Никулина Т.А., музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, ДОУ № 8; Степанова Е.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории, ДОУ № 34, г. Осинники Кемеровской обл. Дети, поступающие в логопедические группы детских садов, страдают не только речевыми нарушениями, но и различными затруднениями в развитии общей и мелкой моторики рук. Для того чтобы подготовить ребенка к современной жизни и обучению, необходимо всестороннее развитие личности. Логоритмические занятия – составная часть лечебно-педагогического воздействия на моторные функции и психические процессы ребенка. Музыкальная ритмика для дошкольника оказывает большую помощь в лечение нервной системы. Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых расстройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях. В. Сухомлинский писал: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки… Без этого он засушенный цветок». Вашему вниманию представляется итоговое занятие по лексической теме «Золотая волшебница осень». В него включены упражнения, активизирующие внимание, общеразвивающие, регулирующие мышечный тонус, развивающие мелкую моторику пальцев рук, ритмические, игровые, заключительные. Положительные успехи в коррекционной работе дают праздники по итогам изучения лексической темы. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ •Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме. •Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений, танцев. ОБОРУДОВАНИЕ Осенние листочки; большая ложка, деревянные ложки; три мешочка для сбора картофеля, один без дна; картофель; зонтик; «грибки» для игр; большой платок; корзинка с яблоками; обручи. Тема «Осенние посиделки» Входят дети, строятся полукругом. Логопед. Добрый день, гости желанные! Дети (хором). Всех приглашаем, душевно встречаем! (Кланяются.) Дни давно короче стали, Листья золотом горят, Улетают птичьи стаи За далекие моря. Тихо-тихо на опушке, Уж кукушки не слыхать, И готовятся зверюшки Зиму долгую встречать. Логопед. Дети, сейчас мы поедем в гости. Садитесь в «вагончики», поехали. Тут и там, «Поезд» едет по кругу. Тут и там Локти согнуты. На перроне шум и гам. Гудит правой рукой. Вот гудок в путь зовет, Гудит левой рукой. Скоро поезд отойдет. «Поезд» останавливается. Под листьями, слышите, кто-то храпит; кажется, кто-то спит. Осенний праздник дети ждали И уж никак не ожидали, Что осень будет крепко спать И позабудет нас встречать. Музыкальный руководитель. Вы ошибаетесь, это не осень. Логопед. Ну а кто? Музыкальный руководитель. Давайте посмотрим. Логопед. Простите, пожалуйста, как вас зовут? Не слышит, храпит, Наверное, крепко спит. А если лист нам приподнять, Тогда возможно все узнать. Да это же Антошка! Рядом лежит ложка. Что же делать, как нам быть, Как Антошку разбудить? Музыкальный руководитель. Наверное, надо похлопать или потопать. Дети под музыку хлопают и топают. Давайте споем про него песню. Песня-инсценировка «Антошка» Дети садятся на стульчики. Логопед Жалко нам тебя, Антошка, Что ленивый ты немножко. Слез напрасно ты не лей, Лучше лень преодолей. Осенью кругом столько работы – ведь поспевает урожай. За щедрый урожай мы все в ответе. Со взрослыми должны трудиться и дети. В начале сентября копают картофель. Кто хочет потрудиться? Игра «Урожай» (кто быстрее соберет картофель) Ребенок (Антошка) Надоело мне лениться, Хочу тоже потрудиться. Дети получают мешки (один дырявый). Логопед. Антошка, ты очень хорошо собирал картошку, только мешок тебе дырявый достался. Хорошо мы все потрудились, можно и повеселиться. Хоровод «Урожай» (муз. А. Филиппенко) Логопед. Посмотрите, какой богатый урожай мы все дружно собрали: тыкву полосатую, свеклу бородатую, капусту сладкую. Дети Было пусто, стало густо. Подбоченилась капуста, И на ножках кочерыжка К нам во двор пришла вприпрыжку. Игра «Капуста» (пальчиковая гимнастика) Логопед. Урожай большой собрали, капусту посолили. А теперь пора и повеселиться. Ведь так было на Руси и раньше: заканчивались работы на полях и огородах, начиналось веселье. Кончил дело – гуляй смело. Песня «Дождик» (муз. М.Ю. Картушиной) Логопед. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет, а снизу метет. Давайте вспомним осенние приметы: — дым стелется – к непогоде; — гром в сентябре – к теплой осени; — осенью тихая вода – будет хорошая зима; — комары в ноябре – быть теплой зиме. Осень по дорожке Ходит не спеша, Под ногами осени Листики шуршат. Хмурая погода, Дождик на дворе, Птицы улетают Стаей в сентябре. Давайте погуляем, соберем разноцветные осенние листочки и с ними потанцуем. Дети танцуют с листочками. Сколько листьев золотых! Соберем скорее их. Игра «Солнышко и дождик» Музыкальный руководитель Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. Игра «Зонт» Логопед Если светит солнышко, Можно погулять, Хлопать, топать весело, В садике играть. Если тучка хмурится И грозит дождем, Спрячемся под зонтиком И дождик переждем. Музыкальный руководитель Дождик шумно пробежал, Всех ребяток испугал. Посидим, отдохнем, Про осень песенку споем. Песня «Падают листья» (муз. Т. Попатенко, сл. Е. Благининой) Осень Добрый день, а вот и я. Здравствуйте, мои друзья. Вас не видела весь год, Наступил и мой черед. Очень долго вас ждала И подарки припасла. Дети (хором, обращаясь к Осени) Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, Осень, спросим, Что в подарок принесла? Осень. Принесла я вам муки. Дети. Значит, будут пирожки. Осень. Принесла вам гречки. Дети. Каша будет в печке. Осень Принесла вам овощей И для супа и для щей. Рады ли вы грушам? Дети. Мы их впрок засушим. Осень. А уж яблоки, что мед! Дети. На варенье, на компот. Осень. Принесла я меду. Полную колоду. Дети Ты и яблок, ты и меду, Ты и хлеба принесла. А хорошую погоду Нам в подарок принесла? Осень. Дождику вы рады? Дети. Не хотим, не надо! Осень Хорошо, пусть солнышко Светит вам в окошечко! Посмотрите, сколько луж, Кто залез – тот неуклюж. А вон там, на той полянке Ежик плачет спозаранку. Дети. Ежик, ты почему плачешь? Ежик. В лесу бродит зверь, я его боюсь. Осень. Сейчас ребята споют тебе песенку и ты перестанешь бояться. Звучит песня «Маленький ежик». Ежик, если ты теперь не боишься лисы, то веселее с ребятами попляши. Исполняется танец «Сапожки» (муз. и сл. М. Картушиной). А сейчас скорей, ребятки, Отгадайте-ка загадку! Возле леса, на опушке, Украшая темный бор, Вырос пестрый, весь в горошках, Ядовитый … (мухомор). Логопед. Осень, сейчас ребята тебя повеселят шуточным танцем. Дети исполняют шуточный танец «Мухоморы». Осень Вы меня повеселили И немного посмешили. Не ведала я до сих пор, Что талантлив мухомор. Логопед Кто раньше встает, Тот грибов наберет, А сонливый да ленивый Идут после за крапивой. Меж еловых мягких лап Дождик тихо кап да кап. Где сучок давно засох, Вырос серый-серый мох. Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб, гриб. Игра «Поймай грибок» Дети делятся на две команды: грибы (3-4 чел.) и грибники – 3-4 пары (6-8 чел.) В центре грибники по парам, грибы – во внешнем круге. Все приседают и поют «Меж еловых мягких лап…». Кто найдет меня, друзья? Это я? Это я! Осень Наблюдала я вчера в лесу Очень интересную игру: На полянке под сосной Прыгал весь народ лесной. Антошка. А как? Осень. Да вот так! Игры-аттракционы Прыжки между «гpибами» (старшая группа). Сбор грибов (младшая группа). Логопед Присядем тихо, отдохнем, Осени стихи прочтем. Вот и осень наступила, Все вокруг позолотила: Разукрасила рябину, Подрумянила калину. Наши Светы и Маринки, Ани, Тани и Иринки Нарядились все в косынки, Заалели, как рябинки. Танец «Рябинки» (муз. А. Филиппенко) Осень Спасибо вам, рябинки, Яркие, приметные, Издали заметные. А когда к вам в гости шла, Вот какой платок нашла. Разноцветный, расписной, Необычный, непростой! Предлагаю, вам, друзья, Поиграть с платочком я. Хотите? Тогда выходите! Игра «Волшебный платок» Под веселую музыку дети пляшут, под спокойную – приседают, закрывая глаза ладошками. Осень ходит между ребятами и накрывает кого-нибудь платком. Осень Раз, два, три! Кто же спрятался внутри? Не зевайте, не зевайте! Поскорее отвечайте! Дети называют имя спрятанного под платком ребенка. Если угадывают – платок поднимают. Ребенок прыгает под веселую музыку, все дети хлопают. Осень накрывает платком внесенную корзинку с яблоками. Логопед. Дети, кто под платочком спрятался? Осень Мы платочек поднимаем, Что под ним, сейчас узнаем! Отодвигает листья, прикрывающие яблоки. Дети. Корзинка с яблоками. Осень Очень весело мне было, Всех ребят я полюбила. Но прощаться нам пора, Что поделать – ждут дела! Добрых вам улыбок, щедрой осени, безбедной зимы! До свидания! (Уходит.) Логопед. Приглашаем всех на чай! До новых встреч на посиделках! Коли будет мимо дорога, Не обходите нашего порога! Список использованной и рекомендуемой литературы Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. М., 1972. Ветлугина Н.А., Дзержин-ская И.А., Соковина Е. Музыка в детском саду. Вып. 4. М., 1972. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1985. Зарицкая Н.В. Календарные музыкальные праздники для детей среднего возраста. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет. М., 2005. Метлов Н. Игры с пением для детского сада. М., 1965. Метлов Н. Песни для дет-ского сада. М., 1974.
«В осеннем лесу»: интегрированное занятие с элементами логоритмики
- 2 октября 2014
Современные стандарты предъявляют определённые требования к результатам реализации образовательной программы ДОУ. В частности, выпускник дошкольного образовательного учреждения должен владеть речью как средством общения, то есть все структурные компоненты речи должны соответствовать условно-возрастной норме. Но большинство детей, поступающих в ДОУ, имеет проблемы в речевом развитии. Помимо звукопроизношения, лексики, связной речи страдают голосовые функции (сила, высота голоса), имеются нарушения темпа, мелодико-интонационной стороны речи, речевого дыхания.
Работа в ДОУ предполагает интеграцию образовательных областей. Поэтому работа по коррекции речи, в частности просодической стороны, осуществляется в тесной взаимосвязи с музыкальным руководителем. Совместно подбираются голосовые игры, музыкальный материал, музыкально-ритмические игры с учётом изучаемой лексической темы. Также при подготовке театральных постановок совместно отрабатывается интонационная сторона той или иной роли, её выразительное исполнение. Итог работы показывается родителям, а также детям из других групп.
Цель занятия: Развитие музыкально-коммуникативного кругозора детей, обогащение их разнообразными впечатлениями за счёт средств интеграции содержания различных образовательных областей.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
- Активизировать, закреплять словарь по теме (имена прилагательные).
- Совершенствовать навык словообразования (образование имён прилагательных от имён существительных).
- Совершенствовать умение детей пользоваться монологической и диалогической речью.
- Закреплять знания детей о явлениях в природе.
- Совершенствовать умение подбирать однокоренные слова к заданному.
- Закреплять навык словоизменения (согласование порядковых числительных с существительными).
- Развивать вокально-хоровые навыки.
- Развивать слуховое восприятие.
- Вызвать эмоциональную и двигательную активность.
- Создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых в музыкально-коммуникативной деятельности.
2. Коррекционные:
- Совершенствовать умение детей изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр.
- Совершенствовать умение воспринимать, различать и воспроизводить различные ритмические рисунки.
- Совершенствовать умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
- Совершенствовать речевое дыхание и связанную с ним слитность речи.
- Совершенствовать неречевое дыхание.
- Совершенствовать умение координировать движения со словом, способствуя речевому развитию детей.
- Развивать общую и мелкую моторные сферы.
3. Воспитательные: Прививать детям любовь и бережное отношение к родной природе.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Ведущий.
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Ребята, эти стихи об осени написал Иван Бунин. Осень – очень красивое время года, и сегодня мы отправляемся на прогулку полюбоваться осенним лесом. Но чтобы не заблудиться, давайте позовём Осень. Ведь она хозяйка в осеннем лесу, она и покажет нам дорогу.
Дети зовут Осень.
Закличка. Автор И.Суриков
Осень, осень, в гости просим. Осень, осень, погости недель восемь С высокими хлебами, с высокими снопами, С листопадом и дождём, С перелётным журавлём.
Осень (входит). Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня?
Дети. Здравствуй, Осень.
Ведущий. Здравствуй, Осень. Конечно, ребята узнали тебя. И сейчас споют о тебе песню.
Песня «Осень», муз. А.Арутюнова, сл. В.Семернина.
Осень. Какая замечательная песня. Я хочу пригласить вас в гости в своё царство. Но сначала нужно потеплее одеться. Давайте вспомним, какую одежду люди носят осенью? (пальто, куртки, шапки). Это демисезонная одежда. Давайте повторим это слово.
Осень. А на ноги мы наденем тёплую обувь. Сейчас мы споём маленькую песенку, а я вам буду показывать, высоким голосом мы поём или низким.
Игра. Наденем на ножки тёплые сапожки, А маленькой Иринке – красные ботинки. (Первая половина фразы поётся высоким голосом, а вторая – низким; показ высоты звука руками).
Осень. Ну что, мы готовы к путешествию. А попасть в осенний лес нам поможет ветер. Ребята, а какой ветер бывает осенью? (сильный, холодный, порывистый и т.д.)
Музыкальный руководитель. Правильно. И песенка у каждого ветра своя. Давайте, мы сейчас изобразим ветер (по схемам дети производят то длинный выдох с использованием голоса на одной ноте, то несколько коротких и т.д.)
Осень. Какие вы молодцы. Ну что, полетели? (Под музыку дети изображают полёт, кружатся).
