Мимические упражнения для коррекции произношения у детей

Использование мимической гимнастики при проведении логопедических занятий является неотъемлемой частью работы по постановке и корректировке звуков у детей с различными нарушениями произношения (общее недостаточное развитие речи, задержка речевого развития, дизартрия, заикание и др.). Мимическая гимнастика для детей и артикуляционные упражнения, которые используют в работе с детьми дошкольного возраста логопеды, дают возможность подготовить мышцы и нервные окончания для дальнейшей работы по постановке звуков, четкой дикции, более точных движений артикуляционного аппарата во время речи. Помогают не допустить развитие неестественных артикуляционных движений, позволяют расслабить мускулатуру лица, тренируют владение и управление мышцами языка, губ, неба. Эти цели преследуют как статические, так и динамические упражнения.

Рекомендации

Для получения хорошего результата необходимо соблюдать ряд рекомендаций:

  • все упражнения выполнять перед зеркалом. В идеале — это должно быть большое зеркало, в котором дошкольник будет видеть и себя, и логопеда;
  • акцентировать внимание при выполнении упражнения только на одной группе мышц;
  • упражнения выполнять плавно, ритмично и спокойно, не делая значительных усилий.

Ниже приведены различные упражнения, цель которых — развитие и укрепление мимических мышц с пошаговым описанием.

Релаксационные настрои

“Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

“Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

“Лентяи”

Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы — лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт “три” откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

“Водопад”

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей). А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

«Надувание щек»

Надуваем щеки:

  • «помидоры-толстяки» — надуваем щеки;
  • «петрушки-худышки» — втягиваем щеки;
  • поочередно надуваем правую, потом левую щеки;
  • округлить рот как при произнесении звука «о»;
  • вытянуть губы трубочкой;
  • сморщить нос и шепотом сказать «фу»;
  • улыбнуться, показав сомкнутые зубы

Выполнять упражнения с ребенком (или группой детей) можно в игровой форме. Игра заинтересует их больше, чем простое выполнение движений перед зеркалом. Ниже приведены несколько таких игр.

Примеры упражнений

Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.

  • Я удивляюсь (поднять брови высоко).
  • Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
  • Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
  • Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
  • Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
  • Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть;
  • Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
  • Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
  • Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
  • Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
  • Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
  • Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
  • Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
  • Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
  • Начеку. Глаза закрываются поочередно.
  • Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.

Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.

Игра «Маски»

Возможны различные варианты игры.

Оборудование: маски с изображением различных эмоций (грусть, радость, удивление, скука, тоска, страх), а также сказочных персонажей.

Первый вариант

Педагог поочередно надевает маски (или просто показывает их) и просит повторить то выражение лица, которое изображено на маске, и назвать его. Действия сопровождается пояснениями педагога.

Вопросы для обсуждения игры:

  1. Какие эмоции вы чаще всего наблюдаете у друзей (мамы, бабушки, воспитателя, прохожих)?
  2. А вам самим приятно видеть эти эмоции?

Второй вариант

Логопед предлагает дошкольникам назвать выражение лица знакомых героев из сказок:

  1. Какое выражение лица у Бармалея?
  2. А какое у колобка?
  3. Представьте себе, что вы стали добрым Дедом Морозом (грустной Царевной Несмеяной). Какое у него выражение лица?

Третий вариант

Группа делится на две части. Одна решает, какого сказочного персонажа она будет показывать, а вторая по мимике должна догадаться, кого изображают дети. Затем они меняются местами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача –по.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация).

Данный мтериал предназначен для практикующих логопедов и родителей детей страдающих дизартрией.

Мимическая гимнастика помогает в развитии подвижности и укреплении мимических мышц.При системном правильном и длительном выполнении мимических упражненийдетям лучше удаются многие сл.

Памятка для родителей «Мимическая гимнастика для детей».

В пособии раскрывается: зачем нужна мимическая гимнастика, рекомендации к выполнению мимической гимнастики, упражнения на развитие мимических мышц (цель, описание, стихотворение, наглядное изображение.

