Развитая мимика – это полезное качество не только для театрального артиста, но и для любого человека, которому по долгу службы или роду хобби часто приходится выступать на публике. Мимическая выразительность играет не меньшую роль, чем речевая, т. к. отражает эмоциональную жизнь артиста в процессе выступления и подчеркивает смысл, вкладываемый в слова.
В повседневной жизни мимика является средством невербального общения между людьми: именно по ней мы понимаем, какие эмоции испытывает человек, прежде чем он начинает говорить. Мгновенная и неконтролируемая мимическая реакция лицевых мышц на любое событие делает мимику самым точным индикатором настроения человека и его отношения к чему-либо. Однако будущим артистам зачастую требуется дополнительное развитие мимики лица.
«Лицо – зеркало души.» Цицерон
Если в жизни мимика – наш постоянный спутник, то в имитации жизни, коей является почти любое выступление на публике, отсутствие или недостаток мимики – первейший признак фальши.
Представьте себе Ромео, с каменным лицом объясняющегося в любви, или Гамлета во время его знаменитого монолога «Быть или не быть» с выражением лица а-ля «Семен Альтов». Любая трагедия при такой игре обречена превратиться в комедию, и наоборот – комедия рискует сделаться трагически скучной. Вот почему мимика актеров требует развития, и этому уделяется столь же огромное внимание, как и развитию правильной речи.
Как развить мимику лица
- Старит ли мимика?
- Зарядка для лица
- Изучаем эмоции
- Игра в угадайки
- Учитесь делать то, чего не умеете
- Дурные мимические привычки
Мимика — мощный инструмент выражения эмоций и чувств, который может быть красноречивее любых слов. Не зря существует отдельный жанр театрального искусства — пантомима. Мим умеет заставить зрителей плакать и смеяться, разыгрывая спектакль своим лицом. Представьте, насколько обеднеет общение, если лишить его дополнительных способов передачи внутреннего состояния — интонаций, жестов и мимики. Существует множество профессий, для которых умение управлять мимикой очень важно. Это и яркое выражение эмоций, и наоборот — способность не выдавать своих чувств. Актеры, преподаватели, руководители, дипломаты, бизнесмены, телеведущие… Но не только для работы необходимо знать, как тренировать мимику лица — красиво и достоверно передавать свои чувства должен уметь каждый.
Параллельно с мимикой нужно развивать речевой аппарат — эти два механизма неразрывно связаны друг с другом. К примеру, существует лечебный комплекс мимических упражнений для детей с дизартрией — расстройством произносительной функции. У речи и мимики существует «круговая порука»: чем четче речь, тем лучше разработаны мышцы лица и наоборот.
Но прежде, чем узнать, как развивать мимику лица, давайте разберемся с вопросом, который беспокоит многих.
Вдохновение
Вопрос красивых фотографий — достаточно объемный и сложный. Пробуйте, ищите свои позы, которые будут вас вдохновлять. Когда вы увлечены, тогда у вас однозначно получатся суперские фотографии! Если хотите сфоткаться парой, то вариант поз вот здесь.
Хорошего Вам дня и предлагайте свои варианты беспроигрышных поз. Особенно мне интересны варианты с девушками нестандартной внешности. Пишите в комментариях свои мысли по этому поводу. До скорых встреч в новых интересных обзорах.
С вами был Иван.
Старит ли мимика?
Существует мнение, будто живая мимика лица быстро старит человека: там, где часто появляются складки, со временем образуются глубокие морщины. Так ли это?
Чтобы не быть голословными, давайте сравним киноактеров, известных своим мимическим мастерством. Первым на ум приходит Джим Керри. Ему немного за 50 и уже есть заметные морщины, особенно в районе глаз. Актер сам признается, что морщины подарила ему карьера актера с самым выразительным лицом. Но при этом Керри никогда не делал пластических операций или уколов ботокса — поскольку они делают мимику более скованной, это категорически противопоказано кинозвезде. Для того, чтобы замедлить процесс старения, Керри пользуется кремами.
Джеки Чан — еще один человек с богатой мимикой, который всегда улыбается. Ему чуть больше 60 лет, но выглядит он прекрасно. Конечно, и у него имеются мимические морщины, но за всю свою жизнь Джеки делал только операции, связанные с травмами — никакой пластики.
Неизменному кривляке Джонни Деппу тоже слегка за 50, но в это сложно поверить — кажется, что ему максимум 40. Но есть один секрет — капитан Воробей делал пластику: подтяжку лица, лифтинг бровей и блефаропластику (вокруг глаз).
А вот актер, славящийся практически полным отсутствием мимики — Киану Ривз — не стареет вообще. Он ровесник Деппа и Керри, но при этом выглядит на 30. Говорят, что Нео не брезгует ботоксом, но сам актер не сознается в этом. Его главный актерский инструмент — глаза.
Действительно, определенные мимические привычки накладывают отпечаток на лицо — но происходит это в отведенный срок, когда у человека появляются естественные морщины, и никак не ранее. И какие это будут морщинки — выбирать только вам: то ли глубокие борозды от угрюмо нахмуренного лба, то ли обаятельные лучики вокруг глаз от смеха. И не забывайте, что актеры, известные своим умением кривляться, профессионально занимались этим всю жизнь. Они отсняли миллионы дублей и гримасничали куда больше, чем это понадобится человеку в повседневной жизни. Представьте себе Джима Керри в офисном кабинете. Засмеялись?
