Конспект «Звук и буква В»план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Исправляем произношение

Существует множество приемов, которые помогают правильно произносить звуки. Но любая тренировка начинается с разминки.

  1. Подготовка легких. Ребенок глубоко вдыхает воздух, а потом с силой выпускает его из легких. Показать правильную технику можно с помощью зажженной свечи. Ее ставят на стол таким образом, чтобы воздух во время выдоха задул пламя.
  2. «Качели». Кроха широко улыбается с открытым ртом. Взрослый считает вслух до двух. Малыш на каждый счет водит кончиком языка от правого уголка губ к левому, потом наоборот. Необходимо следить, чтобы нижняя челюсть оставалась в неподвижности.

  3. «Окошко». Рот широко открывается и задерживается в таком положении на три счета. Со временем продолжительность увеличивают.
  4. «Чистим зубы». Кроха открывает ротик и пытается широко улыбнуться. Кончик языка скользит по зубам из стороны в сторону, имитируя движение зубной щетки. Продолжительность — 3 минуты.

  5. «Рычание». Очень веселое упражнение, которое дети охотно выполняют. Они играют в семейство тигров, которое рычит друг на друга.

Организация занятий

Стоит взять на вооружение правила, которые сделают тренировки комфортными.

  1. Занятия проводят в игровой форме. Взрослые могут использовать готовые сказки или придумывать их вместе с ребятишками. Увлекательная информация легко запоминается, и слова произносятся рефлекторно.
  2. Тренировки нуждаются в систематизации. Четкий режим дня очень важен для детской психики, поэтому трижды в неделю устанавливается определенное время для комфортного проведения занятий. Если кроха болен или капризен, то лучше отложить гимнастику до более благоприятного периода.
  3. Время проведения тренинга должно составлять 10–15 минут. Не стоит увеличивать продолжительность, потому что дошкольникам сложно будет сосредоточиться.
  4. Получить правильный звук удается далеко не с первого раза. Необходимо запастись терпением и настойчивостью.
  5. Специалисты рекомендуют заготовить карточки с изображением животных или предметов, в названии которых присутствует проблемный звук. Во время занятий следует наблюдать, где труднее дается произношение: в начале, конце или середине слова.
  6. Занятия перед зеркалом — отличный вариант. Маленький человечек видит не только артикуляцию взрослых, но и свою собственную.

Причины неправильного произношения

Недостатки звукопроизношения могут возникнуть из-за врожденных анатомических дефектов органов речи. Они вызывают гнусавость, искажение тембра, изменение силы голоса. Неправильно выговаривают звуки дети со сниженным физиологическим слухом.

Активно разговаривать детвора начинает после двух лет. Некоторые говорят охотно и внятно, а некоторые – мало и непонятно. Если врач не нашел физиологических причин для нарушения речи, то дефекты в разговоре – вина родителей. Либо они мало разговаривают с ребенком, либо речь у них слишком быстрая. Кроха не понимает, как правильно произносить звуки, поэтому искажает их.

Ошибочное произношение становится следствием неправильного поведения родителей, которые по-детски лепечут и сюсюкают со своим чадом. Со временем малыш привыкает к неверному проговариванию, поэтому исправить дефекты становится сложно.

Речь — часть коммуникации

Маленький человек познает мир при непосредственном участии взрослых. Общение не ограничивается только уходом, оно складывается в результате совместной деятельности разных поколений. В семьях, где родители чрезмерно опекают свое чадо, ощущается нехватка речевого общения.

Правильная тактика воспитания — побуждать кроху выражать свои желания с помощью слов. Так складывается активная речь и совершенствуется понимание разговора.

Родители должны общаться правильным и четким языком не только между собой, но и с ребенком. Тогда он не будет отставать в речевом развитии. Пассивное отношение старшего поколения к формированию разговорных навыков способствует задержке в общем развитии их отпрыска.

Ребятишки с дефектами дикции часто стесняются говорить, отказываются от произношения сложных слов, становятся капризными, с неохотой посещают школу.

Продолжи фразу

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый … (василек). Без разгона ввысь взлетает. Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Наш советский … (вертолет)

Перед домом на Садовой Сели мы в троллейбус новый. Из открытого окна Вся Садовая… (видна).

День рожденья у меня — Подарили мне коня. Замечательный какой! Голубой-преголубой. Ездить нужно осторожно, За рога держаться можно. Жаль вот только — гривы нет… Что за конь? … (Велосипед.)

Если руки ваши в ваксе, Если на нос сели кляксы, Кто тогда нам первый друг: Снимет грязь с лица и рук? Без чего не может мама Ни готовить, ни стирать? Без чего, мы скажем прямо, Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба, Чтоб росли колосья хлеба, Чтобы плыли корабли,- Жить нельзя нам без … (воды)

Грязнулю всегда Выручает … (вода).

— Не пойму, ребята, кто вы? Птицеловы? Рыболовы? Что за невод во дворе? — Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошел. Мы играем в … (волейбол).

Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый … (воробей).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]