Сценическая речь для детей. Упражнения по сценической речи для детей

  • 8 Сентября, 2018
  • Психология общения
  • Мария Иванова

Если ребенок мечтает в будущем стать актером либо профессиональным ведущим на радио и телешоу, то ему нужно долго и упорно тренироваться. Для достижения такой цели существует комплекс специальных упражнений по сценической речи. Методы будут включать в себя проведение различных тренировок, которые помогут улучшить состояние дикции и получить новые навыки. Специализированные занятия способствуют развитию актерского мастерства как у взрослого человека, так и у ребенка. В данной статье будут рассмотрены: методика сценической речь для детей, упражнения на дикцию.

Отличительные особенности сценической речи

Любой человек, который планирует посвятить свою жизнь актерскому мастерству, должен выполнять комплекс специальных упражнений. В процессе таких занятий ему будет нужно развить громкий голос, хорошую дикцию, научиться правильно расставлять акценты по тексту. Это поможет выразить основные эмоции и чувства, правильно обыграть поставленную задачу. Техника сценической речи не так легка, как может казаться на первый взгляд. Актер, стремящийся развить свои таланты, должен уметь передать настроение, показать внутренний мир, характер и другие отличительные черты своего персонажа. Если человек научится делать это правильно, то вскоре станет настоящей звездой в кино либо театре.

Сценическая речь считается обязательным дополнением актерского мастерства. Развивалась такая техника на протяжении длительного времени и по мере развития продолжала активно усовершенствоваться. Древнегреческие ораторы использовали ее в речи при движении, поскольку такой тип выступления вызывал наибольший интерес у публики. Уже в те времена люди понимали, что важен не только смысл произносимых слов, но также качество их подачи, используемая интонация и метод прочтения.

Демосфен, известный философ и оратор, от природы обладал очень тихим голосом, вся его речь была больше похожа на бормотания, поэтому многие слушатели просто не могли разобрать его слов. После того как мыслитель понял, в чем заключена его проблема, он начал упорно тренировать дикцию. Для этого Демосфен постоянно выходил на край скалы у моря и произносил свою речь, пытаясь перекричать шум бушующих волн. Его современники уверяют, что он также часто уединялся в пещере и именно там репетировал свои монологи, чтобы у него был шанс выслушать самого себя.

В настоящее время использовать такие радикальные методы улучшения своего ораторского искусства не нужно. Для этого существуют специальные упражнения сценической речи для детей дошкольного возраста. Все они считаются довольно простыми, но вместе с этим эффективными. Репетиции для улучшения дикции можно выполнять в домашних условиях либо ходить на занятия с педагогом.

Выделите три главные идеи

Согласно исследованиям ученых, люди хорошо запоминают только три фрагмента информации. Все остальное либо запоминается хуже, либо не запоминается вообще. Поэтому перед докладом у доски или перед другим важным выступлением, предложите ребенку выделить три самые главные мысли его презентации. Этому учат воспитанников на курсах ораторского искусства для детей, но это легко научиться делать самостоятельно.

Понимание ключевых моментов поможет ребенку сосредоточиться на главном и правильно структурировать свое выступление.

На заметку!

Существует три отличительные черты хорошего выступления. Этих правил придерживаются все спикеры TED:

  • Эмоциональность
    . Лучшие ораторы взывают к чувствам и эмоциям людей.
  • Новизна
    . Нейробиологи утверждают, что новизна — самый быстрый и эффективный способ заинтересовать слушателя.
  • Незабываемость
    . Важно, чтобы после речи, слушатели запомнили основную идею.

Быстрое улучшение техники речи

Если родитель хочет развить правильную, четкую и красивую речь у своего ребенка, то ему следует записать его на специальные уроки. Преподаватели помогут справиться с такой задачей.

