Логоритмика. Методическая разработка  «Виды логометрических упражнений»


Цели и задачи

Поскольку логопедическая ритмика способствует развитию общей моторики и речи, то, развивая двигательную активность, логоритмика для малышей помогает преодолевать речевые барьеры. Выделяют коррекционные, образовательные, воспитательные задачи.

К коррекционным задачам относят решение основной проблемы – речевые патологии у дошкольников. Образовательные задачи знакомят детей с понятиями ритма, регистра, темпа. Воспитательные задачи формируют у дошкольников способность правильно двигаться под музыкальное сопровождение, критически относиться к своим движениям, речи.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Программа по адаптации детей 2–4 лет к условиям ДОУ с использованием элементов логоритмики и разыгрывания сказок Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психическом благополучии. СЛАЙД 2 АКТУАЛЬНОСТЬ. В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно…

Игра-ситуация «Терем-теремок» для детей 3–4 лет с элементами музыкальной логоритмики Игра- ситуация «Терем- теремок»

для детей 3-4 лет с элементами музыкальной
логоритмики Цель: Ввести детей в игровую ситуацию; вызвать двигательную активность;развивать чувство ритма; побуждать к пляске; закреплять умение детей энергично шагать и легко бегать под музыку….

Роль и значение

Чтобы ответить на вопрос, что такое логоритмика, нужно оценить роль метода в речевом развитии малышей. Он выполняет очень важную для педагога задачу – отвлекает их от основной проблемы с речью, позволяет решить ее с помощью логоритмической игры. Малыш во время занятий открыт к общению, может выразить себя в творческом плане. Веселая логоритмика как средство речевого развития дошкольников оказывает положительное влияние на состояние здоровья малышей, их сердечно-сосудистую, дыхательную, речедвигательную систему.

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься

автор: Абужарова Валентина Вячеслаовна

учитель-логопед Детский сад №146, г. Чебоксары

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься.

В середине прошлого века биологи и врачи доказали: регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме помогает при самых разных заболеваниях и не только улучшает самочувствие, но и поднимает «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая — лечебная, а потом и узкоспециализированная — логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания.

Что такое логоритмика и зачем она нужна?

Логоритмика

– это комплекс упражнений, в которых сочетаются движения, музыка и небольшие стихотворения. Занятия проходят в игровой форме, чем доставляют немало удовольствия детям.

Занятия логоритмикой очень полезны и производят массу положительных эффектов:

  • у ребенка развивается чувство ритма;
  • улучшается ориентация в пространстве;
  • ребенок учится лучше управлять своим телом;
  • развивается слуховое внимание и слух в целом;
  • происходит расширение словарного запаса;
  • ребенок приучается к физической активности и, как следствие, к здоровому образу жизни;
  • улучшается мимика.

Для кого она будет полезна?

Логоритмика в первую очередь рекомендуется детям:

  • с заиканием или наследственной предрасположенностью к нему;
  • с чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
  • с дизартрией, задержками развития речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
  • часто болеющим и ослабленным;
  • находящимся в периоде интенсивного формирования речи (в среднем это возраст от 2,5 до 4 лет).

Дома или в группе?

Логоритмикой можно заниматься в группах, работающих при детских поликлиниках или медцентрах. Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не станет подстраиваться под вашего конкретного карапуза. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам.

На зарядку становись!

Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки.

  1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки.
  2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год).

Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю.

  1. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость!
  2. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно.
  3. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы.
  4. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен.
  5. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится.

От 0 до 2,5 года

Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями.

От 2,5 до 4 лет

В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики.

Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.

  1. Игра «Прогулка» (
    развитие общей моторики)По узенькой дорожке
    (ходьба на месте)
    Шагают наши ножки
    (высоко поднимая ноги)
    По камешкам, по камешкам
    (переминаться с ноги на ногу в медленном темпе)
    И в ямку… бух!
    (сесть на пол на последнем слове)
  2. Игра «Большие и маленькие капельки»
    (развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд.Как стучат большие капли?Правильно, они стучат медленно – кап, кап, кап, кап…А маленькие капельки как?Конечно, быстро! Кап-кап-кап-кап-кап-кап…Задача ребенка – проговорить текст, хлопая ладошками по коленкам в заданных ритмах.
  3. Игра «Оркестр»
    (развитие слухового внимания)Когда взрослый говорит «Дождь!» – ребенок произносит: «Ш-ш-ш…», в ответ на «Молния!» – звонит в колокольчик, а, услышав «Гром!» – громко топает ногами.На слове «Ти¬шина» – все смолкает.
  4. Пальчиковая игра «Домик»
    (развитие мелкой моторики)На поляне дом стоит,
    (пальцы обеих рук под углом друг к другу широко расставлены, соприкасаются только кончи¬ки пальцев)
    Ну а к дому путь закрыт.
    (большие пальцы обеих рук под¬няты вверх, остальные пальцы – в горизонтальном положении вместе, кончики средних паль¬цев соприкасаются)
    Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем.
    (ладони поворачиваются параллельно друг другу, руки разводятся в стороны ла¬донями вверх)
  5. Пение
    (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)Выбирайте любую песенку и пойте ее вместе с ребенком, даже если считаете, что медведь наступил на ухо вам обоим.
  6. Игра «Ветер»
    (нормализация мышечного тонуса, расслабление)Ветер дует нам в лицоИ качает деревцо.
    (качать поднятыми вверх руками, наклоняя корпус вправо-влево)
    Ветерок все тише, тише.
    (медленно покачивать руками)
    Деревца все выше, выше.
    (тянуться вверх на носках, руки подняты вверх)
  7. Упражнение «Вьюга»
    (развитие речевого дыхания)Взрослый: Как дует сильный ветер? У-у-у… Кто изобразит самый долгий ветер? Малыш после энергичного вдоха через нос на выдохе тянет звук «у-у-у…»
  8. Игра «Прогулка и дождик»
    (развитие чувства темпа и ритма, общей моторики)Спокойно гуляете с ребенком по комнате под медленную музыку, затем включаете мелодию в среднем темпе и пляшете под нее, добавляя в танец знакомые малышу движения. Ну и, наконец, под быструю и ритмичную музыку надо «убегать от дождя» и прятаться под большим открытым мамой или папой зонтом.

