Тема «Игрушки» обязательно должна быть использована в ходе логопедических занятий с дошкольниками 2-7 лет. Конечно, для детей в детском саду лучше всего подходят картинки Игрушки, которые специально отобраны для развивающих занятий.
В лексическом материале по этой теме можно выделить несколько важных «ступеней», элементов, которые должны быть усвоены дошкольниками:
- Само обобщающее понятие «игрушки».
- Различные названия предметов, используемых для игр разного типа (сюжетных, подвижных и т.д).
- Общие признаки и свойства игрушек, а также их отличия от других предметов.
- Способы использования тех или иных игрушек.
- Особенности их устройства.
- Представление о материале, из которого изготовлены предметы для игр.
Вот минимальный перечень слов по теме Игрушки для детей, которые должны быть введены в активный словарь детей дошкольного возраста:
- Названия игрушек и их частей (существительные):
мишка, зайка, собачка, кукла, машинка, мяч, волчок, конструктор, матрешка, пирамидка, голова, туловище, рука, нога, мордочка, лапка, хвостик.
- Характеристики предметов для игр (прилагательные):
* их полезно учить с детьми по парам, сравнивая свойства разных игрушек.
Большой – маленький, круглый — квадратный, мягкий — твердый, гладкий — шершавый, меховой — пластмассовый, железный — деревянный, новый — старый.
- Различные действия, которые можно совершать с данными предметами (глаголы):
Катать, возить, строить, качать, одевать, купать, кормить, носить, покупать, терять, находить, шить, играть, собирать.
Нарисованные картинки
Для формирования пассивного словаря огромное значение имеют картинки для детей, изображающие различные игрушки. Очень хорошо, если они представлены в большом разнообразии, это позволяет предлагать ребенку множество различных речевых упражнений и занятий.
Для логопедических игр намного удобнее использовать именно карточки, а не реальные предметы. Сортировка и описание изображений способствует не только речевому развитию детей, но также совершенствует их:
- наглядно-образное мышление;
- оперативную память;
- внимание.
Конечно, нарисовать такие картинки самому очень сложно, лучше найти готовые, отобранные профессиональными логопедами.
Как отмечалось выше, дети могут осуществлять обобщение предметов на основании своего практически-чувственного опыта, не осознавая, почему они объединили предметы в одну группу. Поэтому, обучая детей обобщению, нужно приучать их употреблять слова, обозначающие обобщенные понятия.
Операции обобщения и обозначения развиваются у дошкольников в различных видах деятельности. Мы остановимся здесь лишь на характеристике некоторых дидактических игр и занятий, которые могут проводиться специально с целью формирования у детей указанных операций.
Вначале полезно упражнять детей в действии с предметами. Можно предложить такие варианты дидактических игр: «Найди, что подходит», «Дай, что подходит», игра в «Четвертый лишний», «Узнай, что в мешочке», «Угадай, что в мешочке», «Назови одним словом», «Наведи порядок» и др.
В игре «Найди, что подходит» перед ребенком лежат три-четыре однородных предмета, например тарелка, чашка, ложка. Несколько поодаль лежат два других предмета, один из которых относится по значению к уже названной группе, например блюдце и ботинок. Ребенку предлагается присоединить к группе то, что подходит, и затем объяснить, почему подходит именно этот предмет, а не другой.
Игра «Дай, что подходит» заключается в следующем: перед ребенком в один ряд лежат четыре предмета, два из которых относятся к одной группе предметов а два — к другой. Например, на столе находятся шапка, варежки, огурец и лук. Воспитатель держит в руках морковку и предлагает ребенку выбрать из разложенных на столе предметов и дать ему те, которые подходят к морковке. Как и в предыдущей игре, выясняется, почему подходят одни предметы и не подходят другие («и морковку, и лук, и огурец можно есть, это овощи, они в огороде растут, а шапка и варежки — это одежда»). Если вначале пары предметов кладутся воспитателем рядом, то затем предметы разных групп располагаются вперемешку. Усложнение игры может осуществляться также за счет увеличения количества предметов, из которых нужно сделать выбор.
В игре «Четвертый лишний» из четырех предметов, лежащих перед ребенком, три относятся к одной группе, например грузовик, легковая машина и самосвал, а один предмет, например пирамидка, не входит в понятие «машины». Ребенку говорят: «Один предмет здесь лишний, найди его и отложи в сторону». После того как ребенок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались. Если ребенку предлагают большее количество предметов, то игра может называться «Убери лишний».
Дошкольник может осуществлять ситуативные обобщения. Если ему предложить, например, такие предметы, как зайца, белку, зубную щетку и медведя, то он может объединить белку и зубную щетку, объясняя это тем, что у белочки болят зубы, потому что она их не чистит, и ей надо дать зубную щетку, чтобы она чистила зубы, и тогда они больше не будут у нее болеть (о том, что у белочки болят зубы, ребенок мог узнать из недавно услышанной сказки «Белочкино горе»). Поэтому подбирать материал следует с таким расчетом, чтобы было меньше возможностей для ситуативных обобщений.
В играх с «Чудесным мешочком», «Угадай, что в мешочке» в мешочек помещаются предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или машины, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям (затем можно обходиться и без такого предварительного пояснения): «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?» Своим вопросом воспитатель вносит элемент загадочности, занимательности. Затем вызывает ребенка, он достает один предмет за другим, называет каждый из них и дает группе обобщающее название. Или дети вызываются по очереди, и каждый достает лишь один предмет, в остальном игра протекает таким же образом.