Тем же, кто страшится потерять молодость, нужно помнить о дополнительных факторах — это наследственность, тип кожи, нахождение на солнце, уход за лицом. Массаж, омолаживающие процедуры, кремы и масла помогут не бояться появления ранних морщин.
Уловки из фитнес-блогов
Пара слов про популярные блоки с фотографиями. Например, фитнес модели. Все же понимают, что эти прекрасные девушки не выглядят так идеально, как на фото?
Дело не только в фотошопе, хотя самые неграмотные обращаются и к нему. Все дело в позе, ракурсе, освещении и так далее. Втянуть живот, надеть штаны с талией повыше, подобрать хорошее для себя освещение.
Каждый, обладая более или менее стандартной фигурой, может получаться как блогерши. Какими способами?
Голова
Голова к фотографу чуть боком, идеальный угол – 45 градусов.
Лайфхак, чтобы убрать лишние подбородки и подчеркнуть шею. Вытягиваем шею и слегка приопускаем подбородок. Улыбку лучше порепетировать заранее у зеркала. Такая легкая полуулыбка, на фото – пример выше, правое изображение. Всегда смотрится очень здорово!
Из-за естественной несимметричности лица лучше заранее повертеться у зеркала и выбрать более привлекательный бок.
Руки
Странно положенные руки могут испортить любое фото. Как положить руки?
- В карманы. Помним, что локти должны быть за телом.
- Что-то держать. Сумка, кофе, аксессуар. А вторая рука в карман или на пояс. Локти за телом!
- На пояс. Но! Во-первых, локти за телом. И, во-вторых, одна рука на поясе, а вторая как-нибудь иначе. Вытянута, с кофе… но не на пояс. Исключение – фото для профессиональных моделей одежды, но мы же вроде все любители?
- Одна рука согнута пониже груди, вторая к подбородку или вытянута.
- Руки вместе, будто сейчас хлопнем в ладоши.
Как поставить руки – можно написать целую книгу. Но в целом, нужно посмотреть все свои фантазии в зеркале, выбрать нужные и потом прислушиваться к опыту и наметанному взгляду фотографа.
Ноги
Универсальное правило – одна нога чуть согнула и обязательно не на одном уровне со второй. Лучше, если ноги не будут перекрывать друг друга.
Сложные фигуры оставим профессиональным моделям! Рекомендую весь вес тела переносить на одну ногу, причем на ту, которая сзади. О позах стоя можно по
Зарядка для лица
Для того, чтобы развить свою мимику, сначала нужно сделать лицо более подвижным, раскрепостить мимические мышцы. Спортсмены перед тренировкой делают разминку — давайте и мы займемся этим. Нужно стать перед зеркалом, убрать волосы в хвостик, подколоть челку. Все лицо должно быть на виду.
Начинайте усиленно двигать разными частями своего лица, стараясь развивать как можно большую амплитуду. Вот примеры таких движений:
- Поднимайте и опускайте брови;
- Широко открывайте и закрывайте рот;
- Улыбайтесь как можно шире, не оголяя зубы, потом резко складывайте губки бантиком или «уточкой»;
- Широко открывайте глаза и жмурьтесь.
Важно, чтобы при упражнении на определенную часть лица остальные не были задействованы. Поначалу это бывает непросто — одни мышцы «тянут» за собой другие, и вместе с бровями, к примеру, вы начинаете рефлекторно поднимать губы.
Воображение
Сложно представить актера, у которого не развиты воображение и фантазия. Ведь ему постоянно нужно верить в то, чего на самом деле нет. Только истинная вера самого актера, его полное погружение в роль и в ситуацию заставит зрителя поверить, что это Гамлет, а не странный мальчик в смешных штанах; Король Лир, а не дедушка, похожий на Деда Мороза, и так далее.
Нет людей, совсем не обладающих воображением. Но есть люди, у которых оно слабо развито. Чтобы вообразить правдивость ситуации и себя главным героем в ней, воображение нужно развивать. В первую очередь это делается с помощью наблюдений, написаний сказок, стихов, рассказов, чтения хороших авторов. Затем начинается работа с актерскими этюдами. Этюд – это небольшая зарисовка, в которой актер должен действовать органично, а значит, должен верить.
Можно сказать, что главное упражнение для начинающего актера – этюд. Он может быть разным: на беспредметное действие, в условиях оправданного молчания, со словами и с предметами, одиночный и парный. Главное, чтобы в этюде были сюжет и событие. При этом актер должен сам придумать ситуацию (или работать в заданной) и вести себя в ней натурально и органично, а для этого должен поверить, что он в образе героя действительно попал в такую ситуацию.
Изучаем эмоции
Как вы помните, развитие мимики лица понадобится нам в первую очередь для того, чтобы красочно передавать эмоции. Поэтому нужно выучить соответствующее выражение лица и научиться применять этот навык в общении. Многие люди не умеют передавать эмоции «под заказ»: попросишь их изобразить гнев, а получается комичная маска. Все потому, что они не знают, как выглядят со стороны. Эту проблему и будем искоренять с помощью следующего упражнения.
Станьте перед зеркалом и постарайтесь изобразить такие эмоции:
Если не удовлетворены результатом, посмотрите на лица актеров в определенных ситуациях и попробуйте повторить их выражение. Не можете оценить результаты своих трудов в зеркале — снимайте селфи, по фотографии проще сделать объективные выводы.
