са ча—ся са—ча ся—ча ач-ас ач—ась; чу—су чу—сю су-чу сю—чу уч-ус уч-усь; чо—со чо—сё со—чо сё—чо оч—ос оч—ось; че—сэ че-се сэ—че се-че еч—есь есь—еч; чи—сы чи—си сы—чи си—чи ич—ись ись—ич.Произносить (читать) слова.
чайка—сайка чашка—Сашка овчарня—псарня бачок—басок пучок—кусок качал—писал причал—присядь стучал—кусал кричал—плясал курчонок—гусёнок чёрный—сорный печёнка—сосёнка копчёный—поросёнок вылечу—вынесу хочу—несу точу—косу чудак—судак лачуга—посуда перчик—персик | обучил—укусил личинка—осинка волчица—лисица точил—косил очень—осень плач—квас качка—каска чей—посей качели—сели кочерга—серьга собачка—колбаска ночка—Моська кочки—доски ночка—носки колюч—колюсь горяч—борясь печка—леска линюч—ленюсь косички—сосиски речник—лесник |
Произносить (читать) слова со звуками [ч] и [с]:учусь, верчусь, мучаюсь, качусь, лечусь, сычи, час, часто, часть, сачок, свеча, сучок, смельчак, причёска, скачки, вскачь, собачка, кусачки, сочный, сорочка, кусочки, спячка, спрячь, спичка, косичка, лисичка, свечка, словечко, саночки, сумочка, семечки, Сонечка, сибирячка, скамеечка.Произносить (читать) словосочетания и предложения.Ручка в сумочке. У девочки часики. У Сонечки косички. У мальчика сорочка и носочки. Это не бечёвка, а тесёмка. Соня очень любит осень. Пойдём на качели-карусели. Началась качка, закачалась мачта. Есть у Алёнки две косички — торчат, как ушки у лисички. Вот какие чудеса! Вася хнычет два часа. Волк ночью, думая попасть в овчарню, попал на псарню. Ходит мальчик невеселый, — искусали злые пчёлы. Напал на нас мороз трескучий, кусачий-прекусачий, колючий-преколю-чий. Зайчишка-трусишка спрятался у пенёчка. Кукушка в новом чине уселась важно на осине.Произносить (читать) тексты.Загадка. В чисто убранной светличке Эти сестры весь денёк Дремлют сёстры-невелички. Добывают огонёк. (Коробок спичек)Кулики. — Кто там бродит у реки? — Это наши кулички. — А чего они хотят? — Накормить своих ребят. — Где ребята? — На песочке. — Сколько их? — Сынок и дочка. У сынка на горлышке Все промокли перышки, Оттого что, не спросясь, Сунул клювик прямо в грязь. — Ну, а дочка? — Ну, а дочка Ходит только по песочку. Дочка длинноносенькая, Дочка длиннохвостенькая. Ходит дочка не спеша. Очень дочка хороша. (Н. Дилакторская)Выучить наизусть стихотворение.Лодочки. Из ореховых скорлупок Вышло десять лёгких шлюпок… Спичка с красным лоскутком — Мачта посерёдочке. И поплыли ручейком Лодочки-лебёдочки. Ручейки звенят-поют, То и знай встречаются. Наши лодочки плывут, На волнах качаются. (Е. Благинина)Произносить (читать) и пересказывать текст.Часы спешат. Разбудила мама Соню. — Вставай, доченька, собирайся в школу. Пока Соня собиралась, мама вскипятила чайник. Поставила на стол чашки, вазочку с печеньем, нарезала калач. Налила в чашки горячий чай. — Садись, дочка, пей чай. Соня пьёт чай. Мама тоже пьёт. Мама смотрит на часы и говорит: — Соня, кончай пить чай. Пора идти. — Мама, часы спешат. — Нет, часы не спешат. Это ты пьёшь чай медленно.