От 4 до 6 лет

В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.

  1. Упражнение «Черепаха»
    (самомассаж)Шла купаться черепаха
    (ребенок выполняет легкие пощипывания пальцами рук, груди, ног)
    И кусала всех со страха:Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!Никого я не боюсь!
  2. Упражнение «Ракета»
    (развитие речевого дыхания и голоса)
    Говорит взрослый, отвечает ребенок.
    Проверяем топливо.
    Долгое «ш-ш-ш-ш-ш…»
    Открываем люки.
    Звук «ааааА» (тихий, переходящий в громкий), руки поднимаются
    Закрываем люки.
    Звук «Ааааа» (громкий, переходящий в тихий), руки опускаются
    Проверяем радио.
    Короткий звук «У» то громко, то тихо
    Включаем двигатель.
    Долгое «р-р-р-р-р…», руки в кулачках
  3. Пальчиковая игра «Строим дом»
    (развитие мелкой моторики)Тук-ток, тук-ток
    (ударять кулачками друг о друга)
    Застучал молоток.Будем строить новый домС высоким крыльцом,
    (поднять руки вверх)
    С окнами большими,
    (согнуть руки в локтях, положить одну ладонь на другую, изображая окно)
    Ставнями резными.
    (поднять кисти рук вверх — «открыть ставни»)
    Тук-ток, тук-ток
    (ударять кулачками друг о друга)
    Замолчал молоток.
    (руки опустить свободно вниз)
    Вот готов новый дом,
    (поднять руки вверх)
    Будем жить мы в нем.
    (потереть ладони друг о друга)
  4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
    1. «Месим тесто» –
    активно двигаем языком, упираясь то в одну, то в другую щеку
    2. «Раскатываем тесто» –
    с силой проталкиваем язык между губами и втягиваем обратно в рот
    3. «Блинчик» –
    высовываем язык и держим его широкой лопаткой
    4. «Кладем начинку» –
    заворачиваем края языка так, чтобы в середине образовалась ямка
    5. «Печем пирожки» –
    надуваем щеки и медленно со звуком «пух-х-х-х…» выпускаем воздух (губы расслаблены)
    6. «Вкусный пирожок» –
    облизываем губы языком
    Упражнения можно делать и под музыку, меняя темп в зависимости от мелодии.
  5. Чистоговорка на звук Ц
    (развитие звукопроизношения)Цы-цы-цы – в огороде огурцы.
    (хлопать в ладоши)
    Ица-ица-ица – прилетела к нам синица.
    (делать легкие взмахи кистями рук, имитируя крылья)
    Рец-рец-рец – поклевала огурец.
    (стучать указательным пальцем по коленям)
    Цу-цу-цу – всем я дам по огурцу.
    (ритмично вытягивать руки вперед и затем прижимать к груди)
  6. Ри
    , муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения)Повторять текст в данном упражнении не нужно.

Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)

Яркий, пламенный, будто заря,Самый солнечный и небывалый,Он мечтою зовется не зря.
(в конце куплета остановиться) Припев:
Может, там, за седьмым перевалом,
(шагать на месте, приставив руку к глазам, «смотреть вдаль»)
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,Самый сказочный и небывалый,Самый волшебный цветок.
(кружиться на носках, подняв руки, ладони раскрыты, как «стрелочки»)
В жизни хочется всем нам, пожалуй,Двигаться боковым галопом по кругу,(в конце куплета остановиться)

Как бы путь ни был крут и далек,На земле отыскать небывалыйСамый-самый красивый цветок.
(Припев: движения те же)
Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)

Вдаль шагая по мокрой росе,Тот цветок ищут многие люди,Но, конечно, находят не все.
(в конце куплета остановиться) (Припев: движения те же)

  1. Упражнение «Аист»
    (развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса)Аист ногу поднимает –Ничего не понимает.
    (стоят сначала на одной ноге, потом на другой, стараясь удержать равновесие)
    И весь день среди ракит
    (руки разводят в стороны)
    На одной ноге стоит.
  2. Игра «Ёжик»
    (развитие реакции, речевого слуха)Ребенок бегает под музыку. Когда она перестанет звучать, малыш должен присесть и обнять себя руками («ёжик»), как только мелодия заиграет снова – нужно бежать.

От 6 до 8 лет

В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся!

