Развитая мимика – это полезное качество не только для театрального артиста, но и для любого человека, которому по долгу службы или роду хобби часто приходится выступать на публике. Мимическая выразительность играет не меньшую роль, чем речевая, т. к. отражает эмоциональную жизнь артиста в процессе выступления и подчеркивает смысл, вкладываемый в слова.
В повседневной жизни мимика является средством невербального общения между людьми: именно по ней мы понимаем, какие эмоции испытывает человек, прежде чем он начинает говорить. Мгновенная и неконтролируемая мимическая реакция лицевых мышц на любое событие делает мимику самым точным индикатором настроения человека и его отношения к чему-либо. Однако будущим артистам зачастую требуется дополнительное развитие мимики лица.
«Лицо – зеркало души.» Цицерон
Если в жизни мимика – наш постоянный спутник, то в имитации жизни, коей является почти любое выступление на публике, отсутствие или недостаток мимики – первейший признак фальши.
Представьте себе Ромео, с каменным лицом объясняющегося в любви, или Гамлета во время его знаменитого монолога «Быть или не быть» с выражением лица а-ля «Семен Альтов». Любая трагедия при такой игре обречена превратиться в комедию, и наоборот – комедия рискует сделаться трагически скучной. Вот почему мимика актеров требует развития, и этому уделяется столь же огромное внимание, как и развитию правильной речи.
Упражнения на развитие мимики
Упражнения для развития мимики и орального праксиса для актеров особенно важны. К ним относятся любые упражнения на подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы реже всего пользуемся в повседневной жизни. В самом простом варианте это обыкновенное кривлянье или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением.
Особняком стоят упражнения на обособленное использование какой-либо конкретной группы лицевых мышц, отдельно от всех остальных. Логоритмические упражнения по актерскому мастерству на развитие мимики и жестов существенно увеличивают возможности мимической выразительности лица.
- Сильно нахмурьте, а затем резко расслабьте брови и лоб. Следите, чтобы нижняя половина лица при этом не двигалась и не была напряжена.
- Максимально поднимите брови и округлите глаза при неподвижной нижней половине лица. Расслабьтесь.
- Растяните сомкнутые губы в длинную улыбку. Верхняя половина лица должна остаться неподвижной. Расслабьтесь.
- Растяните рот в улыбке, показывая зубы и артикулируя звук Ы. Верхняя часть лица неподвиж
на. Расслабьтесь. - Совместите упражнения 2 и 4 (поднимите брови и улыбнитесь). Расслабьтесь.
- Потянитесь подбородком вперед, стараясь сохранить неподвижность всего лица, включая губы. Расслабьтесь.
- Максимально опустите нижнюю челюсть, открывая рот и сохраняя неподвижность лица. Будьте осторожны, выполняя это упражнение: остановитесь сразу же, если почувствуете боль.
- Вытяните сложенные бантиком губы вперед и начертите ими по 5 широких кругов по часовой стрелке и обратно.
