Отчет учителя — логопеда о проделанной работе за годметодическая разработка по логопедии на тему


Гимназия с.п. Али-юрт Назрановского района

Годовой отчёт

о проделанной работе учителя – логопеда

Евлоева Р.Х

за 2019-2020 учебный год.

Коррекционно-педагогическая деятельность учителя-логопеда осуществлялась на основании программы коррекционной работы, входящей в структуру основной образовательной программы общеобразовательной организации. Исходя из этого, были определены и реализованы в течение учебного года основные направления деятельности учителя-логопеда (диагностическая, коррекционно-развивающая, организационно- методическая, консультативно-просветительская и профилактическая работа) в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации.

Диагностическое направление работы

В рамках этого направления проводилось углубленное изучение детей, поступивших в первый класс и учащихся с ОВЗ. В ходе обследования выявлялись индивидуальные особенностей речевого развития и причины возникновения проблем в развитии, определялись коррекционные методики воспитании, обучении и социализации учеников с ОВЗ. Логопедическое обследование проводилось в

— сентябре (с 1 по 15 сентября) и последние две недели учебного года (с 15 по 31 мая). Первичное логопедическое обследование позволило судить об уровне речевого развития детей, о том на каком уровне сформированы коммуникативные и регулятивные универсальные действия. По результатам логопедического обследования были определены основные направления, содержание и методы коррекционно-логопедической работы. В процессе осуществления логопедической помощи учащимся с нарушениями речи проводилось промежуточное логопедическое обследование, позволяющее скорректировать имеющуюся индивидуально-ориентированную программу коррекционно-логопедического воздействия и акцентировать внимание на наиболее стойких проблемах речевого развития детей (как в устной, так и в письменной речи).

Результаты обследования учащихся начальных классов.

В период с 1 по 15 сентября 2021 г. было проведено первичное логопедическое обследование детей, поступивших в 1 классы (70 детей в возрасте 6-7 лет). Обследование проводилось по тестовой методике

«Диагностика устной речи младших школьников», использовался альбом для логопеда. По итогам обследования 59% детей (47 учеников) правильно произносили все звуки русского языка, имели достаточный словарный запас и сформированный грамматический строй. У 41% детей (33 ученика) способность анализировать явления языка была снижена, нарушено звукопроизношение, недостаточно развиты фонематические процессы, выявлена бедность словарного запаса и синтаксических конструкций, у некоторых детей наблюдались аграмматизмы в самостоятельной речи.

В логопедический кабинет в первую очередь были зачислены дети с ОВЗ (по рекомендации ПМПК), и обучающиеся у которых нарушение речи может затруднить усвоение общеобразовательной программы. Первоклассники, имеющие нарушения произношения отдельных звуков, взяты на учет или были поставлены в очередь, даны рекомендации родителям по устранению дефектов звукопроизношения дома.

Сведения о наличии детей первых классов с нарушениями звуковой и смысловой сторон речи по классам представлены в таблице.

Класс Нормальное речевое развитие Недостатки устной речи Зачислено в логопедический кабинет
1 А 19 8 6
1 Б 20 7 4
1 В 11 18 10

Большинство детей с нарушениями речи, поступивших в 1 классы 01.09.2019 года, были слабо подготовлены к обучению в школе. У них наблюдался низкий уровень знаний и сведений об окружающем мире, дети плохо ориентировались в пространстве, не всегда точно понимали инструкцию взрослого, мелкая моторика руки была недостаточно развита, мотивация учения крайне низкая. Дети не умели обобщать, сравнивать, анализировать предметы и явления, не могли контролировать свою речь, были некритичны к недостаткам своего звукопроизношения. Первоклассники с нарушениями речи испытывали затруднения при составлении самостоятельного связного рассказа. Высказывания детей были нелогичны и непоследовательны. Дети нуждались в помощи учителя. Речь детей имела в основном форму диалога. Многие стремились к однословным ответам. У детей с нарушениями речи снижена способность к анализу языковых явлений, страдает речеслуховая память и внимание. Все вышеперечисленное осложняло коррекционную работу по преодолению недостатков речи, и привело к увеличению времени коррекционной работы с некоторыми детьми. Родителям первоклассников, которые нуждались в более тщательном обследовании, было рекомендовано обратиться за консультацией к педагогу — психологу школы, посетить с ребенком узких специалистов поликлиники. Родителям, дети которых не усваивали образовательную программу, было рекомендовано пройти с детьми центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.

