Пальчиковая гимнастикакартотека (старшая группа) на тему

Пальчиковые игры

– надежный инструмент для
развития
ребенка. Подобные занятия с
малышами
появились еще в древние времена, когда детских игрушек практически не существовало. Сквозь века игры с пальчиками не утратили своей популярности и остаются лучшим способом взаимодействия с маленькими исследователями. Основные преимущества
упражнений
– безопасность, формирование и оттачивание речевых навыков.

Цель

Ученые выяснили, что правильная речь р

ебенка полностью зависит от развитости мелкой
моторики.
На кончиках пальцев расположено огромное количество нервных окончаний, подающих сигналы в головной мозг. Поэтому чем точнее и скоординировано руки выполняют движения, тем лучше формируются речевые способности и другие навыки.

Основные задачи пальчиковых игр для детей

:

От 6 мес. — 2 лет.

  1. Активизация мозго


    вых центров, отвечающих за умение говорить.

  2. Такая гимнастика
    стимулирует кроху к подражанию взрослым. Малыш
    с раннего возраста
    учится понимать окружающих.
  3. Ребенок получает умение следить за предметом.
  4. Развивается понимание ритмичности движений.

От 3 – 5 лет.

  1. Обучение концентрировать внимание.
  2. Развитие памяти.
  3. Активизация мыслительного процесса.
  4. Снятие напряжения физического и эмоционального.


От 5-6 лет.

  1. Формирование творческих способностей.
  2. Гимнастика рук необходима для умения писать в процессе школьного обучения.
  3. Совершенствование навыков координации движений.
  4. Развитие воображения и умения нестандартно мыслить.

На заметку! Только к 3
годамребенок способен научиться выполнять движения руками как взрослый.
С помощью пальчиковых игр малыш учится быстро переключать внимание, что способствует умственному развитию. Важно проводить упражнения поэтапно, а также подбирать занятия в соответствии с возрастом крохи.

Детские пальчиковые игры

Пальчиковые игры – это упражнения, предназначенные для тренировки пальцев руки. Разминка и тренировка рук полезна не только в детстве. К примеру, в некоторых профессиях активизация тонких движений пальцев крайне важна. А в дошкольном возрасте, когда организм находится в активной стадии развития, каждому ребенку принесут пользу упражнения, способствующие формированию гибкости и подвижности пальчиков.

Игры с использованием пальцев давно зарекомендовали себя как метод развития мелкой моторики. Они имеют очевидный плюс по отношению к другим средствам.

Развитию моторики способствуют манипуляции с мелкими деталями – выкладывание мозаичных картинок, конструирование, нанизывание бусинок на нитку или шпажку, вырезание из бумаги и картона, шнуровка и пр.

Но в подобных действиях участвуют преимущественно три пальчика, а безымянный и мизинчик пассивны. Специальные игры для рук хороши тем, что они задействуют все пальцы.

Можно выделить виды пальчиковых игр, подходящих для дошкольного возраста:

  • Движение и касание пальцами, имитирующие естественные движения, позаимствованные из окружающей природы.
  • Выполнение определенных движений по команде в заданном ритме.
  • Игры с использованием подручных предметов (веревочка, карандаш, камушки).

Разнообразие упражнений способствует гармоничному развитию кистей. Именно комплексный подход обеспечивает полноценное сочетание двигательных навыков: сжатие, растяжение, расслабление мышц.

Многие пальчиковые игры сопровождаются стихами или сказочной метафорой, что усиливает интерес детей к подобным занятиям. Ритмичные песенки легко запоминаются и подталкивают ребятишек к воспроизведению игр.

Виды

Пальчиковые упражнения многообразны, поэтому специалистами принято их классифицировать по особенностям проведения:

  • Манипуляции. Развивают воображение. Каждый пальчик малыша служит определенной ассоциацией или образом. Например, игра «Пальчик». Для этого берем ручку крохи и по очереди загибаем пальчики в кулачок. При этом для каждой фаланги придумываем значение (мизинец – маленький, безымянный – слабенький, средний – длинный, указательный – сильный, большой – толстячок). В конце добавляем, что получился крепкий кулачок.
  • Стихотворная форма. Деятельность рук, сопровожденная стихами, способствует развитию творческого потенциала, памяти, внимания.

Игра «Дом»:

  1. Сложите ладошки над головой имитируя крышу.

(я хочу построить дом)

2. После сделайте кружок обеими руками.

(Чтоб окошко было в нем)

3. Вертикально ставим ладошки.

