Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования


Основы развития речи

Основой для обучения может быть общее речевое формирование детей.

Поэтому во время подготовки к обучению нужно формировать речь школьников еще в детском саду. Нужно формировать связность их речи, пополнять их лексический запас, развивать грамматику и звуковую культуру.

Согласно исследованиям, школьники с хорошо сформированной речью успешно осваивают грамоту и все другие школьные предметы.

Очень важно, чтобы развивалось элементарное осознание собственной и чужой речи. Предметом внимания детей является сама речевая активность. Развитие речевой рефлексии и произвольности речи – это очень важный аспект подготовки к изучению письма.

Это качество – важная часть психологической подготовки ребенка к обучению. Стоит отметить, что сознательность и произвольность речевых высказываний – это психологическая основа для развития навыков письма. Поэтому, когда идет развитие рефлексии и произвольности устной речи, это помогает в последующем изучить речь письменную.

Показателями того, что у ребенка есть определенный уровень осознания речи и готовность обучаться грамоте – это наличие следующих навыков: нужно сосредоточить внимание на том, чтобы решалась вербальная задача. Нужно преднамеренно продуцировать свою речь, выбирать языковые инструменты для того, чтобы решать вербальные задачи. Также нужно размышлять о том, какие варианты для ее решения можно выбрать. Также нужно давать оценку того, как выполняются вербальные задачи.

С чего начинать обучение грамоте?

Л.С. Сильченкова считает, что начинать изучение грамоты необходимо в тот период развития, когда начинают созревать психические функции. Процесс обучения будет эффективен только в том случае, если будут учитываться особенности ребенка, связанные с его возрастом, а также его индивидуальные возможности, которые определяются речью, восприятием, мышлением и памятью

Необходимо уделить достаточно времени, чтобы формировать речевой слух ребенка. Также нужно вырабатывать способность ребенка запоминать буквенные начертания.

Человеческий мозг, согласно Н.Г. Алтуховой, содержит такие клетки, которые выполняют функцию запоминания начертания буквы, не прилагая при этом каких-либо усилий. Эти же клетки позволяют использовать те буквы, которые человек уже запомнил.

Процесс становления современной методики обучения школьников грамоте имеет богатую историю.

К.Д. Ушинский предложил так называемый звуковой метод изучения грамоты. Он обладал определенными преимуществами и недостатками. Много внимания уделялось тому, чтобы знакомить школьников со звуковыми речевыми аспектами, а также тому, чтобы развивать звуковой анализ.

Согласно П.С. Жедек, существует более совершенная методика преподавания грамоты. Согласно его подходу необходимо делить слова на отдельные слоги. А каждый слог можно также разделить на отдельные звуки.

При этом звуки, которые выделяются, нужно обозначать с помощью печатной буквы. И после этого нужно читать написанное слово. Но и этот подход не раскрывает механизм процесса чтения, того момента, когда отдельные звуки сливаются в слоги.

Еще одна методика была разработана В.А. Кирюшкиной и другими исследователями. Они основали свой подход на анализе звучания речи. В этой системе новой является иная последовательность того, в каком порядке изучаются буквы и звуки. Буквы и звуки изучаются в том порядке, который основан на частотности использования их в родном языке. Сначала изучаются наиболее часто встречающиеся звуки и буквы, и затем в порядке убывания.

А.А. Назаренко также предлагает интересный подход, который заслуживает отдельного внимания с нашей стороны.

Школьников нужно обучать методам умственных действий: дети анализируют звуки, занимаются позиционным чтением, опираясь на весь алфавит. При этом нужно следовать соблюдению строгих этапов развития методов чтения.

Важным в этой методики является то, что во время обучения ученики начинают владеть сначала количественным, а затем уже качественным звуковым анализом слов.

Проанализировав программу, мы поняли, что главное внимание в ней должно быть уделено звуковому строю слова, развитию способности проводить звуковой анализ, в последующем обучать детей грамоте в школе.

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФГОС дошкольного образования

Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы

в контексте ФГОС дошкольного образования

Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ родителей ведет педагогов к расширению образовательных услуг в дошкольной образовательной организации (ДОО).

Современного педагога волнует проблема обучения ребенка грамоте в условиях ДОО. В каком возрасте и в каком объёме ему это доступно? Как лучше осуществлять решение этих задач? В детских садах прослеживалась негативная тенденция, когда работа по обучению грамоте заслоняет работу по общеречевому развитию детей, когда к детям предъявляются завышенные требования к технике их чтения, или обучение ведется неадекватно возрасту (школьным путем), не прослеживается связь между процессом развития речи и подготовкой к обучению грамоте.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

(п. 2.6. Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Речевое развитие включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

    .

Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.

Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.

Предпосылки к обучению грамоте:

— физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);

— психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);

— педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).

Составляющие готовности к обучению грамоте:

  • достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;
  • развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);
  • правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);
  • выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.

Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, наличие разработанной и апробированной методики, данные о положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:

  • ознакомление детей со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;
  • ознакомление с предложением и его словесным составом;
  • деления предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;
  • членение слогов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;
  • ознакомление со звуковым строением слов, формирования навыков звукового анализа и синтеза слов: определение количества, последовательности звуков в слове и составление слов с определенными звуками, понимание смыслоразличительной роли фонемы.

Главным в этой работе является формирование способности анализировать звуковой состав слов

, т.к. процесс чтения и письма связан с переводом графического изображения фонем в устную речь и наоборот.

Дети учатся:

— узнавать, различать и выделять из слов отдельные звуки, определять их позицию в слове (начало, середина, конец слова);

— проводить анализ артикуляции звуков (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

— устанавливать последовательность звуков в словах.

Воспитатель должен соблюдать единые со школой условные обозначения при работе со звуками (гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные — зелёным).

Буква (зрительный образ или знак звука) вводится после звука (буква демонстрируется в виде заглавной и строчной в печатном виде, в черным цвете). Далее проводиться работа по закреплению образа буквы (зашумленные буквы, разного шрифта, величины, их можно раскрасить, заштриховать, вылепить, сконструировать и т.д.).

