Методы нейропсихологической коррекции нарушений развития детей


Нейропсихолог — специалист, который изучает (и способен при необходимости скорректировать) мозговую организацию всех психологических функций человека. Другими словами, опираясь на знание закономерностей развития и функционирования высших психических функций, способен выявить причины нарушений или отставаний в развитии и спланировать систему занятий для «подтягивания» отстающих функций.

Понятие нейропсихологической диагностики и ее цели

Нейропсихологическая диагностика – это процесс исследования состояния мозга, особенностей памяти, внимания, мышления и других психических процессов личности для выявления нарушений и их коррекции. Диагност дает комплекс заданий и наблюдает за пациентом. В процессе также используются аппаратные методы.

В ходе такого обследования можно выявить: особенности функционирования участков мозга и очаги патологий, которые могут быть напрямую связаны с трудностями в поведении, в характере, в обучении, в общении.

Ученые при помощи нейропсихологии пытаются решить многие проблемы:

  • восстановление мозговых функций и памяти у возрастных пациентов и пациентов, перенесших инсульт или травму;
  • коррекция проявлений патологий мозговой деятельности у детей;
  • наладить мозговую деятельность и поведение людей с расстройством аутистического спектра.

Кто ведет прием?

Прием ведет директор центра, нейропсихолог Александрова Ольга Александровна. Она также является клиническим (медицинским) психологом и лицензированным специалистом по методике Tomatis®.

Александрова О.А. проходила обучение в институте им. В.М. Бехтерева, регулярно посещает новые курсы и семинары в целях повышения квалификации.

Если вас интересует нейрокоррекция, запишитесь на консультацию нейропсихолога по телефону или заполните форму заявки на нашем сайте.

Что диагностирует нейроспециалист у взрослых и детей?

В зависимости от возраста пациента, методы диагностики будут носить разный характер, ведь у взрослых мозг уже сформирован, а у детей – только проходит период развития.

При обследовании взрослого человека, нейропсихолог будет констатировать в своем заключении дефицит или поломку определенных отделов мозга или коры больших полушарий. В работе с ребенком исследуется степень сформированности мозговых зон, хотя иногда и в юном возрасте обнаруживается отклонение от нормы стволовых мозговых образований.

Методы нейродиагностики

Основные диагностические тесты для взрослых были разработаны еще в период Второй мировой войны в процессе исследований, которые проводились в госпиталях. При классическом подходе нейропсихолог дает пациенту задания, которые помогают дать оценку функциям восприятия, памяти, речи, слуха, зрения, навыкам чтения, счета и другим.

Однако, если трудности нейропсихологического характера имеет трехлетний неговорящий малыш, такой метод не даст результатов. Поэтому психологи используют индивидуальные техники диагностики для каждого конкретного случая, в зависимости от возраста пациента, психических дисфункций и конечных задач.

Обычно применяются две группы методов диагностики.

1. В первую группу входят исследования для получения знаний:

  • сравнительно-анатомический подход, который изучает взаимозависимость мозгового строения и нервной системы с особенностями в поведении и средой существования;
  • разрушающий метод, при котором специалист «отключает» часть головного мозга пациента и анализирует поведенческие изменения;
  • методика раздражения, при которой проводится воздействие на точечные мозговые участки и наблюдение за сопутствующей реакцией.

2. Вторая группа методов – это использование научных подходов и возможностей аппаратной диагностики для коррекции нарушений (поведения, утраченных функций, медленного развития):

  • электроэнцефалография;
  • МРТ;
  • исследования при помощи химических индикаторов;
  • ПЭТ;
  • КТ.

Авторы:

невропатолог Марк Сандомирский и нейропсихолог Екатерина Лебедева

Нейропсихотерапия – новый подход в решении психотерапевтических задач. До недавнего времени он был известен в основном за рубежом. Теперь и в России создан, зарегистрирован и успешно развивается универсальный метод, входящий в данную группу психотерапевтической помощи. Он называется «Нейропсихологическая Психокоррекция» (НППК) и приобретает все больше и больше сторонников среди российских психотерапевтов.

Нейропсихологическая коррекция (НПК) в России известна в основном в связи с детской психологической практикой, связанной с нарушениями психомоторного и когнитивного развития. Сотрудники нашего центра стояли у истоков детской нейропсихологической коррекции, внедряли данный метод, апробировали, расширяли и распространяли знания о нейропсихологии и нейропсихологической помощи детям. Можно без преувеличения сказать, что известный метод Замещающего Онтогенеза (соавтры: Архипов Б.А., Семенович А.В.) приобрел известность и заслужил доверие в том числе и благодаря самоотверженной работе сотрудников нашего центра, наряду с , где работала Анна Владимировна и — руководитель В.С.Колганова. С точки зрения нейропсихологического подхода, нарушения психомоторного и когнитивного развития обусловлены дисфункцией ряда структур мозга, возникшими в период беременности и первого года жизни. Суть коррекционных мероприятий заключается в том, чтобы дозапустить несформировавшиеся в полном объеме функции и сформировать адаптивные связи между различными зонами мозга в соответствии с течением нормального онтогенеза.

