ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»
I. этап
— дофонемный
II. этап
– фонемный
Дофонемный этап
На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.
К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.
К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.
В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.
С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.
С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:
понимать речь окружающих;
подражать окружающим;
устанавливать связь слова – предмет.
Фонемный этап
К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.
К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.
Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)
Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух,
который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.
О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.
Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.
Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Логопедическая мастерская»;
- создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели
Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:
1 этап – подготовительный (информационно-аналитический)
Задачи:
- выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
- начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;
- выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.
Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.
2 этап – основной (практический)
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Логопедическая мастерская»;
- пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Логопед у вас дома»;
- Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта;
- проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба «Логопедическая мастерская» (ежемесячно);
- проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
- создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам);
- презентация копилки для родителей «Домашний логопед» (ежемесячно, практический материал по темам);
- ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 3).
3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)
Задачи:
• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Логопедическая мастерская».
Приложение 2
ДНЕВНИК УСПЕХА
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
учебный год
Месяц | Фиксация успехов ребенка |
Сентябрь | |
Октябрь | |
Ноябрь | |
Декабрь | |
Январь | |
Февраль | |
Март | |
Апрель | |
Май |
Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»
Nп/п | Срок | Формы и методы работы | Содержание работы | Результат | Ответственный |
1. Подготовительный этап | до 20 сентября | 1. Анкетирование родителей | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития | Анкета для родителей | Логопед |
2. Сбор дидактических материалов | Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. | Копилка «Домашний логопед» | Логопед | ||
2. Основной этап | Октябрь | Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно». | Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений. | Протокол «круглого стола», отзывы родителей | Логопед |
Ноябрь | Мастер класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата» | Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей, изготовление буклетов «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» | Логопед | |
Декабрь | Семинар практикум «Пальчиками играем речь развиваем» | Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики | Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей | Логопед | |
Январь | Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи» | Тематическая консультация с практической частью | Протокол проведения консультации, отзывы родителей | Логопед | |
Февраль | Мастер класс «Научитесь слышать звуки» | Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей | Логопед | |
Март | Конкурс чтецов/ скороговорщиков | Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале | Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей | Логопед Муз. рук-ль | |
Апрель | Родительская гостиная «Родители о своих детях» | Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях | Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей | Воспитатели Логопед | |
Май | Праздник красивой и правильной речи | Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях | Протокол проведения праздника, отзывы родителей | Логопед Муз.рук-ль | |
Ежемесячно | Презентация логопедической копилки «Домашний логопед» | Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба | Картотека игр и упражнений по темам | Логопед | |
Ежемесячно | Индивидуальные консультации | Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам | Журнал регистрации консультаций для родителей | Логопед | |
Ежемесячно | Оформление информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» | Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей | Логопед | ||
Ежемесячно | Ведение «Дневника успеха» | Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии | «Дневник успеха» | Логопед | |
3. Заключительный этап | Апрель | Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями | Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей | Анкета для родителей | Логопед |
Май | Мониторинг детей | Выявление уровня речевого развития детей Презентация проекта «Логопедическая мастерская» | Заключительные диагностические данные детей | Логопед |
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
- Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
- Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
- Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
- Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.
Практическая значимость проекта
Заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, разработанный план работы клуба «Логопедическая мастерская», методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Домашний логопед», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма «Дневника успеха» для фиксации родителями достижений ребенка могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Ожидаемые результаты:
Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».
Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний логопед».
Путем анкетирования выявилась необходимость повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку. | положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время | положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов | благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ |