На четвертом году жизни дети переживают один из самых значительных скачков в своем развитии. Человеческая речь начинает представлять для них небывалый интерес, они активно пытаются разговаривать, повторяя все звуки, которые им доступны. Именно в это время родители и педагоги должны внимательно прислушиваться, отмечая, укладываются ли особенности детской речи в норму, не требуются ли ребенку 3-4 лет логопедические занятия.
Какой должна быть речь ребенка 3-4 лет?
Ученые подсчитали, что в этом возрасте словарный запас ребенка в среднем колеблется от 1500 до 2000 слов. Подобные вычисления сложно произвести в домашних условиях, но есть несколько более простых показателей, по которым легко можно определить, насколько развитие речи малыша укладывается в рамки нормы.
Поводов для беспокойства нет, если ребенок:
- активно пытается воспроизводить все звуки и слова, которые слышит, особенно новые для него;
- занимается словотворчеством;
- составляет простые предложения, называющие действия (шарик летит, рыбка плывет, собака лает);
- пробует составлять сложные предложения и рассказы, но при этом говорит не очень понятно и допускает много речевых ошибок;
- может говорить о себе в третьем лице;
- с удовольствием повторяет множество слов за взрослыми, цитирует фразы из мультфильмов;
- выговаривает не все звуки, особенно часто возникают проблемы с [р], [л], [с] и [ш];
- переставляет местами буквы и слоги в словах;
- сам при этом понимает сложные предложения, внимательно слушает сказки, любимые знает наизусть;
- знает и умеет называть свое имя, фамилию, имена родных, друзей, город, в котором живет.
Перечисленные признаки относятся как к мальчикам, так и к девочкам, хотя специалисты утверждают, что девочки по речевому развитию опережают мальчиков в среднем на 4-5 месяцев. Бывают молчаливые дети, которые не разговаривают при посторонних, но это далеко не всегда означает отклонение от нормы: чуткий родитель обычно сам знает, на что действительно способен его малыш.
В это время важно как можно больше разговаривать с ребенком, следя при этом за правильностью собственной речи, не сюсюкать, с выражением читать малышу книги.
Советы логопеда для детей 3-4 летконсультация по логопедии (средняя группа)
Дыхательная гимнастика укрепит иммунитет ребенка
Думаете, что это не так? Вас одолевают сомнения? Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление.
Дыхательная гимнастика вообще может стать отличным дополнением к самым разным терапиям. С ее помощью дыхательная система вашего малыша будет развиваться правильно.
К тому же, если ребенок не здоров, прекращать упражнения не нужно: дыхательные упражнения только ускорят процесс выздоровления. А еще попутно вы решите целый ряд проблем, ведь дыхательная гимнастика:
— улучшает кислородный обмен в организме;
— стимулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной систем;
— помогает маленькому человечку овладеть элементарными навыками саморегуляции: малыш учится расслабляться, успокаиваться, если он взволнован или раздражен чем-то.
А чтобы дыхательные упражнения стали полезными, необходимо выполнять их правильно:
— вдох производится через нос; — плечи ребенка остаются в спокойном состоянии (не поднимаются);
— выдыхать воздух следует плавно и длительно; — щечки ребенка не должны раздуваться (можно контролировать их при помощи рук на этапе разучивания упражнений).
Немедленно прекращайте выполнять упражнения, если ребенок:
— дышит слишком часто;
— резко побледнел или покраснел;
— жалуется, что у него онемели ручки или ножки;
— начали дрожать кисти его рук
. Возможно, произошла гипервентиляция легких. В этом случае попросите малыша сложить ладошки «лодочкой», «окунуть» в нее лицо и глубоко вдохнуть и выдохнуть в ладони несколько раз (2-3 обычно достаточно).
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох), Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнесите «бах». Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» — звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» — а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» — хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» — ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох — через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у — сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите
«ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо.
Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над
головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение.
Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком
этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок,
затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё
немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и
повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись,
«квакните». Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро
прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите «ау». Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни-и-и-з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, «квакните». Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой
«тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет
тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных
вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот,
зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Как распознать нарушения и когда обращаться к логопеду?
Представленный выше перечень носит общий характер, но если хотя бы три пункта из него не характерны для речевого поведения малыша — это повод задуматься.
Вот несколько признаков, которые могут свидетельствовать о задержке в развитии речи ребенка:
- темп его речи неоднороден — говорит то слишком быстро, то растягивает слова;
- говорит неразборчиво, понимает его только мама;
- если говорит фразами — то не собственными, а только услышанными от взрослых или по телевизору;
- сам с трудом понимает, что ему говорят взрослые;
- постоянно приоткрытый, словно безвольный рот;
- повышенное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.