В игре «Угадай, что в мешочке» узнавание каждого предмета производится на ощупь, после этого дети угадывают, как называется группа.
Игра «Назови одним словом» по содержанию аналогична предыдущей, только здесь дети сами не создают группу, практически не действуют, а называют обобщающим словом уже готовую совокупность однородных предметов. Эта игра рекомендуется детям с целью употребления и усвоения ими обобщенных названий, и ее следует использовать наряду с теми играми, в которых ребенок сам практически образует группу однородных предметов.
В игре «Наведи порядок» предметы различных групп (вначале двух) располагаются хаотически. Ребенку предлагается навести порядок, т. е. положить вместе однородные предметы. Воспитатель поясняет детям: «Если бы у тебя были здесь курица, цыпленок и петух, ты бы их вместе положил, потому что это домашние птицы». Здесь ребенок производит не только обобщение, но и классификацию как более сложную мыслительную операцию. Он объединяет предметы в одну группу на основе общего признака и распределяет предметы на группы в зависимости от различий между ними.
Подобные игры можно проводить с картинками. При этом возникает возможность использовать материал значительно большего количества групп.
Помимо указанных выше игр, для развития у детей навыков обобщения и классификации могут быть использованы и другие игры с картинками, описанные в литературе. Так, в игре «Парные картинки» (автор Н. А. Ушакова) дети рассматривают лежащие на столе картинки и называют изображенные на них предметы. Затем они подбирают их парами по сходству признаков (ведро и кувшин, куклу и матрешку и т. д.). Для детей эту игру целесообразно назвать «Подбери пару». Ее можно усложнить, поставив в конце игры новую задачу: «Отгадай, что это?» или «Назови одним словом». Здесь дети должны дать образованным парам картинок обобщающие названия.
В игре «Найди и принеси» (с парными картинками) ребенок по картинке, которая у него в руке, разыскивает и приносит подобную. Можно проводить другой вариант игры с тем же названием.
На столе, стоящем невдалеке от воспитателя, вперемешку разложены картинки разных групп. Ребенку дается одна картинка, и он должен по ней найти и принести воспитателю остальные картинки той же группы (3-4-5 картинок). Зная количество элементов в группе, педагог может легко проконтролировать ребенка. Перед остальными детьми ставится задача посмотреть, хороший ли Петя разведчик (эту игру можно назвать по другому — «Разведчики»), найдет ли он все, что нужно. После того как картинки данной группы принесены, их показывают детям или выставляют на наборном полотне или фланелеграфе, и дети дают название группе (или это задание дается ребенку, принесшему картинки).
Можно предложить игру «Не ошибись». Для нее подбираются различные картинки. В группе должно быть столько картинок, сколько детей принимают участие в игре. Каждый ребенок получает по одной карточке из каждой группы. Предположим, в игру включены картинки с нарисованными на них насекомыми, одеждой, мебелью, игрушками, овощами и посудой. Следовательно, у каждого из играющих должно быть по шести карточек. Один из детей открывает любую карточку, и каждый ребенок по очереди выкладывает ту картинку, которая подходит к первой (например, образуется группа «одежда»). После того как положена последняя картинка данной группы, следующий ребенок дает ей обобщающее название и выкладывает любую из своих карточек. Далее образуется следующая группа картинок, называется родовым словом и т. д. Ребенок, который положил ошибочно неподходящую карточку или не сумел назвать группу, платит фант.
С этим же материалом можно проводить игру «Не зевай». Карточки перемешивают и раздают детям поровну. При этом у одного ребенка может оказаться несколько картинок данной группы, а у другого — ни одной. Кроме картинок, каждый ребенок получает одинаковое количество фишек для уплаты штрафа. Один ребенок открывает карточку, другие дети по очереди выкладывают картинки, образуют группу однородных предметов и называют ее, как и в предыдущей игре. Разница заключается в том, что тот ребенок, у которого не оказалось картинки и соответствующей группы или он ее не нашел, платит штраф. Выигрывают те дети, у которых осталось больше фишек.
Интересна с точки зрения упражнения детей в операции обобщения игра «Подбери» (автор А. Стольникова). «Ведущий отбирает комплекты карточек по количеству участников игры. Затем, показывая играющим карточки (по одной), предлагает назвать изображенные на них предметы. Если играющий правильно назвал предмет, растение или животное, ведущий отдает ему эту картинку, говоря при этом, к какой группе она относится. Например, играющий назвал изображенный на карточке предмет — стол. Ведущий передает ему эту карточку и говорит: «Стол — это мебель».
Когда играющие запомнят, к какой группе относятся те или иные предметы, можно приступить к игре. Карточки раздают всем участникам игры поровну. Играющие должны рассмотреть свои карточки и решить, какую группу предметов они будут собирать: растения, животных, мебель и т. д. (собирать следует тот комплект карточек, которых у играющего больше).
После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из играющих не соберет шесть карточек одной группы, например, все овощи: капусту, огурцы, свеклу, морковь и редиску».
