Содержание:
- Учим буквы: с чего начинать? Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
- Советы психологов
- 3-4 года
- Игровые методики
- Краткий обзор современных букварей
Электронный плакат «Говорящая азбука»
Обучающий звуковой плакат — отличное дополнение к стандартным методикам изучения алфавита.
Он сочетает в себе визуальное и звуковое восприятие, позволяет изучать буквы и звуки алфавита, а также цифры от 1 до 33. В плакате представлено несколько режимов — песня, загадка или задание, что позволяет разнообразить процесс обучения.
Плакаты отличаются по звучанию и принципам произношения. Рекомендуется выбирать те, где есть произношение букв, как звуков.
Изучение алфавита — важный шаг в жизни каждого ребенка, который позволит получать новые знания и анализировать их. Стоит отнестись к этому периоду с терпением и помогать малышу в обучении с помощью игрового подхода и поддержки.
Учим буквы: с чего начинать?
Источник фото – www.freepik.com
Прежде чем научить ребёнка буквам, нужно определиться: 1) готов ли он к обучению, и 2) какую цель вы преследуете. Если причина кроется в желании родителей, чтобы ребёнок знал как можно больше с целью похвастаться перед другими – лучше оставить эту затею. Юный ученик должен сам проявить интерес к знаниям, захотеть выучить алфавит. Нужно сконцентрироваться на его желаниях и способностях.
Если родители видят, что их дитя любознательное, само проявляет интерес к новым знаниям, это сигнал к тому, что можно начинать учить буквы. Важно помнить о том, что любая теория должна быть подкреплена практикой. Выучив буквы, приступайте к слогам, а далее постепенно переходите к чтению.
Главная задача родителей – набраться терпения и донести информацию в доступном виде, а также не заставлять малыша заниматься, если тот не хочет. Занятия лучше проводить в форме игры.
Начинать обучение нужно только в том случае, если ребёнок сам этого хочет, либо если в скором времени он пойдёт в школу. Согласно требованиям образовательных учреждений, при поступлении в школу дети должны знать азы – буквы, цифры. При отсутствии этих базовых навыков учёба будет даваться намного сложнее.
Готов ли ребёнок к изучению алфавита?
Чтобы определить, насколько малыш готов, есть психологические тесты. Родителям предлагается ответить утвердительно или отрицательно на следующие вопросы:
Развитие познания
- Понимает ли ребёнок такие суждения – право/лево, много/мало, большие/маленькие, низкий/высокий, рядом/далеко, под/над.
- Может ли понять простые ситуации, в которых требуется разделить предметы по классификации. Например, определить группу зелёных и красных предметов.
- Способен ли додумать конец сказки или истории.
- Выполняет ли последовательно три просьбы, без напоминания родителей.
Базовые знания
- Бывал ли ребёнок на почте, в магазине, зоопарке. Насколько широкий у него кругозор.
- Посещал ли библиотеку.
- Читали ли ему сказки родители, начиная с самого раннего возраста.
Развитие речи
- Легко ли ребёнок называет предметы, которые его окружают.
- Легко ли отвечает на поставленные вопросы.
- Способен ли рассказать предназначение бытовых вещей – пылесоса, утюга, холодильника.
- Может ли определить расположение предметов – на, под, внутри, возле.
- Насколько чётко произносит слова
- Может ли вести диалог.
Развитие эмоциональной сферы
- Весело ли ребёнку с друзьями, в общении с домашними.
- Может ли он приспосабливаться к новым изменениям в режиме дня.
- Умеет соревноваться, сотрудничать с товарищами.
Уровень общения
- Умеет ли делиться игрушками, общаться с другими детьми.
- Умеет слушать других, не перебивать.
Уровень физического развития
- Усидчивый ли ребёнок, способен или нет посидеть спокойно определённое время.
- Играет с мячом, прыгает, спускается и поднимается по лестнице.
- Высыпается, имеет хороший аппетит, умеет погасить эмоциональные вспышки.
Развитие зрительных способностей
- Может ли ребёнок различать похожее и непохожее, классифицировать их по отдельным группам.
- Различает короткие слова и слоги с похожим звучанием – лес/вес, кот/год.
- Способен заметить изменения – если вначале показали три картинки, а после одну убрали.
- Знает, как пишется его имя, как выглядят хотя бы три буквы из азбуки.
- По указаниям взрослого способен разложить на столе картинки.
- Знает порядок чтения слов – слева-направо.