На сессиях фотомодель обязана изображать все чувства и состояния, которые ей дает фотограф: «Сделай мне нежность! Невинность! Агрессию! Ты увидела котенка! Тебе подарили машину!» И все это она должна исполнить не хуже голливудской кинодивы.
Многие думают, что моделям нужны лишь красота и фигура, но очень важную роль в этой профессии играет умение быть фотогеничным и владеть своим лицом. Попробуйте побыть фотомоделью и изобразить все эмоции и реакции, которые только придут вам в голову.
Почему важно уметь позировать
Многие отказываются от фото, аргументируя «нефотогеничностью». Знаете, почему это провальная стратегия? Потому что фотоаппараты сегодня есть у каждого! Смартфоны, планшеты, даже некоторые часы.
Можно всегда отказываться, но с таким засильем фотоаппаратов можно заработать неплохую паранойю. И все равно время от времени получать свои снимки, например, в компании.
Куда спокойнее для психики потратить полчаса, чтобы прочесть этот материал, прорепетировать у зеркала и больше никогда не бояться получиться плохо. Избегать фото не получится никак. Вам решать, будут это хорошие фото или целая папка страшилок для внуков.
Дурные мимические привычки
Чтобы обладать красивой и выразительной мимикой, необходимо избавиться от привычек, которые портят ваше выражение лица и вызывают ранние морщины. Многие из нас щурятся, морщатся, кривятся и хмурятся, даже не подозревая, насколько это им вредит. Если знаете за собой такие привычки — контролируйте их. А чтобы не расслабляться, периодически щурьтесь или морщитесь в зеркало — посмотрите, как это некрасиво, и у вас сразу появится стимул избавляться от этих гримас. Если постоянно забываете о самоконтроле, попросите напоминать кого-то из близких. Лучше всего с этим справятся мамы — они как никто переживают, чтобы их дети были красивыми и обаятельными.
*** Мимика есть у всех — она закладывается в мозг еще в детстве, когда малыши смотрят на родителей и копируют их выражение лица. Но неконтролируемая мимика подобна невоспитанному человеку — всегда найдет, где наломать дров. Можно сравнить ее и с конем, едущим на всаднике — вместо того, чтобы облегчать жизнь, неуправляемая мимика ее усложняет. О таких людях говорят: у него все на лбу написано. И хотел бы скрыть свои чувства, да не может.
Не стоит умалять ее роль — лишь одно умение правильно пользоваться мимикой способно значительно изменить судьбу человека. И учиться этому мастерству можно начинать в любой момент, независимо от возраста.
P.S. Узнайте « Что такое артистичность и как ее развить »
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Каким боком повернуться
Фото в анфас оставим для важных документов. Все помнят какими «прекрасными» мы получаемся в паспорте? Вот и не будем повторять эту ошибку на тех фотографиях, где мы хотим получиться красивыми.
Больше всего хочется выглядеть естественно девушкам, но наигранные фото получаются в лучшем случае как в паспорте. Мы же с вами не профессиональные модели.
Модели методом проб и ошибок нашли идеальное положение лица на фото. Голова должна быть повернута примерно на 45 градусов к фотографу. Как-то так:
С транспортиром перед фотографом ходить, конечно, не нужно, но перед зеркалом отрепетировать не помешает. Или сделать селфи.
Особенно рекомендую делать селфи парням, это убережет их от долгого смотрения в зеркале, а получившиеся фото легко рассматривать и анализировать.
Это же касается и всего тела. Да и было бы странно стоять прямо перед фотографом и смотреть куда-то вбок. Так что и вся поза не ровная, а слегка развернутая вбок.
Это, кстати, стандартная поза для фотографий на красной дорожке. А если уже десятилетия самые популярные люди в мире используют этот фокус, то почему мы не должны?
Как проявляются эмоции на лице?
Психология человеческого поведения безгранична. Для полноценного изучения секретов мимики как одного из ее разделов потребуется не один год. Между тем научиться понимать своего собеседника по взгляду или скрытой ухмылке можно, если знать о некоторых нюансах.
Во-первых, залогом правильного понимания того, что хотел бы сказать человек, является объективная оценка всего воспроизведенного им с учетом взаимосвязи между речью и мимикой. Во-вторых, эмоции, зарождающиеся в душе, люди способны выразить двумя способами:
Это значит, что при желании партнера не выдавать истинного отношения к сообщаемым сведениям, он может ограничить себя простейшим намеком. Но чаще этот метод является, скорее, дезориентирующим, чем действенным.
Как хорошо и красиво получаться на фотографиях: позы
Учитесь менять свои эмоции
Различные варианты поз в студии
Позы для беременных
Варианты для влюбленных
Как определить по мимике истинность информации?
Прежде чем что-то сказать, в большинстве случаев человек обдумывает свои слова и пытается максимально держать под контролем мимику. При этом уследить сразу за несколькими реакциями собеседнику бывает крайне сложно. На помощь придет психология, которая научит, как правильно развивать способность мимического «языка» или выявлять искреннее отношение к чему-либо по мимике лица.
Реакции, появившиеся у собеседника спонтанно или непроизвольно, могут быть корректно прочитаны лишь при наличии длительных отношений с партнером. Если не брать во внимание этот момент всегда будет присутствовать вероятность критичного самообмана в процессе глубокого узнавания партнера.