При наличии одного или нескольких признаков из этого списка целесообразно провести диагностику развития речи ребенка. Возможно, действительно имеет место патологическое нарушение, требующее специального лечения, а возможно, малышу просто нужны логопедические упражнения. Но прежде чем обращаться к логопеду, нужно показать ребенка неврологу, психиатру и дефектологу: они помогут определить, связана задержка в речевом развитии с нарушениями работы ЦНС или проблема только в произношении звуков. Также может понадобиться помощь сурдолога — это специалист, выявляющий дефекты слуха. Если врачи не нашли никаких физиологических причин для ЗРР, то малышу помогут занятия с логопедом.
Тесты на определение патологий
Чтобы оперативно среагировать на изменения в развитии малыша, можно провести простые тесты.
- К четвертому году дети уже различают простейшие геометрические фигуры. Нужно попросить ребенка нарисовать круг. Даже подобие данной фигуры — хороший результат. Однако если малыш не понимает, чего от него хотят, или его рисунок даже отдаленно не похож на требуемое, — тест не пройден.
- Если ребенок не проявляет интереса к новым играм, не собирает маленькую башенку из кубиков — развитие замедленное.
- К трем годам карапуз общается короткими фразами (не учитываются те, кто в этом возрасте уже говорит длинными предложениями). Минимальный рубеж речевого развития к 3-4 годам — это простейшие фразы. Если ребенок их не произносит — следует идти к специалисту.
В каких случаях еще необходимо обратиться к логопеду:
- Малыш не отзывается на свое имя, не понимает простых просьб.
- Не проявляет интереса к новым игрушкам, все сценарии его игр идут «по шаблону».
- Не может собрать простейшую башенку или надеть на веревку крупную бусину.
- Если к трем годам ребенок не говорит, при этом во время беременности или раннего развития были травмы, либо имеются наследственные заболевания.
Виды и особенности логопедических занятий
Логопедические занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми. С одной стороны, как более эффективные себя зарекомендовали занятия один на один, когда все внимание специалиста направлено на конкретного ребенка. С другой — в группе малыши чувствуют себя более комфортно. Чаще всего положительный результат достигается чередованием этих двух видов деятельности: на групповых, или фронтальных, занятиях дети закрепляют навыки, полученные на индивидуальных.
Индивидуальные занятия
Самое главное для логопеда здесь — найти подход к ребенку, суметь его увлечь, «расшевелить». Малыш должен чувствовать себя непринужденно, играть, показывать язык перед зеркалом, повторять за специалистом все, что он попросит. Поэтому и настрой занятию дается соответствующий: все это просто игра. Чтобы научиться произносить трудные звуки, ребенку даже не обязательно знать, для чего он сюда пришел. Для каждого такого звука у логопеда имеется подборка специальных игровых упражнений, выполняя которые, маленький ученик незаметно для себя совершенствует речевые навыки. Дыхательная гимнастика, песенки, скороговорки, «зарядка» для языка — все это эффективные средства в арсенале специалиста.
Групповые (фронтальные) занятия
Если индивидуальные занятия логопеда с детьми чаще всего направлены на исправление отдельных звуков, то фронтальные подразумевают работу с более широким спектром отклонений в развитии речи. Это могут быть как дефекты звукопроизношения, так и нарушения слуха, и грамматические проблемы, и заикание. Группы подбираются небольшие, в идеале — 7 человек, дети должны быть примерно одного возраста и с похожими речевыми нарушениями. Занятию всегда задается какая-то интересная тема, дающая много возможностей для расширения словарного запаса детей и тренировки устной речи. Например, зимой актуальна тема «Новый год»: помещение украшается соответствующим образом, создавая у детей праздничное, приподнятое настроение, которое способствует результативности упражнений.
Как и в индивидуальных занятиях, здесь многое зависит от личности специалиста, от его умения создать нужную обстановку, вызвать у детей желание проявить себя. Для детей 3-4 лет, у которых процесс социализации еще только начинается, непросто создать такие условия. Многие из них бывают стеснительными и замкнутыми именно в силу своих речевых нарушений. Чтобы групповые логопедические занятия приносили плоды, малыши на них должны чувствовать себя уверенно и свободно.
Как строятся логопедические занятия с детьми 2-3 лет?
Логопедические занятия имеют четкую структуру и включают ряд обязательных элементов: логопедическая гимнастика, тренировка правильного дыхания, выработка дикции с логопедом, развитие выразительности речи, работа над интонацией, ударениями, темпом речи. Перед началом урока логопед создает благоприятную психологическую атмосферу и ненавязчиво настраивает малыша на логопедическую работу. Логопедические занятия для детей 2-3 лет предполагают использование богатого арсенала методов обучения. Мы применяем пальчиковые игры, логопедические имитационные упражнения, задания по развитию восприятия речи, словарную и другую логопедическую работу. В качестве материала для уроков логопедом используются картинки, развивающие игрушки, разнообразные предметы. Благодаря эффективной методике и оригинальным формам проведения, логопедические уроки для детей 2 3 лет результативны.