Многим приходилось бывать на лекции либо другом занятии и выслушивать нудную и невнятную речь, от которой больше хочется спать, чем что-то делать. Профессиональный оратор применяет все доступные возможности своего речевого аппарата, что помогает регулярно сохранять внимание аудитории и привлекать интерес слушателей. Уроки сценической речи хорошо подойдут как для артистов, так и бизнесменов, политиков, специалистов тех сфер, в которых требуется правильное и грамотное общение с людьми. В любом случае вашему ребенку пригодятся в жизни такого рода навыки, и чем раньше начнется обучение, тем лучше будут развиваться его способности в дальнейшем.

Чтобы в короткие сроки малыш научился правильно управлять своим голосом и улучшить дикцию, ему будет нужно регулярно выполнять простые упражнения сценической речи для детей 3-6 лет. Они не займут слишком много свободного времени, но при этом помогут достичь хорошего результата. Концентрация внимания у маленьких детей по времени более ограничена, чем у взрослых, поэтому специалисты разработали для них специальную систему обучения.

Для правильной и четкой речи важно внимательно следить за своим дыханием. На уроках сценической речи могут даваться следующие задания: проговаривание скороговорок, выразительное чтение с правильной интонацией, а также специальная дыхательная гимнастика

Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста

Екатерина Никитина

Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста

«Риторика для малышей. Развитие коммуникативно-речевых навыков у детей дошкольного возраста«

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т. е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью. Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности.

Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками.

Коммуникативные умения не являются врожденными, а формируются через становление потребности в общении со взрослыми и со сверстниками. В современных педагогических концепциях общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. В дошкольном возрасте традиционно выделяются два пространства взаимодействия с социумом. Это взаимодействие со взрослым и взаимодействия со сверстником. В дошкольном возрасте идет расширение границ социального пространства, прежде всего за счет того, что с четырех лет в жизни ребенка, кроме значимости взрослых, появляется и увеличивается значимость сверстника, так как именно с этого возраста сверстник является неотъемлемой частью формирования самосознания ребенка.

Развитие коммуникативных навыков в дошкольном возрасте проходит через ряд этапов. На первом из них (2—4 года)

сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка. На втором этапе
(4—6 лет)
возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения становится совместная
(главным образом, игровая)
деятельность. На третьем этапе
(в 6—7 лет)
общение со сверстником приобретает черты внеситуативности — содержание
коммуникативного общения отвлекается от наглядной ситуации, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. ]
Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными коммуникативными умениями и возможностями.

Основным инструментом общения и коммуникации является речь. Поэтому формирование коммуникативно-речевых навыков является приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

Говорить правильно и хорошо – это значит,устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни. Всё это помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах.

В настоящее время становится актуальным внедрение в образовательный процесс дошкольных учреждений основ обучения риторике.

РИТОРИКА — наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

Цель введения риторики очевидна – приобщение дошкольника к элементам, основам ораторского искусства имеет большое воспитательное, обучающее и развивающее значение. Ведь дошкольный возраст – это сенситивный период развития речи. Поэтому целесообразно именно в дошкольном возрасте начать квалифицированное обучение риторике. Обучение риторике направлено на развитие коммуникативных компетенций детей, их способности налаживать общение с окружающей природой, людьми (взрослыми и сверстниками)

при помощи языковых
(фонетических, лексических, грамматических)
и неречевых средств
(мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий)
.
Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности – коллективных игр, театрализованной деятельности, детской художественно-творческой деятельности.
Многие дошкольники испытывают трудности в организации различных видов речевой деятельности, культуры речевого поведения, ведь культура речевого поведения — это проявление общей культуры человека. Занятия по риторике — одно из важнейших средств развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Занятия по риторике способствуют формированию правильной речи, коммуникабельности, а также обогащению внутренней духовно-нравственной жизни дошкольника, развитию восприятия, памяти, фантазии, внимания, воображения, а также могут развить в ребенке способность выразить себя не только словом, но и мимикой, жестом. Особую роль в системе занятий риторикой играют те задания и упражнения, которые развивают в детях критическое восприятие речи — чувство уместности высказывания (как говорят лингвисты, чувство коммуникативной целесообразности). Специальные задания воспитывают внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку.

