Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста


Статья:

Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. И поэтому для нас, специалистов — логопедов, особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе.
Организация деятельности детей с речевыми нарушениями требует особого подхода. Часто, ни желания логопеда, ни владения методикой коррекции речи недостаточно для получения желаемого результата при коррекции недостатков речи. Поэтому, специалисты вынуждены искать наиболее эффективные пути воспитания и обучения.

Известно, что использование логопедами в работе разнообразных нетрадиционных методов и приёмов поддерживает у ребёнка познавательную активность, предотвращает утомление, и в целом, повышает эффективность логопедической работы. И одним из таких методов является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика — это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук.

В логопедической практике существенную роль играет развитие у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать различные положения органов артикуляционного аппарата.

И применение такого метода, как биоэнергопластика, помогает специалистам развить у детей данные ощущения.

Данный метод целесообразно использовать в логопедической практике, так как развивая тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем соседние зоны, отвечающие за речь.

Исследования отечественных физиологов (Марионилла Максимовна Кольцова, Владимир Михайлович Бехтерев, Алексей Алексеевич Леонтьев) подтверждают положительное влияние тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Коррекционная работа с применением метода «Биоэнергопластика» вызывает интерес детей к логопедическим занятиям. При обучении детей логопед использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.

Каждый логопед может разработать приемлемые для себя комплексы упражнений, направленных на постановку звуков разных групп с применением метода «Биоэнергопластика». Комплексы упражнений могут отличаться по сложности в зависимости от возраста детей. Также возможно использование элементов биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности. Предложенный метод может использоваться воспитателями в коррекционной работе.

Комплекс артикуляционной гимнастики,

направленный на постановку свистящих звуков с применением метода «Биоэнергопластика»

При выполнении упражнений дети сидят на стульчиках напротив логопеда. Руки детей разведены в стороны, согнуты в локтях. Каждое упражнение выполняется в течение 6 — 8 секунд. После выполнения каждого упражнения детям предлагается опустить руки и расслабиться.

Упражнение для языка «Бегемот» — упражнение сопровождается сжиманием и разжиманием кистей рук;

Упражнение для языка «Улыбка» — пальцы сжаты в кулак;

Упражнение для языка «Трубочка» — пальцы сомкнуты, вытянуты вперёд;

Упражнения «Улыбка» и «Трубочка» чередовать 2-3 раза.

Упражнение для языка «Лопата» — кисти рук расслаблены и опущены;

Упражнение для языка «Желобок» — кисти рук принимают форму «лодочки» (пальцы сомкнуты, немного согнуты, кончики пальцев примыкают друг к другу);

Упражнение для языка «Горка» — кисть руки принимает форму горки;

Упражнения «Желобок» и «Горка» чередовать 2-3 раза.

Использование биоэнергопластики в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста

В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. Это является необходимым условием полноценного развития личности. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией.

Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.

Наиболее распространенным для детей старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, привести к дислексии и дисграфии, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Начальным этапом по коррекции звукопроизношения является выполнения артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики:

 укрепление мышц артикуляционного аппарата;

 развитие силы, подвижности и точности движений органов артикуляции;

 объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады;

Однако, ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. [2, с 4]

Учеными уже давно отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М. М. Кольцовой отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. (М. М. Кольцова, А.Н Пфафендрот, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, В. В. Цвынтарный, В.В Коноваленко).

Все авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Поэтому новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика. В работе с детьми элементы биоэнергопластики предложили использовать А. В. Ястребова и О. И. Лазаренко [7]

Истоки биоэнергопластики исходят из древних традиций йоги, где используются хасты — «жесты кисти рук». Эти упражнения оказывают эффект и на физическое и психическое состояние человека.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия — это та энергия, которая находится внутри человека. [6]

«Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. [5]

Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. [2, с 4]. Работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмичных движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.

Упражнения с биоэнергопластикой проводят только на индивидуальных занятиях. Качество и продолжительность освоения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

1 этап — диагностический. Проводится обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков. Ребенок повторяет артикуляционные упражнения за логопедом, рука не включается.