Понятие предложения дается тоже через зрительный образ — схемы (длинная полоска бумаги — предложение, короткие полоски — слова).

Этапы обучения грамоте:

1 этап – добуквенный (подготовка к обучению грамоте): работа со звуками, слогами, словами, предложениями.

2 этап – гласные звуки и буквы (6 звуков и 10 букв, обозначающие гласные звуки).

3 этап – согласные звуки и буквы (+ 4 гласных), формирование механизма чтения.

Это делается для преемственности со школой

. Почему это важно?

Чтение и письмо – это навыки = сложные (равнозначные слова).

Навыки – это мощное понятие для ребенка, они жизненно необходимы ребенку для адаптации, чтобы выжить, постичь окружающий мир.

Навыки бывают разные по содержанию (культурно-гигиенические, самообслуживания, художественно-эстетичекие и т.д.). В эту огромную группу навыков входит чтение и письмо. Поэтому надо знать законы их формирования, а чтобы их понять и освоить – нужно время. Любой навык в среднем формируется первоначально

за 3 месяца (чистить зубы, есть, водить машину), а
закрепляется
в течение 3-х лет (это уже будет в школе).

Но чтение и письмо – это не просто навык, а очень сложный навык. После подготовки к обучению грамоте качественнее «ляжет» грамота в школе.

Исследования ученых позволили установить наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте.

Ребенок пяти лет обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи, поэтому именно этот возраст самый благоприятный для начала подготовки к обучению письму и чтению. Дети шести лет проявляют особый интерес к чтению и успешно им овладевают. А вот формирование ориентировки в звуковой действительности целесообразнее начинать раньше, на пятом году, когда ребенок проявляет наибольший интерес к звуковой форме языка, фонетической точности речи, к словотворчеству, к звуковым играм. В 4, 5 года дошкольники способны выделять на слух звуки родного языка из слов (гласные и согласные). Но вместе с тем, было выявлено, что дошкольники обладают избирательной восприимчивостью к обучению грамоте. Именно эту индивидуальную способность каждого ребенка необходимо учитывать, определяя его срок (свой для каждого ребенка) начала обучения грамоте.

В возрасте 4-х лет у детей особо выражено «языковое чутьё», интерес к языку. Если в 4 года ребёнок может 10-15 минут увлечённо заниматься развивающими играми и проявляет интерес к буквам, стоит попробовать начать занятия по подготовке к обучению грамоте. Но если Ваш четырёхлетка ещё не научился сосредотачивать внимание и целенаправленно выполнять развивающие задания, бурно реагирует на свои неудачи, нетерпелив – тогда лучше ещё подождать.

Возраст 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребёнок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Таким образом, начинать подготовку к обучению грамоте рекомендуется после 5-ти лет, а лучше за год до школы (т.е. старший дошкольный возраст, если раньше, это уже соревнование взрослых).

Выбирая конкретную методику педагогам следует учитывать, что используемая система обучения грамоте в ДОО должна сочетаться с соответствующей системой обучения в школе, соблюдая принцип преемственности между ДОО и школой. В школах в основном ведется обучение письму звуковым аналитико-синтетическим методом, разработанным коллективом ученых на основе Д.Б. Эльконина.

С чего же начать?

К сожалению, многие взрослые начинают обучение чтению своего ребёнка с выучивания с ним всех букв. Это не совсем верный подход: он может привести к трудностям слитного прочтения ребёнком слогов и слов, а также к «механическому» чтению – в этом случае возможно возникновение ошибок при чтении и письме. Вводя своего малыша в мир чтения, Вы должны в первую очередь помнить о том, что письменная речь является отображением устной

. Поэтому знакомство с буквами и складывание их в слоги и слова на начальном этапе обучения – совсем не главное.

Слышать слово!

Итак, с чего начать занятия по грамоте? Прежде всего мы должны научить ребёнка слышать звуки нашей речи,

научить его слышать
из каких звуков состоят слова, которые мы произносим,
т.е. привлечь внимание ребёнка к звучащему слову. Давайте попробуем
переключить внимание ребёнка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону.
И здесь нам на помощь придет игра. Поиграем с малышом в «жуков». «Какую песенку поёт жук?», — спрашивает взрослый. «
Ж-ж-ж
», — отвечают дети и, расправив крылья, летают по комнате как жуки:
ж – ж — ж.
«А давайте послушаем, есть ли песенка жука в слове
ж – ж – жук
, а других словах:
нож-ж-жницы, ёж-ж-ж, бабочка
?».

«Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» (выделяем звук голосом, «нажимаем» на него). Начинать надо с гласных звуков, затем – [М], [Н], [Р].

«Три слова»: Я произнесу три слова, а ты назови звук, который встречается во всех этих словах (утка,
уши,ужин).
Вначале звук выделяется из начала слова, затем – из конца (
кино, пальто, окно), далее – из середины (сыр, дым, мыло
).

Есть много звуков, произнесение которых можно обыграть: протягивание звука з —

можно сравнить с песенкой и полетом комара,
ш
– с шипением змеи или шелестом травы, быстрое произнесение звука
п
– с пыхтением ёжика,
ч
– песенкой паровозика,
р
– рычанием мотора,
с
– свистом воздуха при накачивании колеса насосом (песенка насоса) и др. Каждый раз обязательно заканчивайте такую игру называнием слов , в которых «звенит комарик», «работает мотор», «цокает синичка ц-ц-ц». Старайтесь слова произносить не обычно, а особо. Так, что один звук в нём подчеркивается, произносится более длительно, чем другие, утрировано. Надо отметить, что не все звуки в русском языке одинаково легко выделяются: легче подчеркнуть те звуки, которые можно потянуть (например, свистящие, шипящие, сонорные). Гораздо труднее выделить такие звуки, как
б, п, д, т.
Но очень важно, чтобы звуки, выделяемые легко и трудно, чередовались и интонационно подчеркивались не только
в начале слов, но в середине, в конце.
И вот первый этап обучения пройден: ребёнок легко определяет, какой звук вы подчеркнули, он сам пытается или может сказать слово, интонационно выделив песенку-звук, может подобрать слова с данным звуком.

