Исправление горлового произношения звука «р» у детей


Постановка звука Р поэтапно

Упражнения для губ

  • «Улыбка».
    Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы и удерживать это положение 5—7 секунд.
  • «Трубочка».
    Вытянуть губы трубочкой: 1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса; 2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат; зубы сомкнуты.
  • «Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

Упражнения для языка

Особое внимание следует уделить упражнениям для управления мышцами языка. «Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, а верхние зубы также не закрывались верхней, губой (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, с высунутым между губами языком произнести слоги «ба-ба-ба». По достижении успеха язык сделать широким уже без произнесения этих слогов и дуть до образования желобка по средней линии языка.

  • «Чьи зубы чище?»
    Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
  • «Кошечка».
    Загнуть широкий кончик языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно следует поупражняться в облизывании справа налево верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.
  • «Маляр».
    Улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
  • «Качели»
    (внутри рта). Загибать широкий кончик языка поочередно вверх-вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в глубь рта. Все движения следует проделывать неторопливо, четко, ритмично под мысленный счет «раз-два» (вверх), «раз-два» (вниз) и т. д., постепенно ускоряя темп на последующих занятиях.
  • «Лошадка».
    Пощелкать кончиком языка. Присосать кончик языка к переднему краю неба и оторвать, широко раскрыв рот.
  • «Грибочек».
    Губы в положении «Улыбка», зубы разомкнуты. Присосать переднюю часть языка к твердому нёбу. Удерживая язык в этом положении, соединять и размыкать зубы до появления легких болевых ощущений в области подъязычной связки.
  • «Пулемет».
    Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [Д]: «д-д-д». Сначала звук [Д] произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп.
  • «Самолет гудит».
    Губы в положении «Улыбка», видны верхние и нижние зубы, разомкнутые на 10—15 мм. Широкий кончик языка за верхними зубами. Произносить звуки [З] или [Ж] (должен получиться звук, напоминающий рокот мотора). Важно: Боковые края языка должны быть прижаты к коренным зубам, кончик языка истончен и подвижен, губы не округлены.

Если упражнение «Самолет гудит» у ребенка долго не получается, то можно пальцами или шпателем приподнять его язык за верхние зубы. При этом ребенок должен произносить длительно «дж-ж-ж-ж».

Когда и как начать

Поэтому если вы или сам ребенок решаете, что с этим нужно что-то делать, то делать нужно и сразу! Логопеды утверждают, что горловое «р» – одна из самых сложных проблем, которую устранить проблематично. Чем раньше начать, тем лучше. У взрослых данный дефект «не лечится», а у ребенка выправление может занять много времени и потребовать изрядных стараний.

Конечно, не все так ужасно. Бывает, что логопед исправляет гортанное «р» достаточно быстро, буквально за месяц – два, а в исключительных случаях – вообще за несколько занятий. Но ошибочно считать, что «само пройдет». Само оно проходит крайне редко, утверждают специалисты, и лучше не затягивать с устранением этого дефекта.

Способы постановки звука Р

  • Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступить к непосредственной постановке звука Р твердого и РЬ мягкого, используя механическую помощь: на деревянный шпатель надеть резиновую соску и, установив язык в положении для упражнения «Самолет гудит», производить быстрые колебательные движения вправо-влево или вперед-назад под кончиком языка до получения устойчивой вибрации языка. Постановка звука [Р] с использованием соски легче и быстрее получается в положении лежа: голова ребенка лежит на коленях педагога. Механический способ дает ребенку возможность ощутить вибрацию языка, мышечно запечатлеть ее и в дальнейшем воспроизводить без механической помощи.
  • Вибрацию языка иногда удается получить следующим приемом: на кончик языка положить плотный комочек бумаги (привязанный к длинной нитке, которую ребенок держит в руках), убрать язык за верхние зубы и сильной воздушной струей сдуть его с языка. Важно: Необходимо строго следить, чтобы ребенок не вдохнул в себя комочек бумаги.
  • Другой прием основывается на быстром повторении на одном выдохе звука [Д], артикулируемого особым образом: ребенку предлагается произносить быстро и многократно звук [Д] («ддддддддддд…») при полуоткрытом рте (кончик языка у верхних альвеол). Ребенок должен видеть в зеркале быстрые удары кончика языка. Темп этих ударов постепенно учащается и колебания кончика языка производятся в различном ри). Эти ритмичные удары языка затем соединяются с гласными в прямом и обратном порядке, например: ддда аддд аддда ддды ыддд ыддды

В то время, когда ребенок выполняет эти упражнения, следует шпателем, подложенным под передний край языка, производить частые колебательные движения, отчего слышится рокот, характерный для звука [Р].