Для обучения детей классификации можно рекомендовать игру «Кто быстрее разделит на группы». Материалом игры служат наборы картинок разных групп. Ведущий перемешивает карточки и раздает их детям поровну лицевой стороной вниз. После того как все карточки розданы участникам игры, ведущий говорит: «Начинай — не зевай». После этих слов дети переворачивают карточки и, объединяя одинаковые по содержанию, распределяют их по группам. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
При проведении этой игры нужно учитывать, что у детей оказывается неодинаковое количество картинок разных групп, о чем детей следует предупредить в начале игры.
Выше подчеркивалась необходимость овладения детьми обобщенными названиями для осуществления действия классификации (тем более это необходимо для использования классификации в целях запоминания). Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи.
Выше указывалось, что наиболее трудными оказываются для детей такие обобщающие слова, как насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие. Для овладения родовыми названиями детям недостаточно слышать, даже неоднократно воспринимать эти слова. Необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению родовых названий, для чего можно проводить разнообразные игры.
Материалом игры «Что это и к нему относится?» являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек лежит около воспитателя. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все картинки разобраны.
Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточки одну за другой, воспитатель спрашивает у детей: «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты… Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко — к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.
Варьируя наборы картинок, воспитатель упражняет детей в действии классификации и в самостоятельном употреблении различных обобщающих слов.
С этой же целью рекомендуется игра «Кому что нужно». Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество картинок. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные карточки находятся у воспитателя. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, деревьев, цветов, насекомых и пр.). Ребенок должен собирать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Воспитатель (ведущий), беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?». Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» — и получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий штрафует его, забирая себе одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего картинок.
Дидактическая игра «Раздели на группы. Что это». описанная Л. Р. Голубевой, преследует те же цели, что и игры, предложенные нами, однако она проводится с каждым ребенком индивидуально. Рассматривая предложенные картинки, ребенок должен называть единичный предмет и относить его к соответствующей общей группе, используя образец. Например, «шапка — одежда, кукла — игрушка» и т. д.
В последних трех описанных играх дети относят единичное к общему без практического действия раскладывания. Следовательно, здесь классификация осуществляется детьми уже на более высоком уровне, в форме речевого действия.
Раскраски
Для проведения занятий по теме «Игрушки» также очень полезно использовать тематические раскраски. Они помогают ребенку не только изучить и запомнить всевозможные названия предметов для игр, но соазу же потренироваться в использовании большого числа описательных прилагательных (в описаниях различных цветов и материалов). Правильно подобранная раскраска — настоящий помощник для логопедов и родителей!
Учим дошкольников обобщать предметы
Как отмечалось выше, дети могут осуществлять обобщение предметов на основании своего практически-чувственного опыта, не осознавая, почему они объединили предметы в одну группу. Поэтому, обучая детей обобщению, нужно приучать их употреблять слова, обозначающие обобщенные понятия.
Операции обобщения и обозначения развиваются у дошкольников в различных видах деятельности. Мы остановимся здесь лишь на характеристике некоторых дидактических игр и занятий, которые могут проводиться специально с целью формирования у детей указанных операций.
Вначале полезно упражнять детей в действии с предметами. Можно предложить такие варианты дидактических игр: «Найди, что подходит», «Дай, что подходит», игра в «Четвертый лишний», «Узнай, что в мешочке», «Угадай, что в мешочке», «Назови одним словом», «Наведи порядок» и др.
В игре «Найди, что подходит» перед ребенком лежат три-четыре однородных предмета, например тарелка, чашка, ложка. Несколько поодаль лежат два других предмета, один из которых относится по значению к уже названной группе, например блюдце и ботинок. Ребенку предлагается присоединить к группе то, что подходит, и затем объяснить, почему подходит именно этот предмет, а не другой.
Игра «Дай, что подходит» заключается в следующем: перед ребенком в один ряд лежат четыре предмета, два из которых относятся к одной группе предметов а два — к другой. Например, на столе находятся шапка, варежки, огурец и лук. Воспитатель держит в руках морковку и предлагает ребенку выбрать из разложенных на столе предметов и дать ему те, которые подходят к морковке. Как и в предыдущей игре, выясняется, почему подходят одни предметы и не подходят другие («и морковку, и лук, и огурец можно есть, это овощи, они в огороде растут, а шапка и варежки — это одежда»). Если вначале пары предметов кладутся воспитателем рядом, то затем предметы разных групп располагаются вперемешку. Усложнение игры может осуществляться также за счет увеличения количества предметов, из которых нужно сделать выбор.
В игре «Четвертый лишний» из четырех предметов, лежащих перед ребенком, три относятся к одной группе, например грузовик, легковая машина и самосвал, а один предмет, например пирамидка, не входит в понятие «машины». Ребенку говорят: «Один предмет здесь лишний, найди его и отложи в сторону». После того как ребенок выполнит требуемое действие, его спрашивают, как можно назвать предметы, которые остались. Если ребенку предлагают большее количество предметов, то игра может называться «Убери лишний».
Дошкольник может осуществлять ситуативные обобщения. Если ему предложить, например, такие предметы, как зайца, белку, зубную щетку и медведя, то он может объединить белку и зубную щетку, объясняя это тем, что у белочки болят зубы, потому что она их не чистит, и ей надо дать зубную щетку, чтобы она чистила зубы, и тогда они больше не будут у нее болеть (о том, что у белочки болят зубы, ребенок мог узнать из недавно услышанной сказки «Белочкино горе»). Поэтому подбирать материал следует с таким расчетом, чтобы было меньше возможностей для ситуативных обобщений.
В играх с «Чудесным мешочком», «Угадай, что в мешочке» в мешочек помещаются предметы какой-либо группы (или овощи, или игрушки, или машины, или животные и пр.). Вначале воспитатель поясняет детям (затем можно обходиться и без такого предварительного пояснения): «У нас в чудесном мешочке лежит то, что мы едим. Что же это такое? Как это одним словом называется?» Своим вопросом воспитатель вносит элемент загадочности, занимательности. Затем вызывает ребенка, он достает один предмет за другим, называет каждый из них и дает группе обобщающее название. Или дети вызываются по очереди, и каждый достает лишь один предмет, в остальном игра протекает таким же образом.
В игре «Угадай, что в мешочке» узнавание каждого предмета производится на ощупь, после этого дети угадывают, как называется группа.
Игра «Назови одним словом» по содержанию аналогична предыдущей, только здесь дети сами не создают группу, практически не действуют, а называют обобщающим словом уже готовую совокупность однородных предметов. Эта игра рекомендуется детям с целью употребления и усвоения ими обобщенных названий, и ее следует использовать наряду с теми играми, в которых ребенок сам практически образует группу однородных предметов.
В игре «Наведи порядок» предметы различных групп (вначале двух) располагаются хаотически. Ребенку предлагается навести порядок, т. е. положить вместе однородные предметы. Воспитатель поясняет детям: «Если бы у тебя были здесь курица, цыпленок и петух, ты бы их вместе положил, потому что это домашние птицы». Здесь ребенок производит не только обобщение, но и классификацию как более сложную мыслительную операцию. Он объединяет предметы в одну группу на основе общего признака и распределяет предметы на группы в зависимости от различий между ними.
Подобные игры можно проводить с картинками. При этом возникает возможность использовать материал значительно большего количества групп.
Помимо указанных выше игр, для развития у детей навыков обобщения и классификации могут быть использованы и другие игры с картинками, описанные в литературе. Так, в игре «Парные картинки» (автор Н. А. Ушакова) дети рассматривают лежащие на столе картинки и называют изображенные на них предметы. Затем они подбирают их парами по сходству признаков (ведро и кувшин, куклу и матрешку и т. д.). Для детей эту игру целесообразно назвать «Подбери пару». Ее можно усложнить, поставив в конце игры новую задачу: «Отгадай, что это?» или «Назови одним словом». Здесь дети должны дать образованным парам картинок обобщающие названия.
В игре «Найди и принеси» (с парными картинками) ребенок по картинке, которая у него в руке, разыскивает и приносит подобную. Можно проводить другой вариант игры с тем же названием.
На столе, стоящем невдалеке от воспитателя, вперемешку разложены картинки разных групп. Ребенку дается одна картинка, и он должен по ней найти и принести воспитателю остальные картинки той же группы (3-4-5 картинок). Зная количество элементов в группе, педагог может легко проконтролировать ребенка. Перед остальными детьми ставится задача посмотреть, хороший ли Петя разведчик (эту игру можно назвать по другому — «Разведчики»), найдет ли он все, что нужно. После того как картинки данной группы принесены, их показывают детям или выставляют на наборном полотне или фланелеграфе, и дети дают название группе (или это задание дается ребенку, принесшему картинки).
Можно предложить игру «Не ошибись». Для нее подбираются различные картинки. В группе должно быть столько картинок, сколько детей принимают участие в игре. Каждый ребенок получает по одной карточке из каждой группы. Предположим, в игру включены картинки с нарисованными на них насекомыми, одеждой, мебелью, игрушками, овощами и посудой. Следовательно, у каждого из играющих должно быть по шести карточек. Один из детей открывает любую карточку, и каждый ребенок по очереди выкладывает ту картинку, которая подходит к первой (например, образуется группа «одежда»). После того как положена последняя картинка данной группы, следующий ребенок дает ей обобщающее название и выкладывает любую из своих карточек. Далее образуется следующая группа картинок, называется родовым словом и т. д. Ребенок, который положил ошибочно неподходящую карточку или не сумел назвать группу, платит фант.
С этим же материалом можно проводить игру «Не зевай». Карточки перемешивают и раздают детям поровну. При этом у одного ребенка может оказаться несколько картинок данной группы, а у другого — ни одной. Кроме картинок, каждый ребенок получает одинаковое количество фишек для уплаты штрафа. Один ребенок открывает карточку, другие дети по очереди выкладывают картинки, образуют группу однородных предметов и называют ее, как и в предыдущей игре. Разница заключается в том, что тот ребенок, у которого не оказалось картинки и соответствующей группы или он ее не нашел, платит штраф. Выигрывают те дети, у которых осталось больше фишек.
Интересна с точки зрения упражнения детей в операции обобщения игра «Подбери» (автор А. Стольникова). «Ведущий отбирает комплекты карточек по количеству участников игры. Затем, показывая играющим карточки (по одной), предлагает назвать изображенные на них предметы. Если играющий правильно назвал предмет, растение или животное, ведущий отдает ему эту картинку, говоря при этом, к какой группе она относится. Например, играющий назвал изображенный на карточке предмет — стол. Ведущий передает ему эту карточку и говорит: «Стол — это мебель».
Когда играющие запомнят, к какой группе относятся те или иные предметы, можно приступить к игре. Карточки раздают всем участникам игры поровну. Играющие должны рассмотреть свои карточки и решить, какую группу предметов они будут собирать: растения, животных, мебель и т. д. (собирать следует тот комплект карточек, которых у играющего больше).
После этого участники игры обмениваются друг с другом карточками (по одной), которые им уже не нужны. Делают они это так, чтобы остальные играющие не видели, что изображено на карточках.
Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из играющих не соберет шесть карточек одной группы, например, все овощи: капусту, огурцы, свеклу, морковь и редиску».
Для обучения детей классификации можно рекомендовать игру «Кто быстрее разделит на группы». Материалом игры служат наборы картинок разных групп. Ведущий перемешивает карточки и раздает их детям поровну лицевой стороной вниз. После того как все карточки розданы участникам игры, ведущий говорит: «Начинай — не зевай». После этих слов дети переворачивают карточки и, объединяя одинаковые по содержанию, распределяют их по группам. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.
При проведении этой игры нужно учитывать, что у детей оказывается неодинаковое количество картинок разных групп, о чем детей следует предупредить в начале игры.
Выше подчеркивалась необходимость овладения детьми обобщенными названиями для осуществления действия классификации (тем более это необходимо для использования классификации в целях запоминания). Известно, что пассивный словарь ребенка шире его активного словаря, ребенок может понимать слова обувь, насекомые, мебель и др., но не употреблять их в своей речи.
Выше указывалось, что наиболее трудными оказываются для детей такие обобщающие слова, как насекомые, обувь, мебель, инструменты, транспорт, фрукты, деревья, оружие. Для овладения родовыми названиями детям недостаточно слышать, даже неоднократно воспринимать эти слова. Необходимо побуждать детей к самостоятельному употреблению родовых названий, для чего можно проводить разнообразные игры.
Материалом игры «Что это и к нему относится?» являются картинки различных групп. Стопка предварительно перемешанных карточек лежит около воспитателя. Он открывает их по одной, и дети по очереди называют один предмет и группу, к которой он относится. Ребенок, ответивший правильно, получает карточку. В том случае, если ребенок не может назвать группу, карточка кладется вниз стопки. Игра заканчивается, когда все картинки разобраны.
Вначале эту игру можно проводить в облегченном варианте. Сначала, показывая карточки одну за другой, воспитатель спрашивает у детей: «Что это?». Затем он поясняет детям правила игры: «Здесь есть и ягоды, и овощи, и фрукты… Теперь вы будете отгадывать, что к чему относится. Если я покажу яблоко, вы скажете: яблоко — к фруктам». Далее игра проводится так, как описано выше.
Варьируя наборы картинок, воспитатель упражняет детей в действии классификации и в самостоятельном употреблении различных обобщающих слов.
С этой же целью рекомендуется игра «Кому что нужно». Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество картинок. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные карточки находятся у воспитателя. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, деревьев, цветов, насекомых и пр.). Ребенок должен собирать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Воспитатель (ведущий), беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?». Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» — и получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий штрафует его, забирая себе одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего картинок.
Дидактическая игра «Раздели на группы. Что это». описанная Л. Р. Голубевой, преследует те же цели, что и игры, предложенные нами, однако она проводится с каждым ребенком индивидуально. Рассматривая предложенные картинки, ребенок должен называть единичный предмет и относить его к соответствующей общей группе, используя образец. Например, «шапка — одежда, кукла — игрушка» и т. д.
В последних трех описанных играх дети относят единичное к общему без практического действия раскладывания. Следовательно, здесь классификация осуществляется детьми уже на более высоком уровне, в форме речевого действия.
Игры
С картинками «Игрушки» можно проводить множество простых и эффективных логопедических занятий, направленных на развитие речи детей-дошкольников. Вот несколько примеров подобных игр:
Назови картинки
Развитию речи малышей способствует называние различных игрушек, изображенных на карточках. Важно подобрать максимально реалистичные рисунки, это помогает ребенку быстрее узнать тот или иной предмет. Такие картинки игрушек для детей непременно должны быть яркими, привлекательными внешне.
Что здесь лишнее?
Популярную логическую игру «Четвертый лишний» можно использовать и на логопедических занятиях. В ходе нее детям предлагается четыре изображения, три из которых можно назвать одним словом («игрушки»), а одно — нет, эта карточка подбирается из других категорий (овощи, растения, животные, транспорт и т.д). Такая игра способствует обогащению и активизации пассивного словаря, а также отлично тренирует внимание и мышление дошкольников.
Какая? Какой? Какие?
Показывайте ребенку по одной картинке из набора карточек «Игрушки» и просите перечислить свойства того предмета, который изображен на ней. Например: кукла — новая, нарядная, пластмассовая, кудрявая, синеглазая, большая, новая и т. п. Если у вас есть картинки из серии Игрушки для детей на прозрачном фоне, то лучше использовать именно их в этой игре.
Назови ласково
Эта игра отлично подходит для формирования навыка использования уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Взрослый показывает детям 4 лет и старше игрушки (на картинках или реальные) и просит назвать их ласково. Примеры:
– кукла — куколка; – мяч — мячик; – медведь — мишка; – слон — слоник; – заяц — зайчик; – машина — машинка; – скакалка — скакалочка.
Для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет можно провести усложненное занятие: попросить вспомнить названия игрушек, которые используются только в «ласковой» форме. (волчок, пирамидка) или не имеют ее совсем (юла, обруч, поезд, клоун и др).
Один-много
Научите малыша не только называть игрушки по одной, но и находить ту или иную из них в группе похожих/одинаковых изображений, Пример:
мяч – мячик кукла — куклы кубик — кубики шарик — шарики.
Сыщики
Еще одна простая и увлекательная игра, которая поможет ребенку быстро выучить названия большого количества игрушек. В качестве наглядного материала для нее можно использовать:
- картинки;
- реальные предметы для игр;
- видео-материалы.
Сначала нужно показать четыре различные картинки с изображениями игрушек, а потом одну из карточек спрятать (закрыть). Малыш должен вспомнить и назвать то, что пропало.
Угадай какого цвета
Предложите ребенку назвать цвет той игрушки, какую вы покажите ему. Начинать нужно с основных цветов, затем можно добавить более сложные варианты, с оттенками (ярко-красный, алый, темно-зеленый, светло-розовый). В ходе этой игры можно также закрепить понятия
– яркий; – разноцветный; – прозрачный; – многоцветный.
Это чья игрушка?
Такое упражнение позволяет научить ребенка-дошкольника согласованию существительных (названий игрушек) с личными местоимениями. Вы показываете малышу картинку с изображением и спрашиваете: «Чье это?». Варианты ответов:
моя (собачка, юла, пирамидка) мой (мячик, слоник, зайка, клоун) мое (лото, домино) мои (кубики, шарики)
Кто что делает?
Эта игра позволяет тренировать навык согласования существительного с глаголом. Показывайте ребенку картинки с изображением игрушек (в единственном и множественном числе, парные) по одной и задавайте вопрос: «Что это? Что он делает?». Варианты ответов:
кукла спит — куклы спят петрушка сидит — петрушки сидят зайка упал с полки — зайки упали с полки волчок крутится — волчки крутятся шарик укатился — шарики укатились машинка сломалась — машинки сломались медведь спит — медведи спят
Большая картинка «Игрушки для детей» может быть использована для подобного занятия с несколькими малышами сразу, группового или подгруппового.
Какая игрушка?
Эта увлекательная игра помогает детям освоить правила согласования существительного с прилагательным быстро и легко. Попросите малыша придумать как можно больше характеристик для той игрушки, изображение которой окажется у вас в руках. Лучше всего проводить эту игру среди нескольких детей или в паре взрослый-ребенок. Старайтесь избегать повторов прилагательных, важно назвать как можно больше разных слов.
Пример:
Лошадка — деревянная, новая, любимая, удобная, твердая, гладкая, коричневая. Слоник — фиолетовый, мягкий, большой, грустный, ушастый.
Магазин
Привычную игру «в магазин» можно немного видоизменить и эффективно использовать для развития речи детей старшей и подготовительной группы детского сада. Предложите ребятам выбрать карточку из набора «Игрушки», т. е. «сделать покупку». Затем мальчик или девочка подходит к витрине и выбирает «покупку». Свои действия ребенок должен сопровождать правильно построенным полным предложением, в котором он должен назвать выбранный предмет и несколько его характеристик (цвет, материал, величину и другие особенности). Это упражнение способствует обогащению детского активного словаря и развитию воображения.
Пример:
1. Я хочу купить большой желтый шарик. 2. Я хочу купить яркий красный кубик. 3. Я хочу купить нарядную маленькую куклу. 4. Я хочу купить набор деревянных кубиков в коробке.
Для этой игры очень хорошо подходят картинка Игрушки для детей на прозрачном фоне, хотя можно использовать и обычные картонные карточки.
Веселые картинки для развития мышления ребенка
Кто самый легкий?
(иллюстрация из журнала «Веселые картинки», 1983, №4) В далеком 2004 году со мной случилась вполне обычная история. Прямо от лабораторных столов, загруженных ПЦР-машинами, центрифугами, пробирками и микроскопами, в горячем угаре написания статей по биоремедиации засоленных почв я попала в комнату с погремушками, книжками-малышками и маленьким ребенком.
Применение погремушек и сосок оказалось делом более-менее простым, но вот с «развивающими играми» все показалось намного интереснее. Можно ли на самом деле усиливать развитие мыслительных способностей у ребенка, и как это делать?
Чтобы ответить на этот вопрос, я оставила карьеру ученого и пошла работать педагогом дополнительного образования. То, что вы прочитаете дальше – результат, пардон, опытов над детьми (не волнуйтесь, ни один подопытный ребенок не пострадал). Если поставленная задача – развивать мышление, нужно понять, что же это такое.
Видов мышления существует несколько:
1. Словесно-логическое мышление
. С ним разобрался еще Аристотель. Оно опирается на любимые нами элементарные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование) и элементарные умозаключения (дедукция, индукция, аналогия (традукция)). 2.
Наглядно-образное мышление
(оперирование образами). 3.
Предметно-действенное мышление
(«мышление руками», основанное на сенсорно-перцептивном процессе). 4.
Креативное мышление
(самый трудный термин, по сути – способность принимать нестандартные решения). 5.
Абстрактно-символическое
(оперирование математическими кодами, формулами и операциями, которые нельзя ни потрогать, ни представить).
Стало быть, для того чтобы в процессе развлечения еще и развивать ребенка, нужно встроить в процесс игры необходимость решить задачу, которая решается с помощью этих видов мышления. К счастью, это оказалось не так уж сложно (размышления очень сильно подтолкнула вперед толстая подшивка старых журналов «Веселые картинки», в которых оказался богатейший материал для анализа возможностей применения инфографики к детям).
Поскольку я сама визуал, то и приемы получились визуальные. Применяются они к детям от 4 лет и старше (самым старшим моим ученикам, на которых приемы работали, было 18, на взрослых не проверяла; для конкретных задач указан конкретный возраст). Приведенные примеры – в основном из области биологии (догадайтесь, почему), но сами приемы могут быть применены к разным областям знаний. На базе этих приемов нам удавалось подготовить интерактивную экскурсию по городу, театральное представление, элементы выставки, посвященной религии, занятия по психологии, химии и физике.
Итак, вот приемы, позволяющие развивать конкретные виды мышления.
Приемы №1 и № 2 – «анализ» и «синтез»
По сути, нам нужно научить разбирать целое на части и собирать его обратно (без возникновения запасных деталей, желательно).
Пример: исследование сложных природных систем, например биогеоценоза пруда.
Задача ребенка (6-12 лет):
проанализировать сообщество, вычленить экологические взаимосвязи и «синтезировать» пруд, который в реальной жизни будет иметь шансы успешно функционировать.
На рисунке: 1 – общий вид, 2-5 – составляющие элементы (2 – ламинированный гербарий рдеста (ламинирование делает самый хрупкий гербарий вандалоустойчивым), 3 – ламинированные изображения стрекозы, рдеста, 4,5: крепление элементов к магнитной доске осуществляется за счет кусочков магнитного винила на изнаночной стороне). Размер доски – 1200*900 мм.
Прием № 3 «сравнение»
Пример: эволюция пальцев передней ноги у лошадей.
Задача ребенка (от 6 лет):
глядя на картинку, ответить, как у лошади появилось копыто.
Прием №4, 5 «обобщение», «абстрагирование»
Пример: в естествознании существует множество вариантов классификаций (живых организмов, звезд по звездной величине и т.д.). Подобные системы дают прекрасную возможность тренировать способность детей к обобщению (вычленяя общие признаки) и абстрагированию (от второстепенных признаков).
Задача ребенка (7-12 лет):
самостоятельно вычленить признаки рыб (откладывают икру, холоднокровность, наличие плавников, жабр, чешуя) и нарисовать условные значки, обозначающие все эти признаки.
Прием №6 «дедукция»
Благодаря Артуру Конану Дойлу стал широко известен «метод Холмса» – дедуктивное рассуждение от общего к частному.
Пример: этот метод может быть весьма успешно применен, например, при игре в следопытов. Наилучшим вариантом реализации этой игры будет поход на природу, во время которого детям будет предложено отыскать по следам жизнедеятельности максимальное количество живых существ: дятла — по «наковальне», ворону или другую птицу – по оброненному перу, сову – по оставленной «погадке», мышь – по норе, зайца – по экскрементам.
Задача ребенка (школьного возраста):
определить, какую шишку погрызла белка, какую обдолбал дятел, а какую никто не ел.
Прием № 7 «индукция»
Индуктивные рассуждения даются детям с большим трудом, чем дедуктивные, так как требуют рассуждения от частного к общему, то есть практически соответствует процессу нахождения нового знания в научном «взрослом» поиске. Детям помладше для развития этой способности можно задавать вопрос «Что будет, если…», постарше – искать общую причину двух разных явлений.
Задача детей (школьного возраста):
определить общую причину того, почему людей прижимает на американской горке к сиденью, в то время как они вверх тормашками, и почему машину заносит на повороте.
Прием № 8 «аналогия»
Пример из бионики: история изобретения застежки-липучки. Известно, что эта застежка была изобретена швейцарцем Жоржем де Местралем после очередного сеанса отдирания репейников от шерсти его собаки. Плоды репейника имеют хорошо различимые невооруженным глазом «крючки», которые и послужили прообразом «липучки». Изобретение принесло немалый доход: 30 лет своей жизни он вместе с семьей жил только на отчисления по патенту за свое изобретение.
Загадка для ребенка (6-99+):
как заработать миллион долларов, внимательно разглядывая репейник с помойки.
Приемы №№9-11 относятся к наглядно-образному мышлению.
Прием № 9 «ассоциация»
Ассоциация – прием, который очень нравится многим детям.
Пример: формы снежинок (как ни странно, формы снежинок имеют и названия, и классификацию). Задача детей (от 5 лет):
глядя на снежинки, догадаться, какое у них название (на иллюстрации слева – столбик, справа – катушка).
Прием № 10 «акцентирование»
По счастью, недостатка использования этого приема в учебниках не наблюдается, например, когда какая-либо система органов выделяется цветом и изображается на черно-белом контуре человеческого тела. В этом случае контур тела нужен для топографической оценки расположения данной системы органов, а цвет – акцентирует внимание. Однако простого выделения цветом недостаточно для того, чтобы озадачить ребенка.
Задача для детей от 6 лет:
раскрашивание контурного изображения человеческого тела цветными карандашами.
Прием № 11 «агглютинация»
Означает «склеивание», поэтому если мы видим, например, древнюю химеру – Кентавра, Единорога, Василиска и других, то их появлению мы обязаны именно способностью человеческого мозга к соединению изначально не соединявшихся частей. Применить этот прием можно как очень просто – предложив детям создать или «разобрать» на составные части химер, так и при решении сложных задач.