- Складывает минимальное количество пазлов – от 10.
Развитие слуха
- Рифмует слова.
- Повторяет за взрослым слова, цифры.
- Понимает, что у похожих по произношению слов, разные звуки.
- Пересказывает услышанное.
Интерес к чтению
- С удовольствием рассматривает картинки.
- Любит слушать сказки.
- Интересуется буквами.
Задумались об изучении алфавита при подготовке к школе? Узнайте, сколько слов в минуту должен читать дошкольник и младший школьник и на какую «оценку».
Если родители могут ответить утвердительно хотя бы на 50% предложенных вопросов, можно смело предлагать ребёнку изучение алфавита.
Советы психологов
Чтобы выучить с ребёнком азбуку, логопеды и психологи рекомендуют придерживаться таких советов:
- не обучать буквам строго в алфавитной последовательности;
- не учить вперемешку все буквы;
- вначале выучить гласные, потом согласные;
- называть звук, а не написание буквы (не правильно – БЭ, ДЭ, правильно – Б, Д);
- закреплять изученное практикой – показывать, как пишется, давать малышу возможность написать мелом, красками, пальчиком по крупе.
Нити
Такие предметы будут уже являться декоративными деталями. Нитями обматывается основа из картона или пенопласта. Далее изделия украшаются по вкусу мастера.
Методика изучения гласных/согласных
Чтобы научить малыша буквам, нужно проявить терпение. Не стоит требовать слишком много, иначе он утратит интерес к знаниям.
Для начала расскажите о каждой гласной букве отдельно. Например, буква А. Назовите её, покажите, как она выглядит на письме, как её написать. Далее назовите слова, в которых она присутствует. Покажите картинки, на которых изображены предметы, люди и животные, в названиях которых присутствует буква А. Далее предложите ребёнку самостоятельно вспомнить слова, в которых ещё есть эта буква. Закрепить теорию можно с помощью практики – во время прогулок обращайте внимание на вывески магазинов, вместе с ребёнком попробуйте отыскать уже знакомую ему букву.
После того, как предыдущий звук выучен, можно приступать к следующему. Чтобы увлечь кроху, рекомендуется приобрести карточки с буквами, доску, кубики, яркие картинки и книжки.
⠀
Когда гласные изучены и закреплены на практике, можно начинать осваивать согласные. Вначале познакомьте ребёнка со звуком, далее покажите ему буквы. Учите звук Д, а не букву ДЭ. Иначе у него возникнет дезориентация в процессе соединения слогов в слова. Методика изучения согласных не отличается от методики гласных. Важно как можно чаще тренироваться, вспоминать вместе слова, в которых есть выученная буква. Последовательность действий, повторение выученного материала, терпение – вот что поможет родителям.
Диагностика: действия ребенка, означающие, что он готов к обучению чтению и письму
- Выделяет в словах и стихотворениях звук, который там часто встречается.
- Подбирает слова по заданному фонематическому признаку (Назови слова на «с», назови слова на «а»).
- Моделирует слова из 3-5 звуков и делает их звуковой анализ.
- Соотносит при произношении слово со схемой его звукового состава (Сравни то, что ты видишь с тем, что ты слышишь).
- Меняет звуковой состав слова, заменяет звуки (Попробуй заменить в слове «мак» первый звук на «р» — что получится?)
- Подбирает противоположные и близкие по значению слова.
- Описывает предметы, подбирая определения качеств и свойств.
- Составляет небольшой рассказ на актуальную для себя тему.
- Составляет рассказ по картинкам, серии сюжетных картинок.
- Включается в коллективную беседу, задает вопросы.
Как выучить алфавит – подстраиваемся под возраст ребёнка
3-4 года
Чтобы быстро обучить ребёнка 3-4 лет, нужно начинать с простых букв (тех, что чаще всего употребляются в речи). После этого постепенно переходить к сложным и более редким. Так он лучше и быстрее запомнит слова.
За одно занятие нужно учить только одну букву. Не стоит проводить «уроки» ежедневно – лучше делать это с интервалом в два-три дня.
Результат закрепляйте с помощью карточек, вырезайте буквы из бумаги или ткани, лепите из пластилина или теста. Каждый раз перед новым звуком повторять пройденный материал. В 3 года ребёнку будет интересно послушать и выучить весёлую песенку или стишок с алфавитом.
В этом возрасте не нужно заставлять и торопить ребёнка. Школа ещё не скоро, быстрая подготовка к ней не требуется. Занятия проводите только по желанию крохи.