Содержание занятий по риторике позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. В процессе занятий активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный и грамматический строй. У детей улучшается диалогическая речь, преодолевается робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Поэтому общими целями работы по риторикев детском саду являются:

развитие уникального человеческого дара-дара слова, совершенствование устной речи, ее выразительности и связности;

-развитие критического восприятия речи, чувства коммуникативной уместности (целесообразности)

;

— расширение речеведческих понятий о том, для чего нужна речь, какие бывают виды общения, что такое успешное общение и т. д.

развитие культуры речевого поведения, воспитание вежливости;

развитие творческого воображения, литературных и коммуникативных способностей.

Содержание работы по развитию риторическихумений можно распределить по четырем БЛОКАМ:

1. Нравственный аспект речевого поведения (развитие коммуникативных способностей)

.

2. Речевой этикет в разных ситуациях общения.

3. Развитие вербального и невербального средств общения.

4. Культура слушания.

.

1 БЛОК

включает в себя работу по формированию качеств, необходимых для общения (симпатия, открытость, доброжелательность)

;

— формированию умения слушать и слышать собеседника;

— овладение поведенческими умениями (выражение чувств, адресованность высказываний)

;

— овладение приемами стабилизации поведения

Для этого широко используются театрализованная деятельность и инсценирование, которые способствуют повышению уверенности в себе, учат умению фантазировать, развивают память и творческое воображение, а также, самое главное, учат выразительно передавать характер персонажей, провоцируют на активное включение в конкретную ситуацию.

Для желания вступать в контакт помогает разыгрывание ситуаций, которое учит совместной деятельности в общении и взаимопониманию. Различные речевые разминки, где развивается техника речи, дикция, темп, ритм, умение управлять своим голосом. Речевые разминки включены в речевые ситуации, помогающие развитию умения рассуждать, различать индивидуальные особенности других детей и людей. Также овладение коммуникативными навыками может проходить и в ходе наблюдения, которое помогает систематизировать знания, различать изменения.

2. БЛОК

Речевой этикет.

Развитиеречевого этикета в себя включает:

— овладение набором устойчивых стереотипов в ситуациях (просьба, приглашение, разрешение, совет, отказ, приветствие, прощание, уточнение);

— формирование в речи знаков доброжелательности;

— формирование осознания тональности общения;

— осознание и использование в речи эмоциональных характеристик в виде фразеологизмов.

Например:

а)знакомство: будем знакомы, разрешите представиться, мне хотелось бы, давайте познакомимся;

б)прощание: всего доброго, всего хорошего, в добрый путь, до встречи;

в) поздравление,пожелание: примите поздравление, разрешите поздравить;

г)благодарность: спасибо за, благодарю за, я вам признательна;

д)извинение: извините за, прошу извинить, должен извиниться и т. д.

Обучение дошкольниковречевому этикету проходит успешно через использование следующих методов и приемов:

— чтение художественной литературы и беседы по содержанию помогают понять поведение героев, соблюдать очередность речевых действий, что подводит к выводу о том, что чтение книг – это тоже общение;

— использование особых ритуалов (приветствие и прощание, которые создают ощущение единства и взаимной поддержки всех членов группы;

— участие в разыгрывании мини – диалогов, помогающие понять, что слушать – значит принимать активное участие в диалоге, учить оценивать себя как слушателя, защищать свою точку зрения, развивать культуру речевого общения;

— свободное общение в процессе совместной деятельности учит вежливому общению, помогает определить чувства говорящего, искренность;

— этюды учат произносить фразы, несущие различную эмоциональную окраску, выбирать уровень громкости, понять, что громкость зависит от конкретной ситуации общения;

-видео – аудиоматериалы, которые помогают определить установлению последовательности сюжета и поведение героев.

.

3. БЛОК.

Вербальное и невербальное общение

Обучение детейспособам вербального и невербального общения включает в себя:

— осознание различных способов адекватного проявления различных эмоций;

— умение выражать свои эмоции, одновременное освоение адекватных способов привлечения внимания к себе;

— снижение импульсивных эмоциональных реакций.