Думайте сами, решайте сами

Если вы уверены, что хотите сохранить гортанное «р» у ребенка на всю жизнь, тогда беспокоиться не о чем. Но желательно продемонстрировать ему самому, как он говорит на примере других взрослых, у которых присутствует тот же дефект речи, и поинтересоваться, хочет ли он говорить так же, когда вырастет. Если ребенок уверенно соглашается, то забудьте про логопеда, вам обоим так нравится, и вы счастливы, что еще нужно?

Но помните, что с дефектом речи ребенок вряд ли станет хорошим оратором, его никогда не возьмут в дикторы или актеры, или любую другую публичную профессию, где важно красиво говорить. Мнение ребенка о произношении им буквы «р» может поменяться со временем, но тогда исправлять его будет уже поздно.

Возможные сложности

Если возникает затруднение в выполнении указанных упражнений с раскрытым ртом или наблюдаются одновременные с работой языка «прыгающие» движения нижней челюсти, сбоку между коренными зубами следует ввести деревянный шпатель или резиновый брусок (зубную щетку), который будет выполнять роль распорки. Вскоре необходимость в механической фиксации нижней челюсти отпадет.

Вибрацию языка можно получить и без использования шпателя, если в момент произнесения «д-д-д» постучать ладонью внизу под подбородком. Ребенок произносит слова с обратные слогом, педагог постукивает ладонью под подбородком снизу (например, «а-д-д, и-д-д, ка-д-д, па-д-д…»).

  • При переходе от звукосочетаний «тр, др» к слогам (дра-, тра-) у детей бывают затруднения в слитном произнесении слогов тра-, дра-. В этом случае можно предложить ребенку следующий прием: сжав кулачки, поставить их перед грудью, в момент произнесения «др-р-р-а» резко опустить руки вниз. Можно сочетать произнесение «тра, дра» с прыжками вверх на обеих ногах, хлопками в ладоши. Выполнение резких и сильных движений в сочетании с произнесением слогов и коротких слов переключает ребенка с излишней сосредоточенности на артикуляторных движениях и облегчает переход от изолированного воспроизведения звукосочетаний «тр, др» к введению звука в слоги и слова. Этот же прием можно использовать и в случае затруднения произнесения звука [Р] при стечении с другими согласными («бр-р, вр-р»): сильно сжать кулачки и, резко опустив их вниз, сказать: брат, браво.
  • Иногда ребенок может произносить шепотный глухой длительный звук [Р] со сжатыми зубами. В этом случае ребенку можно предложить произносить звуки «трр», прикусив деревянный шпатель. Постепенно увеличивая расстояние между зубами (для чего следует прикусывать сложенный вдвое-втрое шпатель), удается получить длительное произнесение сочетания «тр-рр» с разомкнутыми зубами. После того как вибрация достигнута, путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых постепенно в более быстром темпе, необходимо добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения звука [Р].
  • Для получения звука [Р] ребенку необходимо показать (перед зеркалом) положение языка: передний край языка не у альвеол, а у шеек верхних резцов. Когда вместо мягкого РЬ получается твердый звук [Р], надо добиваться постепенного перемещения языка вперед, к верхним резцам, исходить из сочетания согласного с передним гласным [И].
  • При автоматизации звуков Р и РЬ в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность овладеть семантикой и слоговой структурой слова. Эту сложную задачу лучше доверить профессиональному логопеду.