Как работают специалисты: упражнения, игры, пособия
Одна из наиболее очевидных причин неправильного произношения маленькими детьми звуков — несовершенство их речевого аппарата. Эту проблему помогает решить логопедическая гимнастика.
Существует множество забавных упражнений, которые дети с удовольствием выполняют перед зеркалом, повторяя за логопедом.
- «Окошко» — самое простое упражнение, в котором малыш сначала должен разинуть рот как можно шире («жарко, открываем окошко!»), а потом закрыть его («холодно!»).
- «Чистим зубы» — ребенку нужно улыбнуться и в таком состоянии приоткрыть рот, после чего языком пройтись по верхним и нижним зубам, как будто зубной щеткой.
- «Чашка» — снова открыть рот в улыбке, высунуть язык подальше и придать ему форму чаши, приподняв кончик и края.
- «Дудочка» — старательно вытянуть губы, как будто с намерением посвистеть, зубы при этом сжаты.
- «Красим потолок» — улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка поводить по небу, словно закрашивая его кисточкой.
Такая гимнастика для языка нравится детям, но быстро их утомляет. На следующем этапе занятия можно перейти непосредственно к устной речи. В этом помогут различные игры описательного характера. Например, из мешка или из коробки педагог достает какой-то предмет, игрушку и просит ребенка назвать ее. Потом спрашивает о свойствах и признаках предмета, подталкивая малыша к его описанию (мячик круглый, зеленый, маленький, прыгучий). В случае успеха можно усложнить игру: попросить ребенка сунуть руку в мешок с игрушкой и попытаться рассказать, какая она на ощупь.
В качестве учебных пособий выступают дудочки и вертушки для дыхательных упражнений, пальчиковые игрушки и тренажеры, наборы со щипчиками для захвата мелких деталей, тактильные мешочки и дощечки — для профессиональных логопедов выбор очень большой. Можно приобрести такие вещи и для домашнего использования, а можно обойтись подручными средствами.
Логопедические трудности в 3 года
Пост нытья или желания понять куда двигаться дальше. Потому что начинают потихоньку опускаться руки. Через пару недель дочке исполняемся 3 года. Диагнозы которые есть сейчас ОНР и моторная алалия (данный диагноз поставлен логопедом при прохождении районой комиссии для зачисления в лого сад, без осмотра).
То что у ребёнка проблемы с речью я поняла когда исполнилось 2 года. Ребёнок говорил только мама и Папа. Все! Все-это значит, что кроме этих 2 слов ребёнок не говорил ничего, даже звукоподражаний не было, только мычание и указательный жест. Читала форумы, слушала врачей: ждите, заговорит, все развиваются по разному, читайте книжки и разговаривайте с ребёнком (у меня уже от этих советов крыша ехала. Кто-то из советчиков серьезно думал, что я запираю ребёнка дома в шкафу и набираю в рот воды, лишь бы не проронить ни слова?!)
Результат в 2,5 года: те же 2 слова. Поход к нашему неврологу, одну из лучших в городе. Одновременно идём через сарафанное радио к логопеду-дефектологу (об этом позже). Назначен курс в 2 месяца энцефобола и пантокальцима. Прошли комплексное обследование в институте мозга. Остеопатия и мануалисты. Существенных диагнозов не поставлено.
Прошло полгода: появилось уже слов 15 и много звукоподражаний. Из имеющихся слов строит короткие предложения. Каша во рту, неполучается произносить много звуков гласных. Видно, что она даже не понимает как их произносить. Понимаю ее только я, и ещё муж, но не всегда. На этой почве и мы и ребёнок психани, потому что не можем понять друг друга. У неё частые истерики на этом фоне. Но все равно прогресс, хоть и маленький есть.
Основной мой психологический затык даже не в том, что ребёнок не говорит (хотя и это тоже), а в 2-х следующих вещах:
1) Наш логопед-дефектолог высокой категории с огромным опытом работы, работает с малышами на вызывание речи. Занимается 2 раза в неделю по часу (стоимость занятия 1,800 р). На занятиях я не присутствую, прихожу под конец когда уже делают лого массаж и гимнастику. Чем занимаются целый час непонятно мне. Видимо это из категории «игры Паевской», только с проговаривание типо цветов, фактур, свойств, глаголов и тд. У неё весь кабинет завален играми на разные тематики, пособиями, коне цинкит с крупами, песком и тд. Непонимаю формулировки «вызывание речи». За те деньги что вложены за эти полгода -считаю результат есть, но не колоссальный. Остальные логопеды с кем связывалась говорят что раньше 4-х лет брать не будут, занятия до этого возраста не эффективны и мол из вас деньги вытачивают.
2) Многие зададутся вопросом ну так дома занимайтесь и деньги сэкономите. Отвечаю: ребенок может играть в развивающие игры со мной, заниматься творчеством, складывать квадраты Никитина 3 уровня. Слушать чтение книг, но как только дело доходит именно до того, что связанно с развитием речи-она меня категорически не слушает, отказывается повторят что-либо и в итоге просто уходит в другую комнату. Я попыток не оставляю, но это длиться ни один месяц.
3) Помимо логопеда ребёнок занимается плаванием (по показаниям ортопеда) и танцами. Суммарно на все занятия ребёнка уходит огромная сумма денег семейного бюджета. Из которых 2/3 забирает наш логопед.
Меня постоянно кидает из стороны в сторону нужны ли эти занятия сейчас или ждать 4-х, или пусть занимается хоть с кем-то раз уже привыкла к преподу и хоть какие-то результаты есть.
В панике и попытке сделать ещё хоть что-то периодически хочу записать ребёнка на курс микрополяризации мозга или на Томатис, но в случае первого боюсь дальнейшего вреда, в случае второго просто не верю в силу музыки через наушники за 60 тыс.
Кто сталкивался с подобными особенностями ребенка? Как выходили из ситуации? Как занимались дома? Какие результат? Как сейчас? В общем интересен любой опыт по данной теме.
Ps. В ветку особенных детей написать не могу, потому что по правила я должна сначала вывернуть душу в дневнике на 20 постов и только потом великий модератор вынесет своё решение.
Как заниматься с ребенком дома?
От родителей, прежде всего, требуется максимум внимания к малышу, к его интересам и открытиям, страхам и печалям. Нужно создавать ему условия для общения с миром, брать с собой на прогулки, показывать новые места, знакомить с людьми разных возрастов. Все это расширяет кругозор и развивает мозг, а также укрепляет привязанность между детьми и родителями.
На качество речи прямое влияние оказывает развитие мелкой моторики, поэтому любые занятия с мелкими предметами, конструкторами, песком, крупами принесут большую пользу в этом отношении.
Можно попробовать проводить дома и специальные упражнения. Например, произношение шипящих и свистящих звуков относительно легко отработать самим, без вмешательства специалиста. Что касается звуков [р] и [л], то они считаются более сложными для коррекции, хотя можно попробовать «поставить» и их.
Воспроизвести дома логопедическую гимнастику сможет каждый родитель — малышу намного веселее и проще будет повторять за мамой, чем за незнакомой тетей. Это займет совсем немного времени, зато принесет большую пользу и подарит приятные эмоции участникам. Для занятий понадобится зеркало – желательно большое, чтобы ребенок мог свободно видеть и свое отражение, и отражение мамы, выполняя упражнения «Дудочка», «Чашка» и другие.
После гимнастики можно поиграть в игры с ответами на вопросы, а можно потренироваться произносить слова, содержащие проблемные звуки. Если написать эти слова на карточках, учиться будет удобнее. Также отлично работают скороговорки, подобранные так, чтобы в них часто повторялись нужные звуки. При этом важно помнить, что на ребенка нельзя оказывать давление. Игры, занятия не должны приносить ему ничего, кроме радости и удовольствия, иначе эффект может оказаться прямо противоположным.
Когда детям нужен логопед
Помощь логопеда-дефектолога для детей-дошкольников в возрасте от 2 до 6 лет необходима, когда:
- В 2 года ребёнок не начал разговаривать. В норме первые слова и простые фразы начинают появляться в возрасте от 1 до 2 лет. Если в 2 года ребёнок не заговорил — нужно обратиться к опытному логопеду, чтобы предотвратить задержку речевого развития у ребёнка.
- В 3 года речь ребёнка неразборчива, непонятна окружающим.
- После 4 лет ребёнок нечетко произносит звуки, неправильно согласовывает слова в предложении, неверно употребляет род существительных и местоимений (например, мальчик про себя говорит в женском роде: «Я сделала»), имеет недостаточный словарный запас.
- К 6 годам ребёнок не овладел системой родного языка, коверкает слова («котёнки», «собачата»), сохраняются нарушения звукопроизношения, имеются трудности в обучении чтению.
- Ребёнок заикается, говорит с запинками.
- Ребёнок обладает двуязычием (билингвизм), и при этом неверно произносит звуки русского языка, делает ошибки в употреблении слов, согласовании слов в предложении.
- Нужно проверить, соответствует ли развитие речи ребёнка возрастной норме.
- Ребёнок имеет диагноз «ОНР» (общее недоразвитие речи),«ЗРР» (задержка речевого развития), «моторная алалия», «сенсо-моторная алалия», «ЗПР» (задержка психического развития), «ДЦП» (детский церебральный паралич), «ринолалия», «РДА» (ранний детский аутизм).