  1. Упражнение «Замри»
    (развитие быстроты реакции, творческих способностей)Под быструю музыку ребенок бегает, изображая движения какого-нибудь животного. Как только музыка прекращается, карапуз должен замереть, приняв позу, передающую образ этого животного. Взрослый старается угадать, какого же зверя малыш изобразил.
  2. Упражнение «Греем ладошки»
    (развитие мелкой моторики, самомассаж)Если замерзают руки
    (медленно-медленно растирать одну ладонь о другую)
    Начинаем их тереть,Быстро мы сумеем руки,Как на печке, разогреть.Сначала ладошки
    (растирать ладони все быстрее и быстрее)
    Совсем как ледышки,Потом как лягушки,Потом как подушки.Но вот понемножкуСогрелись ладошки,Горят и взаправду,
    (протянуть вперед раскрытые горячие ладони)
    А не понарошку.
  3. Чистоговорка Р-Рь
    (развитие звукопроизношения и мелкой моторики)Орь-орь-орь – с мамой ты не спорь.
    (грозить пальцем)
    Ор-ор-ор – на, возьми топор.
    (сжать пальцы в замок, поднимать и опускать руки, ударять ладонями по коленям)
    Ра-ра-ра – в лес идти пора.Ре-ре-ре – выходи на заре.
    (поднять прямые руки, поворачивать кисти рук из стороны в сторону)
  4. Ри (развитие чувства ритма движений и речи)
    Тук, тук, туки-тук.
    (отхлопывать ритм, проговаривая слова)
    Туки-туки-туки-тук. Туки-тук, туки-тук.Туки-туки, тук, тук.Туки, тук, тук, тук.Тук, туки, туки, тук.
  5. Пение
    (тренировка дыхания, голоса и плавности речи)Подходит любая (даже взрослая) песня, которая нравится ребенку.
  6. Игра «Разведчики»
    (развитие чувства темпа и ритма)Взрослый отхлопывает несложный ритм (например, 2 медленных и 2 быстрых хлопка) и предлагает ребенку повторить этот «тайный шифр». Когда задание станет получаться без ошибок, ритм уже не отхлопывается, а играется на музыкальном инструменте. Бубен, барабан, ксилофон – подходит все, что может издавать ритмичные удары.Высший пилотаж: взрослый отхлопывает ритм руками, а ребенок повторяет его на инструменте.
  7. Игра «Зеркало»
    (развитие умения ориентироваться в пространстве)
    Часть 1.
    Взрослый показывает ребенку изображение человечка и просит встать так же, как на рисунке, то есть стать «зеркальным отражением».
    Часть 2.
    Под быструю (или в среднем темпе) музыку ребенок совершает произвольные движения (можно бегать, кружиться, прыгать – главное, чтобы в такт музыке). Как только мелодия замолкает, малыш должен принять позу человечка, нарисованного на картинке, и замереть.
  8. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники»
    , муз М. Старокадомский, сл. С. Маршак (развитие чувства ритма, координации речи и движения).
    1-й куплет:
    Мы едем-едем-едем в далекие края,
    (ходьба на месте, высоко поднимая колени)
    Хорошие соседи, счастливые друзья!Нам весело живется, мы песенку поем,А в песенке поется о том, как мы живем!
    Припев:
    Тра-та-та,
    (3 ритмичных хлопка справа от головы)
    тра-та-та
    (3 ритмичных хлопка слева от головы)
    мы везем с собой кота,
    (подпрыгнуть)
    Чижика,
    (наклон вперед)
    Собаку,
    (слегка присесть, руки перед собой)
    Петьку-забияку,
    (махи руками, согнутыми в локтях)
    Обезьяну,
    (наклон вправо)
    попугая –
    (наклон влево)
    вот
    (хлопнуть в ладоши)
    компания какая!
    (развести руки в стороны)

Чем полезна логоритмика и как ею заниматься

Каким деткам не обойтись без логоритмики

Речь — довольно сложный процесс. В нем задействованы разные механизмы: дыхание, работа ротовой полости, нервной системы. Сбой одного составляющего вызывает неполадки в работе всего речевого процесса.

Наиболее необходимы занятия по логоритмике детям со сложными речевыми нарушениями. Например, малышам с афазией в анамнезе. Афазия – нарушение уже сформированной речи. При этом заболевании нарушается и само восприятие речи. Задача педагога в этом случае, научить дошкольника распознавать обращенную к нему речь, отвечать на нее.

Важны занятия для детей с недоразвитием речи (ОНР и ФФНР), при котором страдает фонетика и смысловая сторона речи. Дети с таким заболеванием быстро устают, сложно усваивают материал. С помощью логоритмики педагоги помогают малышам преодолеть психологический барьер и адаптироваться в социальном плане.

Логопедическая ритмика положительно влияет на детей с заиканием и дизартрией – упражнения, в том числе и дыхательные, создают необходимый психологический настрой, мотивацию.

Логоритмика: зачем нужна?

Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал – пройдись по парку! Подводят нервы – побегай! Нет сил – сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением – эффект будет усилен во много раз.Врачи не раз говорили о взаимосвязи движения и здоровья: исследования середины прошлого века подтвердили, что регулярные движения в определенном ритме улучшают самочувствие, поднимают настроение и даже могут побороть самые разные заболевания. Так появилась логоритмика — специализированная логопедическая методика, помогающая речевому развитию детей..