Но это ещё не значит, что ваш ребёнок научился звуковому анализу слов.

Звуковой анализ – основа грамотного письма!

Провести звуковой анализ слов

– это значить назвать звуки слова в той последовательности, в какой они в этом слове находятся. Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, его лучше материально представить. Давайте нарисуем схему звукового состава слова: в слове
мак
три звука – нарисуем три клеточки. Дадим ребенку карточку: на ней нарисован мак, чтобы было ясно, какое слово будем разбирать, а под домом – схема этого слова. Мы показываем ему, что клеточки под картинкой подсказывают, сколько звуков в слове.
«Сколько клеточек?» — «Три» — «Сколько звуков в слове?» — «Тоже три». — «Скажи словомактак, чтобы я в нем услышала первый звук». – «М-м-м — ак», — произносит малыш. «Какой первый звук?» — «М» — «Очень хорошо. Давай закроем первую клеточку фишкой, это будет какой звук?» — «М».
Можно двигаться дальше.
«Давай произнесем слово мак так, чтобы услышать второй звук».
Помогите ребёнку для первого раза, скажите вместе с ним
«ма-а-а-ак».
Нужно произносить слово и одновременно вести пальцем или палочкой-указкой по схеме и надолго остановить палец на второй клеточке.
«Какой второй звук в этом слове?»- «О» — «Давай обозначим и этот звук фишкой». «Давай найдем последний звук в этом слове».
Ведем по схеме и произносим
ма-К
. Определяем звук и ставим его на схеме.

В качестве фишек можно использовать любой материал: нарежьте из белого картона кружочки или возьмите старую мозаику и выберете из неё белые или желтые элементы. Не берите красные, синие, зелёные – они ещё понадобятся.

Хорошо бы повторить ещё раз. Но как? Снять фишки и начать всё сначала? Это неинтересно малышу. Лучше поиграть в игру «Кто внимательный?». «А теперь, — говорите вы, — я буду называть звук, а ты будешь снимать его со схемы. Проверишь себя, какой ты внимательный. Убери, пожалуйста, звук м,

звук
а,
звук
к
».

Аналогично проанализируйте слова суп, сок, нос, шар, дом, ком, сад, сук, кот, сон, рот, мох, лук, сын, кит, хор, жук, бык, лак, луч, сам, лес, сыр, сом, пух, рак.

Занимаясь с ребёнком нужно помнить, что мы его учим звуковому анализу слов, учим вслушиваться в слово, слышать звуки его составляющие по порядку, поэтому ребенок должен
называть звуки так, как они слышатся
.

На каждом занятии можно разбирать не более двух слов, но анализировать эти слова нужно
несколькими способами:
— сначала детям просто предлагается разобрать новое слово;

— затем дети под диктовку взрослого убирают фишки со схемы в соответствии с называемыми звуками по порядку;

— далее еще раз поставить фишки и называть звуки уже не в той последовательности, а вразбивку: такого рода задания побуждают ребенка ещё раз проговорить слово по звукам по схеме:

— спросить: назови, какой звук в слове «…..» третий, первый, второй;

— послушай: М
(пауза небольшая),А(пауза),К.
Если вместе, какое слово получится?
(мак).
Если малыш затрудняется, можно повторить еще раз или сократить временные интервалы между произнесением звуков. «Слушай:
м, а, к
. А вместе?»;

— проводя звуковой анализ слов, очень полезно давать задания на сравнения, сопоставления, анализ, т.е развитие речемыслительных операций. Например, найти одинаковые звуки в словах дом

и
мак, суп
и
сук,
найти разные звуки в словах
дом
и
дым, сом
и
сам, лук
и
лак, сук
и
сок, сон
и
сын.
— Более подготовленному ребенку можно дать задания со словами, которые «не имеют решения» (найти одинаковые звуки в словах дом

и
рак
).

Гласные и согласные

После того как будут проанализированы трёхзвуковые (односложные) слова, можно вводить новое – учить различать гласные и согласные.

Вам кажется, что это сложно для маленького ребёнка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это нужно сделать.

Выделите с детьми из односложных слов шар, дом, лук, сэр, дым, кит

звуки, которые слышатся в середине –
а, о, у, э, ы, и.
«Эти звуки необыкновенные, когда их произносишь, ничто во рту тебе не мешает – ни губы, ни зубы, ни язычок». Проверьте вместе с ним, так ли это. Пусть дети утрированно покричат эти звуки, и лучше перед зеркалом. После этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками.

Иногда, чтобы облегчить ребёнку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что гласный звук можно потянуть, пропеть, а согласный звук нельзя спеть. Давая такое объяснение, мы на самом деле только запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки р, м, с, л, ш

, т.е. те согласные, которые можно долго тянуть и петь.

А вот если мы обратим внимание ребёнка на другую особенность согласных звуков: при их произнесении нам всегда что-то мешает – или губы, язык, то малыш уже не ошибётся.

Скажите ему: «Действительно, звук м

можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко у тебя закрыт ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта».

Теперь, когда установлена разница между гласными и согласными звуками обратите внимание на то, что согласные звуки в слове произносятся по- разному – то мягко, то твёрдо. Если вы правильно учили ребёнка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребёнок называл согласный звук так, как он произносится в слове, то различение согласных на твёрдые и мягкие не вызовет никаких затруднений.

Те согласные, которые звучат твёрдо, будем обозначать синими фишками, а те согласные, которые произносим мягко — зелёными фишками. Попробуйте разобрать с малышом слова Нина (н,
и н а), луна, лиса, липа, муха, зима, мята.
Теперь ребёнок, проводя звуковой анализ слов, ребёнок должен теперь охарактеризовать каждый звук как гласный или согласный и пользоваться соответствующими фишками (данные цветовые обозначения гласных и согласных звуков соответствует орфографическому режиму в школе).