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы занятия были эффективными, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Заниматься регулярно (по возможности ежедневно). Редкие тренировки не дадут эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простых к более сложным (вначале для закрепления произношения дать ребёнку отдельные слова, а затем уже сложные скороговорки и рифмовки).
  3. Для отработки звука следует использовать разнообразный материал, всё время придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать ребёнка.
  4. На занятии очень важен позитивный настрой самого ребёнка: если в данный момент у него плохое настроение или не очень хорошее самочувствие, тренировку лучше отложить, например, на вечер.
  5. Не показывать малышу, что неправильное произношение Р — это серьёзная проблема. Пусть он воспринимает логопедическое занятие как игру.

Для успешности занятия очень важен позитивный настрой ребёнка, а тренировку следует преподносить как увлекательную игру

Упражнения для растяжения уздечки языка

Для устранения врожденного дефекта необходима помощь логопеда – гимнастика разрабатывается индивидуально. Заниматься лучше в форме игры, иначе малыш быстро потеряет заинтересованность тренировками.

Отлично помогают растянуть уздечку попытки дотянуться язычком до кончика носа. Ребенок должен стараться максимально сильно, поэтому рекомендуется предложить соревнование, у кого это лучше получится. В день проводить занятие не менее пяти раз.

Еще одно эффективное игровое упражнение, позволяющее справиться с дефектом – предложить малышу попробовать кушать, как котенок. Можно просто воспроизводить движения, но лучше налить в тарелочку сгущенку и предложить ее «вылакать».

Для быстрого избавления от дефекта рекомендуется применить массаж. Делать его обязательно чисто вымытыми руками. Малыш должен открыть рот, поднять язычок вверх. Массировать легкими движениями уздечку, можно незначительно подтягивать к зубам. Лучше первые процедуры проводить под контролем логопеда – это позволит не допустить ошибок. Длительность манипуляций – не более трех минут в день.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционные упражнения являются важной частью логопедической терапии. Они подготавливают органы к разработке звуков, тренируют мышечную систему

Выполняются, сидя перед зеркалом, ежедневно, проводятся в игровой форме.

Существуют общие занятия и специализированные (для разработки «р»), благодаря которым растягивается уздечка, фиксируется язык в положении сверху.

Комплекс упражнений:

Открыть рот, вытянуть язык, пытаться дотянуться до носа и подбородка. Как можно сильнее раскрыть рот. Прислонить язык к верхним зубам. Далее совершать движения вниз и вверх с большой интенсивностью. Когда язык касается верхнего ряда зубов, необходимо зафиксировать его в таком положении на 10 секунд. Можно имитировать индюка. Для этого приоткрыть рот, положить распластанный язык на верхнюю губу. Водить краем назад и вперед, не отрывая от губы. При этом пытаться произнести «бл-бл-бл-бл-бл». С закрытым ртом осуществлять движения по типу малярной кисточки во всей ротовой полости. Затрагивается нёбо, щеки, зубы. Высунуть язык, быстро прикусывать губами. Обязательное условие – интенсивное выдувание воздуха. Несколько раз цокнуть языком (как лошадка), остановиться и плотно прижать язык к нёбу на 10-15 секунд. Стараться натянуть уздечку выше. Растянуть широкую улыбку. Прикоснуться кончиком языка к уголку губ. На счет «раз» перевести язык в другой угол, на счет «два» вернуться в исходное положение. По мере выполнения упражнения движения ускоряются. Попросите ребенка посчитать собственные зубки. Для этого конец языка надо максимально напрячь. Касаться им каждого зуба как снаружи, так и внутри. Открыть рот в широкой улыбке, уложить язык на нёбо и расслабить. Теперь нужно открывать и закрывать рот на протяжении 2-х минут

Сразу после этого расслабиться. В течение 3-х минут малышу нужно произносить звук «д» с открытым ртом. Важно произносить «з-з-з-з-з» протяжно и долго, что способствует разработке «р».