Например:

1) этюды на выражение различных эмоций;

2) мимика и пантомимика;

3) выразительные движения;

4) тренинги мышечного расслабления.

Данные методы и приемы учат распознавать эмоции радости, грусти, страха, злости по мимике и интонациям голоса собеседника, помогают соотносить слова и движения, активизировать мыслительную деятельность, сделать занятие более эффективным и оживленным.

Большая роль отводится специальным приемам на данном блоке:

5) дыхательная гимнастика помогает регулировать речевое дыхание, правильно расходовать воздух при произнесении слова или фразы;

6) артикуляционная гимнастика, помогающая совершенствованию речи, отработке навыков четкого произношения, не исправление, а контроль за правильным звукопроизношением.

4. БЛОК

Культура слушания

Под культурой слушания предполагается:

— умение поддерживать беседу, выражать радостное удовольствие, благодарность в ответ на заботу окружающих, внимание, вежливость к детям и взрослым (знакомым и незнакомым)

;

— замечать затруднения окружающих, выражать стремление помочь, не привлекать к себе излишнего внимания, поддерживать беседу, уважение к взрослым, терпимость к детям;

— радоваться успехам товарищей;

— терпеливо выслушивать говорящего;

— справедливо разрешать возникающие споры и конфликты.

Совместные детские импровизации, игры со словом и звуком являются элементами художественного общения и для этого используются различные формы обучения детей:

развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры)

;

— упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера)

;

— этюды;

— импровизации, разыгрывание инсценировок и сказок;

— наблюдения, прогулки, экскурсии;

— рассматривание рисунков и фотографий;

— моделирование, составление пиктограмм, схем высказываний;

— анализ заданных ситуаций, которые помогают развитию культуры речевого общения в разных позициях;

— свободное и тематическое рисование помогает передать характер, чувства образа;

— лепка, конструирование помогают тактильно прочувствовать образ;

— чтение художественных произведений;

— беседы, сочинение историй;

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— упражнения по развитию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)

;

— пальчиковая гимнастика помогает развивать мелкую моторику в сочетании с речью.

Таким образом, развитию социально-коммуникативных навыков поведения и уверенности в себе способствует такая организация коммуникативной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

— выбор детьми диалогов по желанию;

— назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

— распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

— проигрывание в парах диалогов, игр и упражнений

Огромную роль в проведении занятий по риторике играет личность педагога. Он должен выражать свои чувства не только словом, но и взглядом, улыбкой, жестом, с помощью физического контакта, Важна положительная оценка и постоянное внимание к позитивным проявлениям в работе с детьми.

Во время занятий необходимо:

— внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

— если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

— при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Таким образом, внедрение занятий по риторике способствуют успешному формированию коммуникативной и речевой компетенций у детей дошкольного возраста. Дети чувствуют и ведут себя более раскованно, уверенно, свободно. Они значительно лучше строят предложения и целые фразы, успешно используют в речи различные выражения. В их речи прослеживается логика, яснее смысл высказываний, увеличивается активный словарный запас, речь становится более грамотной и убедительной, воспитывается чувство уважения к родному языку. Практически у всех детей преодолевается страх публичного выступления, они более активны и раскованы. И это во многом определяет успешность обучения в школе.

Упражнения для улучшения дыхания

Упражнения по сценической речи для детей будут в обязательном порядке включать в себя правильное дыхание. Этот прием в ораторском искусстве имеет огромное значение. Тот, кто произносит важную речь перед аудиторией, не может позволить себе вдыхать воздух посредством рта. Это может привести к тому, что он собьется, из-за чего человек не сможет соблюдать интонацию и правильно расставлять акценты. Для работы над голосом ребенку нужно будет регулярно выполнять следует специальные упражнения:

