Конспект НОД в подготовительной логопедической группе на тему: «Осень»


Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия по теме «Осень»

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у детей дошкольников с ОНР.

Коррекционно-образовательная задача:

  • систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
  • активизировать глагольный словарь по данной теме;
  • продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
  • продолжать учить согласовывать движения с речью.

Коррекционно-развивающая задача:

  • развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику;
  • продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательная задача:

  • воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: презентация, осенние листья, музыка «Звуки осеннего леса», мяч.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Разучивание стихотворений об осенних месяцах.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

Логопед: Правильно, мы отправляемся в Осень.

Звучит музыка осеннего леса.

2. Игра «Осенняя копилка».

Логопед:

— Назовите, какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

— Расскажите стихотворения об осени (Дети рассказывают стихи об осенних месяцах).

Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к нам пришёл?

Всё мрачней лицо природы, Почернели огороды, Оголяются леса, Смолкли птичьи голоса. Медведь в спячку завалился… Что за месяц к нам явился?

Поле чёрно-белым стало. Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи… Что за месяц, подскажи?

Логопед:

— Ребята, назовите, какие осенние признаки вы знаете?

  • Небо покрыто тучами. Солнышко все реже выглядывает из-за туч.
  • Дует злой северный ветер.
  • Часто идет холодный дождь.
  • Листья на деревья желтеют, краснеют, опадают.
  • Листья покрывают землю разноцветным ковром.
  • Птицы улетают в теплые края.
  • Люди собирают урожай.
  • В лесу появились грибы и ягоды.

3. Игра «Подбери действие».

Логопед:

— Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный, Будет в руки к вам скакать И вопросы задавать.

Логопед:

— Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

Листья осенью (что делают?) — Листья осенью желтеют, опадают и т.д. Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т.д. Урожай осенью — Урожай осенью убирают. Птицы осенью — Птицы осенью улетают. Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья. Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

4. Дыхательная гимнастика

Логопед:

— Возьмите тот лист, который вам нравится больше всех и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуем на листочки.

Выполняем дыхательную гимнастику.

Вот какой листопад у нас с вами получился.

5. Игра «Осенние листочки».

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Листопад, листопад, (в руке листья, взмахи поочередно обеими руками) Листья желтые летят, Под ногами шелестят (приседают, бросают листья на пол) И летят, летят, летят…

6. Пальчиковая игра “Осенний букет”.

Логопед:

— Ребята, давайте соберём осенний букет.

Дети произносят хором: Раз, два, три, четыре, пять – Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки). Листья берёзы. Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы). Мы соберём В вазу осенний Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

7. Пересказ рассказа по картинкам.

Логопед:

— Послушайте рассказ и постарайтесь его пересказать по картинкам.

«Осень»

Наступила осень. Солнце греет слабо. Дует сильный ветер. По небу плывут серые тучи. Часто идет холодный дождь. Ветер срывает с деревьев жёлтые листья. Листья покрывают землю разноцветным ковром. Птицы улетают на юг.

Пересказ рассказа.

8. Релаксационная минутка.

Логопед:

— А теперь давайте отдохнём. Ложитесь на жёлтую осеннюю полянку, закрывайте глазки, расслабьтесь.

Дети лежат «на полянке», логопед читает стихотворение.

«Осенью» (А. Плещеева)

Осень наступила. Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит; Ветер в поле воет; Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья Птички улетели В тёплые края.

Звучит спокойная музыка.

9. Итог занятия.

Логопед:

— Занятие подошло к концу, скажите, о каком времени года мы говорили на занятии? Что бывает только осенью?