Как известно, речь – это сложный процесс, в котором задействованы сразу несколько «элементов»: дыхание, работа ротовой полости, взаимодействие нервной системы и органов восприятия. И сбой хотя бы одной из этих составляющих, как правило, вызывает неполадки в работе всего механизма. Благодаря логоритмике можно восстановить целостность системы и сделать ее работу более стабильной.

Среди преимуществ, которые дает логоритмика, стоит отметить то, что она тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и крайне положительно влияют на физическое состояние ребенка, помогая ему усвоить правильные двигательные навыки.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции;
  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • творческой фантазии и воображения.

Занятия логоритмикой также развивает моторику (общую и тонкую), речевое дыхание и нормализуют мышечный тонус. Кроме того, она является отличным «регулятором» психоэмоционального состояния малышей: легковозбудимых детей она успокаивает, а медлительных, наоборот, активирует.

В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

Когда нужна логоритмика?

Можно выделить несколько ситуаций, когда логоритмика будет особенно эффективна. К ним относятся случаи, когда:

  • у малыша есть заикание или наследственная предрасположенность к нему;
  • ребенок отличается чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
  • у крохи недостаточно развита моторика и координация движений;
  • карапуз часто болеет;
  • для ребенка характерна дизартрия, задержки развития речи, нарушения произношения отдельных звуков;
  • для малышей, находящихся в периоде интенсивного формирования речи (как правило, это возраст от 2,5 до 4 лет).

Если ребенок 2 лет не говорит или говорит плохо- есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие- ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику и т.д. Детям более старшего возраста, уже занимающихся с логопедом, логоритмика тоже может помочь в плане закрепления звуков, отработки плавности речи, улучшения двигательной координации, обучения коммуникативным навыкам.

Интенсивное становление речи происходит у детей, начиная с трех лет. Логоритмика для малышей помогает не только ее развитию, а еще и укрепляет мышечный аппарат, формирует правильное дыхание. Благодаря синхронизации движений с текстом данная методика позволяет сформировать основы фонематического слуха, темпа речи. В становлении правильной осанки и развитии двигательной координации она также играет далеко не последнюю роль.

Раннее развитие речи ребенка — в настоящее время редкость. Если еще двадцать лет назад большинство детей в возрасте полутора-двух лет с выражением рассказывали небольшие стихи, то сегодня подобных ребят очень мало. Основная масса малышей начинает более-менее связно говорить лишь к трем годам. Объяснений, почему это происходит, нет. Возможно, потому, что модным стало развивать детей с пеленок, хвастаться тем, что уже в 4 года сын или дочка выполняют простейшие математические действия и бегло читают. В дошкольном периоде у ребенка развивается правое полушарие головного мозга, а за связи между буквами отвечает левое. Стало быть, интенсивно развивая не то что следует, родители добиваются, что в дальнейшем у ребенка могут появиться проблемы: он будет отлично читать, но не сможет выполнить звуко-буквенный анализ, найти причинно-следственные связи.

Логоритмика для малышей помогает выразительности мимических движений, учит детей распознавать и показывать эмоциональные состояния, синхронизируя их с музыкой. Она является как методом профилактического, так и коррекционного воздействия.


Виды заданий по логоритмике

Упражнения по логоритмике включают в себя различные движения, слова, песни, звуки. Комбинируя это, получаются полезные, интересные задачи. Классические виды занятий по логопедической ритмике состоят из ходьбы, марша, дыхательных, танцевальных упражнений.

Ходьба является обязательным упражнением на каждом занятии. Ритмичные движения с произношением слов помогают справиться с аномалиями речевого развития у дошкольников. Педагогу нужно регулярно его усложнять: дети должны научиться маршировать по кругу, в паре, тройке, усвоить встречный шаг. Ходьба учит малышей ориентироваться в пространстве, развивает правильную осанку. Исполняется под музыкальное сопровождение.

Упражнения на укрепление тонуса мышц помогают дошкольникам справиться со своими движениями, учат контролировать мышечный тонус.

Логоритмические упражнения для дыхательного аппарата укрепляют и сердечно-сосудистую систему. Выполнение этих заданий способствуют укреплению диафрагмального дыхания, тренируют продолжительность вдоха и выдоха.

Задания на развитие голоса заключаются в произнесении гласных и согласных звуков на выдохе. Тем самым у малышей развивается сила, выразительность голоса.

Танцевальные элементы в заданиях позволяют развивать моторику, чувствовать такты. Движения подбирают из классического и народного танца, где могут быть задействованы руки и ноги малыша.

Разнообразные речевые задания могут быть в сопровождении музыки, тогда малыш должен научиться произносить строки в соответствии с музыкальным тактом. Это хорошо тренирует память, развивает выразительность речи.

Загадки

Загадки являются мотивационными в работе с самыми маленькими, поскольку позволяют максимально заинтересовать их и настроить на выполнение задания. Лучше подбирать загадки с поговоркой. Так, по содержанию и рифме, малыш сразу понимает, о чем идет речь.

Стихотворения

С помощью стихотворений можно сделать задание с добавлением танцевальных элементов. Во время исполнения дети проговаривают то, что показывают движениями. После этого можно поговорить с детьми о содержании стихотворения. Сюда относятся также логоритмические песенки.

