- 8 Сентября, 2018
- Психология общения
- Мария Иванова
Если ребенок мечтает в будущем стать актером либо профессиональным ведущим на радио и телешоу, то ему нужно долго и упорно тренироваться. Для достижения такой цели существует комплекс специальных упражнений по сценической речи. Методы будут включать в себя проведение различных тренировок, которые помогут улучшить состояние дикции и получить новые навыки. Специализированные занятия способствуют развитию актерского мастерства как у взрослого человека, так и у ребенка. В данной статье будут рассмотрены: методика сценической речь для детей, упражнения на дикцию.
Отличительные особенности сценической речи
Любой человек, который планирует посвятить свою жизнь актерскому мастерству, должен выполнять комплекс специальных упражнений. В процессе таких занятий ему будет нужно развить громкий голос, хорошую дикцию, научиться правильно расставлять акценты по тексту. Это поможет выразить основные эмоции и чувства, правильно обыграть поставленную задачу. Техника сценической речи не так легка, как может казаться на первый взгляд. Актер, стремящийся развить свои таланты, должен уметь передать настроение, показать внутренний мир, характер и другие отличительные черты своего персонажа. Если человек научится делать это правильно, то вскоре станет настоящей звездой в кино либо театре.
Сценическая речь считается обязательным дополнением актерского мастерства. Развивалась такая техника на протяжении длительного времени и по мере развития продолжала активно усовершенствоваться. Древнегреческие ораторы использовали ее в речи при движении, поскольку такой тип выступления вызывал наибольший интерес у публики. Уже в те времена люди понимали, что важен не только смысл произносимых слов, но также качество их подачи, используемая интонация и метод прочтения.
Демосфен, известный философ и оратор, от природы обладал очень тихим голосом, вся его речь была больше похожа на бормотания, поэтому многие слушатели просто не могли разобрать его слов. После того как мыслитель понял, в чем заключена его проблема, он начал упорно тренировать дикцию. Для этого Демосфен постоянно выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, пытаясь перекричать шум бушующих волн. Его современники уверяют, что он также часто уединялся в пещере и именно там репетировал свои монологи, чтобы у него был шанс выслушать самого себя.
В настоящее время использовать такие радикальные методы улучшения своего ораторского искусства не нужно. Для этого существуют специальные упражнения сценической речи для детей дошкольного возраста. Все они считаются довольно простыми, но вместе с этим эффективными. Репетиции для улучшения дикции можно выполнять в домашних условиях либо ходить на занятия с педагогом.
Быстрое улучшение техники речи
Если родитель хочет развить правильную, четкую и красивую речь у своего ребенка, то ему следует записать его на специальные уроки. Преподаватели помогут справиться с такой задачей.
Многим приходилось бывать на лекции либо другом занятии и выслушивать нудную и невнятную речь, от которой больше хочется спать, чем что-то делать. Профессиональный оратор применяет все доступные возможности своего речевого аппарата, что помогает регулярно сохранять внимание аудитории и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи хорошо подойдут как для артистов, так и бизнесменов, политиков, специалистов тех сфер, в которых требуется правильное и грамотное общение с людьми. В любом случае вашему ребенку пригодятся в жизни такого рода навыки, и чем раньше начнется обучение, тем лучше будут развиваться его способности в дальнейшем.
Чтобы в короткие сроки малыш научился правильно управлять своим голосом и улучшить дикцию, ему будет нужно регулярно выполнять простые упражнения сценической речи для детей 3-6 лет. Они не займут слишком много свободного времени, но при этом помогут достичь хорошего результата. Концентрация внимания у маленьких детей по времени более ограничена, чем у взрослых, поэтому специалисты разработали для них специальную систему обучения.
Для правильной и четкой речи важно внимательно следить за своим дыханием. На уроках сценической речи могут даваться следующие задания: проговаривание скороговорок, выразительное чтение с правильной интонацией, а также специальная дыхательная гимнастика
Упражнения для улучшения дыхания
Упражнения по сценической речи для детей будут в обязательном порядке включать в себя правильное дыхание. Этот прием в ораторском искусстве имеет огромное значение. Тот, кто произносит важную речь перед аудиторией, не может позволить себе вдыхать воздух посредством рта. Это может привести к тому, что он собьется, из-за чего человек не сможет соблюдать интонацию и правильно расставлять акценты. Для работы над голосом ребенку нужно будет регулярно выполнять следует специальные упражнения:
- Дышать носом с открытым ртом на протяжении трех-пяти минут.