Переход Валентина Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 «Березка» Волоконовского района Белгородской области
  1. Задания логопеда по теме [Осень]
  2. Конспект занятия по развитию связной речи, тема [Осень], старший дошкольный возраст
  3. Домашние задания по лексической теме «Осень» для детей старшей логопедической группы
  4. Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия: Постановка звука [Ш]
  5. Информация для родителей подготовительной группы по лексической теме «Золотая осень»

(4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Статья:

Коррекционно-образовательные цели:

  • Активизация словаря по лексической теме «Осень»;
  • Учить образовывать однокоренные слова к слову ОСЕНЬ:
  • использовать синонимов;
  • Формировать навыки составления короткого описательного рассказа;
  • Закрепить умения детей выполнять слоговой анализ и синтез.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Закреплять представление о характерных признаках осени.
  • Заучивание стихотворения И. Михайловой «Как обидно» путем моделирования.
  • Активизировать в речи детей образные выражения из стихотворений.
  • Развивать эмоционально – эстетическое восприятие детьми родной природы в поэтическом слове, музыке и изобразительной деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать чувство любви к родной природе.
  • Формировать навыки коллективной работы.

Оборудование: модели стихотворения, рассказа, компьютер, музыка Чайковского «Октябрь», карточки «Осень» (дом, дерево, тучи), карточки (схемы с 1,2, 3 слогами).

Интеграция образовательных областей:

  • Познание.
  • Коммуникация.
  • Чтение художественной литературы.

Используемые образовательные технологии:

  • Игровая технология.
  • Информационно-коммуникативные технологии.
  • Здоровье-сберегающая технология.

Словарная работа:

Расширять предикативный (глаголы: кружиться, летать, осыпаться, падать и др.) и адвербиальный (прилагательные: поздний, золотой, багряная, яркий и др.) словари.

Активизировать словарь: листопад, золотистая, капризная, поздняя (осень), короче лазурное, хмурое, пасмурное (небо), мелкий, моросящий (дождь) и др.

Предварительная работа:

Знакомство с русскими поэтами. Заучивание стихотворений А.С. Пушкина «Унылая пора. Очей очарованье», А.И. Плещеев «Осенью», И. Бунин «Лес, точно терем расписной».

Знакомство с приметами осени.

Рисование на тему: «Золотая осень», аппликация: «Клен осенью» Наблюдение за осенней природой, сбор листьев для изготовления «Осеннего букета».

I.Организационный момент.

Учитель-логопед: (в дальнейшем У-Л:)

-Здравствуйте, гости! Здравствуйте, дети! Каждый день надо начинать с хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте с вами поздороваемся.

Песенка –приветствие ЗДРАВСТВУЙ Т. Сикачевой

Здравствуй солнце золотое! Руки над головой, пальцы раздвинуты в виде лучей

Здравствуй, небо, голубое! Показать небо

Здравствуй, вольный ветерок! Показать ветерок (машем руками влево-вправо)

Здравствуй, маленький дубок! Показать дубок.

Здравствуй, Утро! Жест вправо

Здравствуй, День! Жест влево

Нам здороваться не лень! Руки к груди, затем развести в стороны.

Дети садятся.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Октябрь» (показ слайдов на осеннюю тему).

Учитель-логопед: (на фоне тихой музыки).

Тихо в осеннем притихшем лесу, Листья кружатся, смотри на лету, Будто о жизни прошедшей грустят, Дереву словно: «Прощай» говорят.

Воздух прозрачен, чист и душист, Разноцветным ковром ложится лист. Поздний осенний цветок веселит, Прозрачный ручей мирно журчит,

Певчие птицы к отлету готовы, Труженик — дятел деревья долбит, Желуди дуб роняет, шуршит, Дерево клен цветом красным горит.

И хочется видеть всё то без конца – Картину, достойную кисти творца. Пышные ивы склонились к воде, Желтые косы полощут в воде.

У-Л: Посмотрите, как стало все вокруг ярко и красиво. Зал наполнился красками. А у вас радостное настроение? (ответы детей) Вот и хорошо.

II. Основная часть.

Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте…

Несу я урожай, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен И елочек. Я…… (Осень)

-Да, действительно осень. Осень – удивительное, очаровательное время года. Она радует нас изобилием красок, пышным убранством. Про осень можно сказать много красивых слов. А какие слова вы знаете об осени?

Проводится игра: «Слово на ладошке». Осень, какая?

— Многие поэты любили это время года и воспевали в своих стихах. Кто знает стихи про осень? (дети читают стихи, называют автора). А какие слова и выражения особенно понравились вам в этих стихах?

— Ребята, осень-это не только красивое время года, но и немного грустное. Я предлагаю вам послушать стихотворение И. Михайловой «Как обидно»:

Осень длинной тонкой кистью Перекрашивает листья Красный, желтый, золотой Как хорош ты лист резной

А ветер щеки толстые надул, надул, надул И на деревья пестрые подул, подул, подул Красный, желтый, золотой Облетел весь лист цветной!

Как обидно, как обидно… Листьев нет, лишь ветки видно.

Вопросы к детям:

— О каком осеннем явлении идет речь в этом стихотворении?

— В какие цвета перекрашивала осень листья в стихотворении.

— Чем красила осень? (предложить повторить строки по тексту)

— Покажите как ветер щеки надувал.

Давайте покажем, как ветер подул на деревья. Красный, желтый, золотой Облетел весь лист цветной! Как обидно, как обидно… (покажите как вам обидно)

Листьев нет, лишь ветки видно.

— Мы уже много сказали красивых слов об осени. Ребята, давайте составим со словом осень новые слова. (Н.: осенние дожди, осеннее утро, осенняя одежда и т.д.)

Физминутка «Листопад». Дети «превращаются в листочки»

Сильный ветер вдруг подул (дети делают выдох)

И листочки быстро сдул (делают длительный выдох)

Все листочки полетели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», с поднятыми вверх руками наклоняются вправо, лево)

И на землю тихо сели (чередование вдох-выдох, произнося звук «ш-ш-ш», опускают руки, приседают).

Влево, вправо покружитесь (плавно кружатся)

И в детишек превратитесь.

— А еще есть одна игра «скажи по другому». Осенью небо, какое?

— Осенью деревья, какие?

— Осенью птицам не хватает.

Пальчиковая гимнастика:

Ёжик топал по дорожке Дети загибают по очереди пальцы сначала

И грибочки нёс в лукошке. на левой, потом на правой руке. В конце

Чтоб грибочки сосчитать, упражнения руки у них должны быть

Нужно пальцы загибать. сжаты в кулачки. Повт. упражнение несколько раз.

Слоговой анализ и синтез «осень»

Логопед раздает детям карточки. На одних изображены картинки, в словах которых по одному, два, три, четыре слога, а на других «кирпичики», обозначающие количество слогов (по теме «Осень»).

Надо подобрать к каждой картинке карточку по количеству слогов.

— Молодцы, правильно выполняли упражнение.

III. Организация окончания занятия.

Подведение итогов. Прощание с детьм

Конспект открытого группового логопедического занятия с детьми 6-7 лет по лексической теме: «Осень»

Лексическая тема: Осень.

Цель: Активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень».

Задачи:

  1. Уточнение представления об осени и ее приметах.
  2. Актуализация знаний об изменениях в природе осенью.
  3. Закрепление и активизация словаря по теме.
  4. Совершенствование навыка словообразования.
  5. Совершенствование грамматического строя речи.
  6. Развитие связной речи.
  7. Развитие речевого слуха.
  8. Развитие слухового, зрительного внимания, памяти, мышления.
  9. Развитие навыка ориентировки в пространстве.
  10. Укрепление и сохранение здоровья детей с помощью здоровьесберегающих технологий: физкультминутка с элементами логоритмики, дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание».
  11. Развитие общей и мелкой моторики рук, умения согласовывать речь с движением.
  12. Развитие навыка работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок.
  13. Формирование личностных качеств ребёнка: доброжелательность, активность, самостоятельность.
  14. Воспитание чувства любви к природе, развитие наблюдательности.

Оборудование: компьютер, компьютерная программа БОС «Здоровое дыхание», картинки с изображением осени, картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины; картинки деревьев, индивидуальные карточки для раскрашивания, мяч, цветные карандаши.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Основная часть.

1. Введение в тему.

— Отгадайте загадку. — Листья желтеют, с деревьев слетают, Прячутся звери в лесу. Ветер холодный всех продувает, Тучи нам дождик несут. Солнце хоть светит, Но всё же не греет. Не зеленеет трава. Птицы все в стаи собрались скорее. — Что за пора к нам пришла? — Осень.

2. Сообщение темы занятия.

— Правильно. Сегодня мы будем говорить об осени.

3. Активизация внимания.

— О каких признаках осени говорилось в загадке? (Листья желтеют, опадают с деревьев, холод, дождик, солнце не греет, трава не зеленеет, птицы улетают на юг…)

4. Уточнение последовательности смены времен года.

— Какое время года будет после осени? (зима) — Какое время года было перед осенью? (лето)

5. Актуализация речевого опыта. Игра «Договори словечко».

1) — Небо осенью какое? — Хмурое, серое, унылое… — Солнце осенью какое? — Ветер осенью какой? — Дождь осенью какой? — Листья осенью какие? — Трава осенью какая?

2) – Осенью листья что делают? — Краснеют, желтеют, опадают, шуршат, вянут… — Осенью дождь что делает? — Осенью солнце что делает? — Осенью трава что делает? — Осенью птицы что делают? — Осенью звери что делают?

6. Развитие пространственной ориентации. Игра «Что где находится?»

Логопед раскладывает в ряд картинки с листьями берёзы, клёна, дуба, ели, осины, каштана, рябины. — Какой листик лежит справа от кленового? А слева? Какой лист между осиновым и рябиновым? Где расположен дубовый лист? Какой по счету осиновый лист? Какой третий лист?…

7. Игра «С какого дерева детки?»

Детям раздаются картинки. — Рассмотрите внимательно осенний букет, который собрала белочка. — Проведите стрелки от листьев к деревьям, с которых они упали. Дети выполняют задание. — Назовите эти деревья. — Как называется явление, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

8. Игра «Назови лист»

— Лист берёзы какой? (берёзовый); рябины – рябиновый,…

9. Дыхательная гимнастика с использованием компьютерной технологии БОС «Здоровое дыхание» (Урок 8. Осень.)

— Вы очень хорошо потрудились. А теперь пора немного отдохнуть. Для этого мы выполним упражнение на дыхание. — Сядьте удобно. Ноги поставьте на пол, руки положите на колени. На вдохе – «надуваем» животик, как шарик, при выдохе – медленно сдуваем шарик. Вдох делаем через нос, выдох – через слегка сомкнутые губы.



10. Игра «Назови цвет».

— Листья осенью становятся разноцветными. — Как назовём лист, если он и красного и жёлтого цвета? — Красно-жёлтый. — На листе есть и желтый и красный цвет. Какой цвет листа? (желто-зелёный) — Красный и оранжевый, желтый и оранжевый… . Раскрасьте листья в букете у белочки. — Дубовые листья коричневым карандашом, кленовые – оранжевым, рябиновые – красным, берёзовые – жёлтым, каштановые – зелёным.

11. Согласование числительных с существительными и прилагательными.

— Назовите каких листьев в букете по одному? — Один кленовый лист,… — Назовите каких листьев в букете по два? — Два каштановых листа,…

12. Физкультминутка. Упражнение на координацию речи и движений.

Осень в гости к нам пришла,дети разводят руки в стороны
Дождь и ветер принесла.постукивают ладошками по ногам
Ветер дует, задуваетмашут из стороны в сторону руками, поднятыми над головой
С веточек листву сдувает.проводят ладонью левой руки по вытянутой правой руке и наоборот
Листья по ветру кружатсякружатся
И под ноги нам ложатся.приседают и плавно опускают ладони на пол

13. Игра «Лишнее слово».

Зима, осень, лето, сентябрь; дуб, одуванчик, клён, осина; туча, дождь, лужа, солнце; грибы, ель, каштан, берёза; зонт, сапоги, купальник, куртка; урожай, листопад, подснежник, грибы.

III. Итог занятия.

— О чем говорили? — Чем занимались? -Что нового узнали? — Что понравилось?

IV. Оценка работы детей.

Психолого-медико-педагогический Центр сопровождения развития детей «Развитие» Центрального района Учитель-логопед: Сорчик Людмила Святославовна

Также по теме:

Конспект и презентация по лексической теме «Осенняя пора»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]