Короткие сюжеты

Проигрывая маленькие сюжеты (сказки), дети настраиваются на выполнение логоритмических упражнений.

Группа наглядных приемов

Педагогу следует заранее готовиться к проведению занятий, подобрать картинки, видеоматериалы с упражнениями, а также игрушки, от лица которых будет объясняться порядок выполнения заданий.

Практические приемы

Подобные приемы применяются для подведения итогов занятий по логопедии. К таким приемам относят рисунки, поделки, проекты. Проекты можно выполнять дома, совместно с родителями дошкольников.

Игровые приемы

Практически все задания по логоритмике построены на игре. Там, где не предусмотрено сложное взаимодействие, можно использовать игры для самых маленьких, которые помогут настроиться на работу.

Как индивидуализировать задания

Чтобы дошкольник мог точно запоминать материал по логопедической ритмике, во время занятий он должен слышать, видеть, двигаться. Сочетая несколько приемов можно добиться внимания от самых непоседливых детей.

Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Значение логоритмики в системе работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Затрагивая сегодня любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все, без исключения, желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело приходится детям с нарушениями речи, количество которых значительно возросло в настоящее время.

Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Работая с детьми, имеющими нарушения речевой функции, я использую различные методы и приёмы. Помимо НОД (традиционных логопедических занятий) по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико-грамматическом оформлении речевого высказывания использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика.

Так как всё, что окружает нас, живёт по законам ритма, любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. И действительно, интенсивные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности.

Само воспитание ритма вызывает разнообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).

Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией сенсорных и двигательных способностей как основы воспитания речи и устранения речевых нарушений.

Логопедическая ритмика содействует всей коррекционно-воспитательной и логовосстановительной работе с детьми, страдающими расстройствами речи. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них.

Целью логоритмического воздействия является преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой и в конечном итоге – адаптация к условиям внешней среды.

Зачастую коррекционная работа, проводимая в логопедических группах, охватывает лишь речевую сторону развития ребёнка, а такие важнейшие направления, как эмоциональное развитие, развитие двигательных навыков, познавательной сферы остаются в стороне.

Использование элементов и методов логоритмики помогает в доступной и интересной форме развивать общие речевые навыки, отрабатывать артикуляционные, мимические, голосовые упражнения, постепенно формировать координацию движения и рефлекс сосредоточения.

В основу нашей деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Н.А. Бернштейн); положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О.А. Новиковской, Г.А. Волковой, М.Ю. Картушиной, Н.В. Микляевой, В.Т. Таран, А.Е. Вороновой и др.

Работа в данном направлении представлена в педагогической технологии по коррекции речи дошкольников средствами логоритмики. Она включает в себя три этапа:

  1. Подготовительный этап.
  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На подготовительном этапе мы обычно используем упражнения на развитие:

  • общих речевых навыков, дыхания, голоса;
  • упражнения на формирование чувства темпа и ритма;
  • артикуляционные и мимические упражнения;
  • игры на развитие всех видов внимания и памяти;
  • упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия;
  • подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков в основной части логоритмических занятий мы проводим следующие упражнения:

  • упражнения на выработку длительного направленного выдоха;
  • упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;
  • упражнения на координацию движений с речью;
  • упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.

На этапе формирования коммуникативных умений и навыков идёт работа по автоматизации звука в предложениях и введение его в свободную речь. Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.

В ходе логоритмических занятий могут быть использованы следующие средства:

  • ходьба и маршировка в различных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • импровизация на детских музыкальных инструментах;
  • игровая деятельность;
  • развитие творческой инициативы;
  • заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

В структуру занятия мы не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ.

При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.

Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.

Самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность. На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию. Ещё один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать.

Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Как известно, отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, требуется специально организованная систематическая работа. Безусловно, лучшим способом организации работы является сотрудничество.

В нашем детском саду работа по логоритмике ведется комплексно творческой группой педагогов (в которую входят — учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель) и родителями. Все специалисты активно взаимодействуют друг с другом, координируют свои действия: планируют совместную деятельность с целью решения определённых задач, обсуждают составленные планы, вырабатывают единую стратегию и тактику.

У каждого специалиста свой вид деятельности, но цель у всех общая – развитие и воспитание ребёнка. Учитель-логопед составляет конспект занятия, задаёт лексическую тему, организует остальных специалистов, проводит занятие. Музыкальный руководитель подбирает музыкальное сопровождение, рекомендует музыкально-дидактические игры, упражнения, танцы, песни, участвует в проведении занятий. Воспитатели проводят подготовительную работу по заданию логопеда, разучивают стихи и движения, оказывают помощь в проведении занятия.

Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нём родителей, которые принимают участие в логоритмических развлечениях, помогают в изготовлении атрибутов и костюмов.

Нами было отмечено, что дети под влиянием музыкальных игр и упражнений заметно преображаются. Игры развивают не только двигательные умения дошкольников, но и их познавательные способности, дают возможность задействовать всё тело и творчески выразить себя. Упражнения совершенствуют зрительное, слуховое восприятие, психические процессы, развивают чувство пространства и чувство ритма. И что особенно важно – отвлекают ребёнка от речевого дефекта, побуждают к общению, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности по всем разделам программы.

Очень важна логопедическая ритмика для детей с речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений.

В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. У дошкольников увеличивается словарь, воспитывается грамматически правильная речь, развивается фонетическое восприятие и связная речь.

