Последовательность работы по постановке звука [C]. Методическая разработка для логопедов

Ребенок начинает правильно произносить свистящие звуки примерно к 3-4 годам. Но у некоторых детей возникают проблемы с артикуляцией. Если не принять меры вовремя, речевая дисфункция сохраняется на всю жизнь. Чтобы поставить свистящие звуки, обычно назначают комплекс специальных упражнений. Их выполняют как на занятиях у логопеда, так и в домашних условиях.

Важность постановки свистящего звука

Речевые дефекты, развившиеся в детстве, во взрослой жизни могут привести к сложностям в общении. Поэтому постановку свистящих звуков необходимо осуществлять своевременно. Чем раньше обнаружено отклонение, тем больше шансов на его успешное устранение. Обычно дефекты становятся заметными, когда ребенок переходит в среднюю группу детского сада. Логопеды выделяют две разновидности нарушения:

  • парасигматизм;
  • сигматизм.

При сигматизме у ребенка искажается произношения звука «с» в мягкой и твердой формах. При парасигматизме происходит его замещение. Отклонения в разговорной речи могут оказать негативное воздействие на функционирование нервной системы. В дальнейшем это приводит к пониженной самооценке и коммуникативным расстройствам. На фоне неправильного произношения развиваются:

  1. Дислалия – заболевание, характеризующееся трудностями в произношении определенных звуков.
  2. Дисграфия – отклонение, сопровождающееся заменой и перестановкой букв во время письма.
  3. Дислексия – проблемы с чтением, обусловленные невозможностью соединять буквы в единый текст.

Что представляет собой нарушение речи

Все недостатки артикуляции систематизированы в зависимости от нарушения произношения определенной группы речевых звуков. Всего их семь:

  • ротацизм — искажение звуков [р] и [р’];
  • ламбдацизм — [л] и [л’];
  • сигматизм — [ж], [ш], [ч], [щ], а также [с]-[с’] и [з]-[з’];
  • йотацизм — [й];
  • каппацизм — искажение задненебных звуков [к]-[к’], [г]-[г’], [х]-[х’];
  • гаммацизм -[г] и [г’];
  • хитизм — [х] и [х’].

Как видно из приведенного списка, сигматизм является наиболее обширной группой. Это обусловлено близостью расположения укладов перечисленных звуков во время произношения. Так, уклады звуков [с]-[з] и [ш]-[ж] – одинаковы (отличаются только наличием голоса в звонком согласном).

Подготовительные мероприятия

Перед выполнением упражнений, направленных на постановку разговорной речи, проводится дыхательная тренировка. Она обучает выдуванию воздушной струи из легких. Чтобы тренировки были для ребенка более интересными, рекомендуется использовать ватку или мячик небольшого размера.
К наиболее распространенным упражнениям, развивающим дыхание, относят такие задания:

  1. Необходимо подготовить пустой пузырек небольшого размера. Его горлышко следует поднести к нижней губе. В пузырек направляется струя воздуха. Если малыш все делает правильно, появляется характерный звук. Такое упражнение называют «буря».
  2. Ладони требуется разместить на животе. Затем осуществляется глубокий вдох через нос, после чего дыхание на пару секунд задерживается. Выход производится через рот. Цель упражнения – научить ребенка управлять струей воздуха. Задание называют «гармонь».
  3. Упражнение «ветерок» выполняют, вытянув губы трубочкой. Глубокий вдох осуществляется через нос. Затем к губам подставляется ладонь, и воздушная струя выпускается через рот.

Как поставить звук механическим способом

Речевое развитие может осуществляться и механическим путем. В данной ситуации рекомендуется активно использовать специальные простые упражнения:

  1. «Изобразить» на лице широкую улыбку, язык при этом находится в межзубном положении. Важное условие – не касаться им верхнего ряда зубов. Через некоторое время мышцы рта расслабляются, затем упражнение снова повторяется.
  2. Следующим шагом станет дуновение на кончик языка, который должен быть высунутым из ротовой полости. Чтобы почувствовать воздушную струю, следует подставить к губам ладонь.
  3. Пока ребенок будет выдувать воздух, необходимо надавить на язык зубочисткой. Это поможет сформировать желобок, через который направляется струя воздуха.
  4. На следующем этапе челюсти смыкаются, но зубочистка между ними остается. Она помогает зафиксировать язык в нужном положении. Прохождение воздушной струи спровоцирует свист.
  5. Во время воспроизведения свистящего звука необходимо нажимать зубочисткой на разные участки языка, выявляя, в каком положении «с» будет звучать правильно.
  6. После того как ребенку удастся произнести нужный звук, упражнение выполняется без использования зубочистки.

Речевой материал

Современная логопедия располагает обширным речевым материалом на любой возраст и вкус. Кроме сборников скороговорок, чистоговорок, пословиц, существуют различные «речевые тетради», призванные помогать ребенку в освоении родной речи. Подобрать материал под конкретного ребенка не составит большого труда.

Родителям следует взять на заметку, что если логопед советует заниматься по определенному пособию, не стоит наперекор специалисту покупать тетради в магазинах «шаговой доступности». Настроенность мамы и папы на достижение ребенком определенных результатов – это половина успеха, а совместная деятельность с логопедом, как правило, – успех.

Постановка от других звуков


Правильное произношение «с» можно сформировать от других звуков. В данном случае речь пойдет о звуках «ц» и «ш». Первоначально ребенку следует протяжно воспроизвести «ш». Затем язык постепенно перемещается в сторону зубов, не отрываясь от неба. «Ш» будет постепенно трансформироваться в нечеткий свистящий звук. Чтобы получить из него «с», требуется сомкнуть зубы. После этого ребенок должен повторить попытку замены одного звука на другой.

Постановка свистящих согласных звуков от «ц» практикуется реже. Суть метода заключается в протяжном произношении звука «ц». Ребенку не придется менять положение языка. Звук автоматически трансформируется в «с». После этого рекомендуется закрепить результат с помощью скороговорок или стихов.

Логопедическая диагностика

Логопед смотрит на состояние артикуляционного аппарата: состояние прикуса, мышечный тонус языка и губ. Для этого он просит дошкольника выполнить упражнения на удержание определенного положения и динамические задания. Кроме этого, логопед оценивает речевое дыхание: смотрит, как малыш делает вдох-выдох, просит сыграть на дудочке.

Для диагностики звукопроизношения специалист подбирает речевой материал, в котором С находится в начале, середине и конце слова. При этом в словах не должно быть смешиваемых звуков. Это З, Ц и шипящая группа. Сначала логопед просит сказать звук изолированно, затем в слогах, словах, фразовой речи и предложениях. Потом он просит ребенка составить рассказ или описать то, что нарисовано на картинке и обращает внимание на то, как звучит С в обычной речи.

Затем делают диагностику фонематических процессов. Логопед называет звуки, а ребенок должен сделать определенное действие, когда услышит нужный. Постепенно специалист усложняет речевой материал, называя слоги и слова. Затем пациенту предлагают назвать нужное слово из пары паронимов, выбрать из списка слова с нужным звуком.

На основе данных диагностики логопед составляет план коррекционной работы. Если речевое нарушение сложное, то малышу необходимо оказать комплексную помощь. Она включает совместную работу логопеда, невролога, дефектолога.

Какие способы существуют при сигматизме

Постановка звуков «с», «з» и «ц» при сигматизме осуществляется несколькими способами. Они подбираются, исходя из характера отклонения. Сигматизм представляет собой искажение произношения звука «с». Природа происхождения патологии определяется в кабинете логопеда. К возможным причинам сигматизма относят:

  • неврит;
  • перцептивные отклонения;
  • неправильное развитие челюстно-лицевого аппарата;
  • недавно выпавшие молочные зубы;
  • нарушения образного мышления.

Чаще всего звукопроизношение корректируют с помощью упражнений, но в некоторых случаях может потребоваться механический способ воздействия. Комплекс артикуляционных упражнений в каждом отдельно взятом случае будет различаться.

Межзубный сигматизм

Отклонение характеризуется неправильным расположением языка между зубами. Он упирается в края верхних или нижних резцов, из-за чего формируется препятствие для прохождения воздушной струи. «С» в этом случае меняется на «т». Главной причиной такого нарушения считают неправильное построение разговорной речи родителей с ребенком. Вероятность появления межзубного звука снижается при необходимом взаимодействии малыша с взрослыми.

Для правильного произношения свистящих звуков прибегают к способу подражания. В этом случае ребенок пытается повторить за взрослым. Если такой метод не дает результата, постановка осуществляется механическим способом.

Боковой сигматизм

Нарушение речи при боковом сигматизме сопровождается недостаточной активностью мышечной ткани по бокам языка. Кончик органа при попытках звукопроизношения упирается в область альвеол. Речь становится абсолютно нечеткой. Наладить звукопроизношение помогает комплекс специальных упражнений. Среди наиболее эффективных выделяют:

  • попеременное надувание и втягивание щек;
  • максимальное раскрывание и закрывание челюсти, при условии расположения языка на дне рта;
  • продолжительную имитацию жевания с закрытым ртом;
  • вращение языком в предзубной области с приоткрытой ротовой полостью;
  • всасывание воздушной струи через трубочку, сделанную из языка.

Носовой сигматизм

Носовой сигматизм развивается в результате неполного смыкания задней стенки глотки с мягким верхним небом. Такое случается при поражениях нервной системы или при наличии расщелин в небе. С этой формой отклонения помогает справиться упражнение, подразумевающее выдувание звука «ф». Ребенок должен поместить широкую часть языка между нижней губой и верхними резцами. Из такого положения произносится звук «ф». Язык тем временем следует постепенно убирать за зубы.

Призубный парасигматизм

Одна из причин призубного парасигматизма – неправильный прикус зубов. Для постановки речи в этом случае практикуют логопедические упражнения. Упор делается на тактильные ощущения малыша и правильное расположение органов артикуляции. Изначально осуществляется постановка мягкого «сь». Проводится работа над дыханием. В этих целях ребенок подставляет ко рту руку и направляет на неё воздушный поток, предварительно сделав глубокий вдох. Если у него получилось произнести «с», завершать занятия не нужно. Требуется закрепить результат, периодически повторяя упражнения.

Почему ребенок не выговаривает букву «С»?

Причин невыговаривания буквы «с» множество:

  • нарушенный прикус;
  • психологическая нестабильность – ссоры в семье, испуг и подобное;
  • неврологические причины;
  • плохой слух;
  • наличие 2-язычных родителей;
  • неправильное анатомическое строение артикуляционных органов;
  • генетическая предрасположенность;
  • сюсюканье;
  • нехватка общения со взрослыми и сверстниками.

Определить истинную причину возможно только у квалифицированного специалиста после проведения комплексных диагностических мероприятий.

Если Вы точно освоили технику, как научить малыша правильно произносить «с», не рассчитывайте на то, что он научится делать это за 2-3 занятия. Иногда во время логопедической игры у ребенка получается произносить свистящий звук, но в словах и фразах применить его он не может. Не беспокойтесь, это нормальное явление. Просто проявляйте терпение и заботу.

Комплекс артикуляционных упражнений

Дифференциация свистящих основывается на выполнении упражнений, которые логопед подбирает в индивидуальном порядке. Среди наиболее эффективных выделяют такие:

  1. Необходимо широко открыть рот в улыбке, не смыкая зубы. Через несколько секунд можно расслабить мышцы губ. Упражнение повторяется 5-6 раз.
  2. Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Требуется провести кончиком языка по деснам, имитируя чистку. Сначала уделяется внимание верхним зубам, затем – нижним.
  3. Рот растягивается в улыбке, после чего следует поочередно коснуться кончиком языка уголков губ. Подбородок в этот момент должен быть неподвижным.
  4. Язык максимально высовывается. Сначала его необходимо тянуть к кончику носа, а затем – к подбородку. После этого следует поочередно коснуться широкой стороной языка губ.
  5. При полностью сомкнутых зубах следует максимально вытянуть губы в трубочку. Упражнение повторяется 5 раз.

Как закреплять результаты занятий

Чтобы достичь необходимого результата, следует заниматься с логопедом на постоянной основе. Настоятельно не рекомендуется бросать занятия при первых улучшениях произношения. Закрепление звука осуществляется путем автоматизации. Этот процесс подразумевает использование отдельных звуков при произношении слогов, фраз и предложений. На занятиях у логопеда даются задания, выполнение которых помогает улучшить навыки разговорной речи. Этап автоматизации считается самым трудным. Задания помогают развить разговорные навыки и внедрить выученные звуки в повседневную речь. Главная задача родителей – облегчить процесс, подсказывая и помогая ребенка.

Самым эффективным способом закрепления результата считают чтение вслух. На начальных этапах можно проговаривать простые скороговорки. В дальнейшем нужно переходить на более объемные тексты. Важно поддерживать с малышом беседу. Это не только тренирует речь, но и развивает слух.

При дизартрии у детей в совокупности с упражнениями используют физиотерапию, медикаментозное лечение и логопедический массаж. Дизартрия развивается в 3-6% случаев. Она сопровождается повышенным тонусом и чрезмерным напряжением мышц артикуляционных органов. Специфической особенностью заболевания является сложность преодоления дефектов. Поэтому на процесс восстановления речи уходит гораздо больше времени.

Коррекционная работа

Если у ребенка диагностировано речевое нарушение, при наличии всех результатов соответствующего обследования можно и нужно приступать к исправлению. Попутно устраняются все возможные патогенные факторы, выявленные на приеме у специалистов. Коррекция межзубного сигматизма проводится в три этапа:

  1. Подготовительный. Подразумевает формирование положительной мотивации, развитие навыка звукового анализа, подготовка мышц языка, челюстей и губ к постановке звуков.
  2. Формирование правильного артикуляторного уклада. Это постановка, автоматизация и дифференциация звука в слогах, словах разного слогового состава.
  3. Введение звуков в самостоятельную речь. Предполагает правильное произнесение звука во всех ситуациях общения.

Так выглядит исправление звукопроизношения при дислалии — нарушенном звукопроизношении на фоне сохранности слуха и иннервации речевого аппарата. При правильном подходе коррекция межзубного сигматизма свистящих исправляется в течении трех-пяти месяцев при коррекции 2-3-х звуков. Но она может длиться и от одного до двух лет, если требуется коррекция 6-10 звуков.

В случае, если межзубный сигматизм является сопутствующим недугом, то названная работа планируется в комплексе с коррекцией основного заболевания. Например, исправление звукопроизношения при дизартрии будет состоять из таких этапов:

  • Подготовительный. Он проходит на фоне назначенного врачами лечения, физиотерапии, массажа и включает в себя подготовку речевого аппарата, развитие слуха, умения управлять голосом и дыханием, формирование словаря.
  • Формирование произносительных навыков. Этап включает коррекцию нарушений речевого аппарата, звукопроизношения, голосового аппарата и дыхания, формирование навыков звукового анализа и синтеза, коммуникации.

В данном случае формирование коммуникативных навыков происходит параллельно двум первым этапам.

Родителям на заметку

Постановка звуков «ц», «с», «ш» может производиться и в домашних условиях. В этом случае ответственность за исход тренировок ложится на плечи родителей. Необходимо помнить о следующих принципах:

  1. Нагрузка на речевой аппарат увеличивается постепенно. В противном случае – малыш не сможет усвоить новую информацию.
  2. Во время выполнения упражнений рекомендуется проводить ассоциации с миром животных и насекомых. Звуки «с» и «з» сравнивают с пищанием комара.
  3. Необходимо позволять ребенку самостоятельно находить удобное положение органов артикуляции для воспроизведения изоляционных звуков.
  4. Если малыш выполняет упражнения без энтузиазма, лучше прекратить занятия. Это свидетельствует о том, что он устал.
  5. Занятия должны быть регулярными. Оптимальная периодичность – 2-3 раза в неделю. Длительность зависит от характера отклонения речи малыша.
  6. При механической постановке звукопроизношения следует использовать неопасные для ребенка предметы. Желательно, чтобы это был специальный логопедический зонд.

Возможные сопутствующие нарушения развития

Межзубный сигматизм может быть симптомом таких нарушений развития, как открытый прикус и иные аномальные формы развития речевого аппарата, разросшиеся аденоиды, гипотония мышц речевой мускулатуры (так проявляется дизартрия). Во всех перечисленных случаях следует устранить причину возникновения речевого дефекта совместно с коррекционной работой у логопеда. При игнорировании заболеваний результата логопедической работы можно и не увидеть.

Если проблемы развития зубочелюстной системы помогает исправить ортодонт (при помощи пластин и специальных тренажеров), то лечением дизартрии занимается психиатр, что часто пугает родителей. На практике же выявленная дизартрия в трехлетнем возрасте к семи годам никак себя не проявляет при условии правильного лечения и оказания своевременной коррекционной помощи ребенку.

Межзубный сигматизм часто бывает сопутствующим нарушением развития при таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, интеллектуальная недостаточность, глухота, слепота. В названных случаях все зависит от степени сложности основного заболевания (чем сложнее форма, тем меньше возможностей для коррекции) и сохранности интеллекта. Коррекция речи у таких ребят затягивается на долгие годы и максимально достигает удовлетворительного уровня.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]