Важно учесть следующие моменты во время обучения трёхлеток:
- не ожидайте, что ребёнок выучит алфавит быстро (запаситесь терпением и регулярно уделяйте время занятиям);
- не занимайтесь дольше 7 минут в день;
- учите буквы парами – А-Я, У-Ю;
- не переходите к изучению согласных без гласных;
- помните, что в этом возрасте большую роль играет образное мышление, поэтому нужно приобрести яркие книжки, игрушки и картинки.
С четырёхлеткой проводить занятия проще. В этом возрасте у детей более развиты процессы восприятия и анализа абстрактной информации. К картинкам можно добавить пазлы, магнитные буквы, кубики, привлечь сказки, стишки, наклейки, плакаты. Для лучшего запоминания называйте буквы и пишите их сразу же, побуждайте ребёнка изображать их ручкой, карандашом, мелом.
Попробуйте интересную и довольно эффективную методику: складывать буквы из простых подручных средств – пуговиц, палочек, песка.
С четырёхлетним ребёнком учить алфавит можно через следующие игры:
- вырезать из бумаги буквы, а затем выбирать наугад и называть;
- показывать картинки с животными, вещами и так далее, и спрашивать, на какую букву начинается изображённый предмет;
- выучить стишки и песенки с изученным звуком.
5-6 лет
5-6 лет – это самый оптимальный возраст для обучения ребёнка алфавиту, и как следствие – чтению. Он должен правильно говорить и произносить звуки. Если с этим есть трудности, стоит посетить логопеда. В этом возрасте занятия перестают носить чисто игровой характер. Ребёнку нужно рассказать, зачем ему нужно знать азбуку. Например, сказать, что теперь он сможет самостоятельно читать книжки.
Совет родителям. Пятилеткам можно предложить специальные обучающие книжки и тетради. К примеру, стоит присмотреться к книгам-играм с головоломками, лабиринтами, кроссвордами и другими интересными заданиями.
⠀
Родители дошкольников могут приобрести прописи, в которых ребята будут выполнять различные обучающие задания. Неплохой вариант – «Первые слова. Прописи для дошкольников. С заданиями. 5-6 лет» – издание под авторством Петренко С.В. Это пособие не перегружено упражнениями, слова даны в увеличенном виде. Плюс ко всему, по выполнении задания ребёнку предлагается самостоятельно оценить свою работу (обвести солнышко с соответствующей оценкой) – это позволит малышу почувствовать, каково быть школьником.
Для обучения можно использовать методики 4-леток (раздел выше). Но увеличить время изучения (сделать процесс более длительным), заниматься через день и быть более настойчивыми. Также можно использовать обучающие карточки, картинки. Собирать буквы из пазлов и вырезанных деталей, лепить и рисовать. В таком возрасте ребёнку будет интересна игра с мячиком – бросайте ему мяч и называйте любое слово, а он пусть бросает мяч в ответ и называет первую букву этого слова.
После изучения гласных и согласных покажите пятилетнему ребёнку как составлять слоги.
⠀
Обучающий материал включает в себя карточки со слогами, из которых составляют слова. Перед тем, как приступить к непосредственному обучению ребёнка складывать слоги, рекомендуется подобрать несколько игр и упражнений с буквами. Взрослый показывает ребёнку две карточки с буквами: гласной и согласной, где одна буква бежит за другой, при этом родитель или педагог проговаривает, каким образом из них получается слог. К примеру, буква Л бежит к букве А, получается слог «л-л-л-а-а-а».
Пример игры, способствующей обучению ребёнка слогам
Для игры понадобятся ножницы, бумага и карандаши.
Суть: ребёнку предлагается нарисовать машинку или домик, в котором будет окно. По боковым краям окошка сделать надрезы. Подготовить бумажную ленту, разместить на ней гласные буквы: А, О, Е, Ы, У, И, Э, Я (учитывайте, что ширина ленты должна поместиться в надрезы на окне). Затем приклеить прозрачный кармашек – он будет располагаться непосредственно перед окошком (для этой цели подойдёт кусочек полиэтилена). В этот кармашек по очереди вкладывать согласную букву Л, Н, М (выбирайте самые простые буквы), после чего вставить в окошко ленту с движущимися гласными, протягивать её, показывая ребёнку, как получить слоги.