Однако, с точки зрения психотерапевтической потенциальный диапазон возможного применения НПК существенно шире,поскольку механизм воздействия направленный на устранение и компенсацию дизонтогенетических проблем неспецифичен. В общем смысле нейропсихологическая коррекция представляет собой рефлекторное психокоррекционное воздействие на мозговые механизмы психологической дезадаптации. Поэтому, в первую очередь она может быть применима в терапии психосоматических заболеваний, и пограничных нервно-психических расстройств, причем как у детей, так и у взрослых. Также НПК может совмещаться с различными методами, как неспецифическая ресурсная часть терапии, создающая — оптимальные функциональные состояния для терапевтических изменений, так сказать ее неврологический фундамент.

НПК развивается как комплексное направление на стыке ряда дисциплин.

а) С одной стороны, она относится к поведенческой неврологии, которая изучает неврологические основы онтогенеза психики и дизонтогенетических расстройств (когнитивно-поведенческих, личностных) и пути их коррекции.

б) С другой стороны, НПК является одним из направлений физиологически-ориентированной психокоррекции, получившей в англоязычной литературе название нейропсихотерапии.

в) Технологически многие методики НПК можно отнести к так называемому «лечению занятием». Это не только лечение, но и реабилитация/ реадаптация взрослых и абилитация детей.

г) Еще один взгляд на НПК лежит в русле, направления «лечение развитием». Это комплекс мероприятий, направленных на устранение дефектов онтогенеза за счет рефлекторной перестройки мозга.

Поскольку подобное нервно-психическое развитие происходит на протяжении всей жизни ( а не только в детстве), то в условиях патологии и в зрелом возрасте оно может быть терапевтически индуцировано.

Применение НПК для взрослых

Везде, где в психотерапевтических методах используются невербальные техники присутствуют элементы НПК только в «необъявленном виде». С помощью стандартных упражнений воспроизводится нормальная последовательность сенсомоторного развития ребенка от формирования базовых рефлекторных механизмов в пренатальный период, и далее через последовательное овладение навыками фиксации взгляда, поворотов головы, ползания, вставания и самостоятельного хождения к началу второго года жизни. Это не только освоение движений и формирование схемы тела, но и развитие координации, и оперирования пространством, включая осознавание как пространственно-временных, так и причинно-следственных связей, и начало формирования субъектности.

Все перечисленные элементы взаимосвязаны, поскольку в онтогенезе заложен принцип рефлекторной «эстафеты»: этапы психомоторного развития сменяя друг друга в заданной последовательности, запускают уже освоенными рефлексами созревание все новых рефлекторных программ. Аналогичные механизмы представляют собой рефлекторную основу создания психотерапевтических трансовых состояний. Индукция транса всегда происходит по принципу физиологической регрессии, как повторения онтогенеза.

Среди конкретных технологических способов индукции терапевтических трансов можно перечислить следующие, в онтогенетическом порядке:

1. Регрессия к пренатальному периоду: релаксация, сенсорная депривация. В широком смысле – любая индукция транса, связанная с аутизацией сенсорной сферы.

2. Регрессия к интранатальному периоду. В узком смысле – воспроизведение опыта, связанного с психологической «травмой рождения», например в холотропной терапии и терапии А. Янова. В широком смысле – любая эмоционально-стрессовая терапия.

3. Регрессия к раннему постнатальному периоду. Релаксация, трансовая каталепсия.

4. Регрессия к позднему постнатальному периоду. Имитация двигательных и невербальных коммуникативных стереотипов ребенка первых лет жизни.

Применение НПК для детей

Что касается применения НПК в детской практике при когнитивно-поведенческих дизонтогенетических нарушениях, объективные основы метода связаны с высокой способностью мозга ребенка к рефлекторной перестройке — пластичностью мозга ребенка и сензитивностью ( специфической восприимчивости в усвоении информации). Используемый в процессе коррекционной работы принцип замещающего онтогенеза, по А.В. Семенович включает в себя совершение ребенком физических действий, характерных для более ранних этапов онтогенеза, например, в сфере психомоторного развития — в основном, связанных с первым годом жизни. Целью является повторное, сжатое по времени и более осознанное «проживание» дефицитарных эпизодов возрастного развития и восполнение опыта, необходимого для перестройки рефлекторных связей. При этом воспроизведение свойственных возрасту функциональных состояний происходит благодаря физиологической (а не биографической) возрастной регрессии. Она позволяет воссоздать на короткое время присущую соответствующим этапам онтогенеза сензитивность, чтобы «перепрожить» и утилизировать на протяжении коррекционного курса искусственные периоды сензитивности.

Что касается расширения диапазона применения техник НПК для детей, она также показана при комплексной психотерапии детских психосоматических расстройств, поскольку в связи с возрастными особенностями эмоционального реагирования ребенка, а именно – соматизацией эмоций – эта проблема весьма актуальна. Необходимо ввести в программы НПК релаксационно-трансовые техники. Они создают оптимальное функциональное состояние для эффективного проведения коррекционной программы.

Благодаря трансовому повышению пластичности мозга и формированию искусственных сенситивных периодов, подготавливается физиологическая база («почва»), на которой должны укореняться прививаемые когнитивные и поведенческие навыки, поскольку лежащие в их основе рефлекторные механизмы естественным образом играют большую роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка. С ними связан механизм формирования сознания ребенка, как «совместного знания» с окружающим взрослыми.

Также важно в детской психокоррекции, трансовое «обучение по образцу», поскольку оно позволяет ребенку «впитывать» навыки саморегуляции от взрослых. Терапевтически полезным является обязательное привлечение родителей (желательно мамы) в коррекционный процесс. Эмпатическая составляющая позволяет отчасти компенсировать дефицит эмпатии в детско-родительских взаимоотношениях. Именно он является одним из важнейших механизмов психологических и психосоматических нарушений у детей. Эффективность эмпатического психокоррекционного воздействия существенно повышается, если эмпатический «посыл» выражен не только словесно, но и невербально, с помощью телесных эмоциональных якорей, с опорой на психобиологические механизмы симбиотического уровня.

В целом, учитывая массовую распространенность тех когнитивно-поведенческих и психосоматических проблем у детей, которые эффективно помогает решать НПК, их значимость в масштабах общества, в ее расширенном, дополненном эмпатическими и релаксационными техниками варианте должна быть предметом программ социальной психотерапии, в том числе для организованных контингентов детей – в школах и детских дошкольных учреждениях.

Таким образом, элементы НПК инкорпорированы в разнообразные психотерапевтические технологии в качестве регрессионных рефлекторных инструментов. Стандартный репертуар НПК может быть эффективно дополнен новыми техниками, возникающими на стыке с психотерапией: эмпатическими коммуникативными (как вербальными, так и невербальными) и трансовыми техниками (формальная физиологически-ориентированная индукция транса), коммуникативным резонансом, работой с невербальными ресурсами (телесными, образными).

Такое взаимопроникновение методов с целью повышения эффективности, если оно будет осуществляться целенаправленно, способно привести к их дальнейшей интеграции на единой основе, как нейрофизиологической (принцип психобиологического детерминизма), так и онтогенетической (принцип развития). При этом новые нейропсихологические технологии призваны внести свой вклад как в практический инструментарий психотерапии, в части объективных, рефлекторных психокоррекционных техник, так и в ее методологический арсенал.

С данной точки зрения современная объективная психотерапия, или нейропсихотерапия — это именно нейропсихологическая терапия. (см. Доклад на конференции ППЛ. Сандомирский М.Е., Лебедева Е.С.)

Марк Сандомирский. «Элементы нейропсихотерапии».

Нейропсихотерапия — объективная основа психотерапии

«Сегодня множество методов психотерапии оспаривают первенство — и хотя все они в равной степени помогают людям, но объясняют это совершенно по-разному. При том, пытаясь от частного метода терапии перейти к общему решению человеческих проблем, еще больше себя запутывают — за деревьями не видят леса. А некоторые даже и не пытаются объяснить то, что они делают, работая вслепую. Некоторые же удовольствуются туманными объяснениями, наподобие: «мысль материальна», или «происходят процессы на клеточном уровне»; при том не вкладывая в эти расхожие слова никакого реального содержания.

А оно есть, причем на универсальном языке, общем для всех методов психотерапии — на языке психофизиологии. Точнее, той прикладной области этой фундаментальной науки, которая представляет собой объективную основу всех психотерапевтических методов — нейропсихотерапии. Это оформившееся в последние годы направление представляет собой современное продолжение идей В. М. Бехтерева, выдвинутых более века назад. А сегодня — ни много, ни мало, как магистральное направление развития психотерапии века, дающее импульс развития всем ее классическим частным методам.

Да, на самом деле существуют мозговые механизмы возникновения психологических проблем и психосоматических расстройств, во многом связанные с неестественностью современного образа жизни, противоречащего инстинктивной природе человека. Сознание и подсознание, вытеснение и регрессия, индукция транса и трансформация, реювенилизация и искусственная сензитивность — все эти феномены имеют наглядное нейрофизиологическое проявление. Не только мета-модель или эриксоновские трансы заложены изначально в мозговых программах и законах развития психики (собственно, именно потому они и работают)… но и любые другие терапевтические техники, от консервативного психоанализа до новомодных расстановок, имеют свою объективную основу — в чем Вам и предстоит убедиться на практике».

Опора на инстинкты в телесной психотерапии

«Как известно, все проблемы пациентов, несмотря на их разнообразие, сводятся к нескольким основным, экзистенциальным (кристаллизация по В. В. Макарову). С объективной точки зрения, последние связаны с неправильным функционированием механизмов основных инстинктов человека:

1. самосохранения

2. продолжения рода

3. принадлежности к группе

4. жизненной цели (смысла)

В возрастном развитии первое и второе соответствует фрейдовскому оральному периоду, третье — анальному, четвертое — эдипову. Потом этот цикл повторяется. Физиологически инстинкты образуют стройную вертикальную иерархическую систему, выстраиваясь снизу вверх в перечисленном порядке. И оказывается, что проблемы на телесном уровне «привязаны» к определенным уровням в иерархии инстинктов. Соответственно помощь в решении проблем возможна за счет перераспределения возбуждения в нервной системе (в ТОП — «энергии») с одного уровня инстинктов в другой. Этот универсальный терапевтический механизм называется иерархическим замещением инстинктов.

Например, телесные болезни, психосоматика могут быть связаны с нарушением инстинкта самосохранения, а перенос возбуждения в терапии возможен на уровень инстинкта продолжения рода или наоборот (как это происходит в йоге, цигун и фрейдовском катарсисе). Проблемы с инстинктом продолжения рода можно устранить переносом возбуждения на уровень инстинкта группы (сублимация по Фрейду). А нарушение группового инстинкта разрешается безконфликтно на верхнем уровне пирамиды инстинктов — инстинкта жизненной цели. В каждом конкретном случае можно подобрать соответствующие телесные «якоря» и научить человека ими самостоятельно пользоваться для создания и поддержания правильного телесного и эмоционального состояния. Так опора на инстинкты становится эффективным инструментом телесной психотерапии и саморегуляции. Это может использоваться как в индивидуальной, так и групповой терапии.» Из книги Марка Сандомирского «Элементы нейропсихотерапии».

__________________________________

При копировании использовании материалов ссылка на источник обязательна

Этапы нейропсихологического обследования и его продолжительность

Нейропсихологи выстраивают свою работу поэтапно:

  • выдвигают гипотезу, с учетом истории болезни и беседы с пациентом;
  • назначают методы обследования;
  • проверяют первоначальную гипотезу в ходе выполнения пациентом заданий;
  • выделяют синдром;
  • составляют нейропсихологическое заключение и план дальнейшей коррекции.

Профессионал в этой области должен уметь оперативно и грамотно принять все необходимые решения, поэтому обследование проходит в емком формате и не занимает более 90 минут для взрослых и 40 минут для детей. Продолжительность диагностики зависит от возраста пациента и его состояния здоровья. Если пациент устал, нейропсихолог должен прервать обследование, потому как утомление плохо влияет на мозговую деятельность и может ощутимо исказить точность результатов.

Как работает нейропсихолог

Методы коррекции на занятиях нейропсихолога включают в себя в основном некоторые физические и интеллектуальные упражнения. Терапия проводится без применения медикаментов.

Обязательным является обследование ребенка на начальном этапе занятий. Для диагностики не требуется аппаратных исследований, она полностью безопасна для ребенка. Детям предлагаются различные задания — выполнить рисунок, запомнить последовательность предметов, слов, сложить картинку и т. д.

Помимо прочего выясняются особенности течения беременности, родов и развития ребенка. На основе этих данных специалист делает выводы о причине имеющихся нарушений и предлагает план коррекционных занятий.

Длительность работы зависит от сложности проблемы, возраста ребенка (как известно, чем раньше замечено нарушение, тем проще его исправить) и других факторов. Иногда даются задания для выполнения их дома.

Кому нужно пройти нейропсихологическую диагностику?

Главная цель обследования – определить пострадавшее мозговое звено у взрослого человека или выявить причину нарушений, задержки или асинхронии развития у ребенка. Поэтому проконсультироваться у нейропсихолога настоятельно рекомендуется при следующих диагнозах (или подозрениях на них):

  • взрослым людям при нарушениях после перенесенного инсульта, травмы, опухоли или ее продолжительного лечения;
  • детям с задержкой психического развития, речевых, слуховых и моторных функций, при расстройстве аутистического спектра, при нарушениях чтения, письма, счета, при синдроме гиперактивности и дефиците внимания, при последствиях, вызванных травмой, опухолью или инсультом.

Низкая успеваемость, необщительность, невнимательность, невозможность сконцентрировать внимание или усидеть на одном месте в возрасте 4-11 лет также должны насторожить родителей. Возможно, ребенок просто не может вести себя иначе из-за особенностей мозговых отделов и нуждается в коррекционной помощи специалиста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]