Особенности развития речи у детей в возрасте 4 – 5 лет, нормы и перспективы

Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться. Особенно этот прогресс заметен в их речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными. На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.

Черты возраста

После 4 лет дети умеют свободно обращаться с наречиями, прилагательными, предлогами, хотя чистота произношения еще может страдать из-за сложностей с сонорными или шипящими (однако к концу пятого года в норме все звуки становятся на место). Огромная роль в этом принадлежит родителям, их способности создать вокруг ребенка правильную, активную речевую среду и благоприятную обстановку в семье.

Речь малышей младшего дошкольного возраста характеризуется следующими особенностями:

  • дети могут назвать имена, отчества, фамилию всех членов своей семьи, адрес проживания;
  • владеют 3000–4000 слов, активно их используют;
  • умеют ориентироваться во времени суток, пространстве вокруг себя;
  • знают названия и последовательность времен года;
  • знают все основные геометрические фигуры, счет до пяти;
  • употребляют вежливые слова;
  • могут идентифицировать свое самочувствие, настроение;
  • умеют полно отвечать на вопросы, задавать их собеседнику;
  • делают достаточно подробный пересказ, составляют рассказы на заданную тему, придумывают конец обозначенной истории;
  • могут описывать предметы, определять предмет только по описанию;
  • строят фразы из 6–8 слов;
  • используют повелительное наклонение, множественное число;
  • употребляют синонимы и антонимы,
  • правильно употребляют прилагательные, наречия, предлоги;
  • согласовывают слова в предложении по роду, числу, падежу;
  • определяют отличительные признаки предметов;
  • знают разные профессии и их суть;
  • могут без проблем пересказать услышанное, увиденное;
  • знают наизусть стихи, скороговорки, забавные потешки.

В этом возрасте не давите на малыша, насильно заставляя говорить правильно и четко, – вы добьетесь обратного эффекта. Лучше делайте замечания в мягкой форме, ласково, дружелюбно. Тогда ребенок наверняка очень быстро исправит свои ошибки.

Картотека игр для развития связной речи детей 4-5 лет

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картины.

Ход игры. Взрослый просит ребёнка рассмотреть большую картинку, а также маленькие предметные картинки рядом с ней. «Фотограф сделал много снимков одного листа. Вот это общая картина, а это части той же самой картины. Покажи, где находятся данные фрагменты на общей картине. Расскажи теперь, о чем эта картина. Не забудь описать те детали, которые фотограф снял отдельно, значит, они очень важные».

«Чего на свете не бывает»

Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.

Ход игры. Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины.

«Как ты узнал?»

Цель: учить подбирать доказательства при пересказывании рассказов, выбирая существенные признаки.

Ход игры. Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

«А я бы…»

Цель: развитие творческого воображения, обучение свободному пересказыванию.

Ход игры. После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

«Поиск пропавших деталей»

Цель: научить составлять описание картины с опорой на фрагменты данной картинки.

Ход игры. «Фотография испортилась, некоторые фрагменты стерлись с большой картины. Хорошо, что сохранились маленькие снимки. Подставь в нужное место каждый фрагмент и опиши ту картину, которую снимал фотограф».

«Найди картинке место»

Цель: научить соблюдать последовательность хода действия.

Ход игры. Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок. Наборы серийных картинок для выкладывания

«Исправь ошибку»

Цель: научить устанавливать правильную последовательность действия.

Ход игры. Перед ребёнком раскладывают серию картинок, но одна картинка лежит не на своем месте. Ребёнок находит ошибку, кладёт картинку на нужное место, а затем составляет рассказ по всей серии картинок.

Адрес публикации:

Что будем развивать?

Для детей 4–5 лет важными являются несколько аспектов речевого развития, которые напрямую зависят от уровня их общего развития и состояния, а также достигнутых ими речевых навыков.

  • Активный словарь.

Сейчас кроме существительных и глаголов речь дошкольников отличается присутствием наречий с признаками времени и пространства (скоро, сейчас, около, вокруг). Появляется понятие ступеней обобщения (мышь – грызун – животное). Дети знают животных, их детенышей, части предметов (колесо машины, полка шкафа, ножка стула).

Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью.

  • Грамматический строй речи.

Дети этого возраста активно занимаются словообразованием. Начинают пользоваться суффиксами, обозначающими человека по его профессии. Сейчас ребенок образует формы слов по похожему образцу, используя те же грамматические признаки. Иногда это может получаться неправильно: больно – больнее, звонко – «звончее». В речи малышей остается все меньше ошибок, связанных со словоизменением существительных и глаголов. Но если ошибка допущена, после подсказки взрослого ребенок быстро усваивает правильный вариант: пол – полы, озеро – «озеры» – озёра.

Овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок.

  • Связная речь.

После 4 лет у детей кроме ситуативной развивается контекстная речь. Еще возможны непоследовательное изложение событий и пересказ с помощью вопросов или подсказок взрослых. К 5 годам без дополнительной помощи ребенок может составить связный пересказ из нескольких десятков предложений, причем в их числе уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции. В этом возрасте формируется внутренняя, планирующая функция речи – она становится средством планирования и регуляции внутреннего поведения ребенка.