7 лет
Дошкольников обучают буквам с помощью элементов классических занятий – книг, букварей, азбуки, прописей. Ребёнка нужно научить не только произносить звуки, но и изображать буквы на письме. Целью уроков является не только азбука, но и обучение организации собственного времени. Ребёнок учится делать уроки по расписанию, в одно и то же время, уделяя выполнению работы как минимум полчаса.
После того, как ребёнок выучил согласные буквы, можно пробовать составлять слоги. С этой целью можно использовать кубики, пазлы, рисовать слоги на доске.
Полезным приобретением станет электронный букварь. С его помощью занятие превращается в увлекательную игру. В выборе букваря обращайте внимание, чтобы робот произносил звуки, а не буквы. Кроме этого, используйте специальные рабочие тетради, а также просите ребёнка, чтобы он как можно больше разговаривал – рассказывал о прошедшем дне, пересказывал сказки.
Будущему школьнику будут интересны теоретические занятия в виде обучающих мультфильмов. Можно вырезать буквы и клеить их в виде аппликаций.
Отправляя ребёнка в первый класс, родитель переживает не только за уровень подготовки своего ребёнка, но и за здоровье, безопасность, адаптацию юного школьника в новых условиях. Чтобы меньше волноваться за ребёнка и вовремя реагировать на все проблемы, купите ученику детские смарт-часы или установите приложение «Где мои дети» из AppStore и GooglePlay. Так вы сможете всегда знать, где ваш ребёнок, каким маршрутом следует, и что происходит вокруг него!
Русский язык. 1 класс
Конспект урока
Конспект по предмету
«Русский язык» для «1» класса
Урок № 35 «Упражнение на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите (название из программы). Возможное другое название (исходя из требований): Названия букв, их классификация и порядок в алфавите»
Основные термины и понятия:
Основная и дополнительная литература:
Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2021.
* Русский язык. 1 кл. Электронное приложение к учебнику.
* Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
Буквы алфавита можно объединить в разные группы!
Буквы в алфавите очень дружные. У них у всех есть что-то общее. У некоторых букв больше, у некоторых меньше. Например, у всех 33 друзей общее то, что они – буквы русского алфавита, а не английского, немецкого или французского.
Буквы можно объединить в две большие группы. Одни – гласные, другие согласные. Все гласные буквы состоят только из голоса. А всем согласным мешают губы, зубы или язык. Не забывайте, в алфавите есть ещё два знака: мягкий и твёрдый!
Такое объединение нескольких букв одного алфавита на основе общего признака называют классификацией. Так, например, мы можем сказать, что эти два животных – кошки, потому что они говорят «Мяу-мяу», а эти – собаки, потому что они говорят «Гав-гав».
Как быстро выучить алфавит – лучшие проверенные способы
Источник фото – www.freepik.com
Заставить ребёнка выучить алфавит невозможно. Это занятие должно приносить ему удовольствие. Предлагаем ознакомиться с проверенными способами, как заинтересовать малыша изучением букв.
Игровые методики
Дети легче усваивают материал через игровую подачу. Занятия в виде игры они воспримут с удовольствием. Что можно предложить:
- лепить;
- раскрашивать;
- вырезать буквы;
- собирать разрезанные карточки.
Полезным вариантом обучения является лепка. В процессе задействуются несколько органов восприятия, развивается мелкая моторика. Заготовьте несколько небольших кусочков пластилина, скрутите из них длинных «червячков» и складывайте в буквы, одновременно проговаривая вместе с ребёнком звуки.
Раскраски могут быть выполнены в виде картинок с буквами. Лучше выбрать крупно нарисованные эскизы, чтобы ребёнку было удобнее раскрашивать.
Вырезание из бумаги также отлично развивает мелкую моторику. Но не стоит предлагать ребёнку сразу же вырезать буквы. Лучше нарезать детали от них, после чего складывать в виде пазла.
Положительные эмоции имеют немаловажное значение в процессе обучения. Хороший вариант – испечь печенье в виде букв, вместе сложить буквы из овощей или фруктов, нарисовать их на поверхности блинчика сгущенкой или вареньем.
Классическое обучение
Базовым вариантом изучения алфавита является применение обучающих карточек. С помощью этого дидактического материала закрепляются ассоциации, развивается зрительная память. Если ребёнок устал, лучше прекратить занятие и начать обучение позже, когда он будет в хорошем расположении духа.
Классическая методика обучения предполагает следующие варианты:
- выучить базовые гласные – А, О, У, И;
- приступить к остальным гласным;
- после изучения гласных изучать простые согласные – Л, М, Н, Б, П, Г;
- перейти к шипящим согласным.