Таким образом, можно говорить о том, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи детей вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Поэтому логоритмика становится праздником красивой речи для детей!

Список литературы

5. М. Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми – М.: ТЦ Сфера, 2010.

6. А.Е. Воронова.Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2010.

7. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2003.

8. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи.: СПб.: КАРО, 2005.М.Ю. Гоголева. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. — Ярославль: Академия развития, 2006.

9. Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры: В помощь педагогам ДОУ для детей с речевыми нарушениями. — СПб.: «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2009.

15. Боромыклва О. С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением. СПб., 1999.

16. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. СПб., 2000.

17. Н. Щербакова. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи//Музыкальный руководитель 2-2005, 3-2005,4-2005, 3-2006, 1-2007, 2-2008.

18. Г. Погорелова. Музыкально-игровая гимнастика// Музыкальный руководитель 3-2009, 2- 2009, 1-2009, 1-2008, 2-2008, 3-2008, 4-2008, 5-2008, 6-2008, 8-2008.

Что дают такие занятия детям

Логоритмика позволяет преодолеть речевые патологии с помощью эстетического воспитания, корректирования двигательных навыков, сочетая при этом музыку, слова. Логоритмика формирует и развивает:

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.

Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.

Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.

Переподготовка на логопеда

  • слуховое внимание;
  • музыкальный, тембровый, динамический слух;
  • движения в пространстве;
  • мелкую, общую моторику, мимику;
  • кинестические ощущения;
  • навык правильного употребления звуков в разных формах;
  • согласование типа музыки ее с движениями, понимание ритма.

Цель и задачи логоритмики объединяют в себя работу по коррекции речевых нарушений, двигательной моторики и психологические методы развития. Метод нацелен на результаты в том возрасте, когда невозможно проводить сложные коррекционные занятия. Положительное влияние позволяет дошкольникам лучше овладеть речью, двигательными навыками, понимать задание, проявлять себя творчески.

Логоритмика как способ плодотворного сотрудничества специалистов дошкольного учреждения.

Логоритмика как способ плодотворного сотрудничества специалистов дошкольного учреждения.

Logarithmics is the way of fruitful cooperation of specialists of preschool institutions.

Автор статьи — Гавриш Виктория Валерьевна

Аuthor of the article — Gavrysh Viktoriya Valerievna

Муниципальное дошкольное учреждение ясли-сад № 137

Municipal pre-school establishments nursery-garden № 137

Аннотация. В статье рассматривается вопрос взаимодействия специалистов дошкольной образовательной организации в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в инклюзивных группах. Раскрывается суть видов логоритмической деятельности, важность их использования в образовательной работе различных направлений и видов деятельности. А также действенность данной технологии в развитии креативности, внимания и интеллекта дошкольников, совершенствовании их способностей и умений.

Annotation. The article discusses the issue of interaction between the specialists of preschool educational organizations in correctional work with children with speech disorders in inclusive groups. The essence of types of logarithmic activity, importance of their use in educational work of various directions and kinds of activity is revealed. And also the effectiveness of this technology in the development of creativity, attention and intelligence of preschool children, the improvement of their abilities and actions.

Ключевые слова: логоритмика, комплексная методика реабилитации, эффективная технология, метод сотрудничества.

Key words: logorhythmics, complex rehabilitation technique, effective technology, method of cooperation.

Ни для кого не секрет, что развитие ребенка в дошкольном учреждении полностью зависит не от отдельного специалиста, а от плодотворного сотрудничества педагогов разных профилей. Приоритетным заданием становится внедрение эффективных образовательных технологий, направленных на развитие речи. Одной из таких технологий, комплексных методик реабилитации и коррекционной работы с дошкольниками является логоритмика. Логоритмика — это ряд упражнений, заданий, игр, сочетающих в себе музыку, движения и слово. Такое сочетание направлено на решение коррекционных, образовательных, а также оздоровительных задач. Как одна из эффективных комплексных методик реабилитации, логоритмика имеет целью речевое, музыкальное, физическое развитие и формирование чувства ритма. Во время занятий логоритмикой дети учатся выговаривать звуки, играть на музыкальных инструментах, петь, играть в пальчиковые игры; укрепляют мышцы туловища, конечностей; совершенствуют координацию движений; формируют правильную осанку; развивают быстроту реакции, чувство ритма, метра и так далеe [9].

Логоритмические игры можно использовать во всех возрастных группах. Но более активно полную технологию логоритмики стоит внедрять возрасте 5-7 лет, применяя в любой непосредственной образовательной деятельности как реального помощника в коррекционной работе с детьми.

Для реализации образовательных задач предусмотрены такие виды логоритмической деятельности:

1) Дыхательная гимнастика. Педагог должен учить детей, представляя и имитируя различные действия (нюхать цветок, вдыхать запах осенних листьев), делать долгий вдох и выдох, задерживать и регулировать дыхание. Постепенно увеличивать время задержки дыхания. Управлять в осознанном руководстве своим дыхательным аппаратом. Целесообразно использовать упражнения по методу Б. Толкачёва (озвученный выдох), С. Лазарева (звуковое дыхание), В. Емельянова и Н. Семёновой, способствующие нормализации дыхания в движении;

2) Речевые игры. Этот раздел предусматривает обучение детей под музыку вместе с педагогом проговаривать отдельные слоги в небольших четверостишиях и народных поговорках. При этом уделять внимание неодноразовому повторению и отрабатыванию определённого согласного звука в соединении с разными гласными. Педагог должен активизировать речевой аппарат детей, предлагая им много раз проговаривать отдельные слоги и звуки. Побуждать детей к точной артикуляции (положению губ, зубов при произношении), развивать фонематическое восприятие. Используя речевые игры, расширять лексический запас детей, развивать слуховое внимание и зрительную память. Следить за чёткой координацией движений и речевой деятельности, способствовать усовершенствованию речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, темпа и ритма речи.