С этого времени речь постепенно превращается в полноценный рассказ. Кроме того, ребенок все активнее пользуется коммуникативной функцией речи – использует ее для разнообразного общения с окружающими. Он может переспрашивать, возражать, уточнять, аргументированно отвечать на вопросы.

Освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка.

  • Речевой (фонематический) слух.

Дети этой возрастной группы различают звуки разной артикуляции (например, [а] и [р]), отмечают ошибки произношения не только у окружающих, но и у самих себя. Изменяют интонацию, тембр голоса при выразительном пересказе. Могут отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, шипящие от свистящих. Способны не только определить, есть ли конкретный звук в слове, но и где именно он находится (в начале, середине, конце слова).

Развитие фонематического слуха позволяет произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.

  • Произношение.

В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.

Итак, пятилетний ребенок должен говорить выразительно, связно, используя богатый словарь и разнообразные синтаксические конструкции, практически без речевых ошибок, произнося все звуки чисто. Над этим и важно работать, вовлекая ребенка в различные лингвистические игры.

Речевые игры для детей средней группы

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» с. НОВОБЕЛОКАТАЙ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» с. НОВОБЕЛОКАТАЙ» МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОКАТАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Речевые игры и упражнения

для детей средней группы

Воспитатель:

Дремина Е.С

Речевые игры и упражнения для детей средней группы

1. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй»

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель:

расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1

. Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый:

— Овощи; Дети: — Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый:

— Фрукты; Дети: — Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый:

— Ягоды; Дети: -Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый:

— Деревья; Дети: -Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Вариант 2

. Взрослый называет видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Взрослый: Огурец, помидор, репа: Ребенок: Овощи.

2. Игра с мячом

«Я знаю три названия животных (цветов) » или «Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков) »

Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Цель:

расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры.

Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

3. Игра с мячом «Животные и их детеныши»

Человеческие дети знают всех зверят на свете.

Цель:

закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры

. Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет детеныша этого животного. Основные движения: перебрасывание мяча с ударом об пол, перебрасывание мяча; прокатывание мяча, сидя на ковре. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

Группа 1. у тигра -у льва — у слона -у оленя -у лося — у лисы —

Группа 2. у медведя — медвежонок у верблюда — верблюжонок у волка — волчонок у зайца — зайчонок у кролика — крольчонок у белки — бельчонок у коровы — теленок у лошади жеребенок у свиньи — поросенок у овцы — ягненок у курицы — цыпленок у собаки — щенок

Группа 3. — тигренок — львенок — слоненок — олененок лосенок — лисенок

4. Игра с мячом «Кто как разговаривает? »

Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Цель:

расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры.

Вариант 1

. Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова тигр змея комар собака волк утка свинья мычит рычит шипит пищит лает воет крякает хрюкает.

Вариант 2.

Логопед, бросая ребенку мяч, спрашивает: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.

5. Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»

Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то — нет.

Цель:

развитие мышления, быстроты реакции.

Ход игры

. В-ль, бросая мяч поочередно каждому ребенку, спрашивает: — Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч логопеду, должен ответить: — Сорока стрекочет. Примеры вопросов: — Сова летает, а кролик? — Корова ест сено, а лиса? — Крот роет норки, а сорока? — Петух кукарекает, а курица? — Лягушка квакает, а лошадь? — У коровы теленок, а у овцы? — У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

6. Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? »

или «Кто где живет? » Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Цель:

закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры

. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1

. Логопед: Дети: Кто живет в дупле? Белка. Кто живет в скворечнике? Скворцы. Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д. Кто живет в будке? Собака Кто живет в улье? Пчелы Кто живет в норе? Лиса. Кто живет в логове? Волк Кто живет в берлоге? Медведь

Вариант 2.

Логопед: Где живет медведь? Где живет волк? Дети: В берлоге. В логове.

Вариант 3

. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

7. Игра с мячом «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай, да словечком приласкай.

Цель:

закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний. Стол — столик, ключ — ключик. Шапка — тапочка, белка — белочка. Книга — книжечка, ложка — ложечка. Голова — головка, картина — картинка. Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце. Кукла — куколка, свекла — свеколка. Коса — косичка, вода — водичка. Жук — жучок, дуб — дубок. Вишня — вишенка, башня — башенка. Платье — платьице, кресло — креслице. Перо — перышко, стекло — стеклышко. Часы — часики, трусы — трусики.

8. Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе? »

Человек легко находит, что в природе происходит.

Цель:

закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Логопед: Дети Солнце — что делает? Светит, греет Ручьи — что делают? Бегут, журчат Снег — что делает? Темнеет, тает Птицы — что делают? Прилетают, вьют гнезда поют песни Капель— что делает? Звенит Медведь — что делает? Просыпается, выходит из берлоги

9. Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, Предложение составлю.

Цель:

развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры

. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

10. Игра с мячом «Кто как передвигается? »

Кто летает, кто плывет, Кто ползет, а кто идет.

Цель:

обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч логопеду, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча раз личными способами. Логопед: Дети: Летают Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки. Плавают Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы. Ползают Змеи, гусеницы, черви. Прыгают Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы.

11. Игра с мячом

«Какие действия совершают животные? »

или «Что делают животные? »

Что животные умеют — птицы, рыбы, кошки, змеи?

Цель:

активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.

Ход игры.

Логопед, разными способами бросая мяч каждому ребенку по очереди, называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Логопед: Собака — Дети Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит; Кошка (Мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; Мышка (Шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает) ; Утка (Летает, плавает, ныряет, крякает) ; Ворона (Летает, ходит, каркает, клюет) ; Змея (Ползет, шипит, извивается, жалит, нападает).

12. Игра «Кто чем занимается? »

Никогда мы не забудем, что умеют делать люди.

Цель:

закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1

. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии. Логопед: строитель — Дети: строит; повар (варит (готовит) ; носильщик (носит) ; чертежник (чертит) ; рабочий (работает) ; уборщица (убирает) художник (рисует) и т. д.

Вариант 2

. Логопед называет глагол, а ребенок профессию (продает — продавец).

13. Игра «Кто может совершать эти движения? »

Кто и что — летит, бежит, ходит, плавает, лежит?

Цель:

активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч ребенку, называет глагол, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Логопед: Идет — Дети Человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога; Бежит (Человек, животное, ручей, время) ; Летит (Птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма) ; Плывет (Рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако).

14. Игра «Горячий — холодный»

Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.

Цель:

закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Методическое указание

. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая логопеду мяч, называет другое — с противоположным значением. Логопед: Горячий — Дети: Холодный (Хороший — Плохой; Умный — Глупый ; Веселый — Грустный; Острый — Тупой; Гладкий — Шероховатый; Легкий — Тяжелый; Глубокий — Мелкий; Светлый — Темный; Добрый — Злой; Радостный — печальный; Быстрый-Медленный; Частый- Редкий; Мягкий — твердый; Ясный- пасмурный; Высокий-низкий)

Усложнение.

Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

15. Игра
«Из чего сделано? »
Вот предмет, а из чего люди сделали его?

Цель:

закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание.

Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры.

Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные». Логопед: Рукавички из меха. Дети: Меховые (Тазик из меди. Медный; Медвежонок из плюша. Плюшевый; Рукавички из шерсти. Шерстяные; Стакан из стекла. Стеклянный; Ваза из хрусталя. Хрустальная). Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

16. Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Что у
нас какого цвета — мы расскажем вам об этом.
Цель

: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч логопеду, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Логопед: красный — Дети: мак, огонь, флаг (оранжевый — апельсин, морковь, заря; желтый — цыпленок, солнце, репа; зеленый — огурец, трава, лес; голубой — небо, лед, незабудки; синий — колокольчик, море, чернила; фиолетовый — слива, сирень, сумерки.

17. Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

Распознаем мы сейчас, Что же лишнее у нас.

Цель:

закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч ребенку, называет три или четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: Голубой, красный, спелый. Кабачок, огурец, лимон. Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима. Понедельник, вторник, лето, воскресенье. День, ночь, утро, весна. Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово.

18. Игра «Чья голова? »

Чья у зверя голова? Подскажи скорей слов

Цель:

расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Методическое указание. Игра проводится после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, говорит: «У вороны голова. », а ребенок, бросая мяч обратно логопеду, заканчивает: «. воронья». Примеры: у рыси голова рысья у рыбы — рыбья у кошки — кошачья у сороки — сорочья у зайца — заячья у кролика — кроличья у верблюда — верблюжья у лошади — лошадиная у утки — утиная у лебедя — лебединая у оленя — оленья у лисы — лисья у собаки — собачья у птицы — птичья у овцы — овечья у белки — беличья у медведя — медвежья у тигра — тигриная у курицы — куриная у голубя — голубиная у орла — орлиная Усложнение. Составление предложений с этими прилагательными.

19. Игра «Что бывает круглым? »

Тут, конечно, каждый знает, Что каким у нас бывает.

Цель:

расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости. Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймав пи мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч логопеду. логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

• 1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)

• 2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)

• 3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф.)

• 4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)

• 5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь.)

• 6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)

• 7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)

• 8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка.)

• 9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)

• 10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)

• 11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).

• 12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.)

20. Игра «Один — много»

Мы
— волшебники немного: Был один, а станет много.
Цель:

закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.

Ход игры.