Осень. Вот мы с вами и в осеннем лесу. Добро пожаловать. Посмотрите, как красиво вокруг. Я разукрасила листья в разные цвета. В какие? (Вжёлтые, оранжевые, красные).
Осень. А если листья разных цветов, значит они… (разноцветные). Правильно. А как можно по-другому сказать:
лист берёзы – … (берёзовый лист) лист осины – … лист дуба – … лист клёна – …
Давайте мы превратимся в ветерки и поиграем с листочками. (Дети кладут на ладонь листочек, делают вдох носом, а на выдохе сдувают лист с ладони).
Ведущий. Осень, а ребята знают танец с листьями. Танец с листьями.
Осень. Какой замечательный танец. Друзья, а вы знаете, как называется такое явление, когда с деревьев опадают листья?
Распевка «Листики летят». Автор М.Сидорова.
Листики летят – это листопад. Мы их соберём – маме отнесём.
Дети показывают звуковысотное направление мелодии.
Осень. Правильно. Ребята. Давайте мы с вами сыграем в игру, которая так и называется «Листопад».
Игра.
Листопад, листопад, (покачивание с одной ноги на другую, руки подняты, движения руками влево и вправо)Листья жёлтые летят, (опускаем руки, совершая при этом волнообразные движения) Покружились, покружились, (кружимся на месте)И на землю опустились (медленно опускаемся на коврик).
Осень. Ой, ребята, а что это за шум? Кто-то к нам спешит (под музыку вбегает зайчик с корзинкой).
Заяц. Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуй, зайчик.
Осень. Куда ты скачешь?
Заяц. Я хожу по лесу и грибы собираю, на зиму запасаю.
Осень. А мы с ребятами знаем про тебя игру. Вот послушай.
Игра для пальчиков.
Зайка по лесу гулял (указательным и средним пальцем изображаем уши зайца)И грибочки собирал (одна рука сжата в кулачок, изображает ножку гриба, вторая рука изображает шляпку):Две волнушки, три лисички, пять груздей и шесть опят (поочерёдно загибаем пальцы).Все грибы – как на картинке, (ладонями изображаем рамку картины)И зайчонок очень рад (указательные пальцы – на щёки, на лице – улыбка).
Заяц. Мне понравилась ваша игра. Осень, а ребята смогут сосчитать, сколько я собрал грибов?
Осень. Конечно. (Дети хором считают: один гриб, два гриба…)
Осень. Ребята, а давайте вспомним, какие слова «живут» в семье слова «ГРИБ» (подбор однокоренных слов – грибок, грибной, грибник, грибница, грибочек).
Заяц. Какие вы молодцы, ребята. Ну, мне пора бежать. До свидания (заяц убегает).
Слышится музыка дождя.
Осень. Вот и дождик начался. А давайте ему прочитаем стихи.
Дождик, дождик, поливай, (поднимаем руки вверх) Будет хлеба каравай (протягиваем руки вперёд). Дождик, дождик, припусти – (поднимаем руки вверх) Дай капусте подрасти (приседаем, опускаем руки вниз). Дождик, дождик, веселей, Капай, капай, не жалей! (Изображаем, как на ладошку капают капли) Только нас не замочи, (грозим пальцем) Зря в окошко не стучи! (изображаем стук кулачком)
Музыкальный руководитель. А ведь у дождя бывают разные песенки. И мы с ребятами сейчас их изобразим (музыкальный руководитель играет на металлофоне ритмический рисунок, дети воспроизводят его на металлофонах).
Осень. Ой, а кто это там под дождём? Да это же сороконожки.
Музыкальная игра «Сороконожка».
Осень. Друзья, наша прогулка подошла к концу. Мы сегодня полюбовались осенним лесом, встретились с зайкой, поиграли. А сейчас мне пора в свои владения. Не забывайте обо мне, и я обязательно вернусь в следующем году. До свидания (дети прощаются с Осенью).
Список литературы:
- Боровик Т.А. Речевые игры на музыкальном занятии. //Дошкольное воспитание. №5, 1998.
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 1985.
- Власова Т.М., Пфафендоурт А.Н. Фонетическая ритмика. – М., 1989.
- Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. Подготовительная группа. – С.-Пб., 2009.
- Колокольчик– С. – Пб., 2003. – №30.
- Музыкальный руководитель. – 2007. – №5.
- https://ilibrary.ru/text/1489/p.1/index.html
- https://stranakids.ru/stihi-pro-osen-dlja-malyshej/2/
- https://www.worldofnature.ru/vse-obo-vsem?view=tales2&id=247
Автор: Елена Викторовна Созыкина, музыкальный руководитель, Людмила Анатольевна Соловьёва, учитель-логопед, МАДОУ №428, г. Екатеринбург, Свердловская область.