2 этап — подготовительный. Артикуляционная гимнастика выполняется по традиционной методике. Педагог включает в упражнения свою ведущую руку. Рука ребенка не включается.

3 этап — основной. Выполнение артикуляционной гимнастики по традиционной методике, знакомство с перчаточными куклами. Включается ведущая рука ребенка, затем другая рука. Постепенно ребенок выполняет артикуляционные упражнения и одновременно движением обеих рук в перчатках- игрушках имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки.

4 этап — заключительный. Когда ребёнок полностью освоит упражнения, педагог рассказывает сказку, а ребёнок самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук в перчатках.

Во время проведения упражнений на руки ребенка надеваются перчаточные куклы — девочка Буба и мальчик Боб. Для изготовления кукол нужно взять пару перчаток, прикрепить на внешней стороне глаза и, по желанию, шляпку, бантик и т. д.

Дети очень любят сказки. Обыграть артикуляционную гимнастику с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка.

Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для постановки определенной группы звуков. [2, с 231].

Перчаточная кукла выступает в роли символа язычка. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию. Сказочные события помогают преодолеть страх того, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.

С целью внедрения биоэнергопластики в практику работы детского сада был разработан проект. В ходе реализации проекта была изучена литература, проведены собрания, анкетирование и консультации для родителей и воспитателей. Создана развивающая среда — картотека рисунков ручных поз с описанием движений кисти и пальцев рук и органов артикуляции; картотека биосказок; изготовлены перчаточные куклы.

Родители и педагоги приняли активное участие в изготовлении кукол, каждый проявил фантазию и творчество.

Перчаточные куклы очень разнообразные внешне — это девочки и мальчики, животные-мишки, зайцы и т. д. Каждая имеет обязательный элемент — глаза. Некоторые имеют дополнительный атрибут — шляпы, банты, уши. Ребенку предоставляется право выбрать перчатки. Педагог подбирает сказку с необходимым комплексом упражнений.

Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом дети сами стараются придумать движения для рук, если взрослый не дает образца. К тому же такую гимнастику языка и пальцев можно проводить в любых условиях: в кроватках, на прогулке.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору — зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Поэтому и процесс введения звуков в речь проходит интереснее, быстрее.

Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка.

Ценность и преимущества применяемой технологии:

 доступность (финансовые затраты небольшие)

 простота использования (применение педагогами и родителями)

 вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол)

Применение биоэнергопластики успешно апробировано на базе детского сада в течение 3 лет.

Результаты применения биоэнергопластики:

 положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;

 значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.

 обеспечение успешности ребенка;

 кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

 выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей-педагогов, родителей.

 благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Биоэнергопластика — новый, интересный, эффективный и перспективный метод коррекционной логопедической работы.

Литература:

  1. Большакова С. Е. «Метод мануального сопровождения при моторной алалии»// Журнал «Логопед»№ 8, 2012г, с.12–23.
  2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М.: Детство-Пресс, 2011.
  3. Зайцева И. Ю. Влияние занятий биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников. — Режим доступа: https://festival. 1september.ru/articles/103050
  4. Косинова Е. А. Уроки для развития речи.-М.: Эксмо,2007.
  5. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей.- Ярославль: Академия развития, 1997.
  6. О йога-данс или биоэнергопластике.- Режим доступа https://www.bioenergoplastika.ru//
  7. Ястребова А. В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей.-М.:Аркти,1999.

«Биоэнергопластика»

Ручная поза:

все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Фонарики.

Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать иразжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая изакрывая рот.

Лодочка.

Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцыприжаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одногоуголка губы в другой.

Пароход.

Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены всторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба»,одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка.

Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону

«от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбкихвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья.

Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороныи напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнутькисти рук, поболтать языком.

Корни.

Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать рукии язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. Послеупражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.

Птичка пьёт водичку.

Пальцы сложить «щепотью» — это клюв. Не отрывая локоть от стола,

«клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять«голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Птичка летит.

Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести –это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- языквысунуть, «крылья» вниз- язык убрать.

Цветок.

Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг кдругу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируяпри этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этомзвук –у-, не произнося его.

Кошечка.

Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затемодновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, наприжатые ладони к столу- кошечка улыбается.

Ворота.

Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт.Ворота открываются — рот широко открывается.

Биоэнергетика в работе логопеда.

Автор: Афанасьева Вера Анатольевна

учитель-логопед МБОУ «Начальная школа — детский сад» города Сафоново Смоленской области

Биоэнергетика в работе логопеда.

Биоэнергопластика в работе логопеда

При произнесении звуков органы речевого аппарата принимают особое положение, которое свойственно определенному звуку. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений. Выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению результативности от выполнения артикуляционных упражнений.

Успешность логопедической работы во многом зависит от грамотной организации коррекционной работы, умения педагога вовлечь ребенка в разнообразную деятельность, стимулирующую интерес и высокую познавательную активность. И я обратилась к инновационному методу выполнения артикуляционной гимнастики — биоэнергопластике. Автором данной методики является кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна.

Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:

«био» — человек, как биологический объект;

«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика» — плавные движения рук и тела.

Биоэнергопластика

– это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику (по данным А.В. Ястребовой и О.В. Лазаренко)

Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь.

В своей работе я поставила перед собой следующую цель — повышение эффективности работы по исправлению нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями посредством применения элементов биоэнергопластики.

Мною была разработана и апробирована педагогическая технология «Внедрение элементов биоэнергопластики на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста», включающая в себя следующие компоненты:

  1. Разработка специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.
  2. Разработка комплекса артикуляционно-пальчиковой гимнастики с применением сказок, стихов.
  3. Проектирование системы работы для занятий биоэнергопластикой в виде перспективного плана по лексическим темам.
  4. Подборка музыкального сопровождения для занятий биоэнергопластикой.
  5. Систематизация стихотворных текстов для использования при выполнении артикуляционно-пальчиковых упражнений.
  6. Выявление результативности коррекционно-педагогической работы.

Внедрение системы игр и упражнений по биоэнергопластике предусматривало несколько этапов

: диагностический, подготовительный, основной и заключительный.

На диагностическом этапе проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбирался комплекс артикуляционных упражнений.

На подготовительном этапе шло знакомство ребенка с артикуляционными упражнениями; работа велась перед зеркалом. Педагог сопровождал упражнения на артикуляцию движениями ведущей руки, а воспитанник невольно запоминал движения, его рука в выполнение упражнения не вовлекалась.

На основном этапе учитель–логопед выполнял артикуляционные упражнения вместе с ребёнком и сопровождал показ движением кисти о дной руки. Ребёнок учился выполнять движения кистью ведущей руки одновременно  с артикуляционными упражнениями, понемногу подключалась вторая рука.

Для реализации данного этапа были подобраны специальные методы, приемы и средства обучения:

  1. Использование куклы-рукавички.
  2. Применение метода куклотерапии — через использование логопедических кукол.
  3. Использование ручной модели языка (красная варежка без пальца). Учитель-логопед или ребенок, манипулируя таким «языком»-варежкой, демонстрирует артикуляционные движения в сочетании с работой руки.
  4. Применение детских перчаток при выполнении артикуляторно-пальчиковой гимнастики.
  5. Сопровождение стихотворными текстами артикуляционно-пальчиковых упражнений. Стихотворные тексты повышали заинтересованность детей, развивали память и внимание.
  6. Использование метода музыкотерапии. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. Поэтому и применялась фоновая музыка для занятий биоэнергопластикой.
  7. Использование метода сказкотерапии — сопровождение артикуляционно-пальчиковой гимнастики сказками помогало снять физическое и психическое напряжение у детей, формировало позитивную самооценку и уверенность в себе, способствовало развитию эмоциональной сферы иувеличению словарного запаса детей.

На заключительном этапе ребёнок, полностью освоивший упражнения, самостоятельно выполнял артикуляционные упражнения с движениями рук.