Логопед бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре. Примеры: Стол столы двор — дворы нос — носы гора — горы нора — норы мост —мосты дом — дома глаз — глаза луг — луга город — города провод — провода холод — холода день — дни пень — пни сон — сны лоб — лбы ухо — уши стул — стулья кол — колья лист — листья перо — перья крыло — крылья дерево — деревья носок — носки чулок — чулки кусок — куски кружок — кружки дружок — дружки прыжок — прыжки утенок — утята гусенок — гусята цыпленок — цыплята тигренок — тигрята слоненок — слонята

21. Игра «Веселый счет»

Сколько
их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.
Цель:

закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры:

Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь».) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол — пять столов один слон — пять слонов один шкаф — пять шкафов один гусь — пять гусей один лебедь — пять лебедей один журавль — пять журавлей одна гайка — пять гаек одна майка — пять маек одна шишка — пять шишек один утенок — пять утят один гусенок — пять гусят один цыпленок — пять цыплят один заяц — пять зайцев один палец — пять пальцев одно платье — пять платьев одна шапка — пять шапок одна перчатка — пять перчаток одна банка — пять банок одна рукавица — пять рукавиц одна пуговица — пять пуговиц одна мыльница — пять мыльниц одна шляпа — пять шляп одна книга — пять книг одна конфета — пять конфет Вариант «А у меня» Ведущий бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвечает: «А у меня пять столов».

22. Игра «Где мяч? »

Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.

Цель:

закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.

Ход игры

. Вариант 1. Дети выполняют задание с мячом: «Поднимите мяч над головой, положите мяч у правой ноги, положите мяч на ковер перед собой» и т. п. Вариант 2. Дети отвечают на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом.)

23. Игра «Хорошо — плохо»

Мир не плох и не хорош — Объясню, и ты поймешь.

Цель:

знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

Ход игры

. Дети сидят в кругу. Логопед или ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Логопед: Дождь. Дети: Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным. Логопед: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант

«Нравится не нравится» (о временах года). Логопед: Зима. Дети: Мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

24. Игра «Вчера, сегодня, завтра»

То, что было, то, что будет, Каждый помнит — не забудет.

Цель

: закрепление умения детей ориентироваться во времени, развитие внимания, ловкости, воображения, фразовой речи.

Ход игры.

Ведущий бросает мяч по очереди всем играющим, задавая вопросы: Ты ответь мне, будь добра, Что ты делала вчера? Все ли сделал, что хотел? За сегодня что успел? Я еще узнать хотела — Что ты завтра будешь делать? Дети, возвращая мяч ведущему, отвечают на вопросы.

Вариант.

Сидя в кругу, дети перекидывают мяч друг другу и рассказывают о том, что было с ними вчера, сегодня и что они собираются делать завтра. Содержание рассказов может быть как реальным, так и вымышленным.

25. Игра «Утро, день, вечер, ночь»

Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь

.

Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.

Цель:

закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.

Ход игры

. Перебрасывая мяч различными способами (с ударами мяча об пол, перекатывание, передача мяча по кругу, дети отвечают на вопросы логопеда или ведущего и рассказывают, что они делали утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром? • Что ты делал вечером? Варианты. 1. «Назови «соседей» утра». 2. «Сначала вечер, а потом?. » 3. «Назови пропущенное слово» (Мы завтракаем утром, а обедаем.)

26. Игра «Лови, бросай, дни недели называй»

В календарь не зря глядели — Все мы помним дни недели.

Цель:

закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры. Дети становятся в круг. Логопед или ведущий, бросая мяч кому-нибудь из детей, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда. » Дети по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Дети и логопед встают в круг. Логопед называет дни недели, на каждое слово хлопая мячом об пол: «Понедельник. Вторник. » Вместо следующего дня недели логопед называет имя ребенка: «Саша! » Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке.

27. Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает — Каждый всех их назовет.

Цель:

закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры.

Дети и логопед встают в круг. Логопед с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март. ». Вместо следующего месяца, логопед называет имя ребенка: «Маша! ». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

28. Игра «Что за чем? »

Что за чем, у нас идет каждый год и круглый год?

Цель:

Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Ход игры

. Играющие встают в крут. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею? ». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.

Варианты вопросов: «Зима. А что за нею? » — «Весна. А что за нею? » «Сколько месяцев в году? » «Назовите летние месяцы». «Назовите первый месяц весны». «Назовите последний месяц зимы». «С какого месяца начинается осень? » «Каким месяцем заканчивается осень? »

29. Игра «Бывает — не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель:

расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Ход игры

. Играющие, встают в круг. Ведущий называет времена года.
Например:
«Лето». А затем, бросая мяч кому-нибудь из детей, называет явление природы. Например: «Ледоход». Ребенок, поймавший мяч, должен сказать, бывает такое или не бывает. Игра идет по кругу. Кто ошибся, выходит из игры. Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д. Усложнение. Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

30. Игра «Кто кем был? »

Мы, конечно, не забыли, Кем еще вчера вы были.

Цель:

развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.

Ход игры

. Логопед, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: цыпленок — яйцом лошадь — жеребенком корова — теленком дуб — желудем рыба — икринкой яблоня — семечком лягушка — головастиком бабочка — гусеницей хлеб — мукой шкаф — доской велосипед — железом рубашка — тканью ботинки — кожей дом — кирпичом сильный — слабым

31. Игра «Кто кем будет? »

Знаем мы с тобой о том, что бывает с кем потом.

Цель:

развитие мышления, воображения, быстроты реакции, расширение словаря.