В звуковом анализе следует перейти к более сложным заданиям

: к разбору сначала четырёхзвуковых, а затем пятизвуковых слов без стечения согласных:
луна, рыба, лиса, бусы, сани, гуси, муха, вата, пила.
Затем слова типа:
сахар, волк, тигр, куст, лист, аист, паук, бинт, танк, кран, мотор.
Когда вы увидите, что ребёнок свободно проводит звуковой анализ 4-5-звуковых слов, уберите схему. Предложите ребёнку выложить фишки прямо на столе.

Когда ребенок хорошо ориентируется в звуковой стороне речи, можно начинать знакомить с буквами

. Необходимо сформировать у ребёнка чёткие образы букв.

Требует своего решения и проблема подготовки детей к письму, которая осуществляется в единстве подготовкой к обучению чтению

. Однако в практике работы обучение чтению часто не связано или опережает письмо.

В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов. Графические навыки – это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но перекодировка единиц речи в графические знаки (буквы), требующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюдения графических и орфографических правил. Для ребенка большую трудность представляет и овладение техникой письма.

Таким образом, в содержание подготовки к письму, кроме интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, умений звукового анализ, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Подготовка к овладению техникой письма.

Работа по подготовке дошкольников к обучению письму осуществляется по
четырем основным направлениям
:

1. Подготовка руки к письму.

2. Аналитико-синтетическая деятельность.

3. Подготовка к технике письма.

4. Формирование элементарных графиче­ских умений.

Каждое направление имеет свои задачи и
образовательное содержание.
Эти задачи реализуются в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

1. Подготовка руки к письму.

1.1. Развивать мелкую моторику рук.

1.2. Сформировать правильный захват орудия письма

: карандаш держат тремя паль­цами – большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а ука­зательный сверху. Верхний конец каранда­ша направлен в плечо. При правильном за­хвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом карандаш не па­дает.

Для развития щепоти используются паль­чиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев), упражнения с ка­рандашом («Покрути карандаш двумя паль­цами, тремя пальцами»), игровые упражне­ния типа «Посолим суп».

1.3. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки

, которое подразумевает быс­трое чередование силового напряжения и расслабления. (Силовое напряжение – когда пишем сверху вниз; расслабление — когда пишем снизу вверх.) Формирование правильного распределе­ния мышечной нагрузки руки осуществляет­ся в играх типа «Мозаика», «Лего», «Конст­руктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

2. Аналитико-синтетическая деятель­ность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графи­ческого образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

2.1. Анализ и синтез графических, услов­ных изображений предметов

.

Игровые упражнения данного направле­ния предшествуют работе с буквами. Они основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

2.2. Анализ образа букв.

Этот процесс состоит из умения ребенка определять:

— количество элементов (сколько элемен­тов составляет букву?);

— характеристику элементов (какие это элементы?);

-пространственное расположение эле­ментов в букве.

2.3. Синтез образа букв.

Дошкольник не должен писать буквы. Не­обходимо подготовить образ буквы из бумаги, разрезать на элементы и попросить ребенка воссоздать образ путем составле­ния из элементов.

2.4. Дифференциация образа букв.

В игровых упражнениях ребенок сопос­тавляет, сравнивает схожие по написанию буквы.

3. Подготовка к технике письма.

3.1. Развивать пространственную ориен­тировку

.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в прост­ранстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно чело­века, стоящего напротив.

Прежде всего ребенок должен знать, где у него правая (левая) сторона туловища. Во время физкультминутки отработать знания детей по ориентировке как в своих частях тела, так и ориентировке относи­тельно себя (над головой – верх, под нога­ми – низ, за спиной – сзади, перед собой -спереди).

При выполнении заданий по ориентиров­ке используются игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри. Что ты видишь, назови».

Самым сложным для ребенка является ориентировка по отношению к человеку, который стоит напротив. На практике это может быть педагог. «Зеркальное» отраже­ние ребенок запоминает труднее, но и это он должен усвоить с помощью упражне­ний.

Полученные знания по ориентировке в пространстве дети должны «перенести» на лист бумаги (половина формата А4). На­сколько правильно ориентируется ребенок на листе, можно определить с помощью диктанта (каждое последующее задание дается после выполнения детьми предыдущего): «Перед вами лежит лист бумаги. Нарисуйте в правом верхнем углу солнышко. В нижнем правом уг­лу нарисуйте цветок». Диктант продолжается, пока не будут заполнены все углы и середина листа.

Для выяснения представлений ребенка о пространственных отношениях между пред­метами можно использовать сюжетную кар­тинку. Задания типа:

— показать, какая из птиц сидит на дереве вверху, а какая – внизу, какая из них сидит выше, а какая ниже;

— показать, что на картинке изображено далеко, что близко;

— сравнить предметы, изображенные на картинке, между собой (выше – ниже, впе­реди – сзади, справа – слева);

— назвать расположение изображений по отношению к ребенку.

У детей, испытывающих трудности в раз­личении левой и правой сторон, при обуче­нии грамоте часто возникают затруднения в усвоении зрительного образа букв (наблю­дается склонность к их «зеркальному» изоб­ражению). Поэтому на занятиях с таким ре­бенком следует использовать дополнитель­ные пояснения и достаточное количество упражнений для определения формы, вели­чины предметов, их пространственного рас­положения по отношению к самому ребенку и друг к другу.

3.2. Развивать чувство ритма.

Учить детей слышать ритм и воссоздавать его (по образцу и собственный), фиксиро­вать ритм посредством ритмических рисун­ков (бордюров) и читать их.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию коорди­нации, общей и тонкой произвольной мото­рики. С помощью стихотворной ритмики вы­рабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развивается речевой слух, речевая память. Движения с музыкальным сопро­вождением положительно влияют на разви­тие слуха, внимания, памяти, формируют временную ориентировку, то есть способ­ность уложить свои движения во времени в соответствии с различным метроритмичес­ким рисунком музыкального произведения.

