Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти

Мнемотехника для начинающих — система различных методов, которая помогает запомнить информацию с помощью различных ассоциаций и применяется в обучении детей с дошкольного возраста. Эта методика использует полученные раньше знания для создания цепочки связей. Благодаря таким логическим рядам можно легко запомнить сложную для восприятия информацию.

Существует множество приемов мнемотехники. Например, в основе метода Цицерона — пространственное воображение, метод Айвазовского работает с помощью тренировки визуальной памяти. Цифровые последовательности, иностранные слова или сложные термины легче запомнить с помощью созвучных или знакомых слов и цифр.

Во времена, когда не было письменности, древним жрецам и сказателям приходилось запоминать огромные объемы информации. С появлением первых изложенных на бумаге текстов искусство владения мнемотехникой не утратило актуальность, ведь сырье для их написания стоило очень дорого. Еще в Древней Греции делали записи по мнемонике. Искусством ассоциативного запоминания владели монахи средневековья. Во все времена ценились люди, которые могли быстро запомнить и хранить в голове полезные и интересные знания.

Плюсы и минусы мнемотехники

Мнемотехнику активно используют при обучении детей. Например, одна из самых известных фраз для изучения последовательности в спектре цветов — «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Именно она помогает безошибочно сказать, как «устроена» радуга.

Роль методики в развитии детей:

  • помогает быстро и надолго запоминать информацию;
  • улучшает память и внимательность;
  • развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова;
  • формирует логическое и образное мышление;
  • совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности;
  • воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.

Недостатков у мнемотехники при правильном использовании крайне мало.

  • На начальном этапе применения у детей маленький словарный запас, поэтому им бывает сложно работать по такой методике.
  • Не нужно злоупотреблять методом и использовать его в том случае, когда понять свойства и запомнить признаки слишком легко, — это тормозит развитие ребенка.
  • Иногда воспользоваться методикой не получается. Для разностороннего развития необходимо учить ребенка и механическому заучиванию информации, такой навык также пригодится в будущем.

Мозг человека состоит из двух полушарий. Левое отвечает за логику и речь, а правое помогает воспринимать различные цвета, формировать образы с помощью воображения. При использовании приемов мнемотехники активируются одновременно обе половины. В результате этого мыслительные процессы приносят максимальную пользу в виде усвоенных знаний.

Развитие фантазии

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) можно использовать мнемотаблицы для развития мышления и воображения. Начинать стоит с простых табличек, на которых изображены предметы, обозначаемые одним словом или словосочетанием. Всего 4 таблички. Дальше задание усложняется. Воспитатель должен расположить карточки в виде квадрата. Следуя по дорожке квадрата, дети должны составить небольшой рассказ из двух-трех предложений. На первых порах можно задавать детям наводящие вопросы. Дальше уже можно предложить мнемотаблицы, с помощью которых составляется целый рассказ. Также по этим таблицам можно упростить задачу запоминания рассказа или стихотворения.

На первых порах мнемотаблицы составляет воспитатель. Когда дети достаточно вникнут в суть мнемотехники, их можно начинать приобщать к процессу создания таблиц.

С какого возраста используют?

Обучение детей с помощью мнемотехники можно начинать с самого раннего возраста. Знакомство с упражнениями для детей начинается с простых приемов.

Сначала используют мнемоквадраты, познакомить с которыми можно малышей в трехлетнем возрасте. На первых занятиях дети изучают несложные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание или простую фразу. Можно помещать в квадрат картинки и разучивать стихотворения с движениями.

Позже, в 4-5 лет, малыши знакомятся с мнемодорожками — систематизированными картинками из четырех рисунков. С помощью таких изображений формируется понятие о последовательностях. Благодаря групповым иллюстрациям можно легко рассказать небольшой рассказ, запомнить этапы мытья рук, процесс одевания или умывания.

С детьми 6-7 лет начинают изучать мнемотаблицы, которые позволяют выполнять более сложные действия:

  • пересказывать различные произведения;
  • заучивать стихотворения и сложные слова;
  • отгадывать и загадывать загадки;
  • находить к словам рифмы;
  • придумывать сказки или рассказы;
  • распределять предметы в группы по определенным признакам;
  • изучать числа;
  • знакомиться с основными правилами безопасности жизнедеятельности и поведения в различных местах, способами самообслуживания.

Дети учатся правильно и красиво излагать свои мысли, использовать в речи новые слова. Происходит развитие внимания и сообразительности, улучшается способность выделять главное и сравнивать.

Проект «Использование мнемотехники для развития речи младших дошкольников»

Муниципальное Автономное Дошкольное

Образовательное Учреждение

«Детский сад «IT
мир»
Проект

«Использование мнемотехники для развития речи младших дошкольников»

г. Пермь

2016г.

Актуальность.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем:

  • односложная, состоящая из простых предложений речь,
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • недостаточный словарный запас;
  • использование нелитературных слов и выражений;
  • бедная диалогическая речь: дети неспособны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • низкий уровень навыков культуры речи: неумение использовать выразительность, регулировать громкость голоса и темп речи, плохая дикция;
  • отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Поэтому передо мной встала задача учить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний? Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи? Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?

При изучении традиционных методик по развитию речи (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, А. И. Максакова) моё внимание привлекла технология использования мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту через образы, а не через слова. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Благодаря использования данной технологии у детей обогащается словарный запас, формируются умения вести диалог, развивается монологическая речь, внимание, память, формируются предпосылки к самообучению, закладываются навыки совершенного восприятия и запоминания.

Цель проекта:

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи: диалогической и монологической форм) с использованием мнемотаблиц.

Задачи

  • Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице.
  • Развивать связную и диалогическую речь.
  • Обучать детей правильному звукопроизношению.
  • Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
  • Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
  • Организация совместной деятельности детей и родителей.

Характеристика проекта:

интеграция областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературой», «Художественное творчество», «Социализация», «Музыка».

Участники проекта:

воспитатели, воспитанники, музыкальный руководитель, родители, психолог-педагог.

Длительность проекта:

долгосрочный (01.10.2016-30.05.2017гг.)

Этапы реализации проекта:

1 этап – Подготовительный (01.10.2016-30.11.2016)

Задачи:

  • Подбор и изучение методической литературы по темам: «Развитие речи дошкольников» и «Мнемотехника».
  • Первичная диагностика уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
  • Познакомить детей с основными принципами кодирования: научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.
  • Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка».

2 этап – Основной (01.12.2016-28.02.2017)

Задачи:

  • Работа детей с мнемотаблицами: знакомство (рассматривание таблиц, изображений, кодирование и декодирование информации);
  • Работа по развитию речи: обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие диалогической и монологической речи детей, активизация выразительности речи.
  • Обучение детей правильному звукопроизношению.
  • Проведение консультаций, открытых занятий, круглых столов и семинаров-практикумов для родителей.

3 этап – Заключительный (01.03.2017-31.05.2017)

Задачи:

  • Повторная диагностика уровня речевого развития детей второй младшей группы.
  • Обобщение и анализ результатов диагностик.
  • Анализ и обобщение опыта реализации проекта.

Предполагаемые итоги, результаты проекта:

  • Овладение компонентами устной речи: лексической, грамматической, фонетической, интонационной, связной (диалогической и монологической) в различных формах и видах детской деятельности.
  • Развитие навыков свободного общения детьми как со сверстниками, так и со взрослыми.
  • Формирование любви к родному языку.
  • Развитие психических функций: памяти, внимания, речи.

Этапы реализации проекта «Использование мнемотаблиц для развития речи дошкольников».

Этап

ы

1 этап – подготовительный, планово-прогностический (01.10.2016-30.11.2016)

Задачи: Подбор и изучение методической литературы, первичная диагностика уровня речевого, познакомить детей с основными принципами кодирования; анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка»

2 этап – основной (01.12.2016-28.02.2017)

Задачи: Работа с мнемодорожками. мнемоквадратами; работа по развитию речи; обучение детей правильному звукопроизношению; проведение просветительской работы с родителями;

3 этап — итоговый (01.03.2017-30.05.2017).

Задачи диагностика уровня речевого развития детей; обобщение и анализ результатов диагностик; анализ и обобщение опыта реализации проекта

Работа с детьми 1.диагностика уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Составление альбома знаков – символов кодирования.

1. Пересказ русских народных сказок с использованием готовых мнемотаблиц.

2. Заучивание стихотворений с помощью мнемотаблиц.

3. Составление повествовательных и описательных

рассказов с помощью мнемотаблиц.

1диагностика уровня речевого развития детей.

2. Индивидуальная работа с детьми.

Работа с родителями 1. Анкетирование родителей.

2. Родительское собрание «Речевое развитие детей 3 – 4 лет».

3. Консультации для родителей:

«Развитие речи дошкольников в играх».

«Пальчиковая гимнастика для малышей».

Консультации для родителей:

«Учим стихи вместе с детьми»,

«Развитие личности ребёнка в общении»,«Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи у детей».

1. Родительское собрание «Что должен знать ребёнок в 4 года»

Календарное планирование работы с детьми на 2016/2017 уч. год

Месяц Мероприятие Ответственный
Октябрь 1.Составление альбома знаков – символов кодирования по теме «Овощи», «Фрукты»

3. Дидактическая игра «Найди лишний предмет», «Найди лишний предмет», «Форма», «Цвет».

4.Артикуляционная гимнастика . Упражнения «Улыбка». «Хоботок».

5.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Наша семья».

6. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Подуем на листочки», «Вот какие мы большие!».

Воспитатель, воспитанники
Ноябрь 1.Составление альбома знаков – символов кодирования по теме «Домашние животные». «Дикие животные». Составление мнемодорожки к потешке «Как у нашего кота».

2. Дидактические игры

3.Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Домик открывается», «Любопытный язычок».

4. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Ладони на столе», «Ладошка – кулачок».

5.Дыхательная гимнастика. Упражнения «Часики», «Дудочка».

Воспитатель, воспитанники,
Декабрь 1.Составление альбома знаков – символов кодирования по теме

2.

3.Артикуляционная гимнастика. Чередование «Хоботок – Улыбка – Домик открывается».

6. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Пальчики здороваются», «Человечек».

7. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Снежинки», «Часики».

Воспитатель, воспитанники,
Январь 1.Составление альбома знаков – символов кодирования по теме

2.Использование знаков – символов при отгадывании загадок.

3. Дидактическая игра «Найди лишний предмет».

4. Составление мнемодорожки к детской песенке «».

5. Артикуляционная гимнастика. Чередование «Хоботок – Улыбка – Домик открывается».

6. Пальчиковая гимнастика. «Человечек», «Мальчик – Пальчик».

7. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Снежинки», «Вот какие мы большие!».

Воспитатель, воспитанники,
Февраль 1. Составление альбома знаков – символов кодирования по теме «Явления природы».

2.Использование знаков – символов при составлении мнемодорожек в уголке природы.

3. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Любопытный язычок»,»Лягушка».

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Коза», «Козлята».

6. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Дудочка». «Флажок».

Воспитатель, воспитанники,
Март 1.Использование знаков – символов при составлении мнемодорожек в уголке природы.

2. Составление мнемодорожки по теме «Приметы весны».

3. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Найди лишний предмет».

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Язык здоровается с подбородком», «Язык здоровается с верхней губой».

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Очки», «Деревья», «Наша семья».

6. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Понюхаем цветочек», «Как мыши пищат».

Воспитатель, воспитанники,
Апрель 1. Составление мнемодорожки по теме «Мы сажаем огород».

2.Использование знаков – символов при отгадывании загадок.

3.Работа по словообразованию. Дидактическая игра «Большой – маленький».

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Обезьянка», «Бульдог».

5.Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Флажок», «Белка».

6. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Вертушка», Птичка».

7. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения «Выбери фасоль», «Шнуровка».

Воспитатель, воспитанники,
Май 1.Использование знаков – символов при составлении мнемодорожек в уголке природы.

2. Составление мнемотаблицы к русской народной сказке»Бычок – смоляной бочок».

3. Дидактическая игра «Узнай по описанию».

4. Артикуляционная гимнастика. Упражнения «Толстячки», «Худышки».

5. Пальчиковая гимнастика. Упражнения «Птички», «Гнездо», «Цветок».

6. Дыхательная гимнастика. Упражнения «Понюхаем цветочек», «Птичка», «Надуваем пузырь».

7. Развитие мелкой моторики рук. Упражнения «Порви листок», «Шнуровка», игры с мозаикой.

Воспитатель, воспитанники,

Самоанализ проекта.

В начале учебного года мы провели диагностику детей по развитию речи Результаты диагностических данных показали: 80 % детей с низким развитием связной речи. Дети не могли без помощи взрослого составить рассказ по картине, затруднялись при пересказе знакомой сказке, с трудом вспоминали и читали стихотворения наизусть, при чтении стихотворений и пересказе не было выразительности и интонации, речь детей звучала монотонно и прерывисто, так как слова в предложении не были согласованны, часто терялась последовательность изложения сюжета. Очень бедный словарный запас, лишь 16% детей со средним уровнем формирования словаря.

Поэтому передо мной встала цель — научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, расширять и обогащать словарный запас. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Провести анализ методической литературы по данной теме.
  • Создать развивающую среду в группе.
  • Привлечь родителей к работе по выбранному направлению.

При изучении традиционных методик по развитию речи (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, А. И. Максакова) моё внимание привлекла нетрадиционная технология использования мнемотаблиц для развития речи дошкольников. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьёва – сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В. П. Глухова – блоками-квадратами, Л. Н. Ефименко – схемой составления рассказа. Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

В младшем дошкольном возрасте речь детей носит ситуативный характер и поэтому важно именно в этот период вызвать активность речи, иначе речь будет отставать в своём развитии. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление, поэтому запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту через образы, а не через слова. Поэтому работа по данному проекту строилась и проводилась с учётом диагностики и особенностей развития детей младшего дошкольного возраста. Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному:

  • научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками- символами; зарисовывать предметы и явления природы символами;
  • самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель как план пересказа;
  • закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Поэтому я начала свою работу со составления альбома знаков – символов кодирования. При составлении знаков – символов дети учились выделять существенные признаки данного предмета. Вместе с детьми составляли цветные знаки – символы (мнемоквадраты), так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса – рыжая, мышка – серая, ёлочка – зелёная и т. д. В наш альбом вошли темы: «Дикие и домашние животные», «Явления природы», «Овощи и фрукты» и т.п.. При отгадывании загадок дети без особого труда могли показать отгадку в виде знака – символа и объяснить выбранный знак. Учились использовать знаки – символы при составлении мнемодорожек в уголке природы. Таблицу-рисунок помещали в группе на видном месте и в течение дня дети могли по желанию рассказывать текст друг другу. Дети становились всё более активнее. Совместная работа по составлению мнемотаблиц развивала диалогическую речь у детей. Активизировался словарный запас. Речь становилась более яркой, насыщенной. С помощью мнемотаблиц составляли описательные рассказы об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах и животных. Данные схемы помогали детям определять главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, устанавливать последовательность изложения выявленных признаков. Следует отметить, что дети испытывали некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану мнемотаблицы. Очень часто первые рассказы получались очень схематичными. Поэтому, в программное содержание каждой мнемотаблицы вводила задачи по активизации и обогащению словаря. Во все занятия и режимные моменты включала речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением, использовала настольно – печатные игры, которые помогали детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, навыки самопроверки. Некоторые игры и занятия с детьми я начинала с артикуляционных упражнений, проговаривания всевозможных скороговорок, чистоговорок, рифмованных строчек для развития речевого аппарата. Дети были вовлечены в такую деятельность как: разучивание стихов и песенок, потешек и прибауток, подвижные словесные игры, хороводы, игры с пальчиками, рассматривание и описание игрушек, составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, кукольный театр. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти я проводила во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний промежуток времени. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух детей и настраивают их на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух. Проведённая работа положительно отразилась на динамике развития речи у детей (График №2). Низкий уровень развития речи, по всем критериям диагностики, в среднем снизился на 60%. У детей активизировался и расширился словарный запас, появилось желание пересказывать сказки, читать стихи не только для своих друзей и товарищей, но и выступать перед взрослыми и небольшой аудиторией. Воспитанники стали более внимательными, наблюдательными, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей, стараются давать полные ответы на вопросы взрослых, устанавливая причинно — следственные связи. С большим желанием ребята делятся впечатлениями о проведённых выходных и праздниках.

