Логопедический пункт в детском саду. Что это такое?
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и общим недоразвитием речи (ОНР). И по разным причинам не всем этим детям удаётся попасть в логопедические детские сады (логопедические группы). Поэтому получить помощь учителя-логопеда (далее логопед) они могут только в детских садах общеразвивающего вида (обычных детских садах).
В дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), не имеющем в своем составе логопедических групп, коррекцию речи воспитанников проводит логопед в рамках логопедического пункта.
Если ваш ребёнок не попал в специализированный логопедический детский сад (логопедическую группу), а проблема неправильного произношения отдельных звуков очень вас волнуют, есть основание попасть на логопедический пункт, функционирующий в нашем детском саду. На его базе ведётся работа по своевременному выявлению и исправлению недостатков речевого развития детей.
Логопедический пункт (сокращённо «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребёнка в другую (специализированную) группу.
Каких детей берут на логопункт ДОУ?
В течение учебного года логопед проводит обследование речи детей от 4-х лет. По итогам обследования проводится отбор заданного количества детей-логопатов от 4, 5 лет и старше на следующий учебный год. Весной, в конце текущего учебного года, в ДОУ проводится психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПК), по результатам которого утверждается списочный состав логопункта.
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными (по сравнению с диагнозами для логопедических садов, логопедических групп) речевыми нарушениями. На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очерёдность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
В первую очередь на логопедический пункт зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу, то есть ребята из подготовительной к школе группы, а так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы.
Все остальные воспитанники ДОУ, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста могут получить логопедическую помощь только в виде консультаций родителей (законных представителей) в специально отведённое для этого время.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт ДОУ?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ — (у детей с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФНР (фонетическое недоразвитие речи);
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стёртой формой дизартрии) — ФФНР;
- общее недоразвитие речи — ОНР — третьего уровня речевого развития (у детей с дизартрией или стёртой формой дизартрии) или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
В каком режиме проходят занятия на логопункте ДОУ?
Коррекционная работа с детьми, зачисленными на занятия, начинается с сентября месяца с углубленного обследования, согласно стандартному перспективному планированию и планированию индивидуальной работы и в соответствии со структурой речевого дефекта.
Фронтальные занятия (с группой детей) – не реже 1 раз в неделю, индивидуально-подгрупповые — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребёнком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 3-4 раза в неделю. Во вторую половину дня — 1-2 раза в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
Сколько детей зачисляется на логопункт ДОУ?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20-25 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться (от 3-х до 9-12 месяцев)
Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребёнок, стоящий на очереди.
Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.
Подготовила: Тарасенкова Ю.В., учитель-логопед
Родительское собрание «Что такое логопункт?»
Елена Клюева
Родительское собрание «Что такое логопункт?»
1 слайд
Здравствуйте уважаемые родители, меня зовут ФИО. Я Являюсь учителем-логопедом в данном дошкольном учреждении.В июне 2014г я закончила Нижегородский Педагогический Университет по специальности: логопедия с дополнительной специальностью дошкольная педагогика и психология.
C 1 сентября 2014 года в нашем детском саду был открыт логопедический пункт.
Хотелось бы вам рассказать, что такое логопункт.
2 слайд
ЧТО ТАКОЕ ЛОГОПУНКТ?
Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу. На сегодняшний день не в каждом детском саду есть логопедическая группа или логопункт, где дети могут получить своевременную помощь логопеда. У нас в детском саду такая помощь оказывается, что позволяет нашему учреждению наиболее эффективно решать задачи всестороннего развития детей.
3 слайд
КАКИХ ДЕТЕЙ БЕРУТ НА ЛОГОПУНКТ?
• На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями.
• На логопедические пункты берут всех детей детского сада, нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи.
• В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году.
• На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
4 слайд
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
1. Нарушение произношения отдельных звуков – отсутствие звуков (рыба-ыба; луна – уна, замены (рука-лука; заяц-саяц, искажения звуков (ципленок – тсыпленок)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – ФФНР, т. е. нарушение фонематического слуха (распознавания речевых звуков – чаще всего когда дети не слышат разницы между очень похожими звуками – дом-том; коса-коза) и нарушения звукопроизношения
5 слайд
ДОКУМЕНТЫ
В феврале- марте, будет проводится обследование детей средней группы, в результате которого, будут отобраны дети, которым требуется зачисление на логопункт. Для зачисления ребенка на логопункттребуется пройти осмотр врачей: стоматолога, психоневролога и отоларинголога, а так же сделать выписку из истории болезни. Для этого я вам выдаю направление, образец которого представлен на экране. Направление будет выдано в мае, сдать его в обязательном порядке всем нужно до 20 августа. Без обследования врачей, зачисление ребенка на логопункт производится не будет.