- Исходное положение как в упражнении 8. Чертим губами восьмерку 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
«ВИДЕНИЕ ДРУГИХ» Это игры на внимание друг к другу. Их варианты: а) один садится спиной к аудитории. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих — детали костюма, прическу, обувь и т. д.; б) вызывается один из участников. Вся группа сообща должна воспроизвести последовательность его поведения: жестов, поступков, высказываний с самого начала занятия до данного момента (например, за последние полчаса). «ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОГО НАСТРОЕНИЯ» Цель этого упражнения — продемонстрировать роль благожелательной атмосферы в создании настроения участников. Двое получают задание придумать по два этюда с предметами, например, один с «дипломатом» (можно «дипломат» представить в виде этюдника, зеркала, картины, которую надо прикрепить к стене й т. д.), второй — с линейкой (линейку можно представить как указку, тросточку, нож и пр.). Предварительно следует поиграть в этюды с предметами. Пока двое готовятся за дверью класса, ведущий договаривается с аудиторией о групповой реакции. Например, первый этюд первого исполнителя встречается одобрительно (улыбки, доброжелательные взгляды, заинтересованность на лицах), второй этюд — холодно (равнодушные лица, скучные глаза). Реплики не рекомендуются. У второго, допустим, наоборот. Затем оба исполнителя рассказывают о своих ощущениях и оценивают этюды. Как правило, эпод, исполненный в ситуации «равнодушие», оценивается самим автором ниже, чем этюд, исполненный в ситуации «заинтересованность». После этого перед ними раскрывают суть «заговора» и со всей аудиторией идет обсуждение проблемы «психологическая поддержка». «СОГЛАСОВАННОСТЬ МЫСЛЕЙ» Это упражнение на умение настраиваться друг на друга, включаться полностью в ситуацию. Выходят два партнера, первый стоит в двух-трех метрах от второго, спиной к нему, так, что второй глядит ему в затылок. Задача, второго партнера — дать мысленный приказ оглянуться. Первый знает о задаче дорого, но не знает, когда последует приказ. Задача каждого — быть свободным и готовым всем своим существом чувствовать партнера. Чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй партнер в этот момент поднимает руку. «РУЧНАЯ ЦЕПЬ» Это упражнение рекомендуется проводить в конце тренинга, для того чтобы участники еще раз почувствовали друг друга, продемонстрировали умение воспринимать друг друга. Все участники садятся в. круг. Кладут руки на колени, затем правую руку на руку соседа. Затем в течение 5—10 минут все члены группы погружаются в восприятие рук своих соседей справа и слева, пытаясь определить: какая это рука (напряженная, расслабленная, добрая и т. д.), какого человека я чувствую за этой рукой, что он мне передает, как на меня воздействует и т. д. Далее все участники по кругу делятся своими ощущениями, впечатлениями. В невербальном общении большую роль играют особенности восприятия человека. Каждый имеет свои доминирующие каналы информации: зрительный (лучше запоминает зрительные образы), слуховой (лучше воспроизводит информацию), кинестетический (более чувствителен к прикосновениям, размещению в пространстве и т. д.). Предлагается ряд упражнений на выявление и активизацию этих каналов. «ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ с помощью слов» Ведущий предлагает для описания (устного или письменного) любую репродукцию: жанровую сцену, пейзаж, портрет. При определении особенностей восприятия необходим учет употребляемых глаголов, прилагательных и наречий, т. к. для каждого свойственен «свой код»» «свой язык». Например, для зрительного восприятия характерны слова: высматривать, показать, приглядываться, маленький, широкий, тусклый, сиять, искриться и т. п.; для слухового: комментировать, обговорить, звучный, приглушенный, шелестеть, напевный и т. п.; для кинестетического: добиваться, почувствовать, дрожать, вялый, безвкусный, дряблый, вибрировать и т. п. «ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ПОЗЫ» Ведущий предлагает одному из участников группы рассказать случай из своей жизни (счастливый, печальный, смешной). Задание основной группе участников: определить ведущий информационный канал рассказчика, обосновать свое