В письменной речи учащихся 2-4 классов выявлены недостатки:

— опора на неправильное проговаривание,

— замены букв, соответствующие фонетически близким звукам,

— искаженное воспроизведение букв на письме,

— замены и смешения графически сходных букв,

— неправильное деление предложений на слова, что проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.

Общие сведения о количестве зачисленных обучающихся, структуре речевых нарушений за 2021 — 20 учебный год.

Виды нарушений
Системное недоразвитие речи, обусловленное ЗПР ОНР

(общее недоразвитие речи)

ФФНР

(фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)
Зачислено на логопедические

Занятия

11 7 4 3

Отчет

1.Отчет за период дистанционного обучения.

Логопедические занятия посещали 9 обучающихся (дистанционно).

Все дети, которым были рекомендованы коррекционные занятия, имеют системное недоразвитие речи.

Дети, зачисленные на логопедические занятия, имеют нарушение фонематического слуха, звукопроизношения, грамматического строя речи, а также процессов чтения и письма. Большая часть детей имеет диагноз: » Низкий уровень сформированности всех языковых средств ( Системное фонетико — фонематическое и лексико — грамматическое недоразвитие речи.) » Несколько учащихся имеют диагноз: » Низкий уровень сформированности языковых средств при преимущественном нарушении смысловой стороны речи.»

1.Нарушение произношения у детей выглядит следующим образом:

— ламбдацизм- 4учащихся:

— ротацизм – 3 учащихся:

— сигматизм — 2 учащихся: осуществляется взаимосвязь со всеми участ- упражнения для мелкой моторики.

Проводились беседы для родителей по режиму дня в каникулы и выходные дни. Осуществлялись индивидуальные беседы для сбора анамнеза по результатам обследования. Проводились консультации индивидуального характе.

Дифференциация звуков . Автоматизация звуков.

Предоставляется необходимая методическая литература по различным видам работы с детьми имеющими на рушения речи различной сложности.

Проблема.

1. После занятия прошу родителей записать видео с интересующим меня материалом и скинуть мне. У одной девочки выходим на чистый Р, убирая Т и Д перед Р. Во время онлайн – занятия мне слышался чистый Р, а на записи от родителей я услышала призвук Д перед Р.

никами образовательного процесса. Для их пользования приготовлен необходимый материал:

— артикуляционные упражнения:

— дыхательная гимнастика;

По результатам работы выпущены с улучшением и нормой устной и письменной речи 8 учеников. Оставлено для продолжения логопедических занятий 11 детей с ОВЗ из 1 – 3 классов (все по рекомендации ПМПК).

Цифровой отчет прилагается.

Коррекционно-развивающее направление

В содержание данного направления входят следующие аспекты:

— выбор оптимальных для развития ребенка с нарушениями речи коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

— организация и проведение индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи, а также развитию коммуникативных навыков детей.

В рамках этого направления работы выполнялись коррекционно-развивающие программы, составленные с учетом возраста и особенностей развития обучающихся, структуры дефекта, а так же оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

По результатам логопедического обследования были сформированы 4 группы от 3 до 5 детей и 2 подгруппы по 2 ученика. Индивидуальные занятия проводились с 4 учениками с ОВЗ из 1-3 классов. Все занятия проводились в соответствии разработанного перспективного коррекционного плана на каждую группу, подгруппу и расписания занятий в логопедическом кабинете.

Коррекционная работа включала:

1. Развитие устной речи:

— коррекция звукопроизношения;

— развитие фонематических процессов;

— коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи;

— обогащение словаря;

— формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

2. Совершенствование навыков чтения и письма

.

3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков.

4.Развитие психических процессов: (внимания, памяти, мышления).