  1. Дышать носом с открытым ртом на протяжении трех-пяти минут.
  2. Положить сразу две руки на солнечное сплетение. Сделать глубокий медленный вдох (задержаться в таком состоянии на 3-4 секунды). При этом руки почувствуют, как живот поднимается, наполняется воздухом, а после опустится назад. Такое колебание должно быть хорошо выраженным. Если ребенок ничего не ощущает, то во время вдоха ему следует наклонить свое тело немного вперед. Со временем манипуляцию по втягиванию воздуха нужно будет увеличивать по длительности.
  3. Упражнения для улучшения грудного дыхания. Для этого нужно сделать глубокий вдох, как словно вдыхая аромат цветов, после сделать медленный выдох с втягиванием живота. Это упражнение содействует свободной плавной речи. Короткий вдох и длительный выдох помогут улучшить грудное дыхание. После того как такое упражнение будет выполняться просто и быстро, на выдохе следует начать произносить длинные фразы.

Такие занятия довольно просты и прекрасно подойдут при развитии сценической речи для детей 7-9 лет. Проводить их следует каждый день, и вскоре появится возможность произносить длинные фразы без заминок и сбоя дыхания.

Воздействуйте на все органы чувств

Хотите убедить — говорите интересно. Воздействуйте на все органы чувств и, если есть возможность, включайте в рассказ мультисенсорные элементы.

Профессор психологии из Калифорнийского института Ричард Мейер провел такой эксперимент. Несколько студентов он поместил в мультисенсорную среду, где помимо обычной лекции, участники получали информацию через видео, анимацию и текст. В результате такие участники гораздо лучше усвоили полученный материал и с легкостью воспроизвели его. В отличие от другой группы, которая слушала только лекцию.

Таким образом, Мейер сделал вывод, что если задействовать несколько каналов восприятия (слух, зрение, осязание), слушатель глубже воспримет идею, лучше ее поймет и запомнит.

Совет! Используйте это правило, когда будете помогать ребенку готовить выступление на школьный праздник или ответ у доски.

Улучшение артикуляции

Чтобы произношение отдельных звуков и букв было понятным и четким, важно регулярно тренировать органы, которые несут ответственность за артикуляцию.

При первом занятии следует начать проговаривать гласные, согласные звуки и простые связки. При такой тренировке важно следить за голосом, он должен звучать ярко и громко, не так как в повседневности.

Многие скороговорки помогут улучшить речевой аппарат и дикцию. Такие стихи важно произносить тихо либо полушепотом. Со временем скорость прочтения должна увеличиваться, а громкость повышаться. Следует рассмотреть следующие виды скороговорок при занятии сценической речью для детей дошкольного возраста:

  • «Добыл бобыль бобов».
  • «От топота копыт пыль по полю летит».
  • «Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп».

Если ребенок уже длительное время занимается уроками сценической речи, то со временем может усложнять свою задачу, разучивая более длинные и сложные фразы. Если у него получилось запомнить и правильно рассказать самую длинную скороговорку «Лигурию», то он точно станет хорошим оратором.

Будьте убедительны

… а еще искренни, открыты и откровенны. Собеседник, который говорит со страстью и искренне «горит» тем, о чем рассказывает, вызывает гораздо больше доверия и эмоционального отклика у слушателей. Кураторы TED предполагают, что на эмоциональное воздействие должно приходиться 65% содержания речи, на формирование доверия — 10%, на факты и цифры — 25%. Разумеется, эти данные могут колебаться в зависимости от темы и направленности речи. Например, во время защиты реферата ребенок большее внимание уделит статистическим данным.

Совет!

В качестве «эмоционального фактора» выбирайте шутки, анекдоты, рассказ историй из собственной жизни, интересные факты.

Дикция и особенности звучания

Улучшить выраженность эмоций поможет правильно поставленное звучание голоса. Человек должен научиться свободно регулировать тембр, диапазон звуков, интонацию и общую громкость. Чтобы улучшить звучание, следует выполнять следующие упражнения:

  1. Часто читать прозу либо стихи, регулярно изменять громкость речи. Первая строчка должна проговориться тихо, вторая более громко.
  2. Одну фразу следует произносить с одной интонацией, вторую постараться изменить с помощью простых слов, выразить свое эмоциональное состояние – счастье, удивление, страх, злость и так далее.
  3. Также важно хорошо развивать фантазию. Можно придумать, каким голосом говорили бы животные, если бы могли это делать. Следует рассказать стих от лица собаки, кошки либо зайца.