Постановка звука [ч]
Артикуляцию звука [Ч] можно поставить 3 способами:
- С использованием части [т’] : произносить этот звук в очень быстром темпе так, чтобы кончик языка доставал до основания верхних резцов со стороны нёба. Потом начать заворачивать его, как бы поглаживая бугорок у корней зубов — альвеолы. И одновременно нужно широко растягивать уголки рта, как бы в улыбке.
- С применением двух составляющих [т’] и [щ’] : широко улыбаясь, сначала медленно, а потом всё быстрее и быстрее произносить попеременно [т’] и [щ’] . Скорость позволяет слиться им и получить чистую артикуляцию звука.
- Объяснить звукообразование, разложив процесс на этапы: для упражнения нужен кусочек бумаги или шоколадки. Он ложится на кончик языка и ребёнка просят прилепить его над дырочкой, которая находится между верхними резцами с внутренней стороны. Для этого необходимо сначала нащупать это место, а потом уже с кусочком лакомства отправить язык на «задание». Для фиксации шоколада или бумаги необходимо приложить силу, что послужит артикуляционной гимнастикой и позволит автоматизировать движение языка.
Во всех случаях необходимо сажать ребёнка перед зеркалом и акцентировать внимание на том, чтобы он следил за своими движениями в отражении. Некоторые родители игнорируют это правило, однако логопедическое занятие проходит в разы продуктивнее при визуальном контроле положений рта и языка.
Дифференциация звуков Ч — Щ
1. Чистоговорки (повтори чётко и медленно)
ЧА-ЧА-ЧА – локон у плеча. | АЧ-АЧ-АЧ – у Никиты мяч. |
ЧИ-ЧИ-ЧИ – новые ключи. | ОЧ-ОЧ-ОЧ – у мамы дочь. |
ЧУ-ЧУ-ЧУ – сока я хочу. | УЧ-УЧ-УЧ – виден яркий луч. |
ЧЁ- ЧЁ-ЧЁ – левое плечо. | ЕЧ-ЕЧ-ЕЧ – вот огромный меч. |
ЩА-ЩА-ЩА – ходит зайка без плаща. | АЩ-АЩ-АЩ – у меня плащ. |
ЩИ-ЩИ-ЩИ – мы ели щи. | ОЩ-ОЩ-ОЩ – вырос хвощ. |
ЩУ-ЩУ-ЩУ – я тебя ищу. | УЩ-УЩ-УЩ – вырос плющ. |
ЩЁ- ЩЁ-ЩЁ – мы хотим играть ещё. | ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ – в кастрюле лещ. |
2. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ча-ща | чу-щу | че-ще | що-чо | ще-че |
чо-що | чи-щи | ща-ча | щу-чу | щи-чи |
3. Подчеркни картинки, в названии которых слышится звук Ч, зачеркни картинки, в названии которых слышится звук Щ.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№2)
1. Четко проговори сначала по 2, а затем по 3 слога.
ща-ча-ща | щу-чу-щу | ще-че-ще | чо-що-чо | чи-щи-чи |
що-чо-що | щи-чи-щи | ча-ща-ча | чу-щу-чу | че-ще-че |
2. Четко проговори пары слов. Уточни их значение.
Горячие щеки. Горячие щи. Ищу точильщика. Ищу чемодан. Колючая щетка. Копченые лещи. Летающая бабочка. Лечащий врач. Молочная пища. Отвечающий учащийся. Почтовый ящик. Прочный щит. Птичий щебет. Сочные овощи. Учу товарища. Черный щенок. Чистящая щелочь. Чужие вещи. Чистое помещение. Чищу чайник. Чудесное угощение.
3. Четко проговори каждое слово.
Вещички. Волчище. Дощечка. Кричащий. Мечтающая. Молчащая. Отвечающий. Ручищи. Скучающий. Точильщик. Учащийся. Часовщик. Чаща. Чище. Чудовище. Чищу. Щелочка. Щелчок. Щеночек. Щепочка. Щеточка. Щечки. Щучка. Ящичек.
4. Определить позицию звука Ч, Щ в словах
5. Послушай пары слов и составь с ними предложения.