3) Музыкально-ритмические движения. Под игру фортепиано или аудиозапись вместе с педагогом дети отображают привычки разных животных или явления природы. Педагог, используя песни, стихи, танцы, элементарное музицирование на шумовых инструментах, дидактические игры, воспитывает в детях ощущение ритма, учит находить ритмическую организацию в музыке и речи. В более старшем дошкольном возрасте педагог способствует развитию пространственной организации движений, мимики, учит детей сопровождать песни и стихи различными комплексными движениями для развития плавности и выразительности речи, фонематического слуха и речевой памяти. Также при достаточно длительном использовании музыкально-ритмических движений и слова формируется умение дошкольников ориентироваться в пространстве. Развивается и совершенствуется крупная и мелкая моторика, творческая фантазия, воображение, креативность в отображении в движениях собственного образа и ассоциаций [3].

4) Пальчиковые игры. Этот раздел логоритмики предполагает сопровождение последовательных или одновременных движений пальчиками словом, отдельными слогами или звуками. При этом педагог старается добиться достижения детьми не только независимости движений каждого пальчика, а также их большей подвижности. Необходимо также знакомить детей с элементарными приёмами самомассажа, массажа пальчиков и рук. Подобный вид деятельности является хорошим помощником в здоровьесберегающих технологиях работы с дошкольниками;

5) Подвижные игры и упражнения. Педагог под музыкальное произведение 2-х или 3-х частной формы или под песню с игровым сюжетом обучает изменять вид движения в соответствии со сменой частей музыкального произведения или развития сюжета песни. Упражняет детей в соответствии движений со словом и музыкой, в играх, созданных на основе стихотворного текста. При этом игры и упражнения должны разучиваться методом подражания, создавая позитивную радостную атмосферу. В период второго года использования полного курса логоритмики, педагог должен стремиться развивать динамический аспект общения, используя коммуникативные игры и танцы. Значительную роль стоит отвести играм, которые созданы на основе стихотворного текста, что не только учит детей согласовывать движения со словом и способствуют речевому развитию детей. Они также развивают эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальных способов общения, позитивного самоощущения;

6) Песни, которые сопровождаются движениями рук и всего тела являются неотъемлемой составной частью технологии логоритмики. Казалось бы, не составляет особого труда воспроизвести текст песни с помощью движений и согласовывать движения с музыкой и словами. Однако тексты песен бывают более насыщенны, чем позволяет мгновенная креативная реакция ребёнка. Поэтому дети очень часто затрудняются в выборе подходящего движения, особенно, если нужно представить целый ряд разнообразных движений не только крупной моторики, но и пальчиков. В достижении успеха в логоритмической деятельности бесценна помощь педагога, который не только сам должен быть достаточно креативен, но и суметь возбудить стойкий интерес детей к этому виду творчества настолько, чтобы развивать их самостоятельность. Данный раздел логоритмики более других способен развить память, мышление, креативность помимо речевых и двигательных навыков. Кроме этих задач данный раздел успешно решает и задачи музыкального развития, способствуя совершенствованию чистоты интонирования, тембрового и динамического слуха.

В период занятия логоритмикой приоритет следует отдавать сюжетно-тематической организации непосредственной образовательной деятельности, которая даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя уверенно и комфортно, а также максимально реализовать свои потенциальные возможности [3]. Опираясь на современный личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста, педагог должен способствовать формированию у детей целостного восприятия пространства и времени, гармонизации их психического развития.

Знакомство детей с основными видами логоритмической деятельности проходит постепенно и обязательно в игровой форме. Каждое новое задание должно всё больше усовершенствовать умственное, речевое физическое развитие, развивать музыкальный слух, память, внимание, пластическую выразительность движений. А потому подбирается с некоторым усложнением или введением нового приёма. Уже после первого года занятий логоритмикой могут преодолеваться речевые нарушения, улучшаться постановка более чёткой дикции путём развития и коррекции через сочетание слова и движения. Формируется правильное диафрагмальное дыхание, преодолевается скованность движений, а также стимулируется активность всего тела [6]. Для детей, которые имеют гиперактивные особенности, логоритмика может стать сдерживающим компонентом, а также тем фактором, который вбирает в себя излишнюю суетливость и рассеянность внимания. Второй и третий год занятий логоритмикой продолжают корректировать речевые нарушения, способствовать нормализации разговорной речи, постановке чистой дикции; совершенствуют умение владеть своим телом, укрепляют мышцы всего тела. А также способствуют формированию у детей стойкого интереса к музыкальной и речевой деятельности.

Кроме этого, во время выполнения логоритмических упражнений и заданий у детей формируется умение работать в коллективе, придерживаться общего ритма и темпа деятельности.