(Чтоб у дома дверь была)

4. Одну руку приподнимаем. Пальчики на ней растопыриваем в разные стороны.

(Рядом чтоб сосна росла)

5. Далее соединяем ручки в замок.

(Чтоб вокруг забор стоял)

(Пес ворота охранял).

  • Работа с предметами. Для таких игр подбирают объекты, находящиеся в доме. Отлично подходят:
  1. Крупы (горох, манка, пшено, гречка и другие). С их помощью можно рисовать узоры пальчиками на плоской поверхности, перебирать мелкие в одну емкость, а более крупные в другую, изготовлять различные открытки с помощью клея и т.д.
  2. Бусинки. Крупные бусины можно нанизывать на веревочку, создавать поделки.
  3. Рисование. Карандаши выбирайте с четкими гранями. Они будут дополнительно массировать пальчики ребенка.
  4. Бумага. Крохе предлагают мять, разрывать материал.

  • Сюжетные.

    С их помощью малыш составляет различные фигуры используя только пальчики (машинки, птицы, человечки и т.д.).
  • Считалочки.
  • Массаж.
  • Игры для укрепления кистей рук.
  • Тематические. Для занятия подбирается конкретная тема
    (времена года, погодные условия, сказки). Кроха изображает услышанное пальчиками.
  • С музыкальным сопровождением (песни с движениями рук). Такой вид игры чаще всего используют в детском садике.
  • Кинезиологические. Такие игры предполагают одновременное взаимодействие двух рук. Например, нарисовать в воздухе круг с помощью левой руки, а квадрат используя правую или наоборот.

Каждый из перечисленных видов помогает ребенку развиваться физически и эмоционально. Специалисты, владеющие целой картотекой

заданий, используют все типы упражнений с детьми
младшей группы
и старшей.

Пальчиковые игры для детей 5 лет

Лесенка. Ручную лесенку строить просто, но можно ускорять темп, что тренирует произвольность движений и внимание ребенка.

Инструкция. Раскрытые руки «смотрят» друг на друга.

Свести большие пальцы так, чтобы на подушечку пальца правой руки положить ноготь пальца левой.

К этому соединению прикоснуться указательным пальцем правой руки и повторить тоже с указательным пальчиком левой. Так кончики всех пальцев по-очереди занимают свое место в лесенке, завершив ее мизинчиком левой руки.

Замок. Как переплести пальцы, чтобы руки сложились в замок, покажет ребенку любой взрослый или старший из детей. А все дальнейшие манипуляции интересно сопровождать стихами:

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули… Покрутили…

Постучали. И открыли!

Очевидно, что потянуть необходимо так, чтобы руки остались сцеплены. Покрутить также нужно кистями, не разнимая пальцев. Затем постучать основаниями ладони, продолжая удерживать пальцы в замке. Эти действия дети любят выполнять в группе, постепенно ускоряя темп при повторах.

Веер. Предложите детям обмахнуться веером. Вот только веером послужат руки.

Инструкция. Поднять руки перед собой с раскрытыми ладонями. Ладони напряжены, а большие пальцы смотрят в стороны. Пальцы на обеих руках, начиная с указательного, сгибаются и тянутся к ладони. Движения выполняются по цепочке, завершая мизинчиками.

После того, как у ребенка отработается навык, покажите другой способ «работы» веера. Теперь начните движение с мизинцев, а последними пусть подтягиваются к ладоням указательные пальцы.

Правила проведения занятий

Чтобы урок приносил удовольствие малышу и его родителям следует придерживаться рекомендаций:

  1. Занимайтесь с ребенком после 1 года. В более раннем возрасте он еще не способен усвоить речевые навыки. Примерно с 3 месяцев можно начать проводить гимнастику ручек, разминая пальчики.
  2. Руки взрослого во время игры должны быть теплыми.
  3. Перед выполнением заданий проведите небольшую разминку пальчиков.
  4. В игре задействуйте каждый пальчик крохи.
  5. Любой вид деятельности сопровождайте поглаживанием и похвалой.
  6. Сменять занятия нужно постепенно. Ребенок должен хорошо усвоить предыдущий урок.

Важно! Чтобы получить результат от работы, задания выполняйте регулярно. Не переутомляйте ребенка упражнениями. Время проведения от 3 – 10 минут. При условии, что малыш доволен занятием.