Плащ — химчистка. Пещера — бочки. Чинить — ящик. Встреча — площадь. Считать — чек. Речка — удилище. Тащить — кирпичи. Черепаха — щенок. Чебуреки-товарищи. Чулан — вещи. Ящик — ключи. Выключатель — помещение.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№3)
1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.
Например: Мальчик, который читает книгу. Читающий мальчик. Девочка, которая скучает. (Скучающая девочка.) Мальчик, который отвечает у доски. (Отвечающий мальчик.) Девочка, которая мечтает. (Мечтающая девочка.) Девочка, которая молчит. (Молчащая девочка.) Мальчик, который играет. (Играющий мальчик.) Девочка, которая учится. (Учащаяся девочка.)
2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Щеночек в чащу дощечку тащит. У нашей Танечки на щечках ямочки. В пещере большущие мыши летучие. Дочку угощали щами и копчеными лещами. Мяч скакал на чердаке, ищут мячик на песке, тщетно ищут мячик девочка и мальчик. Два щенка на чердаке грызли щетку в уголке.
3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
У нашей Таечки в ящичке маечки. У чудовища чудовищные щупальца. Дюймовочка на щепочке, у Дюймовочки щеточка. Щеткой я чешу щенка, щекочу ему бока. Тщетно в роще рыщет хищный волчище. Щенок у щучки лизнул чешую.
Дифференциация звуков Ч — Щ (№4)
1. По образцу подбери и проговори новые слова так, чтобы появился звук Щ.
Мальчик, который плавает. (Плавающий мальчик.) Девочка, которая встречает подругу. (Встречающая девочка.) Девочка, которая улыбается. (Улыбающаяся девочка.) Мальчик, который танцует. (Танцующий мальчик.) Девочка, которая кружится. (Кружащаяся девочка.) Девочка, которая смеется. (Смеющаяся девочка.) Девочка, которая плачет. (Плачущая девочка.)
2. Не торопясь, произнеси каждую рифмовку 3-5 раз.
Большую морковку зайчата тащили, они от морковки чуть-чуть откусили, потом захотелось еще откусить, потом… уже нечего было тащить. Я по кочкам на лугу к речке босиком бегу, а трава щекочется, мне смеяться хочется! Паучище прибыл на базар, щеточкой почистил свой товар, закричал: «Чудесная новинка! Мухи! Подходите! Паутинка!» Черный чистенький щенок чем-то перепачкал бок, мальчик щетку в руки взял, бок щеночку чистить стал. Два часа терпел щенок, больше вытерпеть не мог. Начал хвостиком вилять, о пощаде умолять: «Для чего мне чистить бок? Я не плащик, я щенок!»
3. Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.
Плащ чищу, чищу и отчищу. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для вас. Щенок на даче все в ящик тащит. У щенка, как у овечки, шерстка в маленьких колечках. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Автор материала: Медведкова Надежда Геннадьевна
Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ],
Проблема разобщения звуков [ч]-[т] характерна для малышей, которые учатся проговаривать этот звук на одном языке. Дифференциация звуков [ц]-[ч]» и [щ]-[ч] актуальная для детей из билингвических семей. Такая замена характерна для иностранных языков Алтайской семьи.
Для дифференциации ребёнку предлагают произносить слоги, слова, словосочетания, предложения, содержащие звуки [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ].
Дифференциация звуков [ч]-[т] в слогах
Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[т] в словах
Дифференциация звуков [ч]-[т] в загадках
Дифференциация звуков [ч]-[т] в стихах
Дифференциация звуков [ч]—[ц] в слогах
Дифференциация звуков [ч]—[ц] в словах
Дифференциация звуков [ч]—[ц] в словосочетаниях
Дифференциация звуков [ч]—[ц] в стихах
Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в слогах
Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в словах
Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в текстах
Дифференциация звуков [ч]—[ш’] в стихах
Занятия по постановке, автоматизации и дифференциации звука [ч] рекомендуется проводить длительностью до 10 минут для детей 4-5 лет и до 20 минут для 6-7-летних ребят.