Логоритмика, как современная эффективная технология развития детей, даёт возможность объединять работу разнопрофильных специалистов. Так, музыкальный руководитель, воспитатель, логопед и практический психолог с помощью логоритмики могут решать каждый свои, а в целом, общие задания в воспитании и развитии детей. Такое сотрудничество является характерным при организации образовательного процесса не только в логопедической, но и в общеобразовательной группе, что даёт педагогам возможность: — побеждать проблемы с речевым развитием некоторых детей;

— добиваться их психологической раскованности;

— усовершенствовать их физическое и эмоциональное развитие.

Понятно, что взаимодействие педагогов требует чёткой координации действий. Поэтому в начале учебного года, после проведения диагностики, каждый специалист разрабатывает индивидуальные программы развития детей и соответственно к ним планирует работу группы в целом. После этого музыкальный руководитель, воспитатель и логопед, а также практический психолог планируют, какие занятия, развлечения или праздники они будут проводить вместе, чтобы максимально достичь ожидаемых результатов. А координирует всю работу по планированию и организации взаимодействия специалистов дошкольного учреждения воспитатель-методист.

Учитывая проблемные вопросы, какие следует решать на протяжении учебного года, специалисты должны совместно разработать тематику и подобрать специальный репертуар к каждой теме, которая обычно завершается итоговым интегрированным, комплексным или комбинированным занятием или развлечением.

Прорабатывая каждую тему, воспитатель участвует в разучивании репертуара как в группе во время индивидуальной работы с детьми, так и в музыкальном зале в момент непосредственной образовательной музыкальной деятельности детей. Творческий подход воспитателя в каждом мероприятии несомненен, ведь он активно помогает адаптировать и разучивать речевой материал и готовит необходимые атрибуты.

Музыкальный руководитель, при необходимости, может прийти на занятие к воспитателю или учителю-логопеду и закрепить с детьми тот тематический материал, на освоение которого в это время направлена работа педагогов. Для этого желательно, чтобы в детском учреждении были созданы необходимые условия, в частности, во всех группах должно стоять фортепиано.

Коррекционная работа на занятиях по развитию речи является одним из основных задач логоритмики. Таким образом, этот метод является также основой плодотворной совместной работы учителя-логопеда и музыкального руководителя. Во время групповых занятий учителя-логопеда музыкальный руководитель использует материал, который дети освоили во время непосредственной музыкальной деятельности, к которым относятся пальчиковые игры под музыку или песни на отрабатывание определённого звука. В свою очередь, учитель-логопед участвует в музыкальных занятиях и развлечениях, предлагая детям специальные упражнения для язычка и пальчиков [8].

Практический психолог не только фиксирует для себя тот результат, какого добивается каждый ребёнок. Но и помогает малышам с проблемами речи, ведь дети, требующие коррекционной работы, так нуждаются в психологической поддержке!

В комплексном решении задач развития интеллекта логоритмические упражнения и игры также очень уместны.

Неразрывно связано с логоритмикой и физическое развитие воспитанников. Музыкально-логоритмические упражнения, игры, танцевальные композиции могут активно использоваться во время физической деятельности, утренней гимнастики, спортивных праздников и развлечений. Ведь логоритмика — эффективный метод развития мимики, мелкой и крупной моторики детей, во время которой создаются необходимые условия для обеспечения физической и психологической раскованности малышей. А значит, логоритмика может активно включаться и в план развития инструктора физкультуры.

В дошкольном учреждении логоритмика является одним из компонентов развивающих игр для усовершенствования интеллектуальных способностей детей. Движения, которые осваивает ребёнок с мелодией и словом, интересные сюжеты дают возможность запоминать достаточно большой объём информации. Ребёнок даже не замечает, как быстро он запоминает ту или иную песню, упражнение или музыкальную сказку.

Логоритмические упражнения можно использовать не только во время музыкальных занятий или занятий других специалистов, как разминку или «минутку отдыха», но и непосредственно перед музыкальным занятием для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, пригласить их на занятие или настроить на соответствующий лад ещё в группе. А пальчиковые игры, какие являются неотъемлемой частью логоритмики, целесообразно проводить даже перед утренниками для эмоциональной поддержки и создания радостного настроения детей.

Таким образом, логоритмика является той технологией, которая обеспечивает взаимодействие специалистов. А сами логоритмические упражнения и игры являются эффективным инструментом не только коррекционной работы с детьми, но и развития креативности каждого ребёнка, что очень важно, ведь именно развитие индивидуальности, оригинального мышления является одной из главных задач современного дошкольного воспитания.

Начало формы

Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения/ — М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.

2. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика./ Под ред. Г.А. Волковой — Санкт-Петербург, 2010. — 103 с.

3. Гоголева М. Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы./ Гоголева М.Ю. — Академия Развития, 2006. — 107 с.

4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5— 6 лет./ — Творческий Центр, — 2008, — 85с.

5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет./ — ТЦ Сфера, 2007. — 192 с

6. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду./ — СФЕРА, 2004. — 192 с.

7. Новиковская О.А. Логоритмика. Игры и упражнения для дошкольников./ — Корона-принт, 2008. — 128с.

8. Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет./ — Гном и Д, 2007. — 80 с.

9. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. Игры и упражнения/ — Вентана-Граф, 2008. — 288 с.

Конец формы

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]