Выработка сильной и длительной воздушной струи

Немаловажную роль для постановки звука играет правильная постановка фиксированного дыхания. Через артикуляционные органы должна проходить сильная целенаправленная воздушная струя. Это значит, что вам необходимо научить ребенка одновременно правильно и дышать, и говорить. Зачастую это бывает не так просто сделать. С помощью следующей серии упражнений вы поймете, как правильно располагать язык с последующей выработкой целенаправленной воздушной струи посередине языка:

1. Кладем язык в положении «Блинчик» (см. описание выше) и с силой подуть на него с включённым голосом. При колебании воздуха язык начнет вибрировать.

2. «Снежинка»: кладем маленький кусочек ватки на кончик носа и делаем глубокий вдох носом. Ставим язычок в положении «Ложка» (см. описание выше). Язык прижимаем к верхней губе и с силой выдыхаем воздух изо рта на кончик язычка. Кусочек ватки должен слететь с носа.

3. Подносим лоскуток или кусочек бумаги к носу и с придыханием произносим звук . При произнесении каждого звука кусочек бумаги должен сотрясаться от сильной струи воздуха.

Упражнения на автоматизацию

Занятия по автоматизации необходимы для того, чтобы кроха мог научиться верно говорить слова с «р» и фразы с такими словами. После подобных упражнений и игр малыш начинает выговаривать звук правильно, не задумываясь.

Игра «Повторюшки». Расскажите малышу о повторюшках, что это веселые гномики с большущими ушками, благодаря которым они прекрасно слышат. Гномики все время норовят повторить услышанное. Обратитесь к ребенку: «Покажи, какие уши у повторюшек». Большие-пребольшие! «А теперь повтори: ро-ро-ро, ры-ры-ры, ру-ру-ру, ра-ра-ра». Голос должен звучать на различной высоте и быть то тихим, то громким. Малыш должен повторять.

В чистоговорках взрослый говорит начало фразы, а кроха должен назвать ее последнее слово. Подобные занятия одновременно позволяют добиться закрепления результатов и развить чувство рифмы и ритма.

Автоматизация с помощью чистоговорок:

  • ры-ры-ры что в руках у нас? шары;
  • ра-ра-ра продолжается? игра;
  • ру-ру-ру бью ногою по? шару;
  • ро-ро-ро шар куда упал? в ведро;
  • арь-арь-арь в темноте горит? фонарь;
  • ор-ор-ор вышли погулять во? двор;
  • ур-ур-ур что сказала кошка? мур.

СоветЧистоговорки для логопедического занятия можно придумать самостоятельно — главное, чтобы ребенку было весело и интересно.

Игра «Эхо» — учим дошкольника звуку при помощи повторения за взрослым слогов, которые начинаются и оканчиваются [р]. Например, ра-ма-ра-ма, ма-ра-ма-ра, ур-ар-ор, ыр-ир-юр.

Учимся букве «р» в более сложных слогах:

  • гро-гро-гро;
  • вры-тры-кры;
  • зра-зры-зру-зро;
  • мра-гра-жра;
  • пра-пры-про-пру.

Игра «Четвертый лишний»: назовите ребенку четыре слога и попросите назвать, какой из них будет лишним. Например, ка-ра-ка-ка, ро-ро-ру-ро, тру-тру-дру-тру, утр-утр-атр-утр.

После занятий со слогами проговорите с ребенком слова, которые начинаются с них. Например, тру — труба, дру — друг, дра — дракон, тро — тропа, тра — трава.

У дошкольника не вызовут большого интереса уроки, на которых он повторяет за взрослым слоги или предложения. Обязательно необходимо изучить и использовать веселые детские стихи, задания, игры, картинки.

Для автоматизации [р] в предложениях и словах можно попросить малыша хлопать в ладошки, когда он услышит этот звук, или повторять за взрослым только слова с [р] (говорите вперемешку слова с «р» и без него). Предложите ребенку отыскать цветочки, в названиях которых имеется [р], к примеру, ромашка, роза.

Какие упражнения можно делать дома

Упражнения должны быть направлены на причину, почему ребенок не может выговаривать этот звук Р.