6 слайд
СКОЛЬКО ДЕТЕЙ ЗАЧИСЛЯЕТСЯ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ?
Общее количество детей для логопедической работы в течение года в детском саду составляет 25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду – это открытая и крайне подвижная система.
7 слайд
КАКИЕ ЗАНЯТИЯ ПРОВОДЯТЬСЯ НА ЛОГОПУНКТЕ?
1. Групповые 2 раза в неделю.
2. Индивидуальные 2-3 раза в неделю.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
8 слайд
Что нужно для занятий?
для занятий и написания домашних заданий, я прошу, чтобы у каждого ребенка была папка-скоросшиватель и тетрадь 48 листов, а так же чистый носовой платочек. (показ образцов папок и тетрадей, разъяснение)
9,10 слайд
Объяснение оформления тетрадей и папок
11 слайд
ЧТО ДЕЛАЕТ ЛОГОПЕД НА ЛОГОПУНКТЕ?
В первую очередь логопед на логопедическомпункте осуществляет работу по следующим направлениям:
1. Коррекция звукопроизношения — это постановка и автоматизация звуков. (Выработка правильных движений губ, языка)
2. Формирование фонематических процессов – обучение распознаванию речевых звуков, четко на слух определять каждый звук родного языка.
Обогащение словарного запаса, формирование грамматических категорий языка являются параллельными задачами, которые решаются совместно воспитателем на занятиях по развитию речи, логопедом на групповых занятиях.
12 слайд
Работа над звукопроизношением осуществляется поэтапно
VI. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука.На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:
– формирование точных движений языка, губ, щек;
– формирование направленной воздушной струи;
– развитие мелкой моторики рук;
– развитие фонематического слуха;
– отработка опорных звуков.
II. Этап постановки звука.
III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука в слогах, словах и фразах. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы)
и в самостоятельную речь ребенка.
(РА-РО-РУ-РЫ; РАМА,РАК,РАДУГА ; Рома и Рита разрезали арбуз.)
VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает смешивать правильное произношения звука с неправильным, т. е. например ребенок до начала работы с логопедом заменял звук Р, на звук Л,он может сказать: Ехал Глека челез реку, видит Глека в реке рак. Т. Е. ребенок соскальзывает с правильной артикуляции на неправильную, тогда проводиться работа по разграничению этих звуков на слух и по артикуляции.
Убедительная просьба, когда я пишу в тетради, что идет этап автоматизации и дифференциации звука исправлять детей в свободной речи.
13 слайд
ПОЧЕМУ ЛОГОПЕДУ НУЖНА ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ?
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью ребенка.
Взаимодействие логопеда и родителей делает коррекционный процесс более эффективным, поскольку
1. Уменьшается срок коррекции речевых нарушений
2. Более прочно закрепляются полученные навыки
3. Весь процесс коррекции проходит для ребенка легко
14 слайд
ЧЕМ ЛОГОПУНКТ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ?
Можно назвать несколько основных отличий:
-Работа логопеда в массовом дошкольном учреждении по своей структуре и функциональным обязанностям значительно отличается от работы логопеда речевого сада. Это связано в первую очередь с тем, что логопед на логопункте встраивается в общеобразовательный процесс, а не идет с ним параллельно как это принято в речевых садах и группах. Работа логопеда строится с учетом внутреннего расписания ДОУ. График работы и сетка занятий утверждается заведующим ДОУ.
-В логопедической группе состав детей не меняется в течение года, на одного логопеда приходится до 16 человек, в зависимости от речевого заключения. На логопункте дети поступают и выбывают в течение года, при этом одновременно у одного логопеда занимаются до 20 человек
-В логопедической группе дети имеют одинаковое речевое заключение, что определяет программу занятий. На логопункте одновременно занимаются дети с различными речевыми заключениями.
-Логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю)
и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.
— на логопункте дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада или группы. Все это накладывает определенный отпечаток на логопедическую работу.
15 слайд
Что же касается программыВ логопедической группе – в коррекционную программу встроена общеразвивающая.