Необходимость развития этих движений обусловлена тем, что у детей, страдающих различными формами дизартрии, наблюдаются слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, чт.

Источник

Немое кино

Игра «Немое кино» также возможна в нескольких вариациях:

Логопед «превращается» в телевизор, у которого нет звука, и предлагает отгадать по его жестам и мимике, что он хочет сказать (хвалит, ругает, радуется, пугается, указывает на какой-либо предмет, просит принести или унести его, подзывает кого-то к себе или просит уйти). После этого дети и педагог меняются ролями.

  1. Дошкольники делятся на две группы. Они должны представить себе, что стоят на разных берегах очень бурной реки. Первой группе дается задание «сказать» без слов стоящим напротив, что необходимо спрятаться, так как им грозит большая опасность.
  2. Дети должны одним жестом или мимикой показать испуг, радость, усталость, злость, удивление.

Правила выполнения мимической гимнастики

Мимической гимнастикой для детей можно заниматься даже дома, вместе с мамой или другим взрослым. При этом нужно следовать рекомендациям.

  • Занятия проводятся ежедневно, по 5-10 минут.
  • Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку.
  • Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
  • Для занятий потребуется довольно большое зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
  • Важно не количество сделанных упражнений, а их качество.
  • Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
  • Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
  • В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
  • Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
  • Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой.
  • Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
  • Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи.
  • Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.

«Именины»

Два варианта игры «Именины»:

  1. Дети становятся в круг, выбирают одного именинника. Остальные играют роль дарителей. Именинник решает, каким сказочным персонажем он хочет быть, и сообщает об этом остальным. Дарители решают, какой этому персонажу подойдет подарок (персонаж может быть как волшебным, так и реальным), затем без слов, используя только жесты и мимику, преподносят его имениннику. Именинник должен отгадать, что за подарок и поблагодарить. Дети поочередно исполняют роль именинника.
  2. Именинник решает сам, каким сказочным героем он будет, но никому не сообщает. Мимикой и жестами он пытается сообщить о выбранной роли. Педагог предлагает ребятам отгадать, кого изображает их товарищ, и что можно ему подарить.

Вопрос после игры:

Какой подарок герою понравился больше всего?

«Фигуры»

Две группы детей. Одна изображает известного волшебного персонажа, а вторая пробует узнать, кого показывают их товарищи. Затем они меняются местами. Можно изображать также различные эмоции, а не только сказочных персонажей (радостного, грустного, испуганного человека). По условиям игры «Фигуры» — это экспонаты в музее. Но если правильно отгадать, кто изображен, то фигура оживает.

Многообразие приемов, упражнений, игр, используемых для развития и укрепления мимических мышц, достаточно велико. К сожалению, в одной небольшой статье им не уместиться. Практически с каждым артикуляционным упражнением можно использовать стихи для большей заинтересованности и вовлеченности ребёнка. Важно понимать, что хороший результат приносят только систематические занятия, которые проводятся опытным логопедом, подкрепленные работой педагогов дошкольного учреждения, а также домашней работой родителей с малышом.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие дети (в силу своих возрастных особенностей) не способны справиться с большим количеством эмоций, что значительно осложняет процесс познания окружающего мира. Поэтому главная задача –по.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи, с музыкальными элементами, на основе здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, мимическая гимнастика, релаксация).

Данный мтериал предназначен для практикующих логопедов и родителей детей страдающих дизартрией.

Мимическая гимнастика помогает в развитии подвижности и укреплении мимических мышц.При системном правильном и длительном выполнении мимических упражненийдетям лучше удаются многие сл.

Памятка для родителей «Мимическая гимнастика для детей».

В пособии раскрывается: зачем нужна мимическая гимнастика, рекомендации к выполнению мимической гимнастики, упражнения на развитие мимических мышц (цель, описание, стихотворение, наглядное изображение.

картотека для старшего дошкольного возраста.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]