То же можно сказать и о выполнении рит­мических упражнений в письме. В упражне­нии «Бордюр» ребенок первоначально не видит повторяемости элементов (ритма). В данном случае ритм как понятие является новым. Необходимо соединить в представ­лении ребенка ритм как движение и навыки письма (рисунка).

3.3. Познакомить с разлиновкой и на­учить ориентироваться в ней

.

В рамках подготовки к обучению письму детей знакомят с понятием «разлиновка», с разлиновкой «линейка», с дополнительными опорными линиями. Через игровые упраж­нения закрепляют умения ориентироваться в «линейке», а затем печатать в ней элемен­ты букв. Печатание букв школьного шрифта может выполняться только тогда, когда ребенок сам хочет это делать и когда сформированы предпосылки к письму.

В до­школьном учреждении дети, в силу своих возрастных особенностей, способны по­нять и запомнить правила письма в разли­новке.

3.4. Познакомить с правилом проведения
горизонтальных и вертикальных линий
и за­крепить его в практических упражнениях игрового характера.

Правило: все горизонтальные линии ведутся слева направо, все верти­кальные и наклонные – сверху вниз.

Сначала ребенка обучают ставить точки, с которых начинается печатание и письмо, за­тем – рисовать стрелочки, указывающие на­правление движения руки. Необходимо, чтобы движение действительно начиналось в нужной точке и ребенок научился пони­мать, чувствовать, что рука может двигаться в разных направлениях согласно заданию и правилам письма. При этом торопить его не следует.

Важно также объяснить детям, какие ли­нии считаются параллельными. Нарушение параллельности необходимо показывать на­глядно.

4. Формирование элементарных гра­фических умений.

4.1.Упражнять в осознанном печатании
элементов букв
(в учебной разлиновке и без нее).

4.2.Проводить упражнения, подготавли­вающие к написанию элементов школьного
шрифта
(«Клубочки», «Волны»).

В занятия включаются следующие виды работ

: игровые упражнения для тренировки движений пальцев рук и кистей, упражнения на развитие пространственной ориентировки, письмо графических элементов (5 – 10 мин.), зрительный или слуховой диктант.

Большое значение также имеет изобразительная деятельность.

Организуя работу по обучению грамоте, воспитателю всегда необходимо помнить главное: учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.

Методы обучения грамоте

Сегодня существует множество различных программ, содержание которых имеет существенные отличия. Поэтому и требования к подготовке детей зависят от того, предусмотрено ли обучение детей основам грамоты и с какого возраста предполагается это делать.

При этом существует множество фактов, которые позволяют выделить определенные направления в обучении грамоте детей младшего школьного возраста. Известны закономерности, работающие в области обучения чтению и письму.

Существуют различные опробованные методики учебного процесса. Были получены позитивные результаты применения этих методик, существенно повлиявших на интеллектуальное и речевое развитие школьников. И вот эти направления работы:

  • нужно познакомить ребенка со словом: он должен научиться выделять слова, как самостоятельную единицу речи;
  • познакомить детей с предложением: дети также должны уметь выделять предложения, как речевые единицы;
  • познакомить с тем, каков словесный состав бывает у предложения: дети должны научиться делить предложения на слова и составлять из двух-четырех слов предложения;
  • познакомить детей с тем, каково слоговое строение слов: дети могу разделять небольшие слова на слоги и составлять из разных слогов слова;
  • познакомить детей с звуковым строением слова, нужно развивать их способности анализировать звуковой состав слова, определять количество звуков, их последовательность, составлять слова с заданными звуками, понимать смыл фонемы.

Главную роль играет развитие способности детей анализировать звуковой словесный состав. И как мы уже писали об этом выше, процессы письма и чтения – это процессы перевода устной речи в графические изображения и наоборот.

Задачи обучения грамоте

Главные задачи при обучении школьников грамоте:

  • обучить школьников писать и читать, дать им базовые представления о том, что такое речь, язык и литература;
  • обогатить кругозор у школьников;
  • активизировать их письменную и устную речь;
  • формировать их интеллектуальную активность, помочь ребенку позитивно относиться к обучению;
  • формировать психические и физические процессы, которые позволяют эффективно изучать письмо и чтение.

Изучение грамоты подразумевает использование двух процессов: синтез и анализ.

Также нужно развивать навыки слушать и говорить. Во время уроков нужно изучать такие понятия, как слова, гласные, предложения и ударения. Школьники учатся подбирать такие слова, которыми можно обозначать предметы на рисунке.

Также можно называть одни и те же предметы с помощью разных слов. Можно учить детей рисовать словесные схемы, учить их составлять предложения, опираясь на картинки, изображать предложения в виде схем.

Процесс обучения грамоте – это важная часть формирования и развития речи. Это подразумевает то, что во время обучения грамоте нужно выделять разные направления формирования детей:

  • нужно овладеть основами грамоты;
  • нужно развить способность слушать и говорить;
  • нужно пополнять лексический словарь школьников;
  • нужно развивать их навыки работы с орфографией и пунктуацией;
  • нужно формировать пунктуационную и орфографическую зоркость;
  • нужно обучать детей понимать и анализировать тексты разного типа;
  • нужно помогать детям получать новые знания о родном языке и систематизировать их;
  • нужно раскрывать для школьников все богатство родного языка и его красоту;
  • нужно развивать у школьников чувство языка.

Во время обучения письму дети учатся анализировать образы букв, графические знаки, входящие в состав букв. Также они учатся сопоставлять одни звуки с другими, писать разные буквенные элементы, соединять слова в предложение, списывать их с образца.

Игровые ситуации в обучении грамоте

Грамота для школьников достаточно сложна для восприятия. Ребенку довольно сложно воспринимать абстрактные понятия, которые нельзя встретить в реальном мире.

Игровой подход – это лучший способ решить эту проблему. Благодаря игре даже самые сложные вещи можно сделать доступными и простыми. Игра не может появиться сама по себе.