На логопункте – в общеразвивающую программу встроена коррекционная.
Логопедический кружок
Так же на базе нашего учреждения функционирует логопедический кружок, в котором проходят занятия с детьми стершей и подготовительной группы. В этом году занятия проходят в понедельник и четверг во второй половине дня. Здесь проходят занятия по усвоению детьми элементов грамоты. Мы постепенно проходим звуки и буквы, учимся их писать, а так же складывать в слоги, а далее в слова, различаем гласные и согласные звуки, звонкие и глухие. Учимся звуковому анализу и синтезу слов (дети самостоятельно определяют последовательность звуков в слове)
.
Хотелось бы дать рекомендацию в различении звуков и букв. Буквы – это то что мы пишем и читаем, а звуки, то что слышим и говорим, я обучаю различать детей эти два понятия, постарайтесь и вы не путать.
Общие рекомендации
В заключении хотелось бы дать несколько рекомендации (рекомендации, ответы на вопросы, дополнительная информация)
.
Спасибо за внимание!
Организация работы логопункта
Врач работает с болезнью, священник с грехами, педагог с идеалами, психолог с иллюзиями…
Знаете ли вы профессию, в которой сочетались бы милосердие медицины, мудрость педагогики и прозорливость психологии? Думаю, что эти качества являются неотъемлемыми составляющими личности настоящего дефектолога. Работаю с детьми 37 лет, из них 23 года работаю учителем–логопедом. Всё это время не перестаю радоваться и удивляться тому, что в своё время выбрала себе особо актуальную и такую гуманную профессию.
Может быть потому, что учили сильные профессионалы, в моей душе загорелся огонёк интереса и огромного желания помогать детям, которые в самом начале своей жизни столкнулись с большими проблемами.
Хорошо, если помощь ребёнок получил в детском саду, ещё не осознав своего дефекта, хуже, когда уже будучи школьником, он оказался один на один с проблемами в общении, в усвоении программного материала. А проблемы, как снежный ком, накручиваются и накручиваются, ребёнок не понимает и не знает как это остановить, как догнать сверстников. И в это время я, как соломинку, протягиваю руку помощи. И понемногу, осторожно начинаем вместе распутывать этот ком, рассматривать, как и почему это произошло. И ещё до начала каких – либо успехов ребёнок успокаивается, я вселяю в него уверенность, он чувствует поддержку, мою искреннюю заинтересованность в его жизни. Первый успех, а затем множество маленьких побед окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов, Это помогает развить интерес. От интереса протягиваю ниточку – соломинку к его способностям, учу трудиться, познавать и открывать новое.
За что я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого школьного дня, за то, что моя профессия была и будет всегда.
В основе моей работы – Любовь и Доброта, ибо жизнь большинства моих детей не балует, а «уменьшение любви и доброты есть всегда уменьшение жизни». Я работаю логопедом в сельской школе и дошкольном учреждении. Работая воспитателем, закончила в 1991 году очно — заочные курсы логопедов при Центральном институте усовершенствования учителей Министерства народного образования Казахской ССР.
Вместе с профессиональной подготовкой получила огромную любовь и интерес к проблемам логопедии от уважаемых учителей, заведующей кафедры дефектологии, кандидата педагогических наук Грушевской М.С. и доцентом кафедры дефектологии Луцкиной Р.К.
В условиях села, имея на территории 2 детских сада не было возможности открытия логопедической группы. Начиная работать в дошкольном логопункте, я не имела ни практического, ни теоретического опыта работы именно дошкольного логопункта. На страницах литературы освещается в основном организация и методика работы в логопедических группах. Не было и в г.Алма-Ата, Костанае дошкольных логопунктов, где можно было бы получить практическую помощь. И поэтому, что бы наладить работу и добиться результатов я использовала различные формы работы.
Сначала я попыталась организовать работу по принципу логопедической группы. Но дети на логопункте были из разных возрастных групп, с разными дефектами, с различной степенью тяжести. Приходилось или отрывать детей от занятий в своих возрастных группах, либо лишать их части прогулки. Затем попробовала заниматься только постановкой звуков, введением их в речь и дифференциацией. Но эта работа годиться только для детей с фонетическим недоразвитием и недостаточна для детей с ОНР, ФФН.
Организационная и содержательная сторона деятельности дошкольного логопедичесчкого пункта в определённой степени синтезируют элементы работы логопеда поликлиники и учителя – логопеда дошкольной группы для детей с нарушениями речи, но имеют свои особенности:
- В программе общеобразовательного дошкольного учреждения не предусмотрено специально отведённого времени для занятий с логопедом.