- Положить сразу две руки на солнечное сплетение. Сделать глубокий медленный вдох (задержаться в таком состоянии на 3-4 секунды). При этом руки почувствуют, как живот поднимается, наполняется воздухом, а после опустится назад. Такое колебание должно быть хорошо выраженным. Если ребенок ничего не ощущает, то во время вдоха ему следует наклонить свое тело немного вперед. Со временем манипуляцию по втягиванию воздуха нужно будет увеличивать по длительности.
- Упражнения для улучшения грудного дыхания. Для этого нужно сделать глубокий вдох, как словно вдыхая аромат цветов, после сделать медленный выдох с втягиванием живота. Это упражнение содействует свободной плавной речи. Короткий вдох и длительный выдох помогут улучшить грудное дыхание. После того как такое упражнение будет выполняться просто и быстро, на выдохе следует начать произносить длинные фразы.
Такие занятия довольно просты и прекрасно подойдут при развитии сценической речи для детей 7-9 лет. Проводить их следует каждый день, и вскоре появится возможность произносить длинные фразы без заминок и сбоя дыхания.
Варианты упражнений для постановки дыхания
Качественная техника сценической речи во многом зависит от правильного дыхания оратора. Человек, который произносит речь перед слушателями, не может себе позволить вдыхать воздух через рот. Это приведет к тому, что ваше дыхание собьется и вы не сможете правильно выдержать интонацию и расставить акценты. Чтобы подготовиться к публичному выступлению, регулярно делайте следующие упражнения.
- Дышите носом (вдох и выдох) с открытым ртом в течение 3-5 минут.
- Положите обе руки на солнечное сплетение. Сделайте глубокий и очень медленный вдох (процесс должен занять 3-4 секунды). При этом ваши руки ощутят, как живот поднимается, наполняясь воздухом, и при выдохе опускается. Такое колебание должно явно просматриваться. Если вы ничего не чувствуете, во время вдоха немного наклоните корпус вперед. Постепенно увеличивайте время вдоха.
- Упражнение на тренировку грудного дыхания. Глубоко вдохните, как будто нюхаете ароматный цветок, затем сделайте очень плавный выдох и втяните живот. Короткий вдох и долгий выдох помогут вам усовершенствовать грудное дыхание. Когда это упражнение будет получаться у вас с легкостью, начинайте произносить на выдохе длинные фразы.
Эти упражнения не сложные, но очень эффективные. Выполняйте их ежедневно, и вскоре сможете произносить длинную речь без заминок и сбоя дыхания.
Улучшение артикуляции
Чтобы произношение отдельных звуков и букв было понятным и четким, важно регулярно тренировать органы, которые несут ответственность за артикуляцию.
При первом занятии следует начать проговаривать гласные, согласные звуки и простые связки. При такой тренировке важно следить за голосом, он должен звучать ярко и громко, не так как в повседневности.
Многие скороговорки помогут улучшить речевой аппарат и дикцию. Такие стихи важно произносить тихо либо полушепотом. Со временем скорость прочтения должна увеличиваться, а громкость повышаться. Следует рассмотреть следующие виды скороговорок при занятии сценической речью для детей дошкольного возраста:
- «Добыл бобыль бобов».
- «От топота копыт пыль по полю летит».
- «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».
Если ребенок уже длительное время занимается уроками сценической речи, то со временем может усложнять свою задачу, разучивая более длинные и сложные фразы. Если у него получилось запомнить и правильно рассказать самую длинную скороговорку «Лигурию», то он точно станет хорошим оратором.
Совершенствуем артикуляцию
Простой способ усовершенствовать артикуляцию — проговаривание гласных звуков громко и четко. Затем переходят к скороговоркам. Нужно начинать с самых простых и постепенно усложнять задачу. Скороговорки необходимо произносить тихо, медленно, а затем увеличивать громкость, скорость.
Эффективны задания на развитие артикуляции:
- «Иголочка» — приоткрыть рот, высунуть напряженный язык на 5-10 секунд;
- «Заборчик» — улыбнуться, обнажив зубы, удерживая счет до 10;
- «Чашечка» — открыть рот, высунуть широкий язык, придать ему форму чашечки.