Определить по мимическому выражению человеческого лица степень персональной экспрессии несложно, но крайне важно учитывать множество сопутствующих факторов. Оказывается, женщинам намного сложнее совладать со своими эмоциями, чем мужчинам. Представительницам прекрасного пола сложно скрывать свои наличествующие переживания, поэтому их лицо отчетливее выдает свою обладательницу в той или иной ситуации. Кроме половой принадлежности в удачливости утаивания информации, играют роль и другие факторы:
- темперамент (флегматику проще уберечь от постороннего взгляда свои чувства, чем, например, холерику);
- дополнительные сопряженные обстоятельства;
- опыт воспринимающей стороны.
Излишняя эмоциональность
Обычно наши эмоции отражаются в мимике. Мы даже можем поддерживать разговор, не произнося ни слова, — за нас все скажут нахмуренные брови или прищуренные глаза. С точки зрения общения активная мимика — это хорошо, людям нравится эмоциональное участие собеседника.
Однако это может серьезно отразиться на нашей внешности. «Хлопочут лицом» — говорят актеры про любителей размашистой, чересчур активной мимики. Они знают: «Оскара» за переигранные лицом эмоции не получишь, они слишком вычурны.
Если даже на сцене активная мимика ни к чему, зачем использовать ее в жизни? Ведь кожа «запоминает» каждое наше мимическое движение.
Как научиться понимать жесты лица?
Выражение лица, как говорит психология, предопределено воздействием испытываемых чувств, которые провоцируют контролируемые сокращения и расслабления мускулатуры. Многие желают овладеть способностью управления своих эмоций, выполняя специальные мимические упражнения. Однако все предпринятые меры по обучению тонкостям мимики не будут иметь успеха, если не знать о других важных моментах.
Например, симметричность лица в отображении чувств помогает намного быстрее распознать ложь. Кроме того, выдать стремление человека в маскировании могут губы.
Например, усиленная мимика лица в районе рта позволяет сделать вывод о том, что говорящий чем-то обеспокоен. Губы, искривленные в одну сторону, свидетельствуют о скептическом или насмехательском отношении к происходящему.
Упражнения для развития театрального мастерства
Десять масок для актера |
Вот те маски (выражения лица), которые наверняка пригодятся вам при игре в христианском театре. Каждую маску обязательно обсудите с группой. Обсудите в подробностях: как актер должен смотреть? Должен ли он моргать глазами? Должен ли он опускать глаза? Открывать ли рот? Поднимать ли брови? И т.д.
Итак, предлагаем следующие маски, из которых вам нужно выбрать 10 самых, на ваш взгляд, общеупотребимых.
- Страх
- Злость
- Любовь (влюбленность)
- Радость
- Смирение
- Раскаяние, угрызение совести
- Плач
- Стеснение, смущение
- Раздумье, размышление
- Презрение
- Равнодушие
- Боль
- Сонливость
- Прошение (вы кого-то о чем-то просите)
Запомните, как выглядит ваше лицо в зеркале, когда вы изображаете эти маски. При игре на сцене, вы должны произвести в своей памяти все маски правильно, выразительно. Запомните движения мышц своего лица. Изобразите их при игре так, как изображали перед зеркалом. Потом уже вы будете делать это непроизвольно.
Изучите свое лицо
Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек хорошо выражает свои эмоции на лице, то зрителю легче понять сцену.
Давайте изучим свое лицо. Рекомендую это упражнение в числе первых упражнений по мимике лица. Для чего нужно знать свое лицо? Мы не всегда знаем, как мы выглядим в той или иной ситуации (когда удивляемся, например, или когда сердимся). Изучив мимику своего лица, подкорректировав ее, актер будет уверен, что, играя в сцене гнев, он изображает на своем лице гнев, а не суетливость, например. В моей практике встречались люди, которые некоторые эмоции изображали на своем лице нестандартно, не так как все. Вот, к примеру, изобразим удивление. Что вы делаете, когда удивляетесь? Рот приоткрыт, брови ползут вверх, глаза широко раскрываются. Это общепринятое выражение лица. Если актер будет так играть, то зрители поймут, что он удивляется. Но я знаю парня, у которого вместо удивления на лице можно было прочесть совсем другое. Он так делал глазами, как будто заигрывает. В таком случае зритель может не правильно понять сцену. Поэтому надо изучить свое лицо. Итак, пусть каждый актер принесет с собой из дома небольшое зеркальце. Садитесь поудобнее и начинайте изображать эмоции. Вся группа пусть делает это одновременно по команде лидера. Задача лидера – смотреть, кто как изображает, и корректировать мимику. Например, кому-то надо выше понять брови, или прищурить глаза и т.д. Выражение лица каждого актера может обсуждать вся группа, вместе легко приходить к правильному выводу. Какие эмоции актеры должны уметь изображать на своем лице?
Мини-истории для двух актеров
Пусть двое актеров разыграют без слов следующие ситуации:
- Один читает газету, смеется, другой подглядывает
- Двое едут в общественном транспорте. Один сидит, другой стоит и хочет, чтоб сидящий уступил ему место, а сидящий делает вид, что не замечает его
- Двое сидят за столом и кушают. Одни угощает, а другой не хочет есть какое-нибудь блюдо, он и выплюнуть его пытается, пока другой не видит, и ему в тарелку переложить и т.д.
Мини-истории для одного актера
Напишите для каждого человека своей театральной группы задание на листочке. Актеры по очереди должны изобразить описанную там мини-историю при помощи мимики. Остальные участники пусть угадают, что они видели. Мини истории могут быть следующие:
- Вы включили телевизор. Показывают какой-то «ужастик». Вам страшно. Вы закрываете глаза. Потом переключаете на другую программу. Там показывают что-то смешное. Переключаете снова. Там показывают футбол. Вот забили гол. Ура! Изображайте ваши эмоции. Переключаете опять. Здесь идет какой-то неприличный фильм, вам и смотреть-то стыдно. Еще один канал – здесь что-то скучное, вы засыпаете.
- Читаешь журнал
- Пишешь письмо
- Подслушиваешь под дверью
- Ешь вкусное, потом от него тошнит
- Рассматриваешь картины на выставке, пытаешься незаметно отколупнуть краску
Разминка лица
Перед игрой на сцене актеру необходимо сделать разминку лица. Хорошо этим также начинать каждое занятие театральной группы. Возьмите зеркало. Найдите подвижные части лица: брови и лоб, глаза, губы и щеки, язык, нос (ноздри). По очереди двигайте, к примеру, только бровями. Поднимите их, как можно выше, затем опустите, как можно ниже. Поднимите по очереди: одну, потом другую бровь. Потом сделайте несколько разных движений с глазами, губами. 3-5 минут разминки дадут вам ощущение подвижности своего лица. Вы почувствуете, что даже говорить вам стало легче (при условии, что вы перед этим хорошо размяли губ и язык)
Упражнение на мимику лица: как лучше изобразить эмоции
Не всегда легко изобразить на своем лице некоторые эмоции. Ну, как сделать свое лицо злым, если ты в душе добрый? Откроем маленький секрет. Чтобы у вас лучше получалось изображать, к примеру, презрение, говорите про себя соответствующие слова (ты посмотри, на кого ты похож? да я тебя терпеть не могу, ты посмотри, что ты на себя одел? И не стыдно тебе, что от тебя так воняет? И т.п.). Может, это не совсем этично, зато помогает.
Искусство жестикуляции при театральной читке
Невербальные символы |
Что такое невербальные символы? Это произвольные и непроизвольные движения тела (в том числе и рук), при помощи которых человек выражает свои слова, мысли и эмоции. Например, взмах рукой означает приветствие, если ребенок топает ногами, значит, он чем-то недоволен, что-то ему не нравится и т.д.
Попробуйте всей группой вспомнить наибольшее количество известных вам невербальных символов. Их использование на сцене поможет вам играть в пантомиме.
Можно даже сделать это в виде игры. Все по очереди показывают какой-то жест, говорят, что он означает. Итак, пока не вспомнят все, что можно.
Попугай в клетке
Когда профессионал исполняет эту мини-сценку, то кажется, что сделать это очень просто. Однако вы попробуйте сами.
Итак, нужно сделать следующее:
Подойти к клетке (все предметы воображаемые, в том числе и попугай) Ощупать ее руками Взять и переставить на другое место Подразнить попугая Найти дверцу и открыть ее Насыпать зернышек в ладонь и покормить птицу Погладить попугая (после этого он вас должен укусить) Одернуть руку Закрыть побыстрее клетку Помахать угрожающе пальцем Переставить клетку в другое место.
Собери по частям
Каждому члену театральной группы на листочке раздается задание изобразить следующее:
- Собрать велосипед по частям
- Устанавить все четыре колеса на легковую машину
- Собрать по частям самолет
- Собрать по частям вертолет
- Сделать из досок лодку с веслами
- Собрать по частям другую технику (придумайте сами)
Делать это упражнение нужно так. Когда берешь какую-то запчасть, то показываешь ее форму (ощупываешь ее всю руками), чтобы у зрителей сложилось ясное представление, что находится в руках у актера. А потом уже устанавливаешь. Вся группа должна угадать, что сейчас собрал актер.
Упражнение для актеров на напряжение и расслабление
Перед тем, как начать игру на сцене? желательно размяться. Попробуйте сделать такое упражнение. Встаньте прямо, поднимите руки вверх, поднимите голову, посмотрите на свои руки. Теперь поднимитесь на носочки. Сильно потянитесь, как будто вы должны забросить тяжелую сумку на верхнюю полку. Напрягите все тело. Сильно-сильно! Продержитесь в таком положении секунд 7-10, а затем расслабьтесь. Не так-то просто сразу расслабить тело, а вот после сильного напряжения это сделать легко. Все «расслабленные» садятся на стулья, а лидер должен проверить, насколько хорошо получилось. Он подходит к каждому человеку и поднимает у наго руку (за пальцы), двигает ей в разные стороны (она должна быть очень послушной, если хоть немного напряжена и сопротивляется, то результат не достигнут), потом бросает ее. Лидер проверяет и ноги. Ногу нужно брать под коленкой. Если поднимать в этом суставе, то нога должна послушно сгибаться, ступня волочится по полу. Повторите это упражнение 3-5 раз. Оно очень хорошо снимает скованность перед выходом на сцену. И вообще неплохо делать такое упражнение перед каждым занятием театральной группы. Пусть это войдет в привычку актеров.