Упражнения для подъязычной связки

Это упражнение улучшает эластичность языковой мышцы, развивает его подвижность. Состоит упражнение в следующем:

  • кончиком стараться дотянуться до своего носа;
  • язык крепко прижимается к нёбу и проводится в сторону горла, насколько это возможно;
  • открыть рот, высунутый язык максимально выгнуть вверх;
  • проводиться по внутренней стороне зубов в разные стороны;
  • сворачивается лопатой и высовывается наружу.

Упражнения для развития подвижности кончика языка

Звук Р появляется только при вибарции кончика. Чтобы развить это, существуют специальные упражнения:

  • покусывать кончик;
  • прижатым к нёбу языком щелкать;
  • высунутый язык прижимается к губе и выдыхвется воздух, тем самым создается вибрация на его кончике;
  • открытым ртом произнести буквы Д, Т.
  • «Д» и «Т».

Постановка Р

Упражнения, направленные на правильное произношение:

  • Р произносится в положении языка, в котором проговаривается звуки Д и Т, но с небольшой вибрацией. Для этого язык прижимается плотно к нёбу и выдыхается воздух.
  • Произносить «ДРРРР» или «ТРРРР».
  • Подключение к звуку гласных, например ДРО, БРО, ВРЕ.
  • Произносить слова с сочетанием букв «тр» и «др».
  • Закрепление результата скороговорками.

Желательно делать все эти упражнения перед зеркалом и наблюдении взрослого, который должен помогать и подсказывать.

Когда нужна коррекция

Звук «Р» — один из сложных в развитии речи ребенка. Он относится к категории сонорных, в составе которых тона голоса больше, чем шума.

Специалисты ставят «Р» последним, когда все остальные звуки уже правильно сформировались и закрепились. Постановкой «Р» занимаются после 5,5-6 лет. До этого времени нарушение в его произношении — возрастная норма.

В некоторых случаях к логопеду стоит обратиться с 4 лет, когда «Р» появился в речи, но проявляется некорректно. В данном варианте ребенок не заменяет «Р» другими звуками («Л», «В»), а пытается выговорить «Р», но с нарушениями артикуляционного аппарата.

Норма произношения «Р»:

  • губы расслаблены;
  • расстояние между зубами 4-5 мм;
  • кончик языка поднимается к верхним деснам;
  • язык вибрирует в струе воздуха;
  • средняя часть спинки языка выгибается;
  • задняя часть языка направлена назад, прижимается к небу;
  • боковые края прижаты кверху;
  • голосовые складки в момент говорения колеблются.

Основные виды ротацизма, которые требуют коррекции:

  1. Велярный. Кончик языка опущен вниз, не участвует в артикуляции. Язык напряжен, отодвинут назад. В произношении мало голоса, много воздуха. Звук получается гортанным, громким.
  2. Увулярный. Язык вибрирует в воздушной струе. Звук мягкий, тихий, плавный.
  3. Носовой. Воздух направлен в нос, отсутствует вибрация.
  4. Двугубный. В артикуляции принимают участие только губы, без языка.
  5. Щелевой. Язык направлен вверх и образует щель с мягким небом. Звук меняется на «З» или «Ж».
  6. Межзубный. Язык находится между зубами.

Этапы коррекции нарушений:

  1. Подготовительный.
  2. Постановка звука.
  3. Автоматизация.
  4. Дифференциация.
  5. Закрепление в речи.

Что мешает произнести букву «р» правильно

Основными причинами почему не проговаривается этот звук являются проблемы, связанные с ротовой полостью.

Короткая подъязычная связка

Другое название — уздечка. Именно она мешает свободно двигаться языку. Обычно этот дефект устраняется еще в роддоме. Она также может помешать правильному захвату соска у младенца во время грудного вскармливания. Если данный дефект был обнаружен в школьном возрасте, ее растягивают логопедическими упражнениями.

Проблемы с фонематическим слухом

Фонетический слух – это способность слышать и воспринимать звуки правильно. В три года дети должны различать похожие друг на друга звуки, хотя проговаривать их еще не могут. В некоторых случаях такие нарушения связаны с аденоидами и другими заболеваниями. Тем самым ребенок не слышит определенный звук и в своей речи он заменяет его на другой похожий.

