Упражнения по логоритмике для детей 2-3 лет: для чего нужны занятия с малышами и как их правильно проводить

Чистота речи влияет на будущие успехи в школе, и на процесс социальной адаптации. Логоритмика для детей 2-3 лет признана во всем мире универсальным методом улучшения речевых навыков.

В основе логоритмики лежат комплексы упражнений на улучшение артикуляции и дыхания, физической формы, чувства ритма. В результате занятий повышается и умение ориентироваться в окружающем огромном мире, и понимание смысла и порядка выполнения предлагаемых заданий. Маленький человек начинает проявлять себя как творческая личность.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Что такое логоритмика?

Логоритмика – метод активной коррекционной педагогики, действие которого происходит за счёт совокупности трёх элементов – движение, музыка и речь (слово/звук).

Подходит ли этот метод вам?

Безусловно, коррекционные занятия разработаны для детей имеющих определённые проблемы. Логоритмика подходит для малышей, которые столкнулись с такими трудностями как:

1. Задержка речевого развития

2. Проблемы с артикуляцией, произнесением и темпом речи

3. Плохая координация движений, недостаточное развитие мелкой и крупной моторики

4. Заикание

Это основные показания для занятия логопедической ритмикой. Конечно, логоритмика имеет не только медицинские показания, хотя и призвана решать вышеперечисленные проблемы, она является отличным педагогическим способом для обучения и всестороннего развития малыша.

Возможно, что многие мамы неосознанно используют некоторые приёмы дома, тем самым не только разнообразят досуг ребёнка, но и проводят полноценное занятие.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Развиваем речь, голос, память с помощью проверенных методов логоритмики.

Содержится в разделах:

  • Работа логопеда. Логопедия 8270

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 1456. Все разделы | Логоритмика. Логоритмические занятия

Новое

Фото

Лучшее

Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе «Здравствуй, осень, здравствуй, лес, полный сказок и чудес» Конспект занятия по логоритмике в старшей логопедической группе. Тема: «Здравствуй, осень, здравствуй , лес, полный сказок и чудес!»

Цели: 1. Развитие пространственных ориентировок. 2. Развитие координации речи с движением. 3. Развитие и активизация внимания. 4. Развитие…

Элементы логопедической ритмики на музыкальных занятиях как средство развития общей моторики Музыка – одно из ярких и эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Приобщение малышей к…

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание. Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”
  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.
  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту. Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем, Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим, Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

  • Идем в огород

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Ход занятия:

Логопед: (раздается стук)

-Кто это к нам стучится, сейчас посмотрю. Показывает куклу.

-Кто это?

Дети: кукла.

Кукла: Меня зовут Таня.

Логопед: Предлагает детям поздороваться с Таней за ручку и сказать свое имя.

Логопед: Куколка Таня любит играть

— А вы любите?

Дети:…

Логопед: сейчас, кукла Таня будет выполнять движения, а вы будите отгадывать и называть, что делает кукла. Я начинаю» (показ)

4. Слушание. Игровой момент «Разбудим Таню»

.

(Колыбельная «Баю- баю»

муз. М. Красева, сл. М. Чарной
«Ах вы, сени»
р. н. п)

Задачи: учить, внимательно слушать колыбельную и песенку; эмоционально реагировать на ласковый, напевный и задорный характер музыки; понимать содержание; активно включаться в игровое действие.

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

  • Пальчиковая гимнастика

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

  • Кто как поет?

Кошка песенку поет: Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют: Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает: Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет: Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

  • Грибы

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы. Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению), А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках), Мухомор – красный (разминаем указательный палец), Очень он опасный. А второй лисичка (трогаем следующий палец), Рыжая косичка. Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей) Третий гриб – волнушка. А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик), Бородатый старичок. Ну, а пятый гриб, каков? Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

  • Пение

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Ход занятия:

Муз.рук: «Таня устала и хочет поспать. Таня будет спать, а мы споем Тане колыбельную песенку»

Логопед: (укачивает куклу)

.

Муз рук: (исполняет песенку)

. Далее, предлагает детям похлопать в ладоши, чтобы разбудить Таню.
Таня не просыпается. Топаем ножками. Таня просыпается.
Муз.рук-ль: «Таня отдохнула и хочет погулять, под веселую музыку (кукла «пляшет»

в руках
логопеда).
5. Ритмическая игра «Гуляем с куклой»

Задачи: учить детей различать ритм шага и бега;передавать его шлепками ладоней по коленям: медленно и быстро (сначала по показу взрослого, затем проговаривая слова и выполняя движения.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают), Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх) Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова) Все равно тебя найду

  • Физическая разминка

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно), Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного), И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх), Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Ход занятия:

Муз. рук-ль «Куколка Таня, любит топать ножками и быстро бегать под музыку. Сначала ножки у Тани ходят медленно,вот так: …. (проговаривает слова и медленно, ритмично попеременно стучит ладошками по коленям, а потом, ножки у Тани быстро бегут по дорожке,вот так: (проговаривает слова и быстро, ритмично попеременно стучит ладошками по коленям)

Муз. рук-ль предлагает детям погулять вместе с куклой Таней, а помогут нам — наши ладошки.

С куклой Таней мы вдвоем очень медленно идем (2 раза,

А потом, потом, потом все бегом, бегом, бегом (2 раза)

.

6. Игра «Прятки с куклой»

.
(Муз. Г. Ф. Вихаревой)
Задачи: познакомить детей с новой игрой и ее правилами; развивать внимание, умение двигаться в соответствии с характером музыки, начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки; активно включаться в игровую ситуацию.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Авторские разработки

На помощь родителям и педагогам приходят авторские методики, приёмы из которых могут применять в домашних условиях и организованно в детских садах.

Методика Е. Железновой довольно известна и распространена. Предлагаемые упражнения с удовольствием выполняются детьми, данная методика хороша и тем, что подходит для детей до года.

На занятиях предлагается петь и танцевать. Коротенькие песенки помогают малышу научиться правильно произносить звуки, слова, контролировать дыхание, улучшить координацию.

Подобные занятия являются отличной физической нагрузкой для ребёнка. В комплекс входит массаж, пальчиковые игры, дыхательная гимнастика и многое другое. Для проведения занятий дома понадобится само музыкальное сопровождение, которое можно легко приобрести, а так же подручные средства и игрушки.

Так же широко известна методика М.Ю. Картушиной. В её пособиях представлены различные занятия, которые помогут улучшить координацию, чувство ритма, познакомят ребёнка с такими важными понятиями как – величина, форма, цвет.

Во время упражнений задействуется мелкая и крупная моторика. Занятия могут проводиться как в подвижной форме, так и за более спокойным видом деятельности, например, рисованием. В методике описываются разные способы проведение массажа и самомассажа. Дома можно выполнять дыхательные упражнения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]