мнение. Двум участникам дается особое задание, не известное основной группе: наблюдать за положением тела, позой слушающих. После окончания рассказа обсуждаются позы рассказчика и слушателей. Человек с преобладанием зрительной сферы максимально откинется на спинку стула, скорее всего вытянет ноги и устремит взгляд выше линии горизонта. В этот момент он «видит» то, о чем рассказывают. Человек со слуховыми представлениями наклонит голову к плечу (поза «разговор по телефону»), он как бы «прислушивается» к своим мыслям и, возможно, ведет с вами диалог, спорит или возражает. Человек с кинестетической доминантой опустит плечи, пригнется к столу или положит голову на скрещенные руки, опустит глаза, погрузившись в ощущения, которые рождает в-нем ваш рассказ. При этом он может крутить ручку, теребить бумагу или что-то чертить. «ЛАБИРИНТ» Упражнение состоит из пяти этапов. Первый этап. Трем участникам, находящимся в центре площадки, дается задание: пройти .по воображаемому лабиринту с закрытыми глазами. Группа наблюдает физическое состояние (свобода движений, зажатость мышц, положение головы, рук, суетливость и т. д.). После 1—2 минут «блуждания» предлагается описать «свой» лабиринт. Первоначальное описание очень коротко: одно — два предложения, чаще всего это фиксация места. Например: «это было темное, сырое подземелье», «это стеклянный лабиринт», «это коридор космического корабля». Группа может отметить зажатость мышц плечевого пояса, рук, таза. Второй этап. Тем же участникам предлагается рассмотреть лабиринт, проходя по нему (задание выполняется с закрытыми глазами). При описании лабиринта группа следит за тем, чтобы описывающие не сбились на описание звуков и ощущений. Например: а) «Это был стеклянный лабиринт, очень прозрачный, сверкающий так, что глазам больно (группа должна заметить «кинестетическое» слово «больно» и поправить), я вижу искры солнца на стенах. Эти стены очень высокие, а коридоры длинные…»; б) «Это был коридор космического корабля с голубыми стенами и светом откуда-то снизу. Я слышала (группа останавливает). Свет очень красивый, на пульте много разноцветных огонь ков…»; в) «Это темное подземелье с каменными серыми стенами. У меня в руках была маленькая свечка, от которой почти не было света. Я видела, как по стенам текла вода…». После описания группа обсуждает физическое состояние участников. Вероятно, будет отмечено высоко поднятая голова, более свободные движения руками. Третий этап. Предлагается пройти по лабиринту и «услышать» максимальное количество звуков. При описании звуков группа следит за тем, чтобы участники не сбились на картинки и ощущения. Например: а) «…стены в этом лабиринте звенели, как стекла в серванте, когда проезжает грузовая машина»; б) «…там была какая-то особая, громкая тишина. Все приборы работали бесшумно, специальное покрытие глушило звук шагов, и все-таки я чувствовала (группа останавливает), я слышала за спиной тихое дыхание…». В описании группой физического состояния участников будут отмечены сдвинутая или наклоненная к плечу голова, более неподвижные, чем в первом случае, руки, может быть осторожная походка. Четвертый этап. Необходимо осознать, что вы чувствуете, проходя по лабиринту (температура, влажность, запах и т. д.): а) «…это был очень жаркий лабиринт, солнце пекло так, что я расплавлялась. А стены были холодные. Мне очень хотелось выйти, но я не могла найти выход. Я хотела разбить стены…»; б) «…я чувствовала за спиной дыхание другого человека и мне было очень спокойно, что я не одна. Стены были мягкие, а пол — пружинистый. Вообще, это был очень удобный коридор. Я чувствовала себя уютно»; в) «…мне было сыро и холодно, я спотыкалась и падала на острые камни — это было очень больно. Мне так хотелось теплого света и чтобы кто-нибудь был рядом». Группа заметит, что в этом случае движения были более свободны, лицо опущено вниз, легкий шаг. Пятый этап. Последний проход по лабиринту с заданием ч<�видеть», «слышать», «чувствовать». После этого дается полное описание, которое сравнивается с первоначальным. Анализируются изменения, происшедшие в физическом состоянии участников. В заключение слово предоставляется испытуемым для рефлексии своего состояния, о том, что мешало и помогало при выполнении упражнения и т. д.
