Конспект логопедического занятия по звукопроизношению «Звук щ»план-конспект занятия на тему


Постановка звука щ различными способами.

1. По подражанию:

— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (шипит маленькая змея и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.

2. От артикуляционного уклада:

— ребенку предлагается воспроизвести артикуляционный уклад звука, применить правильную воздушную струю, определить наличие/отсутствие голоса; в результате должен получиться нормированный звук.

3. От опорного звука:

— ребенку предлагается длительно произносить звук Ч – Ч Щ Щ Щ…

4. От опорного звука с механической помощью:

— ребенку предлагается произнести слоги СИ — АСЬ, шпателем слегка приподнять кончик языка к альвеолам, легонько отодвигая его назад, в результате должен получиться звук Щ.

Исправление нарушений произношения звука Щ

Ребенку предлагается произнести долгий звук Ш, в это время логопед продвигает уголки губ, получается звук Щ.

[Ч]

Недостатки произношения шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков называют сигматизмом. (Искажения называют сигматизмом, замены – парасигматизмом).

Виды сигматизма:

1. Межзубный сигматизм.

2. Губно-зубной сигматизм.

3. Призубный сигматизм.

4. Шипящий сигматизм..

5. Боковой сигматизм встречается в двух формах:

1) голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху;

2) спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по одной или обеим сторонам рта у коренных зубов.

6. Носовой сигматизм.

Парасигматизмы шипящих звуков проявляются в следующих основных заменах: Ч – Ш.

При постановке аффрикаты Ч логопед предлагает логопату произносить слог АТЬ и в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога АТЬ слышится АЧ, вместо ОТЬ — ОЧ, вместо УТЬ — УЧ и т. д. По мере того как логопат закрепляет этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков С и Ц.

[Р]

Недостатки произношения звуков Р, РЬ

называют
ротацизмом,
замены звуков
Р, РЬ – параротацизмом.
Виды ротацизма

1. Губно-губное,или «кучерское» произношение, при котором губы вибрируют как в звукоподражании тпру.

2. Одноударное произношение.В этом случае вибрация кончика языка отсутствует, кончик языка ударяется лишь один раз об альвеолы верхних резцов.

3. Боковое произношение. При этом виде произношения различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем произношении кончик языка отклоняется вправо или влево (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Картавое, или горловое произношение. Выделяются два его подвида: велярное Р, которое образуется вибрацией мягкого нёба, и увулярное, при котором вибрирует маленький язычок.

5. Носовое произношение, когда звук Р с гнусавым, носовым оттенком, так как воздушная струя проходит через нос.

Звук Р чаще всего заменяется следующими звуками: л, л’, ј, д, г, в.

В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука Р необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида.

Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный Р, артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации.

Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние Ш и Ж, получить фрикативный Р нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему Ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный Р на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

Для выработки вибрации следует исходить из быстрого повторения на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом — при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а несколько глубже — с деснами верхних резцов или даже с альвеолами.

Упражнение может состоять вначале из двух — и трехкратного равномерного повторения звука д (дд, дд, дд… ддд, ддд, ддд…), затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД дД дД, ддД, ддД, ддД…) и далее из многократного повторения звука д как равномерного (ддддддд…), так и с ритмическим выделением, допустим, каждого третьего звука серии (ддД, ддД, ддД, ддД). Работать должен только язык при неподвижном положении нижней челюсти.

В дальнейшем двух-, трехкратное повторение звука д завершается произношением гласного, а или ы (дда, дда, дда… дды, дды, дды… ддда, ддда, ддды… ддды…).

Другой прием выработки вибрации состоит в том, что во время длительного произнесения фрикативного Р под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывается механическое колебание языка, попеременное смыкание и размыкание его переднего края с альвеолами. Вместо зонда может быть с успехом использован палец самого ребенка, предварительно чисто вымытый или обтертый ваткой, смоченной в спирте. Вначале движение пальца осуществляется пассивно, с помощью логопеда, который держит кисть ребенка. В дальнейшем ребенок действует самостоятельно.

После того как будет достигнута вибрация, необходимо путем разнообразных упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющемся темпе, добиться автоматизации усвоенной артикуляции и избавиться от излишне раскатистого произношения Р, неизбежного на ранних этапах работы. Если вначале получится только твердый Р, то одновременно с его закреплением необходимо начать работу над мягким Р’. Если же вначале получится мягкий Р’, то параллельно с его закреплением следует начать работу над твердым Р.

[Л]

Недостатки произношения звуков Л, ЛЬ называют ламбдацизмом, замена звуков Л, ЛЬ – параламбдацизмом.

Виды ламбдацизма:

1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдацизма кончик языка находится между зубами.

4. Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук Л произносится с более приподнятой средней частью спинки языка.

5. Носовое произношение. При этом виде ламбдацизма мягкое нёбо опущено, корень языка поднимается до мягкого нёба, воздух уходит в нос, слышится очень неприятный гнусавый звук.

К параламбдацизму относятся все замещения твердого или мягкого звука Л другими звуками: в, у, р, д, ы, н, л’.

Для исправления ламбдацизма используются следующие приемы.

Сначала ребенку дают задание по предлагаемому образцу, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно А или Ы. Теперь логопед только формулирует инструкцию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный Л, на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение.

Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произнесению полученного звука в слогах с гласным А: сначала в закрытом слоге (АЛ), затем между гласными (АЛА) и, наконец, в открытом слоге (ЛА). Далее вводятся слоги с гласными Ы, О, У (ала, алы, ало, алу, ла, лы, лу и т. д.).

В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только Л, но и его мягкую пару — ЛЬ, исправление первого звука служит надежной базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда (ЛИ, ЛЕ), а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих ЛИЛ’ (ла-ля, ло-лё, лу-лю).

После того как будет достигнута правильная артикуляция звука Л и проделаны упражнения по его закреплению на материале слогов, слов и фраз, в случаях параламбдацизма необходимо провести ряд упражнений, направленных на выработку дифференциации вновь усвоенного звука и того, которым он ранее заменялся.

[К]

Недостатки произношения звуков К и КЬ носят название каппацизма.

Те разновидности дефекта, которые связаны с заменых этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом.

Встречаются три основных вида каппацизма.

Особенность первого вида состоит в том, что вместо звука к слышится характерный негромкий гортанный щелчок. Он возникает в результате того, что голосовые связки плотно смыкаются, действием дыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взрывается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Ко второму виду относится паракаппацизм в виде замены звука К на звук Г («тапуста», «рета», «паут»).

В третьем случае взрывной звук К заменяется фрикативным Х («хапуста», «реха», «паух»), что опять-таки характеризует дефект как паракаппацизм.

Аномалией в строении речевого аппарата, предрасполагающей к возникновению каппацизма, является неправильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком узким и высоким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки.

И

справление каппацизма. Если не удается исправить К на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки К от К с помощью шпателя. Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Повторному произнесению тех же слогов предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удержание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо ГО получается ГЯ. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо ГА должно получиться КЯ. Наконец, шпатель продвигается еще глубже и получается чистый К.

Проводя упражнения на закрепление звука К в слогах и словах, логопед должен следить за тем, чтобы перед гласными переднего ряда (КЕ, КИ) смычка языка с нёбом перемещалась вперед. В противном случае не будет получено правильное звучание этих слогов, в которых твердый К переходит в мягкий КЬ.

Добившись правильного произношения звука К, можно затем без затраты каких-либо дополнительных усилий получить его мягкую пару — КЬ.

В тех случаях, когда исправляют паракаппацизм, выражающийся в замене звука К на тили Х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены и на закрепление звука к, и на дифференциацию этого звука с его прежним заместителем.

[Г]

Недостатки произношения звуков Г и ГЬ носят название — гаммацизма.

Те разновидности дефекта, которые связаны с заменых этих звуков какими-либо другими, называются парагаммацизмом.

Недостатки произношения звука г в общем аналогичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других — южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в-третьих — гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибрацией голосовых связок (украинский звук г).

Встречается также — чаще у детей дошкольного возраста — пара-гаммацизм в виде замены г звуком д («дуси», «рода» вместо гуси, рога).

Если ребенок правильно произносит звук К (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в показе и объяснении отличия звука Гот его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у себя, и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если описанные приемы не приведут к цели, следует воспользоваться механическим способом постановки звука Г от Д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки К от Т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог ДЯ (первый этап), затем в ГЯ (второй этап) и, наконец, в ГА (третий этап).

За первичной постановкой звука Г следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, выражающегося в замене звука Г на Д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.

[Х]

Недостатки произношения звуков Х и ХЬ носят название — хитизма.

Те разновидности дефекта, которые связаны с заменых этих звуков какими-либо другими, называются парахитизмом.

Недостатки произношения звука х могут проявляться либо в нарушении нормального его звучания (хитизм), либо в замене его звуком к (парахитизм). В первом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхаемый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми складками. Вместо халва, муха, мох слышится тогда «hалва», «муhа», «моh». Такое образование х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), несвойственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку.

Исправление хитизма и парахитизма.

В обоих случах следует прежде всего попытаться получить правильное произношение Х исходя из звука К и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде КХ. В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользоваться другим. Он заключается в постановке Х от С механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ставится К от Г. Ребенка побуждают произнести слог СА, протягивая согласный звук — СССА. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо СА получается нечто среднее между СЯ и ЩА. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога СЯ в ХЯ, а при еще более глубоком нажиме получается ХА.

[Й]

Недостаток произношения звука Й (j) называется йотацизмом.

Недостатки произношения звука j (Й) встречаются преимущественно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком Л’ («ляблоко», «обезляна», «трамваль» вместо яблоко, обезьяна, трамвай;

«лёжик», «ружлё» вместо ёжик, ружьё;

«любка», «игралю» вместо юбка, играю).

Исправление недостатка в простейших случаях может быть достигнуто путем временного замеен звука Й (j) гласным И. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа ИА, АИА, ИО, АИ, ОИ и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся простейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа — иаблоко; ио -иожик; аи — играй; ои — стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно длительность гласного и сокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки Й (j) от З, аналогично тому, как Х ставится от С, но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог ЗА (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между З’А и Ж’А. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое ja.

Подобным же образом из сочетания АЗА получается aja.

Далее из сочетаний ЗО, ЗУ, ЗЕ, АЗО, АЗУ, АЗЕ получаются слоги jo(ё), jy(ю), jэ(e), аё, аю, ае и т. п.

Правильная артикуляция шипящих Ш, Ж

Для начала разберемся как работает речевой аппарат при произношении шипящих. При точном повторении артикуляции Ш звучит чисто. Внимательно следите за тем, как дошкольник ставит язык и достаточно ли вытягивает губы вперед.
Артикуляционный аппарат в идеале работает так:

  • губы, как при выдохе, выдвинуты вперед;
  • между зубами еле заметная щель;
  • язык ставим так, чтобы он стал похожи на чашку;
  • выдыхаем воздух в центр языка;
  • для произношения Ж включаем в работу голос.

Артикуляционная гимнастика для звука Ш и Ж развивает у детей трудные движения в речевом аппарате. Дифференциация звуков ш, ж (их различение) заключается в следующем:

  • голос принимает участие в формировании Ж,
  • Ж-звонкий, а Ш-глухой,
  • для закрепления понятия проговариваем вместе с ребенком следующие пары слов: шар-жар, Саша-сажа, Луша-лужа, шаль-жаль, машут-мажут.

Подобные задания помогут не путать шипящие и разовьют фонематический слух.

Артикуляционные упражнения на шипящие звуки

Для более легкого восприятия материала, представляем вам основные логопедические упражнения с картинками. Стоит отметить, что данные упражнения подходят для автоматизации не только Ш, но и других букв (например Р, Л, Щ, Ж).

Улыбка. Из названия становится понятно как следует выполнять упражнение. Широко улыбаемся и показываем белые зубки.

Трубочка. Губы тянем вперед так, как будто собираемся произнести У-у-у.

Чистим зубы. Губы в улыбке, языком водим внутри верхних зубов из стороны в сторону.

Варенье. Медленно облизываем верхнюю губу от носа вниз.

Качели. Кончик языка движется сверху вниз: от верхних зубов к нижним.

Ветер. Губы принимают положения для произношения У. Из этого положения дуем на предметы, находящиеся на столе. Это могут быть: шарик из бумаги, из ваты, небольшие мячики, игрушечные машинки и цветные карандаши.

Лошадка. В данном упражнении изображаем звук копыт лошади.

После выполнения предложенных упражнений, переходим к их автоматизации. Для дополнительных занятий вы можете воспользоваться конспектом индивидуальных занятий с картинками (буклетом) в пособиях по логопедии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]