Артикуляционных упражнений множество. Справиться с ними могут даже маленькие дети.
Похожие записи:
- Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
- Особенности логопедической работы с группой детей с ОНР Логопедическая работа с детьми с ОНР — методические рекомендации по…
- Какие упражнения полезны ринолаликам? Коррекционные упражнения при ринолалии — артикуляционные упражнения, дыхательные и другие….
- Обучение детей грамоте — методы и приемы Обучение грамоте в процессе игровой деятельности — игровые ситуации, дидактические…
Дикция и особенности звучания
Улучшить выраженность эмоций поможет правильно поставленное звучание голоса. Человек должен научиться свободно регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию и общую громкость. Чтобы улучшить звучание, следует выполнять следующие упражнения:
- Часто читать прозу либо стихи, регулярно изменять громкость речи. Первая строчка должна проговориться тихо, вторая более громко.
- Одну фразу следует произносить с одной интонацией, вторую постараться изменить с помощью простых слов, выразить свое эмоциональное состояние – счастье, удивление, страх, злость и так далее.
- Также важно хорошо развивать фантазию. Можно придумать, каким голосом говорили бы животные, если бы могли это делать. Следует рассказать стих от лица собаки, кошки либо зайца.
Хорошая дикция очень важна для сценической речи. Она помогает добиться значительного успеха в карьере, так как люди уже на своем подсознании больше прислушиваются к четкому произношению и приятным словам человека.
Упражнение 2. «Звуковое пение»
Выполняя это упражнение:
- ваш голос зазвучит новыми красками;
- речь станет разборчивее.
Нам нужно: Текст.
Что делаем?
Например, текст может быть таким. «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!»?
Мантра? ДА! Но действовать она начинает, если при ее прочтении пользоваться определенной методикой. Итак, начинаем читать нашу мантру, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее», Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.
Вот именно такие мантры – действуют!
Действенные упражнения
Развить хорошие ораторские способности можно посредством следующих упражнений:
- Встать прямо, скрестить руки на груди, локти развести в стороны. Сделать глубокий вдох, выпуская лишний воздух из легких, медленно наклоняясь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением удлиненных гласных звуков.
- Каждый раз следует проговаривать сложные сочетания звуков – ВЗВА, ЛБАЛЬ, СТФРА. Сначала такое упражнение может показаться слишком трудным, но со временем все начнет получаться.
- Следует попытаться прочитать небольшой текст с закрытым ртом.
Урок сценической речи, как и любой другой, даст хороший эффект. После выполнения определенного ряда упражнений следует закрепить результат, прочитав сложный текст как можно выразительнее. Если занятия проходят вместе с педагогом, то он может предложить в конце терапии пройти специальный тест.
Упражнение «Язык без костей»
Такое упражнение станет увлекательной игрой по сценической речи для детей. Техника поможет хорошо проработать артикуляционный аппарат несмотря на то, что со стороны она больше выглядит как обычные кривляния. Чтобы подготовиться к занятию по сценической речи, следует предварительно провести короткую разминку.
Артикуляционная гимнастика отличается большим количеством плюсов:
- язык начнет работать четко и правильно;
- полностью пропадет чувство, что разговор проходит с набитым ртом;
- произношение звуков изменяется до более четкого.
Техника проведения
Для проведения упражнения «Язык без костей» следует воспользоваться простым зеркалом. Для этого нужно встать перед ним и начать простую разминку:
- Немного открыть рот. Концом языка начать выполнять круговые движения в разные стороны. Следует провести 10 вращений по часовой, а после против часовой стрелки.
- Далее широко открыть полость рта, полностью высунуть язык и осторожно приподнять его боковые стороны вверх. При этом должно образоваться подобие трубочки. Далее следует начать пытаться двигать сложенным языком, подуть в него.
- Языком очистить поверхность нижнего и верхнего зубного ряда. Попытаться повторить такое упражнение с закрытым и отрытым ртом.
Аккуратные покусывания языка помогут немного ослабить напряженность такой мышцы. Упражнения следует повторять перед выступлением, в этом случае речь будет четкой и хорошо понятной.
Упражнение «Пробка»
Такое упражнение считается самым легким для улучшения функционирования речевого аппарата. Оно принесет хороший эффект, если выполнять его постоянно. Техника «Пробка» довольно популярна как у детей, так и взрослых. Такое веселое занятие поможет:
- укрепить мышцы губ, щек и верхнего неба;
- подтянуть кожу на лице, скрыть небольшие морщинки и носогубные складки;
- улучшить речь и дикцию.
Специалисты говорят, что такие уроки будут полезными не только для будущих артистов и выступающих на сцене, но и для тех, кто хочет сохранить состояние своей кожи и избежать возрастных изменений.
Занятие проводится по следующей технике: сначала следует подготовить небольшую пластиковую либо деревянную пробку от бутылки шампанского. Затем выучить и подготовить скороговорку. После зажать пробку в передних зубах. Не выпуская ее, следует начать произносить фразы, повторить их сразу несколько раз. Так можно точно выявить, какие звуки у человека получаются лучше, а какие хуже. Важно регулярно улучшать свое произношение, тренировать артикуляционный аппарат, а также ускорять чтение.
Человек, тренирующийся на скороговорках с пробкой шампанского, обычно выглядит очень странно. Такой веселый тренинг сценической речи может стать увлекательным занятием для всей семьи и выполняться в виде маленького соревнования. Каждый человек должен прочитать скороговорку любым необычным методом, а после определить, у кого это получилось лучше всего.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
МБДОУ детский сад №5 «Ласточка» Выполнила: Александрова Р.Р. воспитатель высшей квалификационной категории п. Параньга 2015
Цель. Познакомить педагогов с разными подходами к формированию культуры и техники речи дошкольников (через систему специально подобранных театральных игр и упражнений для детей старшей и подготовительной групп). Передать педагогам опыт проведения игр.
1. Вступительная часть.
Уважаемые коллеги! Я очень рада нашей встрече. У меня появилась возможность поделиться своими педагогическими наблюдениями и практическими находками в области формирования культуры и техники речи у детей через специальные театральные игры и упражнения.
Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные (здесь выделяются дети, которые испытывают трудности в общении), я пришла к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвленным. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. У многих детей (именно нашего района в условиях многоязычия) наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Наши дети стеснительны, скованны и не уверенны в себе. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, которые развивают дыхание, освобождают мышцы речевого аппарата, формируют четкую дикцию и подвижность голоса. Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой невозможно, т.к. в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера (когда будут выступать на сцене) должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание. И сегодня желательно построить нашу встречу таким образом, чтобы все, о чем мы здесь будем говорить, вы могли прочувствовать сначала с позиции ребенка, а затем с позиции взрослого.
В чем заключается сущность театральной игры?
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Для театральных игр характерны следующие задачи:
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;
Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
Запомнить слова героев спектаклей;
Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству;
Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.
Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;
Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;
Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
Пополнять словарный запас ребенка.
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Приветствие играет очень большую роль в нашей жизни, ведь именно с этого начинается общение между людьми. Приветом человек показывает свое отношение к другим людям. И от того, насколько удачно он это сделает, зависит, как сложится их дальнейший разговор. Поздороваемся как в Китае (встречая друга, прижимают руки самому себе), в Индии (складывают руки вместе и прижимают их к груди), в Японии (кланяются), дикари в джунглях обнюхивают друг друга, жители Крайнего Севера трутся носами; в России, Англии, Америке –пожимают друг другу руки (первой при рукопожатии должен подавать руку женщина – мужчине, старший – младшему). А как здороваются собачки (трутся носами), медведи (трутся спинками).
II Основная часть.
За основу я взяла систему игр, разработанную известным детским педагогом Э.Г. Чуриловой (программа «Арт – фантазия»).
Мы должны помощь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонация, сила голоса, темп речи, логическое ударение), а также развивать воображение, т.е. умение представить то, о чем говорится.
1. Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох. «ИГРА СО СВЕЧОЙ» (на развитие правильного речевого дыхания)
(Сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только плавно «танцевать пламя». Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем).
2. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Очень полезна артикуляционная гимнастика: проводятся упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
Веселые пятачки к сказке «Три поросенка»: а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в)пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как волк.
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
А) Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди; Б) «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
В) Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться;
Г) Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
3. После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, силой голоса, темпом речи, диапазоном звучания. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того, чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить игру «ВЕСЕЛЫЕ СТИХИ» или ЗАБАВНЫЕ СТИХИ». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми, подбирать рифму к словам.
«Сабан – туй»
Ся – ся – ся – все на праздник собираются,
Ем – ем – ем – на машине едем,
Ит – ит – ит – солнце ярко светит,
Им – им – им – праздник весело проводим.
4. Сточки зрения исполнительской деятельности детей очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.
ИГРА «ФРАЗА ПО КРУГУ» (сидя по кругу, произносят одну и туже фразу «Мы поедем на экскурсию» или скороговорку «Три сороки – тараторки тараторили на горке» с различной интонацией); цель – обработка интонации.
Надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.
5. Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность.
«Сшила Саша Сашке шапку»
Произносить скороговорку, выделяя разные слова: «Сшила Саша Сашке шапку» и т.д.
Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.
6. Есть еще творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми на превращения и действия с воображаемыми предметами.
«РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ» или «МОЯ СКАЗКА» (Нужно не только рассказать сказку от имени своего героя, но и показать, изобразить походку, позу, мимику, жест сказочного героя). Например, сказка Ш.Перро «Красная Шапочка».
«Похожий хвостик»
Цель: учить детей, подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово (например, даётся слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, петрушка). Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела).
7. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело.
Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела. Сказка «Зайчик и ежик». Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте). Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце). На солнце набежала маленькая тучка (выбегает и заслоняет Солнце). Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья). К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика). Но вот снова выглянуло солнце (Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.
4. Заключительная часть. Театр в детском саду – явление в наше время не редкое. Это интересно и полезно не только для детей, но и для самих взрослых деятельность. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, развивается дыхание и свобода речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, способность творчески относиться к любому делу. А самое главное помогаем детям преодолеть стеснительность и поверить в себя.
Следующая > |
Как научиться сценической речи?
Профессионалы этой области, которые помогают и детям, и взрослым подготовить речь и технику дикции, применяют при обучении различные методики. Выделяют следующие эффективные способы улучшения голоса. К самым распространенным относят:
- Беспрерывное развитие сценической речи. Специалист предлагает на выбор несколько комплексов упражнений, между которыми проходит логическая связь. Длительных перерывов при занятии делать не следует.
- Ступенчатое усложнение. Ученик начинает активно развивать уровень своей речи с простого материала, далее нагрузка увеличивается.
- Использование игр. Тренинг сценической речи с помощью увлекательных занятий считается самым приятным, так как на уроках ученик полагается на свое воображение. Веселые игровые уроки чаще всего дают хороший эффект.
- Партнерские отношения. На уроке педагог и ребенок должны общаться на равных. Учитель при этом лишь советует, но не приказывает повторять определенные упражнения.
Сценическая речь является полезной для каждого человека. Чтобы добиться хорошего результата, следует подготовить себя к тому, что придется регулярно тренироваться, совершенствовать себя и учить новые техники. Упорство и трудолюбие у ребенка помогут развить в нем ораторские способности.
Речь и мышление
В научном журнале Proceedings of the National Academy of Sciences было опубликовано интересное исследование о том, как дети изучают родной язык. Антрополог Чарльз Янг сравнил лепетание малышей, которые только учатся говорить, и записи с «уроков языка» для шимпанзе. Выяснилось следующее: в отличие от животных, дети изучают родной язык не столько путем подражания, сколько путем самостоятельных экспериментов со словами и звуками. Набор звуковых комбинаций у обезьян был очень мал. Малыши свободно выходили за рамки изученного и экспериментировали со словообразованием, меняли структуру слов.
Таким образом, можно сделать вывод, что обучение речи в любой форме стимулирует интеллектуальное развитие и формирует новые нейронные связи.
Это интересно!
Биолог П. Гаряев провел занятный эксперимент — с помощью специального прибора, он доказал, что бранное слово может вызвать эффект, похожий на облучение радиацией.
На занятиях в детском мы не стараемся сделать из воспитанников звезд. Наша главная цель вооружить их полезными навыками для успешной жизни. Неважно, изберут ли они путь артиста или выберут профессию, далекую от сцены. Главное, что у них на всю жизнь останутся знания и умения правильно коммуницировать, договариваться и привлекать внимание собеседника своей речью. И это поможет вашим детям самостоятельно добиваться успеха, повышать качество жизни и становиться лучше каждый день!