«ОРГАНЫ ЧУВСТВ» Участникам предлагают разделиться на три группы: 1) те, кто (как им кажется) хорошо запоминает картины, образы, то есть визуальны; 2) те, кто (как им кажется) хорошо запоминает звуки,, то есть аудиальны; 3) те, кто (как им кажется) хорошо запоминает чувства, ощущения, то есть кинестетйчны. Первой группе дается задание придумать и приготовиться воспроизвести несколько сценок «немого кино». Второй группе — придумать и приготовиться воспроизвести «сломанный транзистор» с обрывками разговоров, звука-ми, шумами. Третья группа должна придумать комплекс прикосновений (похлопать, погладить, ущипнуть, подуть, поцеловать и т. д.). Когда группы готовы, вызвать из каждой по одному добровольцу. Посадить их на три стула спиной друг к другу в центре. Инструкция сидящим в могут только слышать, «глаза» — только видеть, «чувства» — только ощущать. Таким образом, мы изменили им системы восприятия, активизируя ту которая у них недостаточно развита. Затем участники всех трех групп одновременно производят все свои действия, то есть показывают «немое кино», звучит сломанный транзистор» и все трое получают комплекс «ощущений» от третьей группы. После этого «человеку» (его «глазам», «ушам», «чувствам») задается вопрос: что вы заметили? Как правило, на первый раз идет смешанное восприятие ч описание: «уши» могут описывать то, что они видели, а «глаза» то, что слышали. Этого не следует допускать. Необходимо наводящими вопросами подвести к пониманию смешанности, сложности восприятия того, на что наш ведущий информационный канал чаще всего не реагирует. Желательно, чтобы все члены группы приняли участие в этом упражнении. Повторив несколько раз эти упражнения, участники группы увидят, почувствуют, насколько восприятие окружающего мира станет богаче красками, звуками и ощущениями. Это позволит членам группы заглянуть в себя, задуматься о себе и окружающих людях. Если для подростков преобладающими должны быть игры невербального характера, на мимику, позы, жесты, то для старших школьников следует делать предпочтение вербальным упражнениям. Поскольку речевая деятельность вызывает особое внимание к юношеском возрасте, и те, кто ею недостаточно владеет, испытывает неудовлетворенность, старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию и обучающие ее приемам.
Игры на развитие мимики для детей
При правильной организации занятий игры на развитие мимики для детей могут стать любимым времяпрепровождением. Это маленькое хобби имеет еще одно значение, оно развивает эмоциональную выразительность, т. к. все игры на мимику связаны с теми или иными эмоциями. Ну и конечно же, малышам обеспечено отличное настроение и море положительных ощущений, ведь все, что им нужно делать, это кривляться и строить веселые рожицы.
В качестве мимической разминки можно использовать простое перечисление эмоций, каждую из которых дети должны изображать с помощью мимики.
Несмеяна
Веселая игра, в которой дети по очереди пытаются рассмешить принцессу Несмеяну, используя для этого только жесты и мимику. Ребенок, играющий роль Несмеяны, должен сдерживаться как можно дольше, а если он все же засмеется, то его место занимает победитель. Игра продолжается, пока все дети не примерят на себя роль Несмеяны, ну или пока не надоест.
Польза мимической гимнастики
Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?
- Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
- Способствует четкости дикции.
- Оттачивает артикуляцию.
- Расслабляет мышцы лица.
- Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).
Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.
- Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
- Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
- Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.
С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.
Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.
Правильно подбираем гимнастику
Обычно для коррекции речи нужно применять различные виды логопедической гимнастики. Это позволит максимально быстро и эффективно справиться с речевыми нарушениями.
Сочетая артикуляционную и мимическую гимнастики, можно научить малыша держать в тонусе лицевые и артикуляционные мышцы, развить их плавность, подвижность и силу. Это улучшит звукопроизношение, беглость речи и дикцию.
Стоит проконсультироваться с логопедом, чтобы он подобрал ребенку подходящий комплекс гимнастики.
Занятия мимической гимнастикой подойдут тем ребятам, которые плохо владеют лицевыми мышцами и артикуляционным аппаратом. Упражнения помогут развить мимику и улучшить речь. Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется применять мимическую гимнастику в комплексе с артикуляционной.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее