Дифференциация звуков [ч]-[т], [ч]-[ц], [ч]-[щ]
Наиболее легкое, но в то же время действенное упражнение.
Произносить по очереди следующие слоги:
ца —ча — ща – та | цо — чо — що – то | цу —чу — щу – ту |
цы —чи — щи – ти | це —че — ще – те | ща —ча — ца – та |
що — чо — цо – то | щу — чу — цу – ту | щи — чи — цы – ты |
ще —че — це – те | ац — ач — ащ – ат | оц — оч — ощ – от |
уц — уч — ущ – ут | яц — яч — ящ – ят | иц — ич — ищ – ит |
ец — еч — ещ – ет | ащ —ач — ац – ат | ощ —оч — оц – от |
ущ —уч — уц – ут | ящ — яч — яц – ят | ищ —ич — иц – ит |
ещ —еч — ец – ут |
Сто тысяч почему
Close
Произнесение звука «Ч» нередко вызывает сложности у детей. Чтобы научить ребенка произносить его, нужно пройти несколько этапов.
Подготовительная работа
Работу над любым звуком стоит начинать с артикуляционной гимнастики. Это позволит размяться и настроиться на работу. Для разминки можно выбирать любую игровую методику. Рассмотрим лишь несколько вариантов.
1. «Качели»: такое упражнение помогает укрепить мышцы языка и научить ребенка управлять кончиком языка. Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок поочередно касается языком верха полости рта и низа, затем верхних зубов и нижних, места за верхними зубами и нижними.
2. «Язык шагает через зубы» Рот открыт, губы в улыбке. Ребенок касается языком наружной и внутренней поверхности верхних и нижних зубов.
Кроме того, можно попросить ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «Ч». Затем следует произносить сначала просто разные звуки, потом слоги и слова. Этот прием позволит оценить, насколько хорошо малыш узнает нужный звук. Если у ребенка лучше развито наглядное мышление, стоит вместо слов предложить ему картинки, в названии которых есть «Ч».
Дыхательные упражнения
Постановка звука «Ч»
Звук «Ч» состоит из звуков «Щ» и «ТЬ». Это значит, что ребенок, правильно произносящий последние два звука, легко справится и с произнесением «Ч». Существует два способа постановки данного звука.
1. Ребенок должен очень быстро произнести сочетание звуков «ТЬ» и «ШЬ». При этом очень важно, чтобы губы находились в широкой улыбке. 2. Ребенок очень быстро произносит звук «ТЬ», повторяя его. Сначала язык должен касаться основания зубов с внутренней стороны, затем следует постепенно отодвигать его немного глубже, к альвеолам. Если научить произносить «Ч» не удается, можно обратиться к логопеду, который поставит звук с помощью специального зонда.
Чтобы убедиться, что звук поставлен, следует проверить, как ребенок произносит его изолированно. Для этого также применяются игровые методики: малыша можно попросить имитировать ход часов с помощью звука «Ч» или успокоить кого-то («Ч-Ч-Ч»). Если всё в порядке, можно приступать к автоматизации.
Автоматизация звука «Ч»
Проводить автоматизацию нужно с учетом возраста ребенка. С малышом лучше всего использовать картинки или игрушки, с детьми постарше отлично подойдут стишки и песенки. Начинать стоит с произнесения слогов, а затем постепенно переходить к словам и предложениям. При этом нужно подбирать такой материал, чтобы звук «Ч» оказывался в разных позициях. В любом случае автоматизация должна проходить в игровой форме. Игры можно использовать самые разные.
1. «Песенки вместе с любимым персонажем». Необходимо выбрать любого сказочного или мультипликационного персонажа, который интересен ребенку, написать на карточках слоги, содержащие букву «Ч». Затем нужно предложить следующее задание: «Твой любимый герой решил помочь тебе научиться произносить «Ч» и приготовил для тебя песенки из слогов. Спой вместе с ним! Ча-ча-ча; Чо-чо-чо; Чу-чу-чу; Чи-чи-чи». Очень важно, чтобы звук «Ч» ребенок в слоге произносил правильно, только в этом случае можно переходить к следующему слогу. 2. «Эхо». Ребенок должен повторить несколько слов, произнесенных взрослым, в том же порядке, выделяя звук «Ч». 3. «Предложение». Для этого упражнения можно написать несколько слов с буквой «Ч» на бумаге или использовать картинки. Задача ребенка — составить с каждым из них предложение. 4. «Детеныши». Следует предложить назвать детенышей различных животных и птиц (белок, зайцев, галок, волков), выделяя при этом звук «Ч». 5. «Неразбериха». Ребенку предложены наборы букв из одного слова в перемешанном порядке. Его задача — собрать слово и произнести.
Постановка и автоматизация звука «Ш»
Поделиться в соц. сетях
Мне нравится
Похожие записи:
Упражнения для развития выдоха
- Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
- Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
- Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
- Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
- Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).
Постановка звука Ч
Цель: научить ребенка произносить нормированный звук ч.
Оборудование: схема строения артикуляционного аппарата при произношении звука ч; зонд, шпатель; картинки-символы, предметные картинки.
Постановка звука ч различными способами.
1. По подражанию:
— ребенку предлагается образец произношения звука в сочетании с игровыми образами (стрекотание кузнечика и т.п.); одновременно используется зрительный контроль за правильной артикуляцией, тактильные (осязательные) ощущения.
2. От слияния составных частей аффрикаты ч:
— ребенку предлагается произносить на выдохе звуки т’, щ: сначала медленно, затем быстро и резко (слитно).
3. От опорного звука:
— ребенку предлагается произнести слог ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад; можно дополнительно имитировать движение языка руками.
4. От опорного звука с механической помощью:
— ребенку предлагается произнести звук/слог ть/ать, обратив внимание на смычку языка с альвеолами, постепенно отодвигая язык назад шпателем, заведенным по язык;
— ребенку предлагается произнести звук ть, одновременно слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед – «рупором»: кончик языка при этом отодвигается назад, слышится звук ч.
Исправление нарушений произношения звука/Ч/
Ребенку предлагается поднять кончик языка к «бугоркам» за верхними зубами и произнести сочетание «ать». При этом логопед, нажимая пальцами на уголки губ ребенка, выдвигает их вперед. Получается «ачь».
Упражнения для губ
- “Гримасы клоуна”. Удержать губы в улыбке. При этом губы должны быть напряжены, а зубы не видны. Длительность упражнения – 15 секунд.
- “Заборчик”. Снова улыбнуться, но при этом зубы сомкнуть и обнажить. Держать положение в течение 10 секунд.
- “Трубочка”. Вытянуть губы в трубочку, удержать на протяжении трети минуты. Зубы не соединяются.
- “Бублик”. Губы округлить и слегка вытянуть вперед. Удержать в положении 15 секунд.
Для достижения хорошей артикуляции упражнения нужно чередовать, каждый раз меняя последовательность.
Упражнения для языка
Упражнения для языка делятся на статические и динамические.
Статический комплекс:
- “Лопаточка”. Язык расслабить и положить его на нижнюю губу. Задержаться в этом положении на 10 секунд (край языка должен касаться уголков губ).
- “Острие иглы”. Язык достать из полости рта, выровнять и напрячь – язык в это время должен быть ровным и узким.
- “Сердитая кошка”. Кончиком языка упереться в нижние зубы, а серединой коснуться верхнего неба. Задержаться в положении на полминуты.
Объяснительная и другие виды речи как уровень развития дошкольника
Динамический комплекс:
- “Наказание для языка”. Высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Губами прижимать язык и произносить пя-пя-пя.
- “Часики”. Высунуть язык и тянуться им то к одному уху, то к другому. Весь речевой аппарат держать в напряжении.
- “Качеля”. Высунуть язык, тянуть его попеременно к носу и подбородку.
- “Лошадь”. Щелкать языком, имитируя удары подковы. Середина языка все время прижата к небу.
- “Маленькие индюки”. Языком водить по верхней губе вперед-назад таким образом, чтобы получился звук бл-бл. Скорость движений постепенно увеличивается.
Возраст ребенка и готовность его речевого аппарата
Схематически речевое развитие ребенка можно поделить на этапы.
1 этап. Подготовительный
Возраст малыша – до 1 года. В это время важным моментом развития малыша является гуление и лепетание. Сначала звуки появляются непроизвольно, а к 5 месяцев ребенок учится подражать взрослым и отвечать им.
2 этап. Преддошкольный
Длится от 1 до 3 лет. В этот период дети начинают разговаривать односложными фразами (Вместо “Бабушка, иди” говорят “Баба, ди”). До двухлетнего возраста наращивается словарь предметов и глаголов (до 24 месяцев словарный запас составляет 90-100 слов).
После двух лет начинается работа над качеством речи, формируется четкое произношение большинства звуков.
В преддошкольном периоде родители должны обратиться к логопеду в том случае, если малыш не складывает слова в короткие предложения.
3 этап. Дошкольный
Длится до 7 лет. К этому возрасту активный словарь ребенка включает себя 3000 слов. В 3-4 года малыш ещё может заменять некоторый звуки (ц, ч на ть), смягчать согласные звуки.
К 5 годам смягчение должно пройти, формируются свистящие и шипящие звуки.
К 6 годам ребенок учится произносить звуки Р и Л, в речи появляются сложные правильно построенные предложения.
4 этап
В 7 лет речь ребенка должна быть полноценным средством общения. Дети не только произносят все звуки речи правильно, но и различают их на слух, умеют их анализировать. В речи появляются союзы и союзные слова, ошибок в произношении практически нет. После нескольких замечаний ребенок анализирует речь и исправляет ошибки.
5 период. Школьный
Длится с 7 до 17 лет. В это время доводится до совершенства речь, как устная, так и письменная. Возрастной период с 7 до 9 лет считается критическим. Это объясняется тем, что после 9 лет ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится неспособным к обучению.
До 11 лет исчезают все фонетические ошибки в произношении.