Игровые ситуации побуждают каждого игрока использовать свои коммуникативные навыки и способности для достижения игровой задачи. Это помогает формировать интеллект и сенсорику. С помощью игр можно помочь детям усвоить лексические и грамматические категории родной речи.

Также игры помогают закреплять и уточнять полученные речевые знания. От того, насколько школьник будет хорошо владеть грамотой, зависит его успех в дальнейшем обучении в школе. Причем это касается не только письма и чтения, но и всех других предметов.

Включение детей в знаковую деятельность

Знаковая деятельность ребенка, по сути, начинается с жеста, указания на желаемый предмет или призыв к действию. Согласно Выготскому, жест дает начало речи, рисованию и игре – символической деятельности первого порядка, которая непосредственно отражает действительность. Именно в процессе игры предмет и его функция разъединяются: разные игрушки получают различное назначение (самолет — летать, машинка – ездить). С помощью наименований, ребенок устанавливает связи между знаком (именем) и конкретным предметом: он говорит «машинка» и берет в руки машинку, а не самолет. Речь, игра и рисование дают начало письменной речи, символической деятельности второго порядка (она отражает уже не непосредственную реальность, а рисунок или игру). Все эти внешние символические формы деятельности, входят в систему высших психических функций, которые формируются в процессе социального общения.

Поэтому обязательным условием овладения знаково-символической действительностью является взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками: указательный жест – начало всех начал – возникает именно из обращения к другому. Если его некому показывать, то в нем нет смысла. То же и с более сложной деятельностью: чтение – всегда обращение к воображаемому собеседнику, письмо – к воображаемому адресату. Только так они возникают как культурные функции. Иначе в начале овладения грамотой ребенок не понимает, для чего ему самому это нужно.

Таким образом,с ранних лет осваивая знаковую деятельность, ребенок чувствует себя вполне комфортно, находясь под руководством взрослого и в окружении сверстников. Остается вопрос: когда уместно переходить от освоения одной знаковой системы к другой, например, от фонетики к грамматике? На него у представителей отечественной психологической школы есть любопытные ответы.

Дидактические игры в обучении грамоте

Изучение грамоты проходит постепенно с помощью дидактических игр. Это позволяет решить следующие задачи:

  • нужно познакомить школьников с тем, что такое звук и слово;
  • нужно формировать их фонематический слух;
  • нужно научить детей делить слова на отдельные слоги;
  • нужно обучить детей правильно расставлять ударение в словах;
  • нужно научить детей анализировать звуковой состав слов;
  • нужно научить определять гласные и согласные, твердые и мягкие;
  • нужно познакомить детей с термином «предложение» и с его структурой;
  • нужно научить детей читать и писать.

Современные подходы к изучению грамоты опираются на методику, разработанную К.Д. Ушинским более века назад.

Эта методика предполагает, что школьники будут знакомиться со звуками, выделяя их из живой речи. Сначала осваиваются гласные. Задания нужно делать все более сложными постепенно. Звук нужно определять сначала в односложных словах. Затем используются двусложные слова. А уже затем и многосложные.

После изучения наиболее часто встречающихся в речи гласных звуков осуществляется переход на менее общеупотребительные. И только после этого нужно перейти к усвоению согласных звуков. К.Д. Ушинский считал, что обучить школьников определять согласные внутри слов – это очень трудная, но необычайно важная работа. Именно она является важнейшим ключом для освоения чтения.

Всему свое время

Освоение грамоты – итог развития всех сторон личности ребёнка на границе дошкольного и школьного возраста – утверждал известный ученый, автор программы ровеснического образования Е.Е Шулешко. Это подтверждают и другие исследователи.

Варенцова Н.С. отмечает, что в период от 4-х лет происходит перестройка отношения ребенка к речи, и уделять внимание звуковому анализу нужно именно с этого возраста. Дети после 4-х лет очень интересуются языком с точки зрения соотношения звука и содержания, а после 5 лет этот интерес ослабевает. И если у ребенка до 6 лет не сформировался навык выделения звука в слове, в дальнейшем ему будет труднее овладевать чтением. Значит нельзя начинать чтение, без овладения фонетическим анализом: выделение 1 и последнего звука в слове, определение количества слов, определение кол-ва гласных и согласных и т.д.

С 5 лет можно начинать обучение азам грамматики (алфавит, выделение слогов и т.д.). Л.А. Венгер и С.В.Мухина указывают, что дети в этом возрасте наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание детей в этом возрасте весьма неустойчивы, поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

С 6 лет дети проявляют особый интерес к чтению и особенно успешно занимаются на этом этапе обучения. Поэтому все необходимые знания в области звуковой действительности и грамматического анализа целесообразно давать детям в более раннем возрасте.

Освоение грамоты – итог развития всех сторон личности ребёнка на границе дошкольного и школьного возраста. И если детский интерес к чтению и письму своевременно удовлетворен, освоение школьной программы происходит нормально.

Содержание занятий по обучению грамоте

Занятия нужно проводить так, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации у школьников. Вступительная часть позволяет задать атмосферу занятия. Нужно настроить школьников на то, что сейчас они будут познавать что-то новое, то, что им будет очень интересно. Важно вызывать у детей желание принимать участие во время занятий.

Занятия могут быть следующих типов:

  • рассказ тематического стихотворения;
  • разгадывание загадок;
  • совместное рассматривание иллюстраций.

Педагог может начать со следующих слов: «Дети, сейчас мы с вами обсудим, что такое слово. Послушайте немного стихотворение и поддержите меня».

А закончить задание можно следующими словами: «Вы такие молодцы! Сумели разгадать все загадки! И все ответы были правильными. А вы поняли, чем эти слова похожи друг на друга? Давайте теперь сыграем. Я буду называть слово. Если оно начинается также, как и отгадка, то вы должны хлопнуть в ладоши. Если же нет, то ничего не делайте».

Чтобы дети заинтересовались, можно всем парам выдать набор из карточек. Дети должны будут называть то, что на них изображено. А воспитатель спрашивает детей, какой первый звук в этом слове. Можно ли разделить эти слова на две группы?

