Методическая разработка «Постановка и автоматизация звука [К]»

Постановка и автоматизация звука «К» и «Кь» требует комплексного подхода. Перед началом обучения ребенка необходимо выработать у него осознание механизма образования буквы артикуляционным аппаратом. Определить порядок проведения занятий с обязательным присутствием артикуляционной гимнастики. Закрепление результатов осуществлять после освоения малышом изолированного звука.

Нарушения воспроизведения фонемы К и Кь

Логопедия разделяет ошибки произношения твердого и мягкого звука К на 3 группы с характерными видами отклонений от нормы. Представлено в таблице:

НазваниеВид нарушенияХарактеристика
КаппацизмОтсутствие правильного воспроизведения звука.Фонема заменяется щелчком голосовых связок.
Искажение буквы.Носовое воспроизведение (возникает при неправильном дыхании). Боковое произношение характерно для детей с неверно поставленной артикуляцией или наличием органических дефектов..
Полное отсутствие «К» и «Кь» в разговоре.Ребенок систематически пропускает букву в словах (Кит – Ит, Куб – Уб).
ПаракаппацизмЗамена «К» на «Т». Кот – Тот, Куб – Туб.
Замена «К» на «Х». Кит – Хит, Ком – Хом.

Все перечисленные виды отклонений объединены специалистами в одно понятие – дислалия (об этом тут). Диагноз также включает различные дефекты произношения звонких и глухих согласных. Исключением являются гласные звуки. Они произносятся при дислали правильно.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Важно: если не заниматься с крохой на ранней стадии обнаружения проблемы до школы, то это может привести к развитию дисграфии (ошибки письма) и дислексии (ошибки чтения). Коррекция у детей школьного возраста требует значительно больше времени и обязательного вмешательства логопеда.

Причины

Чтобы понять, как правильно поставить звук необходимо знать первопричину появления отклонения от нормы. На возникновение ошибочного или полного отсутствия произношения звука «К» и «Кь» влияют такие факторы:

  1. Органические дефекты, связанные с неправильным строением речевых органов:
  • аномалии верхней части полости рта. Небо может быть слишком высокое, мягкое, узкое. Мягкая часть быть твердой и наоборот.
  • неспособность малыша различать звуки на слух (фонематические отклонения);
  • слабые мышцы языка;
  • плохая чувствительность языковых мышц;
  • нарушения физического слуха в легкой форме.
  1. Социальные факторы:
  • упущение родителей, воспитателей, педагогов;
  • использование 2 и более языков в семье;
  • отсутствие артикуляционных занятий;
  • повторение речи с ошибками за близкими.
  • Определить какой фактор стал предрасполагающим для ребенка в развитии дефекта и как его устранить способен специалист. Для этого логопед собирает подробный анамнез в индивидуальном порядке, осматривает состояние речевых органов и делает вывод на основе обследования.

II этап работы (проводится как целое занятие)

Тема. Уточнение произношения звука к.

Цель. Добиваться четкого, правильного произношения звука к в звукоподражаниях. Предшествующая работа. Проведено уточнение движений языка, необходимых для правильного произношения звука.

Подготовительная работа. Воспитатель заготавливает игрушки или картинки (курица, петух, воробей, кукушка, лягушка). Еще раз проверяет, как дети произносят звук к, чтобы выяснить, кому необходимо уделить большее внимание.

Рассказ «Кто как кричит?» Краткое описание

Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: «Помните, дети, как мы с вами ходили на прогулку в лес на даче? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а навстречу идет курица (достает игрушку, ставит на стол) и кричит: «ко-ко-ко…» Как она кричит? («Ко-ко-ко».) Идем мы дальше, а курица кудахчет: «куд-куда». Как она кудахчет? («Куд-куда».) «В лес», — ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух (достает петуха) и кричит: «кука-ре-ку!» Как петух кричит? («Ку-ка-ре-ку!») Пошли дальше по дороге, мимо огорода. Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют (достает воробья). Прогнали их дети. Как вы их прогнали? («Кыш-кыш».) Пришли мы в лес. Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим, кукушка кукует (достает кукушку): «ку-ку». Как кукушка кукует? («Ку-ку…») Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают (достает лягушку): «ква-ква». Как лягушки квакают? («Ква-ква».) Погуляли мы в лесу и вернулись домой».



Затем воспитатель опрашивает детей, кого они видели и кто как кричал. Методические указания. Следить, чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук к четко и отвечали на вопросы полным ответом.

Нормальная артикуляция для звука К и Кь

Органы речевого аппарата при произношении фонемы «К» принимают положение:

  1. Губы разомкнуты в соответствии с последующим гласным звуком.
  2. Кончик языка за нижними зубами. Орган не касается зубов, а расположен ближе к середине ротовой полости.
  3. Середина языка опущена.
  4. Задней частью органа делается упор в мягкую часть неба. Края по бокам немного дотрагиваются твердого неба.
  5. Мягкое небо приподнято. Оно должно перекрывать ход в носовую полость.
  6. Голосовые связки в расслабленном состоянии;
  7. Воздух через рот.

Артикуляция звука «Кь» предполагает особенности:

  1. Уголки губ оттянуты назад.
  2. Губы прижаты к зубам.
  3. Кончик языка делает упор в нижние резцы.
  4. Середина языка приподнята. Она касается середины твердого неба.

Наглядная демонстрация в картинке:

Упражнения для построения правильной артикуляции

Важность артикуляционной гимнастики доказана научными исследованиями. Быстрое освоение ребенком воспроизведения любого звука зависит от натренированности органов речи. Такие приемы подходят неговорящим детям и старшей группе лиц после перенесенной болезни (инсульт). Для каждой буквы характерны свои упражнения.