На предварительном этапе проекта я провела анкетирование с родителями по теме «Речевое развитие ребёнка» (Приложение 1 а) . Проанализировав ответы, я пришла к выводу, что данная проблема вызывает большой интерес у родителей. Отвечая на вопросы анкеты, родители указали проводимую работу по данной теме дома, были очень заинтересованы, как проходят занятия по развитию речи в детском саду, какие игры и упражнения развивают речь детей. Исходя из этого, определились основные задачи в работе с родителями:

  • вовлечение родителей в процесс речевого развития детей;
  • ознакомление родителей с приёмами и методами развития речи детей;
  • создание в домашних условиях речевой предметно-развивающей среды.

Для совместной деятельности с родителями разработала план работы. .Составленное планирование позволяет охватить самые важные направления развития речи дошкольников. На протяжении всего проекта запланированы родительские собрания по проблеме развития связной речи у детей во всех возрастных группах, включены консультации узких специалистов, индивидуальные беседы, рекомендации родителям в виде памяток, выпуск папок – передвижек. Подбирая теоретический и практический материал по развитию речи, старалась заинтересовать их и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении.

Вывод.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты. Подводя итоги работы за текущий год по данному проекту, я считаю использование мнемотаблиц для развития речи приоритетным направлением в образовательном процессе. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…». Обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Но когда используешь в своей работе что – то новое, интересное – увлекаешься сам, а соответственно и увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый видимый результат – это интересно и увлекательно вдвойне. Чем раньше научить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Работу по данному проекту планирую продолжать и в дальнейшем.

Особенности применения

Достичь результатов во время занятий по мнемотехнике можно, если соблюдать основные правила использования методики.

  • Последовательность. Нельзя начинать занятия со сложных заданий. Сначала работают с мнемоквадратами, единичными изображениями, затем с мнемодорожками и мнемотаблицами.
  • Нормирование. Детям не показывают больше двух таблиц в день, а количество изображений в каждом блоке должно быть не более 9 штук. Слишком большое количество информации ребенку сложно усвоить, поэтому занятия будут неэффективными.
  • Красочность. Картинки должны заинтересовать ребенка своим внешним видом. Используют яркие цвета, сочные и выразительные изображения. Таблицы в черно-белой гамме не смогут привлечь внимание детей и оказать нужное воздействие, их можно применять только для ребят старшего дошкольного возраста.
  • Эмоциональность. Дети должны чувствовать позитивную энергетику таких занятий.
  • Разнообразие. Картинки или серии изображений для одного занятия должны быть на разные темы. К однотипным тренировкам ребята быстро потеряют интерес. Также желательно подбирать таблицы, которые требуют разных действий. Например, первые рисунки помогают запомнить последовательность приема пищи, а следующая группа — рассказать о том, как передвигаются насекомые.
  • Никаких принудительных мер: просто игра. Проводить занятия можно только тогда, когда дети с удовольствием и интересом вовлекаются в процесс. Все должно происходить в игровой форме. Если внимание малышей угасает, лучше прекратить урок и продолжить в другое время.

Достаточно придерживаться этих простых принципов, чтобы достичь максимальных результатов в обучении.

Исторические примеры феноменальных способностей

Яркими примерами в истории, имевшими гениальную способность к запоминанию были Юлий Цезарь и Александр Македонский, знавшие поименно и в лицо около 30 000 всех своих солдат.

Великий Моцарт, услышав единожды в Ватикане многоголосое духовное сочинение «Аллегри», за ночь записал точно такую же,нота в ноту, копию произведения! А вот Фемистокл знал каждого жителя Афин по имени. А их было не менее 20-ти тысяч. Да и современность может похвастаться обладателями уникальной памяти.

Так, например, Ким Пик, прототип главного героя фильма «Человека дождя» имел уникальную память. Он мог запомнить до 98% всей прочитанной информации. Мало того, Ким мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги. А вот уникальные шахматисты Поль Морфи и Поль Сенс, могли играть сразу несколько партий и хранить у себя в памяти все прошлые и предстоящие ходы каждой.

Простой оператор в Тасмании, работающий в справочной службе, может наизусть воспроизвести более 128 тысяч номеров телефонов и точных адресов абонентов.

А ведь работа над запоминанием строится на простом приеме – это ассоциирование объекта с изображением, эмоциями, звуками и даже запахами или вкусовыми особенностями. Особенно остро все это воспринимают именно дети. Их запоминание срабатывает несознательно, они впитывают все, что где-то когда-то увидели или услышали. А озадаченные родители потом голову себе ломают: «И где это мой малыш мог такого нахвататься? Ведь дома-то у нас все совершенно по-другому». Поэтому такую особенность к восприятию следует повернуть, как говорится в удобную и нужную нам с вами сторону!

Чем раньше – тем лучше

Я, конечно, не хочу сказать, что все вышеперечисленные примеры человеческих возможностей прославились лишь благодаря мнемотехническим упражнениям, но, тем не менее, использование этих простых на первых взгляд ассоциативных карточек с картинками следует начинать использовать по принципу, чем раньше – тем лучше! Тем более, что помимо процесса запоминания, они помогают ребенку:

  • развивать воображение,

  • улучшать внимательность и усидчивость,

  • развивать логическое мышление,

  • для развития речи,

  • воспринимать информацию в простой, интересной и ненавязчивой форме.

И так подведем первый итог, мнемоника – это некое искусство запоминания,технология, которая, кстати говоря, получила свое название благодаря древнегреческой покровительнице памяти Мнемозины, связывающая информацию со зрительными образами. Соответственно мнемотехника подразумевает использование изображений на карточках, в книгах, нарисованных на бумаге или в электронном виде. Даже всем известная азбука с картинками – это явный пример мнемотехники. Вспомните себе в детстве, ведь приведенная книга вызывала интерес только благодаря красочным иллюстрациям. Малыши и сами не понимают, что рассматривая картинки в азбуке, они автоматически запоминают алфавит!

А привычные картинки на детских шкафчиках? Да, да – это ведь тоже мнемотехника, применяемая в стенах детских садов давным давно. Малыш запоминает, что именно на его шкафчике нарисована машинка, кукла, мяч или зайчик и со временем автоматически находит вещи самостоятельно, без помощи взрослых.

Подключать к работе с мнемотехникой следует не только педагогов детских образовательных учреждений, но и родителей. И тогда, возможно, именно ваш ребенок пополнит список обладателей уникальной памяти.

Для того, чтобы положить старт развивающим занятиям, воспользуйтесь готовыми методическими материалами. И я с удовольствием приведу те, которые помогают мне!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]