Например, в одну группу размещаются короткие слова, а в другую – длинные. Потом нужно проверить, как дети справились с этим заданием.

Чтобы школьникам с самого начала было интересно, можно включить в работу иллюстрации.

Например, можно использовать какой-нибудь сюрприз. Также можно театрализовать рассказ. Детям очень нравятся подобные мероприятия. Также они любят участвовать в создании новой сказки.

Подготавливаясь к занятию, педагог должен проявить большую скрупулёзность. Если материал будет подан неправильно, это приведет к сложностям в дальнейшем обучении. Если тщательно планировать каждое занятие, педагог может избежать множества ошибок. Разрабатывая конспекты уроков, нужно достаточно много планировать.

Но сегодня в образовательных учреждениях предлагают часто применять технологические карты.

Немного теории: знак и знаковые системы

Грамота – это одна из знаковых (семиотических) систем, которые обеспечивают единообразное представление и интерпретацию сигналов и сообщений, которыми люди обмениваются в процессе передачи информации.

Формирование и использование семиотических систем – естественный для человека способ структурирования опыта, социализации и передачи знаний из поколения в поколение. По сути, все наше бытование пронизано знаковыми системами: фонетика, язык, счёт, ритуал, искусство и т.д. Общественные отношения в целом тоже можно рассмотреть как знаковую систему.

Единицей и основой любой семиотической системы является знак – абстрактный или материальный объект, относительно которого принято условие, что он указывает на некий смысл. Знак обладает планом содержания — смыслом, и планом выражения – это языковые или материальные средства, с помощью которых смысл передается.

В культурологии двоякую сущность знака хорошо объясняет понятие «Костер Геллы». Оно основано на греческой легенде о том, как юноша Леандр каждую ночь переплывал Босфор, чтобы встретиться со своей возлюбленной. Знаком-приглашением к началу его путешествия служил костер, который девушка разжигала в своей башне. Здесь костер – это материальное выражение знака. Приглашение к встрече – его смысл, содержание.

Можно выделить знаки личного пользования (например, костер из вышеупомянутой легенды) – они понятны только нескольким людям, значимы исключительно в контексте их отношений – и знаки общего и профессионального пользования (счет, язык, ритуал), с помощью которых предметы природы и техники входят в культуру. Но и в том и в другом случае создание знаков – это социальная деятельность, которая выражает своеобразие жизни, чувств, психической деятельности других людей.

С помощью знаков мы не только социализируемся, но и познаем действительность: конструируя семиотические системы, мы наделяем материальные и абстрактные объекты условным смыслом и устанавливаем связи между ними. Когда же эти системы приобретают историческое и общественное измерение (все различают и интерпретируют знаки одинаково), они закрепляют опыт и служат его передаче из поколения в поколение.

Передаче и усвоению опыта способствует важное свойство семиотических систем: конструкция знаков разъясняет их содержание даже в том случае, если нет специального условия понимания смысла отдельного знака. Яркий пример этому – придуманная академиком Щербой фраза «Гло́кая ку́здра ште́ко будлану́ла бо́кра и курдя́чит бокрёнка». Несмотря на то, что нам неизвестен смысл слов в этом предложении, по морфологическим признакам и их отношению друг к другу (которые заданы системой грамматики), мы можем понять общий смысл всей фразы: некоторая сущность женского рода что-то сделала с другим существом мужского пола, а затем начала (и продолжает до сих пор) делать что-то другое с более мелким представителем того же вида. Это принцип, например, незаменим в дешифровке древней письменности.

Получается, понимая, что такое знак, как он соотносится с реальностью (план выражения и план содержания), и как организована хотя бы одна знаковая система, становится легче в дальнейшем работать и с остальными. Например, изучение грамматики иностранного языка может помочь понять, как функционируют языки программирования.

И если для того, чтобы теоретически изучить, что такое знаки и знаковые системы (этим занимается наука семиотика) требуется значительное время и развитый интеллект, то практическую сторону вопроса дети начинают интуитивно постигать уже с ранних лет. И задача дошкольного образования им в этом своевременно помочь.

Приёмы обучения грамоте

Во время занятия, педагог должен стремиться так применять разные приемы, чтобы дети меняли виды деятельности. Нужно разнообразить и форму подачи новой информации. Обсудим несколько приемов:

  • кольца Луллия: это интересное средство, которое позволяет формировать интеллектуальные способности школьников и их творческие порывы. Есть много разных материалов, как можно использовать это приспособление.
  • чтобы обучать школьников грамоте, можно также сделать кольца Луллия, и на одно из них поместить буквы, а на второе – предметы, названия которых начинаются с этих букв. Дети должны правильно соединить буквы и подходящие для них изображения.

Этот интересный прием помогает увлечь детей, создать атмосферу непринужденности, помочь им воспринимать новый материал.

Изучая с детьми буквы, можно помогать им лучше усваивать новый материал. Для этого нужно обыгрывать эти буквы в разных заданиях творческого типа. Например, можно нарисовать букву и украсить ее с помощью разных узоров.

Также можно вылепливать буквы, шить для них платья, выкладывать буквы из гороха или из пуговиц. Их можно рисовать на песке, складывать из палочек и других доступных детей материалов.

Также нужно проверять знания детей с помощью проверочных материалов.

Упражнения, которые включаются в эту работу – материал с изображением предметов для изучения гласных. Школьники соединяют букву и предмет, который содержит в своем названии эту букву. Для слов можно также рисовать схемы, изображая количество слогов и ударные слоги.

Составляющие грамматически правильной речи

Во время занятий также детей нужно учить анализировать звуковой и буквенный состав слов.

Грамматически верная речь включает в себя следующие составляющие:

  • нужно создать для детей эффективную речевую среду, которая содержит много речевых образцов;
  • нужно повышать речевую культуру окружающих ребенка людей;
  • нужно специально изучать с детьми сложные грамматические формы, чтобы не допустить развитие ошибочного их употребления;
  • нужно формировать грамматические навыки;
  • нужно исправлять грамматические ошибки, которые допускает ребенок.