Комплекс биоэнергопластики рассчитан на весь год обучения, можно работать по схеме комплекса усложняя и дробя его, а также использовать элементы биоэнергопластики в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.

При отборе методов и средств обучения учитывались возможности, особенности развития и потребности каждого ребенка, то есть учитывался принцип индивидуализации образования

. В старшем дошкольном возрасте детям очень важно самоутвердиться, чтобы взрослые признали их полноправными участниками образовательного процесса, то есть учитывался
принцип поддержки инициативы детей.
Учебный материал преподносился таким образом, чтобы дети самостоятельно “додумывались” до решения ключевой проблемы. Таким образом, выполнялся принцип деятельности.

Соблюдался принцип совмещения в деятельности ребёнка игры и обучения

. Учитывалась сложность, новизна преподносимого материала, процесс познания отражался в разнообразной детской деятельности и совмещался с основной детской деятельностью – игрой.

Ребенок воспринимался не как объект педагогических усилий, а как субъект образовательного процесса. Индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия строились как совместная деятельность, а учитель-ло гопед и дети — равноправные партнеры по этой деятельности, то есть соблюдался принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательногопроцесса.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, медицины, педагогики и коррекционной педагогики позволила обеспечить систему комплексного  психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка с речевыми нарушениями, то есть учитывался принцип интеграции усилий специалистов.

Никаких успехов обучение не принесет, если оно “замешано ” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Поэтому одним из важных является принцип психологической комфортности

. Из работы исключено всякое давление на детей, принуждение к деятельности, осуждение, оценка.

При организации взаимодействия с родителями воспитанников учитывался социальный статус семьи, усилия были направлены на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в группе, установление взаимопонимания и создание условий для эффективного сотрудничества, то есть соблюдался принцип сотрудничества учителя-логопеда и семей воспитанников.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что «поддержка семейного воспитания включает … создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми».

Анализ проведенной коррекционной работы с детьми позволяет сделать вывод, что биоэнергопластика является неотъемлемой частью логопедической работы, как для развития артикуляционного аппарата, речевого дыхания и комплекса: речь и движение, а также для эмоционально-психического равновесия и совершенства.

Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность, позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».

Таким образом, у ребенка-выпускника логопедической группы:

— максимально раскрыт индивидуальный и возрастной потенциал – скорректированы речевые нарушения: речь правильная, отчетливая, нет нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении;

— развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими;

— координирует себя в системе «глаз – рука»;

— владеет средствами познавательной и речевой деятельности;

— сформирована линия произвольного поведения;

— умеет общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса».

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ

Анастасия

Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ

Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!

В. А. Сухомлинский

Что такое биоэнергопластика?

Биоэнергопластикавключает в себя три базовых понятия:

«био»

— человек как биологический объект;

«энергия»

— сила, необходимая для выполнения определенных действий;

«пластика»

— плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А. А. Леонтьев и др.)

подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами,и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Принцип биоэнергопластики — сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.

Этапы работы с применением биоэнергопластики:

— Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики)

— Эмоциональный (создание положительного настроя)

— Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки, а затем и второй руки).

Особенности работы с применением биоэнергопластики:

Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.

К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.

Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.

Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.

С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например, «Волшебные перчатки»

,
«Обезьянка»
, счёт, музыка, стихи.

Преимущества биоэнергопластики:

— оптимизирует психологическую базу речи;

— улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;

— способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;

— синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;

— позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям.

Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области «Коммуникация».

Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе образовательной деятельности.

Примеры артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики:

Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное

положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.

Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе.

Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети

ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.

Фонарики. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком»

, большие пальцы прижаты к ладоням.
«Лодочка плывёт»
, одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.

Пароход. Обе ладони соединены «ковшиком»

, все пальцы, кроме больших, направлены в сторону
«от себя»
, а большие пальцы подняты вверх и соединены – это
«труба»
, одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.

Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя»

. Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.

Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.

Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью»

— это клюв. Не отрывая локоть от стола,
«клювом»
коснуться стола. Далее –имитировать движения птицы: захватить
«воду»
, поднять
«голову»
, пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]