Неправильное речевое дыхание

Чтобы правильно произносить звуки, в том числе и букву Р, нужно управлять выдохом. Не все дети умеет это делать в раннем возрасте. Некоторые поднимают для этого плечи, другие не умеют регулировать свое дыхание во время речи.

Прикус

Правильный прикус предполагает перекрытием верхними зубами нижних примерно на треть, остальные зубы должно плотно смыкаться. При неправильном прикусе, поставить некоторые звуки правильно невозможно физиологически. Потребуется исправлять прикус ребенка.

Как ребенок может коверкать «Р»

Неправильные звуки «р» называют ротацизм – это те звуки, которые заменяются вместо этой буквы. Прежде чем определить упражнения на постановку звука Р, необходимо понять, как именно ребенок проговаривает этот звук. Это происходит следующим образом:

  • Картавость или проговаривание через горло. При произношении вибрирует небо, вместо кончика языка. Подобное явление более характерно для французского, но не для русского.
  • Боковое «Р». Такое происходит если сторона прижимается к верхней челюсти, противоположная сторона свисает. В этом случае кончик не может вибрировать, а сам звук Р более похож «рль».
  • Одноударное «р». Вместо дрожания, кончик ударяется о нёбо. Так проговаривается английская буква «R».
  • Произношение через нос. Воздушный поток должен проходить через рот.
  • Кучерское Р. Язык вибрирует на прижатых губах, в итоге получается звук «тпр», а не чистое Р.
  • Параротацизм. Это явление замены звука Р на другой, например Г.Л,В.
  • Пропуск. Ребенок просто не проговаривает этот звук вовсе и пропускает его в своей речи.

Способ по Левиной

Роза Евгеньевна Левина в 1965 году создала свою собственную методику, которая состояла из упражнений для артикуляции для постановки буквы Р. Вначале занятий добиваются фрикативное Р, которое не имеет характерной вибрации.

  • Второй этап – тренировка звуков Ж, Ш. Нужно раздвинуть губы, но не округляя их. При этом нужно тянуть звук Ж и сдвигать кончик языка к верху.
  • На первом этапе упражнения направлены на получение фрикативного «Р» без вибрации после достижения правильной артикуляции.
  • Для получения Р используется Д, которая должна произносится на выдохе. Рот должен быть при этом открытым, а язык соединяется с верхними деснами.

Причины нарушения произношения «вибрантов»

  • Короткая, укороченная уздечка или аномалии её расположения. Подъязычная связка может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приёмов, или, в некоторых случаях, проводится пластика — подрезание уздечки.
  • Сужение языка
  • Макроглоссия (увеличение размера языка)
  • Нарушения прикуса
  • Сужение верхней челюсти
  • Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие зубов
  • «Готическое» нёбо (высокое)
  • Расщелины нёба
  • Нарушение фонематического и физического слуха
  • Подражание речи ближайшего окружения
  • Нарушения мышечного тонуса при дизартрии
  • Речевой слух

    Основная причина ротацизма — нарушения фонематического слуха. Не стоит путать с это глухотой. У детей с данной проблемой хороший физиологический слух. Но они не могут выделять на слух фонемы родного языка. При невозможности дифференцировать звуки, происходит их замена в речи.

    Причин нарушения фонематического слуха несколько. В современном мире многие родители предпочитают с младенчества приучать детей смотреть мультфильмы, фильмы и другие продукты телевидения. Все они созданы с помощью компьютерных программ. Искусственная речь отличается визгливостью, громкостью и резкими скачками интонации. В итоге ребенок, не слыша образца нормальной речи, не учится ее различать и выделять из общего шума.

    Больше разговаривайте с ребенком, произносите слова правильно, не «сюсюкайте»

    Проверить фонематический слух очень легко. Для этого ребенку предъявляют ряд картинок. На первой он должен найти предмет с заданной гласной. Например, найти все картинки со звуком «и». Далее он должен сделать аналогичное задание, но уже с согласным. После его просят определить первый звук в словах «аист», «облако» и т.п. Состав слов постепенно усложняется.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]