Звуки [М ] [М`]. Буквы М, мметодическая разработка по логопедии (старшая группа)

Непарные звонкие согласные

В рус­ском язы­ке, кро­ме рас­смот­рен­ных пар­ных соглас­ных, суще­ству­ют непар­ные звон­кие соглас­ные, кото­рые про­из­но­сят­ся с боль­шей долей голо­са, чем шума. Их назы­ва­ют тер­ми­ном «сонор­ные», кото­рый вос­хо­дит к гре­че­ско­му сло­ву sonorus, что зна­чит «звуч­ный». Как ста­но­вит­ся ясно из их назва­ния, сонор­ные соглас­ные в силу сво­ей при­ро­ды не име­ют пары по при­зна­ку звонкости/глухости. Эту груп­пу соглас­ных состав­ля­ют 9 зву­ков, обо­зна­чен­ных в пись­мен­ной речи буквами:

  • бук­ва «й» — это звук [й’]
  • бук­ва «л» — это зву­ки [л] или [л’]
  • бук­ва «м » — это [м] или [м’]
  • бук­ва «н» — это [н] или [н’]
  • бук­ва «р» — это [р] или [р’].

Сонорные зву­ки, кро­ме [й’], состав­ля­ют пары меж­ду собой по при­зна­ку твёрдости/мягкости.

Понаблюдаем:

  • лас­ка [л] — лира [л’]
  • моло­ко [м] — мет­ла [м’]
  • нор­ка [н] — нер­па [н’]
  • рысь [р] — ряс­ка [р’].

Они не меня­ют сво­е­го каче­ства зву­ча­ния и не зави­сят от фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Остальные звон­кие соглас­ные под­вер­же­ны вли­я­нию глу­хих соглас­ных. Их каче­ство меня­ет­ся в зави­си­мо­сти от место­на­хож­де­ния в сло­ве. Рассмотрим эти фоне­ти­че­ские про­цес­сы подробнее.

Непарные звонкие

Непарные звонкие согласные звуки не имеют глухо звучащих аналогов. Они также называются сонорными, потому что звучат с большей выразительностью:

  • [й’] — йогурт [й’огурт], страшный [страшный’], койот [кой’ат];
  • [л] — опилки [ап’илк’и], лукошко [лукашка], ландыш [ландыш];
  • [л’] — элегантно [эл’иган’тна], лентяй [л’ин’т’ай’], селезень [с’эл’из’ин’];
  • [м] — молча [молч’а], умный [умный’], уникум [ун’икум];
  • [м’] — мечтать [м’ич’тат’], министр [м’ин’истр], измена [изм’эна];
  • [н] — нокаут [накаут], нужный [нужный’], настил [наст’ил];
  • [н’] — негде [н’эгд’э], шампунь [шампун’], огонь [агон’];
  • [р] — роман [раман], радостный [радасный’], поражение [паражэн’ий’э];
  • [р’] — рюмка [р’умка], речник [р’ич’ник], маргарин [маргар’ин].

Легко запомнить все звонкие согласные можно с помощью фразы «У льва и жабы много друзей».

Начертание буквы М

Буква очень легко пишется как в письменном, так и в печатном варианте.

Если выводить ее печатной, то достаточно поставить две палочки, а между ними галочку — вот и получится буква М.

На букву М начинаются многие хорошие слова:

  • мама — самый близкий для каждого человек;
  • Москва — столица страны, в которой живут люди, чей родной язык русский;
  • малыш — очень милый мамин человечек;
  • можно — слово, которое позволяет делать приятные вещи;
  • мороженое — самое вкусная вкусняшка для детей и взрослых и еще много-много замечательных слов.

Оглушение звонких согласных

Звонкие соглас­ные, если сто­ят в кон­це сло­ва, нахо­дят­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции и под­вер­га­ют­ся оглу­ше­нию. При про­из­но­ше­нии они заме­ня­ют­ся пар­ны­ми им глу­хи­ми согласными:

  • ко́роб [ко р а п]
  • но́ров [н о р а ф]
  • поро́г [п а р о к]
  • пара́д [п а р а т]
  • сто́рож [с т о р а ш]
  • моро́з [м а р о с].

Если звон­кий соглас­ный нахо­дит­ся перед глу­хим, то ана­ло­гич­но для него это сла­бая фоне­ти­че­ская пози­ция. Звонкий под­вер­га­ет­ся воз­дей­ствию глу­хо­го соглас­но­го и упо­доб­ля­ет­ся ему, то есть меня­ет свое каче­ство и зву­чит при­глу­шён­но. Происходит асси­ми­ля­ция звон­ко­го соглас­но­го зву­ка (лат. assimilatio — «упо­доб­ле­ние», «сопо­став­ле­ние») по при­зна­ку глухости/звонкости.

