Практические советы и дидактические материалы по коррекции произношения

Книги, в которых систематизировано изложены основы знаний в сфере коррекции нарушений речи на современном уровне научных достижений — это учебники по логопедии. Книги по логопедии для студентов являются основным и ведущим видом учебно-методической литературы. Учебные пособия представлены по степени важности. Данную страницу можно дополнять и корректировать. На странице Вакансии описаны способы сотрудничества с сайтом в данном направлении.

Актуальность учебника

Отечественная логопедия активно развивалась с 50-х годов прошлого века. За это время было создано немало пособий, которые позволяют специалистам правильно проводить коррекционный процесс.

Такие инструкции позволяют начинающим специалистам правильно проводить занятия

Важно! Введение методик позволяет избежать ошибок и проблем во время работы с дошкольником.

В детском возрасте могут возникать разные нарушения речи. Необходимо своевременно заниматься их исправлением, иначе возникнут сложности с освоение письма и чтения. В дальнейшем это негативно скажется на мышлении.

Практические советы по логопедии

Домашние занятия играют большую роль в исправлении речевых дефектов. Родители могут проводить небольшие уроки каждый день – это позволяет закреплять пройдённый с логопедом материал и ускоряет коррекционный процесс.

Исправлять любое нарушение начинают с артикуляционной гимнастики. Специальные комплексы упражнений развивают определенные мышцы, которые важны для произношения.

Дополнительно проводится дыхательная гимнастика, которая помогает сформировать сильный речевой выдох. Для нее нужны специальные тренажеры, которые помогают визуализировать произношение – султанчики, ветродуйчики, новогодний дождик и другие.

Введение в логопедию

В книге Фомичевой есть краткая информация о том, что такое логопедия, предметы и задачи науки. Перечислены основные методы – дидактико-материалистический, статистика, наблюдение, эксперимент и другие.

Автор смогла четко обозначить, что логопедия является отраслью большой педагогической науки – дефектологии. Она тесно связана с дошкольной педагогикой.

Специалист должен проводить уроки с учетом индивидуальных особенностей ребенка

Во время занятий дома нужно учитывать то, что речь тесно связана с психическими процессами – вниманием, памятью, мышлением. База специальной педагогики – это анатомия и физиология организма.

Логопед должен хорошо понимать, почему возникают те или иные нарушения речи. Это необходимо для правильного построения коррекционного процесса.

С чего начинают исправление звукопроизношения?

Исправление любых речевых нарушений должно проводиться по определенному плану. Сначала специалист проводит диагностику, которая позволяет оценить развитие ребенка на данный момент времени. После того, как логопед делает собственное заключение – он может переходить к формированию правильного звукопроизношения.

Подготовительный этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над речевым слухом. Все это будет базой для постановки звука.

Важно! С этим процессом нельзя торопиться, так как можно только закрепить неправильное произношение.

Все упражнения должны выполняться перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои действия.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Кратко о развитие речи ребенка

Первые слова малыш начинает говорить в год и через некоторое время у него появляется простая фраза. В его лексиконе около 10 слов и если их нет, то родителям стоит забеспокоиться.

Постепенно его словарный запас растет, ребенок четко понимает, что может значит то или иное слово. До трех лет нарушения звукопроизношения считаются возрастной нормой. В этом возрасте малышу еще бывает сложно связывать слова в связные предложения.

К четырем годам формируется группа свистящих ([С], [Ц], [З]) и шипящих звуков ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]), может наблюдаться небольшая задержка. Такие нерезкие нарушения речи требуют внимания специалиста.

К шести годам речь ребенка должна быть полностью сформировано. Он безошибочно использует все звуки, грамматически правильно оформляет фразу и его словарь насчитывает 3000 слов. Все это будет базой для освоения письма и чтения.

В случае выявления недоразвития речи, дислалии и других нарушений, ребенка нужно показать логопеду.

Методический материал для постановки звуков

Специалист использует для подготовки и проведения занятий разные игры и тренажеры. Все это позволяет создать условия для успешного коррекционного процесса.

Каждый логопед выбирает пособия на свое усмотрение

В книге Фомичевой подробно расписаны все этапы работы над исправлением звукопроизношения. Для артикуляционной гимнастики лучше использовать специальные карточки-символы. Например, которые были разработаны Л.А. Комаровой.