Хорошая дикция очень важна для сценической речи. Она помогает добиться значительного успеха в карьере, так как люди уже на своем подсознании больше прислушиваются к четкому произношению и приятным словам человека.

Действенные упражнения

Развить хорошие ораторские способности можно посредством следующих упражнений:

  1. Встать прямо, скрестить руки на груди, локти развести в стороны. Сделать глубокий вдох, выпуская лишний воздух из легких, медленно наклоняясь вперед. Выдох должен сопровождаться произношением удлиненных гласных звуков.
  2. Каждый раз следует проговаривать сложные сочетания звуков – ВЗВА, ЛБАЛЬ, СТФРА. Сначала такое упражнение может показаться слишком трудным, но со временем все начнет получаться.
  3. Следует попытаться прочитать небольшой текст с закрытым ртом.

Урок сценической речи, как и любой другой, даст хороший эффект. После выполнения определенного ряда упражнений следует закрепить результат, прочитав сложный текст как можно выразительнее. Если занятия проходят вместе с педагогом, то он может предложить в конце терапии пройти специальный тест.

Упражнение «Язык без костей»

Такое упражнение станет увлекательной игрой по сценической речи для детей. Техника поможет хорошо проработать артикуляционный аппарат несмотря на то, что со стороны она больше выглядит как обычные кривляния. Чтобы подготовиться к занятию по сценической речи, следует предварительно провести короткую разминку.

Артикуляционная гимнастика отличается большим количеством плюсов:

  • язык начнет работать четко и правильно;
  • полностью пропадет чувство, что разговор проходит с набитым ртом;
  • произношение звуков изменяется до более четкого.

Используйте жесты

Жесты и движения подкрепляют и усиливают то, что вы хотите сказать. Согласно исследованиям, активная жестикуляция и использование сложных комбинированных жестов внушает слушателям уверенность в словах спикера.

  • Используйте жестикуляцию руками во время выступления. Ну или хотя бы не держите их в карманах.
  • Старайтесь не думать о движениях. Они должны быть естественны.
  • Телесно отмечайте ключевые моменты повествования. Используйте движения для усиления впечатления и создания акцентов.
  • Избегайте закрытых и лишенных энергии поз (например, опущенные руки). Они подрывают доверие к спикеру.

Совет!

Представьте сферу. Она начинается на уровне ваших глаз, идет вперед на расстояние вытянутых рук и проходит через центр живота. Это пространство называется «сферой влияния». По мнению экспертов TED, во время презентации ни руки, ни взгляд говорящего не должны выходить из этой зоны.

Если вы ищете, куда отдать ребенка на ораторское мастерство в Москве, приходите к нам, в Детский ! У нас ваш ребенок научится управлять темпом речи, поймет, как правильно ставить паузы и акценты, научится менять тембр и высоту голоса в зависимости от целей выступления.

Обучая детей искусству риторики сейчас, вы закладывайте бесценный фундамент для их успеха в будущем!

Техника проведения

Для проведения упражнения «Язык без костей» следует воспользоваться простым зеркалом. Для этого нужно встать перед ним и начать простую разминку:

  1. Немного открыть рот. Концом языка начать выполнять круговые движения в разные стороны. Следует провести 10 вращений по часовой, а после против часовой стрелки.
  2. Далее широко открыть полость рта, полностью высунуть язык и осторожно приподнять его боковые стороны вверх. При этом должно образоваться подобие трубочки. Далее следует начать пытаться двигать сложенным языком, подуть в него.
  3. Языком очистить поверхность нижнего и верхнего зубного ряда. Попытаться повторить такое упражнение с закрытым и отрытым ртом.

Аккуратные покусывания языка помогут немного ослабить напряженность такой мышцы. Упражнения следует повторять перед выступлением, в этом случае речь будет четкой и хорошо понятной.

