Логопедический проект «Научите меня читать и писать правильно»


ПРОЕКТ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

I. этап

— дофонемный

II. этап

– фонемный

Дофонемный этап

На 3-й неделе у новорожденного появляется реакция на голос.

К 4-м месяцам реакция на голос и интонацию обращенной речи.

К 5 месяцам ребенок улавливает общую ритмическую, мелодическую структуру слова.

В 9-10 месяцев – реакция на интонацию и значение некоторых слов. С этого времени начинает работать механизм самообучения.

С 11 – ти месяцев ребенок различает контрастные по звучанию слова ба-ба, па-па, ма-ма.

С 11-12 месяцев начинает развиваться фонематический слух. В это время фонематический слух позволяет:

понимать речь окружающих;

подражать окружающим;

устанавливать связь слова – предмет.

Фонемный этап

К 2-м годам ребенок дифференцирует все звуки речи только на слух, хорошо понимает обращенную к нему речь взрослого.

К 5-6 годам дети дифференцируют уже все звуки и на слух и в произношении.

Исследования Н.Х. Швачкина подтверждают литературные источники и других авторов (М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, В.В. Ветрова и др.)

Параллельно с фонематическим слухом, который осуществляет операции различения и узнавания фонем, развивается и фонетический слух, который осуществляет «слежение за непрерывным потоком слогов». Фонематический и фонетический слух совместно составляют речевой слух,

который осуществляет не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения, которое может осуществляться только при слаженной работе между механизмами слухового контроля и приема с одной стороны и управления речевыми движениями с другой.

О функциональном единстве речевосприятия и речепроизводства упоминается в работах Н.И.Жинкина, Н.Х. Швачкина, В.И. Бельтюкова, А.А. Леонтьева и др.

Еще в период зарождения фонологической теории крупнейший языковед Бодуэн де Куртене указывал, что структура фонемы определяется, как акустическими, так и двигательными компонентами.

Исследуя закономерности развития детской речи, А.Н. Гвоздев отмечает, что общий ход усвоения ребенком звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер: «Слуховая сфера является ведущей в том отношении, что благодаря раннему развитию слуха ребенок на слух учится различать разнообразные фонетические элементы; их точные слуховые представления и становятся регулятором для выработки их в его собственном произношении. Но для их появления в речи самого ребенка, кроме слуховых представлений, необходимы еще артикуляционные навыки… Эти навыки вырабатываются позже, и с их выработкой звуковые элементы беспрепятственно вступают в собственную речь ребенка. С этой стороны развитие моторной сферы оказывается определяющим для всего хода усвоения фонетической стороны родного языка. А.Н. Гвоздев «Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка», Москва 1948 г.)

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Логопедическая мастерская»;
  • создать логопедическую копилку для родителей «Домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.

Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленной цели

Работа по взаимодействию логопеда и родителей по речевому развитию детей проходит в 3 этапа:

1 этап – подготовительный (информационно-аналитический)

Задачи:

  • выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
  • начать сбор методических материалов (информационный банк) для копилки «Домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, в вопросах речевого развития.

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования (см. Приложение 1). Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

На данном этапе также необходимо начать собирать и разрабатывать копилку «Домашний логопед»: методические материалы в соответствие с психическими и возрастными особенностями детей.

Подготовительный этап включает в себя установление единых требований логопеда и родителей к коррекционному процессу.

2 этап – основной (практический)

Задачи:

  • разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию и проведение клуба «Логопедическая мастерская»;
  • пополнить и дополнить логопедическую копилку для родителей «Логопед у вас дома»;
  • Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни. Средства и методы проекта;
  • проведение семинара практикума, мастер классов, консультаций, «круглых столов», «родительских гостиных», проведение конкурсов (скороговорщиков, чтецов), проведение праздника красивой и выразительной речи и других форм работы клуба «Логопедическая мастерская» (ежемесячно);
  • проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
  • создание информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» (ежемесячно, теоретический материал по темам);
  • презентация копилки для родителей «Домашний логопед» (ежемесячно, практический материал по темам);
  • ведение «Дневника успеха» (ежемесячно, родителями) (см. Приложение 3).