Если грамотно организовать речевое пространство для школьника, это окажет очень мощное влияние на него. Это позволит формировать познавательные отношения ребенка, развивать у него основные представления о русском языке и речи.

Поэтому необходимо организовать речевое пространство и уделить этому приоритетное внимание.

Если всё пустить на самотёк

Если в раннем детстве обучению грамоте не уделять должного внимания, то с поступлением в школу у некоторых детей может возникнуть ряд проблем.

Так у детей 6-7 лет часто возникают трудности с заданиями, требующими соотнесения символического и реального плана, с анализом знаковых средств по форме (графика, жесты, звуки) и по характеру связи с обозначаемым объектом (сходство или условная связь), с обозначением одних и тех же объектов разными способами.

Это происходит оттого, что уровень обобщенности, абстрагированности отдельных понятий, возможно, не совсем соответствует их уровню развития. Понимание структуры алфавита и структуры математических выражений (2а = б, например) строится именно на отвлеченных символических представлениях.

Важно, чтобы к началу школьных занятий ребенок имел представление об алфавите – о гласных и согласных, о строении слога, о натуральном ряде чисел. Понимание этих закономерностей создает у ребенка чувство приобщения к культуре.

Вообще, очень многие ошибки, которые возникают у детей в школе — это недосмотр дошкольных работников. Считается, что если ребенок просто здоров и эмоционально сохранен, этого достаточно, чтобы его обучение и в дальнейшем было успешным. А если у кого-то в школе, например, возникают проблемы с русским языком, то их часто списывают на психологическое развитие и заносят в разряд логопедических.

Но чтобы избежать подобных трудностей стоит просто раньше начинать освоение сложных знаковых систем.

Речевая среда как средство обучения грамоте

Речевое пространство – это очень широкое понятие, которое состоит из множества компонентов. Сюда можно включить разные образцы речи, которые доступны для восприятия детьми. При этом говорить вокруг могут не только люди, но и может звучать радио и телевидение.

Л.П. Федоренко считает, что речевая среда может играть развивающую функцию. Он считает, что это позволяет активизировать речевые коммуникации. И эта среда позволяет раскрыть полностью речевой потенциал школьника. Но такая среда не может возникнуть спонтанно. Она появляется в результате целенаправленных усилий.

Автор считает, что существует две составляющие речевой среды: это естественная среда коммуникаций, а также общение с другими детьми. Вторая составляющая – искусственно созданная речевая среда.

Свободная среда – это общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Она возникает естественным путем во время разных режимных моментов. Но ее можно использовать для достижения максимального эффекта.

Искусственная среда – это речевое пространство, которое целенаправленно организует воспитатель для достижения поставленных задач. Для этого нужно использовать определенные методики.

Можно даже разработать центр коммуникаций. Он будет состоять из следующих элементов:

  • театры;
  • различные наглядные пособия;
  • книжные полки.

Используемые пособия могут быть такими:

  • дидактические игры настольного типа;
  • альбомы по звукопроизношению;
  • иллюстрированные материалы;
  • картины.

При этом все используемые материалы нужно подбирать так, чтобы они совпадали с возрастными особенностями школьников.

Н.К. Усова также подробно изучала эту тему. Она писала, что сотрудники детского сада должны организовать такую речевую среду, которая бы помогала детям активно развивать грамотность своей речи.

Речевая среда должна создаваться так, чтобы у школьников были лучшие условия для развития грамотности речи. При этом развиваться речь детей должна не только во время занятий, но и при самостоятельном времяпрепровождении.

Похожие записи:

  1. Что такое фольклор и как использовать его формы? Малые формы фольклора успешно используются в разных видах деятельности для…
  2. Логоритмические занятия и коррекционные средства Разными средствами логопедические занятия способствуют эффективной коррекции речи у детей…
  3. Средства профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР — средства профилактики, игры,…
  4. О чём «Война и мир»? Краткое содержание романа «Война и мир» по главам. Все ответы…

Из яслей за парту?

Возникает закономерный вопрос: как обучать маленьких детей грамоте, чтобы им было интересно и не сложно?

Разумеется, не нужно их в детском саду сажать за парты, важно делать это дошкольными способами: придумывать задания, связанные с тем, что им интересно, включать обучение грамоте в разные виды работы с детьми. Например,всем вместе создавать таблицы имен с именами и датами рождения, позволять детям самим прописывать правила группы, придумывать календари, подписывать свои работы и т.д.

Важно, чтобы во время занятий ребенок мог наблюдать, исследовать, устанавливать связи, выявлять зависимости, обобщать, сравнивать, делать выводы, активно играть и манипулировать материалом и обсуждать, что он делает, со сверстниками.

Обучение грамоте вообще может базироваться на всех доступных ребёнку видах деятельности: пении, музицировании, физкультуре, конструировании, драматизации. В этих занятиях у детей также будет вырабатываться координация движений, ритмические, темповые, мелодические, пространственные, мышечные и языковые навыки.
Где взять идеи Практической стороне обучения грамоте дошкольников посвящено не так много работ, но есть хрестоматийные труды и тематические ресурсы, где которых можно найти много эффективных упражнений и идей: ✔ «Понимание грамотности» Евгения Шулежко — фундаментальный научно-педагогический труд, в котором, помимо теории, представлены авторские методики обучения письму, чтению и математике; ✔ «Всегда вместе: методическое пособие для родителей детей с патологией слуха» Эмилии Леонгард — несмотря на то, что книга ориентирована на работу со слабослышащими детьми, в ней можно найти много полезных упражнений и подходов к тому, как вызвать интерес к речи; Интернет-ресурсы: ✔ На сайте Открытый урок собрано много информации по обучению грамоте дошкольников. Там же можно найти и вышеупомянутые книги; ✔ Проект «Школа для всех» — полезный интернет-ресурс, посвященный работе со сшкольниками и дошкольниками. Партнерский материал
Подписаться на канал Университет детства

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]