Ход игры

. Ведущий, бросая мяч детям, задает вопросы: «Кем (чем) будет — яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый» и т. д. Дети, бросая мяч обратно, могут дать несколько вариантов ответа. Например: «Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница».

32. Игра «Семья»

Кто вы мне и кто вам я, если вы — моя семья?

Цель:

обучать детей разбираться в родственных отношениях, употреблять слова, обозначающие родство и родственников.

Ход игры

. Логопед или ведущий, бросая мяч ребенку, задает вопрос, на который ребенок, возвращая мяч, должен ответить. Примерные вопросы: • Кем ты доводишься маме и папе? • Кто ты для бабушки и дедушки? • У тебя сестра или брат? • Назови двоюродных братьев и сестер. • Кем являются для тебя родители твоих двоюродных братьев и сестер? • А ты кто для них?

На этом мы закончим обзор игр с мячами. Еще раз хотим обратить внимание коллег и родителей на то, что игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело, интересно, облекая коррекционную работу в нетрадиционные формы.

С помощью семьи

Воспитываясь в семье, ребенок, в первую очередь, перенимает опыт общения с родными: их словарный запас, способы построения предложений и изложения мыслей, интонации. Поэтому речевое развитие детей всегда зависит от той среды, в которой он находится. От того, насколько она активна и правильна в речевом плане, комфортна психологически.

Избежать ошибок помогут следующие советы.

  • Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
  • Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
  • При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения. Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
  • Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
  • Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
  • Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи;
  • Старайтесь избегать частых ссор, скандалов, жестоких наказаний, угроз, шантажа. Все это не только тормозит развитие речи, но может привести к более серьезным последствиям: заиканию, замкнутости, озлобленности ребенка, появлению комплексов и фобий.

Обучаем в игре

Проанализировав вышеизложенные нормы, родители могут понять, какие сферы речи их малыша нужно развивать в первую очередь: те, с которыми есть проблемы. Для коррекции каждой отдельной сферы можно подобрать соответствующие игры на развитие речи. Перво-наперво – на расширение словарного запаса. Вот несколько примеров таких игр.

  • Взрослый называет предмет, а малыш должен поставить это слово во множественное число (стена – стены). По ходу такой игры можно касаться и многозначности (например, спинка может быть и у ребенка, и у стула или сидения, а кружка во множественном числе, только с другим ударением – это и геометрические фигуры, и секции для творческих занятий). При этом своевременно акцентируют внимание ребенка на том, что не все слова «множатся» одинаково (лев – львы, рот – рты). Так развивается навык употребления множественного числа и расширяется словарный запас.
  • Познакомить малыша с антонимами можно, предлагая подбирать противоположные значения к словам (мягкий – твердый, чистый – грязный). Пусть при этом подбирает слова к новым значениям (белый снег – черная ночь), а затем заменяет их местоимениями (он белый, она черная). Так дошкольник потренируется в согласовании слов, употреблении местоимений.
  • Прочитав рассказ или стихотворение, можно предложить малышу придумать собственный финал. Это также развивает мышление, воображение и связную речь.
  • Игра с мячом позволяет развить различные навыки: обогатить лексику, освоить синонимы, антонимы, узнавать предметы по описанию, образовывать новые формы слов. Например, малышу бросают мяч, назвав предмет, а он возвращает мяч, называя предмет ласкательно. Или в ответ на слово подбирает противоположное по значению. Или называет предмет, услышав его признаки, называет цвет указанного предмета. Фантазия родителей может подсказать и другие варианты таких игр.
  • Одушевленные и неодушевленные предметы. Понятие о них можно легко закрепить при помощи игры с карточками: в одну группу ребенок должен откладывать одушевленные предметы, в другую – неодушевленные, помогая себе вопросами: «Это груша. Она живая? Нет. Это корова. Она живая? Да».
  • С помощью похожего упражнения можно познакомить малыша с относительными прилагательными. В одной группе карточек будут предметы, в другой – материалы, из которых они сделаны. Задача ребенка – соотнести две картинки, проговаривая: мяч сделан из резины. Он – резиновый. Карандаш сделан из дерева. Он – деревянный.

Для того чтобы речь дошкольника стала более выразительной, предложите ему такую игру (играть должно несколько детей или семья). Ребенок по заданию взрослого должен продемонстрировать остальным игрокам разные оттенки настроения человека (веселье, удивление, огорчение, злость, усталость, уныние). При этом малыш может использовать соответствующую интонацию, мимику, междометия (ох-ох, ого, ух ты, эх, ах, ай-ай). Остальные играющие отгадывают, что именно было показано.

Игры по развитию речи для детей старше 4 лет

Уменьшаем и увеличиваем

Возраст: от 4-5 лет.
Взрослый: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты «сделай его маленьким». Например, дом — домик, стол — столик, заяц — зайчик, волк — волчок и так далее.» Далее пусть ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы. То же самое можно делать «в обратную сторону». Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. Не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик, не корова — теленок, а корова — коровка. Те же самые игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: Дом — домище, волк — волчище, муравей — муравьище и так далее.