Упражнение для актеров: гладим животное
Как и в упражнении Собери по частям, все актеры театральной группы получаю задания на листочках. На этот раз им нужно изобразить, что они гладят животное или берут его на руки. Здесь опять должны главным образом работать руки, ладони. Предлагают «погладить» следующих животных:
- Хомячка (изобразите, как он выскальзывает у вас из рук, бегает по плечу и т.д.)
- Кошку
- Змею (она опутывается вокруг вашей шеи)
- Слона
- Жирафа
Игра на вмешательство
Лучший способ помочь людям улучшить их актерские способности – заставить их почувствовать себя свободно во всевозможных импровизированных ситуациях. Актеры не всегда должны полагаться лишь на слова заранее написанного сценария, они должны импровизировать свои собственные строки. И когда они это делают, возникает высокая вероятность того, что их строки будут мотивированы их собственными реальными мыслями. И результатом станет воспроизводство естественно звучащих строк, что само по себе является ключом к актерскому мастерству. Мы называем это «вести интеллектуальную игру».
Существует много разновидностей импровизаций, советуем вам попробовать следующий вариант.
Заставьте двух актеров (по желанию) вообразить себя в какой-нибудь типичной ситуации: в автобусе, в очереди в гостинице на регистрацию, в парке и т.п. Задайте им тему и пусть начинают импровизировать. Попросите остальных членов труппы внимательно следить за актерами, когда у них возникнет интересная идея, они в любое время могут сказать – «Вмешиваюсь!». В этот момент двое играющих сценку должны замереть. Вмешивающийся либо становится дополнительным действующим лицом, либо замещает собой любого из актеров по выбору. Он либо начинает сцену заново, используя ту же тему, либо абсолютно изменяет ее, ценность (и юмор) данного поступка заключается в приобретении способности приспосабливаться друг к другу и воспроизводить естественно звучащие строки. Побуждайте ваших актеров быть как можно более естественными.
Камера видит все!
Видеть себя в видеозаписи – ужасное потрясение. Все мы естественно хотели бы видеть, как выглядим на самом деле, итак нам хочется посмотреть на себя со стороны. Но часто реальность приводит нас в состояние шока. Многие актеры заблуждаются, считая, что они способны отлично передавать чужие мысли. Другие же наоборот недооценивают себя. Правда находится где-то посередине и ее лучше всего понять через видеозапись. Используйте видео не только для записи спектаклей, но и во время репетиций. Возьмите какой-нибудь любимый вами сценарий и снимайте труппу во время читки ролей. Дайте им коротенькие отрывки, чтобы они смогли сразу же их запомнить. Затем прокрутите пленку и прокомментируйте для каждого, что у него получилось, а в чем он должен продолжать совершенствоваться. Некоторых это напугает, но добрая доля реальности принесет всем пользу.
Перемены хамелеона
Были ли вы когда-нибудь в ситуации: у вас масса людей, несколько ролей и вы не уверены кому, какую отдать? Вот способ, дающий возможность любому испытать себя, свои способности в подборе различных ролей – и возможность одновременно развлечься. Сделать столько копий пьесы, сколько в ней ролей. Напишите имя героя большими буквами на каждой копии. Теперь наугад раздайте роли и попросите начать чтение ролей, вне зависимости от того, какое имя написано сверху на копии. Не обращайте внимания кому досталась роль: женщине или мужчине, старому или молодому. Пусть читают. Каждую минуту подавайте команду «Перемена!». При этом все передают копии налево и участники начинают читать новые роли. Это не только стимулирует развитие характера (роли), но позволяет вам испытывать людей в ролях, которые при обычных обстоятельствах им не доступны. И каждый выигрывает.
Театральные режиссеры
Предложите вашей команде за 15-30 минут сочинить и поставить спектакль, текст которого состоит всего из четырех строчек. Например: Однажды в студеную, зимнюю пору Я из лесу вышел. Был сильный мороз. Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. или Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. Можно взять любые другие известные четверостишия. Поставить спектакль-импровизацию силами творческой группы по жребию следует в жанрах оперы, оперетты, цирка, фильма ужасов, мюзикла, драмы, мелодрамы, комедии, детектива, документального кино, эстрады и т. д. Может получиться интересный и смешной спектакль
Упражнение по актерскому мастерству: Зеркало
Когда на сцене много актеров, возникает необходимость работы «командой»: выработка чувства общего ритма и темпа, взаимопомощи, воспроизводства слов, вызывающих в других чувства эмоции. Это то, что часто называют «химией». Некоторые театральные труппы владеют ее секретом, другие — нет. Можно ли натренировать актеров в этом направлении? Одно из упражнений, могущих нам помочь, называется «Зеркало». Разделите свою команду на пары. Пусть встанут лицом друг к другу. Один из них должен быть лидером. Пусть лидер мимикой показывает действия, совершаемые им каждое утро перед зеркалом: бреется, накладывает косметику и т.п. Второй участник старается имитировать действия лидера как можно точнее и при этом не засмеяться. Будет очень удачно, если лидер станет воспроизводить свои действия как в замедленной съемке, облегчая второму участнику возможность их повторения. Когда все пары достигнут определенного успеха, следует указание поменяться ролями. И лидерство переходит к другому. Упражнение станет целесообразным тогда, когда лидерство будет переходить без команды извне тогда, когда сами участники почувствуют, что цель упражнения достигнута, и они могут поменяться ролями. Это стимулирует распределение функций актеров в диалоге и дает возможность сконцентрировать творческие усилия.