Проводить уроки рекомендуется не только дома за столом, но и на природе, во время прогулок.
Авторские методики
Есть множество авторских методик, с помощью которых можно научить ребёнка алфавиту. Не нужно сочетать их все. Остановитесь на самом оптимальном для вас варианте.
Методика Полякова
Основой техники является множественное произношение групп звуков с их заменой. Методика состоит из пяти уроков:
- На первом уроке изучаются пары букв А-Я; О-Ё.
- На втором добавляется пара букв У-Ю.
- На третьем уроке буквы А-Я убираются, но добавляется пара И-Ы.
- Четвёртый урок предусматривает добавление пары Э-Е, но исключение пары О-Ё.
- На пятом уроке – повторение и закрепление материала.
Длительность урока составляет не более 10 минут. Интервал между занятиями – два дня. В остальные дни рекомендуется просто повторять пройденный материал.
В этой технике используют карточки с буквами.
Кубики Зайцева
С помощью кубиков можно начинать обучение с двух лет. Процесс станет увлекательной игрой.
Главные принципы занятий:
- информацию подавать систематически;
- использовать зрительные образы для наглядного восприятия информации;
- подавать материал от частного к общему.
Цель методики в обучении не слогам, а складам – созвучию согласных и гласных, согласных с мягким звуком, гласных в виде слогов.
Применение карточек Домана
Техника помогает начать раннее обучение (её можно применять детям с полугода). Представляет собой изображение предметов на карточках и слова-надписи. Чаще всего, в виде тематических наборов.
Все карточки выстроены последовательно – от простых к сложным. Вначале идут простые слова, затем словосочетания и предложения.
Поделка из картона
Простейший способ, как сделать поделку букву, заключается в изготовлении объёмной композиции из картонных листов. Это решение подойдёт даже малышам. Его реализация требует минимальных временных и физических затрат, а базовый материал доступен каждому.
Ход работы:
- Набросать на картоне контур буквы, отметить припуск по прямым краям в желаемую толщину.
- Вырезать заготовку. Приложить её к следующему листу и сделать 2-й экземпляр.
- Из остатков материала наделать полосок и склеить их в узкие компактные цилиндрики.
- Наклеить их на один из шаблонов.
- Поверх приклеить второй шаблон.
Выбираем букварь
Чтобы выучить алфавит, ребёнка нужно заинтересовать. Для этого важно правильно выбрать букварь:
- перед покупкой внимательно рассмотрите страницы, всё ли вам понятно;
- выбирайте издания в твёрдых переплётах с плотными листами и яркими, крупными изображениями;
- хорошо, если сочетаются прописи и печатные буквы.
Краткий обзор современных букварей
- На первом месте, согласно общепринятому мнению, находится «Букварь» Н.С. Жуковой. Это пособие уникально тем, что все задания в нём подобраны с акцентом на логопедию. Сначала ребёнка знакомят со звуком, затем со словом и только потом вводится слог. В учебнике нет развлекательной составляющей, так как автор считает, что это будет отвлекать малыша от учебного процесса.
- На втором месте «Мой букварь: книга для обучения дошкольников чтению» под авторством Н.В. Нищевой. Суть методики автора в уникальной очерёдности изучения букв. Знакомство с буквами происходит с учётом возрастных особенностей речевого аппарата ребёнка, от простых звуков к более сложным.
- Также заслуживает внимания «Букварь; пособие по обучению чтению детей» Е.И. Соколовой. Автор имеет большой педагогический опыт, она разработала собственную методику подбора слов, что способствует повышению эффективности дальнейшего обучения самостоятельному чтению.
Защита древесины от внешних факторов
Такую деревянную надпись, если она будет стоять/висеть на улице, необходимо как следует пропитать, чтобы защитить от воздействия окружающей среды.
Самодельная конструкция должна быть устойчивым к влаге, ветру, солнечному свету и выцветанию.
- Для этого подойдет защитный лак для дерева.
- Лучше использовать тот, который защищает дерево на открытом воздухе от действия высоких температур (это также может быть яхтный лак).
- Можно использовать матовый лак и раскрасить все – фон, буквы, края и обратную сторону.
- Данная процедура повторяется трижды.
- После нужно подождать несколько дней, пока все высохнет.
- Также стоит помнить, что даже бесцветный лак затемняет цвет древесины.
Это придает ей более теплый, выразительный оттенок. На фото поделки деревянной буквы это отчетливо видно.