Назови одним словом

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом: часы, которые помогают проснуться, большая ложка, с помощью которой наливают суп, утренняя еда, человек, который направляется в дальние страны, Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.

Опиши одним словом

Возраст: от 4-5 лет.

Задача, которая стоит перед ребенка похожа на предыдущую только назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто, дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания. чашка для чая? (чайная), машина для гонок? (гоночная), щетка для чистки зубов? (зубная), котлета из мяса? (мясная) из моркови? (морковная), лапа собаки? (собачья) и так далее.

Кому что нужно

Возраст: от 4-5 лет.

Взрослый называет человека или животное, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы — можно поставить условие — до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться. парикмахер — ножницы, расческа, почтальон — сумка, учитель — указка, учебники, продавец — весы, касса, муравей — палочки, листики, пчела — пыльца, нектар, птица — веточки, пух (для гнезда), и так далее. Уровень сложности заданий определяется уровнем знаний ребенка. Усложнение игры — не только назвать предмет, но и сказать, зачем он нужен. Например, ножницы, чтобы подстригать, весы, чтобы взвешивать покупки и так далее.

Как можно узнать…

Возраст: от 4-5 лет.

Задавайте ребенку вопросы типа: Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном) … сварилась картошка или нет? (потыкать вилкой или попробовать) … высохла ли рубашка? (потрогать) … сладкий ли чай? (попробовать) … пишет фломастер или нет? (попробовать писать) … крепко ли завязана веревка? (потянуть) … есть ли вода в стакане? (посмотреть) … есть ли мячик в закрытой коробке? (потрясти) … есть ли кто дома? (позвонить в дверь или по телефону) … работает ли пылесос? (включить) … одинаковой длины полосочки нарисованы? (измерить линейкой) … интересная ли книжка? (прочитать) … мягкий ли хлеб? (пощупать) … любит ли собачка кашу? (дать попробовать съесть)

Часть — целое

Возраст: от 4-5 лет.

Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете: винт — вертолет, самолет, колесо — автомобиль, а еще … руль — велосипед, …. парус — … вагон — …. крыша — … стрелка — … кнопка — …. страница — … подлокотник — … каблук — … козырек — … карман — … клавиатура — … дверь — … стержень — … ветка — … лепесток — … шишка — … семена — … хвост — … плавник — … перо — … клюв — … панцирь — … грива — …

А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:

дом — крыша, дверь, … корабль — … велосипед — … троллейбус — … стол — … кресло — … книга — … компьютер — … часы — … авторучка — … чемодан — … пальто — … плита — … чайник -… удочка — … гитара — … дверь — … забор — … качели — … колос — … цветок — дерево — … гриб — … жук — … бабочка — … собака — … яблоко — … кочан капусты —

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос. Обращайте внимание на разницу между частью и содержимым: в чемодане может лежать рубашка, но это не часть чемодана. В процессе выполнения заданий обращайте внимание ребенка на то, что у разных предметов бывают части с одинаковым названием. Они, как правило, выполняют одну и ту же функцию, даже при разной форме. Например, руль у автомобиля и велосипеда.

Четвертый лишний

Возраст: от 4-5 лет.

Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно — «лишнее» — слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки — это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд. Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.

  • 1 вариант упрощенной игры. Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ. Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное — назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово — жесткий, общий признак — температура, по-детски — «нагретость»).
  • 2 вариант упрощенной игры. Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.

Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)

Возраст: от 5 лет.

Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее: «Есть слова, которые означают одно и то же. Например: жесткий — твердый, печальный — грустный, смелый — храбрый, блестеть — сиять, сердиться — злится, враг — противник, и так далее. Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому.»

А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например: жара — холод добро — зло друг — враг здоровый — больной горький — сладкий белый — черный говорить — молчать смеяться — плакать ложиться — вставать закрывать — открывать и т.д.

Пусть ребенок подбирает антонимы к словам. Попробуйте меняться ролями — пусть ребенок придумывает задание для вас.

Продолжаем предложение

Возраст: от 5 лет.

Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему. Наш корабль выплыл в открытое море и тут…. Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели Принцесса неожиданно проснулась, потому что… Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

Продолжаем рассказ

Возраст: от 5 лет.

Игра похожа на предыдущую. Но здесь взрослый и ребенок по очереди говорят целые предложения, каждое из которых продолжает начатый рассказ.

Ее величество грамматика

Освоение грамматического строя весьма актуально для детей этого возраста, поскольку позволяет избегать неправильного употребления форм слов. Для отработки этого навыка существует немало игровых заданий, которые дети выполняют с интересом.