https://www.kopilochka.net.ru/teatr/159-akter/1129-zerkalo.html
Мимика в актерской деятельности
Особенно важна правильная и красивая мимика для актера. Профессионал в данной сфере перед выходом на сцену обязательно выполняет привычные для него упражнения, направленные на разминку лицевых мышц. Самая простая и распространенная схема тренировки занимает не более 5 минут, однако, результаты ее влияния на мимические способности человека, колоссальны. Чтобы сделать разминку, необходимо следовать пошаговой инструкции:
- Перед зеркалом предельно сконцентрировать свое внимание на всех подвижных лицевых элементах.
- Поочередно (с бровями, глазами, щеками, губами) проделать простые упражнения с каждой частью лица, опуская и поднимая вверх.
- Спустя несколько минут по завершении выполнения простого комплекса занятий обратить внимание на подвижность всех лицевых мышц.
Как хорошо и красиво получиться на фотографии на паспорт?
Есть шутка: «Если вы стали похожи на фотографию в паспорте, вам пора в отпуск!».
Очень часто люди, особенно женщины, недовольны своим изображением в паспорте. Фото на паспорт — это не тот случай, где можно поэкспериментировать с ракурсами и улыбкой. Здесь можно увидеть и асимметрию лица, и недостатки контуров. Однако есть небольшие хитрости и здесь:
- Тон лица. Сделайте ровный естественный тон с помощью косметики. Замаскируйте круги под глазами, корректором уберите прыщи и прочие неровности. Макияж зафиксируйте пудрой, чтобы избежать блеска.
- Глаза. Не стоит делать вызывающий макияж. Красивые ресницы и аккуратные стрелки достаточно подчеркнут глаза.
- Помада. Подберите наиболее естественный тон, не стоит красить губы ярким цветом. Или оставьте их вовсе не накрашенными.
- Волосы. Если ваша прическа будет неаккуратной, фотографию никак не спасти. Волосы должны быть чистыми, аккуратно уложенными, без отросших корней.
Тренировки по совершенствованию мимики
У опытного актера зачастую не возникает никаких проблем с обладанием собственной мимикой. Выученная и освоенная им психология мимического общения позволяет не следить за работой мускулатуры. Его лицо в минуты злости, печали или радости однозначно передает внутренние наигранные переживания и эмоциональный настрой. Но для того чтобы правильно воспринимать актерскую игру на сцене, необходимо сначала подробно изучить жесты своего лица.
- Групповые занятия по контролю и управлению над мимикой особенно актуальны в творческих кругах. Упражнения, которые выполняются участниками подобных тренировок, координируются ведущим. Он занимает центральное место в кругу обучающихся. Таким образом, учителю удается отследить качество и соответствие правилам каждого выполняемого упражнения.
- В ходе выстраивания учениками группы мимической «картины» ведущий должен вовремя сориентировать каждого из них в случае необходимости поправок: кому-то для завершения образа нужно сильнее прищурить глаз, а кому-то – расслабить уголки рта и не хмурить брови. Намного быстрее поддается освоению психология мимики при групповом обсуждении каждого упражнения.
Годы творчества и кропотливой работы над собой позволяют актеру не сомневаться в том, как выглядит его лицо в конкретный момент. Не прибегая к помощи зеркала, изобразить тот или иной чувственный настрой сможет человек, прошедший длительные тренировки по контролю над личной мимикой.
Не получаюсь на фотографиях: что делать?
Профессиональные фотографы утверждают, чтобы хорошо получаться на фото, необязательно быть красивым.
Зачастую удачно в кадре смотрятся люди с резкими чертами или с неровностями овала лица. А симпатичные люди с правильными чертами почему-то выглядят непривлекательно или не выделяются на общем фоне.
Для того, чтобы нравиться себе и близким на фотографиях, необходимо найти подходящий ракурс и поработать над мимикой.
Мимические проявления в соответствии с чувствами
Психология выражений лица постигается поэтапно. Для начала важно узнать о том, как меняется внешний вид человека, испытывающего различные эмоции:
- при радостных окрыляющих чувствах губы искривляются, их уголки тяготеют назад, а вокруг линии глаз возникает мелкая морщинистость;
- удивление или интерес проявляется на лице приподнятыми бровями и слегка расширенными глазами, рот может быть округлен и приоткрыт;
- отвращение и презрение отражаются на внешнем виде человека по-разному: в первом случае можно наблюдать сморщенный нос и опущенные брови, нижняя губа слегка выпячена, создается впечатление, будто человек чем-то подавился; во втором случае лицо у собеседника будет вытянутым, брови приподняты, характерен взгляд «свысока»;
- определить страшно человеку или нет, легко по его расширенным глазам и сдвинутым вовнутрь бровям; кроме того, приоткрытый рот и оттянутые уголки назад свидетельствуют о внутреннем напряжении и скованности;
- гнев и злость проявляются однотипно: лоб нахмурен, выражение глаз угрожающее, ноздри расширены, губы стиснуты, кожа может краснеть;
- ощущения стыда отражаются на внешности отведенным взглядом, устремленными вниз или бегающими глазами, слегка прикрытыми веками.