Много времени может занимать коррекция звукопроизношения у детей, дидактические материалы для этого часто подбираются индивидуально под ученика.

Когда ученик сможет произнести изолированно правильно звук, то потребуется символы звуков. Их можно сделать самостоятельно, например, [С] – насос или чайник, а [Ш] – шипящий гусь.

Существуют готовые учебники по исправлению общего недоразвития речи. Например, под редакцией Теремковой Н.Э. В них собран весь нужный лексический материал и подобраны разные материалы.

Важно! Все пособия должны быть цветными, так как это привлекает внимание ребенка.

Мало просто произносить звук, нужно его автоматизировать и ввести в речь. Для этого используют прямые и обратные слоги, слова, предложения. Материал можно найти в книгах Ирины Лопухиной и других авторов.

Ребенок с НВОНР

В логопедии выделяются разные формы речевых нарушений – дислалия, дизартрия, общее недоразвитие речи, заикание и многое другое. Условно их можно разделить на легкие и тяжелые.

НВОНР в логопедии, что обозначает знает не каждый специалист. Под этой аббревиатурой скрывается простое заключение – нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

НВОНР в логопедии ставится детям с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием. При таких нарушениях отмечаются проблемы со звукопроизношением и речевым слухом. Такое заключение нельзя путать с общим недоразвитием речи 3 уровня, так как тогда отмечались бы проблемы с лексико-грамматическим строем.

Речь детей по возрасту

Кафедра логопедии поздравляет М.Ф. Фомичеву!

Фомичева Мария Федоровна родилась в 1932 году в Москве. В 1951 году поступила на дефектологический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, в 1955 году окончила институт с отличием, получила квалификацию логопед, учитель русского языка и литературы средней школы.

В те годы в институте преподавали такие преподаватели, как Ольга Владимировна Правдина, Анастасия Гавриловна Ипполитова, Сергей Семенович Ляпидевский, Раиса Ивановна Мартынова. Сокурсниками Марии Федоровны были: В.И. Селиверстов, Ю.Б. Некрасова и др.

Трудовую деятельность М.Ф. Фомичева начала в 1955 году логопедом в детской поликлинике, совмещая с работой ассистента на кафедре родного института.

В 1958 году она стала заниматься организацией логопедической помощи во впервые открытом логопедическом отделении детской городской клинической больницы №9 имени Ф.Э. Дзержинского. Отделение имело 35 коек, там работало 4 логопеда. Это был единственный детский речевой стационар в СССР. Группа заикающихся, 2 группы детей с алалией и 1 группа детей с тяжелыми нарушениями произношения без ДЦП и сочетанного дефекта. В ЛОР отделении коррекцию нарушений голоса проводила Елена Самсоновна Алмазова. Мария Федоровна с 1965 года являлась старшим логопедом Дзержинского района Москвы. Обследовав детей дошкольного возраста, выяснилось, что 30-55% имеют речевые нарушения. Мария Федоровна с коллегами обратилась в райком партии с предложением об открытии логопедических групп в детских садах.

В 1966 году она начала преподавать в МГПИ им. В.И. Ленина. М.Ф. Фомичева – педагог — новатор. Одна из первых внедряла сказкотерапию и игротерапию, разрабатывала дидактический материал для воспитателей и родителей детей с различными нарушениями речи, стимулировала у студентов инициативу, творчество, любовь к профессии.

Много лет М.Ф. Фомичева работала заместителем декана дефектологического факультета по учебной работе, руководила курсами переподготовки и повышения квалификации дефектологов, была профоргом факультета.

На протяжении 53 лет Мария Федоровна совмещала эту работу с практической деятельностью логопеда в различных учреждениях как в системе здравоохранения, так и в системе образования.


Высоко оценила вклад М.Ф. Фомичевой в развитие современной логопедии О.В. Правдина. Из воспоминаний О.В. Правдиной: «За последние годы я увидела много тепла со стороны своих подруг, как и я, пенсионерок, а также и со стороны некоторых из моих учениц. Меня радуют их профессиональные успехи. М.Ф. Фомичева и С.Н. Шаховская продолжают мое дело по воспитанию и обучению логопедической молодежи». Имя М.Ф. Фомичевой было известно и студентам МГЗПИ ( МГГУ им. М.А. Шолохова), где долгие года она также работала по совместительству. Преподавательский талант Марии Федоровны сочетался с исследовательскими способностями. В 1969 году Фомичева М.Ф. работала по совместительству в Научно-исследовательском институте дефектологии.