Методическая разработка на тему«Пальчиковая гимнастика»

Методическая разработка «Пальчиковая гимнастика»

«Ум ребёнка находится

на кончиках его пальцев».
В.А. Сухомлинский
Цель:

Формировать и развивать речь детей , с включением в непосредственно образовательную и игровую деятельность игрового метода обучения (
пальчиковые игры). Задачи:

  • развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики рук;
  • снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Адресная направленность опыта:

Разработанная педагогическая технология, основанная на использовании пальчиковых игр, влияющих на формирование речи детей, может представлять интерес для практических работников: педагогов дополнительного образования, воспитателей — работающих с детьми вДОУ, логопедов.

Актуальность:

Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребёнком.

Условия реализации:

На занятиях используются различные пальчиковые игры и упражнения, проводятся постановки спектаклей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.

Создала с участием родителей для проведения самостоятельно – игровой деятельности игрушки пальчикового театра («Теремок», «Репка», и др.), побуждаю детей играть с куклами перчаточного театра. Пальчиковые игры — весёлое, увлекательное и полезное занятие. Такие игры предназначены для детей 5-6 лет, которые позволяют снять накопившуюся усталость, так же рекомендуется проводить с детьми среднего возраста. ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Содержание:

Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребёнка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры – хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребёнка к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки.
Основная часть, в которой последовательно раскрывается содержание материала
Проанализировав свою работу с детьми 5-6лет, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей младшего возраста; недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь.

В-первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр как средства развития речи детей младшего возраста и методической литературы Т.А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», Е. Косина «Пальчиковая гимнастикаЛ.П. Савина «Пальчиковая гимнастика», А.Е. Белая, В.И. Мирясова «Играем пальчиками и развиваем речь», Ю. Соколова «Игры с пальчиками». Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

Поняла, что работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда может быть, достигнут наибольший эффект. Стала создавать адекватную возрастным особенностям предметно – развивающую среду, используя разнообразный материал:

-бумажные и вязаные колпачки для пальцев (герои разнообразных сказок).

— бусы и пуговицы разной величины;

— разнообразные мелкие игрушки;

— резиновые игрушки разной плотности.

Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.

  1. Перед игрой мы с детьми обсуждаем её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.
  2. Перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
  3. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
  4. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.
  5. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
  6. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
  7. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.

Приведённая ниже таблица позволяет чётко спланировать работу с детьми ОВЗ в обучении пальчиковым играм.

Технология

с 7лет

Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур. Совмещают пальцы одной руки поочерёдно (1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5). Затем другой рукой обеими руками параллельно.

Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т.д.)

Обращать внимание на качество составления фигуры,

координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет(театральную куклу)

перечень пальчиковых игр:

1,2,3,4,5, червячки пошли гулять….

Шла ворона мимо рынка…..

Мы капусту рубим-рубим, мы капусту трём-трём… Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл…

Мы делили апельсин. Много нас, а он один…

Паучок.

Указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Моторчик.

Руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Перетяжечки.

Двое играющих сцепляются тремя или двумя пальцами рук; каждый старается перетянуть соперника.

Колечки.

Сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

«Ухо – нос»

левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
Симметричные рисунки»
рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Горизонтальная восьмёрка»
нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
«Согреем руки»
движения, как при растирании рук.
«Молоточек»
фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди
. «Гуси щиплют травку»
пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка»

сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка»
детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки»
правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

«КАПИТАН»

Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв. Проговаривая стишок, показывать, как лодка качается на волнах, а затем плавными движениями рук — сами волны. Потом по тексту стиха показать чайку, скрестив руки, соединив ладони тыльной стороной и помахать пальцами, сжатыми вместе. Выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок. Плавными движениями ладоней показать, как рыбы плывут в воде.
Я плыву на лодке белой По волнам с жемчужной пеной. Я — отважный капитан, Мне не страшен ураган. Чайки белые кружатся, Тоже ветра не боятся. Лишь пугает птичий крик Стайку золотистых рыб. И, объездив чудо-страны, Посмотрев на океаны, Путешественник-герой, К маме я вернусь домой.«ДОМИК»
Проговаривая этот стишок, сопровождайте его движениями рук. Пусть ребенок подражает Вашим действиям.
Под грибом — шалашик-домик,
(соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.Мы тихонько постучим,
(постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним.
(ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол,
(ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем — дубовый стол.
(левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом — стул с высокой спинкой.
(направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе — тарелка с вилкой.
(ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят — Угощенье для ребят.
« ГРОЗА»
Капли первые упали,
(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
Пауков перепугали.
(внутренняя сторона ладони опущена вниз; пальцы слегка согнуть и, перебирая ими, показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,
(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей.
(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра,
(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора.
(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,
(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает.
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
А потом из тучи солнце
(поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце!« БАРАШКИ»
Ладони обеих рук опущены вниз. Локти разведены в разные стороны. Указательные пальцы и мизинцы обеих рук согнуты колечком и выдаются вперед, изображая рога барашков. Остальные пальцы прижаты к ладоням. Бодаться рогами, слегка ударяя согнутыми указательным пальцам и мизинцем одной руки об указательный палец и мизинец другой руки.
Захотели утром рано Пободаться два барана. Выставив рога свои, Бой затеяли они. Долго так они бодались, Друг за друга все цеплялись. Но к обеду, вдруг устав, Разошлись, рога подняв.« МОЯ СЕМЬЯ»
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это — мама, Это — я, Это — бабушка моя, Это — папа, Это — дед. И у нас разлада нет.
« КОШКА И МЫШКА»
Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки.
(пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцы в стороны, показывая, как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук отрываются от стола, затем кулак или ладонь снова кладутся на стол)
И легонько их сжимает — Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо,
(ладони обеих рук лежат на столе; локти разведены в разные стороны; кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно шагают по столу вперед. Мышка (левая рука) убегает: пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.
Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Результативность

Пальчиковые игры помогали добиться активности и выразительности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при выполнении более сложных имитационных ритмических движений. Дети на занятиях научились изображать то, о чём рассказывается в стихотворении и согласовывать ритм движений со стихотворным ритмом.

Дети к концу учебного года могли назвать основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков, скороговорки, чтение стихов, выполнение домашних заданий); показывали любое упражнение из комплекса артикуляционной гимнастики; выразительно читали стихотворения; передавали образ героя характерными движениями; уверенно держались перед зрителями. Использование пальчиковых игр на занятиях повысило уровень речевого развития детей

Физкультминутки проводились по методике «Расскажи стихи руками». Движения сопровождались проговариванием стихов, потешек, соответствующих лексической теме занятия и содержащих автоматизируемые звуки. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, чёткой и эмоциональной.

Видя интерес детей к пальчиковым играм на занятиях, я сочла возможным подготовить с детьми спектакли.. , изучить стихи.

Были поставлены спектакли по сказкам «Любочка и ее помощница», «Репка». По итогам проведённых спектаклей дети выступили на празднике мам.

Стали победителем районного конкурса чтецов.

Собрана копилка пальчиковых игр, используемых на занятиях. Проведён семинар для педагогов дополнительного образования .

Заключение

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее. Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.

Вывод:

Опыт работы с детьми 5-6лет подтвердил, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Список использованной литературы

1.Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М. АСТ: Астрель, 2007.-61с.

2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М., 1991.- 127с.

3. Бородич А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Профессиональное образование, 1981.- 255с.

4. Доронова Т.Н. Играем в театр.- М., 2005.-136с.

5. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду.- СПб.: КАРО, 2008.-64с.

6. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-104 с.

7.Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми.- М.: ВЛАДОС, 1994.-344 с.

8. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ.XXI век», 2007.-186с.

Способы развития мелкой моторики

  1. Пальчиковый массаж. Такая пассивная гимнастика подходит для самых маленьких.
  2. Пальчиковые игры. Сюда относятся пальчиковая гимнастика, пальчиковый массаж и рисование с помощью пальцев.
  3. Пальчиковый театр. Может иметь форму настольного и верхового.
  4. Игры с предметами мелкого размера. Можно играть с крупами, макаронами, песком и другим натуральным материалом. Хорошо развить руки помогают игры с мячиком и мелкими игрушками, а также занятия по выполнению узоров из мелких деталей.
  5. Ручные тренажёры. Игрушки из магазина тоже могут быть полезны, если это специальные развивающие «тренажёры»: вкладыши, шнуровки и т. д. Подобные тренажёры можно изготовить и самим.
  6. Занятия изобразительным искусством. Лепка, рисование, аппликация, работа с конструктором — традиционно считаются отличными способами развития рук ребёнка.
  7. Использование простого карандаша. Получив простой карандаш, малыш может тренировать руки, обводя предметы по точкам и рисуя по клеточкам, ища выход из лабиринтов, штрихуя силуэты.

Самым эффективным видом занятий является пальчиковый тренинг, включающий в себя различные игры и упражнения.

Смотрите видео о пальчиковой гимнастике для детей 1-3 лет

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]