Мимическое движение вскинутые брови
Что делать, если дергается бровь над глазом
Линия волосков над глазами – не декоративный элемент лица. Это своеобразный защитный барьер для очей. Психологи относятся к бровям как к детали, характеризующей людские страсти.
Бровная линия всегда находится в движении, непроизвольно отражая мысли человека или отношение к собеседнику. По тому, как вскинул визави брови, можно судить о его характере:
- если движение непрерывное (то вверх, то вниз), это тщеславный человек, склонный к показной храбрости;
- сочетание поднятых во время разговора бровей и сморщенного лба говорит о самовлюбленности, честолюбии и отсутствии здравого смысла;
- человек приподнял брови и тут же опустил – он открыт общению и рад этому.
Мимика, выражающая радость общения
Мимические жесты бровями могут означать скептицизм или недоверие в отношении визави, показывать удивление или готовность к развлечениям.
Если движение бровей несознательное, собеседника легко «читать». Когда человек знает, как управлять мимикой в собственных интересах, ему легко обмануть окружающих.
Рекомендации по выполнению мимических упражнений
Упражнения для развития мимики важно выполнять регулярно – только тогда психология общения и выражений лица станет верным помощником. Продолжительность тренировок индивидуальна, но чаще всего их выполняют от 10 до 15 минут в день. Разделить комплекс занятий можно на утренний и вечерний сеанс. К тому же проводить гимнастику строго по графику нет острой необходимости.
Выполнение любого упражнения, направленного на овладение мимикой, должно происходить перед зеркалом. Крайне важно занять правильное положение тела. Максимально удобно тренировать лицевые мышцы, сидя, сохраняя спину и шею прямой. Стоит учесть, что упражнения являются немалой нагрузкой для мускулатуры и могут негативно сказываться в дальнейшем на упругости кожных покровов. Соответствующий уход и увлажнение лица помогут предотвратить возникновение морщин.
«Разговорчивая» шея
Считается, что в артикуляции задействуются челюсть и язык, но оказывается, что зачастую мы напрягаем еще и шею, в результате чего провоцируем проблемы с нижней частью челюсти.
Дело в том, что поверхностные мышцы шеи (платизма) вплетаются в щечную область. Работая во время артикуляции не ртом, а платизмой, мы направляем вектор натяжения вниз — к грудной области.
Таким образом мы формируем привычку опускать углы рта во время разговора, в результате чего образуются морщины-марионетки, а кожа шеи обретает неровный рельеф — становится более дряблой.
Проверить, насколько «разговорчива» ваша шея, легко. Положите на нее ладонь и громко, с выражением прочитайте несколько следующих абзацев или любимое стихотворение.
Что вы чувствуете? Если мышцы отдыхают — отлично! Напряглись? Тогда стоит отучить их от этой вредной привычки.
Расслабить мышцы шеи поможет глубокий миофасциальный массаж, в котором оказывается воздействие на фасцию — окружающую мышцы оболочку соединительных тканей. А чтобы научиться не включать их во время разговора, лучше обратиться к логопеду или специалисту по технике речи.
Упражнения для красивой и контролируемой мимики
Развитие мимики происходит стремительно: через пару недель занятий при усердном и настойчивом подходе к обучению перемены станут заметными и ощутимыми не только обучающемуся, но и членам его круга общения. Несложные упражнения выглядят так:
- Губы следует сомкнуть, но не сжимать. Весь мышечный аппарат лица должен быть максимально расслабленным. К уголкам рта приложить средние пальцы и немного надавать. Главной задачей этого упражнения является вытягивание губ «в трубочку» с попыткой поцеловать воздух. В напряжении носогубной треугольник должен быть не менее 10 секунд, после чего расслабить мышцы и повторить 5–6 раз.
- С широко открытым ртом необходимо поднять вверх глаза и на протяжении 30–40 секунд постоянно моргать. Такое упражнение позволит не только привести мускулатуру лица в тонус, но и дать отдых глазам.
- Щеки следует обхватить руками таким образом, чтобы в уголках губ оказались мизинцы. Нужно сделать широкую улыбку, не размыкая рта, и сохранить ее в течение некоторого времени (10–15 секунд). Постепенно, возвращаясь в исходное положение, расслабиться на 10 секунд и повторить упражнение 5–6 раз.
Овладеть совершенным уровнем контроля над выражением лица намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Психология мимики научит управлять своими эмоциями и определять степень их правдивости у собеседника. ‘ alt=»»>
Источники:
https://constructorus.ru/samorazvitie/kak-razvit-mimiku-lica.html https://say-hi.me/bolshe/10-effektivnyx-uprazhnenij-dlya-uluchsheniya-mimiki-lica.html https://yourspeech.ru/gesticulation/bodylangue/mimika-lica.html
Артикуляция
Упражнения по актерскому мастерству и сценической речи начинаются именно с артикуляционного аппарата. Это наши губы, челюсть, язык и все, что участвует в процессе формирования слов, которые мы произносим вслух. Если актер обладает вялым артикуляционным аппаратом, его слова со сцены не будут понятны зрителям, звучать они будут нечетко. Поэтому речевой аппарат не только разогревается перед спектаклем, но и постоянно развивается и улучшается.
Разминка начинается всегда с челюсти, ведь от того, насколько хорошо открывается рот актера, зависит, каким будет посыл произносимого.