Она известна как автор книг и методических пособий по проблемам нарушения речевого развития ребенка. Мария Федоровна имеет 38 публикаций, из них: 23 учебно-методических и 15 научных публикаций, используемых в педагогической практике, в том числе методические пособия для логопедов, воспитателей детских садов, студентов педагогических вузов.

Мария Федоровна всегда любила детей и студентов, была требовательным и справедливым преподавателем, готовым поделиться профессиональным мастерством и знаниями. М.Ф. Фомичева воспитала многих известных логопедов нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.

Ко дню рождения Фомичевой М.Ф. мы подготовили видеоролик, в котором Мария Федоровна показывает образец логопедического занятия. Для создания ролика были использованы фрагменты грамзаписи Л. Мелихова, М. Фомичева «Речь дошкольника и ее исправление».

Преподаватели, студенты, аспиранты кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ поздравляют Фомичеву Марию Федоровну с днем рождения!

Поздравляя, мы благодарим Вас от имени кафедры логопедии за многолетнее сотрудничество в научной и образовательной области, помощь в подготовке кадров логопедов высшей квалификации и желаем Вам крепкого здоровья, многих светлых и радостных дней впереди!

Фотогалерея


20.08.2020

ПредыдущаяВ начало Следующая

Дидактические материалы по коррекции звукопроизношения

Родители всегда интересуются тем, как научить ребенка правильно выговаривать буквы. Для этого используют разные пособия и игры, которые помогут закрепить правильное произношение звука.

Формы речевых нарушений

Научиться правильно говорить не так легко. Многое зависит от вида нарушения и для каждого диагноза требуется особая помощь. Упражнения при выраженной дизартрии у детей направлены на то, чтобы снять тонус мышц и восстановить их подвижность.

Правильное определение нарушения определяет успешность коррекционного процесса

Мало просто проговаривать слоги или слова, нужно заниматься системно с ребенком. Только от этого зависит успешность исправления.

Основной учебник

Логопедия. Учебник для ВУЗов под ред. проф. Л. С. Волковой — основной учебник по логопедии для студентов.

Структура книги представлена четырьмя разделами и соответствующими главами. В 1-ом разделе описаны базовые основания теории и методологии логопедической науки. В следующих изложены учение о конкретных речевых дефектах и способах их коррекции, организационный аспект логопедической работы, исторические сведения в соответствии с рассматриваемой тематикой. В конце издания приложен словарь терминов.

Главы учебного пособия состоят из следующих элементов: характеристика дефекта в историческом подтексте, причины, патогенез, симптоматика, классификационные признаки, методика логопедической диагностики и коррекции и мероприятия, предупреждающие развитие речевого нарушения. Окончание глав оформляется выводами, проверочными вопросами и упражнениями, а также списком дополнительной литературы.

Экран звукопроизношения в группе

Логопеду нужно хорошо представлять с какими нарушениями у него дети. Экран звукопроизношения в логопедической группе позволяет вписывать данные дошкольников и отмечать какие звуки проблемные у конкретного ребенка.

Важно! Обязательно нужно сделать отметку о том, дошкольник заменяет или искажает звук.

Обозначение для нормы достаточно простое – N или плюсик. Все это позволит быстро вывести статистику состояния детей в группе. Начинающим специалистам можно воспользоваться образцом заполнения, который есть у старших коллег.

Для облегчения восприятия желательно выделять группу с речевыми нарушениями разными цветами – это позволит составить списки для занятий.

Упражнения при дизартрии для детей

Компенсация в логопедии – это восстановление или замещение утраченных функции. При дизартрии наблюдаются проблемы с иннервацией мышц, поэтому такого ребенка сложно учить правильно говорить.

Поэтому необходимы специальные упражнения для коррекции. В артикуляционной гимнастике особое внимание уделяют переключаемости с одной позы на другой. Желательно проводить логопедический массаж.

Примерные упражнения – покашливание, свист, надувание поочередно щек, мычание и т.п. Полезно надувать шарики, сдувать бумажные мячики.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]