Задача для детей от 4 лет:
определить, какое мифическое животное может быть собрано из предложенных частей и каким реальным животным принадлежат все эти детальки.
Школьные задачи содержат, как правило, четкие исходные условия, не допускающие недопонимания, не содержащие ошибки или неполноты исходных данных. В жизни такое бывает редко. Чтобы лучше подготовить ребенка к жизни в реальном мире, полезно использовать приемы, требующие применения интуиции, то самое «креативное мышление». Интуиция позволяет преодолеть неполноту или ошибочность исходных данных. К таким приемам можно отнести «ошибку», «поиск» и «пробел» (приемы №12-14).
Прием № 12 «ошибка»
Предполагает сознательное введение ошибки в свою речь или в предлагаемую иллюстрацию («что перепутал на картине художник?). Применять этот прием следует крайне осторожно. Не следует вводить ошибку со словами «сейчас я покажу вам, как делать/говорить/рисовать неправильно» – такой подход обеспечит неверное запоминание информации. Во время применения приема лучше всего заранее объяснить детям, что в предлагаемой информации содержится ошибка, а вот ее поиск – и есть задача детей.
Задача детей (от 3 лет):
«Что перепутал художник?» (какая ботва подходит к морковке). Иллюстрация из журнала «Веселые картинки», 1984 г., №9.
Прием № 13 «поиск»
Задача детей (4-99+):
найти на фотографии живое существо (подсказка: оно почти в пол фотографии).
Прием № 14 «пробел»
Пример: естественный пример неполной информации – это звездное небо. Звезды не соединены между собой линиями в созвездия, в то же время человеческое воображение «дорисовывает» их без труда.
Задача детей (от 6 лет):
самостоятельно соединить звезды на звездном небе в созвездия, пользуясь своими знаниями или после краткой демонстрации «правильного» варианта.
Лирическое отступление
Тут я люблю подшутить над детьми и предложить им найти созвездие Ориона, например, здесь:
Нашли? Он там, кстати, правда есть (спасибо фотошопу). На самом деле это – результат труда пещерных грибных комаров, которые плетут вот такие ловчие сети (в результате дети запоминают и комаров, и созвездие Ориона):
И, наконец, предметно-действенное мышление (прием №15).
Прием № 15 «органолептика»
Для многих людей возможность что-то потрогать, понюхать, пощупать или облизать не ассоциируется с понятием «мышление». Тем не менее, Забродиным Михаилом Юрьевичем разработана теория сенсорно-перцептивного процесса, согласно которой процесс восприятия сигнала сопряжен с процессом принятия решения. На макроуровне – это познание предмета через манипулирование им.
Массу примеров может предоставить любой музей занимательной физики. Потерев янтарем о шерсть, можно продемонстрировать появление электричества. Электрический разряд приводит к появлению озона, что можно почувствовать с помощью характерного запаха. Человеческое тело – тоже проводник электричества, это можно почувствовать языком, присоединив к нему контакты батарейки. Электричество можно также почувствовать наощупь, к примеру, одевая и снимая свитер из синтетического волокна.
К сожалению, приемов, как развивать абстрактно-символическое мышление у детей, мне, презренному визуалу, придумать не удалось. Так что дорогие папы и мамы-программисты, буду рада, если поделитесь своими мыслями на этот счет. По крайней мере, развивать его веселыми картинками не представляется возможным в силу противоречия определению термина.
Разумеется, все перечисленные приемы не обязательно использовать раздельно. Их можно и нужно комбинировать. Результат такого комбинирования – игра про инфекционные болезни «Осторожно, микробы!» (ее можно и поделиться мыслями относительно игры в частности и попыток соединять игру и обучение в целом).
Как я говорила, у меня были ученики очень разного возраста. Статистику я могу сказать только по старшеклассникам, поскольку только с ними удалось организовать более-менее представительную выборку и контрольную группу. Подробности расчетов и графики можно посмотреть здесь. Если вкратце, то вывод однозначный: у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной возрастала способность к решению задач разнообразными способами. Десять лет наблюдений за детьми более младшего возраста также говорят о том, что положительные изменения происходят (но, к сожалению, за отсутствием контрольной группы статистику привести не могу). То есть развивать мышление можно, и предлагаемые в статье приемы для этого годятся.
Напоследок – маленький совет, как сделать так, чтобы не вы бегали за своим ребенком, пытаясь накормить его разжеванной информацией, а он бегал за вами, требуя «папа/мама, давай еще!». Убегайте от него! Спрячьте информацию. Сделайте ее наградой. Как сказал Джордж Мартин в книге «Игра престолов», «когда один человек строит стену, другому немедленно нужно узнать, что находится на другой стороне». Стоит окружить учебную информацию ореолом загадки, создать препятствия на пути к ее добыче, удивить – у детей возникает интерес, желание достигать результатов. А все почему? Потому что на протяжении почти всей истории человечества только любознательные мальчики и девочки выживали, пока папа бегал за мамонтом, а мама выметала ядовитых пауков из пещеры. Поверьте, я не видела детей, в которых эта древняя любознательность умерла. А вот почему у некоторых она так далеко спряталась, что и не найти – это уже совсем, совсем другая история.