5.Здоровьесбережение (гимнастика для глаз, проведение дыхательной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики).

6. Коррекцию отдельных сторон психической деятельности:

— развитие зрительного восприятия и узнавания;

— развитие пространственно — временных представлений и ориентации;

— развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

Организационно-методическое направление работы

В рамках этого направления осуществлялись следующие виды деятельности:

— разработка индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ;

— оказание помощи учителям первых классов в составлении адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ, подборе дидактических и методических материалов к коррекционным занятиям;

— ведение документации.

На протяжении учебного года были оформлены следующие документы: речевые карты на каждого ребенка с речевыми нарушениями, перспективный и календарные планы работы, индивидуальные тетради на каждого ребенка, паспорт логопедического кабинета, журнал учёта посещаемости логопедических занятий, годовой отчет о результатах коррекционного обучения.

Учитель-логопед принимал участие в школьных педсоветах, пополнял логопедический кабинет новинками методической и дидактической литературы, изучал информацию о системе инклюзивного образования в целях создании необходимых условий для детей с ОВЗ (в частности, с тяжелыми нарушениями речи) на базе общеобразовательной организации, изучал предлагаемые новые нормативно-правовые документы.

Консультативно-просветительское направление работы

В рамках этого направления в течение учебного года проводилось:

— индивидуальные и групповые консультации родителей по вопросам речевого развития и коммуникации детей. Родители, по мере обращения, были ознакомлены с результатами обследования и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы, им давались рекомендации по выполнению домашней работы;

— индивидуальное консультирование по вопросам формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ, задействованных в инклюзивном процессе, по вопросам онтогенеза устной и письменной речи, проявлений нарушений речевой системы, подбора простейших приемов логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей;

— консультирование педагогов и других участников образовательного процесса по вопросам речевого онтогенеза и дизонтогенеза, создания речевой развивающей среды, по возникающим проблемам, связанным с развитием обучением и воспитанием детей с ОВЗ (с нарушениями речи) в процессе реализации инклюзивной практики.

Консультативную помощь получили родители троих будущих первоклассников. К сожалению, больше обращений не было.

В кабинете имеется стенд «Информация для родителей», материал которого регулярно обновляется.

Профилактическая работа

заключалась в своевременном предупреждении у детей возможных вторичных речевых нарушений, создании условий для их полноценного речевого развития.

Взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса

С учителями начальных классов:

Посещала уроки, проводимые учителями, с целью выработки единых речевых требований к детям с нарушениями речи.

Знакомила учителей с результатами обследования (начало года) и динамикой речевого развития в процессе коррекционной работы.

В течение года велась консультативная работа для учителей школы.

С педагогом-психологом:

Проводили совместное обследование детей и оформление необходимой документации;

Знакомилась с результатами обследования психолога по готовности первоклассников к школьному обучению;

Знакомила психолога школы с результатами логопедического обследования первоклассников.

С родителями:

Проводились индивидуальные консультации по запросу родителей;

С администрацией:

Принимала участие в заседаниях педагогического совета учителей начальной школы.

Повышение квалификации

В течение учебного года изучала методическую литературу.

Работала на сайтах образовательных порталов: логопед-ру

Некоторые трудности в работе:

• Речевые нарушения у детей с ОВЗ, зачисленных на занятия, являются вторичным нарушением и носят системный характер, поэтому требуется длительная коррекция и помощь педагога-психолога школы.

• Низкий контроль со стороны родителей за выполнением домашнего задания /дефекты звукопроизношения/.

Несмотря на некоторые отрицательные факторы, учителями и родителями отмечаются улучшения речевого развития всех учащихся, которые посещали логопедические занятия.

Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы выполнен.

Задачи на 2021 — 2021 учебный год

· Продолжать совершенствовать методы и приёмы своей работы

· Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов с ОВЗ

· Укреплять взаимосвязь с родителями, учителями и специалистами школы.

· Использовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении учащихся-логопатов.

· Повышать квалификационный уровень через работу на сайтах коррекционной педагогики.

Учитель-логопед: Елоева Р.Х.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]