3 этап – заключительный (контрольно-диагностический)

Задачи:

• Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми в процессе организации клуба «Логопедическая мастерская».

Приложение 2

ДНЕВНИК УСПЕХА

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

учебный год

Месяц Фиксация успехов ребенка
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Перспективный план реализации проекта «Домашний логопед»

Nп/п Срок Формы и методы работы Содержание работы Результат Ответственный
1. Подготовительный этап до 20 сентября 1. Анкетирование родителей Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития Анкета для родителей Логопед
2. Сбор дидактических материалов Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др. Копилка «Домашний логопед» Логопед
2. Основной этап Октябрь Круглый стол «Почему ребенок говорит неправильно». Обмен мнениями, анализ анкетирования, просвещение родителей о причинах речевых отклонений. Протокол «круглого стола», отзывы родителей Логопед
Ноябрь Мастер класс «Упражнения для развития мышц речевого аппарата» Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей, изготовление буклетов «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики» Логопед
Декабрь Семинар практикум «Пальчиками играем речь развиваем» Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики Протокол проведения семинара практикума, отзывы родителей Логопед
Январь Консультация «Речевое дыхание основа правильной речи» Тематическая консультация с практической частью Протокол проведения консультации, отзывы родителей Логопед
Февраль Мастер класс «Научитесь слышать звуки» Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Логопед
Март Конкурс чтецов/ скороговорщиков Проявление родителями ораторских и творческих способностей на интересном речевом материале Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей Логопед

Муз. рук-ль

Апрель Родительская гостиная «Родители о своих детях» Обмен впечатлений родителей о коррекционном воздействии на ребенка в домашних условиях Протокол проведения родительской гостиной, отзывы родителей Воспитатели

Логопед

Май Праздник красивой и правильной речи Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях Протокол проведения праздника, отзывы родителей Логопед Муз.рук-ль
Ежемесячно Презентация логопедической копилки «Домашний логопед» Пополнение копилки новыми материалами для использования в домашних условиях по плану клуба Картотека игр и упражнений по темам Логопед
Ежемесячно Индивидуальные консультации Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам Журнал регистрации консультаций для родителей Логопед
Ежемесячно Оформление информационно-методического стенда «Шпаргалки для родителей» Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей Логопед
Ежемесячно Ведение «Дневника успеха» Фиксация родителями достижений детей в речевом развитии «Дневник успеха» Логопед
3. Заключительный этап Апрель Мониторинг (анкетирование) работы логопеда с родителями Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей Анкета для родителей Логопед
Май Мониторинг детей Выявление уровня речевого развития детей

Презентация проекта «Логопедическая мастерская»

Заключительные диагностические данные детей Логопед
  1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
  2. Душкина Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Логопед 2005 N 5.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
  4. Миронова С.А. Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 2007.
  5. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
  6. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
  7. Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.

Практическая значимость проекта

Заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, разработанный план работы клуба «Логопедическая мастерская», методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Домашний логопед», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, разработанная форма «Дневника успеха» для фиксации родителями достижений ребенка могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.

Ожидаемые результаты:

Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха».

Родители самостоятельно используют материалы из копилки «Домашний логопед».

Путем анкетирования выявилась необходимость повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка.

Для детей Для родителей Для педагогов Для ДОУ
положительная динамика речевого развития; успешная социальная адаптация в ДОУ и семье; индивидуальный подход к каждому ребенку. положительная оценка деятельности ДОУ; готовность и желание помогать ДОУ; использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; удовлетворенность собственной деятельностью; качественно организованная система повышения квалификации; учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов благоприятные условия для профессионального роста педагогов; повышенный статус ДОУ
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]