Основные упражнения

Все упражнения для освоения риторики выполняются так, чтобы корпус был выпрямлен, а грудная клетка свободно расправлена. Помещение для занятий заранее проветривается. Посторонние звуки, музыка, шум улицы, могут отвлекать детей, поэтому лучше создать тишину. Взрослый располагается так, чтобы ребёнок видел движения его языка и челюсти. Если ребёнок не хочет заниматься, не стоит настаивать, упражнения и игры можно проводить между делом. Только в хорошем расположении духа можно долго и увлечённо говорить.

Упражнение «Пробка»

Такое упражнение считается самым легким для улучшения функционирования речевого аппарата. Оно принесет хороший эффект, если выполнять его постоянно. Техника «Пробка» довольно популярна как у детей, так и взрослых. Такое веселое занятие поможет:

  • укрепить мышцы губ, щек и верхнего неба;
  • подтянуть кожу на лице, скрыть небольшие морщинки и носогубные складки;
  • улучшить речь и дикцию.

Специалисты говорят, что такие уроки будут полезными не только для будущих артистов и выступающих на сцене, но и для тех, кто хочет сохранить состояние своей кожи и избежать возрастных изменений.

Занятие проводится по следующей технике: сначала следует подготовить небольшую пластиковую либо деревянную пробку от бутылки шампанского. Затем выучить и подготовить скороговорку. После зажать пробку в передних зубах. Не выпуская ее, следует начать произносить фразы, повторить их сразу несколько раз. Так можно точно выявить, какие звуки у человека получаются лучше, а какие хуже. Важно регулярно улучшать свое произношение, тренировать артикуляционный аппарат, а также ускорять чтение.

Человек, тренирующийся на скороговорках с пробкой шампанского, обычно выглядит очень странно. Такой веселый тренинг сценической речи может стать увлекательным занятием для всей семьи и выполняться в виде маленького соревнования. Каждый человек должен прочитать скороговорку любым необычным методом, а после определить, у кого это получилось лучше всего.

Соблюдайте тайминг и не перегружайте аудиторию информацией

Знали ли вы, что выступление одного оратора TED длится всего лишь 18 минут? Эта длительность выбрана неслучайно. Согласно исследованиям, за это время слушатель не успевает устать от доклада, а спикер имеет возможность развить мысль.

По мнению куратора TED Криса Андерсона, требование уложиться в 18 минут дисциплинирует и помогает достичь ясности мысли. Нет ничего хуже длинных бессмысленных выступлений, а переизбыток информации образует в умах слушателей «когнитивный завал» и препятствует нормальному пониманию идей спикера.

На курсах ораторского искусства для подростков воспитанники часто выполняют упражнения на время. Попробуйте дома с ребенком в течение нескольких минут (не 18, конечно!) пересказать сюжет книги или фильма. У кого получится лучше и образнее?

Как научиться сценической речи?

Профессионалы этой области, которые помогают и детям, и взрослым подготовить речь и технику дикции, применяют при обучении различные методики. Выделяют следующие эффективные способы улучшения голоса. К самым распространенным относят:

  1. Беспрерывное развитие сценической речи. Специалист предлагает на выбор несколько комплексов упражнений, между которыми проходит логическая связь. Длительных перерывов при занятии делать не следует.
  2. Ступенчатое усложнение. Ученик начинает активно развивать уровень своей речи с простого материала, далее нагрузка увеличивается.
  3. Использование игр. Тренинг сценической речи с помощью увлекательных занятий считается самым приятным, так как на уроках ученик полагается на свое воображение. Веселые игровые уроки чаще всего дают хороший эффект.
  4. Партнерские отношения. На уроке педагог и ребенок должны общаться на равных. Учитель при этом лишь советует, но не приказывает повторять определенные упражнения.

Сценическая речь является полезной для каждого человека. Чтобы добиться хорошего результата, следует подготовить себя к тому, что придется регулярно тренироваться, совершенствовать себя и учить новые техники. Упорство и трудолюбие у ребенка помогут развить в нем ораторские способности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]