  • В чем ошибка? Малышу показывают карточку и описывают изображенный на ней предмет, допуская логические ошибки. Малыш должен их обнаружить (слоненок большой – да, крылатый – нет, тяжелый – да, синий – нет).
  • Так не бывает. Ребенку читают предложения, в которых он должен обнаружить несоответствие действительности (пришла зима, и с юга вернулись перелетные птицы). Затем малыш должен исправить эту ошибку (птицы прилетают весной).
  • Какие? Взрослый называет предмет, дошкольник должен подобрать к нему несколько характерных прилагательных (солнце – круглое, горячее, желтое, трава – зеленая, высокая, густая).
  • Что это? Взрослый описывает предмет, а ребенок должен его угадать. Второй вариант – малышу дается карточка с изображением предмета, а он должен описать изображение, чтобы другие могли угадать, о чем речь.
  • Что таким бывает? Взрослый называет признак предмета, задача ребенка – подобрать как можно больше существительных с этим признаком. Например, высокий – дом, шкаф, забор, жираф, строительный кран; голубыми могут быть небо, море, васильки, мамины глаза, попугай и т. д.
  • Перепутали. Взрослый читает предложение с явной ошибкой употребления. Ребенок должен найти ее и исправить (картина рисует Машу, заяц ловит лису, дети пошла гулять, Коля любят играть, Даша оделся и пошел во двор, и т. д.).

Игры для детей 4 лет

Игра 13. «Не вижу и не слышу»

Это отличная подвижная игра для двух и более игроков, которая очень нравится детям. Правила: когда ведущий произносит “не вижу”, игроки бегают, прыгают, резвятся, но в абсолютной тишине. Если кто-то произнесёт звук, то проигрывает. Если ведущий говорит “не слышу”, то игрокам можно и нужно шуметь, кричать, петь, смеяться, но стоять на одном месте. Кто сдвинулся — проиграл.

Игра больше подходит для улицы, чтобы дети могли вдоволь набегаться и накричаться, не тревожа соседей.

Игра 14. «Цветные краски»

Это замечательная игра для закрепления знаний цветов и их оттенков. Для неё требуются минимум три участника.

Уверены, многие родители вспомнят правила! Нужно начертить линию (или проложить верёвку или шнурок), с одной стороны которой стоит ведущий, а с другой — игроки. Ведущий поворачивается спиной, называет любой цвет и разворачивается обратно. У кого на одежде есть такой цвет, легко переходит на другую сторону, остальные же участники должны перебежать, пока их не схватил ведущий. Кого из игроков он поймал, занимает место ведущего.

Игра 15. «Полоса препятствий»

Эта игра потребует небольшой подготовки, так как нужно создать «трудности», которые будут преодолевать дети. Лучше всего играть в компании или даже командами на скорость.

Ориентируясь на интересы малыша, создайте полосу препятствий (стулья, под которыми надо проползти, туннель из подушек, листочки, которые спасут от лавовой реки и так далее). Тематика может быть разной, например, охота на динозавров, спасение принцессы от дракона, джунгли, пиратский остров и любые другие фантазии.

Если играют команды, можно подготовить главный приз для победителей и поощрительный для проигравших. Но самой важной наградой в “Полосе препятствий” будет отличное настроение и заряд бодрости!

Игра 16. «Снова и снова»

Отличная игра, которая развивает навыки классификации и анализа.

Вам понадобятся карточки с изображениями животных, растений, предметов мебели, цветов, транспорта и того, что можно классифицировать.

Суть игры — выложить перед ребёнком все картинки, например, с мебелью и попросить отделить предметы небольшого размера от крупных, затем деревянные от пластмассовых и так далее. Чем больше вы найдёте вариантов для анализа и сравнения, тем лучше.

Игра 17. «Что в уме?»

Цель забавы: весело и интересно развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Подготовьте несколько несложных картинок с разным содержанием и попросите малыша выбрать одну, но не говорить, какую именно. Затем взрослый задаёт вопросы, чтобы разгадать, какое же изображение было выбрано, а ребёнок отвечает либо да, либо нет. Например: “На этой картинке человек?”, “Есть ли жёлтый цвет в одежде человека?”. Затем поменяйтесь ролями — кто быстрее справится с заданием?

Готовые сюжетные картинки или изображения животных можно приобрести в любом книжном магазине или сделать самим, вырезав из журналов.

Игра 18. «Загадочные действия»

Играют два и более человек, которым нужно понять, что показывает ведущий своими жестами или действиями. Например, взрослый зажимает нос, закрывает глаза и приседает — это ныряние в воду. Загадать можно любые реальные предметы или занятия: письмо, плавание, сон, стук молотка и так далее. Ведущий может заранее подготовить возможные варианты и записать их на карточках. Выигрывает тот участник, который называл правильные ответы быстрее остальных.

Игра 19. «Кто так может?»

Ещё одна интересная игра на развитие речи. Задача проста — быстрее остальных игроков отгадать, о чём идёт речь. Ведущий описывает предмет, человека или персонаж, например: “Это небольшой металлический предмет, который издаёт тонкий звук. Такие маленькие предметы часто вешают домашним животным на шею” (колокольчик).

Игра помогает закреплять любые полученные знания: о профессиях, транспорте, растениях, животных, временах года и множестве других предметов и явлений.