Понаблюдаем:

  • обстрел [а п с т р’ э л]
  • баловство́ [б а л а ф с т в о]
  • заводско́й [з а в а т с к о й’]
  • ука́зка [у к а с к а]
  • бро­дя́жка [б р а д’ а ш к а].

Согласные зву­ки само­сто­я­тель­но не обра­зу­ют фоне­ти­че­ский слог, а толь­ко в паре с глас­ны­ми звуками.

Парные звонкие

Звонких звуков в русском языке 20, а обозначаются они 11 буквами. В свою очередь они делятся на парные и непарные. Парными звонкими являются:

  • [б] — ботинок [бат’инак], буряк [бур’ак], Буратино [бурат’ина];
  • [б’] — любить [л’уб’ит’], бережливый [б’ир’ижл’ивый’], обьявление [аб’й’ивл’эн’ий’э];
  • [в] — водитель [вад’ит’ил’], врать [врат’], пиво [п’ива];
  • [в’] — венок [в’инок], увидеть [ув’ид’ит’], дежавю [д’ижав’у];
  • [г] — гонка [гонка], оглушительный [аглушыт’ил’ный’], согреть [сагр’эт’];
  • [г’] — герб [г’эрп], гирлянда [г’ирл’ан’да], герой [г’эрай’];
  • [д] — длинный [дл’ин:ый’], подождать [падаждат’], душа [душа];
  • [д’] — дюшес [д’ушэс], деревня [д’ир’эвн’а], одинокий [ад’инок’ий’];
  • [з] — золото [золата], зверобой [зв’иробай’], пузо [пуза];
  • [з’] — земляника [з’имл’ин’ика], оземь [оз’им’], зима [з’има];
  • [ж] — кожаный [кожаный’], жёлудь [жолут’], рожон [ражон].

Парными эти согласные называются потому, что есть глухие звуки, которые звучат подобно им — только с меньшим количеством голоса и большим шумом. Это звуки [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [с], [с’], [ш]. Попробуйте произнести поочередно звук из предыдущего списка и этого перечня и вы тут же поймете о чем идет речь.

Как объяснить ребенку разницу между звуками.

Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.

Например, что-то вроде:

Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.

Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.

Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.

Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.

ГласныеСогласные
АОУЫЭНМЛРЙБВГДЖЗЪ
ЯЁЮИЕПФКТШСХЦЧЩЬ

Тест «Буква М»

Для того, чтобы развивать фонематический слух, будет полезно послушать слова, содержащие М в начале, середине и конце слова. Я подготовила небольшой тест для этого случая.

Попроси родителей прочитать тебе каждое слово вслух и постарайся определить, где М произносится твёрдо, где мягко, и определи место звука М в слове: начало, середина, конец.

Мягкие и твёрдые звонкие согласные звуки

Все звон­кие соглас­ные раз­ли­ча­ют­ся по при­зна­ку мягкости/твердости, кро­ме все­гда твёр­до­го звон­ко­го соглас­но­го [ж] и все­гда мяг­ко­го (пала­таль­но­го) зву­ка [й’].

Произношение мяг­ко­го и твёр­до­го соглас­но­го раз­ли­ча­ет­ся поло­же­ни­ем язы­ка. При обра­зо­ва­нии мяг­ко­го соглас­но­го сред­няя спин­ка язы­ка выги­ба­ет­ся к нёбу говорящего.

Мягкость и твёр­дость звон­ких соглас­ных зави­сит от их фоне­ти­че­ской пози­ции в сло­ве. Если после них нахо­дят­ся глас­ные [а], [о], [у], [э], [ы], то соглас­ные про­из­но­сят­ся твёрдо.

  • бул­ка [б у л к а]
  • во́рот [в о р а т]
  • гул [г у л]
  • дар [д а р]
  • з а р я [з а р’ а].

Если же после соглас­ных пишут­ся бук­вы «е», «ё», «и» ,»ю», «я», «ь», то при про­из­но­ше­нии слов звон­кие соглас­ные зву­чат мягко:

  • би́рка [б’ и р к а]
  • голубь [г о л у б ‘]
  • ве́чер [в’ э ч’ и р]
  • геро́й [г’ и р о й’]
  • дя́тел [д’ а т’ и л]
  • зима́ [з’ и м а]

У пере­чис­лен­ных звон­ких соглас­ных име­ют­ся пар­ные глу­хие соглас­ные. Глухие соглас­ные обра­зу­ют пару с подоб­ны­ми им звон­ки­ми соглас­ны­ми. Только в их обра­зо­ва­нии почти нет голо­са, а пре­об­ла­да­ет шум.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов: Веселы и бойки. Волокут со всех концов Материал для стройки. Вот один споткнулся вдруг И спешит на помощь друг. Тут народ хороший. Без работы, хоть убей. Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант — И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет. Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей, Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей — В подполье, в каморке Живет она в норке. Серая малышка. Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? … (мел.)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]