Основные тренировочные занятия по подготовке перед постановкой звука «К» и «Кь»:

  • блинчик. Хорошо открывают ротовую полость. Расслабленный язычок кладут на нижнюю губу. Далее чередуют улыбку с угрюмым выражением лица. Язычок неподвижен.
  • горка. Кроху просят широко открыть ротик. Язычок выгнуть, чтобы образовать горку. Кончиком органа сделать упор в нижние резцы. Задержать положение на 10 секунд;
  • массаж. Занятие для расслабления мышц. Слегка открыть ротик. Язычок перемещать по нижней губе. Понемногу покусывать его зубками;
  • ветер с горки дул. Для выполнения в работу включается дыхательная система. Ребенок обучается прогонять воздушную струю по языку. Малыш открывает рот и выполняет языком упражнение горка. Далее нужно сделать глубокий вдох. После постепенно выдыхать, делая акцент на положении середины и корня языка. Они должны перекрывать ход воздуха к носовой полости. Получается кряхтящий звук. Так можно выработать произношение фонемы «К»;
  • язычок – силач. Малышу предлагают поиграть в игру, в которой язык будет оказывать сопротивление постороннему предмету. Для упражнения подойдет чистая чайная ложка. Взрослый подносит ее к кончику язычка. Крохе нужно стараться вытолкнуть предмет из ротовой полости. Ротик хорошо открыт.

Важно: главная задача взрослого добиться правильного положения языка. Приподняться должна средняя часть к твердому небу и корень органа к мягкому небу. Занятие проводят постепенно, чтобы не перегрузить мышцы.

Мнение эксперта

Маргарита Сергеевна С.

Логопед-дефектолог с 15-ти летним стажем работы в различных центрах коррекции речи с детьми разного возраста.

Детальную технологию и очередность проведения упражнений подскажет логопед с индивидуальным учетом способностей ребенка.

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Секреты успешного освоения упражнений:

  1. Занятия проводят 2-3 раза в день. Длительность выполнения до 5 минут.
  2. Все движения органов речи повторяют 3-4 раза.
  3. Постепенное увеличение нагрузки на речевой аппарат. Сначала проводить статистические виды упражнений (15- 20 секунд удерживать положение). После переходить на динамические, повышая двигательную активность органов.
  4. Задания проводить в игровой форме.
  5. Применять зеркало для наглядности.

Важно: начинать выполнять новое задание необходимо после усвоения крохой предыдущего.

Структура занятия по автоматизации звуков [К] и [Г]

После постановки фонем [К] и [Г] необходимо приступать к их автоматизации. Занятия по каждому звуку проводятся отдельно. Первым автоматизируют [К], а после ввода его в связную речь переходят к автоматизации [Г].

Каждое занятие ориентировано на реализацию нескольких групп задач.

Обучающие:

  • Уточнение представлений о способе воспроизведения автоматизируемой фонемы отдельно, в слогах, фразе, самостоятельной речи.
  • Знакомство с терминами звук, слог, слово, предложение.
  • Обучение начальным навыкам чтения.
  • Увеличение словаря по конкретной лексической теме.

Развивающие:

  • Усовершенствование двигательной активности речевых органов.
  • Формирование чувственного восприятия артикуляционной позиции.
  • Совершенствование фонематических процессов.
  • Становление умения выполнять звуко-буквенный разбор с применением графических изображений.
  • Совершенствование неречевых психических процессов.

Воспитательные:

  • Стимулирование заинтересованности занятием.
  • Воспитание усидчивости, целеустремленности, адекватного отношения к своим речевым нарушениям.

Коррекционные:

  • Исправление неверного положения автоматизируемого звука.
  • Устранение речевого негативизма.

Методы постановки звука К и Кь

Логопедами используются такие способы:

  • По подражанию.
  1. Осуществляют перед зеркалом. Взрослый тихо покашливает на выдохе с широко открытым ртом.
  2. Ребенок должен видеть расположение языка в этот момент. При кашле должны слышаться звуки «К» и «Э». Нужно стараться избегать выраженного «Х» между ними.
  3. После малыша просят повторить услышанное. Он должен покашливать себе на ладошку.
  4. Под подбородком крохе немного можно сдавить шею не на долго. Так получиться более четкий звук «К».
  5. Попросите малыша глубоко вдохнуть и выдохнуть. Выдохнув полностью воздух нужно покашлять шепотом. Стараться убрать фонему «Х» при кашле.
  6. Упражнение выполняют 2-3 раза в день. Как только получится максимально приближенный звук «К». Ребенка просят, покашливая произносить Ка-Ка-Ка и т.д.
  7. После успешного выполнения занятий малыша учат произносить изолированный звук.

  • Механический способ. Постановку осуществляют от звука «Т» (взрывной, переднеязычный, передненебный). Выполняется с помощью зонда и шпателя. После инструменты заменяют пальцем взрослого, а потом ребенка. Нажимают на кончик языка, отодвигая его вглубь во время произношения слогов Та – Та – Та. Практически сразу получается Ка – Ка – Ка. Результат закрепляют со временем исключая механическую помощь.

Мягкий звук «Кь» ставят механическим методом, как и твердый. При этом используют слоги Тя – Тя – Тя или Ти – Ти – Ти. Постановка с помощью инструментов самый распространенный способ, используемый специалистами для буквы «К».

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

  • строго перед зеркалом;
  • внимание ребенка акцентируют на правильности позы;
  • делают каждый день.

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]