- В логопедический пункт зачисляются дети из разных возрастных групп.
- Состав детей в логопедическом пункте отличается большим разнообразием по структуре и степени выраженности их речевых дефектов в пределах даже одной возрастной группы, что ведёт к увеличению сроков коррекционной работы.
Поэтому в течение учебного года дети выводятся не всей зачисленной группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. Таким образом, состав детей представляет собой открытую и подвижную систему.
Коррекционно – речевой и дошкольный образовательный процессы должны быть органически взаимосвязаны. При большом количестве детей с ФФНР и ОНР одному учителю – логопеду решить задачу полной коррекции их речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу родителей и специалистов ДДУ. Хотя включение педагогов требует больших усилий логопеда, поскольку педагоги общеобразовательных групп не получают надбавки за ведение коррекционной работы, работают с группой не в 12 – 15, а в 25 – 30 детей.
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется формированию правильного произношения звуков. Чёткое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, гармонического развития и дальнейшего обучения.
Наличие логопункта в ДДУ – пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.
Помощь ребёнку в условиях логопункта мало эффективна, если в неё не вовлечены родители воспитанников и воспитатели групп.
В инклюзивной группе логопед должен уделять внимание детям не только с речевой патологией, но и без таковой – поскольку совершенствование речи во всех её компонентах – важная задача для подготовки к обучению в школе. Для этой цели мной были подготовлены диагностические тесты для второй младшей, средней и старшей групп по обследованию лексико – грамматического строя речи детей.
Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно – речевой работы в ДДУ принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
- Диагностическая,
- профилактическая,
- коррекционно – педагогическая,
- организационно – методическая,
- контрольно – оценочная.
Однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников коррекционного процесса – педагогическом коллективе, родителях и, наконец, самого ребёнка, которые существенным образом могут влиять на сроки и результаты логопедической работы, а в конечном итоге определяют эффективность инклюзивного обучения.
В 2000 году в д/с пришли дети в группу предшкольной подготовки, не посещавшие прежде дошкольных учреждений. Дети с разным уровнем общего и речевого развития. Работаю с детьми в КПП четырнадцатый год. Имею опыт сравнения подготовки детей в КПП в условиях школы и детского сада, с большим преимуществом в пользу последнего, так как дети находятся в поле зрения педагогов весь день, с детьми работают дополнительно специалисты. До 60% от всех поступающих в КПП детей составляют дети с отклонениями в речевом развитии. В течение одного учебного года необходимо завершить коррекционную работу и нормализовать речь детей, руководствуясь степенью приближения уровня речевого развития к норме. После обследования я разбиваю детей на подгруппы.
Организую подгруппу для фронтальных занятий, которые провожу 2 раза в неделю. В задачи этих занятий включаю формирование фонетической стороны речи, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. В эту подгруппу включаю детей с ФФН, ОНР, дизартрией. Дети занимаются весь учебный год. Выделяю группу детей с фонетическим недоразвитием, объединяю их в подгруппы в зависимости от дефекта. Подгруппы эти не стабильны, подвижны, так как у всех детей разные сроки постановки, автоматизации звуков.
Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от полутора до шести месяцев, тогда как работа с дошкольниками, имеющими фонетико-фонетическое недоразвитие речи, обычно продолжается в течение целого учебного года и более. Все дети, завершившие курс занятий, должны оставаться в поле зрения логопеда, чтобы при необходимости оказать консультативную помощь им и родителям. На освободившиеся места зачисляются другие дети и тем самым «запускается» очередной «виток» алгоритма коррекционно-педагогического процесса, когда уже другие дети, педагоги, родители последовательно проходят с логопедом через все его этапы.
При зачислении детей учитываю характер, степень тяжести речевых нарушений, возраст детей, в первую очередь оказывая коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать их успешному обучению в школе, а так же детям младшего и среднего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями.
По мере того, как освобождаются места, набираю детей среднего, затем младшего возраста с дефектами, имеющими не возрастные нарушения. Количество детей, постоянно занимающихся на логопункте 20-25 человек, за учебный год обучение проходят 30-35 детей. Для оптимизации работы объединяю детей, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения в подгруппы (5-6 человек) или подвижные микрогруппы (2-3 ребенка). Продолжительность фронтальных занятий – 30 минут, подгрупповых – 10-20 минут, индивидуальных – 10-20 минут. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, индивидуальными психофизическими особенностями детей.