Игра 20. «Сравнения»

Взрослый показывает ребёнку два предмета и просит рассказать, в чём их сходства и отличия. Например: “Вот мячик и воздушный шарик разных цветов, сравни их!”. Сходство — оба предмета круглой формы. Отличия: цвет, материал. Чем больше признаков назовёт малыш, тем лучше. Постепенно усложняйте задачу, подбирая похожие предметы, например, кубики одного цвета, но немного отличающиеся по размеру. Можно также увеличивать количество сравниваемых предметов.

Эта игра отлично развивает внимание и совершенствует навыки классификации и анализа.

Повтори узор

Одинаковые картинки

Два одинаковых предмета

Игра 21. «Вопросы-ответы»

Суть игры — ответить на разнообразные вопросы, которые задаёт взрослый. Это могут быть как смешные вопросы, так и познавательные и закрепляющие. Например: “Бывают ли грозы зимой?”, “Какого цвета солнце?” или “Зачем нужно кушать?”.

Игра развивает речь и память, а также навыки обобщения предметов и подходит для тихих семейных вечеров.

Игра 22. «Команды»

Интересная спокойная игра на развитие речи. Ведущий заранее готовит забавные команды: «Сядьте те, кто любит компот», «Закройте один глаз те, кто пил сегодня сок» и так далее. Забава подходит для знакомства в новой компании, потому что позволяет узнать интересы новых друзей и создать весёлую атмосферу.

Игра 23. «Сигналы»

Очень интересная игра, которая развивает внимание и увеличивает его концентрацию, а также улучшает память. Задача проста — ведущий заранее готовит «сигналы» (любые картонные фигуры разного цвета) и показывает их детям. Каждый цвет обозначает какое-то действие, например, жёлтый — стоять на месте, красный — присесть, синий — поднять вверх руки. В произвольном порядке показывайте игрокам эти сигналы. Постепенно усложните задачу и произносите команды, показывая карточки другого цвета. Выигрывает тот, кто не запутался и верно следовал сигналам.

Игра 24. «Собираем игрушки»

Отличная активная игра, которая помогает не только развивать внимание и память, но и быстро убраться в комнате! Желательно, чтобы в игре было как минимум два участника, чтобы получилось соревнование.

Возьмите несколько предметов и разложите их по комнате в различные места (или просто озвучьте то, что нужно искать). Детям нужно как можно скорее найти все вещи и убрать в ящик или корзину. Выигрывает тот, кто оказался первым.

Потом усложните задачу и предложите продолжать поиски, стоя на одной ноге, хлопая, идя гуськом или ползая.

Какие предметы были на картинке?

Ничего не упустить

Отмечая ошибки ребенка, родители могут подобрать и другие игры, например, помогающие усвоению форм глаголов единственного и множественного числа, повелительного наклонения, настоящего и прошедшего времени, отработке употребления наречий, предлогов, умения согласовывать существительные с прилагательными, глаголами и т. д.

Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию (о них говорилось здесь), развитие мелкой моторики (описано в этой статье). Если ребенок не может дифференцировать звуки или слоги в речи, помогут игры на развитие фонематического слуха (приводятся тут – «Развитие речи у детей дошкольного возраста»).

Главное при этом – помнить: мы развиваем речь ребенка не для того, чтобы похвастаться перед соседями или кого-то «переплюнуть», а чтобы помочь ребенку в дальнейшей социализации, в обучении, коммуникациях со сверстниками. Поэтому не стоит гнаться за кем-то или кому-то что-то доказывать. Задача родителей – помочь ребенку стать успешным в жизни, а не побить чьи-то рекорды.

Игра «Сложи картинку»

Эта игра используется как переход от одного вида деятельности в другой. А так же как сенсорная передышка. Состоит из самого простого действия, нужно собрать картинку из частей. И вот тут-то бывают проблемы. В наше время очень сильно распространены паззлы, и это прекрасно, но паззлы, к сожалению, не всегда учитывают зрительное восприятие картинки, Это иногда переходит просто в подбор подходящей фигуры, а не в понимание, почему именно эту часть нужно поставить сюда. Для развития зрительного анализа и синтеза нужно собирать разрезные картинки, в дополнение к паззлам.

Где их взять. Конечно, можно купить готовые, но можно сделать еще проще. Разрезать обложку тетради, альбома, папки от цветной бумаги или картона на нужное количество частей. И картинка готова.

Если ребенок никогда не собирал такие картинки, начинать нужно с двух частей с крупным рисунком, потом увеличиваем до 3-4 и больше и усложняем рисунок. Так же можно резать части не на квадраты, а на треугольники.

Когда ребенок хорошо собирает разрезные картинки из четырех и более частей, можно ему дать кубики.

И обязательно называть, кто или что получилось. И если ребенок уже начал говорить фразой, составляем фразу.

Об авторе: Екатерина Мрачковская, логопед-дефектолог, логопед по скайпу, консультант, владелец частного логопедического кабинета в г. Саров, Нижегородская область.

Хотите узнать подробнее об играх и упражнениях по развитию речи детей? Регистрируйтесь на бесплатный вебинар автора статьи — Фонематический слух и фонематическое восприятие. Вебинар для учителей начальных классов, воспитателей, начинающих логопедов и родителей. Ждем вас!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]