С каждой подгруппой планирую занятия не реже трех раз в неделю, при возможности провожу чаще (особенно в начальном периоде). И, хотя провожу большую работу по вовлечению в коррекционно-речевую деятельность родителей, воспитателей и других специалистов д\с, убеждаюсь, что занятия лучше сократить во времени, но увеличить по количеству в неделю, в отдельных случаях до ежедневных.
Большое внимание уделяю работе с воспитателями. Они имеют возможность ежедневно и достаточно продолжительное время общаться с детьми. Как вариант работы по автоматизации, дифференциации правильного звукопроизношения может быть выделено закреплением за каждым из воспитателей группы детей со сходными дефектами.
Например, один воспитатель курирует детей с дефектами произношения шипящих и свистящих звуков, а другой – с дефектами сонорных. После этапа постановки звука провожу консультацию для воспитателей «Необходимость контроля за правильным звукопроизношением детей, посещающих логопункт, в спонтанной речи»
Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами дошкольного образовательного учреждения встаёт проблема создания оптимальных психолого – педагогических условий для полноценного речевого развития детей. Одним из направлений её решения становится организация единого речевого режима для воспитанников, основная цель которого – профилактика отклонений в речевом развитии дошкольников.
Для развития речи ребёнка, посещающего дошкольное образовательное учреждение и большую часть дня находящегося в коллективе, особую значимость приобретает правильная, адекватная его восприятию речь педагогов ДДУ.
Для создания оптимальных условий речевого развития необходимо формирование педагогами единых требований к речи воспитанников, адекватных их речевым возможностям. Реализация данного условия становится возможной на основе тщательного углубленного изучения состояния речи каждого ребёнка.
В сентябре проводится обследование речи детей средней и старшей групп и групп КПП. По результатам обследования составляется «Речевой экран группы». В экране отражается состояние звукопроизношения детей данной группы. С итогами обследования знакомятся воспитатели и родители. Используя полученные данные, я определяю индивидуальные задачи развития звукопроизношения каждого дошкольника, этапы, последовательность и содержание коррекционно – воспитательной работы для каждого ребёнка или подгрупп детей. При большом количестве детей, нуждающихся в логопедической помощи, одному учителю – логопеду решить задачи их полной коррекции речевых нарушений невозможно без вовлечения в эту работу родителей и специалистов ДОУ.
Среди родителей существует иллюзия о возможности магического «волшебного» разрешения всех проблем ребёнка только в результате посещения им коррекционных занятий. Какие бы значительные позитивные изменения в речи детей ни происходили на занятиях с учителем – логопедом, они приобретут значение лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию. Никакая позитивная речевая динамика в ходе логопедического воздействия не сможет привести к достижению ожидаемого эффекта, если изменения в речевом развитии ребёнка не находят отклика, понимания, оценки у воспитателей группы и родителей, если значимые, авторитетные, любимые близкие не видят истинного смысла этих изменений.
Взрослые в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочётов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Следует показать родителям, как важно правильно формировать речь детей, показать им, в чём состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность разумных требований к ребёнку, необходимость закрепления достигнутого в детском саду.
В сентябре – октябре месяцах проводится подготовительная работа по подготовке артикуляционного аппарата, по развитию дыхания, мелкой моторики рук, по развитию фонематического слуха. Затем идёт этап постановки звука и автоматизации звука в слогах, словах и фразовой речи. У каждого ребёнка свои, индивидуальные возможности. У кого-то получается с первых занятий, кому–то поставить нарушенный звук стоит больших трудов и значительного времени. Но каждый ребёнок нуждается во внимательном отношении на этапе автоматизации звука. Необходимо учить детей слышать и в повседневной речи поставленный звук и правильно им пользоваться. На занятиях у логопеда дети быстро привыкают к требованиям, к лексическому материалу, и неплохо «контролируют» свою речь. Но при переходе к общению в группе или с родителями не следят за речью. Поэтому стараюсь донести до каждого воспитателя и родителей успех ребёнка. Воспитатели групп должны контролировать речь детей во время своих занятий и режимных моментов, способствовать автоматизации поставленных или исправленных учителем – логопедом звуков, развивать мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формировать первоначальные навыки звукового анализа и синтеза, расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй и связную речь.
Проводимая воспитателями грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное, часто решающее, значение в эффективности коррекционного процесса.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важнейшее место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом. В дошкольном учреждении работа по формированию речи проводится по двум направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения – это коррекционное направление. Но ещё в большей степени важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». В последние годы профилактическое направление получает всё большее развитие. Разрабатывается система мероприятий, которые проводятся с целью предупреждения недостатков речи, в том числе и недостатков произношения. Логопеды, а также воспитатели занимаются в основном исправлением сформировавшегося в силу различных причин неправильного произношения. В настоящее время на первое место выходит вопрос формирования правильного звукопроизношения.
Книга Марии Фёдоровны Фомичёвой «Воспитание у детей правильного произношения» помогает воспитателям детского сада в работе по формированию правильного произношения, знакомит с формами организации и методикой проведения этой работы, даёт практический материал.
Провожу консультацию для воспитателей: «Познавательно – речевое развитие детей: проблемы, пути их решения в условиях детского сада и семьи».
Значимую помощь в реализации профилактического и коррекционного воздействия логопед может получить и от педколлектива. Определив основные задачи индивидуальных и групповой программ – выношу из на обсуждение коллег – музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию, казаховеда и руководителя кружковой работы.
Еще одним из существенных факторов повышения результативности работы является включение в нее родителей. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно помогают работе логопеда. Стараюсь привлечь родителей к посещению занятий или провожу фрагмент занятия с ребёнком в присутствии родителя, руководствуясь пословицей «лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать»
Для ускорения процесса введения поставленного звука в речь ребёнка широко использую диалоги, которые помогают формировать навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи. Уметь подражать повадкам диких зверей и домашних животных. Развивать фонематический слух, произвольное внимание. Воспитывать чувство взаимопомощи. Формировать черты гармоничной и не закомплексованной личности ребёнка.
Одним из способов оценки достижений детей в результате специального обучения является итоговый концерт, который проводится в конце учебного года.
Каждый ребёнок имеет возможность продемонстрировать свои успехи, выступив перед большой аудиторией слушателей: детьми, родителями, учителями концерт способствует закреплению правильных речевых навыков. С ростом речевых возможностей у детей вырабатывается самоконтроль, повышается интерес к слову.
Эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями. Под стихотворный текст дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность родной речи. В ритме стихотворной речи детям легче преодолеть трудности произношения звуко – слоговых сочетаний.
При отборе речевого материала необходимо учитывать уровень развития фонетико – фонематической стороны речи, достигнутым каждым ребёнком. Заучиванию стихотворений, чистоговорок предшествует большая подготовительная работа над их смысловой стороной, над звукопроизношением.
Речевой материал распределяется дифференцированно: ребёнку даётся такой текст, в котором он может продемонстрировать свои успехи.
Таким образом даже краткая характеристика работы логопеда в условиях логопедического пункта в дошкольном учреждении и в классах предшкольной подготовки убеждает в том, что новая модель коррекционно-речевой поддержки позволяет оказывать необходимую своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с разной степенью выраженности речевых нарушений.
ГУ «Заречная средняя школа» отдела образования Костанайского района: Кариева Валентина Викторовна
Также по теме:
Документация логопеда Надежды Геннадьевны при логопункте
Статья:
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») — это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу. Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом. Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий в ДОУ составляется таким образом, чтобы учитель-логопед мог заниматься с детьми только во время их свободной деятельности не в ущерб общеобразовательным занятиям.
Каких детей берут на логопункт?
На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет, но не всех детей, а только самых нуждающихся в помощи. Существует очередность в зависимости от степени тяжести нарушения речи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А также те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь.
С каким диагнозом (логопедическим заключением) можно попасть на логопункт?
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
- нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФНР
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) — ФФНР
- ОНР (общее недоразвитие речи) третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР — нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
В каком режиме проходят занятия на логопункте?
Индивидуально-подгрупповые занятия — 2 или 3 раза в неделю. Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия. Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий — коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю. Во вторую половину дня — 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
Сколько детей зачисляется на логопункт?
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20—25 человек. Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться. Поэтому с логопункта в детском саду дети выводятся не всей группой, а индивидуально, по мере исправления речевого нарушения. А на освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду — это открытая и крайне подвижная система. В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада. Для успешного исправления речи детей просто необходима помощь родителей! Они должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью малыша.